Содержание
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников
Авторы:
Ломакина Людмила Николаевна,
Дубянская Наталья Николаевна,
Перепелицына Елена Анатольевна
Рубрика: Педагогика
Опубликовано
в
Молодой учёный
№47 (285) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 25.11.2019
2019-11-25
Статья просмотрена:
535 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 1 (pdf)
Библиографическое описание:
Ломакина, Л. Н. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников / Л. Н. Ломакина, Н. Н. Дубянская, Е. А. Перепелицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64366/ (дата обращения: 22.11.2022).
Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-предметного компонентов развивающей среды на раннюю профессиональную ориентацию дошкольников.
Ключевые слова: развивающая среда, профессиональное ориентирование, дошкольники, предметно-пространственная среда.
Актуальность обоснована концептуальной идеей исследования вопроса ранней профессиональной ориентации дошкольников в развивающей предметной среде дошкольной образовательной организации. Развивающая предметная среда, по описанию С. Л. Новоселовой — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный, интеллектуальный и физический облик, а также предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка [5].
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научных источников показывает, что в различные исторические периоды развития образования проблема организации предметно-пространственной среды рассматривалась многими исследователями (Я. Коменским, М. Монтессори, В. А. Сухомлинским, Ш. А. Амонашвили, Н. С. Махиной, О. Е. Жиренко, В. А. Сластениным и др.). Однако с введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования эта проблема нуждается в более подробном, системном психологическом и педагогическом изучении. В требованиях ФГОС ДОО предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. Предметно — развивающая среда создается с целью мотивации детей к активности в различных видах деятельности, развивать способности и задатки.
Формированию ранних представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников посвящено исследование В. В. Кондрашова. Автор обосновал понятие ранней профессиональной ориентации в дошкольной образовательной организации и выявил профессиональный «Я-образ» дошкольника. Описанные способы и средства формирования представлений о мире профессий должны, по мнению автора, опираться на игру как ведущий вид деятельности [2].
Е. А. Климов рассматривал «профессиональное самоопределение» и впервые дал характеристику допрофессионального онтогенеза человека как субъекта труда. Согласно его теории, игра в возрасте от 3 до 6 лет — это способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности [1].
А. Н. Леонтьев разработал психологическую теорию игры и ее значение для ранней профессиональной ориентации [4].
В тоже время, Д. Б. Эльконин рассматривал игру как воссоздание человеческой деятельности при помощи воображения.
Н. Г. Кузнецова считает, что воспитанию у дошкольников позитивного отношения к профессиям взрослого способствует эмоциональная насыщенность средств воспитания. Автор обращает внимание на оль развивающей предметно-пространственной среды в профессиональном ориентировании, где у ребенка есть возможность «прожить» ситуации, связанные с различными профессиями, освоить разнообразные модели профессионального поведения [3].
Изучение литературы по проблеме позволил сформулировать цель исследования— использование развивающей предметно — пространственной среда для ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Объект исследования — дошкольники различных возрастных групп.
Предмет исследования — ранняя профессиональная ориентация в развивающей предметно-пространственной среде.
Научная новизна заключается в разработке программы ранней профессиональной ориентации в развивающей предметно-пространственной среде.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие дошкольники второй младшей, средней и подготовительной групп МК ДОУ Воронцовский детский сад Воронежской области. Методы исследования — формирующий эксперимент, научное наблюдение. Исследование не закончено и проходит в рамках психолого-педагогического сопровождения.
При реализации программы ранней профессиональной ориентации учитывались компоненты развивающей среды: социальный, предметно-пространственный, психодиагностический.
Названные компоненты развивающей предметно-пространственной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. В детском саду имеются подвижные трансформирующихся и стационарные средства и объекты игровой деятельности.
Пространство профориентационных занятий охватывало все компоненты предметной среды. Дидактический материал разнообразен –от наборов — конструкторов, буклетов «Мир профессий» до теневого театра, обучающих мультфильмов по профориентации «Пятикопеечный работник», «Калейдоскоп профессий», «Навигатум: в мире профессий» и др.
