Программа краткосрочного курса "Квиллинг". Рабочая программа по квиллингу
Программа дополнительного образования "Квиллинг"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Данная программа предназначена для обучения детей выполнению декоративных композиций в технике квиллинг.
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Одно из величайших открытий человечества – изобретение бумаги дало начало различным ремёслам. Квиллинг (бумагокручение, или бумажная филигрань) искусство украшения витиеватыми кружками, завитками предметов интерьера и одежды. Сегодня бумажная филигрань находит всё больше своих последователей. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, квиллинг всегда был и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры всего человечества. В наши дни занятия квиллингом имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка. Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественного преобразовывать окружающий мир. Во время работы по программе, дети знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем-творить.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность программы.
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов квиллинга, развивая моторику руки, способствует интеллектуальному своему развитию. Квиллинг создает среду, в которой живут люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутренним мире. Сегодня квиллинг наиболее тесно связано с самым молодым видом искусства – дизайном.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Образовательная область программы.
Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что:
Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети.
Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей.
Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
Цель программы – развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить. Эта цель обуславливает следующие задачи:
Задачи программы 1-го года обучения:
Обучающие:
- формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике «квиллинг»;
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
- обращение с простейшими орудиями труда;
- создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
- развивать у детей способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать сенсорные и умственные способности;
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе с бумагой в технике «квиллинг»;
- совершенствовать трудовые навыки;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Задачи программы 2-го года обучения:
Обучающие:
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга,
- обучать различным приемам работы с бумагой,
- формировать умения следовать устным инструкциям,
- обогащать словарь ребенка специальными терминами,
- создавать творческие композиции, выполненными в технике «квиллинг».
Развивающие:
детей,
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение,
- развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к квиллингу,
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки,
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:
Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога, методических разработок, современных мультимедийных средств.
Принцип системности и последовательности – обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач.
Принцип доступности – материал дается в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.
Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии.
Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Возрастная категория детей – 7 - 12лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая. Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 10-15 человек.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа – 72 часа в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Режим занятий – 2 раз в неделю по 2 часа – 144 часа в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 2 лет детьми разных возрастных групп: 7- 10 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок, но не раньше 7лет.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения:
В результате обучения у учащихя:
- появятся представления об истории возникновения квиллинга,
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг»,
- научатся обращаться с простейшими орудиями труда,
- смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,
- разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,
- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения:
В результате обучения у учащихся:
- появятся представления об истории возникновения квиллинга,
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
-сформируются основные понятия о базовых формах квиллинга,
- овладеют различными приемами работы с бумагой,
- сформируются умения следовать устным инструкциям,
- будут хорошо знать инструкцию по технике безопасности;
- понимать роль выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного произведения,
- обогатиться словарь специальными терминами,
- научатся создавать творческие композиции изделий, выполненными в технике «квиллинг».
- разовьют внимание, память, логическое и пространственное воображение,
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
пространственное воображение.
- сформируется культура труда и трудовые навыки.
Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем, или при помощи тестирования.
Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня.
При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-го года обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первого года обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
всего
теория
практ
Вводное занятие
2
2
-
1
История квиллинга
4
2
2
1.1
История возникновения квиллинга.
2
1
1
1.2
Посещение выставки
2
1
1
2
Материаловедение
4
2
2
2.1
Знакомство с материалами и инструментами. Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон цветной. Основные их свойства и качества.
2
1
1
2.2
Знакомство с различными дополнительными приспособлениями:. зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой Основные их свойства и качества.
2
1
1
3
Основы композиции и цветоведения
8
4
4
3.1
Основные законы композиции.
2
1
1
3.2
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
2
1
1
3.3
Цветовой круг.
2
1
1
3.4
Теплые и холодные цвета.
1
1
4.
