Skip to content

Познавательное развитие моя семья старшая группа: Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе Тема «Моя семья» | План-конспект занятия (старшая группа):

Содержание

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе Тема «Моя семья» | План-конспект занятия (старшая группа):

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию

в старшей группе

Тема «Моя семья»

Цель:  познакомить детей с понятием  семья,  домашний очаг, воспитывать уважение к членам своей семьи. 

Задачи:

—  Закрепить представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.

— Сформировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт семейных взаимоотношений.

— Развивать связную речь при составлении рассказов на заданную тему.

— Упражнять в правильном использовании освоенных грамматических форм точного  выражения мысли.

— Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, к своей маме и друг к другу.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Моя семья»,  «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье, разучивание пословиц  о семье, дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», подвижные игры «Мы весёлые ребята», «Баба сеяла горох», сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», «Гости».

Оборудование:

— Фотоальбом с семейными фотографиями детей;

—  рисунки на тему «Моя семья».

Воспитатель: Ребята, а что такое семья?

( ответы детей)

Воспитатель:  Правильно! Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди..Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга. 
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь.  В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые. 
 Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Ещё можно сказать: семья –это родственники.

Воспитатель:  Кем члены семьи приходятся друг другу?

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Воспитатель: На вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.

Воспитатель:  Ребята! нам многие дети принесли в группу свои семейные альбомы.

Воспитатель:  Посмотрите внимательно, и вы увидите здесь свои фотографии. Ребята, кто здесь изображён? Как одним словом сказать? (семья).

Воспитатель:  Чтобы вы рассказали о своей семье: кто живёт в вашей семье, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестрёнку.  ( составление рассказа)

Воспитатель;  Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях! И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной.

Семья-это родственники,  живущие в одном доме ,которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

Воспитатель:  давайте немного отдохнём и поиграем.

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?» 

Раз, два, три, четыре,(хлопки в ладоши)        

Кто живет в моей квартире?(пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять,(хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать. (руки в стороны)

Папа, мама, брат, сестренка,(загибают по одному пальцу на обеих руках)

Мой щегол, сверчок и я:
Вот и вся моя семья.(сжимают и разжимают кулачки)

Дидактическая игра «Кто какой?»  

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

Папа — строгий, умный, сильный:

Бабушка — старенькая, седая, отзывчивая:

Дедушка — старый, мудрый, седой:

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

«Дидактическая игра Корзина добрых дел».

Воспитатель:  Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками).

Тогда нам поможет корзина добрых дел.

Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг  другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких и (бросать в корзинку сердечки)

— Я буду мыть посуду.

— Я буду поливать цветы.

— Я буду убирать игрушки.

-Я буду пылесосить.

-Я буду вытирать пыль.

-Я буду заправлять кровать.

-Я буду хорошо себя вести.

                                                                                                                                         Воспитатель:  Посмотрите, сколько сердечек оказалось в нашей корзине, столько добрых дел вам предстоит сделать.

Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла.

Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!        

Воспитатель:  Ребята, задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником? 

Мама, соседка, бабушка, сестра.

Бабушка, подруга, сестра, мама.

Сестра, продавец, бабушка, брат.

Дворник, брат, папа, дедушка.

Дедушка, папа, водитель, отец.

Воспитатель:  Семьи бывают маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые и жизнерадостные. Ребята, давайте мы с вами нарисуем  гербы своей семьи — это символ семьи, ее отражение.

Воспитатель:  Какие молодцы !На занятии вы были все активные и я почувствовала  вашу любовь к своим близким и заботу о них.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Моя семья»

Задачи:

Образовательные:

— Формирование представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.).

Коррекционно-развивающие:

-Совершенствование умения детей рассказывать о своей семье:называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома;

-Развивать зрительное восприятие, тактильное восприятие, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям — членам семьи.

Оборудование: таблички со словосочетаниями, «возрастные» картинки людей, фотографии членов семьи.

Ход НОД:

Мотивационно – побудительный этап:

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям

определить тему занятия:

Очень мудрые дедули,

Две бабули — красотули.

Папа, мамочка моя —

Это все моя –…

(Семья)

-Да верно, тема нашего занятия семья.

Поисково-деятельностный этап:

Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья»?» Давайте проверим».

Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок).

Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи — это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня —

На кого похожий я?

-Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная — мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи — общая

фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья»

Игра «Назови отчество»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии

и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку

по имени папы, например, если папа Алексей, то отчество ребенка

Алексеевич.

Воспитател,называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество.

Физкультминутка «Семья»

У меня есть семья —

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)

С папой мы в футбол играем — (Имитация движений.)

Мяч в ворота забиваем.

Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками. )

Свою милую семью.

Далее воспитатель беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.

Игра «Профессии моих родителей».

Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» — и возвращает мяч педагогу.

Самостоятельное творчество детей:

Выкладывают из геометрических фигур маму папу и ребенка.

Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» — и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.

Рефлексивно – корригирующий этап:

-Ребята, о чем мы сегодня говорили?

-Ребята, я вижу, что все вы очень любите свою семью.

-Как хорошо когда у человека есть дружная семья!

Главное чтоб в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Дети должны уважать своих родителей, любить их и быть послушными. И тогда они будут жить счастливо.

Когнитивное здоровье и пожилые люди

Когнитивное здоровье — способность ясно мыслить, учиться и запоминать — является важным компонентом повседневной деятельности. Когнитивное здоровье — это лишь один из аспектов общего здоровья мозга.

Что такое здоровье мозга?

Здоровье мозга означает, насколько хорошо мозг человека функционирует в нескольких областях. Аспекты здоровья мозга включают:

  • Когнитивное здоровье — насколько хорошо вы думаете, учитесь и запоминаете
  • Двигательная функция — насколько хорошо вы совершаете и контролируете движения, в том числе равновесие
  • Эмоциональная функция — насколько хорошо вы интерпретируете и реагируете на эмоции (как приятные, так и неприятные)
  • Тактильная функция — насколько хорошо вы чувствуете и реагируете на ощущения прикосновения, включая давление, боль и температуру

На здоровье мозга могут повлиять возрастные изменения головного мозга, такие травмы, как инсульт или черепно-мозговая травма, аффективные расстройства, такие как депрессия, расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, или зависимость, а также такие заболевания, как болезнь Альцгеймера. Хотя некоторые факторы, влияющие на здоровье мозга, невозможно изменить, есть много изменений в образе жизни, которые могут иметь значение.

Растущее количество научных исследований предполагает, что следующие шаги связаны с когнитивным здоровьем. Небольшие изменения могут действительно принести пользу: включение этих элементов в вашу рутину может помочь вам работать лучше.

Исследования показывают, что сочетание здорового образа жизни может также снизить риск болезни Альцгеймера.

Позаботьтесь о своем физическом здоровье

Забота о своем физическом здоровье может помочь вашему когнитивному здоровью. Вы можете:

  • Пройдите рекомендуемые медицинские осмотры.
  • Лечение хронических проблем со здоровьем, таких как диабет, высокое кровяное давление, депрессия и высокий уровень холестерина.
  • Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом о лекарствах, которые вы принимаете, и о возможных побочных эффектах на память, сон и функцию мозга.
  • Снижает риск травм головного мозга в результате падений и других несчастных случаев.
  • Ограничьте употребление алкоголя (некоторые лекарства могут быть опасны при смешивании с алкоголем).
  • Бросьте курить, если вы в настоящее время курите. Также избегайте других никотиновых продуктов, таких как жевательный табак.
  • Высыпайтесь, как правило, от семи до восьми часов каждую ночь.

Лечение высокого кровяного давления

Профилактика или контроль высокого кровяного давления не только помогает вашему сердцу, но и вашему мозгу. Десятилетия обсервационных исследований показали, что высокое кровяное давление в среднем возрасте — от 40 до 60 лет — увеличивает риск снижения когнитивных функций в более позднем возрасте. Кроме того, общенациональное клиническое исследование SPRINT-MIND показало, что интенсивное снижение артериального давления (даже ниже прежнего стандартного целевого значения 140 для систолического артериального давления) снижает риск легких когнитивных нарушений, которые являются фактором риска деменции. .

Высокое кровяное давление часто не вызывает признаков болезни, которые можно увидеть или почувствовать. Регулярные визиты к врачу помогут выявить изменения артериального давления, даже если вы чувствуете себя хорошо. Чтобы контролировать или снизить высокое кровяное давление, ваш врач может предложить физические упражнения, изменения в вашем рационе и, при необходимости, лекарства. Эти шаги могут помочь защитить ваш мозг и ваше сердце.

