Skip to content

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста: Монологическая речь у детей дошкольного возраста: основные формы

Содержание

Монологическая речь у детей дошкольного возраста: основные формы

Содержание

  • 1 Особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста
  • 2 Как осваивают формы монолога дошкольники
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Повествование
    • 2.3 Рассуждение
  • 3 Использование творческой деятельности в развитии связного монолога
  • 4 Приемы развития монологической речи в повседневной жизни
    • 4.1 Приемы стимулирования монологов-рассуждений у дошкольников

В дошкольном детстве перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным высказываниям. Такая форма речи называется монологической, и без нее немыслимо школьное обучение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста заключается в способности связно описать игрушку или рассказать о прогулке, интересных событиях. Подобные истории – важная часть общения со взрослыми и сверстниками. 

Особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дошкольники младшего и среднего возраста знают не так много слов, чтобы построить хотя бы короткий рассказ, сформулировав содержательные предложения.

Дополнительную трудность доставляет необходимость удерживать смысловую целостность информации. Если в диалоге ребенок опирается на реплики собеседника, то в монологе ему приходится концентрировать внимание на цепочке своих высказываний. Это сложная задача для малышей. По этой причине детские высказывания чаще получаются обрывистыми и не достаточно логичными.

Важны постоянные усилия взрослого для того, чтобы монологическая речь дошкольников совершенствовалась. На первых порах ребенку доступна только информационная форма монолога, и необходимо поддерживать его стремление поделиться новостями, переживаниями по поводу ссор. Выслушивание описания новой машинки или куклы у друзей также отличный способ помочь дошкольнику улучшать навыки монолога.

Если малыш запинается, не зная походящего слова, важно подсказать ему нужный термин и дополнительно рассказать о нем. Ценно не только усвоение нового понятия, но и то, что ребенок в очередной раз прослушает, как звучит связное высказывание.

Как осваивают формы монолога дошкольники

Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего. Монологи детей имеют три основные формы:

  • описание;
  • повествование;
  • рассуждение.

Начиная с трехлетнего возраста, предпринимаются первые попытки монолога. Посадив перед собой кукол, малыш обязательно разговаривает со своими молчаливыми собеседниками. Но подобные детские высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное или повествовательное сообщение.

Рассмотрим краткую характеристику каждой формы монолога и возможности освоения форм монологической речи детьми дошкольного возраста.

Описание

Описание предметов или явлений означает короткую историю. Необходимо выделить как можно больше признаков объекта, главных и второстепенных, и охарактеризовать их. Дополнить информацией о действиях, высказать эмоциональное отношение к предмету или явлению.

Данная форма речи начинает развиваться с 4-х лет. Описательный монолог может быть развернутым и завершенным, несущим большой объем информации. Но только не в дошкольном возрасте. Например, младший дошкольник, глядя на собачку, рассказывает, что «собачка бегает и виляет хвостиком, у нее рыжие уши, она поднимает передние лапки – наверно, просит у меня печенье». В данном случае ребенок произносит монолог в той степени, насколько ему это посильно.

Учитывая то, что в дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание, ребенок ухватывает самые заметные для него признаки и говорит о них.

Чтобы описание получилось более полным, взрослый должен направлять внимание дошкольника на незамеченные им детали.

Ребенок получает картинку или игрушку, о которой он должен самостоятельно рассказать: какого цвета и формы игрушка, какая на ощупь, какие эмоции вызывает.

Если же перед глазами картинка, то дошкольник описывает сюжет, героев, детали.

Для детей старше 5-ти лет удачным дополнением рассказа станет фантазирование, как развивались события до того момента, который запечатлен на картинке, и что будет далее.

