Содержание
Русские народные детские приговорки
Собрание русских народных детских приговорок. Читайте также: Русские народные заклички
Детские приговорки
При ледоходе
Перед походом в лес
При сборе ягод
При сборе трав
При сборе грибов
Ястребу или коршуну
На разных птиц
Корове
На ромашку с муравьями
При ловле рыбы
При купании
Когда выпадает зуб
От болезней
Когда расчесывают девочке волосы
На потерянное
При прыжках с ноги на ногу
На урожай
Приговорки-дразнилки
Разные
1. Приговорки при ледоходе
а) Прощай, ледок,
На весь годок!
б) Лёд, ледок,
Прощай на годок!
в) Прощай, ледок,
На весь годок.
По ледку похожено,
Девочка провожена.
г) Прощай, ледок,
На весь годок,
На всё летушко,
На всю зимушку!
Кричинка, кричинка,
Сказывай синему морюшку поклон!
2. Приговорки перед входом в лес
а) Клещи, клещи!
Сидите в чащи!
б) Здорово, клещи,
На новой чащи
Зиму зимовать,
Лето летовать,
Но на нас не нападать!
3. Приговорки при сборе ягод
а) Перва ягодка на дно —
Набери полно судно!
б) Тимошка, Тимошка,
Наполни лукошко.
Целое!
в) Упади верхом,
Чтоб было целко́м!
Упади на окошко,
Чтоб полное лукошко!
г) Горбы горбом —
Перекатышком!
4. Приговорки при сборе трав
1) Пестыш-ластыш1
а) Пестыш-ластыш,
Приди ко мне!
б) Пестышок-ластышок,
Выгляни в окошко!
в) Пестышек-ластышек,
Высуни головушку!
Дам тебе горошинку!
г) Пестыш-лустыш!
Выкажи головку!
Дам тебе веревку!
д) Тупыш-лупыш!
Выкажи головку!
е) Пестышки, ластушки!
Выпусти головку,
Сядь на изгородку!
ё) Пестышек-ростышек,
Покажи головушку
На чужу сторонушку!
ж) Пестышек-ластышек!
Высуни головку,
Прям на сковородку!
з) Пестыш-лупыш!
Выкажи головушку
На масляну сковородушку!
и) Пестыш-рустыш!
Выкати головку
На нашу сковородку!
к) Пестыш-ластыш!
Выкажи головку
Скрозь сковородку!
л) Пестышек-ластышек!
Покажи головушку
На чужу сторонушку!
На чужу на дальненьку,
Потеряй желанную!
м) Пестышек-лустышек!
Выгляни в окошечко!
Дам тебе лукошко
С беленькой мочкой!
5. Приговорки при сборе грибов
а) Когда деревенские ребятишки отправляются в лес по грибы, то дорогой они обыкновенно бросают вперед себя корзинку и, по положению, которое она примет по падении, стараются отгадать последствия своего похода: если, например, она ляжет на землю дном, то будет набрана полною, если станет ребром, то только в половину, если же, наконец, вверх дном, то она останется совсем пустою. При этом они приговаривают нараспев:
Ставчик, бурчик,
Сам кавурчик,
Стогом, рогом,
Свинья под порогом.
По возвращении же из лесу с удачной добычей они приговаривают уж так:
Уж ты гриб грибовой!
Доведи меня домой, —
Либо сам, либо сын,
Либо пасыночек,
Либо барченочек.
б) Грибок, выставь лобок!
Я тебя поцелую!
в) Ой, желанный-то грибочек!
И ещё бы хоть найтить!
г) Дай мне, Господи,
грибочков поломать!
6. Приговорки ястребу или коршуну
а) Горшун! Горшун! Колесо
Твоих детей унесло.
Плачут, кудачут,
Серы колупают,
Собакам бросают.
Собака взбесилась —
Попа укусила.
Поп — под стол,
Попадья — на стол.
Ударили в доску,
Поехали к мосту.
Там мост мостят,
Поросят крестят.
б) Коршун, коршун, колесом,
Твои дети за лесом.
