Содержание
Рассказ для детей дошкольного возраста о дымковской игрушке. | Консультация по рисованию:
Рассказ для детей дошкольного возраста о дымковской игрушке.
Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как появилась дымковская игрушка?
История дымковской игрушки
Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:
- она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
- эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.
Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.
Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.
Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.
Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.
Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.
Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.
После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.
Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.
В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.
Система образов и сюжетов
Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.
Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:
Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
- Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
- Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
- Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
- Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.
- Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести корпуса игрушки.
Изготовление дымковской игрушки
Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.
Лепка дымковской игрушки
Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.
Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.
Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.
Сушка
Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.
Обжиг
В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть. Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.
Побелка
В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.
Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.
Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.
Цвета дымковской игрушки
Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.
Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:
- синий,
- малиновый,
- зеленый,
- желтый,
- оранжевый
- коричневый.
Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки. Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.
Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.
Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.
Существует определенная традиция нанесения росписи:
- На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.
- Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек.
- Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.
- На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.
Дымковская роспись
Орнамент состоит из различных геометрических фигур:
- полос,
- ромбов и зигзагов,
- кругов и полосок.
- Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.
- Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.
Дымковская роспись в детском саду
Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному искусству в детском саду и общеобразовательной школе.
Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.
Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных. Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по дымковским канонам.
Дымковская игрушка в XXI веке
Как бы ни развивалась техника, знаменитое дымковское ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.
В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.
Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.
Ребенок и народные игрушки
Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания. Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.
Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки, дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.
- В доступной форме ребенка можно познакомить с историей возникновения промысла, рассказать, как делают игрушки. Сегодня есть много красочных изданий, посвященных народному творчеству, которые могут проиллюстрировать рассказ.
- Вместе с ребенком придумайте самые разнообразные игры с фигурками. Народные игрушки заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок или придумать свои истории.
- Сегодня выпускается много наборов для детского творчества, есть среди них и посвященные народным узорам и игрушкам. Ребенок с удовольствием раскрасит дымковского барашка или попробует вылепить петушка. И, как знать, может быть, дымковская игрушка своими руками вылепленная ребенком сегодня, превратится в любимое хобби или даже профессию.
Дымковская игрушка — история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать
Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.
История создания дымковской игрушки
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Особенности дымковской игрушки
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
Процесс изготовления дымковской игрушки
Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:
• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.
Как лепить дымковскую игрушку
Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.
Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.
Лепку можно условно разделить на несколько этапов:
1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.
Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.
Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.
В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.
Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.
Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.
Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.
Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.
Сушка и обжиг дымковской игрушки
После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.
После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.
Побелка (беление) дымковской игрушки
После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.
Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.
Особенности росписи дымковской игрушки
Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.
Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.
Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.
Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.
Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.
Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.
При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.
Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров.
Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.
Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?
Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.
Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.
Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.
Москва Россия Февраля 2017 Традиционная Дымковская Игрушка Матери Детей Искусства – Стоковое редакционное фото © yulyao #177217526
Москва Россия Февраля 2017 Традиционная Дымковская Игрушка Матери Детей Искусства – Стоковое редакционное фото © yulyao #177217526
Изображения
ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты
Инструменты
Предприятие
Цены
Все изображения
ВойтиРегистрация
Только для редакционного использования 0
Чтобы загрузить это изображение, 900создать учетную запись
Уже есть учетная запись? Войти
Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылку и специальные предложения
Москва, Россия — 27 февраля 2017: Традиционная дымковская игрушка Мать с детьми как арт-объект и Детская карусель на Всероссийском фестивале «Масленица» в Москве
— Фото
Та же серия:
Москва, Россия — 27 февраля 2017 г. : Традиционная дымковская игрушка женщина с коромыслом и ведрами возле колодца и птицы как арт-объект в Российской национальной Фестиваль «Масленица» на Новопушкинской площади в МосквеМосква, Россия — 13 января 2016 г.: Три деревянных снеговика в снегу на фоне фестиваля «Рождественский свет» на ВДНХ в МосквеМосква, Россия — 27 февраля 2017 г.: Традиционная дымковская игрушка Петух как арт-объект на Всероссийском фестивале «Масленица» в Москве, Волгограде, Россия — 09 января, 2018: Рождественская инсталляция деревянных досок в виде снеговиков и елок возле кафе в Волгограде. Москва, Россия — 21 февраля 2017 г.: Русская масленичная статуя человека в традиционном красочном платье с балалайкой на Русском национальном фестивале «Масленица» на Манежной площади в МосквеМосква, Россия — 21 февраля 2017 г.: Русская масленичная статуя в традиционном красочном платье с буханкой на Всероссийском фестивале «Масленица» в МосквеМосква, Россия — 15 января 2016 г.: Теплые варежки, тапочки и елочные игрушки в одном из прилавков на Рождественский базар в Москве Синяя фетровая шляпа клоуна с разноцветными звездами висит на ветке дерева Волгоград, Россия — 20 декабря 2008 г. : Рабочий украшает рождественскую елку Волгоград, Россия — 9 января, 2018: Рождественская инсталляция деревянных досок в виде снеговиков и елок возле кафе в Волгограде. Москва, Россия — 27 февраля 2017 г.: Русские масленичные статуи мужчины и женщины в традиционных красочных одеждах как арт-объект на Всероссийском фестивале «Масленица» на Манежной площади в МосквеКрасочные ротанговые шары висят на елке с лентами на фоне рождественской гирлянды на Всероссийском фестивале «Масленица» в МосквеМосква, Россия — 21 февраля 2017 г.: Русская Масленичная кукла из веников как арт-объект на Всероссийском фестивале » Масленица» на Манежной площади в МосквеМосква, Россия — 27 февраля 2017 г.: Русские масленичные куклы из веников как арт-объект на Всероссийском фестивале «Масленица» на Манежной площади в Москве
Подробнее… для личных и некоммерческих целей в соответствии со Стандартной лицензией. Это стоковое изображение можно использовать для иллюстрации историй в газетных и журнальных статьях и постах в блогах. Обратите внимание, что редакционные стоковые фотографии нельзя использовать в рекламных или рекламных материалах.
Вы можете купить эту редакционную фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 4600×3067. Дата загрузки: 14 декабря 2017 г.
DepositPhotos
Язык
Информация
- Часто задаваемые вопросы
- Все документы
- Доступны на
- на
- .
- . Журнал
- +49-800-000-42-21
- Связаться с нами
- Depositphotos Отзывы
Контакты и поддержка
© 2009-2022. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.
Специальное предложение Не пропустите! Предложение Черной пятницыПолучите сейчас
Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.
Мастера ремесел : 2015
Народные глиняные игрушки из России.
Многодетная мама Дымковская кукла, 1960-70-х годов, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Москва
Один из самых милых сувениров, которые можно привезти домой из России, — керамическая народная игрушка. Их много, но самые живые и самые тополиные игрушки из Вятки. Их называют дымковскими игрушками, потому что изначально они производились в селе Дымково Слобода. Дымковской игрушке почти пятьсот лет. Статуэтки традиционно изготавливались женщинами и детьми, работающими вместе в семейных группах, разделяя работу в соответствии с навыками, необходимыми для каждого шага. Каждый человек специализировался на определенной части тела или аксессуарах. Все части соединялись между собой, швы затирались влажной тряпкой или мокрым пальцем, после чего фигурки откладывались сушиться на несколько дней.
Подробнее »
Перанаканская вышивка бисером
Фрагмент расшитой бисером скатерти, Пенанг, начало 20 века, Перанаканский музей, Сингапур
Во время моего последнего пребывания в Сингапуре месяц назад я посетил Перанаканский музей и был очень впечатлен удивительными образцами перанаканского бисероплетения. Особенно запомнилась одна работа: большая (126 х 118 см) скатерть из более чем миллиона стеклянных бусин, украшенная яркими цветами, птицами и насекомыми на бирюзовом фоне. Это самый крупный известный образец перанаканского бисероплетения в мире. Нужно посетить музей хотя бы для того, чтобы увидеть этот шедевр.