Результаты и их обсуждение
Социальный компонент развивающей предметно-пространственной среды основан на развитии коммуникативных навыков, выявлении социальной роли и самооценки дошкольников, обучение навыкам конструктивного взаимодействия. Самые низкие результаты у детей второй младшей группы. Проблема профессиональной ориентации осложняется тем, что не все дети социально адаптированы к условиям детского сада, социальную роль выявить в таком случае очень сложно, впрочем, как и способности к определенному виду деятельности.
В средней группе профессиональное просвещение более продуктивно, у детей проявляется интерес, а у некоторых потребность в профессиональном самоопределении. Например, часто в сюжетно-ролевой игре, ребенок примеряет на себя одну роль (врач, архитектор, дорожный строитель, и даже, блогер).
В подготовительной группе самые высокие результаты, но наибольшую популярность у детей имеет профессия бизнесмена, танцовщицы, актрисы, водителя, журналиста. У детей подготовительной группы мотивация к выбору профессии обусловлена потребностью определенного социального статуса и материального статуса.
Предметно-пространственный компонент. У детей есть возможность переходить от одной игровой деятельности к другой, но дети второй младшей группы не все включаются в сложные игровые моменты развивающих профориентационных игр. Некоторым это просто не интересно.
В средней группе многие дети способны играть во множественные сложно-элементные игры, касающиеся, в том числе и профессиональной ориентации.
В подготовительной группе многие дети знают классификацию профессий, ориентируются в сложных играх, требующих логического мышления.
Психодиагностический компонент в рамках психолого-педагогического сопровождения реализуется совместно с педагогом-психологом. Изучаются индивидуальные качества детей через сюжетно-ролевые игры, во время утренней зарядки, занятий с инструктором по физической культуре, при подготовке к утренникам и при проведении непосредственной образовательной деятельности.
Хорошей диагностикой эмоциональной сферы является наблюдение за детьми во время проведения образовательных событий.
Программа ранней профессиональной ориентации продолжает реализовываться. Педагогами учитываются компоненты развивающей среды, и прежде всего, сюжетно-ролевые игры, в которых имитируется жизненная или профессиональная ситуация, профессиональная социальная среда, профессиональные стереотипы, возникает эмоциональная профессиональная идентификация и на бессознательном уровне происходит присвоение профессиональных моделей межличностных отношений.
Литература:
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для вузов,- Ростов н:/Д.: Феникс.-1996.- С. 506.
- Кондрашов В. В. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.//Дис..к.пед. наук. Саратов, 2001 г. — 183 с.
- Кузнецова Г. Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: сущностные характеристики. // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28683 (дата обращения: 21.11.2019).
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.1.- М.,1983.- С.281 -323.
- Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда / С. Л. Новоселова // Центр инноваций в педагогике. М., 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): ранняя профессиональная ориентация, развивающая предметно-пространственная среда, развивающая среда, подготовительная группа, ребенок, дошкольная образовательная организация, игра, предметно-пространственная среда, детский сад, игровая деятельность.
Ключевые слова
развивающая среда,
дошкольники,
предметно-пространственная среда,
профессиональное ориентирование
развивающая среда, профессиональное ориентирование, дошкольники, предметно-пространственная среда
Похожие статьи
Создание условий для
организации игровой деятельности…
Короткова Н. А. Предметно—пространственная среда детского сада: старший возраст: пособие для
Полякова М. Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды
Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного…
Развивающая предметно—пространственная среда как средство…
Развивающая предметно—пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО. Организовывая предметно-развивающую среду…
Создание
предметно—развивающей среды для детей…
Предметно—пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу
При создании предметно-развивающей среды нашей группы нужно учитывать специфику ОУ и
Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции. ..
Влияние
предметно—игровой среды на развитие детей…
детей предметно—развивающая среда обуславливается сперва лично педагогом с учетом заинтересованности детей младшего возраста, со средней группы формируется воспитателем совместно с детьми, старшие дети сами формируют и изменяют её с позиции детских…
Моделирование
игрового пространства в ДОУ с учетом…
Вопрос организации развивающей предметно—пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). ..
Организация развивающей предметно—пространственной…
Организация развивающей предметно—пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных…
Организация развивающей предметно—пространственной…
Организация развивающей предметно—пространственной среды детского сада при ознакомлении
Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор
Развивающая предметно—пространственная среда детского сада предполагает. ..
