Содержание
Рассказ Первая охота — М. Пришвин. Читать онлайн
Первая охота читать
Надоело Щенку гонять кур по двору.
«Пойду-ка, — думает, — на охоту за дикими зверями и птицами».
Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу.
Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя.
Выпь думает: «Я его обману!»
Удод думает: «Я его удивлю!»
Вертишейка думает: «Я его напугаю!»
Ящерка думает: «Я от него вывернусь!»
Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: «Мы от него спрячемся!»
«А я его прогоню!» — думает Жук-Бомбардир.
«Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему!» — думают они про себя.
А Щенок уже побежал к озерку и видит: стоит у камыша Выпь на одной ноге по колено в воде.
«Вот я её сейчас поймаю!»—думает Щенок, и совсем уж приготовился прыгнуть ей на спину.
А Выпь глянула на него и шагнула в камыш.
Ветер по озеру бежит, камыш колышет. Камыш качается
взад-вперёд,
взад-вперёд.
У Щенка перед глазами жёлтые и коричневые полосы качаются
взад-вперёд, взад-вперёд.
А Выпь стоит в камыше, вытянулась — тонкая-тонкая, и вся в жёлтые и коричневые полосы раскрашена.
Стоит, качается
взад-вперёд,
взад-вперёд.
Щенок глаза выпучил, смотрел, смотрел — не видно Выпи в камыше.
«Ну, — думает, — обманула меня Выпь. Не прыгать же мне в пустой камыш! Пойду другую птицу поймаю».
Выбежал на пригорок, смотрит: сидит на земле Удод, хохлом играет, — то развернёт, то сложит.
«Вот я на него сейчас с пригорка прыгну!» — думает Щенок.
А Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял.
Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пёстрый лоскут, и торчит из него кривая игла.
Удивился Щенок: куда же Удод девался? «Неужели я эту пёструю тряпку за него принял?
Пойду поскорей маленькую птичку поймаю».
Подбежал к дереву и видит: сидит на ветке маленькая птица Вертишейка.
Кинулся к ней, а Вертишейка юрк в дупло.
«Ага! — думает Щенок. — Попалась!»
Поднялся на задние лапы, заглянул в дупло, а в чёрном дупле чёрная змея извивается и страшно шипит.
Отшатнулся Щенок, шерсть дыбом поднял — и наутёк.
А Вертишейка шипит ему вслед из дупла, головой крутит, по спине у неё змейкой извивается полоска чёрных перьев.
«Уф! Напугала как! Еле ноги унес. Больше не стану на птиц охотиться. Пойду лучше Ящерку поймаю».
Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке.
Тихонько к ней подкрался Щенок — прыг! — и ухватил за хвост.
А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень!
Хвост в зубах у Щенка извивается.
Фыркнул Щенок, бросил хвост — и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост себе отращивает.
«Ну, — думает Щенок, — уж если Ящерка и та от меня вывернулась, так я хоть насекомых наловлю».
Посмотрел кругом, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, в воздухе бабочки летают.
Бросился Щенок ловить их, и вдруг —
стало кругом, как на загадочной картинке: все тут, а никого не видно. Спрятались все,
Зелёные кузнечики в зелёной траве притаились.
Гусеницы на веточках вытянулись и замерли: их от сучков не отличишь.
Бабочки сели на деревья, крылья сложили — не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.
Один крошечный Жук-Бомбардир идёт себе по земле, никуда не прячется.
Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жук-Бомбардир остановился да как пальнёт в него летучей едкой струйкой — прямо в нос попал!
Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся — да через луг, да в подворотню.
Забился в конуру и нос высунуть боится.
А звери, птицы и насекомые — все опять за свои дела принялись.
Пожалуйста, оцените произведение
Оценка / 5. Количестов оценок
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Краткое содержание Пришвин Первая охота для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн
Пришвин в своем рассказе повествует нам о небольшом забавном щенке, который впервые пошел на охоту. Щенку наскучило шугать домашних птиц, живущих с ним в одном дворе. Решил наш герой устроить охоту на птиц и животных, живущих в дикой природе. Зверюшки прознали про его намерения и задумали обхитрить.
Выпь скрылась в густых зарослях камыша. Удод разлегся на земле, словно разноцветный кусочек ткани с иголкой, забытый кем – то на пригорке. Птичка вертишейка юркнула на дерево в дупло, зашипела и напугала щенка, притворившись змеей. Ящерка шмыгнула под камень, оставив на память щенку свой хвостик. Пришлось неудачному охотнику идти насекомых ловить. Вокруг их было видимо – невидимо, но только щенок бросился их догонять, все сразу куда – то подевались. Ни кузнечиков, ни гусениц, ни бабочек, ни кого не смог разглядеть щенок, все попрятались.
