Skip to content

Ребусы с ответами для 4 класса по русскому языку: Ребусы по русскому языку. 4 кл.

Ребусы для 4 класса


Русский язык

«Перспективная начальная школа»

4 класс

Словарный диктант

«Ребусы»

Вариант 1


Ребята!

Знаете ли вы, что такое ребусы?

Ребус – это загадка в виде рисунка с буквами или знаками, которые и помогают понять суть задания и ответ.

Попробуйте разгадать ребусы со словами из словаря.

Чтобы проверить себя, нужно кликнуть на картинку с ребусом.

Удачи!


иску сн ый


в е л о с и пед


инж е нер


з десь


а вт о м о биль


к олл екция


св о бода


экск а ват о р


беседа


к о рабль


п е йзаж


н а тюрморт


Источники

Учительница http://school02kansk. ucoz.ru/doc2016/teach/_20160209_1017312455.png

Шаблоны презентации http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/cvety_raduzhnye/shablony_prezentacii_belye_rozy/526-1-0-57959

Коллекция https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0368/00061de7-5259fbd5/1/img54.jpg

Искусный https://fs3.ppt4web.ru/images/132018/172810/640/img39.jpg

Велосипед http://kartin.fastimagess.ru/img-q5y5x5n4g4041456w4t4q2q5o5w574x4a404n4u4/images/stories/118.png

Инженер https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c34/00027d33-a388cf76/hello_html_70c48ab8.jpg

Здесь http://uslide.ru/images/4/11046/960/img10.jpg

Автомобиль http://pesochnizza.ru/wp-content/uploads/2014/02/rebus-transport-12.jpg

Свобода http://compendium.su/rus/4klass_1/4klass_1.files/image108.gif

Экскаватор http://pesochnizza. ru/wp-content/uploads/2014/02/rebus12.jpg

Беседа https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56a0e4af27a56/img_user_file_56a0e4af27a56_10.jpg

Корабль http://bigslide.ru/images/3/2977/960/img20.jpg

Пейзаж https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/02/27/k_58b464cf1cedb/396318_9.jpeg

Натюрморт https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_564c2fdc3f310/img_user_file_564c2fdc3f310_10.jpg

учим разгадывать шифровки из букв, картинок и цифр


Математика и логика для детей / Ребусы


Рассказываем по порядку правила составления и решения ребусов. Перед вами задания
с пояснениями и подсказками, чтобы отработать алгоритм поиска ответа. С ЛогикЛайк
вы научитесь решать любые ребусы и другие задания на логику. У нас есть всё, что
вы искали!


Попробуйте занятия на сайте ЛогикЛайк!


Выберите возраст ученика для старта

4-5 лет


6-7 лет


1-2 класс


3-5 класс


6-9 класс


15+ для себя

На платформе LogicLike. com 5500 логических заданий
с ответами:
ребусы, задачи, вопросы и головоломки.


Что такое ребус?


Ребус – это занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью
иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание
или целую фразу, задуманную автором.


Юный почемучка требует объяснить «Зачем вообще решать ребусы?!» Шпаргалка о пользе –
вам в помощь.


Польза ребусов для детей и взрослых

  • развивается логика: чтобы правильно «считать»
    картинку, нужно порассуждать над взаимным расположением элементов головоломки, подобрать
    верные правила;
  • развивается память: если в ребусе зашифровано длинное
    слово, нужно запоминать разгаданные части слова или фразы, а также ошибочные предположения;
  • развивается нестандартное мышление: картинку-шифровку
    можно интерпретировать по-разному, а решение ребусов на скорость может превратиться в
    увлекательную игру;
  • регулярные тренировки развивают сообразительность и
    скорость мышления;
  • увеличивается словарный запас.


На платформе ЛогикЛайк
более 5 000 000 учеников

  • Развивают логику и мышление
  • Улучшают
    оценки в школе
  • Успешно готовятся к олимпиадам
  • Интересно проводят время с пользой
    для ума

Начать занятия


Как научиться разгадывать ребусы?


