Проект урока литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого " Лев и собака"( 3 класс ).УМК Школа России. Проект л н толстой 3 класс


Биография Л.Н. Толстого - Начальные классы

Просмотр содержимого документа «Биография Л.Н. Толстого»

Лев Николаевич Толстой биография

Подготовил

Ученик 3 класса Б

Михайлюк Святослав

Толстой родился и вырос в деревне Ясная Поляна. Ему было полтора года, когда скончалась его мама, но всё, что он знал о ней, было прекрасно.

У Толстого было три старших брата: Николай, Сергей, Дмитрий, и младшая сестра Мария. Николай, старший брат, был старше Александра на 6 лет, и в первой молодости остальные дети обращались к нему на «Вы». Он был удивительным человеком с прекрасным воображением.

Николай в возрасте 11 лет рассказал братьям, что у него есть тайна, которая может сделать всех людей счастливыми, и тогда они все станут «Муравейными братьями», то есть очень дружными и любящими. Мальчики любили играть в «муравейных» братьев, сидя под столом, завешанным платками, и прижимаясь друг к другу.

Тайна, дарящая людям счастье, по рассказам Николая, была написана на зелёной палочке, зарытой на краю оврага Старого Заказа…

Фото Л.Н. Толстого и его многочисленной семьи

  • Фото семьи Толстого

Вера в идеал «муравейных» братьев, в зелёную палочку с написанной великой тайной, которая позволит людям отказаться от зла и стать счастливыми сохранилась в Льве на всю жизнь: он продолжал верить в некую истину, которая будет открыта людям и даст им то, что она обещает.

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ

multiurok.ru

Лев Толстой "Рассказы" - Начальные классы

Внеклассное чтение 1 класс УМК «Школа России»

Л.Н. Толстой

Рассказы о людях больших и маленьких

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 г. Камешково

Владимирской области

Курова Татьяна Владимировна

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) родился в родовой усадьбе графов Толстых - Ясной Поляне Тульской губернии. Он рано потерял своих родителей и был воспитан опекунами, характеры которых впоследствии были отражены в некоторых произведениях. Получив хорошее домашнее образование, Толстой поступает в Казанский университет, но учеба его тяготит, и он возвращается в Ясную Поляну, откуда вскоре уезжает служить на Кавказ. Именно там появляются его первые произведения.

Детские рассказы Льва Толстого пронизаны любовью к детям, особенно к крестьянским («Филиппок»), они бесхитростные и простые, мораль в них на поверхности, но в то же время они лишены пафосных нравоучений. Прочтите или перечтите заново поучительные басни Льва Толстого «Дележ наследства», «Хорек», «Голова и хвост змеи», «Журавль и аист», «Волк и старик» или трогательный до слез рассказ «Лев и собачка». Именно такие произведения закладывают в детях понятия добра и справедливости.

Несмотря на то, что Толстой был дворянского сословия, он всегда находил время для общения с крестьянскими детьми, а в своем имении даже открыл для них школу.

Великий русский писатель, человек прогрессивных взглядов, Лев Толстой умер в поезде на станции Астапово. По завещанию он был похоронен в Ясной Поляне, на холме, где в детстве маленький Лев искал «зеленую палочку», которая помогла бы сделать всех людей счастливыми.

Ребята!

Чтобы познакомиться с рассказом Л.Н. Толстого, щёлкните по обложке книги и прочитайте рассказ. Чтобы вернуться назад, щёлкните по иллюстрации. Переход - .

Варя и чиж

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. — Пора тебе, чиж, петь. — Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали:

«Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал:

«Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Два товарища

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?» « А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге .

Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Лгун

Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда.

Отец и сыновья

Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит: - Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, вас любой победить и обидеть сможет.

Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья - вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит: -  Сломайте его!

Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать.

Ученый сын

Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит: —   И что за дурак тут грабли бросил!

  Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: —   Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне. А сыну не хотелось работать, он и говорит: —   Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли? Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

Старый дед и внучек

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.