Создание
развивающей предметно—пространственной среды…
Организация развивающей предметно — пространственной среды предусматривает накопление материала по направлениям: социально-коммуникативному, экологическому, краеведческому, гражданско-патриотическому, духовно-нравственному.
Стратегия и тактика в формировании
предметной развивающей…
Вопрос организации развивающей предметно—пространственной среды ДОО на. Предметно-игровая среда в современных ДОУ должна отвечать определенным. При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и. ..
Похожие статьи
Создание условий для
организации игровой деятельности…
Короткова Н. А. Предметно—пространственная среда детского сада: старший возраст: пособие для
Полякова М. Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды
Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного…
Развивающая предметно—пространственная среда как средство…
Развивающая предметно—пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО. Организовывая предметно-развивающую среду…
Создание
предметно—развивающей среды для детей…
Предметно—пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу
При создании предметно-развивающей среды нашей группы нужно учитывать специфику ОУ и
Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции…
Влияние
предметно—игровой среды на развитие детей…
детей предметно—развивающая среда обуславливается сперва лично педагогом с учетом заинтересованности детей младшего возраста, со средней группы формируется воспитателем совместно с детьми, старшие дети сами формируют и изменяют её с позиции детских. ..
Моделирование
игрового пространства в ДОУ с учетом…
Вопрос организации развивающей предметно—пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)…
Организация развивающей предметно—пространственной…
Организация развивающей предметно—пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных. ..
Организация развивающей предметно—пространственной…
Организация развивающей предметно—пространственной среды детского сада при ознакомлении
Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор
Развивающая предметно—пространственная среда детского сада предполагает…
Создание
развивающей предметно—пространственной среды…
Организация развивающей предметно — пространственной среды предусматривает накопление материала по направлениям: социально-коммуникативному, экологическому, краеведческому, гражданско-патриотическому, духовно-нравственному.
Стратегия и тактика в формировании
предметной развивающей…
Вопрос организации развивающей предметно—пространственной среды ДОО на. Предметно-игровая среда в современных ДОУ должна отвечать определенным. При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и…
Предметно-развивающая среда в средней группе ДОУ и ее эффективность
Предметно-развивающая среда в средней группе организуется в четком соответствии с новыми федеральными государственными стандартами второго поколения, используемыми в дошкольных образовательных учреждениях. Исследуем особенности этого процесса, а также его эффективность для воспитания подрастающего поколения нашей страны.
Области применения
Предметно-развивающая среда в средней группе подразумевает использование пяти образовательных областей:
- речевой;
- познавательной;
- оздоровительной;
- художественной и эстетической;
- социальной и коммуникативной.
Принципы построения
Ее построение предполагает учет определенных правил и приемов. Предметно-развивающая среда средней группы детского сада выстраивается с использованием принципа дистанции, активности, творчества, самостоятельности, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, открытости, психических факторов.
Данный процесс направлен на создание эмоционального благополучия каждого представителя детского сада.
Предметно-развивающая среда в средней группе предполагает сочетание классических и инновационных элементов в эстетической организации образовательной и воспитательной среды.
Направления деятельности
Какие направления могут быть включены в подобную работу? Проект предметно-развивающей среды в средней группе предполагает организацию деятельности по определенным блокам.
Художественно-эстетическое направление предполагает создание в детском саду «Творческой мастерской», в рамках которой ребята смогут демонстрировать свои поделки, аппликации. Подобная организация предметно-развивающей среды в средней группе способствует формированию у дошкольников творческой деятельности, дает идеи для новых интересных работ.
В рамках «Творческой мастерской» воспитатели предлагают пошаговые инструкции по изготовлению различных оригинальных поделок, воспользовавшись которыми дошкольники могут совершенствовать свою продуктивную деятельность.
Подобный центр обладает оборудованием и материалами, необходимыми для творческой и художественной деятельности малышей:
- трафаретами, салфетками, ножницами, карандашами;
- клеем, кисточками, картоном, бумагой, пластилином;
- дидактическими играми.
Создание предметно-развивающей среды в средней группе такого типа предоставляет отличную возможность ранней диагностики одаренных и талантливых детей.
Ребенок по своему желанию может взять из шкафа, в котором размещаются все материалы и приспособления, необходимые для творчества бумагу, карандаши и воплотить в реальность свои творческие замыслы, оригинальные идеи, фантазию.