Шаг за шагом мы познакомим вас с примерами занимательных головоломок разного уровня сложности.
Часть заданий мы приводим с ответами и описанием решения.


Одолеете весь материал от и до – сможете решать подобные ребусы на раз-два.


Базовые правила чтения ребусов

  • Ребусы читаются слева направо, в отдельных случаях – сверху
    вниз. Могут быть исключения, о которых составители задания могут сообщить текстом или
    стрелками.
  • Знаки препинания и пробелы не учитываются. Это правило
    актуально для больших и сложных ребусов, в которых зашифровано длинное слово или целая
    фраза.
  • Любая картинка или символ в шифровке имеют значение. Ни одна
    запятая или изображение не даётся в ребусе просто так. Картинка и символ могут обозначать
    слово целиком либо часть слова в зависимости от других условий ребуса.
  • Все слова в ребусе читаются в именительном падеже, а вот с
    единственным и множественным числом нужно быть внимательным. Если на картинке изображена
    пара ног, глаз или несколько фруктов, автор ребуса наверняка хочет, чтобы вы прочитали слово
    во множественном числе.
  • Одна из самых сложных задач в ребусе – понять, «что хотел
    сказать автор?». Иными словами, правильно интерпретировать картинку. На рисунке вы можете
    «видеть» собаку, но автор мог загадать слово «пёс» или вообще «Хатико». Мальчик со светлыми
    волосами может быть словом «мальчик» или словом «блондин».
  • Решение у ребуса всегда одно! А если несколько, об этом вас
    должен предупредить автор.
  • Взялись за решение большого сложного ребуса? Будьте готовы,
    что в нём зашифровано предложение, в котором будут не только существительные,
    но и другие части речи.


Запятые в ребусах


Среди самых простых ребусов, которые можно предложить дошкольникам или младшим школьникам –
ребусы, в которых рядом с картинкой стоит одна или несколько запятых. Запятые показывают, что у
слова, которое изображает картинка, нужно убрать букву. Иногда запятые рисуют перевернутыми, но
это значения не имеет.


Рассмотрим суть правила на примере двух ребусов ниже. Количество запятых равно количеству букв,
которые нужно убрать.


Запятые слева – убираем 3 буквы в начале слова.



Узнать ответ

Ответ:

лампочка — почка.


2 запятые до картинки — убираем 2 буквы в начале слова, 1 запятая после
картинки – убираем последнюю букву в слове.



Узнать ответ

Ответ:

облако — лак.


Расскажите ребёнку, что нужно быть внимательным, мыслить нестандартно и всегда
придумывать несколько вариантов решения.


Выберите возраст ребёнка,


чтобы начать занятия

5-8 лет


9-14 лет


Учимся решать ребусы с буквами


Буквы в ребусах дополняют картинки и помогают создавать более сложные головоломки. Если одна или
несколько букв стоят слева или справа от картинки, значит их нужно добавить к слову в начале или
в конце.


Видим на рисунке РОТ, прибавляем к началу слова букву К и получаем слово
КРОТ.


Буквы в ребусах могут сочетаться с другими символами и знаками.


В этом ребусе сочетается рисунок, запятые и буквы. Читать его нужно так:
от слова ЗОНТ отнимаем две буквы в конце (две запятые справа) и
получаем слог ЗО.



Узнать ответ

Ответ:

УЗОР.


Решение

Перед «ЗО»
прибавляем букву «У», после – «Р». Получаем слово УЗОР.


Знак «=» между двумя буквами означает, что букву из слова на картинке нужно заменить на ту,
которая стоит после «=».


В слове «ЦАПЛЯ» букву «Ц» меняем на «К».



Узнать ответ

Ответ:

Капля.


Вместо буквы первой в равенстве может стоять цифра. Тогда необходимо посчитать, какая по счёту
буква соответствует цифре, и заменить её на ту, которая стоит после «=».


Третья по счёту буква в слове УХО – О.



Узнать ответ

Ответ:

Муха.


Решение

По условиям
ребуса меняем букву «О» на «А», и к слову «УХА»
прибавляем букву «М».


