Skip to content

Развитие речи 6 лет: Речевое развитие ребёнка с 6 до 7 лет: особенности и симптомы нарушений

Содержание

Развитие речи у дошкольников 6 – 7 лет

В старшем дошкольном возрасте все психические функции и познавательные процессы направлены на совершенствование речевых навыков. Ребенок 6 лет имеет большой словарный запас, развернуто отвечает на вопросы, логично и последовательно выражает свои желания, переживания, мысли, а также корректно произносит все звуки, использует сложные предложения. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.

В статье мы поговорим об особенностях этого возраста, упражнениях для совершенствования всех ее компонентов, методике обучения чтению, письму.

Особенности развития речи дошкольников 6 – 7 лет

Все компоненты речи — словарный запас, грамматический строй, произношение, связность — выходят на новый уровень, ведь они составляют фундамент для успешной учебы.

Словарный запас ребят

Первый критерий оценки развития речи. Дошкольники знают от 4-х до 7-ми тысяч слов. Из них 70% они используют постоянно. Слова из пассивного словаря не используют, поскольку не понимают их значения.

Ребята знают названия дней недели, месяцев, праздников, времен года, городов; величины, числительные до 100; профессии, виды спорта; имена, другие данные о родственниках; части тела, цвета, оттенки; явления природы; предметы быта; растения, животных; могут назвать эмоции, чувства.

Грамматический строй предложений

Второй критерий оценки развития речи. Ребята говорят развернуто, сложными предложениями. В их речи встречаются ошибки, но редко. Они составляют новые слова из других, изменяют по родам, падежам, числам. Справляются с образованием сложных форм существительных, глаголов, прилагательных.

Связность речи ребят

Третий критерий оценки развития речи. Дошкольники говорят последовательно, связно, логично. Ведут монолог, диалог. Много фантазируют, сочиняют яркие рассказы. Могут пересказать сюжет книги или фильма, составить увлекательный рассказ по картинкам.

Фонетика: произношение звуков

Четвертый критерий оценки развития речи у детей 6 – 7 лет. Ребята не только правильно выговаривают звуки, могут вычленить их в потоке речи, определить их местонахождение в конкретном слове. Они подбирают слова, которые начинаются заданным звуком, различают близкие по звучанию слова («рак» — «мак»). Но пока остаются трудности различения парных «ш» — «ж», «ц» — «с», «с» — «ш». Различают и управляют тембром, громкостью голоса, определяют источник шума, изображают звуки природы, животных. Могут делить слова на слоги, отличают согласные от гласных.

Достаточное развитие речи, всех ее компонентов закладывает основу для дальнейшего обучения чтению, письму.

Нормы речевого развития

Вот какие нормы установлены для развития речи у детей 6 – 7 лет:

  1. Словарный запас — 4000 – 7000 слов. Из них преобладают существительные;
  2. Может подбирать антонимы, синонимы;
  3. Говорит сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями;
  4. Ребенок 6 лет согласует и сочетает слова по смыслу;
  5. Говорит выразительно, эмоционально, понимает, использует вопросительную, восклицательную формы;
  6. Использует союзы;
  7. Речь связная, логичная, последовательная;
  8. Четко выговаривает все звуки, не «глотает» окончания слов — артикуляция хорошая;
  9. Понимает образные выражения, например «солнечная улыбка»;
  10. Склоняет по роду, числу, падежу слова;
  11. Выделяет главное в рассказе, второстепенное может опустить;
  12. Пересказывает сюжеты книг, фильмов — содержательно, емко, логично;
  13. Ребенок 6 лет может объяснить значение знакомого слова;
  14. Образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками;
  15. Оперирует сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составляет их (например, «глубокий — глубже — более глубокий — самый глубокий — глубже всех»).
  16. Понимает, может оценить эмоцию, которую переживает;
  17. Выделяет 4-й лишний.

Ребенок 7 лет может строить предложения любой сложности, пишет и читает по слогам.

