Проект по русскому языку на тему "Знаки препинания". Проект знаки препинания
Творческий проект "Знаки препинания" - русский язык, прочее
ПРОЕКТ
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ЗНАКАМ
ПРЕПИНАНИЯ.
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
Знаки препинания С.Я. Маршак
У последней точки Собралась компания
На последней строчке Знаков препинания.
В письменном русском тексте 10 знаков препинания:
точка .
запятая ,
точка с запятой ;
двоеточие :
многоточие …
вопросительный знак ?
восклицательный знак !
тире -
скобки ( )
кавычки « »
Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного
высказывания.
В русском языке запятая используется:
для разделения (между частями сложного предложения, при однородных членах)
для выделения (обращения).
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.
От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.
Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чём?
Вот какой я мастак – Вопросительный знак.
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:
выражаем:
удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость.
Друзья! В произведениях Не зря я от рождения –
Стою я для того, Противник тишины!
Чтоб выразить волнение, Где я, те предложения
Тревогу, восхищение, С особым выражением
Победу, торжество! Произнести должны.
Многоточие.
Рядом три сестрички-точки,
Значит, нет конца у строчки,
Многоточием зовёмся,
Если за руки возьмёмся,
Значит, в строчке что-то недосказано…
Скобки.
Нам друг без друга скучно, Друг с другом мы-неразлучно.
Двоеточие.
Зовусь я двоеточие, И я не то, что прочие
Я знак ужасно важный, Взгляни - я двухэтажный!
Тире.
Я не чёрточка, не минус, Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут, Нужно – буду тут как тут.
Точка с запятой.
Если вдруг подъём крутой иль длинная дорожка.
Встретив точку с запятой, отдохни немножко!
Кавычки.
Речь прямую, по привычке, Смело мы берём в кавычки!
После авторского слова,- Двоеточие.- Готово!
Речь в начале?- Не впервой! Ставь тире, да с запятой!
К знакам препинания надо относиться почтительно потому что, они расставляют акценты в тексте.
Знаки препинания - это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными.
Очень важно писать и читать грамотно!
Выполнил: Батин Артём 4 «А» класс.
kopilkaurokov.ru
Творческий проект "Знаки препинания"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русятинская основная общеобразовательная школа»
Выполнила: учащаяся 4 класса
Уфимцева Дарья
Руководитель: Молчанова Н.С.
Русятино, 2016 год
Зна́ки препина́ния — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
А. П. Чехов в письме Н. А. Хлопову повествовал: «Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего. Изобилие многоточий и отсутствие точек. Эти пустяки, по моему мнению, испортят Вам музыку»
Значение, функции и роль знаков препинанияв русском языке
Собственные значения знаков препинания складывались в течение столетий. Всё случайное и неудачное отсеивалось, всё лучшее закреплялось в творчестве тонко чувствующих письменный текст авторов, в практике серьёзных издательств, в которых работали столь же тонко чувствующие значимость пунктуации редакторы. Многие считают, что точка всегда стоит в конце предложения, а оно, как учат в школе, выражает законченную мысль. Но рассмотрим такое, например, предложение: “В магазине Павлик сразу увидел этот мяч. Большой. Чёрный. Сшитый из кожаных шестиугольничков. Мяч, о котором он так мечтал. Который даже видел во сне”. Судя по грамматической структуре, предложение здесь одно. Вместо пяти точек можно поставить пять запятых.Откуда же эти «незаконные» точки? На самом деле точка стоит не там, где действительно кончается предложение, а там, где пишущий хочет сказать: «Я сообщил вам всё, что считал нужным. Можете обдумать моё сообщение». Однако нормативная пунктуация разрешает делать подобные «заявления» только в конце предложения. Всё остальное – авторские вольности. Многоточие – своеобразный антоним точки. Его ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам ещё не всё, что знаю. Подумайте сами, что можно добавить к сказанному (или что произошло потом)». «Он был необычайно, необычайно талантлив, но вы знаете, как это делается в молодости... Побыстрее, посмешнее – тяп-ляп, и так сойдёт...Да-с...» (А. и Б. Стругацкие). Другое значение многоточия – 'Я сообщил вам ещё не всё, что знаю. Я подумаю и, возможно, добавлю что-нибудь ещё'. «Граф Калиостро – это совсем не то же самое, что великий Бальзамо. Это. как бы вам сказать... Это не очень удачная его копия. Бальзамо в юности сматрицировал себя» (А. и Б. Стругацкие). В многоточии кроются два оттенка – незаконченности и неуверенности; в текстах они могут появляться как вместе, так и порознь. Кроме того, с помощью многоточия обозначают пропуски в тексте. Вопросительный знак тоже противопоставлен точке, но совсем иначе. Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать. А вот вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова, как, например, у К. И. Чуковского.«Перед тем как купить у захожей торговки груши, яблоки или, скажем, черешни, она простодушно спрашивала: – А они хорошие? – Хорошие, мадамочка, хорошие! Узнав у торговки цену, маш задавала ей новый вопрос: – Тю, не дорого? – Не дорого, лидешочка, не дорого!Когда же торговка отвешивала маме товар на сомнительных весах, мама спрашивала:– А весы у вас верные? - Верные, мадамочка, верные!».Если пишущий ставит в конце предложения восклицательный знак, он показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания. В этом смысле восклицательный знак противопоставлен и точке, и многоточию, и вопросительному знаку: «– Погодите! – вскричал я. – Орла! Орла заберите! Вместе с запахом!» (А. и Б. Стругацкие).Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я ещё не закончил своё сообщение, читайте дальше». С одной стороны, запятая противопоставлена точке (сообщение не закончено), с другой – многоточию (пишущий не намерен прерывать своё сообщение). Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения. Так что они не столько обособляют или выделяют, сколько объединяют.