Котенок

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

"Назад, назад!” - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

- Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

- Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Косточка

Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел.

Глупый мужик

Другой сук был ещё выше. Мужик влез на сук и, чтобы короче срубить, сел на него лицом к дереву. Он рубил немного, и стал сук трещать; мужик был рад и сказал: — Вперёд всё так буду рубить. Но сук сломался, и мужик сорвался.

Был один глупый мужик. Он пошёл в лес за дровами. Дерева все были велики. Он стал срубать ветки. Один сук на дубу был высоко. Мужик влез на дуб, сел верхом на сук спиной к дереву и срубил сук.

Кто прав?

Один человек сказал, что он хочет так жить, чтобы враги боялись его. А другой сказал, что лучше так жить, чтобы враги боялись, а друзья бы любили.

А третий сказал: — Лучше так жить, чтобы не было врагов, а чтобы все были друзья.

Девочка и грибы

Старшая девочка кричала: — Брось грибы! А маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге. Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку. Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагона, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой. Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится. Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Две девочки шли домой с грибами. Им надо было переходить через железную дорогу. Они думали, что машина далеко, влезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая — перебежала через дорогу. Старшая девочка закричала сестре: — Не ходи назад!

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их. Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Ссылки на интернет-ресурсы:

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/100.jpg - два товарища

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/ezop/4/two-travelers-and-a-bear.jpg - два товарища

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/099.jpg - два товарища

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/raskazy/i_007.jpg - косточка

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/raskazy/i_008.jpg - косточка

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/raskazy/i_011.jpg - котенок

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/sbornik-1/10/tmpB12-307.jpg - отец и сыновья

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/150.jpg - глупый мужик

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/149.jpg - глупый мужик

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/114.jpg - старик и яблони

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/107.jpg - кто прав

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/4/uchenyj-syn.jpg - ученый сын

http://www.libex.ru/img/x/2c/39/70e6c.jpg - старый дед и внучек

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/raskazy/i_014.jpg - девочка и грибы

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/raskazy/i_015.jpg - девочка и грибы

http://www.xxlbook.ru/imgh2538266.png - отец и сыновья

http://amudra.my1.ru/_nw/4/56106562.jpg - чиж

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/ezop/4/the-shepherd-boy-and-the-wolf.jpg - лгун

http://www.libex.ru/dimg/5fe2.jpg - два товарища

http://static2.ozone.ru/multimedia/c200/1010484996.jpg - старик и яблони

http://www.imobilco.ru/f/products/9637/285/609/438/original_resized280.jpg - глупый мужик

http://jili-bili.ru/files/products/39/big/144405302731.jpg - чиж

http://i32.fastpic.ru/big/2011/1229/65/a53ca68b6e9e2d9f70092a1a6c03e665.png - котенок

http://biodotuda.ru/uploads/images/l/_/n/l_n_tolstoj_kotenok.jpg - котенок

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1012772046.jpg - косточка

http://tolstoy.vedhost.com/wp-content/uploads/2014/04/Tolstojln.jpg - портрет Л.Толстого

multiurok.ru

Лев Николаевич Толстой (3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

2 слайд Описание слайда:

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ РОДИЛСЯ В РОДОВОМ ИМЕНИИ ЯСНАЯ ПОЛЯНА ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ, В ДВОРЯНСКОЙ СЕМЬЕ. КОГДА МАЛЬЧИКУ БЫЛО ПОЛТОРА ГОДА УМЕРЛА ЕГО МАМА, ОТЕЦ ТОЖЕ УМЕР РАНО. ВОСПИТАНИЕМ ТОЛСТОГО И ЕГО ТРОИХ БРАТЬЕВ И СЕСТРЫ ЗАНЯЛАСЬ ДАЛЬНЯЯ РОДСТВЕННИЦА ТОЛСТЫХ, ЖИВШАЯ В КАЗАНИ.