Если буква рядом с картинкой зачеркнута, её нужно убрать из слова.


У слова «СЛОН» забираем букву «Л» и получаем слово «СОН».

ЛогикЛайк – полный комплекс для развития
детей 4-12 лет

Логика

Память и внимание

Окружающий мир

Загадки

Математика

Шахматы

Технологии

Начать занятия


Буквенные ребусы (без картинок)


Зашифровать слово для ребуса можно без рисунков и символов, а только с помощью букв. В этом
случае обращаем внимание на то, как буквы или слоги расположены относительно друг друга, и
выбираем подходящий предлог.

  • Если одна буква, слог или слово стоит над другим, читать их
    надо с предлогами «над» или «под».
  • Когда одна буква расположилась за другой, выбираем между
    предлогами «за» или «перед».
  • В одну букву может быть вписана другая или несколько. В этом
    случае используем предлог «в».


Слог «ГА» расположен «ПОД» слогом «РУ».



Узнать ответ

Ответ:

Подруга.


За буквой «К» стоит слог «НИ». Но в этом ребусе предлог «за» нам не
подходит, значит пробуем «перед».



Узнать ответ

Ответ:

Передник.


В большую букву «А» вписан слог «ТА».



Узнать ответ

Ответ:

Вата.


Рисунки в ребусах


Если обыкновенная картинка в ребусе обозначает слово, то перевёрнутая требует прочитать то же
слово справа налево. Может сочетаться с буквами, цифрами и различными символами.


В этом ребусе слово «ЗУБР» читаем наоборот и получаем «РБУЗ».



Узнать ответ

Ответ:

Арбуз.


Стрелка рядом с рисунком указывает налево? Автор ребуса требует прочесть слово в обратном
направлении.


Вместо «КИТ» читаем «ТИК».



Узнать ответ

Ответ:

Бантик.


Решение

«БАН» +
«ТИК» = «БАНТИК».


Решаем ребусы с цифрами


Самый простой вариант использования цифр в ребусах — для замены части слова.



Узнать ответ

Ответ:

Сорока.


Если цифра рядом с рисунком зачеркнута, нужно убрать её из слова.


Слово «ТОРТ» читаем наоборот и отнимаем у получившегося слова «ТРОТ» первую
букву «Т».



Узнать ответ

Ответ:

Рот.


В ребусе над рисунком может располагаться ряд чисел. Если чисел ровно столько, сколько и букв в
слове, просто меняем буквы местами, как указывает числовой ряд.


В слове «КАБАН» 5 букв и столько же букв изображено над рисунком. Просто
выстраиваем буквы в порядке, указанном в числовом ряду, и получаем новое
слово.



Узнать ответ

Ответ:

БАНКА.


Если цифр над или под рисунком меньше, чем букв в слове, значит для разгадки используем только
те, что соответствуют цифрам в числовом ряду.


Легко заметить, что цифр в загадке меньше, чем букв в слове «КРОКОДИЛ» или
«АЛЛИГАТОР». Осталось выбрать верное слово и буквы из него.



Узнать ответ

Ответ:

Кролик.


Решение

Из букв слова
«КРОКОДИЛ» мы собрали новое слово – КРОЛИК.


Задания на логику – отличный вариант совместных занятий с детьми. Ищите ключи к тайным шифрам в
картинках, устраивайте соревнования на скорость между командами друзей. Разгадывайте
интеллектуальные загадки и развивайте логику и мышление вместе с ЛогикЛайк.

Развиваем мышление и кругозор

Более 2 000 000 детей
и родителей со
всего мира уже занимаются на сайте ЛогикЛайк.


Начать занятия!
Начать занятия!

Решил? Премьер-министр России загадывает геометрический пазл | Головоломки по геометрии

Сегодня утром я задал вам следующую задачу, которую премьер-министр России Михаил Мишустин дал классу шестиклассников в начале этого месяца.

Постройте перпендикуляр из (красной) точки на окружности к диаметру без использования измерительных приборов.