Развитие речи у детей 6 – 7 лет происходит в процессе игры. Они полноценно используют ее как средство коммуникации со сверстниками, взрослыми. В школе же она станет средством овладения новым видом деятельности — учебной. Вот почему так важно развивать навыки с раннего детства.

Нарушения речевого развития и их профилактика

Чаще всего у старших дошкольников эти нарушения проявляются неправильным произношением. Выделяют несколько видов нарушений:

  • дислалия — неправильно выговаривает отдельные звуки, что быстро устраняется с помощью логопеда;
  • дизартрия — нарушена артикуляция, голосообразование, нужна помощь невролога;
  • ринолалия — неправильное произношение звуков, голос монотонный, невнятный, нужна помощь отоларинголога;
  • моторная алалия — дети понимают всё, но не могут связно говорить, неправильно согласуют слова по роду, числу, падежу;
  • сенсорная алалия — дети не понимают смысла обращенных к ним слов, нужна помощь невролога, психиатра, логопеда-дефектолога;
  • афазия — нарушение вследствие нейроинфекции или черепно-мозговой травмы;
  • реактивный мутизм — дитя раньше говорило, а потом резко перестало на фоне неврологического заболевания;
  • заикание — отсутствует плавность речи, ребенок 6 лет повторяет слоги, звуки, говорит прерывисто.

Еще одна группа — это задержка развития речи (ЗРР) на фоне психических нарушений (ЗПР).

Профилактика нарушений у логопеда

Чтобы предупредить проблемы у ребенка 7 лет, необходимо развивать его с раннего детства: разговаривать с ним, показывать, называть предметы, читать сказки, потешки, петь песенки, развивать мелкую моторику.

Будет кстати помощь логопеда. Он помогает маленькому пациенту развить артикуляционную, мелкую моторику; познавательные процессы, навыки анализа услышанного.

Развитие речи дошкольников 6 – 7 лет: улучшаем связность

Используйте любую возможность для улучшения качества речи сына или дочки.

Создайте благоприятную обстановку вокруг чада. Дети усваивают родную речь на слух, поэтому вы должны разговаривать правильно, грамотно. Запомните: вы — образец для дочери или сына, и он будет подражать вам.

Приучайте дитя к искусству — литературе, театру. Хороший способ — разучивать стишки, песенки. Читайте вместе хорошие книги, слушайте спектакли в аудиоформате, ходите в театр. Не забывайте обсуждать увиденное, прочитанное. Вы удивитесь, как быстро речь вашего малыша станет содержательнее, богаче, разнообразнее.

Вот еще несколько простых упражнений.

Фантазеры. Задайте чаду тему, пусть он придумает рассказ (например, «Когда я вырасту…», «Если б у меня была волшебная палочка…»).

Рассказ по виммельбуху. Купите чаду красочную книгу с картинками и без слов. Пусть составляет рассказы про персонажей.

Сочиняем, рисуем. Вместе придумайте историю, запишите ее, нарисуйте картинки к ней.

Чтобы усовершенствовать речь ребенка 7 лет, не обязательно водить его на развивающие занятия — вам под силу заниматься дома, ведь это так интересно!

Комплекс игр для развития речи 6 – 7 лет

«Что означает слово?». Родитель называет предметы, чадо группирует: например, стол — мебель, тарелка — посуда.

«Что такое имя?». Просят назвать свое имя, мамы, папы, друзей.

«Кто что делает?». Взрослый предлагает чаду посмотреть вокруг и сказать, кто может спать, сидеть, ходить, а что ездить, звучать.

«Назови слово». Родитель называет малышу звук, а тот говорит слова, которые им начинаются. Потом по той же аналогии — имена.

«Посчитай слоги». Взрослый называет слова, а задача дошкольника — посчитать, сколько слогов в каждом из них.

«Плывем, летим, едем». Родитель показывает сыну или дочке картинки с изображением транспорта. Задача — сказать, что делает каждый из них (самолет летит, автобус едет).

«Разгадай ребус». Мама предлагает любую тематику (транспорт, фрукты), загадывает слово, говорит первую и последнюю букву. Он должен угадать, какое слово загадал взрослый.