Ешьте здоровую пищу

Здоровое питание может помочь снизить риск многих хронических заболеваний, таких как болезни сердца или диабет. Это также может помочь сохранить ваш мозг здоровым.

Обычно здоровое питание состоит из фруктов и овощей; цельные зерна; нежирное мясо, рыба и птица; и нежирные или обезжиренные молочные продукты. Вы также должны ограничить твердые жиры, сахар и соль. Обязательно контролируйте размеры порций и пейте достаточное количество воды и других жидкостей.

Исследователи изучают, может ли здоровое питание помочь сохранить когнитивные функции или снизить риск болезни Альцгеймера. Например, есть некоторые свидетельства того, что люди, соблюдающие средиземноморскую диету, имеют более низкий риск развития деменции.

Хотя ученые еще не уверены, почему средиземноморская диета может помочь мозгу, ее влияние на сердечно-сосудистую систему может, в свою очередь, снизить риск слабоумия. Напротив, типичная западная диета часто увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, что, возможно, способствует более быстрому старению мозга.

Исследователи разработали и тестируют другую диету под названием MIND, которая представляет собой комбинацию средиземноморской диеты и диеты DASH (диетические подходы к остановке гипертонии). По данным обсервационных исследований более 900 пожилых людей без деменции, строго соблюдающих диету MIND, ассоциировалось со сниженным риском болезни Альцгеймера и более медленным снижением когнитивных функций.

Узнайте больше о диете и профилактике болезни Альцгеймера.

Быть физически активным

Быть физически активным — посредством регулярных упражнений, домашних дел или другой деятельности — имеет много преимуществ. Это может помочь вам:

  • Сохранить и улучшить свою силу
  • Больше энергии
  • Улучшите свой баланс
  • Предотвращение или отсрочка сердечных заболеваний, диабета и других проблем
  • Поднимите себе настроение и избавьтесь от депрессии

Исследования связывают постоянную физическую активность с пользой для мозга и когнитивных функций, хотя прочная связь между физической активностью и профилактикой болезни Альцгеймера еще не подтверждена документально.

В одном исследовании упражнения стимулировали способность человеческого мозга поддерживать старые сетевые связи и создавать новые, что жизненно важно для когнитивного здоровья. Другие исследования показали, что упражнения увеличивают размер структуры мозга, важной для памяти и обучения, что приводит к улучшению пространственной памяти. Считается, что аэробные упражнения, такие как быстрая ходьба, более полезны для когнитивного здоровья, чем неаэробные упражнения на растяжку и тонизирующие упражнения. Одно исследование показало, что чем больше времени вы проводите, занимаясь умеренной физической активностью, тем больше увеличивается метаболизм глюкозы в мозге — или насколько быстро мозг превращает глюкозу в топливо — что может снизить риск развития болезни Альцгеймера.

Согласно федеральным правилам, всем взрослым рекомендуется заниматься физической активностью не менее 150 минут (2,5 часа) в неделю. Ходьба — хорошее начало. Вы также можете присоединиться к программам, которые научат вас безопасному передвижению и предотвращению падений, которые могут привести к черепно-мозговым и другим травмам. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом, если вы не были активны и хотите начать интенсивную программу упражнений.

Клинические испытания упражнений для когнитивного здоровья

Требуются добровольцы для клинических испытаний, в ходе которых тестируются различные формы упражнений для когнитивного здоровья. Присоединившись к одному из этих исследований, вы можете узнать о новых способах быть физически активными, а также предоставить полезную информацию, чтобы помочь другим пожилым людям в будущем! Чтобы узнать больше, посетите Поиск клинических испытаний Alzheimers. gov, чтобы найти испытание в вашем регионе.

Keep Your Mind Active

Интеллектуальная активность может принести пользу мозгу. Люди, которые занимаются личностно значимой деятельностью, такой как волонтерство или хобби, говорят, что чувствуют себя счастливее и здоровее. Изучение новых навыков также может улучшить ваши мыслительные способности. Например, одно исследование показало, что пожилые люди, которые научились шитью или цифровой фотографии, имели больше улучшений памяти, чем те, кто только общался или занимался менее когнитивными действиями. Некоторые исследования вовлеченности в такие виды деятельности, как музыка, театр, танцы и творческое письмо, продемонстрировали перспективность улучшения качества жизни и благополучия пожилых людей, от улучшения памяти и самооценки до снижения стресса и увеличения социального взаимодействия.