Огонь горит —
Твоих деток спалит.
в) Ястреб, ястреб, колесом!
Твои дети за лесом
Масло макают,
Тебя дожидают!
г) Ястреб, ястреб, колесом!
Твои дети под листом
Щи хлебают,
Тебя не дожидают!
д) Ястреб, ястреб колесом
Покатился под низом!
Твои дети горят,
Масло макают,
Тебя не дожидают!
е) Ястреб, ястреб, колесом!
Твои дети под лесом,
Курицы на улице,
Петух на дворе!
Твоё гнездо горит!
ё) Ястреб, ястреб,
Кругом, кругом,
Убирайся к чёрту в угол!
7. Приговорки на разных птиц
а) Галки-вороны,
Где ваши хоромы?
б) Галки-вороны!
Ключи потеряли!
Ключи потеряли!
в) Кукушка-кукушка,
Сколько мне годов жить?
г) Гагара, гагара,
Уши горят!
д) Чин чина больше!
(приговорка на воробья)
е) Никифор — кургуз!
Никифор — кургуз!
(приговорка на голубя)
ж) Никита — сокол!
Продай мне топор!
Я девку увижу,
Титьки отрижу!
Тюк!..
(«Как сокол кричит»)
з) Сколько было зародов,
Сколько было омётов —
Всё переели, потрескали!
(приговорка на ласточку)
и) Подь полоть!
Подь полоть!
Подь полоть!..
(приговорка на перепела)
к) Продам жену —
Куплю шубу!
Продам шубу —
Куплю жену!
(приговорка на тетерева)
л) Утица-гагара
Детей потеряла.
Чайка шла,
Детей нашла.
8. Приговорки корове
а) Выгоняйте вы скотину
На широкую долину!
Гоня девки, гоня бабы,
Гоня стары мужики,
Бородаты старики!
б) Егорий-батюшка,
Сохрани мою скотинку
В поле и за полем,
В осеку и за осеком,
От зверя бегучёво,
От гада ползучёво,
От всех бед и напастей!
в) Когда гонится стадо коров с поля, то дети становятся в кружок и поют:
Стадо гонится,
Богу молится,
Умывается,
Утирается.
9. Приговорки на ромашку с муравьями:
а) Поп, поп,
Выпусти собак:
Баре едут,
Озимь топчут.
б) Поп, поп,
Выпусти собак
На боярский двор,
На дворяжных ребят.
10. Приговорки при ловле рыбы (на рыбалку)
а) Ловись, ловись, рыбка,
Большая и маленькая!
б) Клюйся, рыбка маленькая!
Клюйся и большая!
в) Водяной, водяной ,
Да силовой!
Я тебе — червячка,
Ты мне — рыбку (окунька)!
г) Клюнь, плотичка,
Клюнь, салажка,
Клюнь поболе, окушок!
11. Приговорки при купании
При купании дети кричат:
а) Господи Боже,Благослови,
Христос,покупаться!
б) Троица велела,
Богородица велела:
Трижды окунуться,
Нырком пройти,
Из воды вон уйти!
в) Благослови, Христос!
И я попрусь в …
г) Купки-лапки
Под лопатки.
д) Купки-лапки
Под середние лопатки.
Кто дольше всех купается, тому поют:
е) Кого солью солить,
Кого мылью мылить,
Меня теплой водой,
Меня сывороткой.
Когда попадет в ухо вода, скачут на одной ноге, наклоняют голову, нажимают ладошкой на ухо и поют:
ж) Вылейся, водичка,
Да на рукавичку:
Под пень,под колоду
К лягушкам, к болоту.
з) Улитка-улитка,
Вылей воду
На осинову колоду.
и) Мышка-мышка,
Вылей воду
На осинову колоду,
Под кривую изгороду.
к) Мышка-мышка,
Вылей воду
На сухую изгороду —
Там бабка живет,
Всю водичку соберет.
л) Мышка, мышка,
Вылей воду
Под осинову колоду!
Вода плёв-плёх-чок!