Техника выполнения квиллинга
10
5
5
4.1
Основные элементы квиллинга: плотная катушка
2
1
1
4.2
Основные элементы квиллинга: ажурные элементы
4
2
2
4.3
Листья
2
1
1
4.4
Эскиз
2
1
1
5
Цветочные композиции
42
21
21
5.1
Композиция «Розовый букет»
6
3
3
5.4
Композиция «Виноград»
6
3
3
5.7
Композиция «Тюльпаны»
6
3
3
5.10
Композиция «Одуванчики»
6
3
3
5.13
Композиция «Дерево счастья»
8
4
4
5.17
Композиция «Подсолнухи»
10
5
5
6.
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
72
37
35
Вводное занятие
1. История квиллинга
1.1. История возникновения квиллинга.
Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
1.2 Посещение выставки.
Знакомство с лучшими работами учащихся школы и педагога.
2. Материаловедение
2.1 Знакомство с материалами.
Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
3. Основы композиции и цветоведения.
3.1 Основные законы композиции.
Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.2 Основные и составные цвета.
Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.3 Цветовой круг.
Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными
цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка цветового круга.
3.3 Теплые и холодные цвета.
Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его
светлость. Цветовой контраст.
Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.
4. Техника выполнения квиллинга
4.1 Основные элементы квиллинга – плотная катушка.
Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги - плотная катушка.
Практическая работа: техника выполнения плотной катушки
4.2 Основные элементы квиллинга – ажурные элементы.
Выполнение основных элементов квиллинга - ажурные элементы.
Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов
4.3 Изготовление листьев
Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги
4. 4. Выполнение эскиза.
Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.
Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.
5. Цветочные композиции
5.1 Композиция «Розовый букет»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Розовый букет»
5.2 Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев.
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев.
5.3 Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
Композиция «Виноград»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: Разработка эскиза «Виноград» по предложенному образцу.
5.5 Изготовление необходимых элементов для композиции «Виноград»
Практическая работа: изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них грозди винограда. Изготовление листьев из бумаги. Изготовление длинной спирали.
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовокпо разработанному эскизу.
5.7 Композиция «Тюльпаны»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Тюльпаны».
5.8 Изготовление необходимых элементов для композиции «Тюльпаны» Практическая работа:изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок
5.9 Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовокпо эскизу
Композиция «Одуванчики»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции
5.11 Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги
Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовокпо эскизу
Композиция «Дерево счастья»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции
5.14 Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка
5.15 Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка
5.16 Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовокпо эскизу
Композиция «Подсолнухи»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Подсолнухи»
5.18 Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьев
5.19 Сборка цветов
Практическая работа: сборка цветов из заготовок лепестков
5.20 Составление композиции по эскизу
Практическая работа: составление композиции из заготовок
6. Итоговое занятие.
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второго года обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
всего
теория
практ
Вводное занятие
2
2
-
1
История квиллинга
4
2
2
1.1
История возникновения квиллинга.
2
1
1
1.2
Посещение выставки
2
1
1
2
Материаловедение
2
1
1
3
Основы композиции и цветоведения
6
2
4
3.1
Основные законы композиции.
6
2
4
3.2
Хроматические и ахроматические цвета.
6
2
4
3.3
Гармоничное сочетание цветов.
4
2
2
4.
Техника выполнения квиллинга
8
4
4
4.1
Основные элементы квиллинга: плотная катушка
6
2
4
4.2
Основные элементы квиллинга: ажурные элементы
8
4
4
4.3
Листья
6
2
4
4.4
Эскиз
8
4
4
5
Цветочные композиции
14
6
8
5.1
Композиция «Сиреневые цветы»
8
4
4
5.5
Композиция «Ромашки с бабочкой»
12
6
6
5.10
Композиция «Пасхальное яйцо»
6
2
4
5.16
Композиция «Хризантемы»
6
2
4
6
Проектная деятельность
14
6
8
6.1
Разработка творческой композиция
2
1
1
6.2
Изготовление необходимых деталей
4
2
2
6.3
Сборка составных деталей
2
1
1
6.4
Составление творческой композиции
2
1
1
6.5
Защита проекта
2
1
1
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
144
64
80
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второго года обучения.