3 слайд Описание слайда:

Братья Толстые: Сергей, Николай, Дмитрий, Лев.

4 слайд Описание слайда:

Важно заметить, что начальное образование в биографии Толстого получено дома, как принято было тогда в дворянских семьях. Уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Затем Лев Николаевич переехал в Казань вместе с братьями и сестрой.

5 слайд Описание слайда:

В 1844 ГОДУ ТОЛСТОЙ ПОСТУПИЛ В КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НА ФАКУЛЬТЕТ ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКОВ. НО НИЗКИЕ ОЦЕНКИ И ТРУДНОСТИ В УЧЕБЕ ВЫНУДИЛИ ЕГО УЙТИ . НО ОН ПРОДОЛЖИЛ САМООБРАЗОВАНИЕ, ИЗУЧАЛ ТУРЕЦКИЙ И АРАБСКИЙ ЯЗЫКИ.

6 слайд Описание слайда:

В 1851 году поступил на военную службу на Кавказе. За храбрость был награжден орденом и медалями.

7 слайд Описание слайда:

ПОСЛЕ ВОЙНЫ ВЕРНУЛСЯ В СВОЁ РОДОВОЕ ИМЕНИЕ , ГДЕ ОТКРЫВАЕТ ШКОЛУ ДЛЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ. ДЛЯ СВОИХ УЧЕНИКОВ ОН ПИШЕТ УЧЕБНИК «АЗБУКА», И НЕСКОЛЬКО «РУССКИХ КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ», ДЛЯ КОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНО ПИШЕТ РАССКАЗЫ, СКАЗКИ, БАСНИ.

8 слайд Описание слайда:

«Азбука» Л.Н. Толстого многократно издавалась.

9 слайд Описание слайда:

У Льва Николаевича была очень большая семья.

10 слайд Описание слайда:

Широко известен рассказ Л.Н.Толстого для детей «Филлипок».

11 слайд Описание слайда:

Много произведений было написано Львом Николаевичем, среди которых романы, обессмертившие его имя «Анна Каренина», «Война и мир», ставшие классикой литературного жанра.

12 слайд Описание слайда:

Умер писатель 20 ноября 1910 года и был похоронен в родовом имении в Ясной Поляне, где и прожил долгую жизнь.

13 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-911069

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Биография Л.Н. Толстого - Начальные классы

Просмотр содержимого документа «Биография Л.Н. Толстого»

Лев Николаевич Толстой биография

Подготовил

Ученик 3 класса Б

Михайлюк Святослав

Толстой родился и вырос в деревне Ясная Поляна. Ему было полтора года, когда скончалась его мама, но всё, что он знал о ней, было прекрасно.

У Толстого было три старших брата: Николай, Сергей, Дмитрий, и младшая сестра Мария. Николай, старший брат, был старше Александра на 6 лет, и в первой молодости остальные дети обращались к нему на «Вы». Он был удивительным человеком с прекрасным воображением.

Николай в возрасте 11 лет рассказал братьям, что у него есть тайна, которая может сделать всех людей счастливыми, и тогда они все станут «Муравейными братьями», то есть очень дружными и любящими. Мальчики любили играть в «муравейных» братьев, сидя под столом, завешанным платками, и прижимаясь друг к другу.

Тайна, дарящая людям счастье, по рассказам Николая, была написана на зелёной палочке, зарытой на краю оврага Старого Заказа…

Фото Л.Н. Толстого и его многочисленной семьи

  • Фото семьи Толстого

Вера в идеал «муравейных» братьев, в зелёную палочку с написанной великой тайной, которая позволит людям отказаться от зла и стать счастливыми сохранилась в Льве на всю жизнь: он продолжал верить в некую истину, которая будет открыта людям и даст им то, что она обещает.

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ

multiurok.ru

Проект урока литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого " Лев и собака"( 3 класс ).УМК Школа России

Аннотация: 

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой  "Лев и собачка".