м) Мышка, мышка,
Вылей воду
Под осинову колоду!
Плёх-сох-вылила!
н) Мышка-мышка, вылей воду
Под косую огороду.
Я ти дам пятачок,
Ты сходи в кабачок,
Купи пряничек
И овсяничек.
о) Мышка-мышка,
Вылей воду
За косую огороду.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, до пят,
Все волосенки в ряд.
12. Приговорки, когда выпадает зуб
Когда выпадает зуб у ребят, бросают на печку и приговаривают:
а) Мышка-мышка,
На тебе зуб мясной,
А мне дай костяной.
б) Мышка-норушка,
На тебе зуб простой,
Дай мне зуб костяной.
13. Приговорки от болезней
а) Тьфу-тьфу-тьфу (три раза)!
Не моя зараза!
Не мамина, не папина,
Ничья, ничья, ничья!
Цыгане придут —
Заразу подберут!
б) Икота, икота,
Дойди до Федота,
С Федота — до Якова,
С Якова — до всякого!
в) Сук, сук,
Возьми свой круг,
А рабу Божью (имя)
Дай здоровья!
г) Чирий-Василий,
Раскинься пошире,
А рабу (имя)
Дай здоровья!
д) Сер баран
И в сер баран,
Скок на камень —
И кровь не канет!
е) Икота, икота,
Перейди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.
Икота, икота,
Иди за ворота.
14. Приговорки, когда расчесывают девочке волосы
а) Расти, расти, коса,
До шелкова пояса!
Тебе женишок,
А мне пирожок!
б) Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, до пят,
Принеси двести ребят.
Сколько волосинок —
Столько голосинок.
в)Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса.
Как ты вырастешь, коса,
Будешь городу краса.
г) Приговаривает мама, заплетая косу:
Коса вниз, сама вверх!
Коса вниз, сама вверх!
Коса — всему свету краса!
15. Приговорки на потерянное
а) Черти, черти, поиграйте,
Да мне (название потерянного) отдайте!
б) Чья потеря? Мой наход!
На базаре пароход.
Солнышко закатится —
У нас Валя хватится.
Солнышко зайдет —
Валя заревет.
в) Черт-черт, поиграй,
Поиграй и отдай.
Не отдашь мою игрушку,
Я сожгу твою избушку.
16. Приговорки при прыжках с ноги на ногу:
а) Прыг-скок, прыг-скок,
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок!
Бабка шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села да поела,
Да опять пошла.
б) Шел старик дорогою, дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается, бодается, бодается,
А старик ругается, ругается, ругается.
17. Приговорки на урожай
а) Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни редка,ни густа,
До великого поста.
б) Капуста виласта,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пудаста.
в) Уродитесь бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны.
18. Приговорки-дразнилки
а) — Усь-усь, не боюсь,
На полати заберусь,
Кирпичами заклалусь.
19. Разные приговорки
а) Просьба чего-либо вкусного:
— Сорок семь —
Делить всем;
— Сорок один —
Ешь один;
— Сорок восемь —
Половину просим!
б) Примирилка:
Мирись, мирись,
Больше не дерись!
Кто задерется,
Того бить всем!
в) — Я пойду домой.
— На дороге-то хромой.
Он портянки сушит,
Он тебя задушит.
г) Двадцать два на фронте,
Семьдесят семь на ремонте.
Да одного не хватает.
д) Когда мальчики начинают драться:
1‑й: Я ти дам — ты улетишь к нам!
2‑й: Я ти двину — ты улетишь в глину!
1‑й: Я ти тресну — ты улетишь в тресту!
2‑й: Я ти дам потычину — ты улетишь к Ивану Тряпичину.
е) Кто попросит нож, тому обязательно скажут: «Спой ежа»:
Ежик-ежик, ежевал,
По завалинкам бежал.
У ежа два ножа,
Вы пожалуйте ножа
(и только тогда дают).
ё) Пиявку изловят, кладут на камень, ударяют и приговаривают:
Гость гости, да не пакости.
ж) При плохой погоде поют:
Погода велика,
Унесла старика.
