Содержание
«Повторение — мать учения и прибежище ослов», — гласит народная мудрость | Huxleў
Иллюстрация: Константин Павлишин, «Гоа», 2014 (вм)
Пожалуй, всем без исключения известна ситуация, когда взрослые просят повторить выученный стих еще и еще раз…
«Ну, сколько можно?», — спрашивает измученный ребенок. И слышит в ответ: «Повторение — мать учения!».
Мы имеем дело с устойчивым выражением, которое само является результатом многократного повторения многими поколениями. Ребенок, услышавший его, наверняка его запомнит: чтобы передать своим детям.
Но почему научение через повторение так важно для нас? Какого рода опыт столетиями транслируют подобные высказывания?
На само деле выражение Овидия «Repetitio est mater studiorum» в первозданном виде звучит «Повторение — мать учения и прибежище ослов (утешение дураков)».
Очевидно, что полная версия высказывания для педагогических целей явно не подходит. Римские сатирики были люди остроумные, но без комплексов.
Поэтому не стеснялись говорить согражданам всякие гадости. Гадости из оригинала римляне без всякого стеснения, беря в этом смысле пример с сатириков, выбрасывали.
А блестяще высказанную, но цензурированную народной мудростью, мысль классиков транслировали далее своим детям.
Вслед за Овидием «обрезанию» подвергся остроумец Ювенал, который изобрел фразу «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление».
Стоит ли объяснять, почему древних римлян такая постановка вопроса не устроила? Впрочем, и в современном спортзале плакат с такой надписью тоже вряд ли бы поcчитали уместным.
Обрезанные фразы, изменившие изначальный смысл на прямо противоположный, не редкость. Например, «Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит».
Однако, повторенные миллионы раз выражения с вывернутым наизнанку смыслом, обречены стать народной мудростью.
Можно услышать такое мнение о мудрых людях: «Ума палата!». Но не стоит приводить умнику оригинал, иначе обидится: «Ума палата, да ключ потерян!».
Человеку, который движется к цели не торопясь, скрупулезно и качественно делает свою работу, тоже не обязательно знать, что «Курочка по зёрнышку клюёт, а весь двор в помёте!».
И, главное, не вздумайте открывать новому начальству глаза на то, как полностью звучит выражение «Новая метла по-новому метёт!».
За вторую, нередко пророческую, часть фразы «а как сломается — под лавкой валяется!» можно и работы лишиться.
Поэтому, если с подводной лодки деться некуда, держите свою и народную мудрость при себе. Тем более, что и на этот счет у народной мудрости тоже мнение имеется: «Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда».
Народная мудрость хороша тем, что непререкаема. А непререкаемой ее делает частота повторения. То, что повторено миллион раз одними, другим проверять почти никогда в голову не придет.
К сожалению, этой привилегией мудрости нередко пользуется глупость, коварство и, что еще хуже, — реклама и пропаганда.
Люди не требуют доказательств того, о чем часто слышат — это кажется им на подсознательном уровне самоочевидным. А выбор — логичным, осознанным, самостоятельным и рациональным.
«Все говорят», «все так считают» — это одно из наиболее характерных когнитивных искажений, которые мешают нам объективно оценить ситуацию, других и самих себя
«Всеми» могут быть, как вы понимаете, кто угодно с кем у вас установлена регулярная частота коммуникации: родители, соседи, сослуживцы, блогеры в соцсетях, популярные люди, чьи голоса постоянно звучат по радио и те, кого вы видите на экране.
Факты здесь не играют никакой роли. Известна хрестоматийная история, когда в 1938 году, накануне Хэллоуина, миллионы американцев, услышав по радио голоса дикторов, участвующих в радиопостановке «Войны миров» Герберта Уэльса, решили, что на США действительно напали инопланетяне.
Но, если в Америке история закончилась скандалами в прессе и судами, то в 1949 году аналогичная радиопостановка в Эквадоре привела к массовым беспорядкам, поджогам, штурму полицейских участков и человеческим жертвам.
В 2006 году государственное телевидение Бельгии «пошутило», объявив о распаде страны на Фландрию и Валлонию.
Бегущую строку о том, что это розыгрыш прочли лишь 5% телеаудитории. В результате в стране начали формироваться реальные отряды самообороны и едва не началась гражданская война.
Совсем недавно 2 миллиона подписчиков актера Вуди Харельсонава в инстаграме прочли фейковую статью о связи между распространением коронавируса и «радиацией 5G», которую он перепостил.
Вслед за ним это сделали миллионы людей. Америку накрыла волна паники, хотя никаких реальных доказательств того, что вирус передается через скоростной мобильный интернет не было, да и быть не могло.
Повторение информации не только снижает возможности нашего критического мышление, но и по большому счету, ничему не учит.
Однажды ученые провели эксперимент, разделив студентов на 4 группы, которым прочли один и тот же отрывок лекции.
Первой группе — 4 раза, второй — 3 и попросили студентов пересказать лекцию 1 раз. В третьей было 2 чтения и 2 пересказа. В четвертой, соответственно, 1 и 3.
Проверив, как студентами был усвоен материал, ученые пришли к выводу, что многократное повторение студентам лекций для их обучения не эффективно.
Активное усвоение материала идет только лишь через его пересказ — даже повторное самостоятельное чтение текста работает хуже.
А вот пассивное восприятие на глаз и на слух многократно повторенной информации не требует от мозга напряженных усилий и создает «иллюзию знания».