Целью урока является раскрытие трагического смысла произведения «Лев и собачка».

Для достижения этой цели считаю необходимым помочь детям понять смысл данного литературного произведения, привить  чувство любви и доброты  к животным, чувство ответственности  за них.

На уроке я использовала технологию нравственного воспитания с приемами  проблемного обучения и ИКТ.  

Результативность урока: постараюсь, чтобы урок затронул все эмоциональные струнки души каждого ребенка. Обострил чувство сострадания, ответственности за все живое, произошло осознание позиции гуманного человека.

Урок литературного чтения, 3 класс.

Тема урока: Л.Н. Толстой  "Лев и собачка".

Агафонова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Технология нравственного воспитания

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы:  словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение,  выборочное чтение, комментированное чтение.

Цель урока:  Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».

Задачи:

1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.

3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.

4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота,  преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока,  выставка  книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".

Ход урока.

Организационный момент.

- Прозвенел звонок на наш открытый урок.

Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!

Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, постарайтесь  настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

II. Знакомство с биографией писателя.

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом человеке?

Всмотритесь в лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

Постарайтесь вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!

Мы сегодня продолжим знакомство с  творчеством писателя и сейчас   заслушаем  сообщение о жизни Толстого (реферат Костюнина Оля, Лачугин Сергей, и Копытов Данил).

Ученик 1:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и  дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.

Ученик 2.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам.   Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но,  в то же время был застенчив и  рассеян.  Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

 

Ученик 3.

Л.Н.Толстой  очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

Лев Николаевич  прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было  написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

III. Актуализация знаний учащихся.

А теперь посмотрите на слайд и постарайтесь  догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

(Демонстрируется запись темы).

 -Это быль.

– Что означает слово быль?

 

- Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль –

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

- Посмотрите,  кто это? (Лев - иллюстрация на слайде)

-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

 - А это кто? (Собака – иллюстрация на слайде)

 -Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное  живое существо,  друг)

- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

 

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

- Кто догадался, как называется эта быль? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)

IV.    Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

А) Первичное  восприятие  текста.  

Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень  давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно,  эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте  эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

-Понравился рассказ?

Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу)

-  Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

- Назовите главных героев были.  (Лев и собачка). 

- Где происходит действие? (в зверинце)

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

Было ли вам кого – нибудь жалко?

Б) Словарная работа.

Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

Смысл каких слов вам был не понятен?

Обрати внимание,  эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Б) Перечитывание  текста.

Чтение детьми были « цепочкой»  (по абзацу).

- Вчитаемся внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

В). Беседа  по содержанию в  целом.  Анализ произведения.

- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За смотренье  диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм  зверям, У этого человека не было денег , но ему  захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

           Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

-  В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

- Найди в тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

    Подберите синоним к слову «ухватил».

-  Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.)

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

-Прочитайте, как лев повел себя ?  (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?

 Найди и прочитай это место.

(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

-Найди и прочитай в тексте как автор  называет собачку?  (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .

- Почему? (он любит ее, потому что маленькая,  добрая и беззащитная)

- Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное  животное, могучее рычание)

-По какому действию из текста  мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

( .. оторвал кусок мяса и поделился с ней)

-Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву.  Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

- Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

-  Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

-Во что переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо  богата событиями.)

-Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела  и умерла)

- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

-Какие чувства испытывает лев от потери собачки?  (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

-С помощью каких слов автор передаёт чувства …..льва? Зачитай.  (он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

- Почему лев  стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).

- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал новую собачку)

- Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)

-Почему лев не принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан)

- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

-Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

-Какой конец в этой истории? (печальный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).

-  Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

- Скажите,  пожалуйста, так могут   совершенно разные животные,  по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и  сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают,  чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее  нас.

- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V.   Итог урока: рефлексия.

- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо  поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ?     (О преданности и любви животных друг к другу)

- С каким чувством вы уходите с урока?

Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Перед окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

Все произведения  Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

         

Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

infourok.ru

Проект урока литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого "Лев и собачка" (3 класс). УМК "Школа России"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

по произведению Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Автор – составитель: Варёнова Т.С. учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ №176

Нижний Новгород

Класс: 3 класс по УМК «Школа России»

Тема: Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Этап обучения по данной теме: начальный

Цель урока: познакомиться с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка».

Задачи:

Обучающие:

  • продолжить работу над анализом художественного произведения,

  • отрабатывать навыки выразительного чтения,

  • умения определять главную мысль произведения,

  • расширить представления о жизни животных,

  • учить понимать чужую боль;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес,

  • сознательное восприятия учебного материала,

  • речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся,

  • умение работать в группе, в паре;

Воспитательные:

  • воспитывать доброе отношение к животным,

  • чувство коллективизма, ответственность,

  • интерес к чтению,

  • любознательность, целеустремленность.

Универсальные учебные действия:

  • самостоятельный выбор формы работы;

  • самостоятельный выбор способа действия;

  • анализ лингвистического материала;

  • умение работать в парах и группах.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

  • беседа;

  • работа в группах;

  • фронтальный опрос;

  • проблемное обучение;

  • технология критического мышления;

  • технология дифференцированного обучения.

Используемые формы познавательной деятельности:

Межпредметные связи: окружающий мир, чтение.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

слайда

  1. Организационная

часть

- Здравствуйте, ребята! В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных и помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет её, а любовь и помощь согревают, как солнце. Я очень хочу, чтобы урок был для нас действительно добрым и тёплым.

2

  1. Открытие новых знаний.

Постановка проблемы

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением одного из писателей. А кто он, вы мне ответите, когда прослушаете некоторые сведения из его биографии: Этот писатель умел разговаривать с детьми, знал множество сказок и историй. Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети. А рассказать он мог о многом, ведь его собственные интересы были очень разносторонними. В Ясной Поляне он открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал её «Азбука».

- Вы узнали героя нашего урока?

- Правильно, мы сегодня познакомимся ещё с одним произведением - былью Л.Н.Толстого. Как вы думаете, что такое быль?

- Чтобы узнать название произведения, я предлагаю вам отгадать загадки:

«Ты рукой его не тронь,

Грива есть, но он не конь.

Нет копыт, а есть клыки,

А на лапах коготки.»

- Где мы можем с вами увидеть льва?

«Если видит – там чужой,

Вздыбит шерсть и станет злой.

А хозяин на крылечке –

Хвост закрутится в колечко.»

-А собак мы с вами можем встретить везде.

Начало решения проблемной ситуации

Ответы детей

Это событие, которое действительно было в жизни.

Ответы детей

Лев

В зоопарке.

Ответы детей

Собака

3

4

5

6

  1. Определение темы

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд с темой

- Откройте учебники на стр.52, прочитайте тему нашего урока. Что вы заметили?

Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Жанр- быль

7

  1. Постановка целей

- Определим цели нашей работы.

Слайд с целями

1. познакомиться с произведением;

2.определить главную мысль;

3.определить особенность жанра “рассказ-быль”.

Совместное целеполагание

8

  1. Актуализация знаний

I. Стадия вызова.

Подвижная форма работы

II. Стадия осмысления.

III. Стадия рефлексии.

Подвижная форма работы

Творческая работа

- Сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 команды.

Приём «Водопад»

Задание 1 команде: что вы можете сказать о льве. Изобразите животного.

Задание 2 команде: что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного.

Приём «Верите ли, что..»

- Давайте попробуем предположить, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-».Работа с карточками, в группах.

Первичное чтение.

- Послушайте грамзапись, следите по учебнику внимательно, помечая карандашом непонятные слова.

Проверка первичного восприятия.

- Какие чувства вы испытали? Выберите из списка:

Горечь Тоска

Печаль Грусть

Радость Восхищение

Удивление Разочарование

Гнев Злость

- Что заставило вас волноваться?

