Содержание
Работа с детьми с ОВЗ в школе: особенности, методы, организация процесса
Как работает инклюзия, каким требованиям нужно следовать школе и учителям. Методы обучения детей с ОВЗ
Ребенок с ОВЗ может пойти в любую школу, в том числе по месту жительства. Объясняем основные требования и методы, которые помогут сделать обучение особых детей комфортнее:
- Особенности работы с детьми с ОВЗ в школе
- Методы и программы работы с детьми с ОВЗ в школе
- Организация работы с детьми с ОВЗ в школе
- План работы по инклюзивному образованию в школе
Принцип инклюзивности
В российском образовании действует принцип инклюзивности — дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Главное — дать социальные компетенции, знания в предметных областях и подготовить к следующим этапам образования.
Минпросвещения предлагает такой алгоритм освоения образовательных стандартов:
Более подробная карта профессиональной траектории людей с ОВЗ опубликована на сайте Минпросвещения.
Специальный персонал
Для обучения детей с особенными потребностями нужен специальный персонал: ассистент (помощник) и тьютор (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Их функции и зоны ответственности иногда путают.
Тьютор — педагогическая должность (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н). Специалист организует процесс индивидуальной работы с обучающимся, участвует в педагогическом процессе. Тьютор назначает ПМПК и только некоторым группам детей.
К должности предъявляют серьезные требования: минимальный стаж педагогической работы два года, а также диплом о высшем образовании по направлению «Образование и педагогика».
Ассистент (помощник) оказывает техническую помощь. В обязанности входит сопровождение ребенка с ОЗВ в школу, содействие ему в ориентации и передвижении по школе, ведении записей и пр. Функции ассистента способен выполнять помощник воспитателя и младшего воспитателя (Письмо Минпросвещения РФ от 27. 08.2021 № АБ-1362/07).
Ассистенту для работы с детьми с ОВЗ предъявляют не такие строгие требования. Чтобы претендовать на должность, достаточно среднего общего образования и курсов, соответствующих стандарту Минтруда.
ПМПК и варианты программ
Признать, что у ребенка есть ОВЗ, может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Если диагноз подтвержден, формируется заключение, которое включает требования по условиям обучения и программе. Школа должна обеспечить все пункты.
Есть нюанс — первое заключение комиссии действует до окончания четвертого класса. После ребенок снова проходит ПМПК, и возможны три сценария: диагноз снимают, диагноз продлевают или меняют, тогда комиссия оформляет новые рекомендации.
Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в школе:
- I — программа идентична стандартной, меняются условия ее усвоения и ряд сопутствующих требований;
- II — программа идентична стандартной, но к ней добавляется до двух лет;
- III — обучение адаптировано под нужды учеников с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;
- IV — для обучения требуется специальная индивидуальная программа развития.
Дети с ОВЗ требуют индивидуального подхода, поэтому каждая школа самостоятельно формирует адаптированные образовательные программы. Актуальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) задает границы методов работы, а конкретные шаги для развития детей прописывают педагоги на местах (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287).
Минпросвещения также рекомендует акцентировать внимание на жизненных компетенциях ребенка. Баланс в программах выглядит следующим образом:
Адаптированная программа | Специальная индивидуальная программа развития | ||||
---|---|---|---|---|---|
60% — жизненные компетенции | 70% — жизненные компетенции | Жизненные компетенции занимают до 90% программы | |||
40% — предметные области | 30% — предметные области |
Особенности развития детей с ОВЗ многогранны, и уместить все возможные методики в одну статью нет возможности. Поэтому приведем несколько источников для поиска нужного материала.
Чтобы учебным заведениям было проще разрабатывать методы работы с детьми с ОВЗ, Минпросвещения предлагает опираться на материалы, подготовленные ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». На сайте вуза опубликованы удачные практики разных регионов России. Полезными будут и специализированные выпуски профессиональных журналов, таких как «Практика школьного воспитания».
Переподготовка
Чтобы специалиста допустили к детям с ОВЗ, ему необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07). Минимальный объем занятий — 72 часа. Для подтверждения квалификации придется показать диплом или удостоверение о повышении квалификации.
