Skip to content

Работа с родителями по эстетическому воспитанию детей: Работа с родителями по художественно-эстетическому развитию дошкольников | Методическая разработка:

Содержание

Работа с родителями по художественно-эстетическому развитию дошкольников | Методическая разработка:

Работа с родителями по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Для успешного решения художественно – эстетического развития дошкольников важным условием является  сотрудничество воспитателей и родителей. Мы помогаем родителям восполнить пробел в знаниях художественно – эстетического развития детей, оказываем помощь в выявлении и дальнейшем развитии индивидуальных творческих способностей их детей.

В начале учебного года нами был составлен календарно – тематический план по художественно – эстетическому воспитанию и план по работе с родителями. С родителями  были проведены индивидуальные беседы, где было рекомендовано больше уделять внимание мелкой моторике рук, обращать внимание на то, что предметы могут располагаться по – разному, закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами, закрепляя пройденный материал и т. д.

В учебный период с сентября по май были проведены разнообразные формы работы с родителями:

— Беседы: «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру», «Эстетическая атмосфера в детском саду и дома», «Музыка для жизни», «Развитие творчества детей», «Пальчиковая палитра», «Ребенок и рисование», «Хочу в музей».

— Консультации: «Как организовать домашнее задание по рисованию», «Так ли важно рисование в жизни ребенка», «Детей учит то, что их окружает», «Как понимать и ценить детские рисунки», «Сотрудничество семьи и детского сада с целью развития и формирования музыкальности ребенка», «Я рисую с мамой».

— Анкетирование «Художественно – эстетическое воспитание детей дошкольников», «Театр и дети». По результатам анкетирования мы рекомендовали родителям как можно чаще посещать совместно с детьми музеи, выставки, театры, развлекательные центры для детей, а также для сближения детей с красотой природы организовывать прогулки в парки, а по возможности вывозить детей на природу за город.

— Систематические совместные праздники: «Осенний утренник», «День рождения детского сада», «Новогодний утренник» и т.д.. Большую помощь родители оказывали при подготовке к утренникам и праздникам: шили костюмы, готовили атрибуты, а также сами принимали участие в проведении Новогоднего утренника. Родители приняли активное участие и остались очень довольны.

Мы привлекаем родителей к участию в совместных  конкурсах рисунков «Для любимых бабушек и дедушек», «Летние зарисовки», «Здравствуй осень», «Зима в нашем городе» и различных выставках «Осенний букет», «Новогодняя игрушка».

Результаты нашей работы и достижения детей родители видят на выставке детских работ, фотовыставке, в фотоальбоме… Родители активно интересуются жизнью группы, и мы с удовольствием предоставляем им записи, фотографии с праздников, утренников, развлечений, НОД для того, чтобы они были в курсе всех событий проходимых в группе и имели возможность оценить нашу работу и дать свои рекомендации, выразить свои пожелания.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. Только от совместной работы с родителями зависит, будет ли жизнь ребенка удивительной и интересной!        

Формы работы с родителями в художественно эстетическом направлении | Консультация (средняя группа) на тему:

Слайд 1

Формы работы с родителями в художественно эстетическом направлении Подготовила воспитатель 1 категории Филиных Т. В.

Слайд 2

Цель: разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.

Слайд 3

Задачи 1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности. 2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье. 3. Повышение педагогической культуры родителей. 4. Развитие интереса к культурному наследию. 5.Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Слайд 4

Принципы Единство целей и задач художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей — в детском саду, формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в воспитательно-образовательной работе.