Точка с запятой, своеобразный синоним и запятой, и точки, противопоставлена им обеим. Значение этого знака можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил ещё не всё, читайте дальше». Вот как точку с запятой использует А. С. Пушкин: Королевич зарыдал И пошёл к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть ещё хоть раз. Вот идёт; и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг неё страна пустая; Под горою тёмный вход. Точку с запятой нередко употребляют вместо запятой, если соединяемые ею части слишком распространённые, сложные по структуре. Таких примеров множество в текстах Л. Н. Толстого.Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение». Этим объясняется и употребление двоеточия перед рядом однородных членов после обобщающего слова, в бессоюзном предложении перед второй частью, которая поясняет или дополняет первую либо указывает причину, и перед прямой речью: «Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь»; «Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам» (А. С. Пушкин).Тире не только многозначно, по даже имеет омонимы. Тире ставят, например, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов. В этом значении тире используют в неполных предложениях: «Татьяна – в лес. Медведь – за нею» (А. С. Пушкин). Часто тире отмечает опущенную глагольную связку. Замечу кстати: все поэты – любви мечтательной друзья. К тому же значению восходит и тире, обозначающее интервал: Памятников древнерусской письменности XI–XIV вв. почти не сохранилось. Совсем иной знак – тире в значении чередования. Его ставят, если хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики или что от прямой речи перешли к обычному тексту: "– А почему ехать мне вправо? – спросил ямщик с неудовольствием. – Где ты видишь дорогу? Небось: лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой. – Ямщик казался мне прав. „В самом деле, – сказал я, – почему думаешь ты, что жильё недалече?" – „А потому, что ветер оттоле потянул, – отвечал дорожный, – и я слышу, дымом пахнуло; знать деревня близко" (А. С. Пушкин). Возможно, именно к этому значению восходит использование тире, которым обозначают варианты названия: признак определённости – неопределённости; закон Бойля – Мариотта. Тире может указывать, что варианты не просто равноправны, но тождественны: Он всерьёз увлёкся моей матерью – женщиной яркой и талантливой. Как ни странно, значение противоположности тоже часто обозначается этим знаком: Я мрачен – ты весел, я счастлив – ты зол. И, наконец, тире в значении следования. Тире ставится, если нужно отметить, что одно событие следует за другим – обычно внезапно, даже вопреки ожиданиям: Он медленно, стараясь не показывать животному своего ужаса, отступал к двери – и вдруг упал, споткнувшись о какой-то сучок; все замерли. Иногда событие происходит не внезапно, а закономерно, будучи следствием предыдущего: Делаем общее дело – незачем ссориться да выяснять, кто главный; Хочешь есть – работай со всеми. Это своеобразный антоним предыдущему значению.Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.Кавычки ставят, когда заключённое в них высказывание принадлежит не автору. Чаще всего их используют, чтобы обозначить границы прямой речи или цитаты. Иногда в кавычки заключают слова, от которых пишущий хочет «откреститься», или общепринятое, но не совсем точное, не слишком удачное обозначение. Сравните. Лидер партии заявил, что страна стонет под гнётом «преступных правителей, продавшихся врагам», и обещал исправить положение, как только его изберут президентом; Мой приятель подался в «коммивояжёры» – торгует какими-то пятновыводителями. Благодаря способности подчёркивать непрямое значение слов и выражений кавычки часто становятся знаком иронического отношения к обсуждаемому предмету: Такие «спасители Отечества» могут довести нас до серьёзной беды.В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что кроме обычной запятой существует и знак две запятые (или парная запятая), выделяющий синтаксические конструкции с обеих сторон. Во многом сходен с ним знак два тире (парное тире). Эти знаки кроме обычного значения запятой и тире ещё и выделяют в предложении какую-то конструкцию (этим они похожи на скобки). В испанском языке, например, парность является обязательной для... вопросительного и восклицательного знаков: они должны стоять не только в конце, но и в начале вопросительного (восклицательного) предложения, причём в начале – в перевёрнутом виде – iSaludo!Если две запятые только выделяют конструкцию, то тире и в особенности скобки ещё указывают на относительную оторванность содержания выделенной единицы от смысла всего предложения.По функции похожа на знак препинания заглавная буква в начале нового предложения: по сути дела она такой же символ начала высказывания, как точка – символ финала. Правильнее было бы говорить о знаках: «прописная + точка», «прописная + многоточие», «прописная + вопросительный знак», «прописная + восклицательный знак».Во времена М. В. Ломоносова «строчным знаком» (так называли знаки препинания) считался и дефис. Он показывает, что два слова составляют единое понятие (гоголь-моголь, студент-заочник), т. е. его функции отличаются от функций других знаков. Впрочем, тире в некоторых своих значениях похоже на дефис. Недаром часть пишущихся через дефис приложений (русист-профессионал) при наличии зависимых слов пишется через тире (Лекции читал русист – настоящий профессионал).Если выйти за рамки предложения, то на роль знака препинания мог бы претендовать и параграф (§), и шрифтовые выделения заголовков или других фрагментов текста, и рамки, и расположение текста на странице.
Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху... (ударение)
Знак такой: крючок и точка,
Напишу его на строчке.
Если что-то я спрошу,
То его в конце пишу.
Сколько? Где? Когда? Все просто...
После слов тех — ... (знак вопроса)
Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —... (восклицательный)
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю... (точку)
Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда... (запятою)
Если текст вдруг незаконченный,
Вместо точки стоит... (многоточие)
Сутулый, как дед, Хочет знать на всё ответ.
(Вопросительный знак)
На странице я стою, Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу — Разогнуться не могу.
(Вопросительный знак)
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь. (Запятая)
На странице Вверх тормашками торчу:
Восхищаюсь, Возмущаюсь и кричу!
