Skip to content

Пространственно развивающая среда по фгос в доу: Предметно-развивающая среда

Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС | Проект (средняя группа) по теме:

Проект по развитию предметно-пространственной среды в средней группе №2 «Радуга»

Выполнила:

Иванова Е.П

2017уч.год

“Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,

что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды…”

Л.С.Выготский

Введение

Актуальность работы: знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития.

Вопрос преобразования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, введении в дошкольное образование ФГОС ДО с 01.01.2014 года.

В связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации уделяют особое внимание к организации и обновлению развивающей среды ребенка.

Для гармоничного развития детей дошкольного возраста, необходимо изменить традиционные способы организации развивающей предметно-пространственной среды, которая способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития, построить предметную среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком, при этом необходимо, чтобы она выглядела эстетично.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС

  Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

  Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.)

     В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

  Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

-ПРОСТРАНСТВО;

-ВРЕМЯ;

-ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной
  • Полифункциональной
  • Трансформируемой
  • Вариативной
  • Доступной
  • Безопасной

  Насыщенность среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе.

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

  Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).

  Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

От образовательной ситуации.

От меняющихся интересов детей.

От возможностей детей.

  Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств.

Периодическую сменяемость игрового материала.

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми.

Появление новых предметов.

  Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

  Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:

  • Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей;
  • Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения;
  • Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.

Цель проекта: организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Задачи:

  • проанализировать современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучив психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации;
  • внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, с учетом возрастных особенностей детей;
  • приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования и использования развивающей предметно-пространственной среды;
  • преобразование пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС ДО и с внедрением новых подходов к организации среды группы;
  • позитивное отношение родителей к вопросам создания развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения – часть целостной образовательной среды дошкольной организации, которая рассматривается как система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, для овладения культурными способами деятельности, с ориентацией на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, его позитивной социализации, всестороннего личностного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей.

Для выполнения этих задач РППС должна быть:

— содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, экспериментирование с материалами, доступными детям;

— трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

— полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;

— доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

— безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:

1.     принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2.     принцип активности, самостоятельности, творчества;

3.     принцип стабильности, динамичности;

4.     принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5.     принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6.     принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7.     принцип открытости – закрытости;

8.     принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов (концепция В.А. Петровского) дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности, учёта его склонностей, уровня креативности.

Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития.

Организация современной РППС в рамках многомерного пространства для средней группы

При планировании организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1.  Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2.   Организация центров активности на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти областям ФГОС ДО.

3.   Реализации принципа активности через создание пространственной среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный

Нахождение и  изучение  методической литературы, интернет ресурсов по предметно-пространственной среде средней группы в соответствии с ФГОС ДО.

2 этап: основной

 Пополнение предметно-пространственной среды группы (распределение уголков  по зонам , пополнение уголков  атрибутами и пособиями в соответствии с ФГОС ДО), (приобретение)  расстановка мебели.

3 этап:  заключительный

Оценка проведенной работы по предметно-пространственной среде .

Проблема:

Отсутствие возможности гибкого зонирования пространства

Пути решения:

Приобретиние многофунциональной мебели;

Изготовление полифункциональных атрибутов из бросового материала (остатки поливиниловых труб- зона уединения, использование ширмы для игр).

В центр физического развития добавить канат для различных игр (хождение по канату в качестве профилактики плоскостопия, перепрыгивание через какнат, в качестве разделителя или ограничителя пространства в подвижных играх)

Ожидаемый результат:

Повышение игровой активности детей;

Разнообразить индивидуальные игры;

Повышение познавательной активности;

Дать возможность детям играть как подгруппами так и микрогуппами;

Формирование положительного микроклимата в группе.

Заключение

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». И, создавая благоприятную среду развития для наших детей, хочется видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!

