Skip to content

Рассказы про животных для детей 3 класса: Рассказы про животных — читать для детей онлайн

12 книг о животных, которые нужно прочитать детям – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 5 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Дети любят читать и слушать книги о животных. Особенно маленькие. Они вообще себя со зверями из сказок ассоциируют и, читая про них, изживают многие психологические проблемы.

А подростки в книгах о дружбе человека и животных часто находят поддержку и ответы на «вечные вопросы».

Книг о животных — огромное количество. Ребенку мы, естественно, предложим те, на которых выросли сами. Но дополним очень хорошими книгами, изданными уже в наше время.

Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да ни не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.

Дошкольникам (3–7 лет)

1

Виталий Бианки. Лесная газета

Это фенологический календарь — календарь природы, в котором отражены сезонные явления. Но отражены в необычной форме — в разных газетных жанрах: телеграмма, хроника происшествий, информационные заметки и репортажи… «Лесная газета» — это новостной портал, в котором, в отличие от нынешних медиа, вся информация — не просто занимательная, но полезная для сердца и разума. Когда рождаются зайчата, кто из птиц первым улетает на юг, как зимуют лесные обитатели, почему сокол вьет гнезда на куполах городских церквей — минимум слов, максимум выразительности, юмора и симпатии к зверям и птицам. Книга эта писалась постепенно, издавалась поначалу отдельными выпусками (первый вышел в 1922 году), а полностью впервые было издано «Детгизом» в 1958 году.

2

Николай Сладков. Лесные сказки

Это продолжение традиций Бианки, который называл Сладкова своим наследником по творчеству. В книгу собраны интересные факты о природе, которые здесь «упакованы» в форму сказки, притчи.

3

Святослав Сахарнов. Кто в море живет?

Эта своеобразная морская энциклопедия, написанная моряком, участником кругосветных экспедиций, посвящена обитателях подводного мира. «Плыл кит под водой — свой корм, рачков, выискивал. Пора всплывать! Вынырнул, выдохнул — фонтан воды пустил. Уф! Полную грудь воздуха набрал, и снова можно нырять. В стороне ещё два кита, большой и маленький: мама-китиха сына-китёнка молоком кормит. Кит-то ведь зверь, а не рыба!» («Кит»)

4

Евгений Чарушин. Про Томку

Трогательные и забавные рассказы о маленьком щенке снабжены рисунками самого автора, который начинал как иллюстратор книг Виталия Бианки, но вскоре стал сочинять сам.

Младшим школьникам (8–10 лет)

5

Вера Чаплина. Питомцы зоопарка

Автор этого сборника всю жизнь проработала в Московском зоопарке, была организатором уникальной площадки молодняка, где воспитывались детеныши разных животных, брошенных родителями. Самая знаменитая «отказница», львица Кинули, — героиня входящей в этот сборник одноименной повести, которая была невероятно популярна не только в СССР, но и во всем мире.

6

Эрнест Сетон-Томпсон. Животные-герои

Книга, которая переиздается огромными тиражами до сих пор. Кто из нас не оплакивал судьбу волка Лобо, мустанга-иноходца, голубя Арно! Кто не переживал за лиса Домино, бультерьера Снапа, Королевскую Аналостанку — кошку, упорно стремящуюся из роскоши в родные трущобы… Все мы росли на этих историях, переведенных в 1930-е годы Корнеем Чуковским.

Младшим подросткам (11–13 лет)

7

Юз Алешковский. Кыш и Двапортфеля

Это дилогия о первокласснике Алеше Сероглазове по прозвищу Двапортфеля и его щенке Кыше. Взаимопонимание у них такое, что им и говорить на одном языке необязательно. «В подъезде я заглянул в почтовый ящик и, от волнения все перепутав, сказал Кышу: — Рр-ы! — А Кыш переспросил: Рр-а?» Трогательная, смешная и драматичная история эта о бескорыстной дружбе человека и собаки захватывает все новые поколения и не устаревает.