Однако в недавнем всестороннем отчете, посвященном дизайну и результатам этих и других исследований, не было найдено убедительных доказательств того, что эти виды деятельности оказывают длительное благотворное влияние на когнитивные функции. Необходимы дополнительные исследования с участием большого числа разных пожилых людей, чтобы иметь возможность окончательно сказать, могут ли эти занятия помочь уменьшить ухудшение или сохранить здоровое когнитивное развитие.

Разнообразные занятия помогут сохранить активность ума. Например, читать книги и журналы. Играйте в игры. Возьмите или проведите урок. Изучите новый навык или хобби. Работать или волонтерить. Не доказано, что эти виды умственной стимуляции предотвращают серьезные когнитивные нарушения или болезнь Альцгеймера, но они могут быть забавными! Кроме того, результаты обсервационных исследований показывают, что некоторые неформальные занятия, стимулирующие умственную деятельность, такие как чтение или игры, могут снизить риск когнитивных нарушений и деменции, связанных с болезнью Альцгеймера.

Некоторые ученые утверждают, что такие действия могут защитить мозг, создав «когнитивный резерв». Они могут помочь мозгу стать более адаптируемым в некоторых психических функциях, чтобы он мог компенсировать возрастные изменения мозга и состояния здоровья, которые влияют на мозг.

Некоторые виды когнитивного тренинга, проводимого в исследовательской среде, также имеют свои преимущества. В исследовании Advanced Cognitive Training for Independent and Vital Olders (ACTIVE) здоровые взрослые в возрасте 65 лет и старше приняли участие в 10 сеансах тренировки памяти, рассуждения или тренировки скорости обработки информации. Занятия улучшили умственные способности участников в той области, в которой они обучались, с доказательствами, свидетельствующими о том, что эти преимущества сохранялись в течение двух лет.

Остерегайтесь заявлений о том, что игра в определенные компьютерные и онлайн-игры может улучшить вашу память и другие типы мышления, поскольку доказательств, подтверждающих такие заявления, становится все больше. В настоящее время нет достаточных данных, чтобы предположить, что компьютерные приложения для тренировки мозга, предлагаемые на коммерческой основе, оказывают такое же влияние на когнитивные способности, как и АКТИВНОЕ учебное обучение. NIA и другие организации поддерживают исследования, чтобы определить, имеют ли различные типы когнитивных тренировок длительный эффект.

Дополнительную информацию см. в разделе Участие в мероприятиях, которые вам нравятся.

Оставайтесь на связи с помощью социальных мероприятий

Общение с другими людьми посредством социальных мероприятий и общественных программ может поддерживать активность вашего мозга и поможет вам чувствовать себя менее изолированным и более вовлеченным в окружающий мир. Участие в общественной деятельности может снизить риск возникновения некоторых проблем со здоровьем и улучшить самочувствие.

Люди, которые занимаются значимой и продуктивной деятельностью вместе с другими, как правило, живут дольше, у них улучшается настроение и появляется целеустремленность. Исследования показывают, что эти действия, по-видимому, помогают поддерживать их благополучие и могут улучшить их когнитивные функции.

Итак, навестите семью и друзей. Подумайте о том, чтобы стать волонтером в местной организации или присоединиться к группе, занимающейся хобби, которое вам нравится. Присоединитесь к пешеходной группе с другими пожилыми людьми. Ознакомьтесь с программами, доступными в местном агентстве по проблемам старения, в центре для пожилых людей или в других общественных организациях. Все чаще появляются группы, которые также встречаются в Интернете, предоставляя возможность общаться из дома с другими людьми, которые разделяют ваши интересы, или получать поддержку.

Мы пока точно не знаем, могут ли какие-либо из этих действий предотвратить или отсрочить развитие болезни Альцгеймера и возрастного снижения когнитивных функций. Тем не менее, некоторые из них были связаны со сниженным риском когнитивных нарушений и деменции.