Вводное занятие
1. История квиллинга
1.1. История возникновения квиллинга.
Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.
1.2 Посещение выставки.
Знакомство с лучшими работами учащихся школы и педагога.
2. Материаловедение
Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.
3. Основы композиции и цветоведения
3.1 Основные законы композиции.
Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.2 Хроматические и ахроматические цвета.
Знакомство с хроматическими и ахроматическими цветами.
Практическая работа: зарисовка композиций.
Гармоничное сочетание цветов.
Знакомство с гармоничными сочетаниями цветов.
Практическая работа: зарисовка композиций.
4. Техника выполнения квиллинга
4.1 Основные элементы квиллинга – плотная катушка.
Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги - плотная катушка.
Практическая работа: техника выполнения плотной катушки
4.2 Основные элементы квиллинга – ажурные элементы.
Выполнение основных элементов квиллинга - ажурные элементы.
Практическая работа: техника выполнения ажурных элементов
4.3 Изготовление листьев
Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги
4. 4. Выполнение эскиза.
Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.
Практическая работа: техника выполнения эскиза композиции.
5. Цветочные композиции
5.1 Композиция «Сиреневые цветы»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Сиреневые цветы»
5.2 Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев.
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев.
5.3 Изготовление ажурных элементов. Изготовление листьев.
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев.
5.4 Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу
Композиция «Ромашки с бабочкой»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: Разработка эскиза «Ромашка с бабочкой» по предложенному образцу.
5.6 Изготовление необходимых элементов для композиции «Ромашка с бабочкой»
Практическая работа: изготовление заготовок катушек, сборка из них цветка ромашки. Изготовление листьев из бумаги.
5.7 Изготовление необходимых элементов для композиции «Ромашка с бабочкой»
Практическая работа: изготовление заготовок катушек, сборка из них цветка ромашки. Изготовление листьев из бумаги.
5.8 Изготовление необходимых элементов для композиции «Ромашка с бабочкой»
Практическая работа: изготовление заготовок бабочки. Сборка бабочки по эскизу.
5.9 Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовокпо разработанному эскизу.
5.10 Композиция «Пасхальное яйцо»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Пасхальное яйцо».
5.11 Изготовление необходимых элементов для композиции «Пасхальное яйцо»
Практическая работа: изготовление заготовок пасхального яйца.
5.12 Изготовление необходимых элементов для композиции «Пасхальное яйцо»
Практическая работа: изготовление заготовок пасхального яйца.
5.13 Изготовление необходимых элементов для композиции «Пасхальное яйцо»
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок
5.14 Изготовление необходимых элементов для композиции «Пасхальное яйцо»
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок
5.15 Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовокпо эскизу
Композиция «Хризантемы»
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Практическая работа: разработка эскиза композиции
5.17 Изготовление необходимых элементов для композиции
Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги
. Составление композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовокпо эскизу
6. Проектная деятельность.
6.1 Авторская композиция.
Разработка авторской композиции в цвете
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Практическая работа: разработка эскиза композиции.
6.2 Изготовление необходимых деталей
Практическая работа: изготовление заготовок цветов и листьев.
6.3 Сборка составных деталей
Практическая работа: сборка составных деталей
6.4 Составление авторской композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу.
6.5 Защита проекта
Итоговое занятие.
Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках ЦДТ, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
2. Необходимые условия реализации программы
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм.
Полоски гофрированного картона
Зубочистки.
Пинцеты.
Цветной картон
Ножницы.
Клей
Рамки для оформления работ.
Карандаш,
Ластик.
Бумага для эскизов, калька.