Изначально описание заключается в использовании одного-двух коротких предложений. Наводящие вопросы помогают ребенку сначала лучше понять, на какие детали обращать внимание, а потом и использовать их в речи. Постепенно однословные формулировки обогащаются дополнительными словами, описывающими отношения и ощущения, благодаря чему происходит развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Листочек – зеленый. А еще? Мокрый. Почему? Потому что недавно был дождь или утром выпадает роса. Ребенку задается серия вопросов и таким образом постепенно рождается связный рассказ, в котором описывается и форма листочка, и дерево, с которого он упал.

Умение наполнять историю не только фактами, но и эмоциями позволяет говорить о том, что ребенок освоил основы монолога.

Повествование

Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от возраста, словарного запаса и уровня монологической речи дошкольников на текущий момент повествование может быть:

  • Рассказом о бытовых событиях.
  • Историей о случаях, которые ребенок пережил.
  • Рассказыванием по сюжетной картине.
  • Фантазированием, чтобы составлять собственные истории.

В первом случае малыш может рассказывать про дядю, который долго чинил машину и, наконец, поехал. Во втором – поделиться впечатлениями о летней поездке на отдых. В третьем – сочинить историю, о чем рассказывает серия картинок. В четвертом – придумать свою короткую сказку, что позволяет дополнительно развивать творческое воображение.

Задача взрослых – помогать дошкольнику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным. Важно избегать перескакивания с одного факта на другой без связующих предложений.

Помогают уточнения: «Ты только что говорил про дельфинов, а теперь рассказываешь про друга, с которым там познакомился. Давай вернемся к дельфинам. Интересно, как они резвятся?».

Рассуждение

Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у детей. Поэтому его развитию необходимо уделять максимум внимания. Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты:

  • описание факта;
  • поиск аргументов;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • формулирование вывода.

Не всякому взрослому это под силу, если вопросу не уделялось внимание в детстве. В дошкольном возрасте умение рассуждать чаще всего предназначено для самостоятельного нахождения ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего?».

Идеальное решение для развития данного навыка – порассуждать о том, что вызвало особый интерес. Например, малыш, увидев кубики льда в холодильнике, непременно задаст свои вопросы. Не ограничиваясь ответами, полезно увлечь ребенка рассуждением на тему, зачем человеку вообще может понадобиться лед. Придется помочь с формулировками и ненавязчиво подсказать идеи, которые можно обсудить, но и для дошкольника будет двойная польза: формирование умений рассуждать дополнится развитием познавательного интереса.

Использование творческой деятельности в развитии связного монолога

Творчество – один из результативных инструментов в освоении дошкольниками монологической и диалогической речевых форм. Театрализованная деятельность является наиболее эффективным занятием для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разыгрывание небольших сценок, постановка сказок предполагает распределение ролей и высказывания от имени своего героя. Особенности театрализованной игры подразумевают знание участниками своих ролей. Для этого необходимо запомнить небольшой текст, научиться его выразительно произносить.

Некоторые дети стараются запомнить дословно высказывание героя, другим легче передавать содержание сообщений, дополняя своими словами. Но в каждом из этих случаев дошкольники тренируются произносить монолог.

Театральные приемы облегчают ребенку пересказ сказки или придуманной им истории. Детям легче следить за логическим разворачиванием событий и воспроизводить монологи, если в своем рассказе они стараются изображать характерный голос сказочных персонажей, дополняя выразительной мимикой.

Приемы развития монологической речи в повседневной жизни

Любой момент общения родителей с ребенком в повседневной жизни можно с пользой применять для развития монологической речи. Если в 2 года это просто чтение наизусть коротких стишков, то, начиная с 4 лет, дошкольник способен с помощью взрослых произносить небольшие монологи.

В игре с куклой, складывая кубики, большинство детей комментируют свои действия. Если ребенок предпочитает играть молчаливо, взрослым следует побуждать его рассказывать о том, чем он занят, или что делает его игрушка.

Показывая сыну или дочери новый предмет, стоит обсудить его, предложить ребенку описать его, рассказать, что понравилось. В качестве объектов описания могут выступать предметы быта, разнообразные игрушки.