(Восклицательный знак)
Куда его ты ни поставишь —
Быть равнодушным не заставишь.
(Восклицательный знак)
Я — минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе, Меня зовут ...
(тире)
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас — Закончила рассказ. (Точка)
Самуил Маршак
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
У последней точки на последней строчке Собралась компания знаков препинания.Прибежал Чудак – Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит:– Ура! Долой! Караул! Разбой!Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задаёт он всем вопросы: – Кто? Кого? Откуда? Как?Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке.Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие. И прочие, и прочие, и прочие...Заявили запятые: – Мы – особы занятые. Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ.– Если нет над нами точки, Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки Тётя точка с запятой.Двоеточие, мигая, Закричало: – Нет, постой! Я важней, чем запятая Или точка с запятой,– Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу. За порядком я слежу.– Нет... – сказало многоточие, Еле глазками ворочая,– Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие.Там, где нечего сказать, Ставят многоточие...Вопросительный знак Удивился: – То есть как? Восклицательный знак Возмутился: – То есть как!– Так, – сказала точка, Точка-одиночка. – Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас.
***
Елена Ковалёва
Бегает по строчкам Взгляд лукавых глаз, Ищет многоточие... Есть в стишке у Вас?Знаки препинания Обожаю издавна! Привлеку внимание – Знаками (невидными)!Вот он – восклицательный, Вытянулся в струнку… Очень обаятельный Знак! Как будто юнкер!Знак же вопросительный Что-то вопрошает – Он такой стеснительный… Ничего не знает?!Если есть неточности, Или недомолвки – Тут же многоточие Устранит все толки...Запятая, дефис, Даже двоеточие – Знаки – просто прелесть, Так же, как и прочие!Но всего важнее – Вовремя проститься: Точка! А под нею – Пол пустой страницы!***
Василий Кобелев
Если вам дают заданье Стих для школы сочинить, Он про знаки препинанья Очень даже может быть.
Всех главней, конечно, точка. Без неё ведь никуда.Ей заканчивают строчку, Она в тексте есть всегда.Чуть пореже запятая. И она порой нужна,Так как в знаках препинанья Очень важная она.Запятая, всем известно, Может миловать, казнить.Смысл речи её место Может сильно изменить.Знаки есть ещё другие: Восклицанье и вопрос.Предложения простые, А ответ порой не прост.Есть подвижные кавычки – Открывают их везде.Это дружные сестрички – Их всегда и всюду две.Вот и всё. Конец страданьям. Стих готов. Оценка пять.Можно знакам препинанья Благодарность объявлять...***
Феликс Кривин
ТОЧКА
У неё особый пост В самой малой строчке.Если Точка – Вывод прост: Это значит – Точка.
Фразу следует кончать, Если Точка рядом.Точку надо уважать, Точку слушать надо.
И хотя она тверда В книге и в тетради,Без особого труда Можно с ней поладить,
Если только мысли нить От воды избавить,Если Точку не забыть Вовремя поставить.
Ирина Токмакова
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯВнимание! Внимание! Мы знаки препинания!Тире, знак восклицания, Кавычки, двоеточие,И прочее, и прочее...ТОЧКАТочка ставится в конце. Правда же, подружки?Если точки на лице, Их зовут веснушки.ЗАПЯТАЯ Я девица занятая, Мое имя ЗапятаяМне едва хватает дня, Все, чуть что, зовут меня!ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Если вдруг подъем крутой Иль длинная дорожка,Встретив точку с запятой, Отдохни немножко!ДВОЕТОЧИЕ
Зовусь я двоеточие, И я не то, что прочие,Я знак ужасно важный, Взгляни – я двухэтажный!ТИРЕ Я не черточка, не минус, Я прошу, не путай ты нас.Все меня "тире" зовут, Нужно – буду тут как тут.СКОБКИ Нам друг без друга скучно, Друг с другом мы – Неразлучно.КАВЫЧКИ Что за глупые привычки: Всюду врозь да всюду врозь.Мы кавычки, мы сестрички, Так у нас уж повелось:Вместе мы гуляем, Праздники встречаем,Очень крепко дружим, В "Синтаксисе" служим.МНОГОТОЧИЕРядом три Сестрички-точки, Значит, нет конца У строчки,На рисунке это здесь показано. Многоточием зовемся,Если за руки возьмемся, Значит, в строчке Что-то недосказано...Восклицательный знак:Друзья мои, приятели, Живу я много лет,Примите восклицательный Мой пламенный привет!Вопросительный знак:Разные вопросы Задаю я всем:Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?Междометие:Мне, – сказало Междометие, – Интересно жить на свете!Выражаю поощрение, Похвалу, упрек, запрет,Благодарность, восхищение, Возмущение, привет...
***
Ванда Хотомская
Был у поэта письменный стол. Ящиков было в нем чуть ли не сто.В ящиках тех помещались коробки; В одной запятые, в другой были скобки,В третьей – тире, в остальных – многоточия, Черточки, точки, кавычки и прочее.Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно.Пригоршней знаки берет из коробки, Иное словечко поставит он в скобки,Так же частенько и этак и так Использует он восклицательный знак.Если вдруг встретится образ сомнительный, Сразу же ставится знак вопросительный.В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть, Поэт вместо мыслей ставит тире,Порою кавычки, порой двоеточие. И не жалел для концов многоточия.***
Kotoffeй
Знаки препинания...
Cношу в абзацы трепетные встречи, Роман названьем: "Наше" облекаю.Вся в "вопросительном" ты, словно в подвенечном, Я "восклицательные" фраки примеряю.
Мы юны – каждый день, как с новой строчки, Твой голос, опьяняя, возбуждает.Я задыхаюсь в междометиях порочных, Трою согласные, глаголами сужаю.