Только маленький жучок – бомбардир исчезать не стал, он мирно шел по своим делам. Щенок добежал до жука, хотел уже схватить, а тот как брызнет своим ядом, испугался охотник, домой побежал и спрятался в будку. Задумался щенок и решил больше не охотиться.
В первую очередь этот рассказ учит нас любить и уважать природу. Видеть всю ее красоту и беречь. Быть внимательными к окружающим и конечно же не обижать маленьких. Они хоть и маленькие, но тоже могут за себя постоять.
Оцените произведение:
- 2.96
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 68
Читать краткое содержание Первая охота. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Пришвин. Краткие содержания произведений
- Берестяная трубочка
- Вася Веселкин
- Выскочка
- Голубая стрекоза
- Еж
- Женьшень
- Журка
- Золотой луг
- Изобретатель
- Кладовая солнца
- Кладовая солнца по главам
- Курица на столбах
- Лесная капель
- Лисичкин хлеб
- Лягушонок
- Москва-река
- Моя родина
- Первая охота
- Пиковая дама
- Синий лапоть
- Таинственный ящик
- Утята и ребята
- Хромка
Картинка или рисунок Первая охота
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Легенды о Робин Гуде
Автор повествует о событиях, которые проходили в Англии в период Средневековья, когда был захвачен в плен король Ричард Львиное Сердце австрийским императором.
- Краткое содержание Твардовский По праву памяти
Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.
- Краткое содержание Островский Сердце не камень
В пьесе главная героиня – молодая жена богатого старика. Верочка – чистый, честный, но наивный человек. Всё от неопытности, ведь всегда в четырёх стенах: у маменьки, у мужа, к которому и сапожник на дом ездит.
- Краткое содержание Неупиваемая чаша Шмелёв
Это возвышенное повествование о жизни молодого иконописца, о преодолении им тягот нелегкой жизни и постижении через великое чувство любви духовной радости.
- Краткое содержание Андреев Кусака
1901 год. Андреев Леонид заканчивает свое произведение «Кусака». В центре повествования собачонка, которая никому не нужна. Ее шпыняют, даже могут побить
- Краткое содержание Маленькая хозяйка Большого дома Лондон
Есть люди, жизнь которых насыщенна трагедией и трудностями с самого ее начала. Про таких говорят: «Лучше бы они не рождались совсем». Одна юная особа, которая славилась крепким характером и храбростью
Михаил Пришвин Русский писатель :: люди :: Россия-ИнфоЦентр
Михаил Пришвин, прославленный русский писатель, прежде всего известен как поэт русской природы, описавший ее в реалистических подробностях и ярких романтических метафорах. Географ, этнограф, естествоиспытатель, путешественник и философ, он называл себя живописцем и был проницательным наблюдателем жизни, как природы, так и общества.
Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля по н.с.) 1873 года в имении Хрушово близ города Ельца Орловской губернии (ныне Липецкой области). Его отец был обанкротившимся купцом. Михаил был исключен из Елецкой гимназии за конфликт с учителем географии, впоследствии известным как писатель и философ Василий Васильевич Розановым, который через несколько лет стал другом и единомышленником Пришвина. Затем учился в реальном училище в Тюмени и политехникуме в Риге; за участие в выступлениях марксистских кружков был подвергнут одиночной камере в 189 г.7. В дальнейшем будущий писатель окончил сельскохозяйственное отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), а затем работал агрономом в земстве Клина и Луги до 1905 г., одновременно время публикации нескольких книг и статей по сельскому хозяйству. Журналист-фронтовик в годы Первой мировой войны, после Октябрьской революции переключился на преподавательскую деятельность, краеведение, охоту. Жил в Ельце, на Смоленщине и в Московской области. Увлекаясь фольклором и этнографией, много путешествовал.
Первый рассказ Пришвина Сашок был опубликован в 1906 году. Впечатления от Европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) вдохновили его первые книги: записки путешественника В краю непуганных птиц ( 1907) и (Булочка) За волшебным колобком (1908), что помогло автору очутиться в центре литературной жизни Петербурга. Близость Пришвина к среде писателей-символистов и декадентов нашла отражение в его рассказах Зверь Крутоярский , Птичье кладбище (оба 1911 г.), эскиз У стен невидимого города (1909 г.) посвящен легендарному Китежу. Результатом поездок Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки Адам и Ева (1909), Черный араб (Черный арап) (1910), Бубны славы (1913) и другие.