Рабочие часы
Одна ставка педагога — 18 часов в неделю (Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601). В классах компенсирующего обучения количество учеников не превышает 20 человек. Уроки длятся 40 минут, и в начальных классах действует лимит не более 5 занятий в день.
Нагрузка на педагога
Минобрнауки России установило, со сколькими детьми с ОВЗ может заниматься один педагог (Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115). Нормы следующие:
- один учитель-дефектолог на 6–12 детей;
- один учитель-логопед на 6–12 детей;
- один учитель-психолог на 20 детей;
- один тьютор и ассистент на 1–6 детей.
Наполняемость классов
Работа с детьми с ОВЗ в основной школе проходит более комфортно для учеников и педагогов, если соблюдать оптимальную наполняемость классов. Этот момент регламентируют требования СанПиН.
Если дети с ОВЗ получают образование вместе с другими учениками, их максимальное количество в классе — 3 человека.
Согласно нормативам наполняемость класса для учеников с ОВЗ распределяется следующим образом:
Нозологическая группа | Норматив, чел. |
---|---|
Глухие | 6 |
Слабослышащие, позднооглохшие, с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха | 10 |
Слабослышащие и позднооглохшие с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха | 6 |
Слепые | 8 |
Слабовидящие | 12 |
С тяжелыми нарушениями речи | 12 |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата | 10 |
Задержка психического развития | 12 |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) | 12 |
Расстройство аутистического спектра | 8 |
Тяжелые дефекты (с тяжелыми множественными нарушениями развития) | 5 |
Здесь выделим два пласта работы: материальную базу и методические возможности.
Материально-техническая база
Организацией архитектурного и информационного пространства занимаются специальные подрядные организации. В этом нет ничего удивительного, так как законодательство в этом вопросе крайне строгое и ссылается на федеральные, региональные и муниципальные нормативы (Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ).
В целом безбарьерная среда включает такие требования:
- расширение дверных проемов и демонтаж дверных порогов;
- установка перил вдоль стен внутри здания;
- устройство разметки и визуальной навигации;
- установка пандусов;
- переоборудование классов и кабинетов школьных специалистов, раздевалок, спортивных залов, медицинских кабинетов, санитарно-гигиенических помещений.
Полный свод правил просто не уместится в статью. Полная информация закреплена в своде правил по доступности зданий (СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2016).
Чтобы не быть голословными, только адаптацию входной группы здания регламентирует почти 30 нормативов. В нее входит контрастная маркировка прозрачных дверей, требования к поручням, размер площадки между дверью и ступенями и пр.
Организационно-методическое обеспечение
Согласно новым ФГОС, образовательная организация разрабатывает адаптированную программу основного общего образования, опираясь на действующие рекомендации (Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287). Их можно взять в предыдущей версии стандартов, но мы предлагаем воспользоваться рекомендациями Минпросвещения.
Источники для формирования планов и программ
Примеры программ опубликованы на специальной странице Института коррекционной педагогики РАО. Включают в себя адаптированные программы по разным предметам и учитывают специфику ОВЗ.
Документы разработаны, чтобы их скачивали и применяли на практике. Об этом прямо заявляется в письме Минпросвещения регионам (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).
Формирование планов
Институт коррекционной педагогики РАО опубликовал методические рекомендации по формированию учебных планов в основной школе. Формально это региональная инициатива Санкт-Петербурга. Однако ее посчитали позитивным опытом, и Минпросвещения рекомендует к ознакомлению.
Работа с детьми с ОВЗ, согласно ФГОС третьего поколения
Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение
Посмотреть программу
В законах и ФГОС нет четких требований к формату плана работы по инклюзивному образованию в школе. Главное, чтобы документ отражал содержание занятий, формы и методы преподавания, сроки проведения и предполагаемый результат.
Основная задача работы с детьми с ОВЗ в школе — дать ученику достойное образование и социальные навыки. Крайне желательно, чтобы такой ребенок находился среди сверстников, что поможет лучше адаптироваться к самостоятельной жизни.
Документы разработаны, чтобы их скачивали и применяли на практике. Об этом прямо заявляется в письме Минпросвещения регионам (Письмо Минпросвещения РФ от 27.08.2021 № АБ-1362/07).