Отличный способ для развития навыка описания и повествования – прогулки. Сама природа предоставляет миллион возможностей для закрепления навыка. Шишка – какая она? В описании стоит обратить внимание на цвет, на форму, на размер, какая на ощупь, с какого дерева и т.д.

Приемы стимулирования монологов-рассуждений у дошкольников

Любое событие можно использовать для того, чтобы побудить дошкольника порассуждать и высказать собственное мнение:

  • Спорное поведение героев в мультфильме или рассказе.
  • Произошедший конфликт на детской площадке – кто прав, а кто неправ.
  • Ситуация на улице: мальчик помогает бабушке нести сумки. Он правильно поступает? Почему?

Важно объяснить дошкольнику, что рассуждение должно быть последовательным, логичным и должно подтверждаться фактами. В ответ на заявление ребенка «Я не буду больше играть с Мишкой», побудите его рассказать, что произошло, чем ему не понравилось поведение сверстника и пр.

Многие старшие дошкольники интересуются популярными научными темами: о космосе, о развитии жизни на планете, о динозаврах. Они готовы с увлечением рассказывать об этом и сверстникам, и взрослым. Подскажите любознательному ребенку, что он увлечет своим рассказом слушателя еще больше, если будет излагать в такой последовательности:

  1. Сообщит факт, который удивил или взволновал (Были такие динозавры, которые умели летать!).
  2. Порассуждает, чем это объясняется, выскажет свое мнение или сомнения.
  3. Сделает вывод, некое заключение.

Излагая подобную информацию, дошкольник выдвигает свои доводы, ищет причинно-следственные связи, старается найти приемлемые объяснения, что способствует развитию монологической речи, придает ей структурированность.

Поддержание у ребенка дошкольного возраста стремления рассказывать, делиться впечатлениями, высказывать свое мнение работает на основные задачи речевого развития: обучение говорить связно, освоение форм монологической речи, использование языковых выразительных приемов.

Развитие монологической речи в дошкольном возрасте

В дошкольном детстве перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным высказываниям. Такая форма речи называется монологической, и без нее немыслимо школьное обучение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста заключается в способности связно описать игрушку или рассказать о прогулке, интересных событиях. Подобные истории – важная часть общения со взрослыми и сверстниками. 

Особенности формирования монологической речи у детей дошкольного возраста

Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дошкольники младшего и среднего возраста знают не так много слов, чтобы построить хотя бы короткий рассказ, сформулировав содержательные предложения.

Дополнительную трудность доставляет необходимость удерживать смысловую целостность информации. Если в диалоге ребенок опирается на реплики собеседника, то в монологе ему приходится концентрировать внимание на цепочке своих высказываний. Это сложная задача для малышей. По этой причине детские высказывания чаще получаются обрывистыми и не достаточно логичными.

Важны постоянные усилия взрослого для того, чтобы монологическая речь дошкольников совершенствовалась. На первых порах ребенку доступна только информационная форма монолога, и необходимо поддерживать его стремление поделиться новостями, переживаниями по поводу ссор. Выслушивание описания новой машинки или куклы у друзей также отличный способ помочь дошкольнику улучшать навыки монолога.

Если малыш запинается, не зная походящего слова, важно подсказать ему нужный термин и дополнительно рассказать о нем. Ценно не только усвоение нового понятия, но и то, что ребенок в очередной раз прослушает, как звучит связное высказывание.

Как осваивают формы монолога дошкольники

Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего. Монологи детей имеют три основные формы:

  • описание
  • повествование
  • рассуждение

Начиная с трехлетнего возраста, предпринимаются первые попытки монолога. Посадив перед собой кукол, малыш обязательно разговаривает со своими молчаливыми собеседниками. Но подобные детские высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное или повествовательное сообщение.

Описание

Описание предметов или явлений означает короткую историю. Данная форма речи начинает развиваться с 4-х лет.

