Презентация по теме "Совесть". Основы светской этики. Презентация о совести 7 класс
Презентация по теме "Совесть". Основы светской этики
Данная презентация составлена к уроку пго курсу Светская этика. Тема урока "Совесть". материал предназначен для учителей, работающих в 4 классах и преподающих курс "основы светской этики". надеюсь, что данная презентация будет полезна и педагогам и обучающимся по данному курсу четвероклассникам.
Просмотр содержимого документа «Презентация по теме "Совесть". Основы светской этики»
Основы светской этики
Тема «Совесть»
Подготовила:
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 89
Г. Челябинска
Воронина Марина Михайловна
Пусть этот день несёт нам радость общения, Наполнит сердце благородными чувствами .
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Ответим на вопросы
1.Нужна ли человеку совесть?
2. Различаются ли понятия «стыд» и «совесть»?
3. Когда появилось понятие «совесть»?
Компоненты совести
Долг
Честь
Достоинство
Справедливость
Словарь Ожегова
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
Словарь Ожегова
Стыд - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Игра «Честный и нечестный сказочный герой»
Как понять выражения?
Муки совести
Меня мучает совесть
Бессовестный человек
Моя совесть молчит
Моя совесть чиста
Совестливый человек
Домашнее задание.
1 ) Расспросите родителей о значении совести в их жизни.
2) Найти 5 пословиц и поговорок о совести.
3) Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр.48-49
Интернет-ресурсы
http://dic.academic.ru
http://www.solnyshko.ee
http://vkids.km.ru
http://www.ug.ru
kopilkaurokov.ru
Презентация по ОСЭ на тему "Совесть"
Цель: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».
Задачи
1. Обучающие:
- проверить степень усвоения ранее изученной темы;
- формировать навыки работы с терминами;
- совершенствовать умение работать с источниками;
2. Развивающие:
- продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков;
- обучать элементам творческой деятельности;
3. Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, поддержки;
- акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Методы и приемы: словесный, наглядный, эвристический, с использованием элементов блочно - модульной технологии.
Формы организации познавательной деятельности: продуктивное обучение, коллективная, работа в группах, беседа, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой работы.
Виды деятельности: проблемное задание, мозговой штурм, составление плана, самостоятельная работа с источниками, творческая работа – рисование по представлению, работа в тетради.
Основные термины и понятия: совесть, стыд, чувства, воля.
Оборудование: мультимедиа, карточки с пословицами и рассказами.
Словарь: Совесть, угрызения совести, чувство вины, стыд, сожаление.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. 1 минута.
2. Проверка домашнего задания: 5 минут.
- Ребята, какие пословицы о чести и достоинстве вы приготовили дома?
(Ешь с голоду, а честь береги смолоду.
Какову жизнь проживёшь, такову и славу наживёшь.
Честь нельзя отнять, её можно потерять. )
- Посмотрите внимательно на схему, вспомните материал прошлого занятия. Скажите, какого слова не хватает? (Совесть) Об этом мы поговорим сегодня.
- Сейчас прочтите пословицы и добавьте подходящее по смыслу слово.
1. Всякому своя…(честь).
2. С честью выполняй свой … (долг).
3. В ком честь, в том и … (правда).
6. Без …(труда) чести не получишь.
7. Береги…(платье) снову, а честь смолоду.
3. Сообщение темы и цели урока: 3 минуты.
1. Предложить прослушать притчу. Тексты притчи должны лежать на каждом столе.
«Прости меня…»
Однажды человек пришел к Будде и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил: - Это все или ты хочешь чего - нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, ты стал саньясином, но постоянно забываешь об этом, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня - это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он! Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно - любовь и сострадание, проявленные Буддой!
Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений. Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня! Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!
- Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить. Но для начала мы еще раз обратимся к тексту и ответим на некоторые вопросы:
- О ком эта притча?
- Как вы оцениваете действие человека? Найдите в тексте слова, объясняющие его поведение ?(Он хотел унизить, оскорбить Будду)
- Как оценил действия человека Будда?
(«бедняга и так слишком много страдал», «Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня - это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. » «Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя»)
- Почему человек сначала был смущен и озадачен, а потом заплакал и ушел?
( Ему стало стыдно)
- С каким чувством пришел человек вечером к Будде? Что его мучило?