Иллюстрация: ICM 2022

Другими словами, если у вас есть окружность с отмеченным на ней диаметром и точка на окружности, можете ли вы найти способ провести линию из точки, которая пересекает диаметр под прямым углом. (Как отмечено зеленым выше.)

Что делает этот вопрос интересным, так это запрет на измерительные приборы. Компас и отмеченная линейка запрещены. Все, что вам разрешено, — это линейка без пометок, чтобы рисовать прямые линии.

Я также дал вам следующие две части информации: 1) Угол, образуемый точкой на окружности с двумя концами диаметра, является прямым углом. 2) Высота треугольника – это линия, проведенная из угла к противоположной стороне под прямым углом. В остроугольных треугольниках три высоты всегда пересекаются.

Судя по комментариям внизу оригинальной статьи, мало кто понял мою подсказку о высотах треугольника.

Решение

Иллюстрация: ICM 2022

ШАГ 1 Проведите линии от точки до обоих концов диаметра. Выберите другую точку на окружности и сделайте то же самое. Как показано на рисунке, углы от обеих этих точек до концов диаметра прямые.

ШАГ 2 Растяните линии, проходящие через обе точки, до их пересечения, как показано на рисунке. Рассмотрим эту точку пересечения как угол «большого» треугольника, противоположная сторона которого равна диаметру окружности. Две высоты этого большого треугольника уже нарисованы: это тонкие синие линии, идущие от каждого из двух концов диаметра к противоположным сторонам. Мы знаем, что высоты пересекаются, поэтому, когда мы проводим линию от вершины большого треугольника через пересечение двух линий под ним, это должно также является высотой, что означает, что он попадает в диаметр под прямым углом.

Иллюстрация: ICM 2022

ШАГ 3 Теперь мы построили линию, перпендикулярную диаметру, наша последняя задача — провести параллельную ей линию, проходящую через красную точку. Для этого проведите линию от места, где наш перпендикуляр касается окружности, через красную точку к продолжению диаметра.

Иллюстрация: ICM 2022

ШАГ 4 Проведите линию от другого пересечения перпендикуляра и окружности и соедините ее с точкой на диаметре, отмеченной на предыдущем шаге. Эта линия должна пересекать круг в зеркальной точке красной точки. Линия, которая их соединяет, — это перпендикуляр, который мы искали.

Иллюстрация: ICM 2022

Та дах! А вот рисунок российского премьера Мишустина.

Фото: Дмитрий Астахов/СПУТНИК/ПРЕСС-СЛУЖБА ПРАВИТЕЛЬСТВА/EPA

Надеюсь, вам понравилась сегодняшняя головоломка. Я вернусь с другим через две недели.

Я собираю здесь пазлы каждые две недели в понедельник. Я всегда в поиске отличных головоломок. Если вы хотите предложить один, напишите мне.

Я автор нескольких сборников головоломок, последний из которых — «Книга головоломок для любителей языков». Я также провожу школьные беседы о математике и головоломках (с ограничениями). Если ваша школа заинтересована, пожалуйста, свяжитесь с нами.

Спасибо Международному конгрессу математиков (ICM) 2022 за использование иллюстраций. ICM 2022 пройдет в следующем году в Санкт-Петербурге.

Почему тысячи американских родителей отправляют своих детей на «русскую математику»

Реклама

Главная//Местное освещение

Решение нашей математической задачи

08:23

Скопируйте код WBUR ниже, чтобы встроить player на вашем сайте

Играть

13 апреля 2017 г.

  • Кэри Голдберг

Учащиеся сидят вокруг Элины Старобинец и выполняют математические задания в Студии увлекательной математики в Брайтоне. (Джесси Коста/WBUR) Этой статье больше 5 лет.

Когда Лариса Итина эмигрировала из России в 2000 году, ее сын Борис сказал ей не утруждать себя упаковкой всех игрушек, игр и головоломок, которые она собрала для помощи детям в изучении математики.

Он сказал: «Мама, ты никогда не будешь использовать это в Соединенных Штатах», — вспоминает она. «Все люди, которых я знаю, говорили мне: «Ты никогда не будешь преподавать в Соединенных Штатах. Это невозможно».