Преимущество создаваемой  среды в том, что появиться  возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок будет выбирать занятие по интересам в любом центре, что будет обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС» | Статья по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №189 «Солнышко»

«Организация развивающей

предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС»

Подготовила:

Корнева З. В., воспитатель

первой квалификационной категории

г. Камень-на-Оби

2016 г.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

Многие выдающиеся  философы и педагоги предлагают  рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду  ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной  среде

1. Развивающая предметно-пространственная  среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Развивающая предметно-пространственная  среда предполагает:

  • доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  • свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательными  предметами   являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это  развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы,  учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь   в  группе  большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь  различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Принцип интеграции образовательных областей способствуюет формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных  развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет  действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми. Действия детей с предметами обязательно сопровождаются  речевым комментарием.  Например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул, я.   Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

  •  показ предмета и его называние;
  •  показ действий с предметами и их называние;
  • предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Что должен знать  педагог при организации  развивающей предметно-пространственной  среды в группе:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении,  необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной  сферы.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Развивающая предметно – пространственная  среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную  среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

  Организуя развивающую среду в группах, руководствуемся психолого-педагогическими аспектами и принципами создания современной развивающей среды.

1. Принцип вариативности

— определяется типом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные варианты среды, разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого проекта предметно-развивающей среды.

2. Принцип целостности образовательного процесса

— наполняемость предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим требованиям, предъявлямым к ней ФГОС ДО.

3. Гендерный принцип

— обеспечение среды как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.

4. Принцип учета возрастных особенностей

— в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Принцип опережающего развития

— наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование (приблизительно 15%), ориентированных на детей более старшего возраста (не более чем на год), т.к. дети различаются по уровню своего развития

6. Принцип интеграции

— материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.

7. Принцип информативности

— разнообразие  тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения  и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт

8. Принцип трансформируемости

— возможность трансформации пространства, помещений и построение непересекающихся сер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.

9. Принцип эмоционогенности

—  индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого

          На каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

 

Справочник по экономике транспорта

  • Предыдущая глава

  • Следующая глава

3 Транспорт в пространственных моделях экономического развития Майкл Вегенер ВВЕДЕНИЕ В этой главе дается обзор роли транспорта в пространственных моделях экономического развития. Термин «обзор» указывает на то, что, в отличие от других глав в…

  • Передний вопрос

    • Авторские права

    • Содержание

    • Редакторы и участники

    • Предисловие Дэниела Макфаддена

  • Глава 1 Введение

  • ЧАСТЬ I: ТРАНСПОРТ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА

    • Глава 2: Модели общего равновесия для экономики транспорта

    • Глава 3: Транспорт в пространственных моделях экономического развития

    • Глава 4: Новая экономическая география: роль транспортных издержек

    • Глава 5: Транспортные расходы и международная торговля

    • Глава 6: Формирование города и транспортные расходы

  • ЧАСТЬ II: СПРОС НА ТРАНСПОРТ

    • Глава 7: Оценка экономии времени в пути

    • Глава 8: Достижения в области дискретного выбора: смешанные модели

    • Глава 9: Динамическое моделирование трафика

    • Глава 10. Анализ спроса на поездки по видам деятельности

    • Глава 11: Экономика транспортной логистики

  • ЧАСТЬ III: СТОИМОСТЬ ТРАНСПОРТА

    • Глава 12: Функции затрат для транспортных фирм

    • Глава 13: Теория измерения эффективности и ее применение для сравнительного анализа аэропортов

    • Глава 14: Теория внешних издержек

    • Глава 15: Внешние транспортные расходы в США

    • Глава 16: Внешние транспортные расходы в Европе

    • Глава 17: Ценность статистической жизни

    • Глава 18: Транспорт и энергетика

    • Глава 19: Полные предельные издержки проезда по шоссе: методы и эмпирическая оценка для Северной Америки