( с чувством раскаяния, стыда, с угрызениями совести)
- Какие слова человека подтверждают, что он осознал свою ошибку и раскаялся?
( «Прости меня!»)
- Какими словами Будда называет то, что чувствовал человек?
( «прекратился тот ад, в котором ты пребывал»)
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «ад»?
- Почему Будда остановил своего ученика, который хотел наказать человека за дерзкий поступок?
( «Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!» т. е. лучше остерегаться плохих поступков, чтобы не чувствовать угрызения совести)
- И чтобы не стать безумным, каждый человек должен нести ответственность за свое поведение, уметь оценивать свои поступки и вовремя исправлять в себе недостатки. Если мы откроем толковый словарь, то увидим, что «чувство нравственной ответственности за свое поведение, оценка своих поступков» определяется одним словом – совесть. Именно «Совесть» и будет темой нашего урока.
2. Запись темы урока в тетради. Работа со статьей учебника. Запись определений «стыд» и «совесть».
«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»
А. И. Солженицын
Как вы понимаете слова А. И. Солженицына?
3. Работа с определениям
- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
- А есть ли в их значении какое - то различие?
(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
Ребята, закройте глаза и мысленно вспомните, был ли у вас момент, когда вам было стыдно, вы раскаивались в своём поступке.
Поднимите руки, у кого такое произошло.
- Что вы чувствовали? (Нас мучила совесть)
- Что же такое совесть? Обратимся к словарю В. И. Даля. «Совесть – внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
Ребята, кто из вас как понял это понятие?
Оказывается, совесть – это внутреннее чувство, которое позволяет нам различать хорошее и плохое, это – неписанный закон души, помогающий человеку оценить свои мысли и поступки.
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «совесть»? Запишите их в столбик. Попробуйте записать к ним определения.
Совестливый – поступающий по совести;
бессовестный – нечестный, наглый, безнравственный;
совестно - стыдно, неловко от сознания неправоты;
добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;
сОвестить – стыдить.
Какие слова из данных определений мы можем назвать синонимами к слову «совесть»?( стыд, честность, совесть).
- Назовите антонимы к однокоренному слову «совесть».
(бессовестный – нечестный, наглый, безнравственный)
Познакомимся с одним замечательным рассказом А. Гайдара « Совесть». И сами попробуем определить, что такое совесть и зачем она нужна человеку.
1) Чтение с остановками.
- Почему Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)
- Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?
- Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)
- Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно, она боялась получить двойку)
- А как вы думаете что могла сказать Нина маленькому мальчику? (Предположения детей)
Чтение текста
- Как дальше себя поведет Нина, что она сейчас будет делать? (Предположения детей)
Читают концовку рассказа.
- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло
- Как вы представляете себе совесть, если бы это было живое существо? (Выслушиваем варианты детей, устное рисование портрета совести). Представляю свое видение совести. Обсуждение.
- ( Мозговой штурм). Как вы думаете, совесть и стыд – это одинаковые чувства у человека или они различаются? Это задачи нашего урока. Вспомните, что такое стыд и найдите различия. ( чтение 1 абзаца, выводы)
- Попробуем увидеть глубокий смысл слова СОВЕСТЬ.
Оно состоит из двух частей.
СО - особенная приставка, ее значение - соединять, объединять с чем - то или с кем - то. Например: сострадать – страдать, переживать с другим человеком;
Сочувствие - разделять чувство другого человека;
Сотрудники – люди, объединенные одним трудом. Как вы понимаете слова: сорадоваться, содружество, созвездие?
Весть – в значении слов знать, ведать. С кем вместе? И что ведать?
( Ответы детей)
СОВЕСТЬ – внутренний судья человека.
- Человек вместе со своим внутренним миром знает, что такое добро и зло, что такое хорошо и что плохо. Вспомните Нину Карнаухову, что происходит с человеком, когда он остается наедине сам с собой.
Вот перед вами треугольник: ты - твой поступок – окружающие тебя люди. Совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих людей твой поступок обычно проходит незаметно. И наедине с собой
1) ты размышляешь, что ты совершил;
2) эта мысль преследует тебя;
3)ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;
4) ты исправляешь положение;
5) наступает мир с самим собой.
- Что же такое совесть? И зачем она нужна человеку? ( Совесть - это внутренний мир человека. Нужна, чтобы жить в мире с самим собой. )
4. Самостоятельная работа по учебнику.