Слайд 5

Формы взаимодействия 1. Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей. 2. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества. 3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей. 4. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.). 5. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.). 6. Встречи с родителями в «Художественной гостиной». Цель: знакомство с основными направлениями художественно-эстетического развития детей

Слайд 6

7 . Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов. 8. Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника. 9. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей. 10. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видеотеку . Регулирование тематического подбора для детского восприятия. 11. Семинары-практикумы для родителей художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. 12. Создание игротеки по Художественно-эстетическому развитию детей. 13. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей. 14. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям. 15. Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещений культурных центров города. 16. Создание семейных клубов по интересам. 17. Организация совместных посиделок. 18. Совместное издание литературно-художественного журнала (рисунки, сказки, комиксы, придуманных детьми и их родителями). 19. «Поэтическая гостиная». Чтение стихов детьми и родителям

Слайд 7

Спасибо за внимание

Что могут сделать родители, чтобы побудить маленьких детей заниматься искусством? — Государственные школы Альбукерке

Узнайте о некоторых простых вещах, которые вы можете сделать, чтобы побудить маленьких детей изучать искусство.

Сходите с детьми на спектакли и художественные выставки.

  • Во всех средних и старших школах в течение года проводятся концерты и спектакли, предлагаемые бесплатно или по очень низкой цене.
  • Просмотрите художественную галерею или багетный магазин. Смотреть бесплатно!
  • Вставка «Место проведения» в пятничном утреннем журнале Albuquerque Journal — это хороший ресурс для общественной деятельности в области искусства со специальным разделом для детских мероприятий.
  • Симфонический оркестр штата Нью-Мексико предлагает серию бесплатных концертов в разных местах города. Телефон: 881-9590
  • Следующие сайты также предлагают различные детские творческие мероприятия в течение года:
  • Культурный центр Южного Бродвея: (505) 848-1320
  • Центр искусств Харвуда: (505) 242-6367
  • Музей Альбукерке: (505) 242-4600
  • ¡Исследуй! Научный центр и Детский музей: (505) 224-8300
  • Музыкальная подготовительная школа UNM: (505) 277-8816

Научитесь говорить со своими детьми об искусстве.

Глядя на картину или рисунок, попросите их:

  • Описать, что они видят: цвета, формы, узоры, линии, людей, животных, цветы, здания, горы.
  • Рассказать вам, как они себя чувствуют на картинке; попросите их рассказать о чертах на картинке, которые заставляют их так себя чувствовать.
  • Сообщить вам о настройке изображения: время года, время суток, период времени. Как они могут сказать?

При прослушивании музыкального произведения попросите их:

  • Назовите инструменты, которые они слышат.
  • Обозначают громкие и тихие звуки, быстрые и медленные мелодии, высокие и низкие ноты.
  • Рассказать вам, какие чувства вызывает у них музыка.
  • Хлопайте, тапайте или щелкайте вместе с собой в ритме музыки.
  • Танцуй с тобой!

При просмотре пьесы, фильма или телешоу спросите их:

  • О персонажах: хотели бы они, чтобы у них был какой-то персонаж в друзьях? Почему или почему нет? Какие положительные черты они могут выделить в характере?
  • Что они думают о конце истории и почему.
  • Придумать другой конец истории и описать его вам.
  • Чтобы рассказать вам, насколько танец похож или отличается от того, что они обычно видят.

Слушайте разнообразную музыку в машине и дома.

  • «Классическая музыка для чайников» доступна, если вы родитель, который не чувствует себя хорошо осведомленным о классической музыке. Воспользуйтесь возможностью учиться вместе со своими детьми!
  • Слушайте разнообразную музыку. Спросите своих детей, что им нравится — и не нравится — в каждом из них. Поделитесь и вы своим мнением.

Смотрите художественные программы, видео или DVD вместе всей семьей.

  • Книжные магазины и пункты проката фильмов предлагают широкий выбор произведений искусства для зрителей всех возрастов.
  • KNME, местная станция PBS (гл. 5), всегда является отличным источником художественных программ, подходящих для детей.

Станьте восторженной аудиторией творческих усилий вашего ребенка.

  • Поощряйте своих детей сочинять песни, пьесы и танцы и создайте благоприятную среду, в которой они могут выступать.
  • Обеспечить «гардероб» со старой обувью, головными уборами, платьями, шарфами, украшениями и т. д., чтобы они могли носить их в своих постановках.
  • Постарайтесь иметь готовый запас газетной бумаги, мелков, фломастеров, цветной бумаги, клея и ножниц для своих творческих художественных проектов.
  • Повесьте детское искусство на «Столичный холодильник искусства» — или в своем офисе — или в любом другом месте, где его обязательно заметят.
  • Носите глиняные бусы, которые сделал для вас ваш ребенок, даже если они не подходят к вашему платью.