Эта развивающая предметно-пространственная среда средней группы доступна каждому ребенку, что в полной мере соответствует требованиям ФГОС второго поколения.
Особенности речевого развития
На базе ДОУ организуется центр «Мир книги», который представляет собой отдельный книжный уголок. Когда составляется план предметно-развивающей среды, средняя группа рассматривается как первый этап подготовки к обучению в школе. Книги с произведениями детских писателей, русские народные сказки подбираются для этого центра так, чтобы в них было максимальное количество красочных и ярких иллюстраций.
Помимо книг в этой небольшой библиотеке воспитатели размещают фотографии детских авторов, чтобы дети их зрительно запоминали, а также некоторую информацию об их жизни и творчестве.
Такая предметно-развивающая среда в средней группе допускает и наличие дидактических игр, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников.
Формирование грамотности
Центр «Грамотность» предполагает комплектование дидактических игр, позволяющих воспитателю развивать речь детей. Здесь можно увидеть разнообразные сюжетные картинки, зеркала, мягкие игрушки. Такая предметно-развивающая среда средней группы по ФГОС является оптимальной для формирования у дошкольников навыков составления предложений, небольшого рассказа, умений вести дискуссию, отвечать на вопросы.
Познавательное развитие
Предполагается учет индивидуальных и возрастных характеристик детей, их эмоционального опыта, уровня умственного развития. Подобная предметно-развивающая среда в средней группе ДОУ направлена на формирование у подрастающего поколения представлений о целостности мира. В ходе разнообразных видов деятельности малыши получают новые знания, учатся их анализировать, применять в повседневной жизни.
Центр «Экология»
В любой средней группе детского сада есть свой живой уголок. В нем могут находиться:
- различные виды комнатных цветов;
- черепашки, попугайчики, хомяки;
- предметы ухода — лейки, перчатки, грабельки, совочки, лопатки, фартуки, пульверизаторы.
Подобная предметно-развивающая среда средней группы по ФГОС способствует формированию у подрастающего поколения бережного отношения к объектам живой природы.
Если в младшей группе дети выступали в качестве пассивных наблюдателей за действиями педагога, то в средней группе наставник активно привлекает малышей к уходу за живыми растениями.
Проводимый анализ предметно-развивающей среды в средней группе подтверждает важность экологического воспитания в ДОУ.
Экспериментальная деятельность
Ребята создают в холодное время года настоящий мини-огород. Кроме комнатных растений, за которыми они ухаживают — поливают, пропалывают, пересаживают, моют, в живом уголке располагаются и разнообразные дидактические материалы, связанные с экологией.
Например, картинки «Растительный и животный мир», «Времена года», муляжи фруктов и овощей, коллекции природных материалов формируют у дошкольников представление об объектах живой природы. Среди основных элементов экологического уголка в средней группе необходимо отметить календарь погоды и природы. Он предполагает отметку о температуре воздуха, наличии ветра, атмосферных осадков в разные времена года.
Вместе с родителями и воспитателем ребята занимаются сбором гербария, камней, семян. Во время занятий в живом уголке они получают навыки работы с лупами, микроскопами, мерными стаканчиками, колбами, часами, лейками.
При проведении исследовательской деятельности, направленной на выращивание определенных растений в мини-огороде, ребята учатся оформлять специальные дневники наблюдений, анализировать полученные результаты, делать выводы по проведенной работе.
Условия, созданные для познавательной деятельности дошкольников в средней группе, в полной мере соответствуют требованиям новых образовательных стандартов. Воспитатель реализует индивидуальный подход к каждому ребенку, выстраивает для своих подопечных индивидуальные образовательные траектории развития. Малыши превращаются под руководством своего наставника в настоящих исследователей, умеющих понять и объяснить суть проведенных ими опытов и экспериментов.
Центр «Математика»
Игротека, которая создается в средней группе, направлена на развитие у дошкольников логического мышления. В таком центре есть знаковый материал: наборы карточек для сравнения цифр, магнитная доска, кубики с геометрическими фигурами и числами, мозаики и наборы пазлов. Кроме того, подбирается в такой математический уголок масса разнообразных игр, способствующих развитию мелкой моторики пальцев у детей.