- Читая текст, из каждого абзаца выберите главные понятия, которые связаны с понятием «совесть».
5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Что это? ( Это план, это компоненты совести)
6. Физминутка.
- Соберите слова по этим буквам. ( Работа парами)
Доброта, честность, справедливость.
7. Сценка «Бессовестный».
В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работала, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды Петина бабушка заболела.
- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только не долго ходи, у меня очень болит горло.
Петя быстренько собрался, взял деньги и убежал.
Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец - то раздался звонок в дверь.
Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.
- Петя, где же ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.
- Гулял с мальчишками из соседского двора! – весело ответил Петя.
- А молоко ты купил?
- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка, заплакав, сказала:
- Какой же ты бессовестный Петя! А я так на тебя надеялась.
Выводы, обобщения.
- Ребята, как вы думаете, почему бабушка назвала Петю бессовестным?
А у вас были такие моменты, когда вас называли бессовестными?
Ребята, как бы вы поступили на месте Пети?
Давайте поможем Пете исправиться и досочиняем рассказ так, чтобы Петя стал положительным героем.
- Где живёт совесть? (в душе человека, в его сердце)
- Как вы понимаете выражения «жить по совести», «потерять совесть», « совесть спит»?
- Что нужно делать, чтобы не потерять совесть, чтобы она не уснула?
(ответы детей)
Обобщить ответы детей строками из стихотворения Э. Асадова:
В мире столько всяческого зла.
Значит, надо помнить постоянно:
Никогда не поздно и не рано
Совершать хорошие дела.
И чтоб сердцу не было морозно,
Сколько бы ты бед ни натворил,
Никогда не рано и не поздно
Повиниться честно и серьезно
В том, что ты когда - то совершил.
8. Рефлексия
- Предлагаю с помощью фраз, слов, условных обозначений показать то, за что было стыдно, в чём раскаиваетесь.
- Чей листочек остался чистым? Это хорошо или плохо? Почему?
- Жизнь представляет человеку выбор. Она не имеет черновиков и дублей. Мне вспомнилась пословица: промах мгновенен – длинно раскаяние. Философ Соловьёв считал, что человеку в первую очередь нужно развивать в себе стыд, жалость, доброжелательность.
- Что вы можете добавить в этот ряд?
Дети, о каком же нравственном качестве мы говорили?
- Как вы поняли, что такое СОВЕСТЬ?
9. Вывод по уроку.
- Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: - Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. - После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что - то, о чем не хотелось бы помнить. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
10. Творческое домашнее задание.
1. А дома я предлагаю вам нарисовать «совесть».
- Подумайте в роли кого или чего она могла бы быть?
Само слово «совесть» женского рода. Значит, «совесть» можно изобразить в виде девушки, а может быть, в виде какой - то сказочной героини женского пола. Также совесть можно изобразить в виде какого - то поступка, действия. Пофантазируйте немножко, и мы посмотрим, у кого что получилось.
2. С. 48 - 49 вопросы и задания.
3. Прочитать рассказ «Гришкина милостыня» (дополнительно). Найти пословицы и поговорки о совести.
Приложение
Гришина милостыня
Все утро Гриша был весел и играл на дворе. Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая - то девочка в в черной дырявой кофточке. . .
– Подай милостыньку Христа ради! – робко проговорила она.
Гриша в ту минуту собирался швырнуть камешком в воробьев, но остановился и подошел к девочке.
– Тебе хлеба надо? Да? – спросил он, зажимая камень в кулак. – Подставляй руку!
И девочка доверчиво протянула к нему свою худенькую руку.
– На, бери! – крикнул шалун и положил ей в руку камень.
Девочка не бросила камня и ничего не сказала; она только посмотрела на серый камешек, потом взглянула на Гришу и, понурив голову, пошла дальше. Девочка ни словом, ни взглядом не обидела Гришу, а между тем Грише вдруг стало невесело.
Солнце так же ярко, небо так же ясно, и воробьи чирикают так же задорно – но Гриша и не смотрит на них. . . Гриша был вовсе не злой мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить, но шутка вышла плохая.
Гриша бегом бросился в кухню, сам отрезал толстый ломоть хлеба и выбежал за ворота. Он взглянул направо, налево, – девочки нет.
Он все посматривал в поле, все думал: не покажется ли вдали девочка. Но ее нет!. .