«Расскажи-ка». Родитель просит чадо рассказать о любимом фрукте так, чтобы взрослый отгадал его.

Взрослые могут придумать такие игры для развития речи 6 – 7 лет самостоятельно.

Учимся писать и читать

Мамы и папы стремятся, чтобы их чадо научилось читать, писать как можно раньше. Но психологи, неврологи не рекомендуют делать это. Во-первых, малыш должен овладевать новыми навыками своевременно (и раньше не всегда значит лучше), во-вторых, учить деток нужно по специальной методике. Ей владеют воспитатели детских садов, учителя младших классов, а вот родители могут допустить множество ошибок и только навредить чаду.

Лучше сконцентрируйтесь на подготовке к овладению новыми навыками.

Учите звуки. Мамы, папы часто разучивают с детками буквы, но это неправильно. Слова строятся не на буквах, а на звуках.

Тренируйте артикуляционный аппарат. Это залог правильного произношения.

Учите писать печатными буквами, не прописными. В школах используют методику безотрывного письма. Другие техники только навредят, школьнику придется переучиваться, а это намного сложнее.

Готовьте маленькую ручку к письму. Пусть рисует, вырезает, штрихует, разрисовывает, складывает мозаику, рисует по точкам на бумаге в клетку — это тренирует мелкую моторику, мышцы, развивает пространственную ориентировку.

Отдельно поговорим о звуко-буквенном анализе слов. Именно с него начинают обучать дошкольников к чтению.

Учим читать поэтапно

Этап первый — изучаем звуки.

  1. Начните с изучения группы звуков. Воспользуйтесь букварем или азбукой — учите в той же последовательности.
  2. Расскажите про гласные, согласные. Как их произносить (протяжно, отрывисто), чем они отличаются.
  3. Расскажите о слогах. Покажите, как из двух звуков можно составить слог. Расскажите о разнице между буквами (их пишут) и звуками (их произносят). Покажите примеры, к примеру «ма», «ша», «ра», «ма».
  4. Правильно учить чадо: «б», «п», «в», а не буквам «бэ», «пэ», «вэ». В противном случае дочка или сын будет читать побуквенно: «Мэ — а — ша — а», место «Ма-ша». Ему будет труднее, дольше учиться читать по слогам, потом по словам. Сложные слова и вовсе будут похожи на ребусы: «а — вэ — тэ — о — бэ — у — эс» вместо «ав-то-бус» воспринять намного сложнее.

Этап второй — читаем:

  1. Учимся соединять звуки в слоги. Задание для малыша: произносить первый звук в слове до тех пор, пока не прочтет второй: «м-м-м-м-а-а»;
  2. Находим слоги в слове. Задание: попросите сына или дочку найти в слове определенные сочетания букв. Пусть прочитает их;
  3. Составляем новые слова. Попросите чадо составить несколько слов из знакомых ему слогов и прочитать их;
  4. Добавляем звуки. Малыш к знакомым слогам добавляет один звук, читает, составляет новые слоги, слова;
  5. Учимся читать закрытые слоги. Сначала покажите разницу между открытым («ка») и закрытым («ан») слогом.

Если эти этапы дошкольник прошел успешно, можно усложнить задачу — переходить к более сложным словам, а потом к предложениям.

Обращайте внимание на то, чтобы малыш правильно ставил ударение, понимал смысл прочитанных слов. Если не понимает — объясняйте. Занимайтесь в форме игры.

Выводы

От уровня речевого развития зависит, будет ли ваш первоклассник учиться хорошо, с интересом, появятся ли у него новые друзья. Деткам с отклонениями тяжело научиться читать, писать, а дальше — снежный ком: ученик просто не «потянет» школьную программу.