Купаясь в прилагательном – "медовый", Мы пауз не заметили холодность.Я под диктовку спотыкаюсь – "неудовый", Ты вся с учебника, графою "невозможность"
Закляксена глава "Непониманье", Изорвана, исчёркана, измята.И точкой в окончанье – расставанье, Наивность изложенья виновата.
За запятую выброшу прощанья, Кавычками обиды я закрою,В тире сожму меж нами расстоянье, Забудешь – многоточием завою!
***
А. Тетивкин
Вопросительный знак
Разные вопросы задаю я всем:Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак – Вопросительный знак.Восклицательный знакДрузья! В произведениях Стою я для того,Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество!
Не зря я от рождения – Противник тишины!Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.
***
Василий Курочкин
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Старый хапуга, отъявленный плут Отдан под суд;Дело его, по решении строгом, Пахнет острогом...Но у хапуги, во-первых: жена очень умна;А во-вторых – еще несколько дочек (Несколько точек.)Дочек наставила, как поступать, Умная мать.(Как говорят языком и глазами - Знаете сами.)Плачет и молится каждую ночь Каждая дочь...Ну, и нашелся заступник сиятельный (Знак восклицательный.)Старый хапуга оправдан судом, Правда, с трудом;Но уж уселся он в полной надежде, Крепче, чем прежде.Свет, говорят, не без добрых людей – Правда, ей-ей!Так и покончим, махнув сокрушительный? (Знак вопросительный.) 1859
***
Султан Джура
Собрание знаков препинания
Важное собрание знаков препинания. Председателем избран Восклицательный знак.– Товарищи! Знаки! Внимание! Внимание! Слушайте! Меня!Сегодня! У нас! На повестке! Дня!.. – Мне кажется... Между прочим... –перебило его Многоточие. – При всем моем уважении...вы злоупотребляете... высоким... своим положением...дорогой... Восклицательный знак...
– Регламент! Короче! Уважаемое Многоточие! Меня критикуете! А сами вы-то!Собрание знаков препинания считаю открытым!Прошу высказываться, товарищи знаки, о вашем месте в словесном строю!Может быть, вас огорчили ошибки Гали и Пулата!Может, они вас поставили не там, где надо!
– Вот это точно. – Как мячик, на кафедру выкатилась Точка.– Вот я, например, Точка, – станция мысли. На станциях паровозы стоят без движения,А на мне – повествовательное предложение. И дальше летит паровоз, нарушая покой,И заглавная буква машет ему рукой.Ребят от серьезных ошибок храня, она остается возле меня.Это ведь очень просто. Остановитесь, переведите дыхание. Единственная просьба:не забывайте о моем существовании. У меня все.
– Моя очередь? Разве не так? – входит на кафедру Вопросительный знак.Идет, спотыкаясь, настороженный, то ли знак, то ли серп, то ли ухо с сережкой.– Я считаю, что Точка высказалась точно. Может быть, у кого-нибудь есть возражения?Я тоже станция, только после вопросительного предложения.По белому свету в море ответов от меня корабли уходят в плаванье.Ведь что самое главное? Заглавные буквы за мною стоят, как матросы.Всем понятно? Будут вопросы?
* * *
– От него до меня – один шаг! – выходит высоченный Восклицательный знак.Там, где гнев и страданье, радость и горе, я стою, как маяк в бушующем море!Всюду, где счастье, всюду, где жизнь, без меня вам, ребята, не обойтись!
* * *– Все это правильно, прекрасно знаю, но я ему в важности не уступаю, –вильнула хвостиком Запятая. – Если вы в путь-дорогуна белой бумаге вышли, не одни лишь вам станции встретятся,но и разъезды мысли. На них-то вас ожидаю я, Запятая.Если обращение в середине предложения,я, как конвой, стараюсь с обеих сторон его встать:ну-ка, голубчик, попробуй теперь сбежать!Но я отпущу его без единого возражения, если оно в конце предложения...
* * *– Привет нашему одинокому собрату! – выкатились Кавычки, как цирковые акробаты. –Мы особенные знаки препинания, наша специальность – названия.Как только кто-то получит имя, мы его охраняем кривыми мечами своими.Заводу ли, фабрике ли, газете – нужны мы всему на свете...Но тут председатель сказал: – Регламент! Кончается собрание знаков препинания!Ну что ж, спасибо вам за внимание!
Перевел с туркменского А. Янов
infourok.ru
Проект по русскому языку "Знаки препинания"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 147
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ-НОТЫ ПРИ ЧТЕНИИ
Автор:
Констанц Никита Андреевич
г.Челябинск, МАОУ СОШ №147,
4 класс
Руководитель:
Шатунова Евгения Васильевна, учитель начальных классов,
МАОУ СОШ № 147
г. Челябинск, 2015 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………...3
I. Основная часть…..…………………………………………….…4
1.1 История возникновения знаков препинания………………4
1.2 Правила постановки знаков препинания……………….…6
1.3 Практическая работа……………………………………..8
Заключение………………………………………………………....11
Список литературы………………………………………….…….12
Приложение………………………………………………….….…13
Введение
Еще Пушкин говорил о том, что они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. А нужны ли они, знаки препинания, сейчас, в нашем динамично меняющемся, мобильном мире? Ведь, общаясь в чате, через «смс» и «Скайп», молодежь не ставит их, как правило: лишнее! Зачем? Только доставляют хлопот! Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно также важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.
На уроках русского языка именно в знаках препинания возникают затруднения у большинства ребят. Во время написания контрольной работы или диктанта именно неверно поставленный знак препинания может превратить заветную «5» в «4», поэтому уделим внимание знакам препинания.
Цель моей работы:
Расширить представление о знаках препинания.