Например, с помощью игры «Разрезной квадрат» Никитина, а также логических блоков Дьенеша воспитатель стимулирует развитие логического мышления, формирует у своих подопечных первичное представление о геометрических фигурах.
Благодаря игровой деятельности создается целостная насыщенная среда, предполагающая выделение достаточного пространства для деятельности.
Именно во время ролевых игр происходит формирование целенаправленного развития детей, их познавательного интереса к элементарной математике, повышается усидчивость и сосредоточенность дошкольников.
Каждый ребенок выбирает то направление деятельности, которое его больше всего привлекает. Подобный личностно-ориентированный подход в полной мере удовлетворяет те требования федеральных образовательных стандартов второго поколения, которые были введены в дошкольную систему.
Нравственно-патриотическое воспитание
Учитывая тот факт, что одним из направлений, указанных в ФГОС для ДОУ, является именно формирование бережного отношения дошкольников к своему народу, традициям, для реализации данной задачи в средней дошкольной группе используются специальные программы патриотической направленности. В отдельном месте в группе размещается символика страны: флаг, герб РФ, а также герб региона, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Здесь же находятся иллюстрационные материалы, благодаря которым ребята смогут познакомиться с разными уголками своей страны.
Особое внимание во время занятий, независимо от направления деятельности, воспитатель уделяет именно гражданско-патриотическому развитию своих воспитанников, формированию у дошкольников терпимого отношения к представителям других национальностей и религий.
Краеведческая деятельность
Среди направлений деятельности, которые считаются в новых образовательных стандартах, разработанных для дошкольных учреждений, обязательными, особое место отводится региональному компоненту.
В группах ребята вместе со своими воспитателями создают специальные краеведческие уголки, в которых размещают информацию о природе, традициях, исторических местах родного края.
Заручившись активной поддержкой родителей, педагог вместе с ребятами периодически оформляет фотовыставки, посвященные семейным традициям, совместному отдыху.
Строительный центр
Суть его заключается в выделении определенного пространства для индивидуальной либо коллективной деятельности дошкольников, направленной на сбор из отдельных деталей разнообразных сооружений. Благодаря тому, что во время игры ребята самостоятельно придумывают схемы и модели домов, детских игровых площадок, автостоянок, не только формируется воображение, но и развивается логическое мышление.
Музыкально-театрализованное направление
В качестве важного и обязательного объекта развивающей среды, которая должна быть сформирована в средней группе детского сада, выделяют театрализованную деятельность. С ее помощью воспитателю удается сплотить детей одной оригинальной идеей. Чувствуя себя настоящими актерами, малыши раскрепощаются, демонстрируют окружающим такие грани характера, о которых никто даже не догадывался.
В группе размещают мобильную ширму, продумывают настоящее театральное представление, в котором у каждого малыша будет своя собственная роль.
Заключение
Для реализации социального заказа, указанного в федеральных образовательных стандартах второго поколения, в дошкольных учреждениях создают специальную предметно-развивающую среду. Обстановка, создаваемая в ДОУ, является одним из основных факторов, влияющих на становление личности дошкольника.
Именно поэтому в наше время вопрос об организации полноценной предметно-пространственной развивающей среды в средней группе дошкольных учреждений считается достаточно важным и актуальным.
Под образовательной средой подразумевают сумму тех условий, которые направлены на полноценное развитие, воспитание, образование подрастающего поколения.
Специальные материалы, оборудование, дополнительный инвентарь, которые применяются в дошкольных образовательных учреждениях, должны в полной мере учитывать возрастные особенности детей, способствовать укреплению их психического и физического здоровья.
ФГОС нового поколения предполагают такое построение воспитательной и образовательной программы в средних группах детских садов, при которых используется принцип интеграции различных образовательных областей с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Педагоги-практики стараются применять в своей работе инновационные методики, приемы воспитания и обучения, чтобы в полном объеме выполнять те основные задачи, которые ставит перед ними министерство образования Российской Федерации.