Словарная работа.

- Какие слова были непонятны?

Слайд со словами ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать; барин – землевладелец в царской России, человек, избегающий грязной, тяжёлой работы.

Приём «6 шляп»

- На доске вы видите изображение шляп разных цветов, каждая шляпа имеет своё название и вопрос. Продолжаем работать в группах.

1 группа – представляет льва

2 группа- собаку.

«Белая шляпа - факты»: соберите всевозможные факты, опираясь на текст, из жизни льва и собаки.

«Красная шляпа – эмоции»: проанализируйте какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова из текста. Лев – видя собачку в клетке. Собака, попадая в клетку ко льву.

«Жёлтая шляпа – оптимизм»: найди положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собака.

«Чёрная шляпа критика, или прогноз на будущее»: какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте.

«Зелёная шляпа - творчество»: ответьте смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Подтвердите слова из текста.

«Синяя шляпа – жизненный урок».

- В нашем классе развешаны шляпы синего цвета. Каждый берёт шляпу и отвечает на вопрос: чему научил тебя этот рассказ.

- Вернёмся к нашему прогнозированию содержания рассказа и проверим их.

Составить синквейн об одном из героев рассказа. Напоминаю правила составления синквейна.

Формулирование правил работы в группе

Ответы детей

Лев – царь зверей, крупный хищник, сильный, умный, бесстрашный.

Выражение «Драться как лев».

Собака – домашняя, преданная, доверчивая.

Ответы детей

Ответы детей

Ощетиниться, барин

Ответы детей

1 группа: царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам.

2 группа: жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла.

Ответы детей

1 группа: у царя зверей, может быть доброе верное сердце, может любить.

2 группа: обрела друга.

Ответы детей.

1 группа: лев смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.

2 группа: собака сохранила в себе верность, чувство благодарности.

Ответы детей.

Ответы детей.

9

10

7

11

12

13

14

15

10

16

  1. Итог

– Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

- Достигли ли мы предметных целей, которые ставили в начале нашего урока? Слайд с целями

- Как вы думаете, почему у нас это получилось? (мы делали всё вместе, дружно, помогая друг другу)

- Какие умения приобрели, чему учились?

8

  1. Рефлексия

- Кто доволен своей работой на уроке? На листочке нарисуйте свое сердечко и напишите, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. Мы посмотрим, сколько добрых людей среди нас.

17

  1. Домашнее задание

Слайд

- Я предлагаю вам на выбор домашнее задание:

1) придумать свою кульминацию этой истории;

2) подобрать пословицы к рассказу;

3) нарисовать иллюстрации к произведению;

4) сочинить стихотворение герою.

18

infourok.ru

"Жизнь и творчество Л.Н. Толстого"

Разделы: Начальная школа

Цель урока:

  • Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого

Задачи

  1. Развить интерес к писателю ,как к личности, и к его произведениям
  2. Обучение выразительному чтению
  3. Научить выражать собственное отношение к событиям и героям и их поступкам

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Введение в тему
  3. Знакомство с детством писателя
  4. Работа с текстом
  5. Физкультминутка
  6. Начало творческой деятельностью Л.Н.Толстого
  7. Закрепление пройденного материала
  8. Копилка интересных фактов
  9. Итог урока

Материалы к уроку

  1. Презентация “Жизнь и творчество Л.Н.Толстого”
  2. Выставка детских книг Л.Н.Толстого
  3. Сообщения консультантов
  4. Карточки для словарной работы по тексту “Детство”

Методические рекомендации

Презентация используется на протяжении всего урока. Содержит материал:

  • для актуализации знаний
  • для ознакомления учащихся с новым материалом
  • для закрепления знаний
  • копилку интересных фактов

Все даты записываются в рабочую тетрадь по чтению.