Управление стрессом

Стресс является естественной частью жизни. Кратковременный стресс может даже сфокусировать наши мысли и побудить нас к действию. Однако со временем хронический стресс может изменить мозг, повлиять на память и повысить риск развития болезни Альцгеймера и связанных с ней деменций. Чтобы помочь справиться со стрессом и развить способность восстанавливаться после стрессовых ситуаций, вы можете сделать следующее:

  • Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Занятия тай-чи или прогулки, особенно на природе, могут восстановить хорошее самочувствие.
  • Напишите в журнале. Изложение своих мыслей или беспокойства на бумаге может помочь вам отпустить проблему или найти новое решение.
  • Попробуйте методы релаксации. Такие практики, как осознанность, которая включает сосредоточение внимания на настоящем моменте без осуждения, или дыхательные упражнения могут помочь вашему телу расслабиться. Они могут помочь снизить кровяное давление, уменьшить мышечное напряжение и уменьшить стресс.
  • Оставайтесь позитивными. Отпустите обиды или вещи, которые находятся вне вашего контроля, практикуйте благодарность или сделайте паузу, чтобы насладиться простыми вещами, такими как комфорт чашки чая или красота восхода солнца.

Снижение рисков для когнитивного здоровья

Считается, что генетические факторы, факторы окружающей среды и образа жизни влияют на когнитивное здоровье. Некоторые из этих факторов могут способствовать ухудшению мыслительных навыков и способности выполнять повседневные задачи, такие как вождение автомобиля, оплата счетов, прием лекарств и приготовление пищи.

Генетические факторы передаются (наследуются) от родителей к детям и не поддаются контролю. Но многие факторы окружающей среды и образа жизни можно изменить или управлять ими, чтобы снизить риск. К этим факторам относятся:

  • Некоторые проблемы с физическим и психическим здоровьем, такие как высокое кровяное давление или депрессия
  • Черепно-мозговые травмы, например, в результате падений или несчастных случаев
  • Некоторые лекарства или неправильное использование лекарств
  • Отсутствие физической активности
  • Плохая диета
  • Курение
  • Чрезмерное употребление алкоголя
  • Проблемы со сном
  • Социальная изоляция и одиночество

Что такое деменция?

С возрастом становится немного забывчивее. Однако некоторые трудности с когнитивной функцией, такие как слабоумие и легкие когнитивные нарушения (MCI), являются более серьезными.

Деменция — это потеря когнитивных функций — мышления, памяти и рассуждений — и поведенческих способностей до такой степени, что это мешает повседневной жизни и деятельности. Симптомы могут включать проблемы с языковыми навыками, зрительным восприятием или концентрацией внимания. У некоторых людей происходят изменения личности. Существуют различные формы деменции, включая болезнь Альцгеймера, лобно-височные расстройства и деменцию с тельцами Леви.

MCI — это состояние, при котором у людей больше проблем с памятью или мышлением, чем у других людей их возраста, но они все еще могут заниматься своей обычной повседневной деятельностью. Люди с MCI более склонны к развитию болезни Альцгеймера, чем люди без нее. Однако не у всех с MCI разовьется болезнь Альцгеймера.

Проблемы с физическим и психическим здоровьем

Многие состояния здоровья влияют на мозг и представляют риск для когнитивных функций. Эти состояния включают:

  • Заболевания сердца и высокое кровяное давление — могут привести к инсульту и изменениям кровеносных сосудов в головном мозге, которые могут привести к деменции
  • Сахарный диабет — повреждает сосуды по всему телу, в том числе в головном мозге; увеличивает риск инсульта и инфаркта; повышает риск развития болезни Альцгеймера
  • Болезнь Альцгеймера и связанная с ней деменция — вызывают накопление вредных белков и другие изменения в мозге, которые приводят к потере памяти и другим проблемам с мышлением
  • Инсульт — может повредить кровеносные сосуды головного мозга и увеличить риск сосудистой деменции
  • Депрессия — может привести к спутанности сознания или проблемам с вниманием и связана с деменцией
  • Делирий — проявляется как острая спутанность сознания, часто во время пребывания в больнице, и связан с последующим снижением когнитивных функций

Важно предотвращать или лечить эти проблемы со здоровьем. Они влияют на ваш мозг, а также на ваше тело, и лечение других состояний может помочь предотвратить или отсрочить снижение когнитивных функций или проблемы с мышлением.

