Содержание
история, традиции, факты – Учительская газета
В первый день октября отмечается праздник, о котором знают во всех уголках земли – Международный день музыки. Дата, учрежденная в 1975 году по решению ЮНЕСКО, прочно прописалась в листах календаря, стала одной из самых любимых и почитаемых.
Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр. Фото: Никита Чудин
1 октября – Международный день музыки. Это один из самых молодых праздников вселенского масштаба. Дата, появившаяся по решению ЮНЕСКО сорок шесть лет назад, прочно обосновалась в жизни людей. Одним из инициаторов Международного дня музыки был известный советский композитор Дмитрий Шостакович – автор легендарной седьмой симфонии (Ленинградской), которая стала музыкальным памятником Великой Отечественной войны.
Музыка для всех
В череде праздников, почитаемых в разных уголках земли, у музыки особое место. Ее язык прост и понятен всем, он не требует перевода. Музыка входит в души и сердца каждого человека с первыми звуками колыбельных песен, которые мамы напевают своим крошечным детям, и остается там навсегда.
Доказано, что ни один из видов искусства не способен так сильно влиять на разум, мысли, эмоции и чувства как музыка. Неудивительно, что у нее есть собственный праздник, который отмечают 1 октября. В этот день повсюду проходят концерты, творческие вечера, встречи с композиторами, исполнителями, музыкантами. Вот и завтра, 1 октября, состоится множество мероприятий, посвященных этой дате, прозвучат классические и современные произведения.
История
Международный день музыки учредили в 1973 году во время 15-й Генеральной ассамблеи в Лозанне. С инициативой о празднике незадолго до этого события выступил Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО. Предложение о его проведении внес и советский композитор Дмитрий Шостакович, отправивший в 1973 году письмо в ООН. Шостакович был убежден, что именно День музыки способен сплотить людей, проложить мостики взаимопонимания и дружбы.
Впервые праздник отметили два года спустя, когда в адрес Генеральной ассамблеи пришло письмо от главы Совета – одного из самых великих скрипачей мира Иегуди Менухина и его заместителя, им был известный советский музыковед и общественный деятель Борис Ярустовский. В послании авторы инициативы изложили цели и задачи праздника, предложения о том, как его проводить, какими мероприятиями наполнить.
Главной задачей Международного дня музыки его создатели назвали популяризацию музыкального искусства, способствующего укреплению дружбы между людьми, живущими на планете, воспитанию взаимного уважения к культурным ценностям.
Дмитрий Шостакович (1906-1975). Фото: culture.ru
Традиции
В России Международный день музыки впервые отметили в 1996 году, посвятив его 90-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Во время праздничных вечеров прозвучали музыкальные сочинения великого композитора, вошедшие в сокровищницу мировой классики.
С годами формировались традиции. 1 октября по всей стране проходят концерты, фестивали, творческие вечера, выставки, встречи с людьми, имеющими прямое отношению к событию: композиторами, певцами, музыкантами, звучат произведения, ставшие достоянием мировой культуры. Дню музыки посвящены конкурсы молодых композиторов, исполнителей и музыкантов с опытом.
Фото: Никита Чудин
От древних времен до современности
Музыка сопровождает человечество с древнейших времен. Во время научных экспедиций в Африке ученые-археологи нашли наскальные рисунки, изображающие людей со странными предметами в руках. Скорее всего, это были первые музыкальные инструменты. Неизвестно, какие звуки удавалось из них извлечь, но то, что они доставляли удовольствие, не оставляет сомнений. Это можно понять по выражению лиц, которые хоть и с большим трудом, все-таки удалось разобрать, рассказывали археологи.
В ходе многочисленных исследований, проводившихся в разные годы, ученые выяснили, что музыка делает людей счастливее. Красивые мелодии воздействуют на участки головного мозга, которые вырабатывают дофамин – гормон радости, счастья. Человек в это время ощущает прилив сил, чувство умиротворения и покоя.
Великие люди о музыке
В переводе с греческого языка musike означает «искусство муз». Что думали об этом виде искусства люди, оставившие после себя великие произведения?
«Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Дмитрий Шостакович
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!» Александр Сергеевич Пушкин
«В музыке есть нечто волшебное, она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». Иоганн Вольфганг Гете
«В художнике безусловная правда не в банальном, протокольном смысле, а в высшем, открывающем нам какие-то неведомые горизонты, какие-то недосягаемые сферы, куда только музыка способна проникнуть». Петр Ильич Чайковский
«Если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке?» (Конфуций)
«Где не хватает слов, говорит музыка». Ганс Христиан Андерсен
«Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению – другое музыкальное сочинение». Игорь Стравинский
«Музыка – это тишина, которая живет между звуками». Вольфганг Амадей Моцарт
Любопытные факты
Доказано: в мире нет ни одного человека, который хотя бы однажды не откликнулся на зов музыки, к какому бы жанру она не принадлежала.