Подробнее »
Сувениры из Вьетнама: керамика
Хотя вьетнамская керамика не славится своим высоким качеством, тем не менее, она креативна и отличается деревенской красотой, отличной от тщательно обработанной керамики из некоторых других стран. В них чувствуется какая-то невинная небрежность, как будто мастера, изготовившие их, были весьма либеральны в своем творчестве, не слишком полагаясь на правила симметрии и декора.
Подробнее »
Резные скульптуры из драгоценных камней из музея Хойан
Счастливый Будда, гранат
На живописной и многолюдной улице Старого города Хойан находится небольшой, но интересный музей – Художественный музей драгоценных камней. Он был основан в 2013 году вьетнамским страстным коллекционером. Экспозиция музея разделена на два раздела: в одном представлены кристаллы природных драгоценных камней и необработанные камни, а в другом представлено более двухсот скульптур из драгоценных камней. По качеству и редкости камней разнообразие резных фигурок, представленных в коллекции, не имеет себе равных во Вьетнаме. У посетителей есть уникальная возможность познакомиться и насладиться великолепным художественным и ручным мастерством вьетнамских мастеров. Вот несколько примеров резьбы по камню из собрания музея
Подробнее »
Ремесла Средней Азии: резьба по ганчу
Фрагмент украшения стены из ганча, Тронный зал, Дворец Худояр-хана, Коканд, Узбекистан
Кто не был в Средней Азии, вряд ли знает, что такое ганч. Если объяснить, что такое ганч, это может показаться весьма прозаичным: это не камень и не глина, а нечто среднее. Его получают путем обжига камня, содержащего гипс и глину, и измельчения его в порошок, который затем смешивают с водой и раствором растительного клея. Затем он медленно затвердевает по мере высыхания. Его оттенки варьируются от светло-серого до светло-желтого. Резьба по ганчу – один из уникальных и древних видов художественных промыслов Средней Азии.
Подробнее »
Народные промыслы России: обручальные платки Оренбурга.
Оренбургские шали – один из всемирно известных символов России. Эти ажурные изделия ручной вязки красивые, теплые и такие легкие, тонкие и нежные, что их можно продеть сквозь обручальное кольцо. Их так любят в России, что этому предмету одежды даже посвящена песня.
Сегодня ночью, когда мороз и метель
Когда метель бродит по дороге
Ты прикроешь мне плечи, милый, милый,
С оренбургской пуховой шалью.
История оренбургского платка началась во второй половине XVIII века, когда соединились два более древних ремесла. Одним из предшественников пушистой шали с ее узором-паутинкой была тепловая калмыцкая или казачья шаль, которую в лютые морозы надевали под легкую одежду и вязали полотняной гладью из мягчайшего козьего руна. Другим были тонкие кружевные шали, сделанные уральскими казачками.
Подробнее »
Ремесла Бирмы: настенные ковры калага
Настенный ковер калага конца 19 века; шерсть вышитая серебряными и золочеными нитями и пайетками, с аппликацией из цветной тесьмы, шелковых и войлочных тканей, на подкладке. Музей Виктории и Альберта
Калага – это традиционные вышитые бисером и металлическими нитями картины, которые первоначально использовались для украшения стен дворцов и храмов, служили перегородками комнат или ширмами, вывешиваемыми снаружи дома по праздникам. Слово «калага» буквально означает «иностранный определенный» и относится к тому факту, что оригинальная идея была импортирована из Таиланда. Это искусство практикуется в Мьянме уже более двухсот лет. Самая отличительная черта Калагаса — богато украшенные аппликации, которые подбиты, чтобы создать мягкий рельеф на орнаментированном фоне.