Травмы головного мозга

Пожилые люди подвержены повышенному риску падений, автомобильных аварий и других несчастных случаев, которые могут привести к черепно-мозговой травме. Алкоголь и некоторые лекарства могут повлиять на способность человека безопасно управлять автомобилем, а также увеличить риск несчастных случаев и травм головного мозга. Узнайте о рисках падений и примите участие в программах предотвращения падений. Носите шлемы и ремни безопасности, чтобы предотвратить травмы головы. Но не позволяйте страху падения удерживать вас от активности. Преодоление этого страха может помочь вам оставаться активным, поддерживать свое физическое здоровье и предотвращать падения в будущем.

Лекарства

Некоторые лекарства и комбинации лекарств могут влиять на мышление человека и работу мозга. Например, некоторые из них могут вызывать спутанность сознания, потерю памяти, галлюцинации и бред у пожилых людей.

Лекарства также могут взаимодействовать с пищей, биологически активными добавками, алкоголем и другими веществами. Некоторые из этих взаимодействий могут повлиять на работу вашего мозга. Лекарства, которые могут нанести вред познавательным функциям пожилых людей, включают:

  • Антигистаминные препараты для облегчения аллергии
  • Лекарства от беспокойства и депрессии
  • Вспомогательные средства для сна
  • Нейролептики
  • Миорелаксанты
  • Некоторые препараты для лечения недержания мочи
  • Лекарства для облегчения спазмов желудка, кишечника и мочевого пузыря

Поговорите со своим врачом, если вы обеспокоены тем, что ваши лекарства могут вызывать когнитивные проблемы. Не прекращайте прием каких-либо лекарств, которые вам прописали, не посоветовавшись сначала со своим лечащим врачом.

Недостаток физической активности

Недостаток физических упражнений и другой физической активности может увеличить риск развития диабета, сердечных заболеваний, депрессии и инсульта — все это может нанести вред мозгу. В некоторых исследованиях физическая активность была связана с улучшением когнитивных функций и снижением риска болезни Альцгеймера. В целом известно, что активный образ жизни снижает риск высокого кровяного давления, инсульта и симптомов депрессии, что, в свою очередь, может улучшить когнитивное здоровье.

Неправильное питание

Ряд исследований связывают употребление определенных продуктов с поддержанием здоровья мозга и предполагают, что другие продукты могут увеличить риск для здоровья. Например, продукты с высоким содержанием жиров и натрия могут привести к проблемам со здоровьем, таким как болезни сердца и диабет, которые могут повредить мозг.

Курение

Курение вредно для тела и мозга. Это повышает риск сердечного приступа, инсульта и заболеваний легких. Отказ от курения в любом возрасте может улучшить ваше здоровье.

Алкоголь

Злоупотребление алкоголем влияет на мозг, замедляя или нарушая связь между клетками мозга. Это может привести к невнятной речи, нечеткой памяти, сонливости и головокружению. Долгосрочные эффекты могут включать изменения в балансе, памяти, эмоциях, координации и температуре тела. Воздержание от алкоголя может обратить вспять некоторые из этих изменений.

С возрастом люди могут становиться более чувствительными к воздействию алкоголя. Одно и то же количество алкоголя может оказать большее влияние на пожилого человека, чем на молодого человека. Кроме того, некоторые лекарства могут быть опасны при смешивании с алкоголем. Попросите вашего врача или фармацевта для получения дополнительной информации.

Проблемы со сном

В любом возрасте хороший ночной сон поддерживает здоровье мозга. Проблемы со сном — недосыпание, плохой сон и нарушения сна — могут привести к проблемам с памятью, концентрацией внимания и другими когнитивными функциями.

Социальная изоляция и одиночество

Социальная изоляция и чувство одиночества могут быть вредны для здоровья мозга. Одиночество было связано с более высоким риском развития деменции, а меньшая социальная активность была связана с ухудшением когнитивных функций.

Приняв меры сейчас, чтобы снизить риск ухудшения когнитивных функций, вы поможете сохранить свое когнитивное здоровье в будущем.

Для получения дополнительной информации о когнитивном здоровье

Образовательно-справочный центр NIA по болезни Альцгеймера и связанной с ним деменции (ADEAR)
800-438-4380
[email protected]
www.nia.nih.gov/alzheimers
Центр NIA ADEAR предлагает информацию и бесплатные печатные публикации о болезни Альцгеймера и связанных с ней деменциях для семей, лиц, осуществляющих уход, и медицинских работников. Сотрудники центра ADEAR отвечают на телефонные звонки, электронную почту и письменные запросы и направляют к местным и национальным ресурсам.