Музыка услаждает не только души людей. Растения, которым заботливые хозяева включают классические произведения, живут дольше.
Звуки музыки услаждают не только людей и представителей флоры. Британские исследователи, доказали, что коровы, которым регулярно включали произведения Моцарта, давали вдвое больше молока.
Музыка способствует лучшей работе сердца, а люди, которые регулярно слушают любимые мелодии, реже страдают сердечно-сосудистыми недугами.
Полезны для здоровья не только классические произведения, но и другие жанры. К примеру, рок-музыка. Тяжелые ритмы помогают легче преодолевать физические нагрузки, гасят приступы вспыльчивости.
Самым пессимистичным жанром ученые считают стиль кантри. Как выяснилось в ходе научных экспериментов, люди, увлекающиеся «мелодиями Техаса», более подвержены симптомам депрессии, чем поклонники самой тяжелой музыки.
Билеты на концерт «Праздник для всех влюбленных» 14 февраля 2023 года в Государственном Кремлевском Дворце.
Похожие мероприятия в категории «Куда пойти»
Смотреть все (67)
8.2
Разговоры мужчин среднего возраста
с 16 ноября 2022 г. по 22 января 2023 г.
Театр «Квартет И» в помещении ДК им. Зуева
8.1
…в Бореньке чего-то нет
с 13 ноября 2022 г. по 25 января 2023 г.
Театр «Квартет И» в помещении ДК им. Зуева
День радио
с 27 ноября 2022 г. по 29 января 2023 г.
Театр «Квартет И» в помещении ДК им. Зуева
9.2
Ladies’ Night. Обновление. Версия 2018
Старший сын
с 22 ноября по 19 декабря 2022 г.
Театр Русская Песня на Олимпийском проспекте
Ричард Клайдерман
18.03.2023 19:00
Дом музыки
Скамейка
с 21 ноября по 26 декабря 2022 г.
Театр на Таганке
Валерий Сюткин & Light Jazz
Кыся
23.11.2022 20:00
Крокус Сити Холл
Трактирщица
07. 12.2022 19:00
Культурный центр «ЗИЛ»
Площадки в категории «Концертный зал»
Клуб «1930 Moscow»
г. Москва, Партийный переулок, д. 1, корп. 6.
Дом музыки (ММДМ), Театральный зал
г. Москва, Космодамианская наб., д. 52, стр. 8.
Дом музыки (ММДМ), Камерный зал
г. Москва, Космодамианская наб., д. 52, стр. 8.
Дом музыки (ММДМ), Светлановский зал
г. Москва, Космодамианская наб., д. 52, стр. 8.
КЗ «Крокус Сити Холл»
Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, ул. Международная, д. 20.
Москонцерт на Пушечной
г. Москва, ул. Пушечная, д. 4, стр. 2.
Московский международный Дом музыки (Светлановский зал)
г. Москва, Космодамианская наб., д. 52, стр. 8.
Большой зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского
г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13.
Святилище муз в Феспиях
Музы — богини литературы, науки и искусства, вдохновляющие богов, и считались источником знаний, воплощенных в поэзии, лирических песнях и мифах, которые веками передавались устно в греческой культуре.
Всего их девять: Каллиопа (эпическая поэзия), Клио (история), Эрато (любовная поэзия), Эвтерпа (музыка, песни и лирика), Мелопомена (трагедия), Полигимния (гимны), Терпсихора (танец). ), Талия (комедия), Урания (астрономия).
Культ муз также был тесно связан с Аполлоном.
Археологическое развитие
Святилище состояло из театра, датируемого концом III в. до н.э., или начало 2-го в. до н.э., построенный для музыкальных и театральных игр, проводимых в долине во время праздника муз (Mouseia). Зрители сидели на сиденьях, вырубленных в склоне горы, но только первый ряд ( prohedria ) был мраморным.
Храм или алтарь Муз, небольшое прямоугольное здание, датируется 3 в. до н.э. до н.э. После выхода из употребления церковь Айя-Триада была построена на древнем фундаменте, который обнажился после сноса церкви.
Длинная ионическая стойка (длиной 96,70 м) на западе храма датируется III в. до н.э., где хранились обетные подношения музам. Первоначально он имел внутреннюю стену и помещения, которые позже были заменены колоннадой в коринфском ордере.
Вокруг храма стояли статуи девяти муз, работы поэта и скульптора Онеста. Они первоначально стояли в одной группе, и их основания были обнаружены при раскопках. На пяти наиболее хорошо сохранившихся подставках были найдены начертанные имена муз и эпиграммы.