Подробнее »
Ремесла Беларуси: Слуцкие створки
Кушак двусторонний, Слуцк, 1778-1807, шелковое плетение. Источник фото
Немного ностальгируя по дням, проведенным недавно в Беларуси, я решил написать о чем-нибудь белорусском. И не может быть лучшего выбора, чем слуцкие створки, настоящее сокровище белорусской культуры. Этот вид ручной работы производился в Белоруссии (тогда Речи Посполитой) во второй половине 18 и начале 19 веков. Слуцкие створки были названы в честь города Слуцка (Минская область), где они были впервые произведены в 18 веке взамен дорогих импортных створок с Востока. Такие пояса из Османской империи, Персии, Ирана и Китая были очень популярны среди знати того времени и служили не только декоративным элементом костюма, но и символом высокого социального статуса и богатства.
Подробнее »
Традиционные маски Непала
Традиционные маски Непала можно разделить на два вида: «племенные» маски, принадлежащие к таким этническим группам, как гурунг, магар, тару, рай и т. д. , которые также называют «шаманскими» масками; и «классические» маски, которые представляют индуистских и буддийских богов и богинь.
Классические непальские маски всегда изображают божеств или демонов, а не мертвых или предков. Кроме того, маски чаще используются в процессиях и ритуалах, чем в театральных представлениях.
Существуют три категории масок: первая, маски, изображающие лики богов, которые исполнители носят во время ритуальных танцев, вторая категория, маски, служащие орнаментальными мотивами для украшения храма, колесница во время процессии или ваза, используемая в качестве ритуальный предмет. Третья категория включает маски из металла или камня, изображающие лица божеств, которым поклоняются как статуям. Их называют статуями-масками. Металл, используемый для их изготовления, — серебро, латунь или бронза. Эти маски часто украшают драгоценностями, а когда им не поклоняются, их хранят в деревянном ящике внутри храма.
Подробнее »
Традиционная керамика Непала
Керамика имеет долгую историю в непальской культуре. Возраст самых старых зарегистрированных находок в Лумбини составляет не менее 2600 лет. Почти в каждой деревне Непала можно найти большие керамические горшки для воды, которые используются для сбора, хранения и транспортировки воды. Эти сосуды также охлаждают воду. Глиняные изделия также необходимы для многих индуистских и буддийских религиозных церемоний. Во время пуджи используются небольшие керамические чашки для свечей и масляных ламп. Традиционное рисовое вино невари, называемое айла, производится с использованием специальной керамической установки, созданной специально для перегонки рисового или просового спирта: несколько глиняных сосудов разного размера используются в сочетании с большим керамическим сосудом с отверстиями, пробитыми на дне. Без этого сосуда с особыми отверстиями создание мощной айлы было бы невозможно.
Подробнее »
Ремесла Китая: вышивка из конского волоса
Вышивка из конского волоса, источник
Каждая этническая группа Китая имеет свой уникальный способ создания и украшения своих костюмов и тканей. Этническое меньшинство суй (шуй) насчитывает всего около 400 тысяч человек. На протяжении веков женщины Суй сохраняли особый традиционный тип вышивки. Этот уникальный вид вышивки использует для рукоделия конский волос.
Подробнее »
Ремесла Китая: красивая эмалированная посуда
Ваза, династия Цин, 18 век, перегородчатая эмаль. Метрополитен-музей
Эмалирование — это метод сплавления порошкового стекла с бронзовым, медным или иногда серебряным телом путем обжига. Порошок плавится, растекается, а затем затвердевает, образуя гладкое прочное покрытие. Такие металлические сосуды со стеклянным налетом на поверхности называются эмалированными. Эмалированная посуда, обладающая прочностью металла, гладкостью и коррозионной стойкостью стекла, практична и красива. На сегодняшний день самый ранний известный эмалевый предмет, изготовленный в Китае, относится к династии Тан (618-619 гг.).07) инкрустированное золотом зеркало на основе серебряной эмали, хранящееся в хранилище Сёсоин в Наре, Япония. Сегодня китайские эмали можно разделить на перегородчатую, выемчатую и расписную эмали в зависимости от способа их производства. По основам различают золото-, медно-, фарфоро-, стекло- и пурпурно-глиняную эмали. Среди них наиболее популярна эмаль на основе меди, поскольку цена меди ниже, а эмаль легче прилипает к медной поверхности.