  • ЧАСТЬ IV: ОПТИМАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ

    • Глава 20: Теория излишков

    • Глава 21: Прямое и более широкое воздействие транспортных проектов: обзор

    • Глава 22: Ценовая дискриминация

    • Глава 23: Плата за пробки на дорогах

    • Глава 24: Экономика информации на транспорте

    • Глава 25. Персональные интеллектуальные помощники в путешествии

    • Глава 26: Аспекты справедливости в транспортной политике

    • Глава 27: Психология и рациональность в поведении пользователей: случай дефицита

  • ЧАСТЬ V: КОНКУРЕНЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

    • Глава 28: Конкуренция, регулирование и обязательства государственной службы

    • Глава 29: Теория стимулов в применении к транспортному сектору

    • Глава 30: Государственно-частное партнерство на транспорте

    • Глава 31: Экономика парковки

    • Глава 32: Промышленная организация конкуренции в местных автобусных перевозках

    • Глава 33: Конкуренция и регулирование на железнодорожном транспорте

    • Глава 34: Управление и регулирование аэропортов: три десятилетия реформы авиационной системы

    • Глава 35: Конкуренция и регулирование на воздушном транспорте

    • Глава 36. Конкуренция и регулирование в морских портах

    • Глава 37: Конкуренция и регулирование на морском транспорте

  • Указатель имени

  • Предметный указатель

Отправить этот контент по электронной почте


Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

Отправить этот контент по электронной почте

или скопируйте ссылку напрямую:

https://www. elgaronline.com/view/edcoll/9781847202031/9781847202031.00009.xml

Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

Ссылка успешно скопирована


Азия: Человеческая география | Национальное географическое общество

Азия — крупнейший из континентов мира, покрывающий примерно 30 процентов площади суши Земли. Это также самый густонаселенный континент в мире, где проживает примерно 60 процентов всего населения.

Географический термин «Азия» первоначально использовался древними греками для описания цивилизаций к востоку от их империи. Однако древние азиатские народы считали себя разнообразной смесью культур, а не коллективной группой. Сегодня термин «Азия» используется как культурное понятие, а классификации субрегионов описывают различные геополитические особенности континента. Эти классификации включают Западную Азию, Центральную Азию, Южную Азию, Восточную Азию, Юго-Восточную Азию и Северную Азию.

Сегодня в Азии проживают граждане Афганистана, Армении, Азербайджана, Бахрейна, Бангладеш, Бутана, Брунея, Камбоджи, Китая, Грузии, Индии, Индонезии, Ирана, Ирака, Израиля, Японии, Иордании, Казахстана, Кувейта, Кыргызстана. , Лаос, Ливан, Малайзия, Мальдивы, Монголия, Мьянма (Бирма), Непал, Северная Корея, Оман, Пакистан, Филиппины, Катар, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Корея, Шри-Ланка, Сирия, Таджикистан, Таиланд, Тимор- Лесте (Восточный Тимор), Турция, Туркменистан, Объединенные Арабские Эмираты, Узбекистан, Вьетнам и Йемен.

Физическая география Азии, окружающая среда и ресурсы, а также география человека могут рассматриваться отдельно.

Азия является родиной древнейших цивилизаций мира. Его коренные культуры стали пионерами многих практик, которые были неотъемлемой частью общества на протяжении веков, таких как сельское хозяйство, городское планирование и религия. Социальная и политическая география континента продолжает информировать и влиять на остальной мир.

Культурная география

Historic Cultures
Плодородный полумесяц считается родиной сельского хозяйства. Цивилизации развивались вдоль ряда водоразделов, начиная с долины реки Нил и изгибаясь вдоль побережья Средиземного моря, на восток в сторону Ирака и на юг вдоль рек Тигр и Евфрат, пока не достигли Персидского залива.

Кочевые народы поселились вдоль пышных берегов рек, чтобы собирать дикую пшеницу и ячмень, став первыми земледельцами в мире. Это представляло собой фундаментальный сдвиг в образе жизни древних людей, которые до этого момента выживали, следуя своей еде, как охотники-собиратели. Благодаря сельскому хозяйству люди научились поддерживать себя, манипулируя природной средой.