Они сильно ошибались. Сейчас Итина помогает проводить в Брайтоне успешную внешкольную программу под названием «Студия увлекательной математики». Оказывается, очень многие американские родители хотят отправить своих детей на то, что большинство из нас называет просто «русской математикой». (Как в моем придирчивом припеве, когда мои собственные дети были младше и пошли в студию Итины: «Вы уже сделали домашнее задание по русской математике?»)

От Ньютона до Бруклина, от Далласа до Сан-Хосе «русская математика» растет тенденция, движимая быстрорастущей сетью под названием Русская математическая школа. По последним подсчетам, в 22 000 учащихся, школа является гигантом среди российских математических программ, имея 15 филиалов в Массачусетсе, где она началась, и 40 филиалов по всей стране.

Одна из этих 22 000 учениц — 10-летняя Лив Дэвидсон из Уэлсли, которая ходит в Русскую математическую школу с детского сада. Она говорит, что находит это забавным и полезным с математикой в ​​обычной школе: «Ну, это сложнее, чем школьная математика — намного сложнее», — говорит она. «Это как бы следующий уровень математики, так что я уже изучил то, что изучаю в школе, что упрощает задачу».

«Мы берем то, что Советы делали лучше всего — математическое образование — и переносим это из этого ужасного закрытого общества в свободный мир», — говорит соучредитель Русской школы математики Инесса Рифкин. (Джесси Коста/WBUR)

Инесса Рифкин, которая 20 лет назад стала соучредителем школы в Ньютоне, говорит, что сегодня в Русскую математическую школу приходит пятая часть учащихся начальной школы города. «Мы берем то, что Советы делали лучше всего — математическое образование — и переносим это из этого ужасного закрытого общества в свободный мир», — говорит она.

Где, как оказалось, спрос растет вместе с усилением внимания к математическому образованию.

«Я читала статьи о том, что в будущем, в котором будут жить дети, математика станет одним из самых важных навыков, помимо информатики», — говорит Лиза Ватанабэ, чья дочь посещает филиал Российской математической школы. в Бруклине. «Я просто чувствую, что если она сильна в математике, это откроет так много дверей».

Студенты обычно посещают занятия раз в неделю, их стоимость составляет около 2000 долларов в год. В городах, где она популярна, русская математика имеет несколько устрашающую репутацию за строгость и толстые пакеты домашних заданий.

Рифкин говорит, что учебная программа школы основана на русских традициях преподавания, которые делают упор на рассуждения и более глубокое понимание в раннем возрасте, а не только на заучивание и практические упражнения. «Ребенка нужно как можно скорее перевести на абстрактный уровень, — говорит она, — имея в виду раннее знакомство с алгеброй и геометрией, а не только с арифметикой», и помочь детям понять принципы для себя, а не кормить их с ложечки.

Математика после школы — то, что называется «обогащением» математики — не нова, от глобальных сетей, таких как Kumon, которая возникла в Японии, до частных репетиторов и онлайн-академии Хана. Но русская математика как большое «дело» среди американских школьников относительно нова — и распространяется так быстро, что некоторые родители опасаются, что их дети окажутся в невыгодном положении, если они не будут ходить на русскую математику.

Родители толпятся у входа в Русскую математическую школу в Ньютоне, чтобы забрать своих детей перед соревнованием «Математический кенгуру». (Джесси Коста/WBUR)

Некоторые родители отправляют своих детей на русскую математику, потому что они недовольны своей школьной программой, или потому что их ребенок просто любит математику и хочет большего, говорит профессор Джон Стар, исследователь математического образования в Гарвардской высшей школе образования.

Для некоторых есть элемент не отставать от Джонсов.

«Они могут чувствовать, что их ребенок будет отставать в школе, если они не получат внеурочную помощь, — говорит Стар, — и это как бы ведет к такой гонке вооружений, если хотите, после… урок математики в школе».