8

Станислав Востоков. Не кормить и не дразнить!

Книга об обитателях Московского зоопарка, показанных глазами рассказчика, устроившегося туда работать. Книга, как и все, написанное Востоковым, наполнена юмором и теплотой.

Старшим подросткам (14–16 лет)

9

Джеральд Даррелл. Три билета до Эдвенчер, Гончие Бафута

Жизнерадостные, остроумные книги, густо населенные самыми разными существами — обаятельными зоологами, простодушными аборигенами с их забавным царьком и, конечно животными, среди которых столько удивительных! Опоссумы, крабоядные собаки, птицы-плотники, ягуары и кайманы и многие другие, прирученные человеком, спасенные им от вымирания.

10

Фарли Моуэт. Не кричи: волки!

Документальная книга о наблюдениях за волками в арктической тундре. Она написана с кинематографической яркостью, юмором и теплотой. По контрасту с «царем природы», то и дело попадающим в анекдотичные ситуации, явившимся на территорию волков напыщенным исследователем, волки, ведущие себя с достоинством и великодушием, с любопытством наблюдающие за поступками биолога, выглядят мудрыми и благородными. И людям есть чему поучиться у них.

11

Джеймс Хэрриот. Из воспоминаний сельского ветеринара

Это избранные рассказы из семи сборников Хэрриота. Название одного из них в оригинале звучит так: «The Lord God Made Them All» — «Всех их создал Господь Бог». У Хэрриота все с большой буквы: и Бог, и его творения — звери и птицы. Даниил Гранин в предисловии к русскому изданию «Воспоминаний…» верно заметил, что все они, и люди, и их питомцы, для Хэрриотта — создания Божьи, «и в этом смысле как бы равноправны». «Созданные Творцом, имеющие искру Божью, они все — чудо, они — венец творения, достойные благоговения». Для многих читателей навсегда станут старыми друзьями и пекинес Трики-Ву со своей чудаковатой хозяйкой-миллионершей, и корова Незабудка, сбежавшая с бойни домой, и золотистый ретривер Рой, чья история началась так страшно, но имела такое счастливое продолжение. И парализованная старушка мисс Стаббс со своими собаками и котом. Именно ей на вопрос «есть ли душа у животных?» Хэрриот говорит слова, очень важные для всех, кто верит во встречу с ушедшим питомцем: «Если душа — это способность любить, хранить верность, чувствовать благодарность, то у животных больше шансов на спасение, чем у многих и многих людей…»

12

Евгений Рудашевский. Здравствуй, брат мой Бзоу!

Драматическая и очень светлая повесть о дружбе абхазского паренька с дельфином.


Все эти книги учат ребенка, подростка ответственности за живую природу, наполняют ее не только поэзией, нежностью и восхищением перед чудом бессловесных «братьев меньших», но и тревогой за их судьбы, а значит — за судьбы человечества. Ведь все мы одной крови. И всех нас создал Бог.

Читайте также:

5 романов воспитания: книги про взросление, написанные для подростков

Теги: Воспитание Дети Детская литература Детский досуг дома Детям Для детей и с детьми Книги Образование

Формирование у второклассников умений анализировать рассказы о животных

Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования у младших школьников умений анализировать жанр рассказа о животных. В работе приведены примеры сопоставительного анализа фольклорных сказок и рассказов о животных, имеющих сходные образы героев (волк, лиса и пр.). Продемонстрировано, что умение анализировать рассказ о животных формируется эффективнее через приём сопоставления и реконструкции словесных образов в рисунках.

Ключевые слова: литературное чтение, младший школьник, рассказ о животных, умение анализировать, фольклорная сказка о животных, художественный образ

Библиографическая ссылка на статью:
Ефимов П.С. Формирование у второклассников умений анализировать рассказы о животных // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/07/24277 (дата обращения: 25.12.2022).