Подробнее »
Вышивка Беларуси: ритуальные полотенца
Вышитый ритуальный рушник из Поднепровья
Эти удивительно красивые, вышитые вручную ритуальные полотенца родом из Беларуси. Они называются рушниками и все примеры в этом посте из коллекций разных музеев Беларуси и датируются 19 веком. Каждый регион страны имеет свои отличительные рисунки и узоры вышивки со скрытым смыслом и символикой. Наиболее популярными мотивами были цветы, растения, птицы и геометрические. Такие полотенца предназначались, конечно, не для повседневного использования, а для свадебных или похоронных церемоний и для украшения почетного места (куда ставили икону) в доме. Большинство рушников вышивают красными нитками. Само слово «красный» означает «красивый» и «великолепный», а сам цвет символизирует жизнь, солнце, плодородие и здоровье. Считалось, что рушник с красной вышивкой обладает волшебной силой, способной принести счастье, благополучие и здоровье человеку и его семье.
Подробнее »
Сувениры из России: палехские лаковые миниатюры
Во время моего последнего пребывания в Лондоне я нашел это красивое декоративное место в местном благотворительном магазине. И это не просто декоративная тарелка, а настоящее сокровище: настоящая палехская лаковая миниатюра. Отличительными чертами палехских миниатюр являются ярко написанные сцены на черном фоне; продолговатые, изящные фигуры (как на иконах) и сложный золотой и/или серебряный орнамент, нанесенный тонкими линиями по всей картине. На подлинной миниатюре также указано имя художника и год создания. Мое блюдо датируется 19 годом.89, художницу зовут Т.Большакова.
Изысканные, детализированные миниатюры, написанные в Палехе, называют «маленькими чудесами» и пользуются большим спросом у коллекционеров всего мира. Так что мне очень повезло, что мой был всего за 8 фунтов стерлингов. На картине изображен Иван, пытающийся поймать мифическую Жар-птицу.
Палехского искусства не существовало до начала 20 века. Раньше небольшая русская деревня была центром иконописи. Революция 1917 изменилось, новое правительство закрыло церкви и запретило изготовление икон. Святые образы перестали быть востребованными, и палехские иконописцы оказались не у дел. Новое время требовало новых тем и сюжетов. Итак, палехским художникам пришлось использовать свои навыки и технику, чтобы создать что-то другое, и они начали рисовать персонажей и сцены из реальной жизни, литературы и сказок, используя коробки из папье-маше в качестве холста. Ниже приведены несколько примеров прекрасных палехских миниатюр из собраний разных музеев России
Подробнее »
Кхонские маски Таиланда
Маски Кхон на выставке в отеле Baiyoke Sky, Бангкок
Кхон — это традиционная игра в масках в Таиланде, которая подразумевает ношение масок исполнителями. История, которая использовалась для постановки кхона, — это Рамакиен, тайская версия индийского эпоса «Рамаяна». Полностью поставленный «Рамакиен» представляет собой невероятно сложную историю, состоящую из 138 эпизодов с участием 311 различных персонажей и занимающую более 720 часов непрерывного представления.
Маска, пожалуй, самая важная характеристика кхона, ибо по ней больше, чем по какой-либо другой вещи, можно различить разнообразие ролей.
Подробнее »
Ремесла Тайланда: резьба по дереву
Резная деревянная сцена из Рамакиен (Рамаяна)
Если вы отдыхаете в Таиланде и соблазнились купить один из туров, предлагаемых местными агентствами, я держу пари, что среди предложений «катание на слонах» и «опыт лодочного рынка» будет также посещение центра резьбы по дереву. Все мои фотографии красивых предметов тайской резьбы по дереву сделаны в одном из таких центров недалеко от Бангкока.