з) Блини-бом, блини-бом!
Блини-блини, блини-бом!
С колокольни мужик упал —
Рукавицы потерял,
Домой пошел —
Рукавицы нашел.
Блини-блини, блини-бом!
Блини-бом! Блини-бом!
и) Трифон-пирин! Трифон-пирин!
Иван Колтырин! Иван Колтырин!
к) Тыр-тыр, восемь дыр,
Ни одной заплатки.
л) Ух-ты, ах-ты,
Все мы космонавты.
Источники детских приговорок:
1а-г, 2а-б, 3а-г, 4. 1а-м, 5б-г, 6в-ё, 7а-к, 8а-в, 10а-в, 11а-в, 11л-м, 13а-д, 14а, 15а — Традиционный фольклор Новгородской области / Составители: М. Н. Власова, В. И. Жекулина, С.-П., 2006.
5а — Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. П.В.Шейном. Том 1, выпуск первый, 1898.
6а — Нечаев А. Игры и песенки деревенских ребят Лапшевского уезда Казанской губернии. — Живая старина, 1891, вып. IV.
6б,16а-б, 19а-б — М. Н. Мельников, Русский детский фольклор, Москва, «Просвещение», 1987.
7л, 10г, 11г-е, 11н-о, 12а-б, 13е, 14б-г, 19д-л — С. М. Лойтер. Детский поэтический фольклор Карелии. Петрозаводск, 2013.
9а — Добровольский В. Н. Смоленский этнографический сборник. М., 1903.
9б — Балов А. Колыбельные и детские песни и прибаутки в Ярославской губернии, Пошехонского уезда. — Живая старина, 1901, вып. 1.
11ж-к, 15б-в, 17, 18а, 19в-г — Ехал Сенька по воду. Детский фольклор Шадринского края / Составители В. Н. Бекетова, В. П. Тимофеев. — Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1996.
1 Пестыш, ластыш — растение, употреблявшееся весной в пишу, вид хвоща.
Приговорки — Корабль Друзей
Главная >> Библиотека >> Ладушки
Приговорка — небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо, обращения к растениям, птицам, животным. Это могут быть прямые просьбы. А могут быть и звукоподражания.
***
Божьей коровке поют:
Погодка-ягодка,
Коли хочешь, так лети,
А не хочешь, так сиди —
Вот твоя дорога!
Завтра дождь или погода?
— Погода, погода, гу-у-у!
***
Мария-солнышко,
Полети на облышко!
Принеси нам с неба
Меда и хлеба,
Плюшек, преснушек,
Сладких ватрушек!
***
Божья коровка,
Что завтра будет:
Дождь или погодка?
Как теперь — то лети!
Как в четверг — то сиди!
***
Бабушка-коровушка,
Полетай на небушко —
Там твой отец
Пасет овец!
***
Ванька, Ванька-комарок,
Улети иа свой дворок!
Там твой дедушка —
Кушает репушку,
Там твоя бабушка —
Кушает оладушки.
Тебя ожидают,
Кусочки доедают!
***
Бабочка-коробочка,
Ветер или дождь?
Полетишь — так ветер,
Упадешь — так дождь!
***
Коровушка-буренушка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба:
Черного и белого,
Только не горелого.
Всем продавай,
А нам так давай!
***
Коровка-колотовка,
Будет ли работка —
Будет ли матка блины печь?
Коли будет — то лети,
А не будет — не лети!
***
Улитку просят показать рожки:
Улитка, улитка,
Выпусти рога!
Дам пирога,
Масленого,
Перемасленного!
***
Слизень-близень,
Выкажи рога!
Дам творога,
Масла туесок,
Овсяный колосок!
***
Слимак, слимак,
Высунь рожки!
Дам картошки,
Блин да пирог,
Толоконца комок!
***
Катушка-матушка,
Покажи рога!
Дам кружку молока
И краюшку пирога!
***
Обращаются к майскому жуку:
Солнышко, солнышко,
Полети на облышко!