Подайте ему эту девочку! Подайте ему эту нищенку!. . Он даст ей хлеба, принесет ей булок, подарит ей все свои серебряные деньги, отдаст ей все свои игрушки, отдаст ей все, все – даже ружье и барабан!. . Но девочки нет! Гриша плачет, мнет в руках хлеб, и его горячие слезы капают на ломоть ржаного хлеба. И отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему, кажется, было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как - нибудь. . . Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек и ушла. . . Отчего она так посмотрела на него?. .
Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть эту девочку и вымолить у нее прощение за свою злую шутку. . .
Афоризмы и цитаты про совесть
Будь слугой совести и хозяином воли
(азербайджанская пословица)
Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.
Э. Делакруа
Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце.
А. С. Пушкин
Чистая совесть – самая лучшая подушка.
Г. Ибсен
Часто люди гордятся чистой совестью только потому, что они обладают короткой памятью.
Л. Н. Толстой
Есть степень заядлой лживости, которую называют «чистой совестью».
Ф. Ницше
Может быть, совесть источник морали. Но мораль никогда еще не была источником того, что по совести считают добром.
Акутагава Рюноскэ
Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды.
Самое главное украшение - чистая совесть.
Велико могущество совести: оно дает себя чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновного все заслуженное им наказание.
М. Т. Цицерон
Чем утонченней человек, тем более утонченная у него совесть, и поэтому одни более совестливы за свои поступки, чем другие. Однако более всего шокирует то, что совестливые люди часто несут более тяжелое наказание за свои ошибки, чем те, кто никогда не думает о том, что говорит или делает.
Энергия совести излучает либо миролюбие, либо беспокойство в дополнение к действию, определяя его как конструктивное или деструктивное.
Инаят Хан Хидаят
Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав.
Жан - Жак Руссо
Совесть - это правильный суд доброго человека.
Аристотель
Я считаю, что нельзя лучше жить, как стараясь делаться лучше, и что нет большего удовольствия, как чувствовать, что действительно становишься лучше. Это счастье, которое я не переставал испытывать до сих пор и о котором свидетельствует мне моя совесть.
Сократ
Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.
Абу - ль - Фарадж
Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
М. Аврелий
Притупление совести узнается из неспособности к негодованию против действий, наносящих вред человечеству.
А. Амьель
В здоровых совесть самонадеянна, в слабых и несчастных — робка, в нерешительных — беспокойна и т. д. это голос, повинующийся чувству, которое господствует над нами, и мнениям, управляющим нами.
Л. Вовенарг
Что такое совесть? Это компас среди неведомого.
Высший суд — суд совести
В. Гюго
Приятно следовать внушениям совести.
О. Бальзак
На свете нет более презренного сутяжничества, чем проявляемое человеком перед судом собственной совести.
Г. Бичер
Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь.
А. А. Блок
Все, что успокаивает нечистую совесть, вредит обществу.
Голос чистой совести приятнее ста голосов славы.
П. Буаст
Угрызение совести — это эхо утраченной добродетели.
Э. Булвер
Совесть не может ошибаться.
А. Виньи
В вопросах совести закон большинства не действует.
М. Ганди
Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.
Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность.
К. Гельвеций
Беспощаднее, чем совесть, нет инквизитора.
А. И. Герцен
Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть.
Взыскательная совесть — Светило нравственного дня.
И. В. Гете
Чистую совесть иметь — не знать за собой прегрешений!
Гораций
Аркадий ГАЙДАР
Совесть
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из - за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
videouroki.net
Классный час в 7 классе Совесть
МОУ «Еловкая средняя общеобразовательная школа»Пермского края, Еловского района, с. Елово,Классный час«Совесть»
Кужлева Елена ВладимировнаЗаместитель директора по УВР МОУ «ЕСОШ»
Елово 2010
Цели: уточнить значение таких нравственных категорий как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.Подготовительная работа: поручить двум учащимся найти в различных источниках информации афоризмы и пословицы про совесть и стыд.Оформление: на доске написать пословицы о совести и стыде; неоконченное выражение « - это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя».
Ход классного часа
ВведениеНа доске выражение « - это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя».Классный руководитель. Ребята, какое слово пропущено в этом выражении?Примерные ответы детей:- Совесть.- Стыд.- Доброта.- Человеколюбие.2. Проблемная ситуация. Рассказ «Совесть»Классный руководитель. Ребята, возможно, все ответы подходят к этому выражению. Давайте послушаем рассказ известного детского писателя. (Читает рассказ).