Поощряйте участие вашего ребенка в художественных мероприятиях в школе.

  • Посещайте их спектакли и концерты, даже если их роль остается за кадром.
  • Посетите их художественную выставку, чтобы увидеть их работы, даже если это всего лишь одна работа.
  • Возьмите с собой бабушек и дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер и соседей, чтобы отпраздновать достижения вашего ребенка.

Принимайте и поощряйте творческие усилия вашего ребенка.

  • Для маленьких детей в искусстве нет правильных или неправильных ответов. Они дают детям возможность почувствовать себя позитивно и добиться успеха в своих усилиях.
  • Когда вас спросят, нравится ли вам работа вашего ребенка, вместо этого спросите, нравится ли она ему или ей. Прокомментируйте конкретные аспекты того, что вы видите («Мне очень нравятся цвета, которые вы выбрали», «Я вижу три разных типа линий на вашей картинке»), а не осуждайте («Это действительно красиво!»). Для маленьких детей важна гордость за свои достижения.
  • Когда вместе занимаетесь искусством или музыкой, избегайте соблазна сделать это за них. Для маленьких детей процесс часто важнее, чем полированный продукт.
  • Вместо того, чтобы пытаться угадать, что создал ваш юный художник (и, возможно, ошибиться), попросите ребенка рассказать вам о том, что он создал. Вы можете быть очень удивлены ответом!

Ресурсы APS, доступные для родителей:

  • Офис изящных искусств APS
  • Центр искусств

Родители и дети, учимся вместе через искусство

Родители и дети из маленькой школы «Первые шаги» создают деревянные архитектурные скульптуры в рамках программы Arte Juntos/Art Together Художественного музея Катона. Фото предоставлено Художественным музеем Катона

В Художественном музее Катона в Катоне, штат Нью-Йорк, традиционные отношения между музеем и меценатом претерпевают серьезные изменения. Вместо того, чтобы посещать, рассматривать и тихо оценивать, участникам музейной программы Arte Juntos/Art Together предлагается говорить, прикасаться, задавать вопросы и творить.

Двуязычная семейная программа повышения грамотности Arte Juntos была разработана в ответ на растущее сообщество латиноамериканских иммигрантов в округе Вестчестер. Но как лучше их привлечь? Согласно исследованию общественного участия в искусстве, проведенному NEA в 2012 году, только 10% посетителей музеев и галерей составляют латиноамериканцы. Имея это в виду, Художественный музей Катона решил выйти за свои стены и сотрудничать с местными школами, чтобы лучше охватить самые новые семьи своего сообщества, многие из которых происходят из малообеспеченных семей.

Работая с детьми дошкольного возраста и их родителями, Arte Juntos призывает родителей быть первыми учителями своего ребенка и учит их тому, как искусство может быть инструментом для обучения и открытий. В тандеме дети изучают такие понятия, как форма, цвет и текстура, а также развивают свои вербальные навыки и навыки грамотности, рассказывая о различных художественных занятиях. Каждый год программа охватывает примерно 80 семей, в результате чего дети лучше готовятся к школе, а родители становятся более связанными со своим сообществом и более уверенными в своих способностях к обучению. Чтобы узнать больше об этом грантополучателе NEA, мы поговорили с менеджером образовательных программ Katonah Маргарет Адаско. Отредактированная версия нашего разговора ниже.

NEA: Как возникла идея Art Together/Arte Juntos?

МАРГАРЕТ АДАСКО: Мы начали встречаться с педагогами и другими людьми в нашем сообществе и спрашивать, где это необходимо? Что музей может предложить нашему большому сообществу?

В то время шла дискуссия о быстро меняющемся и быстро растущем сообществе новых иммигрантов в нашем районе. Мы отреагировали на эти растущие изменения, разработав программу, ориентированную на родителей новых семей иммигрантов, с намерением использовать искусство как способ обучения и развития родительских навыков [и] в то же время развивать связь родителей с местными культурными ресурсами. и как их можно использовать, чтобы стать частью сообщества.

На самом деле программа началась с того, чтобы дать этим родителям почувствовать себя комфортно в музейной среде, комфортно заниматься искусством, говорить об искусстве, говорить о том, как смотреть на искусство, развивать речь и все виды навыков, а затем делиться этим со своими детьми. Это было семя.

NEA: Как вы думаете, что делает искусство таким уникальным инструментом обучения?

АДАСКО: Я чувствую, что искусство, и особенно изобразительное искусство, открывают двери для различных видов обучения. Если родителей и маленьких детей обучают одному виду обучения в школьной среде, искусство предлагает альтернативный способ.

И искусство предлагает более широкий способ использования некоторых навыков, которые будут развиваться в школах. Вы можете применять их в совершенно другой среде с разными стратегиями. Мы имеем дело с детьми в возрасте от трех до четырех лет, поэтому все навыки, которые они развивают, являются совершенно новыми: распознавание элементов, будь то формы, цифры, буквы, цвета или животные — просто процесс распознавания этих элементов. вещи и быть в состоянии вербально признать их, а затем принимать эту информацию и передавать ее чему-то другому. Или тактильные вещи: как вы держите и используете посуду.

Мы считаем это размышлением о тех навыках, которые развиваются в школе, но в неформальной среде, чтобы и родители, и дети понимали, что возможности для обучения есть везде. Чем больше родитель знает, что он может использовать эти навыки, тем больше у него возможностей превратить каждый момент в потенциальный момент обучения.

NEA: Для родителей, которые участвуют в этой программе, как, по вашему мнению, это может изменить их отношения с сообществом Вестчестера?

АДАСКО: Мы надеемся, что они почувствуют некое приобщение после прохождения с нами этого процесса. И не только в музейной среде; мы надеемся, что он перенесется в другие среды. Прежде чем ступить в неизвестное место, вы просто не знаете, на что это будет похоже. Это запугивание может быть удвоено или учетверено, если языковой барьер является барьером или если вы чувствуете себя как-то вне этого культурного контекста.

Так что, если вы чувствуете себя чужаком для этого особого ресурса, вы можете даже не переступить порог. если вы сделал шаг в дверь, вы все еще можете чувствовать разделение между вами и тем, что происходит внутри пространства, из-за языка или из-за другого общего опыта, которого, по вашему мнению, не хватает. Мы надеемся, что, пройдя этот процесс, у них теперь есть инструменты, которые можно использовать в любом культурном ресурсе в нашем сообществе. Мы надеемся, что они смогут использовать эти инструменты, где бы они ни находились.

NEA: Большая часть вашей учебной программы включает в себя обучение родителей тому, как говорить со своими детьми об искусстве и как быть их учителями. Можете ли вы поделиться некоторыми из ваших советов?

АДАСКО: Совет номер один — [задавать] открытые вопросы, чтобы вы давали детям возможность использовать свой язык и развивать свой язык. Так что не просто: «Это желтый?» но «Можете ли вы рассказать о цветах, которые вы здесь видите?», И переосмысление любого взаимодействия со своими детьми с помощью открытого диалога. Особенно в очень раннем возрасте, и поскольку это в основном изучающие английский второй язык, создание возможностей для развития этого языка имеет важное значение. Мы можем предварить его словами о произведении искусства, но затем они могут сделать это, рассматривая книжку с картинками, или находясь на детской площадке, в парке или в зоопарке. Так что это будет совет номер один.

Второй – пусть их дети будут инициаторами деятельности, а выступают скорее как опора. Особенно это касается художественной части, где дети экспериментируют и пробуют, но не уверены. Мы не хотим, чтобы родители навязывали свои знания. Пусть дети инициируют: «Какие материалы я буду использовать? Как мне использовать этот клей?» Тогда их родители выступают в качестве поддержки процесса своих детей.

В прошлом году мы использовали грант NEA для целей оценки. В конце программы у нас были интервью с родителями, на которых родители могли рассказать о том, как, по их мнению, программа повлияла на них. То, что они сказали в тот момент, было впечатляющим. Такие вещи, как непонимание того, что искусство можно использовать для улучшения обучения; думать об искусстве как о побочном занятии, которое вы делаете только тогда, когда у вас есть свободное время или когда вы пытаетесь отвлечь детей, [и теперь] вместо этого думаете об искусстве как о еще одном важном способе проводить время и развивать навыки вместе с вашим ребенком. . Это повысило их восприятие полезности искусства в их жизни [и дало им] более широкое представление о том, где они могут найти искусство и как включить его в опыт работы со своими детьми.

Родители, пройдя через этот процесс, также действительно открылись для некоторых навыков своих детей; дети, которые могут быть медленнее в языковом развитии, могут быть чрезвычайно творческими в своем творчестве, и это может вызвать появление всевозможных слов. Таким образом, родители, кажется, многое узнают о своих детях в процессе.

NEA: Мы много говорили о льготах для родителей. Какие преимущества вы видите в работе с такими детьми?

АДАСКО: В этом возрасте много говорят о готовности к школе. [Программа] действительно повышает уверенность детей в том, как понимать то, что они видят перед собой, и задачи, которые им задают. Это повышает как их способности, так и их уверенность в этом процессе.

NEA: Как, по вашему мнению, музеи могут лучше охватить малообеспеченные сообщества?

АДАСКО: Поговори с ними. Установите связи с сообществами и узнайте, какие программы, идеи, мероприятия и навыки помогут наладить общий диалог и обмен опытом. Я не думаю, что вы можете сделать это, угадывая, что им может понадобиться, или что они могут найти полезным, или что имеет значение. Требуется диалог.

А затем учитывать [этот диалог] на каждом этапе музейного процесса. Если вокруг музея есть сообщества, которые не участвуют в работе, и вы хотите, чтобы они были вовлечены, то их следует учитывать во всех аспектах музея, начиная с рассматриваемых видов выставок, стиля выставок и заканчивая тем, как выставки сообщаются. Как только вы заинтересуете более широкое сообщество, убедившись, что когда они приходят в ваш музей, у вас есть реальные возможности для взаимодействия, которые доставляют удовольствие и создают значимый опыт.

NEA: Не могли бы вы привести несколько примеров некоторых уроков из вашей учебной программы, которые вы считаете особенно эффективными или действенными?

АДАСКО: Каждое время года мы знакомим с общим представлением о том, что такое музей. Мы сократили его до самой простой концепции, а именно: это место, где представлена ​​какая-то коллекция. Это очень простая идея. Эти семьи могут иметь очень слабое представление о том, что такое музей или как он соотносится с другими культурными ресурсами. Например, семьи могли ходить в зоопарк, но никогда не ходили в музей. Идея состоит в том, что у этих учреждений есть потрясающие коллекции, и они представляют их вам, публике, чтобы вы могли посмотреть на них, поучиться и испытать их. И в этом смысле зоопарк не так уж отличается от картин на стене. Каждому из них есть что предложить.

После этого у нас есть дети, которые работают над сортировкой материалов, которые мы собрали, чтобы подумать о том, как различные виды группировок могут быть сделаны из объектов, предметов и даже идей. Это вводное занятие как бы задает тон для родителей и детей в целом, что может быть оценено в музее или другом учреждении, но также дает им возможность испытать одну из самых основных стратегий раннего обучения, позволяющую сортировать материалы. и групповые вещи.

Мы определенно стараемся включать книжки с картинками как можно чаще, чтобы убедиться, что любой контент, который может быть на нашей выставке, имеет путь к детям и родителям, а также чтобы родители поняли, что книжки с картинками [являются] своего рода очень доступный вид искусства.

NEA: У вас есть что-нибудь еще, что вы хотели бы добавить?

АДАСКО: Абсолютная радость думать о капитале — «искусстве» и о том, какое значение оно имеет для трехлетнего ребенка и его семьи, которые плохо знакомы с обществом, запуганы или напуганы или просто работают.