Там твои детки
Кушают конфетки,
Хлебом заедают,
Медом запивают,
Всем раздают,
А тебе не дают!
***
Бабочке поют:
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!
***
Светлячка кладут на ладонь просят:
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога!
***
Увидев пролетающих галок, припевают:
— Галки, вороны,
Где ваши хоромы?
— Наши хоромы
В лесу на соломе!
Тит солому увозил.
Наши гнезда разорил,
Одна галка наперед —
Всю солому соберет!
***
Услышав в лесу голос кукушки, ее просят:
Кукушечка, кукушечка,
Серенька рябушечка,
Прокукуй в лесу: ку-ку —
Сколько лет я проживу?!
***
Вторят пению жаворонка:
Ти-ли, ти-ли-ли!
Нажали, накосили!
Ти-ли, ти-ли-ли!
Нажали, смолотили!
***
Про удода говорят:
Уд-удод, уд-удод,
Не летай в огород,
Не пугай народ,
Садись на кочку,
Проплачь всю ночку.
***
Дразнят птиц:
Скок сорока,
Прыг сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока!
***
Клест-прост,
Сел на мост,
Кривлен нос,
Зелен хвост!
***
Дрозд, дрозд,
Кованый нос,
Кованый нос,
Долгий хвост!
***
Вдогон улетающим на юг гусям кричат:
Летят гуськи,
Плоски носки.
Говорят гуськи:
«То-то-мы-ли, то-то-мы,
Мы вернемся во домы!»
***
Собирая в лесу ягоды и грибы, припевают:
Уж ты, бор-борок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
***
Ау, ау, аукаем,
По полям, лесам приаукиваем:
Столько нам грибов коробов —
Сколько в лесу комаров;
Столько ягод лукошек —
Сколько в поле мошек.
Ау, ау, аукаем!
***
Гриб-грибок,
Выставь лобок!
На тебя погляжу,
В кузовок положу!
Гриб на грибу,
А мой наверху!
***
Рву, рву ягодку,
Черную смородинку!
Маменьке в лукошко,
Тятеньке — в стаканчик,
А серому волку —
Корья на лопате!
***
Приговаривают при посадке в огороде овощей:
Сей, сей горох,
Уродится неплох!
Отлично хорош —
Крупен и пригож!
***
Уродись, горох,
Отлично хорош —
Множество стручков!
И крупен, и бел —
На потеху всем!
И сам тридесят —
Для всех ребят!
***
Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
Зелены и густы,
Стручки — с пятачки!
***
Репа-репонька,
Родись крепонька!
Ни мала, ни долга —
До мышиного хвоста!
***
Возле всходов припевают:
Тот-тох-торорох!
Уродись, бел горох,
Ячмень в кустах,
Овес в усах
Да лен в цветах!
***
Пуская в ручейки кораблики и лодочки, поют:
Ветер-ветерок,
Натяни парусок,
Гони мой баркас
На всех парусах!
***
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони —
До Волги-реки!
***
Море-морюшко,
Серебряное донышко,
Золотой бережок, —
По волнам гони стружок!
***
Купаясь в речке, перед тем как нырнуть, говорят:
Чашки, ложки, поварешки,
Искупалися матрешки,
Бульк!
***
Баба сеяла горох,
Обвалился потолок!
И сказала баба: «Ох»
***
Жили-были два енота
И сказали: «Гоп!»
***
После купания, выливая из уха воду, скачут на одной ноге и припевают:
Мышка, мышка, таракан,
Дай водички мне стакан —
Рукомойничек, судомойничек!
***
Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на дорожку!
***
Оля, Оля, вылей воду
На зеленую колоду —
Поросят помыть,
Боровка напоить!
***
Когда появляются на руках цыпки, их лечат коровьим маслом и при этом приговаривают:
Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок,
Пышки, лепешки,
Тараканьи ножки!
***
Выпавший молочный зуб бросают за печку и говорят:
Мышка, мышка,
Возьми мой зубишко!
Возьми репяной,
А дай мне золотой!