Задачи:
История возникновения знаков препинания.
Провести практическую работу:
а) применение знаков препинания в повседневной жизни.
б) На примерах объявлений показать изменение смысла текста после перестановки или замены знаков препинания.
I. Основная часть
1.1 История возникновения знаков препинания.
Слово пунктуация - от латинского слова пункция (укол). Пункт - точка. В древности греки использовали для письма палочку - стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку. Когда-то слово пунктуация означало буквально "постановка точек или учение о точках". Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом. И зачем же они нужны? Ведь у нас есть буквы.
Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему человеку? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятым. На помощь приходят знаки препинания. Откройте любую книгу, сколько их на каждой странице! Вы так привыкли к ним, что иногда даже не замечаете. А когда сами пишете, то не всегда разумно пользуетесь ими. До пятнадцатого века на Руси писали не то что без знаков препинания, а вообще без пробелов между словами.
Предлагаю: прочитайте текст..., если сможете.
Тоеосеникнязьсемнъдмитриевичсуздальскийприидератьюкновъгородунижнеаснимцаревичентякстысячътатарълюдижезатворишасявгородавоеводыунихбяхуволодимеръдаеиловичъгригореиволоволодимировичъиванълихорьибыстьимбоисними.
(Московский летописный свод)
Ну, как? Трудновато? Немало времени и сил ушло у многих поколений специалистов, чтобы мы с вами увидели то, к чему привыкли: пробелы между словами и знаки препинания.
Знаки препинания - путеводные знаки для постижения содержания. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. Всего в русской пунктуации десять основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. В наше время знаков препинания стало еще больше. Помимо основных знаков препинания добавились знак «слэш», «хэштег» и т.д.
У русской пунктуации двуединое основание. На это указывал ещё великий М.В.Ломоносов в своей "Российской грамматике": "Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам".
Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, последовательно обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи: точка и двоеточие в XI веке, запятая в XIV, точка с запятой в XV, вопросительный знак в XVI, восклицательный знак и тире в XVII, многоточие в XVIII веке. Развивается народ, развивается система пунктуации.
С XVII по XX век получала силу новая идея пунктуации: отмечать не звучащие отрезки речи, которые произносили как бы на одном дыхании (чтобы чтец мог верно произнести этот текст вслух), а смысловые связки слов, важные для понимания текста. Теперь уже не грамматика и не ритмика фразы, а логика руководит выбором нужного пунктуационного знака.
Число запятых и прочих знаков всё сокращается и сокращается, по сравнению со временем Пушкина их уже вдвое меньше. Всё это связано с общим процессом осмысления и стандартизации написанного текста, который было бы удобно «схватить налету» и сразу осознать его смысл.
В книгах первой половины 16 века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак.
1.2 Правила постановки знаков препинания.
Пунктуация дается далеко не всем. Поэтому многие из нас задаются вопросом: "Зачем нужны знаки препинания?". Я считаю, знаки препинания очень важны, хотя бы для того, чтобы придать определенный смысл предложению. Ведь одну и ту же фразу можно произнести по-разному, и от этого будет меняться смысл этого предложения. Знаки препинания помогают нам правильно прочитать тот или иной текст, предложения в нужной интонации и с правильными эмоциями. Одно из главных предназначений знаков препинания - это разделение.
А А.П. Чехов писал: "Знаки препинания – это как ноты при чтении".С. Шапиро говорил: «Основная роль пунктуации — обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами».Теперь разложим по полочкам, для чего служит каждый из знаков препинания. С помощью запятых, точек, восклицательных и вопросительных знаков, текст делится на части или предложения.
Точка показывает завершённость мысли. Отделяет одно законченное выражение от другого и не даёт слиться словам в один большой и непонятный монолит.
Запятая паузы поменьше обеспечивает, но смысл схож.
Вопросительный знак (кстати, ранее его называли точкой вопроса), как и восклицательный эмоционально окрашивают нашу речь на письме. А сколько комбинаций можно создать, используя их! Например, вопрос с восклицанием «!?» или риторический вопрос, на который ответа и не ждут, в общем-то «?..»
Три точки обозначают незаконченность мысли. Это вообще находка для писателей. Закончилась фантазия, поставил многоточие, а там как получится. Или читатель сам историю додумает, или у автора идея для продолжения созреет.
Тире используют для объяснения предыдущих слов. А ещё им можно слова в предложении заменять!
Это, конечно, далеко не все знаки препинания, но на письме именно они используются чаще всего.
Кстати, интересным фактом является то, что почти у каждого знака есть «родитель». Круглые скобки впервые употребил Мелентий Смотрицкий, а кавычки и многоточие – Николай Карамзин!
В наш компьютеризированный век точка, тире, скобка - это наш всеми любимый смайлик! С помощью его мы передаем свои эмоции в СМС-сообщениях.
1.3 Практическая работа:
а) перестановка знаков препинания в произведениях.
И вообще, знаки препинания не только для удобства нужны. Кроме всех своих основных функций, они и степень развития носителей языка показывают.
Есть такое шутливое выражение: "Вот тут-то и запятая". В нём слово "запятая" означает затруднение, препятствие. Это неслучайно: слова запятая, запинка, запинаться, препинание - исторически однокоренные.
Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного. Вот, к примеру.
"Поставить статую золотую пику держащую."
1. Поставить статую, золотую пику держащую.
2. Поставить статую золотую, пику держащую.
Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя помиловать» из не менее знаменитой сказки "12 месяцев" про избалованную принцессу, которая считала, что знаки препинания не особо-то важны. Этот пример связан с историческим фактом. Английский король Эдуард II (на рубеже XIII-XIV столетий) восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных. Против него возник заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключен в замок, в котором провел восемь месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили предписание, сформулированное без запятых: "Эдуарда убить не смейте бояться полезно". Все зависело от того, как прочитать текст.