Ребенок получает картинку или игрушку, о которой он должен самостоятельно рассказать, какого цвета и формы игрушка, какая на ощупь, какие эмоции вызывает.

Если же перед глазами картинка, то дошкольник описывает сюжет, героев, детали.

Удачным дополнением рассказа станет фантазирование, как развивались события до того момента, который запечатлен на картинке, и что будет далее.

Отличный способ для развития навыка описания — прогулки. Сама природа предоставляет миллион возможностей для закрепления навыка. Шишка – какая она? А листочек? А солнечный луч? А цветок?

Изначально описание заключается в использовании одного-двух слов. Наводящие вопросы помогают ребенку сначала лучше понять, на какие детали обращать внимание, а потом и использовать их в речи. Постепенно однословные формулировки обогащаются дополнительными словами, описывающими отношения и ощущения, благодаря чему развивается выразительность и связность речи .

Листочек – зеленый. А еще? Мокрый. Почему? Потому что недавно был дождь или утром выпадает роса. Ребенку задается серия вопросов и таким образом постепенно рождается связный рассказ, в котором описывается и форма листочка, и дерево, с которого он упал. Умение наполнять историю не только фактами, но и эмоциями позволяет говорить о том, что ребенок освоил основы монолога.

Повествование

Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от возраста, словарного запаса и уровня монологической речи дошкольников на текущий момент повествование может быть:

  • Рассказом о бытовых событиях;
  • Историей о случаях, которые ребенок пережил;
  • Рассказыванием по сюжетной картине;
  • Фантазированием, чтобы составлять собственные истории.

В первом случае малыш может рассказывать про дядю, который долго чинил машину и, наконец, поехал. Во втором — поделиться впечатлениями о летней поездке на отдых. В третьем – сочинить историю, о чем рассказывает серия картинок. В четвертом – придумать свою короткую сказку, что позволяет дополнительно развивать творческое воображение.

Задача взрослых – помогать дошкольнику строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным. Важно избегать перескакивания с одного факта на другой без связующих предложений. Помогают уточнения: «Ты только что говорил про дельфинов, а теперь рассказываешь про друга, с которым там познакомился? Что произошло до этого?»

Рассуждение

Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у детей. Поэтому его развитию необходимо уделять максимум внимания. Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты:

  • Описание факта;
  • Поиск аргументов;
  • Выявление причинно-следственных связей;
  • Формулирование вывода.

Не всякому взрослому это под силу, если вопросу не уделялось внимание в детстве. В дошкольном возрасте умение рассуждать чаще всего предназначено для самостоятельного нахождения ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего»?

Идеальное решение для развития данного навыка – порассуждать о том, что вызвало особый интерес. Например, малыш, увидев кубики льда в холодильнике, непременно задаст свои вопросы. Не ограничиваясь ответами, полезно увлечь ребенка рассуждением на тему, зачем человеку вообще может понадобиться лед. Придется помочь с формулировками и ненавязчиво подсказать идеи, которые можно обсудить, но и для дошкольника будет двойная польза: формирование умений рассуждать дополнится развитием познавательного интереса.

Использование творческой деятельности в развитии связного монолога

Творчество – один из результативных инструментов в освоении дошкольниками монологической и диалогической речевых форм. Театрализованная деятельность является наиболее эффективным занятием для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разыгрывание небольших сценок, постановка сказок предполагает распределение ролей и высказывания от имени своего героя. Особенности театрализованной игры подразумевают знание участниками своих ролей. Для этого необходимо запомнить небольшой текст, научиться его выразительно произносить.

Некоторые дети стараются запомнить дословно высказывание героя, другим легче передавать содержание сообщений, дополняя своими словами. Но в каждом из этих случаев дошкольники тренируются произносить монолог.

Театральные приемы облегчают ребенку пересказ сказки или придуманной им истории. Детям легче следить за логическим разворачиванием событий и воспроизводить монологи, если в своем рассказе они стараются изображать характерный голос сказочных персонажей, дополняя выразительной мимикой.