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья —
Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья
В
течение многих лет в Центре ведется целенаправленная работа по
организации дополнительного образования с детьми с ограниченными
возможностями здоровья.
Врачи
дали им шанс выжить. В наших силах дать им жить полноценной, самой
настоящей жизнью. На это и направлены наши образовательные программы.
Система дополнительного образования имеет большой потенциал для развития
творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существует мнение, что такие дети в чем-то талантливее, чем другие. На
практике мы убедились, что они такие же, как все дети, и каждый
талантлив в своем деле, которое он выбирает соответственно своим
возможностям.
Одна
из главных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья —
создание комфортных условий для обучающихся, развитие их личностных
качеств, реализация способностей. В процессе обучения расширяется
кругозор, воспитывается художественный вкус, развивается
эмоциональность. В каждом ребенке мы стараемся раскрыть его лучшие
качества, помочь ему самореализоваться как личности. Социализация
ребенка осуществляется через компетентносный подход. Большое значение
имеет развитие коммуникативной и социальной компетентности. Формирование
компетентностей происходит средствами содержания образования. В итоге у
обучающегося развиваются способности и
появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы –
от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств:
самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств,
связанных с основами безопасности жизнедеятельности. Проводится большая
индивидуальная работа: показ, объяснение, напоминание о том, как
правильно пользоваться тем или иным инструментом, и о том, что работу
надо выполнять аккуратно.
В
формировании навыков работы по ручному труду большое значение имеет
анализ и самоанализ изделий. При этом педагоги отмечают не только КАК
справились дети с
заданием, но и то, как во время работы вели себя, как помогали друг
другу. Занятия ведутся в специально отведенной для работ «комнате
творчества» и на базе ЦДОД (ул.Буровиков, 18).
Занятия ручным трудом способствуют и развитию речи.
Приучают употреблять более конкретные словесные выражения. От понимания
результативности и полезности своей работы ребенок испытывает радость,
возникают положительные эмоции. Ребята мастерят из фанеры разные
игрушки, сувениры и полезные вещи для реабилитационного
центра: кухонные доски, полочки, салфетницы. Они учатся работать иглой,
ножницами, делают изделия из пластилина и природного материала,
развивая мелкую моторику рук.
На
первый взгляд освоение данных техник детьми с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, мелкой моторики рук кажется невозможным.
Но огромное желание превозмочь недуг и прикоснуться к прекрасному,
помогают им в обучении. В результате повышается самооценка, развиваются
творческие способности, прививается интерес к труду.
В атмосфере добра, любви и внимания строится весь образовательный процесс с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Каждый, и педагог, и ребенок настроены
на достижение конкретных результатов в совместной творческой
деятельности. На ежегодной выставке декоративно-прикладного и
технического творчества «Калейдоскоп» и городской выставке
декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Солнце на
ладошке» выставляются работы детей с ограниченными возможностями
здоровья. Они
удивляют посетителей и жюри выставок нестандартностью выполнения
творческого проекта и тем, что каждая работа выполнена с душой и
любовью. Участники выставок получают грамоты и ценные подарки.
Публичный информационно-аналитический доклад директора МБОУ ДОД ЦДОД Шулениной Т.П.
Управление виртуализацией OpenVZ — Документация VMmanager 5 OVZ
VMmanager OVZ — это система управления виртуализацией на уровне операционной системы. VMmanager OVZ работает на OpenVZ. Эта технология основана на ядре Linux и позволяет запускать изолированные копии выбранной операционной системы на физическом сервере. Виртуальные серверы сгруппированы в единое ядро Linux.
Основные утилиты для управления OpenVZ:
- vzctl — основная утилита для управления контейнерами;
- vzlist — эта утилита позволяет получить информацию о контейнерах;
- vzmigrate — утилита миграции;
- vzmemcheck, vzcpucheck, vzcalc — эта утилита позволяет получить информацию об использовании ресурсов;
- vzsplit — утилита формирует конфигурационные файлы контейнеров;
- vzquota — эта утилита позволяет работать с дисковой квотой контейнера.