Настоящая гонка вооружений

История русской математики в Америке начинается с настоящей гонки вооружений: противостояния ядерных вооружений между Советским Союзом и США во время холодной войны. Чтобы поддержать свою науку, Советский Союз создал элитные математико-физические школы и направил в них самых умных детей с математическим складом ума.

«У России блестящие математические традиции, — говорит почетный профессор Гарварда и Массачусетского технологического института Лорен Грэм, ведущий американский историк российской науки. «Было время в советский период, когда Москва была, на мой взгляд, сильнейшим центром математики в мире. Тогда она сильно пострадала от эмиграции — но до сих пор сильна».

Эта эмиграция, в основном русских евреев, началась в 1970-е годы небольшим ручейком. Но когда «железный занавес» поднялся, это превратилось в массовый исход, в том числе около полумиллиона человек, приехавших в США, многие из которых переехали в район Бостона.

«Я всегда говорю своим детям: «Если вы думаете о нашей иммиграции, у нас ничего не было, вы это знаете, только образование», — говорит Рифкин из Русской школы математики.

Эмигрировала с семьей в 1988 году из Минска, где работала инженером-механиком, в Бостон. Они с мужем быстро адаптировались — нашли работу и купили дом в Ньютоне. Жизнь в Америке складывалась хорошо, пока ее сын Илья не пошел в восьмой класс, и она испытала потрясение, изменившее ее жизнь: она поняла, что он не знает ничего из того, что, как она ожидала, он знал в этом возрасте.

Учащиеся готовятся к экзамену по математическому кенгуру в Русской математической школе в Ньютоне. (Джесси Коста/WBUR)

«Я начала разговаривать с другими русскими семьями, и у всех у них была такая же проблема», — вспоминает она. «И главная проблема была даже не в отношении; главная проблема заключалась в успеваемости по математике и естественным наукам. И все мы, инженеры, и все мы, зарабатывающие деньги с помощью математики и естественных наук, — вот что позволило нам так быстро стать независимыми. Дети, они этого не знают, так что же они собираются делать?»

Когда в 1997 году у нее дома открылась Русская математическая школа, она ожидала, что туда будут поступать в основном семьи русских иммигрантов, и многие так и поступают. Но с ростом значения технологий и науки в экономике многие другие семьи тоже видят достоинства русской математики.

Несколько голосов от родителей, отправляющих своих детей в филиал в Бруклине:

Джоанна Мессинг: «Мы посмотрели на американскую программу по математике и американские баллы, и они, мягко говоря, не впечатлили».

Доминик Николас: «У [нашего сына] была некоторая естественная склонность к математике, и мы хотели, чтобы он достиг своего максимального потенциала. И не было ощущения, что это обязательно произойдет в государственной школе».

Рафаэль Иризарри: «Больше всего мы боялись, что она сочтет математику скучной, не интересной и не нравится, и русская математика нас от этого спасла.»

Глубокое понимание «почему»

Слава Герович, историк математики из Массачусетского технологического института, говорит, что, несмотря на американскую родительскую стенографию, на самом деле не существует единого предмета, называемого «русской математикой».

«Дело не в том, что у русских есть какой-то особый ген математики или что-то в этом роде, — говорит он. «Но я думаю, что есть некоторые системные особенности советской школьной системы, которые помогали детям легче и лучше осваивать математику».

Среди них: сильная подготовка учителей и отточенные учебники, которыми пользуется практически вся страна. Это были «не просто наборы задач, но и подробные объяснения», — говорит Герович, полезные ссылки, если учащиеся не могли понять работу в классе.

«Русские учат так: они следят за тем, чтобы каждый ученик, выполняя математическую операцию, понимал, почему она выполняется именно так, а не просто учился, как это делать», — говорит Герович.

Учащиеся решают головоломки с геометрическими фигурами в Студии увлекательной математики для дошкольников. (Джесси Коста/WBUR)

Итина из Студии увлекательной математики помогла написать некоторые из этих учебников по русскому языку, а теперь оживляет и адаптирует этот материал для детей в Брайтоне. Она говорит, что математика неизбежно требует некоторой работы — точно так же, как игра на инструменте требует практики — но ключ к обучению детей математике заключается в том, чтобы понять, что они могут хорошо работать, только если они эмоционально вовлечены.