Благодаря густым лесам, которые когда-то покрывали большую часть территории Таиланда, резьба по дереву стала основным ремеслом в начале истории королевства. До конца 19 века широко практиковалась резьба по дереву, и целые храмы и дворцы часто были деревянными.
Предпочтительным материалом для резчиков был тик из-за его прочности и устойчивости к повреждению насекомыми, но использовались и другие породы дерева. Цвет дерева не имел большого значения, так как после завершения резьбы его обычно золотили, покрывали лаком или украшали стеклянной мозаикой, мишурой или другим ярким материалом.
Подробнее »
Ремесла Индии: шерстяные ковры
Ковер Агра, конец 19 века. Коллекция Назмиял
Кто бы сомневался, что могольские императоры Индии любили роскошь: за ее особый комфорт и как демонстрацию своей власти и богатства. И если им чего-то не хватало или они были не совсем довольны местной продукцией, они не стеснялись приглашать иностранных мастеров для исполнения своих желаний и обучения местных. Кажется, один из них, Акбар, особенно скучал по мягким и красивым персидским коврам в своем интерьере, и поэтому в 1580 году он основал центр ковроткачества прямо в своем дворце в Агре. Так родился индийский ковер. И со временем он стал не менее известен, чем его предшественник персидский ковер.
Сэр Джордж Бёрдвуд, один из величайших авторитетов в области индийских ковров, сказал, что они «…заработали свою репутацию благодаря оригинальности и необычайной красоте своих рисунков, гармонии их окраски и их особой пригодности для домов культивируемых , богатые и великие».
А вот как он описывает один из индийских ковров на Парижской выставке 1878 года:
«это ковер, который будет трудно положить в европейскую комнату, так как его поверхность слишком красива, чтобы ее можно было сломать мебелью. Это ковер, на который можно смотреть как на золотой закат …».
Поскольку вначале ковроткачество находилось под покровительством высшего сословия, оно отражало его вкус в рисунках: сады, цветы, фрукты и охота были популярными темами в те времена. С окончанием покровительства и ростом интереса со стороны западных стран индийские ткачи расширили ассортимент рисунков, и теперь предлагается большое разнообразие рисунков ковров: от персидских до скандинавских, от среднеазиатских до китайских.
Подробнее »
Ремесла Японии: реалистичные куклы Ики Нингё
Эти головы, которые когда-то принадлежали куклам в натуральную величину, выглядят немного жутковато и тревожно, настолько они реалистичны. Неудивительно, что Iki-Ningyo буквально означает «настоящие куклы», и трудно поверить, что они были сделаны в 19 веке. Эти совершенно настоящие куклы использовались для создания сцен из модных спектаклей или известных исторических событий. Это было популярное развлечение в Японии конца 19 века. Фигуры были смоделированы с абсолютным вниманием к характеру и реализму. Головы были сделаны из дерева, покрытого измельченной пастой из ракушек, со стеклянными глазами, зубами из слоновой кости, индивидуально вставленными человеческими волосами и ресницами. Эти фигуры не всегда выполнялись для выставочных целей, но и для частного зрителя.
Еще несколько экземпляров головы Ики-Нингё XIX века из коллекции Токийского национального музея. Глядя на эти гиперреалистичные головы, невозможно не восхититься мастерством мастеров.
Подробнее »
Традиционная керамика Индии
фото предоставлено Бисварупом Саркаром
Согласно индийской мифологии, первый глиняный сосуд в спешке сделал Вишвакарма, бог искусств и ремесел, когда после пахтания океана срочно понадобился горшок для хранения нектара. И с тех пор изделия из глины стали одним из самых популярных ремесел в Индии, а глиняная посуда стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Глиняные горшки используются для хранения воды и зерна, для взбивания масла или приготовления молока для приготовления творога. Горшок, наполненный водой, является символом хорошего предзнаменования, поэтому его часто используют в традиционных церемониях. Для поклонения, если нет изображения божества, горшок с водой выполняет свои обязанности. В ритуалах используются различные глиняные предметы, такие как лампы, барабаны, вазы для цветов, музыкальные инструменты. Крошечные глиняные светильники также держат возле новорожденных детей в течение 12 дней. Многие предметы изготавливаются специально для праздничных мероприятий, например, светильники для Дивали или игрушки для Дуссеры.