Дидактические материалы:
- Наглядные пособия – таблицы, изготовлены преподавателем:
«Цветовой круг. Смешивание цветов»;
«Основные элементы квиллинга»;
«Розовый букет»;
«Виноград»
«Тюльпаны»
«Одуванчики»
«Дерево счастья»
«Подсолнухи»
«Сиреневые цветы»
«Ромашка с бабочкой»
«Пасхальное яйцо»
«Хризантемы»
- Работы преподавателя
- Работы учащихся.
- Фотографии с различных выставок.
- Презентации :
История появления бумаги и картона,
История возникновения квиллинга,
Основные законы композиции.,
Цветовой круг,
Теплые и холодные цвета,
Основные элементы квиллинга: плотная катушка,
Основные элементы квиллинга: капля.
Ажурные элементы квиллинга.
Инструкции по технике безопасности.
Правила поведения в образовательном учреждении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1. –М.: «Юный художник», 2001.
Каменева Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
Паранюшкин Р.В. Композиция. Школа изобразительного искусства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: «Титул», 1998.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: «Титул», 1996.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: «Титул», 1996.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Букина С. Букин М. Квиллинг. Шаг вперед. – «Феникс», Ростов-на-
Дону: 2011
2. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. –
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:
Эксмо,2009.
4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО
Издательство «Скрипторий 2003», М: 2008
5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 –
ООО Издательство «Скрипторий 2003», М: 2007
6. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. –
М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
infourok.ru
Рабочая программа по квиллингу – Идеи для рукоделия
Рабочая программа по квиллингу
Сайт учителя начальных классов Заковряжиной Веры
Кружок Завиток техника квиллинг Ведет
Календарно-тематическое планирование 1,2,3,4 класс
Рабочая программа кружка Квиллинг – волшебство
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Бумагия: бумагокручение, квиллинг, Бумагопластика
Факультативы, элективы, кружки – Технология
Летняя образовательная программа по квиллингу – Афиша
Технология квиллинг как одно из средств развития
Кружок для занятий квиллингом в детском саду
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы
Avtoshkolatsturu
Fml366org
Рабочая программа по развитию элементарных
Kom-skru
S146ru
Программа кружка Мастерок в рамках внеурочной
Niimidru
105school-saratovru
idei-rukodelie.ru
Рабочая программа по квиллингу фгос – Идеи для рукоделия
Рабочая программа по квиллингу фгос
Сайт учителя начальных классов Заковряжиной Веры
Кружок Завиток техника квиллинг Ведет
Рабочая программа кружка Квиллинг – волшебство
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы
Loiroru
Sch34ru
86nvr-novschooledusiteru
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
School57rzn3dnru
Sch3086uzmskobrru
74332-s-011edusiteru
School-8donmoysu
School1298ru
Mousosh56ru
Co1679smskobrru
Medschool3edusiteru
Bayardschoolru
Schec1247mskobrru
Fml366org
idei-rukodelie.ru
Программа краткосрочного курса "Квиллинг"
Рассмотрено Утверждаю
на заседании методического совета директор МАОУ «СОШ № 112»
МАОУ «СОШ № 112» ____________ О. Н. Домовитова
«___»___________2015 г. «___»___________2015 г.
__________/_____________
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 112»
Программа краткосрочного курса
«Квиллинг» для учащихся 5 классов
Составила
Глухова Светлана Павловна
учитель ИЗО
Пермь 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается тем, что данный материал даёт большой простор творчеству.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение различных методик выполнения изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация), предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Обучение курса по выбору основано на принципах личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которых – личность ребенка реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по изготовлению изделия в этой технике развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает внимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении изделий.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа курса рассчитана на 8 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут. В группе занимаются учащиеся 5-х классов, 13-14 человек.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В результате реализации данной программы, учащиеся должны:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством бумагокручения;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
овладение способами самопознания, рефлексии;
усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта.
Изучение данного курса предусматривает выполнение творческих проектов. Выполнение творческого проекта заключается в изготовление объёмных открыток, создании декоративных панно и объёмных скульптур.