По мере того, как все больше племен селились и работали вместе, были разработаны важные сельскохозяйственные инновации, такие как колесо, ирригация и ручные инструменты. Фермеры использовали эти инструменты для приручения диких трав, таких как пшеница, ячмень и чечевица. Фермеры также приручили животных, таких как коровы, овцы и свиньи.

Сельское хозяйство сделало возможным существование городов и цивилизаций, производя достаточно еды для общества, поэтому не всем приходилось обеспечивать себя. Люди, не занимавшиеся сельским хозяйством, успели развить письменность, религию, налогообложение и торговлю. Например, клинописная система письма сохранила историю мегаполиса Ур, части шумерской цивилизации, которая развивалась около 2100 г. до н.э.

Долина Инда была еще одним очагом ранней цивилизации. С 2600 г. до н.э. по 1700 г. до н.э. поселения развивались в пойме реки Инд, простираясь более чем на миллион квадратных километров от северо-западной Индии через Пакистан и Афганистан.

В городах цивилизации долины Инда сложились ранние формы городского планирования и строительства. Здания были хорошо организованы и построены из прочных материалов, таких как кирпич и камень. В городах были доки вдоль реки, зернохранилища, храмы, жилые дома и склады. Города часто были окружены высокими стенами, которые обеспечивали защиту как от стихийных бедствий, таких как наводнения, так и от вторжений армий.

Уделяя большое внимание гигиене, такие города, как Хараппа и Мохенджо-Даро (оба на территории современного Пакистана), построили дренажные системы, колодцы и системы хранения воды, которые были самыми передовыми для своего времени. Например, сточные воды направлялись из домашней бани в крытые стоки вдоль главных улиц. Дома открывались только во внутренние дворы и узкие переулки. Эта конфиденциальность радикально уменьшила распространение болезней. Эти эффективные и санитарные системы сильно повлияли на будущее развитие городов.

Распространение религии — важный пример того, как культурные обычаи распространяются на отдаленные территории посредством множества прямых и косвенных действий. Буддизм, например, уходит своими корнями в Непал и Индию в конце 6-го века до нашей эры. Хорошо налаженные морские и сухопутные торговые пути позволили буддийской мысли распространиться на другие азиатские территории. Миссионеры присоединялись к буддийским купцам на их кораблях и караванах, перевозя с собой религиозные рукописи и изображения.

Буддийские миссионеры долгое время оставались в рыночных городах, способствуя обмену идеями и символами. Сегодня буддизм является религией большинства в большей части Восточной Азии, от Японии на севере до Камбоджи, Таиланда, Бирмы и Лаоса на юге.

Искусство сыграло важную роль в распространении буддизма. Скульптура, картины и иконы, изображающие буддийские концепции и божества, были легко понятны и приняты культурами за пределами Непала и Индии. Поскольку буддийское искусство создавалось в этих специфических культурных стилях, религия приобретала местное значение в каждом регионе. Буддизм процветает отчасти потому, что позволяет его последователям выражать свою преданность творческими средствами.

Богатое культурное наследие Азии модернизировалось вместе с ее развивающейся экономикой. Растущий средний класс континента и увеличение инвестиций из-за рубежа поддерживают эту модернизацию. Азиатские фильмы, мода и музыка подчеркивают взаимосвязь между историческими культурами и современными рынками.

Индия является крупнейшим в мире производителем фильмов, выпуская более 2500 фильмов в год. Кинопроизводство настолько широко распространено в Индии, что делится на региональные категории. В таких областях, как Мумбаи, Западная Бенгалия, Андхра-Прадеш и Тамилнад, снимаются отдельные фильмы, отражающие региональный язык и культуру. Правительство и частный сектор вложили значительные средства в киноиндустрию Индии, и сегодня в стране существует более 30 кинокомпаний. Крупнейшая в мире киностудия Ramoji Film City находится в городе Хайдарабад. Он предлагает более 500 декораций и может одновременно снимать 60 фильмов.