Проводите игры для развития речи 6 – 7 лет с чадом дома, занимайтесь самостоятельно. Если есть возможность, запишитесь на занятия по развитию речи к логопеду или в развивающий центр.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Развитие речи 5-6 лет

Готовность ребенка 5-6 лет к обучению в школе зачастую определяется уровнем развития его речи. Дошкольник должен уметь четко формулировать свои мысли и выражать их. Именно при помощи устной и письменной речи дети усваивают школьный материал. Небольшое отставание в развитии речи у малышей обычно не вызывает беспокойства у родителей. Однако при обучении в школе данная особенность может повлечь за собой затруднения при овладении письмом и приведет к появлению ошибок, которые не всегда поддаются корректировке обычными методами. Поэтому очень важно обращать особое внимание на развитие речи ребенка 5-6 лет, а также проходить тесты с дошкольником перед его поступлением в 1 класс. Вы сможете заранее устранить возможные проблемы и обеспечить малышу успешное обучение.

На сайте «Разумейкин» собраны задания на развитие речи для детей 6 лет, которые позволят ребенку подготовиться к школе. Наши специалисты разработали комплекс упражнений, способный выявить самые незначительные отклонения. Развивающие занятия для развития речи ребенка 5 лет позволят устранить возможные проблемы до начала обучения грамоте. Все задания сформулированы таким образом, чтобы дошкольник мог справляться с ними самостоятельно, без помощи родителей. Взрослые смогут позже изучить статистику прохождения тестов. Занимательные игры для развития речи ребенка 5-6 лет не вызовут у малышей сложности и при этом позволят добиться желаемых результатов. По итогам прохождения занятий дети получают заслуженную награду.

1. Верное произношение звуков. К 5-6 годам у малышей должны исчезать недостатки звуковоспроизведения. Если этого не произошло, необходимо делать специальные упражнения.

2. Четкое определение всех звуков на слух. Это необходимо для грамотного письма при дальнейшем обучении.

3. Умение выполнять звуковой анализ слов. Дошкольник должен уметь определять звуки в словах, понимать, какой слог первый, какой последний. На сайте «Разумейкин» собраны упражнения для развития речи ребенка 5-6 лет, которые позволят малышу освоить эти навыки.

4. Достаточный словарный запас. Для успешного обучения в 1 классе необходимо не только делать специальные задания для детей 5 лет по развитию речи, а также много читать, разговаривать с малышом, объяснять значения слов, расширяя его словарный запас. Дошкольник должен знать части речи: различать существительные, глаголы, прилагательные. Для пополнения словарного запаса вы можете предложить малышу поиграть в такую игру: называть поочередно 5 слов, относящихся к какой-либо группе (имена, деревья, цвета, животные и т.  д.).

5. Умение правильно составлять предложения. Собранные на нашем сайте упражнения для развития речи у детей от 6 лет помогут научиться грамматически верно согласовывать слова между собой. Ребенок станет строить предложения, используя все части речи в разных формах.

Для родителей важно также исправлять ошибки детей в спонтанной речи. Больше разговаривайте с вашим ребенком, просите его описывать произошедшие события, рассказывать о просмотренных мультфильмах, задавайте больше вопросов. Малыш должен запоминать, как правильно строить фразы, научиться выражать свои мысли. На нашем сайте вы найдете задания на развитие речи у детей от 6 лет с сюжетными картинками, по которым дошкольник будет тренироваться грамотно говорить, описывать изображения, используя самые разные слова.

Надеемся, что предлагаемые нами упражнения позволят вашему ребенку научиться говорить без ошибок и хорошо подготовиться к школьным занятиям.

Вехи речи в возрасте 6 лет — грамотность и навыки чтения

Родители молодых родителей часто задаются вопросом, достигают ли их дети их вех и прогрессируют ли они должным образом. Хотя мы можем уделять меньше внимания этим вещам, когда дети становятся старше и достигают школьного возраста, все же есть вехи, которые они должны пройти, и навыки, которые они должны развивать. Важно помнить, что все дети развиваются по-своему и достигают вех в разное время и в разном порядке. Существует очень широкий диапазон нормальных показателей, и даже если ваш ребенок не соответствует всем этим требованиям, это не обязательно означает, что у него задержка речи или коммуникативные расстройства. Вехи предназначены для использования только в качестве рекомендаций и никоим образом не предназначены для диагностики или выявления конкретной проблемы или расстройства. В то время как большинство детей освоят эти вехи к своему 7-летнему дню рождения, многие из них встречают некоторые, несколько или ни одного из них. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу речевых и языковых навыков вашего ребенка или его коммуникативного развития, чем раньше вы обратитесь за поддержкой, тем лучше. Свяжитесь с одним из наших замечательных речевых и языковых патологов, запланировав бесплатный ознакомительный звонок сегодня!