1. Эдуарда убить не смейте, бояться полезно (то есть следует бояться).
2. Эдуарда убить, не смейте бояться (так как это полезно).
Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась "кровавая" запятая. Эта фраза, кстати, и отражает одну из причин, по которой нам эти самые знаки препинания и нужны. Причина эта – однозначность.
б) знаки препинания в повседневной жизни.
А вот примеры из жизни. Вглядитесь в объявления, развешанные по нашему городу, почитайте их в газетах, в художественной современной литературе: пунктуационные ошибки тоже имеют место быть. И не так редко, как хотелось бы.
Объявление: "Пьяным собакам на роликах вход строго воспрещен". Роль запятой в этом объявлении видна невооруженным глазом.
А вот такой случай произошёл с одним мальчиком. Он послал срочную телеграмму своим родителям, которые были в отъезде, и вот в этот же день получила ответную телеграмму: " Быть дома нельзя идти в поход". Смысл телеграммы зависит от того, где будет поставлена запятая: после слова "дома" или после слова " нельзя". Мальчик так и не понял, быть ли ему дома или отправиться в поход.
Телеграммы вообще принято отправлять без "лишних" знаков, но как понять такую: "Мама выезжает утром встречайте". Наверняка придется уточнять по мобильной связи: как хорошо, что она существует.
А эти предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их также различен. Как вы думаете, от чего это зависит? Конечно, от запятой.
1. Коля пел так, как пели все.
Коля пел, так как пели все.
2. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге.
Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.
3. Как он уехал?
Как, он уехал?
4. Я не видел брата товарища и его сестру.
Я не видел брата, товарища его сестру.
5. Дома улицы залиты светом.
Дома, улицы залиты светом.
6. Грязь покрыла все: окно, дверь, потолок, стены.
Грязь покрыла все окно, дверь, потолок, стены.
7. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.
Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.
8. Ребенок играл, так как играли все дети.
Ребенок играл так, как играли все дети.
III. Заключение.
В заключение я хочу рассказать притчу «О пользе знаков препинания».
Человек потерял запятую, стал бояться предложений, искал фразы проще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания!
Список использованной литературы:
1. http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html
2. http://fullref.ru/job_d27d4080b6fae76283edf7170f35849a.html
3. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/01/
4. http://www.textologia.ru/russkiy/punktuatsia/o-punktuatsii/znaki-prepinaniya-v-russkom-yazike/650/?q=463&n=650
5. http://origin.iknowit.ru/paper1234.html
6.http://www.radostmoya.ru/project/shishkina_shkola_russkii_yazyk/video/
7. http://www.razumniki.ru/iz_istorii_znakov_prepinaniya.html
Приложение
1. "Точка, точка, запятая..." А. Шибаев:
Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.
Восклицательный знак
2. Загадки и стихотворения о знаках препинания:
Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца!
(Вопросительный знак)
Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом.
(Вопросительный знак)
Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу, но — тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками...
(Многоточие)
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
Ляжет палочкой на строчку: —
Проходите по мосточку.
(Тире)
Кавычки
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят...
(Кавычки)
Словам раскрывают объятья: —
Ждём в гости вас, милые братья!
(Скобки)
Выйдет на дорожку —
Всем подставит ножку!
(Запятая)
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
(Точка)
А вот реальная история из жизни одного французского писателя с участием знаков препинания:
Чудесные знаки
Известный писатель Виктор Гюго был человеком очень серьёзным, но иногда любил пошутить.
В день выхода своей книги он захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: "?". Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: "!".
Высказывания известных писателей о знаках препинания
Это был не юмор мыслей, и даже не юмор слов; это было нечто куда более тонкое — юмор знаков препинания: в какую-то вдохновенную минуту она постигла, сколько уморительных возможностей таит в себе точка с запятой, и пользовалась ею часто и искусно. Она умела поставить ее так, что читатель, если он был человек культурный и с чувством юмора, не то чтобы катался от хохота, но посмеивался тихо и радостно, и чем культурнее был читатель, тем радостнее он посмеивался.
Сомерсет Моэм
Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза — одна мысль, один образ, не больше! Поэтому не бойтесь точек.
Исаак Бабель
Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…
Владимир Набоков
Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, с вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение.
В. Маяковский.
infourok.ru
"Похвальное слово знакам препинания"- 4 класс проект по русскому языку
"Похвальное слово знакам препинания"- 4 класс проект по русскому языку
В 4 классе на уроках русского языка при обобщении знаний детям в качестве домашнего задания предлагается подготовить проект, презентацию или сообщение на тему "Похвальное слово знакам препинания".
Когда во 2-3 классах изучаются сложные предложения, мы начинаем использовать запятые. Запятые служат для соединения частей сложного предложения и не только. Запятая используется в предложениях с обращениями и перечислением однородных членов. Учитель снижает оценку, если изложение или сочинение состоит из простых предложений.
В 3 классе дети познакомились с однородными членами предложения, в 4 учатся определять сложные предложения и правильно в них расставлять знаки препинания. Использование восклицательного и вопросительного знаков изучалось в теме "Предложения по цели высказывания" в 1 классе.
Данный проект выполнен в форме презентации.
Скачать проект
Примеры слайдов презентации:
Для закрепления полученных знаний в начальной школе предлагается детям работа над проектом "Похвальное слово знакам препинания". Дети систематизируют полученные навыки и представляют их в своих работах.
Могут быть различные формы: доклад, сообщение, театрализованные постановки сказок про знаки препинания. Какой веселый проект получается когда дети разыгрывают представление на тему "Какой знак препинания самый главный?"