McKnight Brain Research Foundation
407-237-4485

www.alz.org

Американский фонд болезни Альцгеймера
866-232-8484
[email protected]
www.alzfdn.org

Этот контент предоставлен Национальным институтом проблем старения NIH (NIA). Ученые NIA и другие эксперты проверяют этот контент, чтобы убедиться, что он точен и актуален.

Контент проверен:
01 октября 2020 г.

6 Лучшие познавательные игры и занятия для пожилых людей

Любимый пожилой человек пытался вспомнить имя старого друга или улицу, на которой располагался его первый дом? Подобные маленькие факты могут быть проблемой для пожилых людей, чтобы помнить, когда они становятся старше. Если кто-то, кого вы любите, сталкивается с проблемами памяти, не волнуйтесь. Есть шаги, которые они могут предпринять, чтобы сохранить активность своего ума и улучшить функции памяти.

Познакомьтесь с лучшими занятиями и познавательными играми для пожилых людей, которые помогут сохранить остроту ума.

Что такое когнитивные навыки и почему они важны?

Когнитивные способности относятся к тому, как работает ваш мозг — как вы обрабатываете и запоминаете информацию. Вот несколько когнитивных навыков, которые влияют на вашу повседневную жизнь:

  • Мышление

  • Говоря

  • Обучение

  • Чтение и письмо

  • Использование навыков критического мышления

  • Воспоминания о событиях, переживаниях и многом другом

По мере того, как стареют близкие, некоторые из этих когнитивных навыков становятся не такими острыми, как раньше. К счастью, ваш мозг подобен любой другой мышце, и с помощью регулярных упражнений вы можете сохранить его гибкость и здоровье. Чтобы ваш мозг был активным и здоровым, давайте рассмотрим некоторые виды деятельности, которые вы можете включить в свой распорядок дня или недели. Участвовать в этих познавательных играх для пожилых людей легко, если они живут в сообществе с престарелыми. Регулярные умственные упражнения, подобные перечисленным ниже, могут оказать положительное влияние на ваши когнитивные навыки.

 

Искусства и ремесла

Творческое мышление — всегда хороший способ поддерживать активность ума. Использование ваших творческих навыков в проектах декоративно-прикладного искусства не только помогает пожилым людям занять свои мысли, но и поддерживает активность их рук. Эти проекты не должны быть сложными или слишком дорогими. На самом деле, многие пожилые люди, возможно, уже имеют хобби в декоративно-прикладном искусстве, которыми они занимаются каждый день, например, вязание, вышивание, резьба по дереву, рисование или что-то еще, что вызывает у вас творческие соки. Это обычные занятия для пожилых людей в сообществах престарелых.

 

Активный ум — не единственное преимущество занятий декоративно-прикладным искусством. Пожилые люди могут сделать замечательные вещи ручной работы, чтобы сохранить их для себя или подарить членам семьи. Например, они могут сделать одеяло для любимого человека. Это будет проект, который займет пожилых людей на недели или, может быть, месяцы, а конечным продуктом будет семейная реликвия, любимая и лелеемая их семьей. И не все проекты должны быть масштабными. Пожилые люди могут заниматься небольшими проектами, такими как раскрашивание рамок для фотографий или создание фотоколлажей. Время и любовь, вложенные в любой особый подарок ручной работы, обязательно будут оценены по достоинству.

 

Викторины

Викторины — это веселое и популярное занятие для людей всех возрастов, но они могут быть особенно полезны для пожилых людей, которые хотят развить свои навыки запоминания и пообщаться с семьей или друзьями в сообществе престарелых. Эти игры побуждают пожилых людей вспомнить прошлые события или факты, которые они узнали на протяжении всей своей жизни.

 

Одна из лучших особенностей викторин состоит в том, что они делятся на несколько категорий, и игроки могут выбирать в зависимости от своих интересов. Пожилые люди могут играть в общую викторину или в игру, которая охватывает определенные категории, такие как телешоу, фильмы, религия, поп-культура или музыка. Они даже могут найти игры, ориентированные на определенные десятилетия, такие как Trivial Pursuit — The Vintage Years (1920-х – 1950-х гг.).