Какая нормальная речь у 6-летнего ребенка? Должен ли шестилетний ребенок говорить ясно? Что должен говорить шестилетний ребенок?

В этом возрасте дети работают над широким спектром навыков и концепций, связанных с их коммуникативными способностями, речевыми и языковыми навыками. Ребенок этого возраста может освоить некоторые или все из них, или он может работать над достижением этих вех.

Звукообразование речи

В этом возрасте дети должны уметь постоянно правильно произносить следующие звуки:

— /п/, /б/, /м/, /ч/, /н/, /ж/, /д/, /к/, /г/, /д/, /ф/, «у» , /т/, «нг», /р/, /л/

Речь 6-летнего ребенка должна быть понята незнакомым человеком в 90-100% случаев.

Грамматические навыки

Большинство шестилетних детей правильно используют местоимения, притяжательные местоимения и добавляют «ing» к глаголам. Дети этого возраста также правильно используют формы множественного числа, глаголы прошедшего времени и притяжательные формы. Они также составляют предложения, состоящие в среднем из 4-5 слов.

Прагматические и социальные навыки

К своему седьмому дню рождения большинство детей взаимодействуют со сверстниками и взрослыми следующими способами: 

  • Используют и понимают обещания и угрозы
  • Может совершать покупки в магазине (под присмотром родителей)
  • Получает удовольствие от выполнения задач и проектов
  • Спрашивает о значении слов
  • Задает вопросы и ищет информацию
  • Более осторожен при общении с незнакомцами или малознакомыми людьми
  • Может участвовать в совместной игре, включая честную игру, чередование и распределение ролей

Словарный запас

Словарный запас ребенка этого возраста обычно составляет от 3000 до 7000 слов.

Навыки грамотности и чтения

6-летний ребенок должен пользоваться книгами следующими способами:

  • Может распознавать буквы и сопоставлять буквы и звуки
  • Понимает, что печать следует читать слева направо и сверху вниз
  • Может рассказывать простые истории, рассказывая события в правильном порядке
  • Начинает писать рассказы с некоторой помощью
  • Будет пытаться произносить слова по буквам при написании
  • Понимает, что произносимые слова состоят из звуков и звуковых сочетаний
  • Может распознавать некоторые слова на вид
  • Может распознавать и писать как прописные, так и строчные буквы
  • Умеет печатать свое имя и фамилию

Если вас беспокоят навыки чтения и грамотности вашего ребенка или вам нужна помощь в развитии этих важных навыков, свяжитесь с одним из наших узкоспециализированных логопедов, запланировав бесплатный ознакомительный звонок сегодня!

Развитие понятий

Ребенок этого возраста должен иметь представление о большинстве следующих понятий:

  • Прилагательные в превосходной и сравнительной степени, такие как «маленький», «меньший» и «самый маленький»
  • Понятия времени, такие как вчера, сегодня, завтра, сначала, затем, далее, на прошлой неделе, на следующей неделе
  • Хорошо понимает концепцию противоположностей (пустой/полный, открытый/закрытый и т. д.)
  • Может понимать и использовать такие слова, как другой, ближайший, сквозной, тонкий, целый
  • Может определять позиционные понятия, такие как первый, средний, последний или первый, второй и третий.
  • Использование прилагательных для описания объектов, включая сравнительные прилагательные, такие как быстрый, быстрее
  • Может сравнивать похожие предметы и отвечать на вопросы о том, чем они могут быть похожи и чем отличаются друг от друга
  • Обладает сильным пониманием пространственных понятий, таких как слева/справа, спереди/сзади
  • Может понимать числа до двадцати
  • Может использовать наречия, такие как «вперед» и «назад»