Приемы развития монологической речи в повседневной жизни

Любой момент общения родителей с ребенком в повседневной жизни можно с пользой применять для развития монологической речи. Если в 2 года это просто чтение наизусть коротких стишков, то, начиная с 4 лет, дошкольник способен с помощью взрослых произносить небольшие монологи.

Показывая сыну или дочери новый предмет, стоит обсудить его, предложить ребенку описать его, рассказать, что понравилось. В качестве объектов описания могут выступать предметы быта, многообразие игрушек.

Любое событие можно использовать для того, чтобы побудить дошкольника высказать собственное мнение:

  • Спорное поведение героев в мультфильме или рассказе.
  • Произошедший конфликт на детской площадке – кто прав, а кто неправ?
  • Ситуация на улице: мальчик помогает бабушке нести сумки. Он правильно поступает? Почему?

Основные задачи речевого развития – это не только обучение говорить связно, освоение форм и языковых выразительных приемов. Также это поддержание стремления рассказывать, делиться впечатлениями и прививание любви к родному языку.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Детали

Артикул 12

Просмотров: 1239

https://doi.org/10.37835/2410-2075-2020-12-16
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Малиновская Н.В. — кандидат педагогических наук, доцент РДХУ

Актуальность обозначенной в статье проблемы определяется необходимостью поиска и внедрения эффективных технологий формирования речевой личности ребенка в образовательный процесс дошкольного учреждения. Цель исследования — обосновать и экспериментально апробировать методику развития монологической речи детей дошкольного возраста средствами моделирования. В статье представлены результаты исследования проблемы развития монологической речи детей дошкольного возраста средствами моделирования. Выделены преимущества моделирования как педагогической технологии развития связной речи детей. Экспериментально метод предусматривал развитие монологической речи детей дошкольного возраста путем активного использования моделирования. Она проходила в три взаимосвязанных этапа: информационно-обогащающий, рече-репродуктивный и речетворческий. Первый информационно-обогащающий) этап экспериментальной работы был направлен на обогащение сенсорно-информационного опыта детей, ознакомление их с моделями. Содержательной стороной этого этапа была подготовка предложений детьми с опорными схемами, дидактические игры с символами. Целью второго этапа исследования было стимулирование монологической речи детей на занятиях по развитию речи. Смысловой стороной работы на этом этапе было воспроизведение детьми сказок и составление рассказов по разным видам моделей. Решению этой задачи служили схемы-модели (мнемотаблицы), с помощью которых дети составляли рассказы, пересказывали художественный текст, сохраняя лексическое и грамматическое содержание. Третий этап, названный творческим, был направлен на развитие у детей умения составлять творческие рассказы, использовать свою информацию и содержательную осведомленность для активизации связных высказываний творческого характера. Они использовали планы и схемы, а также привлекали детей к их самостоятельному построению. Результаты исследования доказали, что использование моделирования является одним из эффективных способов, способствующих развитию монологической речи, словесно-логического мышления и памяти детей.

Ключевые слова: монолог, моделирование, схемы-модели, дошкольный возраст

Полный текст: PDF (Українська)

ССЫЛКИ

1. Богуш А. М., Гавриш Н. В. Розвиток мовлення детей старшого дошкольного вику. «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». Киев: «Генеза», 2014. С. 129. [На укр.].

2. Горелова Алла. Формуемо зв’язне мовлення. Дошкольное образование. 2004. № 4. С. 15-17. [На украинском языке].

3. Копылова О.В. , Ткаченко В.М. Использование символов в работе с дошкольниками. Харьков: Изд-во «Ранок», 2009. С. 56. [На украинском языке].

4. Крутый К. Л., Билан О. И. Выбор схемы-моделей лексико-граматычного роботиздитмидошкольного вику. Львов: Свитыч, 1997. С. 42. [На украинском языке].