Как показала наша практика, учащиеся начальной школы на уроках литературного чтения недостаточно работают с текстом как с художественным произведением. На первый план выходит навык чтения. Согласно нашим наблюдениям, второклассники одной из алтайских школ, где проходила наша педагогическая практика, затруднялись с анализом рассказов о животных, рассматривая их как сказки. Таким образом, в центре нашего исследования встала актуальная для современной начальной школы проблема формирования умений анализировать литературное произведение.

По мнению исследователей, умение анализировать не может быть сформировано путём выполнения специальных упражнений. Овладение им происходит в процессе творческой деятельности, в процессе чтения и анализа художественного произведения [1].

На наш взгляд, прозаический текст небольшого объёма (в первую очередь – рассказы о животных, созданные отечественными авторами для детей), видится благодатным материалом для формирования у младших школьников умений анализировать литературный текст.

Анималистическая литература для детей в нашей стране богата. Рассказы о животных писали Борис Житков, Виталий Бианки, Василий Белов, Евгений Чарушин, Владимир Свинцов и мн. др. В нашей работе мы обратимся к рассказам о животных, созданных Е. Чарушиным, В. Беловым и В. Свинцовым. Это мотивировано тем, что рассказы о животных данных авторов вошли в круг детского чтения, а также присутствовали в учебной хрестоматии, по которой занимается наш класс [2].

В процессе нашего исследования мы особо выделяли сформированность умения учащихся понимать, воспринимать образ-персонаж рассказа о животных, потому что этот конструктивный элемент оказывается в центре внимание любого читателя, в том числе и ребёнка-ученика [3, с. 56]. В результате эксперимента мы пришли к выводу, что многие дети не отличают рассказа о животных от сказки о животных. Для формирования у младших школьников умения анализировать рассказ о животных мы организовали работу по формированию умения видеть художественные особенности образа-персонажа (имя, внешность, поступки, речь).

Изучив рассказы о животных отечественных писателей-анималистов – Виталия Бианки, Евгения Чарушина, Владимира Свинцова и др.), мы пришли к выводу, что для жанра рассказа о животных характерны следующие особенности: сюжет в них строится вокруг героя-животного и – возможно – человека (хозяина, охотника), в них нет волшебства, повествование реалистично, повадки животного подчёркнуты, у героев-животных – наличие кличек, но отсутствие имён. При изучении с нашими школьниками рассказов о животных мы опирались на эти особенности.

Наше обучение было выстроено на материале произведений фольклора и детской литературы. Отбор произведений определялся наличием в них сходных образов-персонажей, что позволило организовать сравнение и наблюдение за спецификой образов и выйти на осознание жанра рассказа о животных. Нами были использованы следующие произведения:

—              фольклорные сказки «Лисица-девица и Котофей Иванович», «Лисичка-сестричка и волк», «Сирко».

—              рассказы о животных Е. Чарушина («Волчишко»), и В. Свинцова («Мама Вася», «Встреча», «Томка», «Жизнь собачья и кошачья», «Мой друг Сенька»).

При проведении уроков мы хотели проверить, каким образом освоение художественных особенностей произведений, сравнение схожих образов-персонажей поможет определиться детям с осознанием жанра рассказа о животных.

Наша работа предполагала несколько этапов. На первом этапе мы актуализировали знания детей о жанре сказки о животных, который они изучали в начале учебного года. Мы отметили, что в сказках о животных герои – звери, и только иногда встречаются люди (как в сказке «Волк и Лиса»). Животные ведут себя как люди: они разговаривают, ведут хозяйство («Заюшкина избушка»), носят одежду, женятся и выходят замуж («Кот и Лиса») [4, с. 20]. Для закрепления полученных ранее знаний мы посмотрели с детьми мультфильм Натальи Березовой по мотивам русской народной сказки в пересказе Юрия Коваля «Про барана и козла» (2004). Наши ученики наглядно увидели, как ведут себя герои сказки о животных – спасаются от несчастья, помогают друг другу, строят дом и ведут хозяйство.