Его многочисленные натурописные очерки, охотничьи рассказы, фенологические заметки и рассказы для детей отмечены «родственным вниманием» к природе, в котором автор видел «лицо самой жизни». Ярким примером тому является книга Родники Берендея (1925), дополненный и изданный под названием Календарь природы в 1935 году.
От научных знаний и фольклора писатель перешел к поэтической художественной прозе. Так, его эссе о дорогих Дорогие животные Пришвин, Джен Шэн: Корень жизни (1933). Слияние реалистического и романтического видения, правды и сказки определило специфику прозы Пришвина.
Изменчивый лик природы был схвачен и в его рассказе Весна раздетая о Костромской и Ярославской земле, и в цикле лирико-философских миниатюр Капли из леса (Лесная капелла) и примыкающее стихотворение в прозе Facelia (все 1940 г.).
Иное направление в творчестве Пришвина представлено его автобиографическим романом Цепь Кащея (Кашеева цеп) (1923–1954; издан в 1960 г.) и примыкающим к нему романом о творчестве Родина журавлей (1929). В этих произведениях духовные искания главного героя разворачиваются на фоне реальных исторических событий в России ХХ века, переданных критически и трезво.
Наблюдательная точность художника и натуралиста, напряжённость мысли, высокое нравственное чувство, свежий образный язык, подпитанный соками народной речи, способствовали неослабевающему интересу читателей к творчеству Пришвина. Замечательное место среди них принадлежит сказке Сокровищница Солнца (Кладовая солнце) (1945), сказка Корабельная чаща (1954) и повесть-сказка Осударева дорога (приблизительно переводится как Государева дорога) (опубликована в 1957 году).
Постоянный духовный труд Пришвина и его путь к внутренняя свобода наиболее ярко проявляется в его богатых наблюдениями дневниках, таких как « Глаза Земли » (1957 г.; полностью издан в 1990-е гг.), дающих правдивую картину процесса лишения крестьян земельных наделов и сталинских репрессий, и выражающих гуманистическое стремление автора поддерживать «сакральность жизни» как высшую ценность.0003
Российские читатели познакомились с творчеством Пришвина во всей его глубине не раньше конца ХХ века; писатель поставил проблему «собирания человека» в рассказе « ЧМ » (он же «Раб обезьян», 1920 г., полностью опубликован в 1982 г.), который соединил реформы Петра I с большевистскими преобразованиями, а последние рассматривал как «новый крест» для России и знак «тупика христианского царства».
Михаил Пришвин умер в Москве 16 января 1954 года.
Дом-музей Михаила Пришвина, Москва, Россия – HiSoUR История культуры – Hi So You Are
Мемориальный музей Михаила Пришвина был открыт в 1980 году по инициативе вдовы писателя Валерии Пришвиной. Экспозицию музея составляют отреставрированные комнаты писателя: столовая, кабинет, комнаты жены писателя и веранда, а также библиотека.
Биография
Михаил Михайлович Пришвин (23 января (4 февраля) 1873, Хрущев-Левшино, Соловьевская волость, Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская империя – 16, 19 января54, Москва, СССР) — русский писатель, прозаик и публицист. В своем творчестве он изучал важнейшие вопросы жизни человека, размышляя о смысле жизни, религии, об отношениях мужчины и женщины, об отношениях человека с природой. Свое место в литературе Пришвин определял так: «Розанов — послесловие русской литературы, я — вольное приложение. И все…»
Жизнь — это путешествие
Жизнь Пришвина органически связана с его любовью к путешествиям, из которых он вынес путевой дневник, фотопленки и понимание того, что «письмо — это путешествие к себе».
Оказавшись вдали от дома, оторвавшись от всего привычного, Пришвин начал свое личное путешествие по России, которая всегда была для него «неизвестной страной, по которой он путешествует». Открывая новое в природе и жизни человека края, в котором он художественно жил, он открывал и в себе неизвестного писателя. И я никогда не знал, какая история о его путешествии родится на этот раз. Пять путешествий совершил писатель до революции – остальные шесть – после. И хотя это были литературные поездки по стране, получившие широкое распространение с начала XIX в.30-х годов Пришвин, который никогда не путешествовал в группе, всегда один или с сыном, превращал командировки из журнала или газеты в настоящие путешествия. Но все началось в детстве.
«Когда в путешествии я обрел уверенность в том, что вне меня существует какой-то огромный мир, что я был свидетелем этого, тогда в произведениях появились и мысли, и исходный язык».
Пришвин не раз вспоминал, как в 1885 году, будучи гимназистом Елецкой гимназии, он с тремя своими друзьями совершил свое первое путешествие – побег «в страну непуганых птиц».
«Через два дня их догнали и вернули в спортзал. Однако это событие стало поворотным в его судьбе. Он вспоминал, как его учитель географии, писатель Розанов, хвалил: «Попросили провести границы Америки. А когда он рисовал и запоминал имена, вдруг те же самые имена получались из «Всадника без головы». Я подошел к доске. И не всерьёз, а из озорства стал рассказывать про Америку какую-то смесь Майн Рида и учебника. «Ты готов, ты будешь знаменитым путешественником». И поставил пять. Двадцать один год спустя, летом 1906 Пришвин совершил настоящее путешествие на Север с этнографической экспедицией. Путевой дневник стал первой книгой начинающего писателя под названием «В стране испуганных птиц».
«Путешествие — это всегда открытие мира. В своем путешествии по миру опытного человека он находит себя единственным небывалым».
Первые три поездки – в Олонецкую губернию в 1906 г., в Карелию и Норвегию в 1907 г. и в Керженские леса на Светлое озеро в 19 г.08 сделал Пришвину автором трех книг, изданных одна за другой.
Выговский край. 1906
В Олонецкой губернии он не только записывает сказки, былины и песни, но и открывает для себя жизнь, нетронутую цивилизацией жизнь, девственную природу, которая манила его с детства.
Карелия и Норвегия. 1907
Поездка была задумана без всякой цели: он хотел провести три месяца лесным бродягой. Но он втайне надеялся вспомнить ту безымянную страну и территорию, откуда он пытался бежать в детстве.
Светлое озеро. 1908
На данный момент он уже автор двух книг и участник диспутов на заседаниях Санкт-Петербургского религиозно-философского общества. Есть надежда, что поездка в Керженские леса на Светлое озеро, в страну раскольников и сектантов, встречи с мудрыми старцами помогут ему разобраться в религиозных поисках, на которые что-то откликнулось.
Заиртышская степь. 1909
Случайная встреча в поезде с Максимилианом Волошиным и его рассказ о среднеазиатской пустыне становится поводом для поездки Пришвина в заиртышские степи и страннейшего его путешествия, сделанного почему-то неизвестным, с обыденной стороны «бред, глупость, безумие ».
Крым. 1913
В феврале Пришвин отправился в Крым – в путешествие, похожее на праздник – впервые в жизни он едет на юг зимой после начала весны, туда, где цветет миндаль, и предвкушает чудесная длинная весна и как он полетит с летающими птицами вместе с весенним севером.
Уралмаш. 1931
Журнал «Наши достижения» отправляет Пришвина на строительство Уралмашзавода. Писатель впервые осознает масштабы строительства, невиданное желание возглавить «железных людей», ведущих стройку, и видит живущих в землянках крестьян, которых загоняет сюда нужда. Ошеломленный происходящим, Пришвин, тем не менее, чувствует магию строительства, понимает, что «могут строить». Впервые ничего не может написать о впечатлениях от поездки.
Дальний Восток. 1931
24 июня 1931 года Пришвин подписал с газетой «Известия» договор о поездке, определившей его писательскую судьбу. Он отправляется на Дальний Восток, где также видны все признаки насильственной организации жизни. Но его потрясает первозданная природа: камыш пятнистого оленя воссоздает мир, полный животворящих, китайцы, собирающие корень жизни, сохраняют миф о женьшене. «Эрос жизни» наполняет смыслом край, живущий в ритме морского прибоя, и возвращает писателя к творчеству.
Беломорский канал. 1933
Поездка на строительство Беломорско-Балтийского канала, Соловков и Хибин продолжалась с 24 июля по 25 августа 1933 года. Пришвин вернулся в свой первый рейс. Все изменилось: на Медвежьей горе жили Медведи, на Ем-горе находится база ОГПУ по строительству Беломорского канала. Это третья поездка, из которой Пришвин привозит не только тетради, но и фотопленки.
Пинега. 1935
В мае 1935 года Пришвин отправился в командировку от газеты «Известия» в северные леса Пинеги. Он плывет по Сухону, Двине, Тойме, наблюдает за сплавом по северным рекам. Пешком, в плоскодонке, верхом на лошади с проводником, он надеется добраться до Корабельной Чащи, «увидеть лес, не видавший топора». Через 18 лет Пришвин опишет это путешествие в рассказе, который он закончит в последний месяц своей жизни, и это будет «Корабельная чаща».
Кабардино-Балкария. 1936
Поездка в Кабарду была для Пришвина возвращением на Кавказ. В 1894 году он, студент химико-агрономического факультета Рижского политехникума, «пошел подрабатывать на службу следователя, филлоксеру на виноградниках». В Гори среди революционной молодежи он впервые услышал рассуждения народников и марксистов, стал переводить Бебеля, читать Маркса «Капитал»: «Так родина Сталина стала родиной моего марксизма, доставившего мне потом много хлопот». Он помнил и любил Кавказ: «Кавказ был колыбелью моего чувства природы, которое сделало меня писателем». После поездки Пришвин пишет несколько рассказов, объединенных в цикл «Кавказские рассказы».
Малые реки под Костромой, 1938 год
Кузов полуторки, списанный в каком-то издательстве, которое Пришвин приобрел за вознаграждение и назвал «Мазай», он с сыновьями превратил в «дом на колесах», где находился кабинет , фотолаборатория и уголок для собак. На этой машине сам Пришвин ездил по «некрасовским» местам во время весеннего половодья, чтобы проверить, правда ли, что в половодье можно спасти зайцев. По материалам поездки написана книга «Неосновательный источник».
Светохудожник
Уже первую книгу — «В стране испуганных птиц» — Пришвин проиллюстрировал своими фотографиями, сделанными в 1906 году во время похода на Север с помощью громоздкого фотоаппарата, принадлежавшего попутчику.
В 1920-е годы писатель стал серьезно изучать технику фотографирования, считая, что использование фотографий в тексте поможет дополнить словесный образ автора авторским зрительным образом: «К моему несовершенному словесному образу я добавлю фотовыдумку искусство «. В его дневнике появились записи о приказе в 1929 в Германии карманной камеры Leica. В библиотеке дома Дуниных сохранились две книги с многочисленными примечаниями писателя — «Фоторецепция и фотосправочник» (Б. Евдокимов — Л., 1928) и «Фотографическая практика» (1931, на нем. языке).
Пришвин писал: «Фотография, или то, что принято называть фотографией, отличается от великих искусств тем, что постоянно отсекает желаемое как невозможное и оставляет скромный намек на сложный замысел, оставшийся в душе художника, и, главное, некоторые надеются, что когда-нибудь сама жизнь, в ее первоисточниках красоты, будет «сфотографирована» и каждый получит «мои видения реального мира».
Писатель довел до автоматизма все приёмы мгновенной съёмки, записанные на память в дневнике:
надеть пенсне на шнурок – выдвинуть объектив – установить ГРИП и выдержку («скорость») – настроить фокус «движением безымянного пальца» — взвести — сбросить пенсне и нажать на спуск — надеть пенсне — записать условия съемки и т. д. , он стал «мыслить фотографически», называл себя «художником мира» и так увлекся охотой с фотоаппаратом, что не мог дождаться, пока не наступит «снова светлое утро». Работая над циклами «фотозаписей» «Паутинка», «Капли», «Почки», «Весна света», он делал снимки крупным планом в разном освещении и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая полученные зрительные образы, Пришвин записал в своем дневнике 26 сентября 19 г.30: «Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту никогда не придет в голову смотреть на то, что я снимаю: он никогда этого не увидит.
Писатель не ограничивался съемками на природе. В 1930 году он сделал серию фотографий разрушения колоколов Троице-Сергиевой Лавры.
В ноябре 1930 года Пришвин заключил договор с издательством «Молодая гвардия» на книгу «Охота с фотоаппаратом», в которой фотография должна была сыграть главную роль, и обратился в Наркомторг СССР с заявление: «Ввиду того, что в настоящее время в общем порядке вы не можете получить разрешение на ввоз фотоаппарата из Германии, обращаю ваше внимание на особое обстоятельство моей литературной деятельности в настоящее время и прошу меня сделать исключение в получении безвалютной лицензии на получение фотоаппарата… Мои зарубежные фото обратили внимание Итсей и редакция Die Grüne Post, в охотничьем отделе которой я сотрудничаю, готова предоставить мне самый совершенный Лейк-аппарат с тремя переменные линзы. Этот аппарат мне нужен тем более, что мой аппарат пришел в полную негодность из-за напряженной работы…» Разрешение было дано и 1 января 1931 года у Пришвина была желанная камера с многочисленными аксессуарами.
Во время войны Пришвин выезжал в окрестные села, фотографировал детей и женщин, чтобы отправить фотографии на фронт мужьям и отцам.
Более четверти века Пришвин не расставался с фотоаппаратами. В архиве писателя более двух тысяч негативов. В его мемориальном кабинете в Дунино — все необходимое для домашней фотолаборатории: набор линз, лупа, кюветы для проявителя и фиксажа, рамка для обрезки фотографий.
Знания и опыт фотографии отразились в некоторых сокровенных мыслях писателя, написавшего в своем дневнике: «Наша республика подобна фотографической темной комнате, в которую не пропускается ни один луч со стороны, а все внутри освещается красным фонариком».
Пришвин не рассчитывал опубликовать большинство своих снимков при жизни. Негативы хранились в отдельных конвертах, собственноручно склеенных писателем из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна сохранила негативы вместе с дневниками.
В течение последних шести месяцев у писателя был рак желудка. Михаил Пришвин скончался в 2 часа ночи 16 января 1954 года, в день встречи с возлюбленной. Похоронен на Введенском кладбище в Москве. Скульптор С. Т. Коненков, друг Пришвина, в короткие сроки создал надгробный памятник, в котором заложена идея бессмертия писателя. Птица сирин – символ счастья. «Каждая строчка Пришвина навсегда будет дарить людям счастье». – так думал Коненков, вырезая каменный памятник.
Музыка в жизни Пришвина
Писатель с детства был очень музыкален и в молодости играл на мандолине. «По моему мнению, — писал Пришвин, — гениальность человека не крала огонь с неба, а направляла музыку сначала для облегчения труда, а затем и сам труд, на который распространяется музыкальный ритм, делал через это удовольствие. ”
В начале ХХ века Михаил Пришвин, студент философского факультета Лейпцигского университета, испытал большое увлечение музыкой композитора Рихарда Вагнера. Опера «Тангейзер» настолько потрясла юного Пришвина титанической борьбой страсти и самоотречения, что за два года он прослушал ее 37 раз!
Среди музыкантов у Пришвина было много верных друзей и поклонников. Ф.И. Шаляпин 12 апреля 1912 года писал Максиму Горькому: «Русская песня хорошо пахнет, ох, как хорошо, и цвет (если можно так сказать) ее теплый, светлый и неувядаемый. А Пришвин!.. Как написано, «Крутое озеро», а? — задохнулся! Замечательно!». Сам писатель несколько раз встречался с великим певцом. Особенно ему запомнилась встреча с Шаляпиным в ночь на Новый 1915 год. «Горький спросил меня после, каково мое впечатление о Шаляпине, — вспоминал Пришвин. «Я ответил, что видел Бога, какого-то, может быть, поля или леса, но настоящего русского бога». Пришвин часто вспоминал Федора Шаляпина. 13 апреля 1953 года, он записал в своем дневнике: «Шаляпину вручили плохие записи, а я о нем все тот же, что всегда думаю. «Он для меня чудо, утверждающее мою любовь к родине и веру в себя».
В 1930-е годы, поселившись в Москве, Пришвин вновь получил возможность приобщиться к классической музыке. Он слушает в консерватории Брамса, Вагнера, Шопена, Листа и особенно Бетховена. Он пишет: «Я начинаю все чаще уходить в музыку: это область, где можно уходить, уезжать, путешествовать без ограничений от грубого вмешательства нового в старое». В дневниках за 4 ноября 1943 есть такая запись: «В 8-й симфонии Шостакович… Сам Шостакович — маленький человек, издалека, как гимназист 6-го класса, капризный ребенок нашего времени, вобравший в себя весь ад жизни с мечта попасть в рай. Но это будет, когда люди проснутся! «Публике, похоже, симфония не очень понравилась, может быть, она еще не разобралась в ней и растерялась».
В 1949 году в квартире писателя в Лаврушинском переулке появилось великолепное пианино «Исбах», которое писатель приобрел для своей жены Валерии Дмитриевны. На нем часто играл замечательный дирижер Евгений Мравинский. М. М. Пришвин имел настоящую дружбу с Е. А. Мравинским. Приехав в Москву, Мравинский обязательно зашел в гости к писателю. Сам Пришвин не посещал концерты друга, только если был болен. В свой последний приезд накануне смерти писателя Мравинский не играл на фортепиано, а вместе с другом слушал его голос, записанный на диске.
Дом Михаила Пришвина
Музей расположен в 30 км от Москвы, недалеко от Звенигорода, на живописном берегу Москвы-реки, и представляет интерес как памятник истории и культуры и природный заповедник.