5. Кучеренко Ж.А. Интерактивные технологии развития речи детей дошкольного возраста. 2010. № 3. С. 14-19.. [На украинском языке].

6. Омельченко Л. В. Выбор приемов мнемотехники у развития связной речи. Логопед. 2008. № 4. С. 102-115. [На украинском языке].

7. Омельяненко Алла. Рассказы-размышления о моделях. Дошкольное образование. 2010. № 3. С. 8-9. [На украинском языке].


  • Пред.

  • Следующий

Нормы и отклонения в развитии речи дошкольников

Оглавление
  1. В развитии речи выделяют несколько возрастных периодов:
    1. 1 период – Подготовительный
    2. 2 период – Дошкольный
    3. 3 период – Дошкольный

Все родители знают, что правильное развитие речи ребенка очень важно .  

Все волнения, такие как радость при произнесении первых слов или беспокойство, когда ребенок говорит неправильно, понятны и логичны. В этой статье мы ответим на следующие вопросы: 

– Каковы нормальные этапы развития речи ребенка?

– На что обратить внимание?

– Как вы можете помочь своему ребенку добиться успеха в развитии речи?

Речевое развитие ребенка сложный и индивидуальный процесс. Всемирная организация здравоохранения описывает основные этапы развития речи ребенка. Установленные критерии речевого развития необходимы для того, чтобы родители понимали и вовремя реагировали на любую задержку речевого развития своего ребенка.

Период 1 – Подготовительный

0-12 месяцев. Это так называемый предречевой период. Этот период является базой для дальнейшего развития речи. В этот период развиваются зрительные и слуховые реакции, появляются голосовые проявления, такие как жужжание и лепет. Также можно наблюдать звукоподражания (ребенок повторяет за взрослым разнообразные звуковые сочетания). К концу 1-го года жизни появляются первые слова (до 20 слов, в основном существительные).

2-й период – дошкольный

1–3 года. Ребенок с большим удовольствием повторяет слова за взрослыми и произносит их самостоятельно. Однако ребенок часто искажает, переставляет и путает звуки и слоги. Происходит значительное обогащение словарного запаса. Значение слов становится более определенным. Грамматика начинает развиваться. В речи появляются простые предложения (2-3 слова). Ребенок может составить монолог, используя два-три простых предложения.

К концу 3-го года словарный запас увеличивается до 1000 слов. Ребенок «экспериментирует» в процессе овладения речью. Они могут образовывать новые слова, произносить различные, а иногда и воображаемые словосочетания, не существующие в речи.

Период 3 Дошкольный  

3–6 лет. В этом возрасте в речи ребенка появляются различные прилагательные и наречия. Ребенок использует их для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений. Они начинают употреблять сложные предложения, союзы, например , когда , , потому что , , если , появляются и т. д. Ребенок начинает правильно согласовывать прилагательные с другими частями речи. Они начинают различать и употреблять родовые слова (ПОСУДА для тарелок, блюдец, горшков и чашек; МЕБЕЛЬ для дивана, стола, стула и кровати) и отвлеченные понятия (ПЕЧАЛЬ, ПЕЧАЛЬ, ВЕСЕЛЬЕ, РАДОСТЬ).

Звукопроизношение улучшается. Пропуск звуков и слогов встречается реже. Словарный запас увеличивается до 3000 слов.

Если речь вашего ребенка не соответствует описанным выше стандартам развития, вам также следует обратить особое внимание на следующие моменты:  

** Есть ли у вашего ребенка проблемы в других областях (например, медленная реакция или , наоборот, гиперактивность)?

** Уровень их интеллекта соответствует возрастной норме?

**Использует ли ребенок невербальные средства общения (крики, жесты, мимика)?

**Способен ли ребенок к символическому мышлению (играет ли он с игрушками, переделывает ли во время игры обычные предметы (пластиковая миска вместо шапки, листья как денежные купюры и т.  д.)? 