Индийское кино является основной статьей экспорта. Крупнейшая киноиндустрия сосредоточена вокруг Мумбаи и по прозвищу Болливуд. Фильмы Болливуда демонстрируются более чем в 90 странах мира и зарабатывают миллионы долларов, особенно в США, Великобритании, Австралии и Сингапуре. Растущее число индийцев, работающих за границей, открыло новые рынки для индийских фильмов. На этих так называемых индийцев-нерезидентов (NRI) приходится примерно 12 процентов от общего дохода от фильма.

Среднеазиатские традиции текстильного производства переживают период возрождения в таких странах, как Таджикистан и Узбекистан. После распада Советского Союза эти бывшие советские республики использовали свою культурную историю, чтобы определить новую национальную идентичность. Яркие окрашенные вручную ткани были важной частью этой культурной традиции, особенно в Узбекистане. Сюзане  ткань играла центральную роль в узбекских семейных обрядах и обозначала статус семьи.

Сегодня рабочие красят, ткут и вышивают узбекские сюзане  ткани вручную после длительного периода промышленного производства. Мастерицы обновляют традиционный дизайн и используют натуральные красители, такие как индиго, грецкий орех и гранат, чтобы создавать привлекательные изделия для современного рынка. Узбекские сюзане продаются на международном уровне. Компании, занимающиеся модой и домашним декором, со всего мира приняли  suzani  дизайн в своей продукции. В целях поддержки растущего спроса были созданы ассоциации ремесленников и неправительственные организации для продвижения узбекского текстиля

Южнокорейская поп-музыка, получившая прозвище K-pop, объединяет традиционную корейскую песню с современной поп-музыкой, хип-хопом, электроникой и звуками R&B. K-pop превратился в феномен поп-культуры в Азии и за рубежом. Музыкальные продюсеры вкладывают значительные средства в женские и бойз-бэнды и солисты. За исполнителями следуют миллионы поклонников, в основном молодые люди азиатского происхождения, перенявшие их стиль и модные тенденции.

K-pop продюсеры и артисты вложили значительные средства в расширение своей привлекательности за рубежом. Корейские артисты гастролируют с международными хедлайнерами и работают с такими продюсерами, как американские рэперы Канье Уэст и will. i.am из Black Eyed Peas. Они также используют интернет-платформы, такие как Facebook, Twitter и YouTube, чтобы охватить более широкую аудиторию. В результате у K-pop много поклонников в США, Канаде, Австралии и Европе.

Политическая география

Политическая география — это внутренние и внешние отношения между различными правительствами, гражданами и территориями континента. Азиатские правительства и граждане создали и отреагировали на политические и социальные изменения таким образом, что это глубоко повлияло на эти отношения как на местном, так и на международном уровне. По мере того как континент продолжает наращивать свое политическое и экономическое влияние, его политические решения будут иметь больший вес для мирового сообщества.

Исторические вопросы
В Леванте, районе восточного Средиземноморья, по-прежнему ведутся переговоры по одному из старейших и наиболее активно обсуждаемых политических споров. Левант, часть Ближнего Востока, на протяжении тысячелетий был постоянно оккупирован историческими культурами Сирии, Ливана, Иордании и Израиля.

Левант иногда называют «Святой землей». Этот небольшой регион духовно важен для последователей иудейской, христианской и мусульманской веры. Это три самые многочисленные и влиятельные монотеистические религии в мире. Все три религии ведут свое происхождение от еврейского патриарха Авраама. По этой причине иудаизм, христианство и ислам известны как «авраамические религии».

Религиозный конфликт между авраамическими религиями в Леванте длится уже тысячи лет. Христианские лидеры преследовали евреев в регионе во времена поздней Римской империи. В средние века европейские христиане отправляли солдат в крестовые походы, чтобы завоевать и обратить мусульманское большинство Леванта.