* - место нажатия на пробел (смена фото и слайдов)

Слайд 1

Титульный лист

Организационный момент.*

Слайд 2

Эпиграф

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого писателя, о котором мы сегодня поговорим

Чтоб поверить в добро, надо начать делать его. *

Слайд 3

Актуализация знаний

Кто же он?

Я вам помогу. Сейчас будут появляться ключевые слова, по которым вы попробуйте догадаться о ком пойдёт речь? * Да, правильно, Лев Николаевич Толстой. В прошлом году мы кратко знакомились с его биографией. Ученик обобщает этот материал:

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Лев Толстой очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей. *

Слайд 4

Обложка фотоальбома

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого

Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни Л.Н.Толстого. Повторим пройденный материал и узнаем много нового и интересного. *

Слайд 5

Детство

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. * Это дом, в котором родился Лев Толстой. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. * “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней” По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами. * Отец – Николай Ильич, мать- Мария Николаевна (это единственное сохранившееся изображение Марии Николаевны) Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич через 7 лет. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Дружескую привязанность к Татьяне Александровне Лев Николаевич сохранил на долгие годы. С большой любовью вспоминал о своих родителях. Черты их жизни и характеров запечатлел в некоторых своих произведениях. Например “Детство” сейчас мы с ним познакомимся.

Работа с текстом

Открываем учебник на странице 150. Текст называется “Детство Л.Н.Толстого”

(из воспоминаний писателя). Как вы думаете, от чьего имени излагается это произведение?

Читает текст учитель.

В тексте вам встретятся непонятные слова. Давайте их объяснить. На партах лежат листочки, на которых написаны эти слова. Каждому слову даётся три объяснения. Выберите одно правильное после самостоятельного чтения.

                       ушласкончалась - умерла                        исчезла

                                                        испытывал нежное чувство к чему-то трогательномуиспытывал чувство умиления - чувство неуверенности                                                        чувство злобы

                                    убирать лёнлюбовно льнущих - прижиматься, прикасаться                                    ломать

                                    подарить дорогой подарокдать великое благо - делать добро                                      дать им совет

               правдивое утверждение, проверенное опытом, временем истина - закон                клад

Чтение текста по абзацам хорошо читающими учениками.

Ответы на вопросы по тексту:

  1. Сколько лет было Толстому когда он потерял маму?(1,5 года)
  2. Прочитайте отрывок “воспоминания о маме”
  3. Сколько детей было в семье Толстого? Назовите их. (5 человек, Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Машенька)
  4. О ком говорит Лев Николаевич Толстой “Он был удивительный мальчик и потом удивительный человек.” (Старший брат Николай ) Прочитайте этот отрывок.
  5. Какую тайну поведал Николенька своим братьям? (тайна о муравьином братстве)
  6. В чём была главная тайна этого братства?

На эти два последних вопроса вы приготовите ответ дома.

Физкультминутка.

Поработали мы дружно, Отдохнуть немного нужно. Дружно встанем, тихо сядем И закроем все глаза Наступает, наступает, Наступает тишина

Продолжим просматривать страницы творческой жизни Толстого.

Уже в детстве Лев отличался от братьев искусством составлять шарады, маленькие рассказы. Когда Лёве было семь лет * , братья Толстые затеяли издавать рукописный журнал “Детские забавы”. Лёва вёл рубрику “Натуральная история”, где писал рассказы о птицах. Пристрастие к жанру рассказов о животных осталось навсегда. Мы с вами познакомимся с некоторыми из них “Лев и собачка”, “Булька”, “Муравей и голубка”, “Акула” (Рассказ учителя сопровождается показом книг) *

Слайд 6

Л.Н.Толстой- студент

С 1841 года дети Толстые жили в Казани у тётушки – опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. * В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, затем перешёл на юридический факультет. Но Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше, его не устраивало обучение в университете, поэтому в 1847 году он подал прошение об увольнении его из числа студентов. *

Слайд 7

Военная служба

В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить там на военную службу. Слева от вас Лев Толстой, а справа Николай. Именно здесь Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”. *

В 1854 – 1855 годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя. Это время было для него школой военного и гражданского мужества. *

Слайд 8

Яснополянская школа

Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой был основателем школы для крестьянских детей . Сообщение ученика на эту тему.