 

Викторины также помогают узнавать и запоминать новые факты. Кто знал, что Авраам Линкольн был первым президентом, родившимся за пределами первоначальных 13 штатов? Играть с членами семьи всех возрастов тоже будет весело. Кроме того, поскольку у пожилых людей больше опыта и знаний, у них больше шансов на победу!

 

Головоломки

Мало что так расслабляет, как тихое решение головоломки в дождливый день. Головоломки — еще один отличный способ для пожилых людей растянуть умственные мышцы и стимулировать работу мозга. Познавательные игры для пожилых людей, такие как головоломки, представляют собой действия по решению проблем, требующие от пожилых людей поиска закономерностей и внимания к деталям.

 

В дополнение к традиционным головоломкам пожилые люди могут также решать кроссворды, головоломки с поиском слов или игры на память, чтобы поддерживать активность своего мозга. Кроме того, если вас беспокоят физические ограничения вашего близкого, например плохое зрение, вы можете найти в Интернете головоломки специально для пожилых людей, например, кроссворды с крупным шрифтом или пазлы с крупными элементами. Это делает его простым и доступным для всех.

 

Судоку

Вместо того, чтобы искать изображения или слова, пожилые люди могут искать числовые закономерности в головоломках Судоку. Головоломки судоку будут поддерживать ваши навыки решения проблем, и они бывают разных уровней сложности. Чувство выполненного долга будет мотивировать пожилых людей продолжать работу и решать еще больше головоломок. Кроме того, покупка сборника головоломок судоку — одна из самых недорогих познавательных игр для пожилых людей.

 

 

Настольные игры

Все любят настольные игры! Мало того, что настольные игры доставляют удовольствие, они также помогают пожилым людям оставаться активными. Стратегические игры, такие как шахматы и шашки, отлично подходят для тренировки этих умственных мышц. Они требуют, чтобы игроки взвешивали плюсы и минусы каждого хода, предвидели ходы своих противников и разрабатывали стратегию игры. Традиционные настольные игры, такие как Подсказка или Извините! могут быть забавными, полезными вариантами и для пожилых людей.

 

Познавательные игры для пожилых людей или мероприятия, которые могут помочь им раскрыть свои творческие способности, приносят пользу как в виде дополнительных умственных упражнений, так и в качестве развлечения. Эти игры могут стать отличным способом для пожилых людей не скучать и получать удовольствие от повседневной жизни.

 

Социализация

Наконец, хотя это может показаться довольно простым, увлекательная беседа и общение с другими людьми — это действительно полезный способ для пожилых людей оставаться умственно активными. Запоминание имен и не отставание от обсуждаемых тем помогает пожилым людям избежать одиночества и скуки, а также сохранить их мысли занятыми. Хотя многие пожилые люди склонны избегать чрезмерной социализации по мере старения или ухудшения памяти, такое личное общение может принести им огромную пользу. Когда пожилые люди живут в сообществе престарелых, им легко взаимодействовать с персоналом и другими членами сообщества каждый день столько, сколько они хотят.

Если ваш пожилой близкий человек живет в доме престарелых, вероятно, в течение дня у вас будет множество возможностей участвовать в подобных мероприятиях. В то время как некоторые из них можно выполнять в одиночестве (например, вязание или решение судоку), многие из этих занятий (например, настольные игры) намного веселее, когда вы с другими людьми! Вспомогательные живые сообщества предоставляют прекрасную возможность участвовать в подобных познавательных играх для пожилых людей.

 


Хотите лично ощутить преимущества проживания в доме престарелых? Получите бесплатный путеводитель по посещению пожилых людей прямо сейчас.

Об Элизабет Бемис

В 1998 году я проезжал мимо строительной площадки для престарелых, узнал, что она является частью United Methodist Homes, и понял, что следующей остановкой на моем профессиональном пути будет работа в миссионерской организации. Вскоре после этого я присоединился к команде в качестве исполнительного директора нашего сообщества Middlewoods of Farmington, а затем работал региональным менеджером по свойствам Middlewoods, прежде чем принять свою нынешнюю должность вице-президента по маркетингу, рекламным акциям и вспомогательным услугам. Мне нравится проводить время со своей семьей, готовить, читать, гулять и работать вместе с нашими сотрудниками, жителями и семьями, чтобы создавать сильные сообщества, которые отражают миссию, видение и ценности United Methodist Homes.