Константин перенес статуи муз в Константинополь, поэтому не случайно ему была построена часовня над святилищем муз. 1
Боги/Герои
В этом святилище поклоняются не только Музам. Некоторые надписи, посвященные Гераклу Харопсу, заставляют нас предположить, что он также был важной фигурой. Павсаний подтверждает это посредством культовой деятельности, которая помогает объяснить, почему у Геракла была девственная жрица. Посвящения и надписи помогают нам также определить имя другого божества, которому поклонялись в святилище; в список можно добавить Деметру и Гермеса.
Ритуальная деятельность
Жертвоприношения:
«После классического периода единственной культовой деятельностью в святилище, которая каким-либо образом не была связана с Мусейей, было ежегодное жертвоприношение Музам». 2
Посвящения:
Первое известное нам посвящение было сделано Гесиодом, который посвятил Музам треножник, который он выиграл на похоронных играх Амфидаманта и который он поставил на Геликониане, на том месте, где они вдохновил его. После этого в святилище было внесено множество статуй и пожертвований по обету, особенно статуи, представляющие группу муз. Это использование продолжалось до конца четвертого века нашей эры, и большое количество пожертвований заставило ученых предположить, что Museia была местом, откуда происходит наше понятие «музей». Мы знаем также, что была статуя, посвященная Гераклу, о которой упоминала Павсания. Другие посвящения состоят из надписей на основаниях статуй, особенно для Деметры и Гермеса. Гермес кажется одним из самых почитаемых после Муз; на самом деле ему также была подарена статуя, сделанная Лисиппом, на которой бог изображен сражающимся с Аполлоном за лиру. Похоже также, что Филетарий пожертвовал Гермесу землю, доходы от которой предназначались самому святилищу. Есть также некоторые изображенные фрагменты с Гермесом, которые, кажется, были частью более крупной композиции. В конце концов, с начала первого века до нашей эры кажется, что жители Феспий установили статуи важных римлян в роще Муз.
Фестивали:
Мы знаем, что Феспии устраивали всегреческие фестивали и соответствующие состязания в честь Мышей и Эроса, отмечаемые феспийцами на горе Геликон в конце каждых четырех лет. У нас есть записи об этом в произведениях нескольких древних писателей, таких как Павсаний или Плутарх.
Другая деятельность
Основным назначением Святилища муз в Феспиях, конечно же, была Мусея, а после I века до н.э. Великая Касейрея. Однако имели место различные другие события, например, казалось, что это имело значение для вдохновения литературных деятелей. Гесиод утверждал, что здесь он был вдохновлен на написание своих Теогония, письмо
«Так сказали голосистые дочери великого Зевса, и сорвали и дали [30] мне жезл, побег крепкого лавра, дивную вещь, и вдохнули в меня божественный голос к прославляйте то, что будет, и то, что было прежде; и они велели мне воспевать род благословенных богов, которые существуют вечно, но всегда воспевать самих себя, как первых, так и последних».
Кроме того, однажды Каллимаху приснилось, что его перенесут на гору Геликон, где он тоже будет наставлен музами ( Айтиа). Наконец, Павсаний пишет, что в окрестностях паслись козы (см. фотографии ниже), которые должны были быть очень плодородными. Он говорит об изобилии кустов дикой земляники и предполагает, что люди также извлекали выгоду из высококачественных природных ресурсов — еда должна была сделать змеиный яд менее смертельным. (9.28.1)
Историческое значение
Хотя зарегистрированная история деятельности в Долине Муз началась в 6 в. до н.э., только в середине 3 в. до н.э., а возможно и раньше, что регулярно отмечаемый agon под названием Mouseia началось. 3
Эти фестивали проводились раз в пять лет, организовывались феспийцами, в которых поэты и музыканты со всей Греции участвовали в различных играх.
Поэт Гесиод жил в Аскре в Долине Муз, о чем много рассказывает в своих произведениях. Это необычно, поскольку немногие греческие авторы подробно рассказали о том, где они сами жили.
Кто пользовался сайтом и откуда они взялись?
Этим местом, безусловно, пользовались феспийцы, и вполне вероятно, что люди из соседних мест также приходили сюда. Это не было всеэллинское святилище, и Музы, хотя и почитаемые и почитаемые во многих местах, не были олимпийскими богами, поэтому, возможно, не собирали такую большую толпу в своем святилище.
Маловероятно, что люди регулярно проделывали долгий путь, чтобы посетить это святилище, но оно определенно использовалось местными жителями Феспии и близлежащих городов Беотии.