Последний конфликт в Леванте произошел между Израилем и соседними странами. Израиль, единственная в мире страна с еврейским большинством, был основан в 1948 году. До 1948 года этот район был британской колонией под названием Палестина. Многие местные жители-неевреи идентифицируют себя как палестинцы. Соседние государства, включая Иорданию, Сирию, Ливан и Египет, приняли палестинских иммигрантов и отвергли новое израильское правительство.

В регионе происходят крупные войны, в том числе арабо-израильская война (1948 г.), Суэцкий кризис (1956 г.), Шестидневная война (1967 г.) и Война Судного дня (1973 г.). Небольшие конфликты, в том числе террористические акты, связаны с палестинскими восстаниями или интифадами. Первая интифада, которая включала в себя ненасильственные протесты, а также вооруженные нападения, имела место в конце 1980-х годов. Вторая интифада проходила между 2000 и 2005 годами.

Конфликт в Леванте привел к тому, что Израиль создал в своих границах две «палестинские территории» (Западный берег и Газа). Договоры, такие как Кэмп-Дэвидские соглашения (которые установили прочный мирный договор между Египтом и Израилем), пытались заключить прочный мир в Леванте.

Колонизация Юго-Восточной Азии — еще один пример того, как историческая политическая география может влиять на целый регион. Колониализм — это иностранное политическое правление, навязанное народу. Китайская, японская и европейская колонизация Юго-Восточной Азии продолжалась более 1000 лет. Китай, например, был правящей державой во Вьетнаме примерно со 110 г. до н.э. по 900 г. н.э.

Колониальные державы из Европы, США и Японии установили свою власть над народами Юго-Восточной Азии с 1500-х до середины 19-го века.40с. Хотя у этих держав были разные мотивы, они, как правило, стремились расширить свою территорию, увеличить торговлю, импортировать дешевое сырье и навязать свои культурные обычаи.

Голландцы и британцы создали чрезвычайно могущественные компании, которые контролировали торговлю и рабочую силу в своих колониях. Голландская Ост-Индская компания, базирующаяся в Индонезии, имела право печатать собственные деньги и участвовать в войне. Они применяли суровые методы труда к местным жителям, которые занимались сбором прибыльных специй и добычей драгоценных металлов. Эти ресурсы затем продавались в Европе.

Испанские и португальские колонисты распространяли римско-католическую веру, обращая коренные народы, особенно на Филиппинах. Французы использовали свои вооруженные силы для сохранения контроля над своими колониями, что привело к гибели сотен тысяч людей.

Страны Юго-Восточной Азии теперь независимы. Однако их экономика, политика и культура по-прежнему сохраняют черты колониального периода. Например, вьетнамский язык написан латинским алфавитом, а не глифами, идеограммами или местными алфавитами соседних азиатских народов. Это потому, что письменный вьетнамский язык был создан французами, которые используют латинский алфавит.

Как и в колониальный период, Азия сильно пострадала от Второй мировой войны и ее последствий. Япония была самой опустошенной азиатской страной с точки зрения человеческих жертв и физических разрушений. Однако после войны он также пережил рекордный период экономического роста. Инвестиции из США и инновационная реструктуризация экономики японским правительством стимулировали этот рост.

Министерство международной торговли и промышленности Японии координирует партнерские отношения, известные как keiretsu , между производителями, поставщиками, дистрибьюторами и банками с целью рационализации отрасли. Министерство также создало сильную экспортную экономику, сосредоточив внимание на технологических отраслях, которые до сих пор определяют глобальный имидж Японии. Капитал был вложен в инфраструктуру Японии, особенно в эффективные транспортные системы, коммуникации и технологии. Интенсивные государственные и частные инвестиции Японии увеличили ее валовой внутренний продукт (ВВП) с 91 миллиарда долларов в 1965 году до более чем 1 триллиона долларов в 19 году.80.