Л.Н.Толстой в 1859 году устроил в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам учил крестьянских детей, писал для них учебные книги. Работу в школе Л.Толстой считал важнейшим делом своей жизни. Вслед за тем в соседних уездах были открыты ещё 26 школ. *

В 1870 году он создал Азбуку , а также различные сказки.

Вот некоторые из них

  • “Три медведя”,
  • “Филиппок”,
  • “Кавказский пленник”*

Слайд 9

Возвращение на родину

К 1862 году относится важное событие в жизни Толстого- женитьба на Софье Андреевне Берс. Сразу же после свадьбы Лев Николаевич Толстой с женой отправились в Ясную Поляну, где провёл 20 лет, полных вдохновенного, писательского труда. Повести для взрослых читателей, а также для детей. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником.* Любил собирать вокруг себя всю семью.*

Слайд 10

Уход великого писателя

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни Лев Николаевич скончался.

На похоронах собралась многотысячная толпа: рабочие, крестьяне, интеллигенция, учащаяся молодёжь. Похоронен Толстой в Ясной Поляне.*

Слайд 11

Закрепление

Сейчас я проверю, как вы усвоили новый материал. Сможете ли вы дома сориентироваться в своей тетради для выполнения домашнего задания. На экране будут появляться даты , которые касаются жизни Л.Н.Толстого, а вы постарайтесь вспомнить чем она знаменуется. Можно пользоваться тетрадями.*

  • 9 сентября 1828 год- дата рождения;*
  • Ясная Поляна- усадьба , где родился Л.Н.толстой;*
  • 1844 – 1847г – годы учёбы в Казанском университете;*
  • 1854 – 1855 г- оборона Севастополя;*
  • 1859 г- открытие Яснополянской школы для крестьянских детей;*
  • 1870 г - создание Азбуки;*
  • 1862 г – женитьба;*
  • 20 ноября 1910 года - дата смерти Л.Н.Толстого*

Слайд 12

Копилка интересных фактов

1. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне перенесет вас в мир русских дворянских усадеб 19 в. (показ фотографий Ясной поляны в современности) 2. Интересные факты из жизни Л.Н.Толстого (ребята вытягивают по желанию любой листочек и зачитывают)

  • Не любил молока и рыбы.
  • Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.
  • Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
  • Страстный охотник, но лая собак не переносил
  • Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
  • Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.
  • Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
  • “Я все гадаю по картам, что писать? Из всех суеверий это одно, к которому меня тянет именно к загадыванию, к спрашиванию у Бога, что делать: то или это?”
  • Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал на Страстном бульваре.

Слайд 12

Вывод урока

В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность. В истории человечества такие люди, как Л.Н. Толстой появляются только веками.

Домашнее задание

Чтение текста “Детство Л.Н.Толстого”; Ответить на вопросы 5,6; выучить даты в тетради.

Подведение итогов

 Полезные ссылки

  1. Сад Толстого: Избранные воспоминания/ Рис. А Слепкова.-М.: Дет. лит., 1987.
  2. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого:Материалы для выставки в школе и детской библиотеке/Сост. И вступ. Ст.Н.И.Азоровой;Оформл. Г.Ордынского.-Переизд.-М.:Дет.лит.,1988.
  3. http://www.tolstoymuseum.ru/museum/hamovniki.html
  4. http://www.uprava-hamovniki.ru/guide/detail.php?ID=2763
  5. http://www.tolstoy.ru/ Предлагаем Вам посетить сайт "ЯСНАЯ ПОЛЯНА"
  6. http://www.yasnayapolyana.ru/ музей-усадьба “Ясная Поляна”http://www.tula.net/tgpu/Tolstoy/ Мир Льва Толстого

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai