Skip to content

Приговорки для детей 5 класса: Пословицы и поговорки для 5 класса

Содержание

Прибаутки для 5 класса: текст коротких народных шуток-прибауток

Короткие смешные стишки в жанре прибаутки ставят интересные задачи и вопросы перед ребёнком, на которые должны помогать находить ответы взрослые.

Про мужика и мешок солода

Пошел мужик по воду,
Нашел мешок солоду.
Заварил кулажку
И позвал Дуняшку.
— Дуняшка, Дуняшка,
Сладка ли кулажка?
— Сладка медовая,
В печи не бывала.
В печи не бывала,
Под лавкой стояла.
Куры клевали.
Кошки лизали,
Ване не давали!

Коза-хлопотунья

Коза-хлопота день-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

Про Якова

— Чух, чух, дятел,
Дома ли Яков?
— Нет дома Якова,
В город уехал:
Сам на лошадке
В новенькой шапке.
Жена на баране —
В новом сарафане.
Детки на кошках —
В новых сапожках.

Скрипач

Скрип, скрип, скрипачок,
Купи новый башмачок:
Кошке Машке,
Коту Николашке;
Кобылке Нениле,
Мерину Гавриле;
Утке Анютке,
Селезню Васютке;
Кочету Никите,
Курице Улите.

Павушка

Павушка летала,
Перышки роняла.
— Кому эти перышка?
— Родимому Вовушке.
— На что ему перышки?
— Шапочку пушить.
— На что шапочка?
— Дедушке дарить.
Дадим Вове каши
В красной чаше,
Хлеба краюшку,
Меда кадушку,
Пышки, лепешки,
Куриные ножки.

Про куколку

— Постой, куколка!
Постой, барынька!
— Некогда стоять,
Пора мне бежать,
Сову снаряжать.
У совы-то свадьба,
У совы в усадьбе:
Мушка-стряпушка,
Комар-полетушка.
Синица-сестрица,
Сорока-девица,
Кукушка-рябушка,
Чечетка-подружка.
Воробушек-шурин
Глазки прищурил
Ворона-невеста
Села на место!

Приключения простака

То ли этак, то ли так —
Мальчик Саймон был простак.
Вышел Саймон на прогулку,
Захотел он скушать булку.
Пекарь молвил: — Дай пятак!
— Денег нет! — сказал простак.

Саймон, Саймон-простота,
Захотел поймать кита,
Но ловил недели две
Его в мамином ведре

Саймон влез на куст колючий —
Спелых слив нарвать хотел.
Поколол себе лишь руки,
И с досады засвистел.

Вышла кошка за кота

И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.
Стали кошку хоронить,
Во все колоколы звонить.
Ти-ли-ль дон,
Ти-ли-ль дон,
Загорелся козий дом,
Коза выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Побежала к дубу,
Прикусила губу,
Прибежала к городу,
Опалила бороду.

Звёздочка

Золотая звёздочка
Ягодкою стала,
Села в лодочку луны,
Песню распевала.

И ты тоже, звёздочка,
Девочка-цыганка,
Вырастала в таборе,
Посреди полянки.

Вечерами поздними
Цыгане не спали,
Песенками лунными
Душу щекотали.

Имсе-Вимсе-паучок

Имсе-Вимсе-паучок
Лез тихонько на дубок,
Но из тучки дождик лил,
Паучка на землю смыл.

Снова солнце засветило,
Всех согрело, Обсушило…
Имсе-Вимсе-паучок
Снова лезет на дубок…

Белочка

Мама-белочка в орешник скакала,
Лесные орешки в котомку бросала.
Деткам плаксивым дала по скорлупке,
А хорошим, красивым — ядрышки на зубки.

Чтобы всех любить!

Спросили у ребёнка:
— Зачем тебе ручонки?
— Чтоб в песке играть,
И маме помогать.
— Зачем тебе глазёнки?
— Чтобы любоваться,
Миру удивляться.
— Зачем тебе ножки?
— Чтобы резво бегать,
И скакать повсюду.
— Зачем тебе ушки?
— Ими папу с мамой
Чутко слушать буду.
— Зачем тебе ротик?
— Чтобы говорить,
Задавать вопросы,
Вкусно есть и пить.
— Для чего ж сердечко?
— Чтобы всех любить!

Хата

На кривом пенёчке — хата:
Хоть мала, зато богата.
Крыша небушком накрыта,
Ветерочком дверь прибита.
На скамейке сидит мышка
И плетёт себе лаптишки.
На печи сидит сверчок,
В лапках — скрипка и смычок.

Гном в окошечко глядит

Гномик в домике сидит
И в окошечко глядит.
Прибежал зайчишка вдруг,
Лапкой в двери: «Тук-тук-тук!»
— Гномик, двери мне открой,
Там бежит охотник злой!
— Зайка, в домик забегай,
Лапку мне подай!

Жаворонок

— Что ж ты, жаворонок, да из тёплых краёв,
Слишком рано прилетел в край родных лугов?
Ещё в долинушках да снежочки лежат,
Ещё на реченьках да ледочки блестят!
— Я своими крылышками снега размечу,
Я своими ножками льды растопчу!

Девочка-певунья

Не ругай меня ты, мама,
Что пою я всю неделю.
Ты ж сама меня качала
Во скрипучей колубели.
А все песни, что я пела,
На берёзу полетели.
А берёза закачалась —
И те песни зазвенели.

Ветерком хочу я стать

Я хочу былинкой стать,
Лёгонькой пушинкой стать,
Ветерком хочу я стать —
В горы дальние летать!

Разгулялся листопад

Разгулялся листопад.
Ста рубиновым гранат,
Стал янтарным виноград…
Ой, какой чудесный сад!

Удивительная курица

Есть у меня чёрная курица,
Прошу, друзья, словам моим верить,
Самая лучшая на нашей улице,
Несла в день яиц по десять, по девять.

Поговорки о труде 5 класс

Не умел шить золотом, так бей молотом.

Один день заменяет три тому, кто умеет все сделать вовремя. (Кит.)

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

Речи, что с воды, да темно дело последи.

Откладывай безделье, а не откладывай дело.

Кто не работает, останется без хлеба.

Не гляди на дело, гляди на отделку!

Труд кормит, а лень портит.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело, как она его ела.

Муравей не велик, а горы копает.

Благо жизни в труде.

Торопливость делу не помогает.

Масло само не родится.

Кинуло в пот, голова, что медь, а язык, хоть выжми.

Дело толком красно.

Работа черна, да денежка бела.

Кто не работает, тот и не ест.

Пахать — не в дуду играть.

От слова до дела бабушкина верста.

Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе.

Тот ничего не боится, кто честно трудится.

Не котел варит, а стряпуха.

Торопливость делу не помогает. (Япон.)

Работа всякую дурь выгоняет.

Дело не малина в лето не опадет.

Муравей не велик, а горы копает.

Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах.

Кто в деле, тот и в ответе.

Маленькое дуло лучше большого безделья.

Ел бы да пил, вот моё дело.

Не иметь работы тоже тяжкий труд. (Азерб.)

На словах, что на гуслях, а на деле, что на балалайке.

На дело не набивайся и от дела не отбивайся!

Рукам — работа, душе — праздник.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело без конца, что кобыла без хвоста.

Ходит да походя бобы разводит.

Легче руками работать чем головой.

Пашню пашут — руками не машут.

Без труда нет плода.

Без дела слабеет сила.

Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

Доброе дело спасет душу и тело.

Ты от дела на вершок, а оно от тебя на аршин.

Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

Дело учит, мучит и кормит.

Не хочешь шить золотом бей молотом.

Ходит да походя бобы разводит.

Без труда и отдых несладок.

На крепкий сук острый топор.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Кипит работа, да день мал.

Пошло дело, как по бархату, как по маслу.

Про доброе дело говори смело.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Трудолюбив как муравей.

Не спеши языком спеши делом.

Тот не ошибается, кто ничего не делает.

Кто сеет да веет, тот не обеднеет.

Хоть ручки черны, да работа бела. (Белорус.)

Дело во время не беремя.

Дело покоряется тому, кто его любит.

Начатое дело доводи до конца.

Сказано не доказано: надо сделать.

Работай, что заставят, а ешь, что поставят.

В труде победить мир укрепить.

Клин клином вышибают.

Всякая работа своего мастера хвалит.

Не по сути дело, а по делу суть.

Пахать — не в дуду играть.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

Авось да небось и дело хоть брось.

Дела делают не шумом, а умом.

Пошло дело на лад и сам тому рад.

В работе заяц, а в еде жидовин.

Дело гладко, так смотреть сладко.

В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд.

По работе и плата, по товару и цена.

Торопись и у сегодняшнего дня будет вечер. (Литое.)

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не гляди на дело, гляди на отделку!

Были бы руки, а работу дадут.

Дело знай, а правду помни.

Работнику работа, хозяину забота.

Рукам работа душе праздник.

Поговорки о труде 5 класс: Кто труда не видит, тот покоя не знает.

Не по сути дело, а по делу суть.

Не трудно сделать, да трудно придумать.

По работе и работника знать.

Не следи за гудком, а следи за станком.

Как помочь вашим ученикам писать предложения лучше

Хотели бы вы помочь своим ученикам писать лучше предложений?

Если вас не устраивает качество предложений ваших учеников, эта запись в блоге для вас!

Написание предложений — это лишь один из аспектов обучения письму в 5-м классе. Перейдите к этому сообщению, если вы хотите узнать Как я преподаю письмо в 5-м классе !

Помогите ученикам изменить свое мышление! Письмо — это НЕ текстовые сообщения или социальные сети!

OMG, как дела, LOL – Наши ученики определенно выработали привычки, когда дело доходит до самовыражения.

Текстовые сообщения и социальные сети занимают место в нашей повседневной жизни, но учащиеся должны понимать разницу между формальным письмом и «письмом», которое мы делаем, общаясь с друзьями и семьей в интернет-магазинах.

Письмо должно рассматриваться официальное общение .

Когда мы общаемся официально, нет места сленгу, ярлыкам или неформальной лексике.

Напоминаю своим ученикам, что их читатели обычно не слышат их голоса и не видят выражения их лиц при чтении написанных ими сочинений, поэтому они должны приложить все усилия, чтобы общаться ясно и интересно.

Небольшое замечание, прежде чем мы продолжим… Если вы хотите присоединиться к моему VIP-клубу электронной почты учителей старших классов, это бесплатно! Вы будете получать еженедельные советы, ресурсы и развлечения на свой почтовый ящик. Никакого спама — обещаем!

    Построено с помощью ConvertKit

    Студенты должны видеть и изучать примеры превосходных предложений!

    Когда я был новым учителем, меня раздражали плохие предложения моих учеников.

    «Это не законченная мысль. Я не знаю, что ты пытаешься здесь сказать».

    Я бы сказал эти вещи все время .

    Позже, к счастью, до меня дошло, что я ожидал, что студенты напишут удивительные предложения, а затем Пять эссе из пяти абзацев , не показав им сначала замечательных примеров.

    Как очевидно, правда?!?

    Навыки письма моих учеников значительно улучшились, когда я начал показывать им несколько отличных примеров написания до и просил их сочинять самостоятельно.

    Изучите структуру предложения и помогите учащимся изменить длину предложения!

    Наши учащиеся должны иметь четкое представление о структуре предложения.

    Сначала я предлагаю учащимся повторить полные предложения.

    Им нужно понимать части полного предложения, потому что они, вероятно, использовали фрагменты, фразы и неполные предложения в своих текстовых сообщениях/жизнях в социальных сетях.

    Со временем написание полных предложений становится усвоенным процессом, но сначала мы должны учить, практиковать и закреплять написание полных предложений.

    Я говорю просто: мы ищем подлежащее и сказуемое в предложениях-примерах. Мы также обсуждаем правильную пунктуацию и использование заглавных букв.

    Мы исправляем предложения, в которых отсутствует подлежащее, сказуемое, заглавные буквы или знаки препинания.

    Когда учащиеся начинают писать полные предложения, мы работаем над преобразованием простых предложений в сложные предложения и добавлением зависимых предложений.

    Примеры

    Простое предложение: Марли пошел в парк.

    Составное предложение: Марли пошла в парк, но решила пораньше вернуться домой.

    Предложение с зависимой частью: Поскольку в парке гуляла большая собака, Марли решил вернуться домой пораньше. (Зависимое предложение выделено жирным шрифтом)

    Важно объяснить учащимся, что в письме должны использоваться все типы предложений. Если мы будем использовать ВСЕ простые предложения, нашим читателям станет скучно. Если мы будем использовать ВСЕ сложные/длинные предложения, наши читатели будут перегружены. Нам нужно ИЗМЕНЯТЬ длину предложений, чтобы заинтересовать читателей.

    Яркий язык имеет значение!

    Когда писатели используют яркий язык, они рисуют картину в сознании своих читателей.

    Яркий язык помогает читателю почувствовать большую связь с текстом.

    Я использую следующий пример со своими учениками.

    Исходный текст: Моя соседка уехала на велосипеде от собаки.

    Вопрос: Рисует ли приведенное выше предложение какую-то картину в вашем воображении?

    Наверное, нет… Это довольно общее и, может быть, немного скучное.

    Текст с ярким языком: Я поднял глаза от своих качелей и увидел, как моя потная, напуганная 8-летняя соседка крутит педали велосипеда, убегая от тявкающей чихуахуа, которая преследовала ее по кварталу.

    Вопрос: Рисует ли приведенное выше предложение какую-то картину в вашем воображении?

    Конечно! Вы видите девушку, отчаянно крутящую педали на велосипеде, которую преследует маленькая чихуахуа?

    #vividlanguagematters

    Попрощаемся со скучными словами!

    Как мы все знаем, некоторые слова лучше, чем другие.

    Такие слова, как говорить , ходить и говорить скучно.

    Я говорю своим ученикам, что они могут использовать скучные слова в письме, НО они не должны использовать их снова и снова.

    Например, если они обнаружат, что используют слово , произнесенное несколько раз в своем письме, они должны найти лучшее, более интересное слово.

    Оригинал: Пол сказал, что не хочет идти на вечеринку.

    Улучшенный текст: Пол всхлипнул и прошептал: «Я не хочу идти на вечеринку».

    Второе предложение намного интереснее первого, правда?!?

    Чтобы помочь моим ученикам не забывать вырезать из письма скучные слова, я создаю эту выставку каждый год.

    Руки принадлежат моим ученикам. Они действительно увлекаются созданием отпечатков своих ладоней из плотной бумаги 🙂

    Рядом с дисплеем Wave Goodbye to Boring Words я создаю дисплей Sparkle Words.

    Sparkle Words — это специальные слова, которые превращают предложения ваших учеников из скучных в ослепительные.

    Наши искрящиеся слова в основном состоят из прилагательных и наречий. Посмотрите на изображение ниже:

    Мои ученики создают драгоценные камни и кольца с бриллиантами из плотной бумаги. Мы даже украшаем дисплей наклейками с самоцветами.

    По мере того как учащиеся читают самостоятельно и прогрессируют в течение года, они часто натыкаются на блестящие слова, которые хотят добавить на дисплей.

    Я разрешаю и поощряю это! Студенты находят мотивацией добавлять слова на доску с блестками.

    Я также заставляю их вести собственный список блестящих слов в своих интерактивных тетрадях для письма.

    Великие читатели обычно бывают великими писателями!

    Где учащиеся находят яркие слова и как они усваивают структуру предложений и изучают новые способы высказывания? Широко читая!

    Я поощряю частое чтение моих начинающих писателей. Я твердо верю, что невозможно стать великим писателем, если ты редко читаешь работы других людей.

    Не создавайте собственные материалы для улучшения предложений для учащихся! Этот мини-блок готов к использованию! Чтобы просмотреть мой мини-блок по улучшению предложения , нажмите на изображение ниже:

    Чтобы сохранить этот пост в блоге на потом, просто сохраните это изображение на доске Pinterest для учителя!

    Обучение детей написанию суперпредложений

    Как вы поощряете учащихся писать более длинные и интересные предложения? Вы знаете, что произойдет, если вы просто попросите их написать более длинные предложения… Они просто добавят больше слов в конец, что приведет к длинным бессвязным пересказам!

    После самостоятельной борьбы с этой проблемой я разработал метод, который помог моим ученикам научиться превращать скучные предложения в сверхпредложения. Я начал с того, что научил их различать фрагменты, повторы и полные предложения. Затем мы практиковались в пересмотре и расширении основных предложений, чтобы сделать их более интересными. После того, как я смоделировал это упражнение, и они попрактиковали его в общей группе, они сыграли в игру под названием Sentence Go Round в своих группах совместного обучения. Разница в их написании была разительной! Вскоре они стали добавлять больше деталей к своим предложениям, не создавая повторений в процессе.

    Шаг 1: Мини-урок о предложениях, фрагментах и ​​продолжениях

    Начните с объяснения того, что полные предложения могут быть короткими или длинными, но они должны состоять из двух основных частей: подлежащего и сказуемого. Подлежащее сообщает, о ком или о чем идет речь в предложении, а сказуемое — это часть действия предложения или часть, которая говорит о том, что делает подлежащее. Если в нем отсутствует одна из этих частей, это фрагмент. Если в нем есть целая цепочка предложений, которые продолжаются и продолжаются без надлежащей пунктуации, это предложение с продолжением.

    Затем покажите ряд фраз или предложений и попросите учащихся решить, является ли каждое из них фрагментом, полным предложением или повторением. Попробуйте эти:

    • Rabbits hop . (Ваши ученики скажут, что это фрагмент, так как он такой короткий, но на самом деле это полное предложение.)
    • Большой коричневый пушистый кролик в саду . (Похоже на предложение, но в нем отсутствует сказуемое.)
    • Кролики любят есть морковь, и один из них запрыгнул в наш сад, и я подумал, что это мило, хотя он ел морковь . (Конечно, повторение… дети обычно не испытывают проблем с их обнаружением, но вы можете попросить их найти все подлежащие и сказуемые, чтобы подтвердить вашу точку зрения.)
    • Голодный кролик запрыгнул в сад, потому что хотел съесть морковку . (Несмотря на то, что это длинное, это не продолжение, потому что в нем было только одно подлежащее и одно сказуемое.)

    Шаг 2. Мини-урок по пересмотру и расширению предложений

    После того, как ваши ученики смогут различать фрагменты, окончания и полные предложения, им пора попрактиковаться в написании предложений, научившись пересматривать и расширить основные предложения. Эту деятельность следует сначала смоделировать в целой группе или в группе по обучению грамоте, а дети старшего возраста могут выполнять ее позже в совместных учебных группах. Чтобы начать задание, вам понадобится набор карточек с основными предложениями, в которых отсутствуют детали. Я использовал пример из Fall Sentences to Expand бесплатно для этого урока, но вы можете использовать карточки с заданиями из любой сезонной халявы ниже.

    Моделирование для всего класса:

    1. Начните с выбора основного предложения из карточек с заданиями «Осень», «Зима», «Весна» или «Лето» выше. Давайте воспользуемся предложением на тему осени: «Она собирала яблоки». Напишите предложение на доске или покажите его классу с помощью документ-камеры.
    2. Объясните, что «Она собирала яблоки» скучно, но если мы зададим себе вопросы об этом, мы можем добавить детали, которые ответят на вопрос и сделают его более интересным. Например, если мы спросим: «Кто собирал яблоки?» мы можем назвать кого-то конкретного. Продемонстрируйте, как внести изменения, как показано ниже.
    3. Это все еще скучное предложение, поэтому давайте спросим: «Сколько?» и скажите, что Мария сорвала дюжину яблок.
    4. Повторите тот же процесс, каждый раз повторяя исправленное предложение и задавая новый вопрос. После 4 раундов изменений это может выглядеть так, как показано на шаге 4 ниже.

    Интерактивный урок для всего класса:

    1. Затем повторите процесс и активно привлекайте учащихся. Попросите одного учащегося случайным образом выбрать карточку с предложением и написать ее на доске.
    2. Затем попросите всех учащихся подумать о вопросе, который они могли бы задать, и о том, как они могли бы изменить предложение, добавив одну деталь. Это может быть более одного слова, но это не должно быть больше, чем короткая фраза, отвечающая на этот вопрос. Если у всех учащихся есть индивидуальные доски для сухого стирания или классные доски, попросите их записать свои исправления и показать их вам.
    3. Попросите одного учащегося выйти вперед и показать исправленное предложение.
    4. Повторите процесс еще три-четыре раза, пока не создадите подробное и интересное предложение, но не повторите его.

    Идея модификации: Если вы заметили, что некоторые учащиеся строят предложения, повторяющиеся, попросите всех объединиться с партнером, прежде чем поделиться с классом, чтобы убедиться, что все предложения являются полными предложениями.

    Шаг 3: Совместное обучение письму

    Первые два шага идеально подходят для перехода к Sentence Go Round , упражнению для совместных обучающих групп или небольших групп, чтобы попрактиковаться в расширении предложений. Приведенный ниже продукт включает в себя образцы предложений для показа учителем, а также печатные формы для учащихся и задание по сортировке, позволяющее практиковаться в выявлении фрагментов, повторов и полных предложений. Sentence Go Round также включает в себя инструкции по выполнению заданий и карточки с вопросами, чтобы подсказывать учащимся при создании новых предложений.