РассказНина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. Несчастный прогульщик! строго сказала она. И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? Нет! удивленно ответил малыш. Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть. 3. Интерактивная беседаКлассный руководитель.- Назовите автора этого рассказа. (А.Гайдар)- В какое время происходили события этого рассказа? (Рассказ написан приблизительно в 1940 году).- Почему Нина не захотела пойти в школу?- Почему Нина отвела малыша в школу?- Отчего Нина плакала в роще?- Что значат слова «грызла беспощадная совесть»?- Как бы вы озаглавили рассказ? («Муки совести», «Бессовестная Нина», «Нина и малыш» и т.п.).4. Информационный блок. Работа с афоризмами.Классный руководитель. Как отзывались о совести известные люди? Я даю слово (имена, фамилии). Они поработали с информацией из разных источников и выбрали афоризмы известных писателей, философов.К доске выходят ученики, зачитывают афоризмы.Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. А.С. ПушкинЧасто люди гордятся чистой совестью только потому, что они обладают короткой памятью. Л.Н. ТолстойМоя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. М.Т. ЦицеронСамое главное украшение - чист
schoolfiles.net
Сценарий и презентация для классного часа на тему: "Совесть"
Цель и задачи урока:
помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально - этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»
Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.
Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями , сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи , соотношение поступка с моральной нормой.
Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Оборудование:
(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал, Ф. Шопен. Ноктюрн №20.
1. Организация деятельности (настрой на урок) Слайд №3
Слайд №4: изображение города с Мастером
Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”:
– Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
Слайд №5: изображение бабочки на ладони
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
Вопросы учащимся:
– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).
– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
– А сохранение ее жизни? (это добро)
2. Актуализация опорных знаний по теме.
Учитель. Друзья, я предлагаю сегодня поговорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Дети. А разве мы не говорили о добре и зле? Разве мы не знаем, что такое хорошо и что такое плохо?
Ученик. Можно я отвечу на этот вопрос.
Я считаю, об этом нужно говорить всегда! Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.
Ученица. Можно добавить!
А мне хочется сравнить это все даже с самыми простыми правилами “Русского языка”, например: слова с жи - ши пиши с буквой И, ча - ща пиши с буквой А, чу - щу пиши с буквой У! Учим, учим, а некоторые дети забывают правила при письме. Я думаю, что если правила русского языка забыл - это не страшно. А если мы забываем о правилах жизни – это страшно.
Тренинг «Как не попасть в сети зла? Слайд №6
Учитель. Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак. ) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце. ) Какой надежный щит поставить на пути зла?
Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность. Слайд №7
Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик.
3. Формулирование темы урока, постановка цели:
- А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок? (стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе)
Весь материал – смотрите архив.
videouroki.net
Презентация «Совесть»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон разумволясовесть
Слайд 2
Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Что значит поступать по совести? Какая совесть бывает чиста?
Слайд 3
- Мама, что такое совесть? - Совесть, дочка, - это повесть Про хорошие дела – Жизнь их нам с тобой дала. Кто по совести живёт – Никого не подведёт. Совесть – клад души твоей, Яркий лучик света в ней. Это путеводный свет. Он спасёт тебя от бед. Он в тебе всегда горит, Он твой самый прочный щит. (А. Лопатина, М. Скребцова)
Слайд 4
Портрет совестливого человекаОн все делает по совести, стыдится поступать… Это – человек… Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает… Он не совершает поступков … Он не пройдет мимо … Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то они вызывают у него… Совесть выражается в… Она побуждает человека следовать… Отвращает его от…
Слайд 5
Притча о добре и зле— Мой внук, я расскажу тебе, о да, Предание от северных волхвов: У каждого внутри идет борьба, Похожая на схватку двух волков. Один волчище представляет зло: И ложь и зависть, злоба без причин. Другой волчонок есть само добро: Любовь, надежда, верность до седин. Внук, тронутый до глубины души, Задумался на долго, и спросил: — Не вечен ли их бой в лесной глуши? И у какого волка больше сил? С улыбкою Старик, на добрый толк, Ответил очень кратко, в две строки: — Мой мальчик, побеждает только волк, Которого ты кормишь из руки...
lusana.ru