**У вас есть наблюдаете у вашего ребенка трудности с восприятием речи, не реагирует на обращение?0025

Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, свидетельствуют об изолированной задержке речи (не связанной с состоянием здоровья). В этом случае ваш ребенок «догонит» других детей в речевом развитии.

ОДНАКО такому ребенку нужна ваша помощь.

Для стимуляции речевого развития ребенка необходимо:

 Поощрять физическое развитие ребенка. Подвижные игры и игрушки способствуют развитию мелкой моторики, что положительно влияет на способность ребенка говорить.

 Создайте богатую языковую среду. Родители должны больше разговаривать со своими детьми и в их присутствии. Приветствуются беседы, комментарии, стихи и песни на любую тему.

 Прочитайте своему ребенку! Заинтересовать их поможет обилие картинок и тематических вопросов. Во время чтения необходимо составить диалог с ребенком. Задайте им вопросы, основанные на полученной информации. Добавьте интересные и эмоционально окрашенные детали.

 Развивайте слуховое внимание, анализируя звуки и шумы. Например, если лает собака или слышен шум мотора, спросите: «Что ты слышишь?»

 Поощряйте любую речевую инициативу вашего ребенка. Называйте и комментируйте любые действия, которые совершают ребенок и окружающие его люди.

 Сократите время, затрачиваемое на игры с гаджетами и просмотр телевизора. Настоящий процесс обучения требует от ребенка интеллектуальных и вербальных усилий. Игры и мультфильмы могут заменить пассивное потребление контента.

 Вовлекайте ребенка в беседы. Вы должны спросить их мнение, дать им право выбора, узнать, где и как они проводили время, какие эмоции испытывали.

Общение – основной способ положительно повлиять на развитие речи вашего ребенка. При построении общения с ребенком следует соблюдать ряд правил

* В общении используйте только короткие предложения. Делайте четкие паузы между предложениями, чтобы дать ребенку возможность услышать, понять, повторить и/или ответить.

* Темп вашей речи не должен быть быстрым; но ваша речь должна быть эмоционально окрашена.

* Называя предметы, следует их демонстрировать. Если у вас нет возможности их показать, используйте картинки или красочные фотографии.

*Важно повторять слова много раз и в разных ситуациях, пока ребенок не запомнит и не воспроизведет их.

*Целенаправленное общение должно строиться только в том случае, если ваш ребенок активен. Уставший или сонный ребенок не способен активно воспринимать и воспроизводить речь.

* Не игнорируйте вопросы вашего ребенка. Дайте четкие и подробные ответы на вопросы вашего ребенка. Подбирайте простые синонимы, чтобы они полностью понимали значение слов.

*Если ребенок использует невербальную коммуникацию (жесты, восклицания), не пытайтесь сразу выполнять его пожелания. Задайте им вопрос, озвучьте (произнесите тему или действие), чего они хотят, и сделайте это несколько раз.

*Если ребенок делает ошибки в произношении слов, подскажите ему, но будьте очень осторожны при исправлении его речевых ошибок. Не вините ребенка за его плохую речь. Не заставляйте их сразу и правильно повторять трудное для них слово, так как это часто приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить и замыкается. Исправляйте их ошибки тактичным и дружелюбным тоном. Не повторяйте неправильное произношение слова ребенком — лучше привести пример его правильного произношения.

*Не копируйте речь ребенка. Аномально произносимые звуки очень быстро попадают в речь ребенка, так как ребенку легче их артикулировать (произносить слова). В этом случае ребенку потребуются специальные логопедические занятия, которые помогут ему перестроить произношение «неправильных» слов. Дайте ребенку простую, но правильную модель речи.

Стимулирующее, систематическое и последовательное влияние родителей на развитие ребенка обеспечит формирование прочной основы его будущей речевой и общей мыслительной деятельности.

Посетите экспертный блог Kids Academy, чтобы найти больше профессиональных советов по развитию и благополучию детей.