Текущие выпуски
Экономический рост Индии и Китая был значительным за последние 20 лет. Обе страны отменили государственный контроль, расширили внешнюю торговлю и построили сильную экспортно-ориентированную экономику. Этот экономический рост имел как положительные, так и отрицательные последствия.

Китай обладает самой быстрорастущей экономикой в ​​мире, прибавляя почти 10% в год в течение последних 30 лет. Во многом это связано с тем, что Китай является крупнейшим в мире производителем и экспортером товаров. В результате этого роста заработная плата быстро выросла, что повысило уровень жизни китайских рабочих. Все больше китайцев имеют доступ к отличному медицинскому обслуживанию, электричеству и образованию. Китай имеет сильное присутствие в международной политике и влияет на важные дебаты, например, вокруг терроризма и изменения климата. Китай использовал свое вновь обретенное богатство для инвестиций по всему миру. Например, Китай вложил миллиарды долларов в Нигерию для добычи нефти. Прогнозируется, что в ближайшие десятилетия Китай станет крупнейшей экономикой мира, и экономические решения Китая будут сильно влиять на то, как и где будет происходить будущее развитие по всему миру.

Но быстрый рост Китая вызвал ряд социальных, экологических и экономических проблем. Быстрый промышленный рост в городах привел к обеднению сельских рабочих, которые вынуждены мигрировать в перенаселенные городские районы в поисках работы. Промышленная деятельность создала нагрузку на энергетические и транспортные системы страны и ухудшила качество воздуха, воды и почвы. Промышленный рост также имеет серьезные последствия для глобального изменения климата, поскольку Китай является крупнейшим в мире производителем выбросов углекислого газа.

Рост Индии резко отличается от роста Китая. Индия — это демократия, а Китай — тоталитарное государство. Это означает, что социальные и политические реформы обсуждаются в Индии более открыто, а изменения часто более сложны, потому что власть принадлежит коалициям, а не одной политической партии.

В отличие от Китая, рост Индии в значительной степени является результатом ее быстрорастущей сферы услуг, а не производственного сектора. В частности, Индия стала крупным экспортером услуг в области информационных технологий. В 2010 году ее телекоммуникационная отрасль, ориентированная на телефонные и интернет-услуги, добавила более 200 миллионов абонентов. В стране также находятся семь ведущих мировых компаний, занимающихся аутсорсингом технологий, которые в значительной степени полагаются на высокообразованное англоговорящее население Индии.

Экономический рост Индии привел к удвоению почасовой оплаты труда за последнее десятилетие, в результате чего более 430 миллионов индийцев вырвались из нищеты и появилось огромное количество представителей среднего класса. Как и в Китае, городская инфраструктура Индии и ее глобальное влияние также улучшились.

Несмотря на этот экономический рост, Индия остается социально-экономически разделенной. В Индии по-прежнему самая большая в мире концентрация людей, живущих в условиях крайней нищеты — менее 1,25 доллара в день. Разница в доходах между более промышленно развитыми штатами Индии и ее более бедными сельскохозяйственными штатами существенно увеличилась. Как и в Китае, городская инфраструктура, системы образования и здравоохранения Индии с трудом приспосабливаются к большому количеству бедных сельских мигрантов, переезжающих в города.

В Арабском регионе Азии консервативные правительства находятся под давлением своих граждан и международного сообщества, требующих проведения политических, экономических и социальных реформ. Хотя авторитарные правители контролируют большинство этих стран, их граждане в целом поддерживают демократию. Во время так называемой «арабской весны» 2011 года социальные и политические группы по всему региону устроили вооруженные протесты, призывая к демократическим реформам. Правительства ответили на эти протесты как военной силой, так и политическим компромиссом. Сирия и Иордания являются примером этих политических изменений в арабской Азии.

Протестующие в Сирии призвали к легализации политических партий, увольнению коррумпированных чиновников и отмене Закона о чрезвычайном положении, разрешающего аресты без предъявления обвинений. В ответ на протесты сирийское правительство начало военные кампании по подавлению протестующих. Эти кампании унесли жизни тысяч людей. Сотни сирийцев были заключены в тюрьму. В ответ международное сообщество ввело экономические и политические санкции против сирийского правительства.