Следующим этапом было обращение к жанру рассказа о животных. Мы попытались показать особенности этого жанра на примерах, используя приём сравнения. Так, например, мы сравнили образы героев – кота и волка – в русской народной сказке «Лисица-девица и Котофей Иванович», рассказе Евгения Чарушина «Волчишко» и рассказе Владимира Свинцова «Мама Вася». Важно отметить, что Владимир Борисович Свинцов – представитель нашей, алтайской литературы, он много создал рассказов и сказок для детей [5]. Этот факт послужил возникновению заинтересованности у детей нашего класса. Надо сказать, что они признались, что даже не знали, что у нас на Алтае есть настоящие писатели, которые «пишут литературу для детей». В процессе чтения и аналитического сопоставления героев из фольклорных сказок и рассказов о животных мы обращали внимание на лексику, а также использовали приём реконструкции прочитанного текста в рисунках.

Так, на рисунке Светы Е. к сказке «Лисица-девица и Котофей Иванович» изображён кот в кафтане, что свидетельствует о внимании ребёнка к образу-персонажу и подчеркивает его титул бурмистра. Кафтан для Котофея Ивановича явно великоват, что наводит на мысль восприятия ребёнком комизма сказки.

На рисунки к рассказу В. Свинцова «Мама Вася» Тимофей М. нарисовал кота. Это – обычный домашний кот, с полосатым хвостом и печальным выражением мордочки. Он сидит на задних лапах. Важно, что этот кот лишён какой-либо сказочности. А Андрей И. изобразил полную картину дома. Мы видим кота, что лежит на своем любимом месте. Это – домашнее животное, не сказочный персонаж.

Рисунок Сони В. к сказке «Лисица-девица и Котофей Иванович» Волк нарисован на двух лапах. На волке традиционная русская одежда, но он – без обуви. Персонаж потирает руки, будто в предвкушении чего-то.

Рисунок Арсения М. к рассказу Чарушина «Волчишко». На рисунке изображен волк. Он лежит и смотрит в нашу сторону. На морде волка отражено спокойствие, значит, это тот эпизод, когда он еще был в лесу. Очень хорошо изображена голова, сразу можно понять, что перед нами волк.

В целом, при работе с рассказами о животных мы ориентировали учащихся на осмысление их названия, выявление средств изображения персонажей и отношение автора к своим героем. Нам удалось организовать с учащимися рассмотрение и изучение рассказов о животных, где мы использовали приём сравнения рассказов и сказок о животных, а также прием реконструкции образов прочитанного текста в рисунках детей.

Библиографический список

  1. Воюшина М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. СПб.: Сударыня, 2007. 320 с.
  2. Хрестоматия: Произведения школьной программы. 2 класс / сост. М.В. Юдаева. М.: Самовар, 2015. 348 с.
  3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с.
  4. Плешкова О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 208 с.
  5. Свинцов В.Б. Мама Вася: рассказы о животных. Новосибирск: Детская литература, 1990. 40 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пётр Ефимов»

историй о животных для 3-го класса | Библиотека Шарлотты Мекленбург

Жизнь Опал Булони меняется, когда она решает взять Винн-Дикси, тощую собаку, которую она встречает посреди продуктового магазина. Уинн-Дикси может быть именно тем, что нужно ей и ее отцу, чтобы переориентировать свою жизнь и помочь им увидеть свой город в новом свете.

Жизнь Опал Булони меняется, когда она решает взять Винн-Дикси, тощую собаку, которую она встречает посреди продуктового магазина. Уинн-Дикси может быть именно тем, что нужно ей и ее отцу, чтобы переориентировать свою жизнь и помочь им увидеть свой город в новом свете.
Показать меньше