Смотрите также:
- Проект "Зачем нужны знаки препинания?" - 4 класс русский язык
- знаки препинания - картинки для школы
- стихи про знаки препинания
- сочинение рассуждение "Зачем нужны знаки препинания" 4 класс"
ucthat-v-skole.ru
Презентация проекта "Похвальное слово знакам препинания"
«Похвальное слово
знакам препинания»
проект по русскому языку Выполнили: ученики 4 класса
МБОУ «Сугровская ООШ»
Цель проекта:
Узнать какую роль играют знаки препинания на письме и как с помощью них можно выражать свои мысли и чувства.
Задачи проекта:
- поработать с источниками интернета и узнать всё о знаках препинания;
- провести исследование на любом стихотворении и узнать какую роль выполняют в нём знаки
препинания;
- посмотреть в учебнике по литературному чтению разнообразные произведения, в которых много знаков препинания; определить их роль в предложениях;
- проанализировать собранную информацию.
Гипотеза:
Знаки препинания влияют на смысл сказанного или прочитанного, с помощью них можно выразить свои мысли и чувства.
…
Продукт проекта:
доклады и презентация на данную тему.
:
Актуальность проекта.
В нашей жизни мы часто пользуемся знаками препинания, порой не задумываясь об их роли в предложении. Писатели и поэты прошлого очень щедро пользовались знаками препинания в своих произведениях. Оказывается, эти знаки играют большую роль в текстах. Мы проведём своё исследование, проанализируем стихи разных поэтов и узнаем, почему даже одна запятая может изменить смысл написанного текста.
Пунктуация –
это раздел науки
о языке,
в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
В письменном русском тексте
10 знаков препинания:
- точка .
- запятая ,
- точка с запятой ;
- двоеточие :
- многоточие …
- вопросительный знак ?
- восклицательный знак !
- тире -
- скобки ( )
- кавычки « »
До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами,
Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса.
или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно
Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.
в 1480-е годы появилась точка,
в 1520-е — запятая
У неё особый пост
В самой малой строчке.
Если точка - вывод прост:
Это значит точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слышать надо.
И хотя она твердыня
В книге и в тетради,
Без особого труда
Можно с ней поладить,
Если только мысли нить
От воды избавить,
Если точку не забыть
Вовремя исправить.
Точка помогает выде-лить на письме то,
что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на пись-ме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.
В русском языке запятая
используется:
- для разделения
(между частями сложного
предложения, при одно-
родных членах)
- для выделения
(обращения )
Наиболее распространённым знаком препинания
в русском языке считается запятая.
От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.
Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.
Эдуард II
Куда поставить запятую?
Казнить,
нельзя помиловать!
Куда поставить запятую?
Казнить
нельзя, помиловать!
Разные вопросы
задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому?
Который? Чья? Какие? В чём?
Вот какой я мастак –
Вопросительный знак.
В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак
Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:
- громко,
- с волнением,
- выражаем
- удивление,
- восхищение,
- удовольствие,
- гнев,
- возмущение,
- презрение,
- радость,
- гордость
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения –
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
Если есть неточности, Или недомолвки – Тут же многоточие Устранит все толки... Запятая, дефис, Даже двоеточие – Знаки – просто прелесть, Так же, как и прочие! Но всего важнее – Вовремя проститься: Точка! А под нею – Пол пустой страницы!
Знаки препинания
Бегает по строчкам Взгляд лукавых глаз, Ищет многоточие... Есть в стишке у Вас? Знаки препинания Обожаю издавна! Привлеку внимание – Знаками (невидными)! Вот он – восклицательный, Вытянулся в струнку… Очень обаятельный Знак! Как будто юнкер! Знак же вопросительный Что-то вопрошает – Он такой стеснительный… Ничего не знает?!
Елена Ковалёва
Знаки препинания - это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными.
Очень важно писать и читать грамотно.
Уважая пунктуацию,
мы всегда будем поняты правильно.
Вывод:
В ходе работы над проектом мы узнали, что, знаки препинания очень важны и нужны в нашей жизни. С помощью них мы можем выражать на письме разнообразные эмоции и по- разному передавать информацию окружающим. Иногда, от одной запятой может зависеть жизнь и счастье человека, поэтому нам необходимо обязательно изучать русский язык, чтобы быть грамотными и современными людьми.
:
kopilkaurokov.ru
Проект по русскому языку на тему "Знаки препинания"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тулянская основная общеобразовательная школа»
Творческий проект
по русскому языку
«Похвальное слово знакам препинания»
ученицы 4 класса
Капустиной Софии
2016 год
1. Употребление знаков препинания:
А) Знаки препинания, которые ставятся в конце предложения
! – восклицательный знак
. - точка
… - многоточие
? – вопросительный знак
Б) Знаки препинания, которые «живут» внутри предложения:
запятая, тире, двоеточие, скобки, точка с запятой
в) Знаки препинания, которые ставятся перед предложением
тире, кавычки, многоточие
2.Рассказ Точки о себе
- Здравствуйте ребята, меня зовут Точка. Я стою в конце предложения. Меня придумали очень давно . Я стою даже в памятниках древнерусской письменности. Без меня предложения не имели бы начала и конца, и вы, дорогие мои читатели, не смогли бы понять смысл прочитанного.
3.Исследование стихотворения
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет ,качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что и пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
В этом стихотворении 9 запятых и 2 точки. Запятые помогли сделать логические ударения и понять замысел автора. Т.е. помогли читать стихи выразительно.
4.Зачем нужны знаки препинания.
Знаки препинания нужны, потому что они придают смысл предложению. Например: «казнить, нельзя помиловать» или «казнить нельзя, помиловать»
Забыть, нельзя простить.
Забыть нельзя, простить.