Задавать вопросы и отвечать на них

Большинство 6-летних детей должны уметь использовать вопросы большинством из следующих способов:

  • и вопросы, начинающиеся со слов «что», «кто», «где», «почему», «как», «когда» и «сколько»
  • Будет задавать вопросы «что», «где», «когда», «как», «кто» и односложные вопросы «почему»
  • Будет задавать вопросы типа «есть» (например, «что это?» и «сейчас обеденное время?»)

Навыки аудирования

В возрасте 6 лет дети должны быть в состоянии практиковать большинство из следующих навыков аудирования:

  • Может повторять предложения длиной до девяти слов
  • Может следовать трехэтапным указаниям, таким как «Пожалуйста, возьмите обувь, наденьте ее и подождите у двери».
  • Будет правильно реагировать на разные типы предложений, но иногда может сбиваться с толку из-за более сложных или незнакомых предложений

Где бы ваш ребенок ни оказался на пути к достижению этих вех, он всегда может получить дополнительную поддержку. Логопедия онлайн может быть очень ценным ресурсом для детей школьного возраста, даже для тех, кто развивается должным образом. Время с логопедом может быть полезным для всех детей и поможет им добиться успехов в учебе. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка, не ждите и не ждите, когда он начнет бороться или станет отставать в школе. Вы должны обратиться за советом и помощью для вашего ребенка как можно скорее. Теперь, когда логопед доступен онлайн, еще никогда не было так легко связаться с опытным и квалифицированным логопедом. Не откладывайте, запланируйте бесплатный ознакомительный звонок сегодня, чтобы узнать, как логопед может помочь вашему ребенку.

Развитие речи у детей 6–7 лет

По словам российского исследователя Льва Выготского ,  язык возникает в результате социальных взаимодействий, в которых потребность в общении стимулирует развитие. Именно через язык взрослые передают информацию, которую дети затем усваивают. Дети начинают использовать язык, чтобы направлять и контролировать поведение. Эта форма языка известна как частная речь (когда кажется, что дети разговаривают сами с собой) и является средством, с помощью которого язык становится инструментом интеллектуального роста и развития детей 4-7 лет. Где-то после 6 лет частная речь мутирует в неслышное бормотание, которое затем интернализируется как мысль и «внутренняя речь». Таким образом, утверждает Выготский, мысль есть результат языка.

Используя схему Выготского, неудивительно, что шести- и семилетние дети часто бывают довольно болтливыми, рассказывают анекдоты, выражают идеи и более подробно комментируют ситуации и события. Они начинают период быстрого расширения словарного запаса, изучая 5-10 новых слов в день. Дети в этом возрасте начинают понимать функцию и назначение языка. Например, спросите ребенка, что странного в этом предложении: «Блоха огромная» или «Моя рыбка твердая и мохнатая». Играйте в игры найди отличия и попросите ребенка озвучить то, что он замечает.

К этому возрасту большинство звуковых моделей усваиваются, хотя ваш ребенок может по-прежнему с трудом произносить «р» или произносить такие слова, как «писгетти» вместо спагетти. Некоторые дети все еще говорят, что /s/ звучит как /th/ в возрасте шести лет, но ожидается, что к 8 годам все звуки речи появятся в сети. Моделируйте правильное произношение вместо того, чтобы исправлять вашего ребенка, когда он делает ошибки артикуляции. Если ваш ребенок борется со многими звуками, это может быть красным флажком для проблем с чтением и правописанием, поэтому вы можете следить за прогрессом вашего ребенка в этих областях.

Дети этого возраста могут выполнять двух- и трехэтапные инструкции. Они остаются очень буквальными и конкретными мыслителями. Они могут поддерживать тему разговора и говорить по очереди. Они поддерживают хороший зрительный контакт и могут использовать язык для разных целей, например, для получения информации, развлечения или убеждения других.