Далее
Как помочь ребенку использовать первые предложения
Лорен Лоури
Hanen Сертифицированный логопед и клинический штатный писатель
Очень интересно, когда дети начинают объединять слова в небольшие предложения. Этот большой шаг в их языковом развитии обычно происходит, когда им около 30 месяцев, но это может произойти и позже у детей с задержкой речи.
Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку научиться использовать предложения. Независимо от того, развивается ли ваш ребенок нормально или у него задержка речевого развития, вы можете разговаривать с ним таким образом, чтобы стимулировать развитие его предложений:
Используйте короткие грамматические предложения
Иногда люди думают, что могут помочь ребенку развить предложения, упрощая его собственный язык, но они упрощают настолько, что исключают правильную грамматику (например, они могут сказать «Хотите печенье?» вместо « Хочешь печеньку?» или «Мама помоги» вместо «Я тебе помогу»).
Детям необходимо слышать правильно построенные предложения с правильной грамматикой, чтобы узнать о правилах своего языка.
Хотя использование более коротких предложений может помочь маленьким детям, им необходимо слышать правильно построенные предложения с правильной грамматикой, чтобы узнать о правилах своего языка. Поэтому делайте предложения короткими, но грамматическими.
Используйте более длинные предложения, чтобы стимулировать понимание
Большинство детей могут понять больше, чем сказать. Таким образом, вам не нужно, чтобы все ваши предложения были короткими. Чтобы поощрять понимание вашего ребенка, вы можете использовать более длинные предложения, особенно когда вы даете инструкции или читаете книги вместе и говорите о картинках.
Расскажите об интересах вашего ребенка
Следуйте примеру вашего ребенка, наблюдайте за тем, что он делает и на что обращает внимание, и говорите обо всем, что привлекло его внимание. Сделайте паузу и подождите, чтобы предоставить ему много возможностей попробовать и использовать слова и предложения. Если вы будете говорить все подряд, у него не будет возможности потренироваться в построении предложений.
Увеличьте словарный запас вашего ребенка, особенно глаголов
Дети должны знать, как произносить много слов, чтобы составлять из них предложения. Использование различных слов, когда вы говорите с ребенком, поможет ему выучить новые слова. Глаголы (слова действия, такие как «танцевать», «падать» и «наливать») особенно важны для построения предложений. Здесь вы найдете советы о том, как увеличить словарный запас вашего ребенка.
Не исправляйте ошибки вашего ребенка
Когда дети начинают строить предложения, они часто пропускают слова или допускают грамматические ошибки, и это совершенно нормально. Важно, чтобы дети чувствовали воодушевление, когда они начинают экспериментировать с сочетанием разных слов. Поэтому вместо того, чтобы поправлять ребенка, повторяйте то, что он сказал, но используйте правильную грамматику. Таким образом, он слышит, как должно звучать предложение, но не пытается его произнести.
Расширьте то, что говорит ваш ребенок
Таким образом вы признаете и поощряете своего ребенка, а также показываете пример, который делает один маленький шаг вперед.
Если ваш ребенок использует одно слово или делает грамматическую ошибку, вы можете расширить то, что он сказал, используя его слова в предложении и добавив несколько слов. Например, если ваш ребенок указывает на птицу на дереве и говорит «птица», вы можете сказать: «Эта птица на дереве!». Если ваш ребенок хочет поиграть с вами в мяч и говорит «мяч», вы можете сказать: «Давай поиграем в мяч». Если ваш ребенок пропускает часть грамматики и говорит: «Папа, иди в машину», вы можете расширить его, добавив правильную грамматику: «Да, папа едет в машине». Он должен идти на работу». Таким образом, вы признаете и поощряете своего ребенка, а также даете пример, который на один маленький шаг впереди, на котором он может учиться.
Используйте в предложениях различные подлежащие
В предложении требуется подлежащее (человек, место, предмет или идея, которые что-то делают), и детям нужно слышать много примеров предметов, чтобы учиться как их использовать самим. Некоторые ранние развивающиеся предметы перечислены ниже [2]. Вы можете использовать эти подлежащие в своих предложениях, когда взаимодействуете и играете со своим ребенком, следующим образом:
- «Я» — говорите о своих мыслях и действиях (« Я голоден» «Я вижу птицу на дереве»)
- «вы» — расскажите о чувствах и действиях вашего ребенка (« Ты так высоко прыгаешь!»)