Конфигурация OpenVZ
vz — это файл глобальной конфигурации OpenVZ. Он расположен в /etc/vz/vz.conf и состоит из строк в формате ПАРАМЕТР=»ЗНАЧЕНИЕ».
VMmanager OVZ использует значения VE_PRIVATE, VE_ROOT, TEMPLATE конфигурационного файла.
TEMPLATE=каталог — каталог с данными шаблонов контейнеров.
VE_ROOT=каталог — корневая точка монтирования контейнера. Значение должно содержать макрос $VEID, который будет заменен значением VE ID.
VE_PRIVATE=каталог — каталог с файлами и каталогами, характерными для определенного контейнера. Значение должно содержать макрос $VEID, который будет заменен фактическим числовым значением VE ID.
VMmanager OVZ отслеживает изменение путей, но не копирует автоматически уже созданные контейнеры и шаблоны ОС в новые каталоги. Мы рекомендуем использовать стандартные значения параметров VE_PRIVATE, VE_ROOT, TEMPLATE или изменить пути после установки VMmanager OVZ до начала работы с контейнерами. Основное требование для миграции контейнеров между узлами кластера — пути VE_PRIVATE, VE_ROOT должны совпадать на всех узлах кластера. Все каталоги должны присутствовать в файловой системе узла кластера. Подкаталог кэша, в котором установлены шаблоны ОС, должен существовать в каталоге TEMPLATE. При создании нового узла кластера VMmanager изменяет VE_PRIVATE, VE_ROOT, TEMPLATE файла vz.conf в соответствии со значениями на других узлах кластера. Он также создает необходимые каталоги в файловой системе.
Файл конфигурации контейнера
Примеры файлов конфигурации хранятся в каталоге /etc/vz/conf . При создании контейнера VMmanager использует шаблон /etc/vz/conf/ve-ispbasic.conf-sample . Имя шаблона определяется в коде панели управления и не может быть изменено. Удаление шаблона приведет к повторному созданию файла.
Создание контейнера:
Контейнер создается на основе шаблона /etc/vz/conf/ve-ispbasic.conf-sample:
/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ create\ CTID\ --ostemplate\
\ --layout\ \ --config\ ispbasic' Подробнее
— расположение файлов-контейнеров: ploop или simfs. К вновь созданному контейнеру применяются параметры шаблона ВМ (из таблицы пресетов базы vemgr) и данные, которые были указаны для виртуальной машины:
Выполнить '/bin/sh -c /usr/ sbin/vzctl\ set\ 102\ --quotaugidlimit\ 2048\ --save' pid Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --ipadd\ \ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --hostname\ ct2.org\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzlist\ -H\ -o\ layout\ 102' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --diskspace\ 3000M\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --diskinodes\ 384000\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --swap\ 1024M\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --ram\ 512M\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --lockedpages\ 131072:unlimited\ --oomguarpages\ 131072:unlimited\ --vmguarpages\ 393216\ --privvmpages\ неограниченно:неограниченно\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --cpus\ 1\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --cpuunits\ 100\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --cpulimit\ 100\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --numproc\ limited\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --numfile\unlimited\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --numtcpsock\unlimited\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --numothersock\ limited\ --save' Запустите '/bin/sh -c /usr/sbin/vzctl\ set\ 102\ --tcprcvbuf\ limited\ --save'
Управление ресурсами
Состоит из следующих элементов
- двухуровневая дисковая квота;
- справедливое планирование ЦП;
- пользователей beancaunters.
Двухуровневая дисковая квота
Первый уровень: администратор сервера может устанавливать дисковые квоты для контейнеров.
Второй уровень: администратор контейнера может использовать общие утилиты внутри контейнера для настройки стандартных дисковых квот операционной системы для пользователей и групп.
Справедливое планирование ЦП;
Первый уровень: планировщик выбирает контейнер для распределения кванта процессорного времени в зависимости от параметров cpuunits для контейнеров.
Второй уровень: стандартный планировщик Linux выбирает процесс в выбранном контейнере для распределения кванта времени в зависимости от стандартных приоритетов ЦП.