Средства обучения:
листы цветной двусторонней бумаги (формат А4),
карандаш и металлическая линейка: проставление размерных меток через определённый интервал (3-7 мм) на формате А4,
доска (коврик): основа для нарезания полосок бумаги,
канцелярский нож: нарезание полосок бумаги по меткам,
деревянные зубочистки (ватные палочки, шило): «кручение»,
линейка с круглыми отверстиями различного диаметра: создание заготовки определённого диаметра после «кручения»,
клей ПВА: приклеивание конца заготовки,
основа (красивая бумага): «сборка» изделия из различных форм.
Тематический план обучения
№ п/п
Наименование и содержание темы
Количество часов
Практ.
Теорет.
Всего
1.
Вводное занятие. Техника безопасности. Материал — бумага
0
0,5
0,5
2.
Конструирование. Основные формы «квиллинга».
0
0,5
0,5
3.
Изготовление цветов в технике квиллинга.
0,5
0
0,5
4
Изготовление животных и насекомых в технике «квиллинг».
0,5
0
0,5
5.
Поздравительные открытки, сувениры в технике «квиллинг».
2
0
2
6.
Творческие работы
3
0
3
7.
Защита творческих проектов.
0
1
1
Итого:
6
2
8
Содержание изучаемого курса
1 урок - Вводное занятие. Материал – бумага.
Знакомство учащихся с расписанием занятий, правилами поведения в мастерской.
Как родилась бумага? Разнообразие бумаги, ее виды. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – «квиллинга».
На практическом занятии рассмотреть виды бумаги, определение основных свойств бумаги.
2 урок- Конструирование. Основные формы «квиллинга».
Вырезание полосок для «квиллинга». Основные правила работы. Разметка.
Основные формы: «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «завитки», «спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
Технология изготовления. Применение формы в композициях.
Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники «квиллинга».
3-4 урок – Изготовление цветов, животных и насекомых в технике «квиллинг».
Изготовление цвтов, животных и насекомых в технике «квиллинг». Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические, кольцевые витки, трубки, усики.
Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
Гофрированный картон. Занимательные игрушки.
Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных из гофрированного картона в технике «квиллинга».
5 урок - Поздравительные открытки, сувениры в технике «квиллинг».
Из истории открыток. Функции, содержание и форма открыток. Виды открыток (поздравительные, пригласительные, видовые, информационные). Материалы, применяемые для изготовления открыток. Технология изготовления.
Украшения и сувениры. Из истории украшений и сувениров.
6 урок - Творческие работы.
Индивидуальные творческие работы. Коллективные работы.
Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Ребенок самостоятельно делает выбор изделия. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
7 урок - Защита творческих проектов.
Подведение итогов. Учащийся представляет свою работу.
Объектом оценивания будет объемное изделие оформленное в технике квиллинг, созданный каждым учащимся.
Требования к объекту оценивания:
Законченный предмет, выполненный в технике квиллинг, сделанный самостоятельно.
Соблюдение техники безопасности при работе над объектом.
Аккуратность работы и оригинальность идеи.
Критерии оценивания:
Критерий
Показатель
Оригинальная идея
Наличие собственной оригинальной идеи – 8 баллов
Использование готовых идей – 3 балла
Аккуратность работы
Наличие аккуратно выполненной работы – 6 баллов
Неаккуратно выполненная работа – 3 балла
Наличие законченной работы
Работа закончена и защищена – 7 баллов
Работа закончена, но не защищена – 5 баллов
Работа сделана, но не до конца и не защищена – 3 балла
Работы нет – 0 баллов
Итого
Максимум – 20 баллов
Курс считается пройденным и ставится «зачет», если набрано 10 баллов
Процедура оценивания:
На последнем занятии учащиеся демонстрируют свою работу, защищают ее.
Список литературы
Быстрицкая А. Бумажная филигрань /2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008г.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек /
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент.
Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги .
infourok.ru