- «он/она/оно» – говорить о чувствах и действиях других (« Он быстрый!» « Он чувствует себя мягким»)
- «мы» — говорите о том, что вы и ваш ребенок делаете вместе (« Мы идем в магазин»)
- названия людей и предметов – расскажите об игрушках, с которыми играет ваш ребенок, или о персонажах книг» Тедди голоден» « Малыш спит»)
Используя некоторые из этих простых советов, вы сможете увеличить словарный запас вашего ребенка и привести примеры первых предложений. Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, поговорите со своим врачом или логопедом. Наша статья «Когда обращаться за помощью?» предоставляет вехи для разных возрастов, чтобы вы могли определить, развил ли ваш ребенок все навыки, которые можно было бы ожидать для его возраста.
Приведенные выше советы адаптированы из двух наших программ Hanen, обе из которых предлагают стратегии для родителей детей с задержкой в развитии слов и первых предложений:
Говорить нужно вдвоем® — Программа Hanen® для Родители детей с задержкой речевого развития . Эта программа предназначена для родителей маленьких детей (от рождения до 5 лет), у которых была выявлена задержка речевого развития. Эта программа учит родителей использовать естественные повседневные занятия для развития речи своих детей. языковые навыки.
Target Word™ — Программа Hanen® для родителей детей, которые поздно начинают говорить. Эта программа была специально разработана для родителей детей в возрасте до 30 месяцев, которые используют несколько слов или сочетаний из двух слов. «Опоздавшие» понимают, что им говорят, и обладают хорошими навыками игры и очередности. Но когда дело доходит до использования слов, их словарный запас ограничен.
Ссылки
- Weitzman, E. (2017). Говорить нужно вдвоем ® (5-е изд.). Торонто, Онтарио, Канада: Центр Ханена.
- Хэдли, П.А., Маккенна, М.М. и Рисполи, М. (2018). Разнообразие предложений в раннем языковом развитии: рекомендации по выбору целей и мониторингу прогресса. Американский журнал патологии речи, 27, 553-565.
Увеличение длины предложения (MLU) — Речевые и языковые дети
Перейти к содержимому
Увеличение длины предложения (MLU)SLPCarrie2022-05-25T14:12:29-05:00
Когда мы говорим об увеличении длины предложения у детей, мы часто используем термин «средняя длина высказывания». Это относится к средней длине предложений, которые обычно использует ребенок. Например, когда дети только учатся говорить, их MLU часто равен 1, потому что они используют только одно слово за раз: «мяч?», «мама», «мой», «нет». Если примерно в половине случаев использует одно слово, а в другой половине объединяет два слова (например, «мой мяч»), то можно сказать, что MLU равен 1,5.
**Внимание, мы собираемся заняться всеми техническими вопросами. Если вас не волнует лингвистическая чепуха, я рекомендую вам пропустить этот раздел и перейти к следующему заголовку.
Обычно мы измеряем MLU в морфемах. Морфема – это наименьшая единица языка, обладающая собственным значением. Это означает, что если бы вы разделили слово на части, каждая часть имела бы свое значение. Это запутанная концепция, поэтому позвольте мне привести несколько примеров.
Слово «яблоко» — это одна морфема. Вы не можете больше делить это слово и по-прежнему иметь для него какое-то значение. Например, если вы разделите его на «ap» и «ple», эти слова сами по себе не будут иметь никакого значения. Они должны быть вместе, чтобы иметь смысл. Однако, если вы добавите «s» в конце, чтобы получить «яблоки», у вас получится две морфемы. Вы можете разделить его на «яблоко» (имеется в виду красный фрукт) и «с» (имеется в виду более одного).
Еще одно слово, состоящее из двух морфем, — «прыгать». Мы можем разделить это слово на «прыжок» (действие) и «инг» (означающий, что это происходит в данный момент).