Иорданцы устраивают еженедельные акции протеста против коррупции, роста цен, бедности и безработицы. Король Абдалла отреагировал на эти протесты, заменив своего премьер-министра и сформировав Комитет национального диалога. Комитет, состоящий как из представителей правительства, так и из лидеров оппозиции, отвечает за разработку реформ, в том числе новых законов о выборах и политических партиях.

Последствия этого сложного и часто насильственного процесса политической реформы еще слишком рано определять в Сирии, Иордании и других азиатских государствах, присоединившихся к общему демократическому делу. Не вызывает сомнений то, что эти изменения повысят участие общественности в политическом процессе.

Вопросы будущего
Растущее политическое и экономическое влияние Азии будет и впредь оказывать давление как на локальные, так и на глобальные процессы. Большое внимание было уделено тому, как ускоренное развитие Азии негативно повлияло на окружающую среду. Национальные правительства и международные организации работают над защитой местных природных ресурсов и глобального климата в целом.

Крайняя потеря лесного покрова в Юго-Восточной Азии из-за чрезмерной вырубки древесины угрожает экономике и биоразнообразию региона, а также мировому углеродному балансу. В период с 1990 по 2010 год леса Юго-Восточной Азии сократились примерно на 33 миллиона гектаров (81,5 миллиона акров), что больше территории Вьетнама. Ожидается, что к 2020 году эти леса сократятся еще на 16 миллионов гектаров (39,5 миллионов акров).

Эта потеря будет означать, что в атмосферу мира попадет еще 8,72 гигатонны углекислого газа. Это уничтожит леса, представляющие важную экологическую ценность, такие как низинные тропические леса Индонезии. Кроме того, потери резко снизят производительность деревообрабатывающей промышленности региона, которая является основным генератором экономики для многих стран Юго-Восточной Азии.

Международные организации, а также региональные и национальные правительственные органы внедряют устойчивые методы ведения лесного хозяйства для борьбы с деградацией лесов. Правительство Камбоджи, например, поощряет посадку быстрорастущих деревьев, модернизирует деревообрабатывающее оборудование и запрещает экспорт многих видов бревен. Мьянма (Бирма) разработала сеть из более чем 600 соглашений об управлении лесным хозяйством, которые объединяют местное население и правительство. Такие организации, как Лесной попечительский совет и Схема сертификации лесоматериалов Малайзии, позволяют лесной промышленности добиваться устойчивого развития. В 2010 году около 3,5% общей площади лесов Юго-Восточной Азии были сертифицированы в соответствии с принципами устойчивого развития9.0009

Мальдивы, страна сотен островов и атоллов в Индийском океане, символизируют текущие и будущие последствия глобального изменения климата. Поднявшись всего на 2,3 метра (7,7 фута) над уровнем моря в самой высокой точке, Мальдивы уже ощутили на себе последствия повышения уровня моря. Цунами 2004 года затопило всю страну, в результате чего погибли 82 человека, 12 000 человек были перемещены, а ущерб составил 375 миллионов долларов.

Последствия глобального потепления на Мальдивах будут более широко распространены в ближайшие десятилетия. Наряду с повышением уровня моря страна будет подвержена береговой эрозии, более сильным штормовым нагонам и утрате биологического разнообразия. Это резко повлияет на экономику страны, основанную на туризме. Потеря прибрежной недвижимости в сочетании с более теплыми зимами в Северном полушарии будет препятствовать посещению островов жителями Европы и Северной Америки.

Правительство Мальдивских островов предприняло решительные шаги, чтобы ограничить последствия изменения климата, привлекая внимание международного сообщества. Бывший президент Момун Абдул Гайюм поддержал строительство искусственного острова Хулхумале, на котором сейчас находятся больница, школа, правительственные здания и жилые дома на 50 000 человек.