Случай, когда люди из других полисов, и областей Греции использовали сайт во время музыкальных конкурсов. Эти фестивали и конкурсы проводились каждые пять лет, и музыканты и поэты путешествовали со всей Греции, чтобы посетить фестиваль в святилище в Феспиях.
После I и II веков до н.э., когда в этом святилище были добавлены игры в честь римского императора, римские посетители также использовали это место, особенно во время посещения этих фестивалей.
Выбрать библиографию сайта
Павсаний, Описание Греции.
Шактер А. (2016) КУЛЬТЫ БЕОТИИ: 2. От Геракла до Посейдона, Приложение к бюллетеню (Лондонский университет. Институт классических исследований), № 38 (2), КУЛЬТЫ БЕОТИИ: 2. От Геракла до Посейдона (1986) ), стр. ii-iii, v, 1-225.
Шахтер А. (2016) Боэтия в древности (издательство Кембриджского университета).
Уоллес П.В. (1973) « Гесиод и Долина муз» в GRBS 15, стр. 5-24. (Библиотеки Университета Дьюка).
Сноски
1 Wallace, (1973) 23.
2 Schachter, (2016), 344.
3 Schachter, (2016), 2.
+ — 90″ вставит разрыв строки без интервала между абзацами.
Муза | Греческая мифология | Британника
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Муза , Греческий Mousa или Moisa , латинское Musa , в греко-римской религии и мифологии любая из группы богинь-сестер неясного, но древнего происхождения, главным центром культа которых была гора Геликон в Беотии, Греция. Они родились в Пиерии, у подножия горы Олимп. Об их культе известно очень мало, но каждые четыре года они устраивали праздник в Феспиях, близ Геликона, и соревнование ( Museia ), предположительно — или, по крайней мере, сначала — в пении и игре. Вероятно, изначально они были богинями-покровительницами поэтов (которые в прежние времена также были музыкантами, обеспечивавшими себе аккомпанемент), хотя позже их круг расширился, включив в него все гуманитарные науки и науки — отсюда и их связь с такими учреждениями, как Музей (9).0015 Mouseion, резиденция муз) в Александрии, Египет. Уже в «Одиссее » Гомера было девять муз, , и Гомер время от времени призывает либо музу, либо муз вместе. Вероятно, во-первых, Музы были одним из тех смутных собраний божеств, недифференцированных внутри группы, которые характерны для некоторых, вероятно, ранних слоев греческой религии.
Дифференциация является скорее вопросом мифологической систематизации, чем культа, и началась она с поэта VIII века до н. Каллиопа, которая была их главой. Их отцом был Зевс, а матерью — Мнемозина («Память»). Хотя список Гесиода стал каноническим в более поздние времена, он не был единственным; и в Дельфах, и в Сикионе было всего три музы, одна из которых в последнем месте носила причудливое имя Полиматея («Многознающая»). Все имена Гесиода имеют значение; таким образом, Клио приблизительно означает «Провозвестница», Эвтерпа «Приятная», Талия «Цветущая» или «Роскошная», Мельпомена «Певица», Эрато «Прекрасная», Полимния «Она многих гимнов», Урания Прекрасная. «Небесная», а Каллиопа «Она с прекрасным голосом». Поскольку танец был регулярным сопровождением песни, неудивительно, что Гесиод назвал одну из своих девяти «Наслаждающихся танцем» Терпсихорой.
Викторина по Британике
Изучение греческой и римской мифологии
Кто привел аргонавтов на поиски Золотого руна? Кто является римским эквивалентом греческого бога Ареса? От фруктов до крылатых сандалий, проверьте свои знания в этом исследовании греческой и римской мифологии.
О Музах часто говорят как о незамужних, но они неоднократно упоминаются как матери знаменитых сыновей, таких как Орфей, Резус, Эвмолп и другие, так или иначе связанные либо с поэзией и пением, либо с Фракией и ее окрестностями, либо с тем и другим вместе. Иными словами, все их мифы вторичны, по тем или иным причинам привязаны к изначальной смутной и безымянной группе. Следовательно, в этих второстепенных сказках нет последовательности: Терпсихора, например, разными авторами называется матерью нескольких разных мужчин, а Орфея обычно называют сыном Каллиопы, но иногда и Полимнии.
Статуи муз были популярным украшением длинных галерей и подобных мест; естественно, скульпторы не делали их всех одинаковыми, а придавали каждому свой атрибут, например лиру или свиток. Возможно, это способствовало причудливому распределению отдельных муз среди различных искусств и наук, особенно во времена Римской империи. Все сошедшие списки запаздывают и расходятся друг с другом. Общий, но ни в коем случае не окончательный список выглядит следующим образом:
Каллиопа: Муза героической или эпической поэзии (часто с планшетом).