Обзор окружающей среды: Новости развития, исследования, данные
Контекст
Природные ресурсы обеспечивают средства к существованию для миллиардов людей. При правильном управлении возобновляемые природные ресурсы, водоразделы, продуктивные ландшафты и морские ландшафты обеспечивают основу для устойчивого инклюзивного роста, продовольственной безопасности, сокращения бедности и благосостояния людей. Чистая окружающая среда также имеет ключевое значение для обеспечения того, чтобы люди могли вести здоровый и продуктивный образ жизни, а также для того, чтобы государственные и частные ресурсы можно было инвестировать в развитие, а не в устранение загрязнения. Мировые экосистемы регулируют воздух, воду и почву, от которых мы все зависим, и образуют уникальный и экономически эффективный буфер против экстремальных погодных явлений и изменения климата. Для достижения устойчивого роста во всем мире необходимы более эффективное управление природными ресурсами, экологически безопасная фискальная политика, более экологичные финансовые рынки и эффективные программы управления отходами.
Глобальное сокращение биоразнообразия и экосистемных услуг является проблемой развития: экономики, особенно в странах с низким уровнем дохода, не могут позволить себе риск коллапса услуг, предоставляемых природой. Анализ в отчете Всемирного банка «Экономическое обоснование природы» показывает, что, по консервативным оценкам, крах отдельных услуг, таких как опыление дикой природы, обеспечение продовольствием за счет морского рыболовства и древесины из местных лесов, может привести к значительному сокращению глобального ВВП: 2,7 трлн долларов США в 2030 году. Относительное воздействие наиболее заметно в странах с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего, где падение ВВП в 2030 году может составить более 10 процентов.
В отчетах также отмечается, что рациональное использование природных ресурсов может снизить риск разрушения экосистемы и является беспроигрышным с точки зрения сохранения биоразнообразия и экономических результатов. Сочетание тщательно разработанных и скоординированных политик, особенно тех, которые поддерживают инновации, может одновременно принести пользу биоразнообразию и развитию
Повестки дня в области природы и изменения климата дополняют друг друга, и существует синергия, которую необходимо использовать для содействия зеленому, устойчивому и инклюзивному развитию. Преимущества рациональной природопользования значительно возрастают, если принять во внимание услуги природы по поглощению углерода.
Утрата биоразнообразия и экосистемных услуг является проблемой развития, которая часто больше всего затрагивает беднейшие страны. Здоровые экосистемы и услуги, которые они предоставляют, необходимы для долгосрочного роста таких секторов экономики, как сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство. Более половины мирового ВВП создается в отраслях, которые сильно или умеренно зависят от экосистемных услуг, таких как опыление, фильтрация воды и сырье. Более 3 миллиардов человек зависят от морского и прибрежного биоразнообразия в плане потребления белка и средств к существованию. Три четверти из 115 ведущих мировых продовольственных культур зависят от опыления животными. В развивающихся странах леса, озера, реки и океаны обеспечивают значительную долю рациона питания, топлива и доходов домохозяйств и представляют собой ценную подушку безопасности во время кризиса, особенно для бедных, живущих в сельской местности.
Однако целостность и функциональность этих жизненно важных природных активов все чаще подвергаются риску, поскольку от 60 до 70 процентов мировых экосистем деградируют быстрее, чем они могут восстановиться. Неправильное управление окружающей средой и природными ресурсами приводит к значительным экономическим потерям: например, около 80 миллиардов долларов ежегодно тратится впустую из-за неправильного управления океанским рыболовством. Загрязнение воздуха является основным экологическим риском для здоровья, что эквивалентно 6,1 процента мирового ВВП в год. Согласно последнему отчету Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам (IPBES), природа находится под угрозой, и один миллион видов животных и растений из общего числа в 8 миллионов видов находятся под угрозой исчезновения, многие из которых находятся в ближайшие десятилетия. Четырнадцать из восемнадцати категорий экосистемных услуг сократились с 1970.
Пандемия COVID-19 подчеркивает связь между здоровьем человека и природой, поскольку около 70 процентов возникающих инфекционных заболеваний имеют зоонозное происхождение. Патогены процветают там, где происходят изменения в окружающей среде, такие как вырубка лесов, а естественные экосистемы испытывают стресс из-за деятельности человека и изменения климата.