Маленькая запятая меняет смысл значимого предложения. Без знаков препинания наша литература утратила бы всю красоту языка, обороты речи не имели бы смыслового содержания. Мы не понимали бы где конец и начало предложения, не смогли бы составлять диалоги. Не различали бы повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Словом, были бы мы людьми плохо образованными и не понимали бы смысла прочитанного.
infourok.ru
Проект Знаки препинания" 4 класс
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» города Смоленска
(МБОУ «СШ №9»)
ПРОЕКТ
«Похвальное слово знакам препинания»
Подготовила: Коровкина Лариса Сергеевна,
классный руководитель 4А класса
2016
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Название проекта: «Похвальное слово знакам препинания»
Руководитель проекта: Коровкина Лариса Сергеевна, учитель начальных классов
Предмет: русский язык
Участники проекта: учащиеся 4А класса
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016
Цель исследования – теоретический анализ пунктуационной системы русского языка, обобщение тенденций употребления основных знаков препинания в целом и в научной литературе, в частности.
Объект исследования – современная пунктуация как исторически сложившаяся система, её принципы и специфика, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.
Предмет исследования – базовые тенденции, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.
Задачи:- проанализировать историю возникновения пунктуации, её принципы и главные черты;- обобщить и рассмотреть тенденции, правила и закономерности в употреблении основных знаков препинания;
Гипотеза исследования – утвердиться о том, что пунктуация является базовым элементом русского языка в целом, выполняя различные семантико-синтаксические функции, служа целям коммуникации в различных её проявлениях.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Подготовительный
История возникновения знаков препинания
Сегодня нам трудно представить, что древние тексты представляли собой просто непрерывный поток букв без пробелов! В Древней Руси летописцы не использовали никаких знаков препинания. И тексты выглядели примерно так: «Нелеполиныбяшетъбратиеначятистарымисловесытрудныхъповестийопълкуигоревеигорясвятъславлича». Это очень затрудняло чтение и перевод.
Потребность в знаках начала ощущаться с появлением книгопечатания в XVв. Пунктуацию изобрели итальянцы.
Самым первым знаком пунктуации был крест. Писцы ставили его не по грамматическому смыслу, а когда прерывали работу. Крест защищал священный текст от нечистой силы. Позже Крест превратился в точку.
Точка является древнейшим знаком! и встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако ее употребление отличалось от современного: точка ставилась не внизу на строке, посреди нее, потому что использовалась вместо пробела.
Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ• (Архангельское Евангелие, ХI век).
Вот какое объяснение слову «точка» дает В. И. Даль: «Точка - значок от укола острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».
Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
А в русском языке XVI в. вопросительный знак назывался «точка вопросительная», восклицательный – «точка удивления». А учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме».
Наиболее распространенным знаком препинания в русском языке считается запятая. Её изобрёл в XV в. венецианский типограф АльдМануций.
В. И. Даль считает, что это слово произошло от глаголов запять, запинать – т.е. «останавливать», «задерживать». Дело в том, что в 13-ом веке ввели другой знак препинания, обозначающий паузу: слеш, или косая черта /. Позднее он опустился вниз и закруглился, превратившись в запятую.
Восклицательный знак ! Знаете ли вы о любопытном происхождении восклицательного знака? Он применяется для выражения восклицания (удивления) и назывался «удивительный знак»!
Давным-давно вместо восклицательного знака ставили две латинские буквы- io, выражающие радость. Постепенно i стали писать над о, точка отпала, о превратилось в точку, и получился восклицательный знак-!Вопросительный знак ? Вы знаете, что этот знак препинания применялся для выражения вопроса или сомнение. Его происхождение аналогично происхождению восклицательного, но от слова quaestio (вопрос) – сначала писали qo, затем q над о, затем о превратилось в точку, а q «продырявилась» и изогнулась.
Скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным», так как внутри скобок было что-то написано, он как бы вмещал в себе какую-то информацию.
Тире и многоточие -более поздние знаки, под названием - «знак пресекательный».
«Тире» происходит от французского -(черта) Как только не называли этот знак! И «молчанка»,и «длинная черта»,и «горизонтальная черта», и «знак пресечения».
Дефис—происходит из немецкого - (чёрточка). Не менее интересна история появления знака кавычки! Оно образовано от глагола «кавыкать» - «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» - «утёнок», «кавка» - «лягушка».Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок». Бывают кавычки французские – («ёлочки» ), немецкие – („лапки“ )В русском языке в печатном тексте применяются французские «ёлочки», а при письме – немецкие „лапки“.
Основной
Важность и необходимость знаков препинания для передачи смысла, интонации и связи слов в предложении.
Знаки препинания – это вспомогательные элементы письменной речи, которые разделяют текст на смысловые части.
В школе изучают 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. И делятся они на три группы:
Знаки завершения – они ставятся в конце предложения ( точка, вопросительный знак, многоточие.)Знаки выделения – это парные знаки в середине предложения (скобки, кавычки)
Знаки разделения – запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста.
Изучает их пунктуация– это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.
А знаете ли вы, что всего лишь одна запятая может изменить смысл всего предложения, и решить судьбу человека!
Все помнят мультфильм, где жизнь героя зависела от того, где он поставит запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Оказывается, это не совсем шутка!
Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Король был взят в плен и ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они прочли письмо так, что король был убит. Получилась «кровавая запятая».
Сконструируйте текст записки так, чтобы король остался жив. Ведь это зависит от одной запятой!
Расставьте все знаки препинания и попробуйте прочитать.
В реке рыбёшки на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети
Думаем, вы поймёте. Почему в языке возникла система знаков препинания!
Заключительный
Вывод.
Пунктуация служит взаимопониманию людей! От правильного понимания текстов зависят отношения между людьми, поведение, настроение, здоровье и жизнь!
infourok.ru