Слово «бабочка» может выглядеть как несколько морфем, но на самом деле это всего лишь одна. Да, вы могли бы разбить слово на «масло» (еда, которую вы намазываете на тосты) и «муха» (назойливый жук), но вы больше не говорите о красивом насекомом, которое летает по вашему саду весной. Разбив его на более мелкие слова, вы просто изменили смысл всего того, о чем говорили.
Так зачем все это? Именно так мы измеряем MLU. Если ребенок говорит «мой мяч», это две морфемы (мой и мяч). Но если ребенок говорит «мои мячи», то мы бы сказали, что он использовал три морфемы (мой, мяч и «с»). Если бы вы считали по количеству слов, у обоих потомков был бы один и тот же MLU. Однако второй ребенок произнес более сложное в лингвистическом отношении предложение, поэтому ее MLU заслуживает большей оценки. Таким образом, подсчитываются морфемы.
Фу, техническая чепуха закончилась. Давайте двигаться дальше!
Вот диаграмма того, каким должен быть MLU ребенка в разном возрасте:
Возраст ~ MLU (в морфемах)
(На основе стадий языкового развития Брауна)
12–26 мес. ~ 1,0–2,0
27-30 МО ~ 2,0-2,5
31-34 МО ~ 2,5-3,0
35-40 МО ~ 3,0-3,75
41-46 MOS ~ 3,75-4,5
47 МО + ~ 4,5 +
Итак, что вы делаете, если средняя длина предложения ребенка (или MLU) не там, где она должна быть? Что ж, много чего можно сделать! Если вы являетесь родителем ребенка и вас беспокоит MLU, вам, конечно же, следует обратиться за консультацией к логопеду (SLP). Этот совет не заменяет рекомендации лицензированного SLP. Тем не менее, вы всегда можете попробовать некоторые из этих стратегий, пока ждете терапии или пока ваш ребенок уже с кем-то встречается.
Чтобы увеличить длину предложения, нужно определить, чего не хватает в речи ребенка. Вот некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание при рассмотрении вопроса об увеличении длины предложения.
Как научить ребенка любому новому навыку с помощью исчезающих опор
Возможно, у ребенка недостаточно словарного запаса, чтобы выбирать слова. Если у ребенка недостаточно большой словарный запас, у него может не хватить слов для составления более длинных предложений. Из исследований мы знаем, что дети не начинают соединять два слова вместе (например, «мой мяч»), пока в их словарном запасе не будет хотя бы 50 слов.
И даже тогда в их словарном запасе должно быть множество разных слов. Если ребенок знает только 50 существительных, он не сможет их комбинировать многими осмысленными способами. «Печенье» на самом деле мало что нам говорит. Если только это не шарик из печенья… в таком случае я хочу его. Но я отвлекся. Ранний словарный запас ребенка должен включать существительные, глаголы, дескрипторы, притяжательные формы (например, «мой»), отрицания (например, «нет»), указательные формы (например, «что»), вопросительные слова (например, «что») и т. д.
Если у ребенка, с которым вы работаете, ограниченный словарный запас, попробуйте поработать над этим, чтобы увеличить словарный запас. Вот несколько статей об увеличении словарного запаса:
Статьи об улучшении словарного запаса
Много раз, когда мы видим детей с короткими НПУ, мы смотрим на грамматические маркеры. Дети с задержкой речи часто опаздывают при использовании этих грамматических маркеров. Это может значительно уменьшить показания MLU. Например, ребенок, говорящий «Мне, пожалуйста, печенье», получит 6 морфем, а ребенок, говорящий «Хочу печенье, пожалуйста», получает только 3. Эти грамматические маркеры действительно складываются! Для получения дополнительной информации об обучении грамматическим маркерам перейдите на страницу ресурсов по грамматическим маркерам:
Страница ресурсов по грамматике
Если вы работаете с ребенком младшего возраста, у вас могут возникнуть трудности с отработкой определенных навыков, таких как грамматические маркеры.