Хотя природа может действовать как буфер между людьми и патогенами, она также может способствовать экономическому и социальному развитию. Инвестиции в природу могут способствовать восстановлению экономики за счет создания рабочих мест, охвата беднейших слоев населения и повышения устойчивости к внешним воздействиям в долгосрочной перспективе. Здоровые экосистемы способствуют смягчению последствий изменения климата и повышают устойчивость наиболее уязвимых сообществ во всем мире. В недавнем исследовании Всемирного банка приводится экономическое обоснование инвестиций в природу и оцениваются варианты политики в условиях глобального кризиса биоразнообразия.
Последнее обновление: 05 октября 2022 г.
Глобальное экологическое здоровье и устойчивое развитие
Используйте элементы управления браузера, чтобы настроить размер шрифта, или распечатайте эту страницу.
Содержание
- Чем занимается NIEHS?
- Дополнительная литература
- Для преподавателей
Введение
Факторы окружающей среды и бремя болезней в развивающихся странах
Многие болезни, наиболее тесно связанные с бедностью, связаны с окружающей средой.
- По оценкам Всемирной организации здравоохранения, примерно 25 процентов бремени болезней в развивающихся странах связано с факторами окружающей среды.
- 1,9 миллиона человек, в основном дети, умерли в 2004 году из-за недостаточного доступа к чистой воде и санитарии.
- 2 миллиона человек, в основном женщины и дети, ежегодно умирают от воздействия загрязненного воздуха внутри помещений в результате приготовления пищи с использованием твердого топлива, такого как дрова, навоз и древесный уголь.
Неинфекционные заболевания (НИЗ), такие как болезни сердца, инсульт, диабет, рак и хронические респираторные заболевания, приобретают все большее значение в странах с низким и средним уровнем дохода. Многие НИЗ могут быть вызваны или усугублены экологическими опасностями, такими как загрязнение воздуха, токсичные химические вещества и искусственная среда, препятствующая физической активности. НИЗ могут препятствовать экономическому развитию, ввергая людей в нищету из-за потери производительности и затрат на долгосрочную терапию. В странах с низким и средним уровнем дохода, где люди часто платят за медицинские услуги из собственного кармана и где системы здравоохранения имеют ограниченные ресурсы и возможности, НИЗ наносят большой человеческий и экономический ущерб.
- 80 процентов всех случаев смерти от НИЗ приходится на развивающиеся страны.
- Люди в развивающихся странах умирают от НИЗ в более молодом возрасте, чем люди в развитых странах. -29 процентов всех случаев смерти от НИЗ приходится на лиц в возрасте до 60 лет в странах с низким и средним уровнем дохода.
Здоровое население необходимо для экономического развития. Беднейшие люди на планете, как правило, больше всего страдают от воздействия на здоровье экологических опасностей, таких как загрязнение воздуха и загрязненная вода. В свою очередь, болезни и инвалидность, связанные с загрязнением окружающей среды, замедляют и блокируют экономическое развитие. В дополнение к человеческим страданиям болезнь влечет за собой значительное финансовое бремя в виде расходов на здравоохранение и потери производительности. Например, нездоровые дети часто не могут посещать школу или хорошо успевать в ней, а нездоровые взрослые не могут работать или заботиться о своих семьях.
Как экономическое развитие влияет на здоровье окружающей среды?
Экономическое развитие привело к значительному улучшению благосостояния людей, но часто за счет окружающей среды. Индустриализация способствовала загрязнению воздуха и воды, изменению рациона питания и моделей транспорта и землепользования. Воздействие загрязнителей воздуха и воды напрямую увеличивает заболеваемость. Точно так же изменения в питании и снижение уровня физической активности в результате передвижения и других изменений в работе и образе жизни способствуют глобальным эпидемиям ожирения, диабета и связанных с ними заболеваний. Глобализация и большие географические масштабы, в которых происходит стремительная индустриализация, делают эти проблемы гигиены окружающей среды глобальными проблемами здравоохранения.
Что такое устойчивое развитие?
Устойчивое развитие часто определяется как развитие, которое удовлетворяет потребности нынешних поколений, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. По мере того, как растет количество свидетельств вреда, наносимого здоровью и благополучию в результате повсеместного ухудшения состояния окружающей среды и глобального изменения климата, сообщества и правительства уделяют все больше внимания обеспечению устойчивого экономического развития.
Как гигиена окружающей среды может быть интегрирована в устойчивое развитие?