«Если я задам ребенку какую-нибудь задачку в академическом стиле, он скажет: «Я этого не понимаю, я ненавижу это» и уйдет», — говорит она.

Таким образом, типичная математическая задача в студии может включать геометрию замка принцессы, говорит дочь Итины, Аня, которая преподает там. Студенты в студии много играют с «манипуляторами», формами и головоломками, которые помогают им учиться, используя руки — коллекция, значительно расширившаяся за пределы принадлежностей, которые Итина привезла из России.

«Я думаю, что делаю, — говорит Аня Итина, — развиваю критическое мышление, а также определенные математические навыки посредством понимания, а не запоминания, пытаясь сделать это более увлекательным в небольших группах».

Вот ирония судьбы: для американцев она преподает «русскую математику», но как продукт настоящих русских школ она может видеть, насколько резко «русское» преподавание в этой стране отличается от преподавания в СССР. Например, в отличие от больших занятий по русскому языку за строго регламентированными партами, в студии преподают только в небольших группах по полдюжины детей вокруг стола. И он делит группы по уровням способностей, поэтому может быть пять или шесть групп с разными уровнями для детей, которые все учатся в одном классе в школе.

«Это не русская мысль, — говорит Аня Итина. «Русская мысль заключается в том, что все учатся одинаково».

На недавнем уроке Студии занимательной математики для дошкольников учащиеся решают на бумаге некоторые простые задачи на сложение и вычитание, а также более сложную задачу, которую учительница Элина Старобинец показывает на доске:

Первая строка: пустая коробка в форме треугольник + пустое поле в форме круга = 12,

Вторая строка: треугольное поле + треугольное поле = 16,

Дети сразу соображают, что треугольников должно быть 8, а значит, и круга должно быть 4, но Старобинец подталкивает их немного дальше:

«Почему ты начал с треугольников?» Она зовет Соню Шрофф, которая поднимает руку. Тонким, но уверенным голосом Соня утверждает свою идею: «Сначала нужно сделать нижний, потому что они одинаковые».

Верно, Старобинец утверждает. «Это одно и то же число, поэтому я угадываю только одно число».

Соня только что вывела принцип, что лучше всего решать уравнения только с одним неизвестным. В возрасте 6.

Студия увлечения учительница математики Элина Старобинец с детсадовцами. (Джесси Коста/WBUR)

Проблемы американских школ?

Увеличение числа классов по математике в России может стать проблемой для американских школ. Например: когда учитель вводит новую тему только для того, чтобы обнаружить, что четверть учеников уже прошли ее по русской математике.

Некоторые учителя считают, что русская математика также может вызвать у некоторых детей чрезмерную уверенность в том, насколько хорошо они понимают математическую тему, говорит Стивен Раттенди, заведующий кафедрой математики в средней школе Newton South High School.

И есть опасения, что русская математика может увеличить разрыв в успеваемости по математике между богатыми и бедными, между семьями, которые могут позволить себе 2000 долларов в год на еженедельные внеклассные занятия, и теми, кто не может.

Но русская математика, похоже, также помогает расширить круг американских детей, которым математика нравится. По словам соучредителя Рифкина, в каждом городе, где обосновывается Русская математическая школа, «очень быстро количество отличников, особенно в старших классах, колоссально растет».

По словам Раттенди, в Newton South процент учащихся, посещающих математические классы с отличием, за последнее десятилетие вырос примерно с 20 до 30 процентов. Но разве это благодаря русской математике? Без данных он не может сказать.

Он беспокоится, что огромное количество студентов, изучающих математику в России, может усилить давление на родителей и детей.

«‘Ребенок моего соседа по русской математике, мне нужно быть по русской математике'», — говорит Раттенди, слышат. «И я думаю, что ответ на этот вопрос, вероятно, нет. Вам не нужно быть в русской математике, чтобы быть успешным в математике. Действительно ли дополнительная математика помогает? Безусловно. школьный день поможет тебе лучше играть на скрипке».