Подробнее »
Традиционные маски Шри-Ланки.
Шри-ланкийская ковильная маска. Национальный музей Шотландии
В Шри-Ланке традиционные маски — это не просто экспонаты или диковинки для украшения квартир. Здесь они все еще имеют значимое существование в ритуалах и представлениях. Маски, которые носят во время так называемых танцев демонов, называются масками товил. Во время церемонии товил танцор должен изображать из себя демона и свободно разговаривать с экзорцистом. Так много масок, которые носят на этих церемониях, являются лишь наполовину разрезанными масками и не закрывают все лицо и голову. Они легки и просты в общении.
Существует специальная группа масок товила, называемая масками санни. Многие жители Шри-Ланки считают, что болезни являются результатом демонической деятельности, а 18 демонов, вызывающих болезни, представлены масками санни. Среди 18 болезней следующие: делирий, боли в животе, слепота, хромота, немота, глухота и бессонница, паралич, озноб, болезнь желудка, обмороки, высокая температура.
Подробнее »
Создано для махараджей: церемониальное оружие
Шилс (Дхал), Лакхнау, первая половина 19век. Серебро с позолотой, латунь, эмаль, бриллианты. Фото The Royal Collection Trust
Почти нет портретов индийских махараджей, на которых они не изображены со своими церемониальными мечами. Для них оружие было больше, чем просто оружие, оно символизировало честь, справедливость, мужество, мужество, гордость и свободу. Считалось, что оружие обладает священной силой. Им поклонялись на особых праздниках, таких как Дуссера. И это были прекрасные произведения искусства, украшенные золотом, эмалью и драгоценными камнями. Некоторое оружие украшалось изображениями или символами божеств, тогда оно было не просто символом власти и социального положения, но и символом личной преданности божеству. Образ божества, конечно, также служил бы благословением для оружия и того, кто его носил, призывая силу божества защищать и оправдывать действия владельца оружия. музеев по всему миру. В Оружейной палате дворца Барода выставлен меч, рукоять которого усеяна двумястами семьюдесятью пятью бриллиантами и изумрудом. Один из самых красивых украшенных драгоценными камнями кинжалов находится в коллекции Уоллеса в Лондоне. Его рукоять густо покрыта золотыми пластинами, покрыта ярко-малиновой эмалью и инкрустирована розовыми бриллиантами, рубинами-кабошонами и изумрудами. Такие украшения передавались от отца к сыну. Во время коронации семейный священник торжественно вручил правителю меч и щит отца.
Подробнее »
Традиционные тайские цветочные композиции
Тайские цветочные гирлянды, фото любезно предоставлено edna astronomia-estrada
Тайское цветочное украшение — это искусство, которое практикуется с древнейших времен. Он использует не только цветы, но также листья и ветки, а также некоторые дополнительные материалы, такие как ароматические палочки или свечи. Самым распространенным из всех цветочных творений страны являются гирлянды, известные как малаи. Они сделаны путем соединения различных цветочных комбинаций, которые зависят от сезонных цветов и фантазии создателя. Однако смесь всегда будет включать один или несколько ароматных цветов, обычно это бутоны жасмина и розы. Гирлянды варьируются от простых до очень сложных и размещаются в качестве подношений на святынях, преподносятся почетным гостям и используются во многих других особых случаях.
Подробнее »
Традиционная резьба по дереву Непала
Резное украшение дома Кумари, Басантапур
Одна из вещей, которыми Непал действительно может гордиться, — это традиционное искусство резьбы по дереву. Наткнуться на прекрасные произведения искусства резьбы по дереву можно буквально в любом уголке Катманду.