Защита и создание здоровой окружающей среды является важнейшим компонентом устойчивого развития. Охрана окружающей среды может быть интегрирована в устойчивое развитие:
- Улучшение качества окружающей среды для беднейших слоев населения с наибольшим бременем экологических заболеваний за счет снижения воздействия загрязнения воздуха в домах и деревнях в результате сжигания биомассы и обеспечения чистой водой и санитарии
- Определение усилий по решению экологических проблем, которые также могут принести пользу для здоровья. Например, создание среды, поощряющей езду на велосипеде и ходьбу в качестве транспорта, снижает выбросы парниковых газов и токсичных загрязнителей воздуха (экологическая польза) и повышает физическую активность (польза для здоровья).
- Признание того, что некоторые политики, методы и технологии, разработанные для обеспечения устойчивости и экономического развития, могут иметь непреднамеренные неблагоприятные последствия для здоровья окружающей среды, и попытка предотвратить или смягчить их до их реализации.
Чем занимается NIEHS?
Влияние изменения климата на здоровье человека в США: научная оценка
Изменение климата влияет на здоровье американцев 1
. Поскольку климат продолжает меняться, риски для здоровья человека будут расти, усугубляя существующие угрозы для здоровья и создавая новые проблемы для общественного здравоохранения. Эта оценка значительно улучшает то, что мы знаем о воздействии изменения климата на здоровье населения, и уверенность, с которой мы это знаем. Хотя изменение климата затронет всех американцев, в отчете признаются вызывающие обеспокоенность группы населения, такие как дети, пожилые люди, работники на открытом воздухе и люди, живущие в неблагополучных сообществах, которые непропорционально уязвимы.
Читать полный отчет онлайн
Видео: Влияние изменения климата на здоровье человека в США: научная оценка
Исследования NIEHS
Информационные бюллетени
4 страницы
(1MB)
- Изменение климата и здоровье человека. Крупные организации общественного здравоохранения мира заявляют, что изменение климата является серьезной проблемой общественного здравоохранения.
- Global Environmental Health — исследования, образование, обучение и перевод исследований, направленные на проблемы со здоровьем, связанные с воздействием окружающей среды и выходящие за национальные границы, с целью улучшения здоровья всех людей за счет снижения воздействия окружающей среды, которое приводит к предотвратимым заболеваниям, инвалидности. и смерти.
Дополнительная литература
Дополнительные ресурсы
- Инструментарий по благополучию окружающей среды. То, что окружает вас каждый день дома, на работе или в районе, и доступные вам ресурсы могут повлиять на ваше здоровье. Вы не всегда можете выбирать, что находится в среде, в которой вы живете, работаете или играете. Но небольшие шаги, чтобы сделать вашу среду более безопасной и ограничить воздействие потенциально вредных веществ, могут помочь вам сохранить здоровье.
- Здоровье и изменение климата — Управление последствиями изменения климата: Комиссия UCL Lancet, 2009 г.и 2007
- Общественное здравоохранение и окружающая среда. Данные Глобальной обсерватории здравоохранения (GHO), Всемирная организация здравоохранения, Женева.
- Управление по вопросам изменения климата и справедливости в отношении здоровья при HHS — Министерство здравоохранения и социальных служб США (HHS) считает изменение климата одной из главных проблем общественного здравоохранения нашего времени. Наша миссия по защите здоровья и благополучия людей в Соединенных Штатах зависит от здоровой и устойчивой окружающей среды.
Темы, связанные со здоровьем
- Изменение климата
Research Links
- Прусс-Устун А., Корвалан К. 2006 г. Предотвращение болезней посредством здоровой окружающей среды: К оценке экологического бремени болезней. Всемирная организация здравоохранения, Женева. [Полный текст Прусс-Устун А., Корвалан С. 2006. Предотвращение болезней с помощью здоровой окружающей среды: к оценке экологического бремени болезней. Всемирная организация здравоохранения, Женева.]
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). 2011 г. Доклад о неинфекционных заболеваниях в мире, 2010 г.: Описание глобального бремени НИЗ, их факторов риска и детерминант. Всемирная организация здравоохранения, Женева. [Полный текст Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). 2011 г. Доклад о неинфекционных заболеваниях в мире, 2010 г.: Описание глобального бремени НИЗ, их факторов риска и детерминант.