«Дом двухэтажный смешанный, крытый железом, из них три аршина с кирпичным низом и бревенчатым верхом. Внутренние стены капитальные, карнизы и наличники крашеные с резным орнаментом, наружные стены грунтованные, полы и потолки черные, сосновые и зимние сосновые и зимние оконные и оконные рамы, окрашенные масляной краской с лаковыми приборами. Внизу две жилые комнаты и подвалы, а наверху три комнаты, передняя и кухня. Рядом: восьмигранная двухэтажная терраса, крытая железом, на каменных столбах с деревянным полом и потолком и итальянскими окнами. Навес деревянный крытый железом с наружным крыльцом. Вот как был описан дом Марии Юльевны Освальд в страховом свидетельстве, выданном 29 апреля. , 1901 г. Московским пожарным страховым обществом покупателю Конкордии Васильевне Крицкой. Известно, что дом «финского туземца» владельца московской аптеки Р.А. Освальда строили быстро: работы начались 8 марта 1900 г. и завершились 28 июня 1901 г. «Дача была построена на высоком берегу Москвы-реки, и с террасы открывалась впечатляющая панорама речной долины и ее окрестностей. . Затем была проведена планировка парковой зоны. Усадьба получила название Миловидово. Дом, который Михаил Пришвин приобрел в 1946 почти не изменился: нижняя терраса исчезла, а верхняя не застеклена, что очень понравилось Пришвину.
И назвал террасу верандой.
Пришвин в Дунине
После войны в мае 1946 года Пришвин купил дом у Лебедевой-Крицкой и до последнего года жизни старался приезжать в Дунино в апреле-мае и не уезжать подольше осенью.
«Стены, с которых облицовка уже начала исчезать, зияющий дырами фундамент, висящая в воздухе веранда почти без пола и опорных столбов. Прогоревшие перегородки, частично двери, полы и потолки. Оконные проемы уже без рам. Крыша во многих местах кем-то сорвана. Только печка, искусно придуманная, чтобы быстро обогреть весь дом, победоносно и несокрушимо поднялась. Это описание дома Валерии Дмитриевны Пришвиной, купленной за 50 тонн, жены Михаила Михайловича. В 1941, в доме располагался военный госпиталь. А к концу войны опустевший дом оказался на грани вымирания. Но Пришвин, оказавшись в Дунине, увидел господский дом с липовыми и еловыми аллеями, остатки яблоневого сада, лес, начинающийся сразу за домом, поле за деревней, берег Москвы-реки совсем рядом. Увидел старинный господский дом – и навеяло детство, хрущевскую усадьбу под Ельцем, которую он помнил во сне. Несмотря на очевидные трудности, Пришвин решил купить загородный дом. Удивительно, но архетип Дома в художественном мире Пришвина, охотника и путешественника, занимал очень важное место. Он понимал, что его поиски дома связаны с общими путями всей русской интеллигенции: с трагедией эмиграции, со страданиями на родине, с поисками своего места в послереволюционной жизни. Судьба русского человека в «Дневнике писателя» связана с евангельской притчей о блудном сыне, а возвращение домой связано с идеей жизнетворчества. Пришвин уверен: Дом вписан в культурный контекст эпохи, метафизический смысл которой — возвращение «блудного сына» домой. что поиски его дома связаны с общими путями всей русской интеллигенции: с трагедией эмиграции, со страданиями на родине, с поисками своего места в послереволюционной жизни. Судьба русского человека в «Дневнике писателя» связана с евангельской притчей о блудном сыне, а возвращение домой связано с идеей жизнетворчества. Пришвин уверен: Дом вписан в культурный контекст эпохи, метафизический смысл которой — возвращение «блудного сына» домой. что поиски его дома связаны с общими путями всей русской интеллигенции: с трагедией эмиграции, со страданиями на родине, с поисками своего места в послереволюционной жизни. Судьба русского человека в «Дневнике писателя» связана с евангельской притчей о блудном сыне, а возвращение домой связано с идеей жизнетворчества. Пришвин уверен: Дом вписан в культурный контекст эпохи, метафизический смысл которой — возвращение «блудного сына» домой.
Впервые мне удалось сделать себе дом как вещь: он доставляет мне такое же удовлетворение, как в свое время поэма «Женьшень».
В литературе моего дома важную роль играет то, что все его дело вышло из моих сочинений, и в нем нет даже ни одного незаделанного гвоздя.