Администратор сервера устанавливает разные значения процессорных единиц для контейнеров. Процессорное время распределяется на основе относительного соотношения этих значений. Параметры cpulimit задают максимальное время процессора в % для контейнера. Параметр cpus задает количество ЦП, которое будет доступно для контейнера.
Пользовательские Beancounters
Пользовательские Beancounters — лимиты контролируются каждым из контейнеров в узле. Вы можете просмотреть контролируемые и ограниченные ресурсы в файле /proc/user_beancounters . Для каждого ресурса существует 5 значений: текущее использование, максимальное использование (за время существования контейнера), барьер, ограничение и счетчик ошибок. Если ресурс достигает порогового значения, его счетчик отказов будет увеличен.
Конфигурация контейнерной сети
Venet — это виртуальное сетевое устройство по умолчанию для контейнеров. Он позволяет установить двухточечное соединение между контейнером и узлом кластера. Он выполняет коммутацию пакетов на основе IP-заголовка. Venet отбрасывает ip-пакеты из контейнера с адресом отправителя и в контейнера с адресом назначения, не соответствующим ip-адресу контейнера.
Venet создается автоматически при запуске контейнера.
Для добавления IP-адреса к виртуальной машине используется следующая команда:
vzctl set CTID --ipadd--save
Venet запускает сценарий для добавления IP-адреса. IP-адреса добавляются как псевдонимы (venet0:0 и т. д.).
vzctl
vzctl выполняет следующие операции:
- vzctl create CTID — создает контейнер;
- vzctl start CTID — запускает контейнер;
- vzctl stop CTID — отключает контейнер;
- vzctl restart CTID — перезапускает контейнер;
- vzctl snapshot CTID — делает снимок контейнера;
- vzctl status CTID — статус контейнера;
- vzctl set CTID — изменить параметры контейнера;
- vzctl destroy CTID — уничтожить контейнер.
CTID — идентификатор контейнера.
Панели управления — OpenVZ Virtuozzo Containers Wiki
Содержание
- 1 Популярные и рекомендуемые
- 1.1 Веб-панель ОВЗ
- 2 Бесплатное программное обеспечение / Открытый исходный код (в алфавитном порядке)
- 3 Собственный / платный
- 4 замороженных проекта
- 5 Закрытые проекты
- 6 В разработке
- 7 оберток сторонних производителей
Избранное и рекомендуемое[править]
Веб-панель ОВЗ[править]
|
Бесплатное программное обеспечение / Открытый исходный код (в алфавитном порядке) Использует сценарии php и bash, отслеживает пропускную способность, версия 0.03a. Последнее обновление 2009 г.-05-18.
Запатентовано / бесплатно
Замороженные проекты )
Закрытые проекты Использует сценарии PHP, XML и bash. Легкий. Выпущено 18 февраля 2012 г. Веб-сайт не существует
В разработке[править]
- Домашняя страница DTC-Xen.
- VZControl github — интерфейс командной строки для администрирования нескольких хостов OpenVZ. Написан на PHP5. Последнее обновление в ноябре 2013 г.
- Домашняя страница панели управления VirtDeep VPS — это веб-платформа для поставщиков VPS. Вы можете подключать гипервизоры, создавать планы и IP-пулы. Одним щелчком мыши вы можете устанавливать приложения на VPS, а также создавать облачные серверы приложений. Проект был начат в 2018 году С. Эриком и продолжается по сей день. Программное обеспечение является бесплатным и любой желающий может принять участие в разработке. Давайте «Углубимся в виртуализацию»
Сторонние обертки[править]
Помимо панелей управления, разработанных для работы с OpenVZ, было выпущено множество замечательных инструментов, позволяющих централизованно управлять вашими серверами в целом. Если вы знакомы с такими популярными языками программирования, как Ruby, Python или Perl, вы можете легко создать для них свои собственные модули OpenVZ.
Perl
- (R)?ex [1] — С помощью (R)?ex вы можете централизованно управлять всеми своими ящиками посредством полного процесса управления конфигурацией и развертывания программного обеспечения.
Питон
- Fabric [2] — Fabric представляет собой библиотеку Python (2.