Дом как музей
Валерия Дмитриевна рассказала, как она приехала в первое лето после смерти Михаила Михайловича, когда увидела у двери записку, как, прочитав ее, поняла, что она не одна: его читатели уже побывали в Дунине…
Потом в доме производилась уборка: открывались и вымывались окна, снимались чехлы с мебели, выносились люди проветривать вещи на веранде. А записка лежала на столе как предвестие будущей судьбы этого дома. Наутро Валерия Дмитриевна вклеила его в последнюю дневниковую тетрадь Пришвина, которую Михаил Михайлович успел пронумеровать (Д № 121) и попытаться посмотреть, расходятся ли чернила: «А что, если дневниковые записи делать в этой тетради, они будут размыты или нет… Думаю, ну, не будут… «Тетрадь стал «книгой отзывов»: люди шли и шли в Дунино, их принимала Валерия Дмитриевна. Постепенно дом превратился в музей (как раньше говорили «на общественных началах»), сформировался круг помощников, были установлены памятные даты, сформировался стиль общения с посетителями с беседами у самовара на Дуниной. имущество. Никто не подозревал, что в то же время в доме расшифровывают и перепечатывают секретный дневник, который Пришвин вел 50 лет (1905-1954). В таком статусе дом писателя просуществовал 25 лет до самой смерти Валерии Дмитриевны в 1979 году. По ее завещанию дом был передан государству и по решению Министерства культуры РСФСР стал отделом Государственный литературный музей.
Дом-музей теперь
В поисках дачи Пришвин и в голову не пришел Переделкино. Он выбрал полумаргинальный образ жизни, чтобы свободно вести ежедневную беседу с самим собой и с будущим читателем в дневнике.
В экспозиции Дома-музея Пришвина представлена прижизненная обстановка дачи, библиотека писателя, личные вещи, охотничьи и фотопринадлежности, автомобиль. На протяжении многих лет выставка оставалась хранилищем культурной памяти, свидетельствуя о жизни и творчестве писателя, о написанных здесь произведениях, творческих планах, образе жизни, о друзьях на родине. Однако в 1991 году мы начали издавать «Дневник», и образ «певца природы» постепенно исчез, а трагическое раздвоение личности писателя стало характерным как для его творчества, так и для эпохи в целом. Публикация «Дневника» не только углубила образ писателя, но и изменила нынешний образ дома Дуниных, который теперь признан культурным объектом советской эпохи со всей его парадоксальностью и сложностью. А Дневник, который здесь велся, придает дому вселенское значение. Экспозиция сложная, впечатление уюта и покоя обманчиво. Все становится амбивалентным, противоречивым и сложным: странный музей, в котором ничего не застыло в мемориальной тишине, в котором вопросов больше, чем ответов: почему Пришвин не пострадал в советские годы? почему он всегда пишет о себе? почему он так много пишет о природе? где его человек, где герои? Дом-музей отвечает вызовам современности, свидетельствуя об уникальной попытке писателя сохранить внутреннюю свободу в несвободном мире. Музей перестраивается и вторгается в современную жизнь, являясь ремейком многолетнего Пришвинского музея. чем отвечает: почему Пришвин не пострадал в советские годы? почему он всегда пишет о себе? почему он так много пишет о природе? где его человек, где герои? Дом-музей отвечает вызовам современности, свидетельствуя об уникальной попытке писателя сохранить внутреннюю свободу в несвободном мире. Музей перестраивается и вторгается в современную жизнь, являясь ремейком многолетнего Пришвинского музея. чем отвечает: почему Пришвин не пострадал в советские годы? почему он всегда пишет о себе? почему он так много пишет о природе? где его человек, где герои? Дом-музей отвечает вызовам современности, свидетельствуя об уникальной попытке писателя сохранить внутреннюю свободу в несвободном мире. Музей перестраивается и вторгается в современную жизнь, являясь ремейком многолетнего Пришвинского музея.
Дунино
Пришвинское Дунино, военный рубеж 1941 года на берегу Москвы-реки, вместе с археологическим комплексом образуют новое культурное пространство, востребованное посетителями музея. Все желающие могут пройти по тропе Пришвинского и увидеть описанные им места.
Пришвин работал всегда и везде, не расставаясь со своей тетрадью, поэтому в усадьбе так много памятных мест, связанных с его творчеством. Что уж говорить об окрестных лесах, в которые он приходил с ружьем и собаками, ездил на своем «Москвиче», в котором знал все грибные и ягодные места, где его неоднократно видели сидящим на пеньке и что-то отмечающим в блокноте… Все это оживает в дневнике Дунина и на фотографиях: берег Москвы-реки, далекие реки, рассветы и закаты, любимые тропинки, любимые деревья. В последние годы отношение Пришвина к природе изменилось. Хронотоп Дунина становится хронотопом жизни писателя: раньше – далеко, теперь – близко; раньше — ощущение бегущего времени, «спешу, боюсь опоздать», теперь — ощущение вечного во времени, «того, что постоянно происходит». Меняется положение человека в мире: «Я стал, а мир вокруг меня ушел». Природа средней полосы России оказалась очень близкой душе писателя и так же быстро стала реальностью его внутренней жизни, как дом Дуниных.