Собственно, ничего другого, кроме псевдознания о «единственно верном» выборе товара или политической позиции рекламе и пропаганде от нас с вами и не нужно.
В 1999 исследователи Тимур Куран и Касс Санстейн описали эффект «каскада доступной информации», который протекает по нарастающей, наподобие ядерной цепной реакции.
Если критическое число людей повторяет какое-то мнение, информация превращается в веру, а любой вымысел — в реальность
Почему так происходит? Исследователи называют несколько причин. В наследство от предков нам досталась необходимость восполнять недостаток индивидуальных знаний о мире информацией которой обладала община.
Доступ к этой коллективной базе данных не только помог «человеку разумному» выжить, но и сделал зависимым от нее.
Тысячелетиями закрепленный психогенетический навык говорит нам на подсознательном уровне: слушайся «народную мудрость», держись своих — это гарантия безопасности и выживания.
Инстинкт самосохранения начинает включаться даже тогда, когда всего лишь один человек начинает повторять одно и то же мнение как заклинание — так работает социальная магия.
Вступая в клуб друзей Huxleў, Вы поддерживаете философию, науку и искусство
Присоединиться к клубу друзей
Поделиться материалом
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Повторение — мать учения: Жизненные ситуации с пословицей
На уроках в школе ученикам может быть предложено задание: В какой жизненной ситуации будет уместна пословица «Повторение — мать учения»? На этой страничке вы найдете объяснение смысла данного высказывания и несколько примеров житейских ситуаций.
Объяснение смысла:
«Повторение – мать учения» – пословица о том, что в учебе важно повторять пройденный материал, это лучший способ усвоить информацию. Корни высказывания уходят в далекое прошлое, во времена существования патриархальной семьи, когда мать повторяла детям наказы отца. Пословица используется в случаях, когда хотят подчеркнуть необходимость регулярного закрепления полученной полезной информации.
1-й пример (школьный):
На уроке математики Нина Васильевна объяснила ученикам, как решать тригонометрические уравнения. Это была очень сложная тема, и, отпуская школьников, учительница сказала:
– Каждый день обязательно повторяйте правила, так как через две недели будет трудная контрольная с такими же заданиями!
Костя был отличником и лучшим учеником в классе. Он был уверен в себе и полагался на свою хорошую память. Поэтому мальчик не последовал совету Нины Васильевны и все свободное время гулял с друзьями в парке. В назначенный день 10 «Б» решал контрольную по тригонометрии. Получив задание, Костя с ужасом понял, что не может решить ни одного уравнения, между тем как его одноклассники раньше времени справились со своими вариантами. На следующий день Нина Васильевна объявила классу оценки. Каждый получил либо «четверку», либо «пятерку», и лишь у одного Кости оказалась «двойка».
– Повторение – мать учения, – строго сказала Нина Васильевна. – Если хочешь получить в полугодии хорошую оценку, впредь не ленись и штудируй пройденный материал!
2-й пример (жизненный):
Когда Николая Ивановича перевели на работу с компьютером, ему было за шестьдесят. Два месяца он изучал разные программы по вычислениям и набору текстов. Получив новое место, Николай Иванович начинал рабочий день с того, что открывал блокнот и около тридцати минут сверял свои действия с записями. Коллеги с изумлением следили за ним, а начальник отдела, узнав о странных «выходках» своего сотрудника, однажды сам пришел на него посмотреть. Около четверти часа он за ним наблюдал, после чего с недоумением произнес:
– Вы не устали каждый день повторять одинаковые действия? К тому же это наверняка очень скучно…
– Повторение – мать учения, – невозмутимо ответил Николай Иванович, не отрываясь от экрана.
Через месяц в офис пришла проверка, которая выявила, что Николай Иванович единственный из всех сотрудников сделал правильные расчеты.
– Век живи – век учись, – с легким смущением сказал ему шеф, когда пришел поздравить его.
– Повторение – мать учения, – повторил Николай Иванович, и все засмеялись.
3-й пример (бытовой):
Около месяца Евгения Васильевна училась печь торт «медовик». Набив себе руку, она принялась готовить его каждый день на десерт всей семье. Вначале ее муж и дети обрадовались вкусному лакомству, однако уже через неделю «медовик» всем надоел.
– Дорогая, может, ты сменишь репертуар и приготовишь что-нибудь другое – варенье или компот, например? – однажды осторожно сказал ей муж.
– Повторение – мать учения, – сказала Евгения Васильевна и продолжила каждый день печь торт.
На каникулах к Евгении Васильевне из деревни неожиданно приехала свекровь, и молодая женщина подала ей свой «медовик». Бабушка, которая до сих пор недолюбливала невестку, отведав кусок торта, миролюбиво, почти радостно произнесла:
– Теперь мы с тобой подружимся, дочка!
Муж, который с изумлением наблюдал эту сцену, вечером сказал жене:
– Знаешь, в данном случае повторение в буквальном смысле стало для тебя матерью учения!
«Повторение — мать учения, отец действия, что делает его архитектором достижений».
― Зиг Зиглар
Практика делает совершенным. Чем больше мы делаем что-то правильно, тем более опытными мы становимся в этом. Точно так же, чем больше мы повторяем часть информации, тем легче нашему мозгу ее запомнить.
Когда мы узнаем что-то новое, нейроны в нашем мозгу, хранящие эту информацию, срабатывают и связываются. Чем больше мы повторяем эту информацию, тем толще становятся эти нейроны и тем дольше сохраняется эта информация. Если мы не повторим эту информацию, эти нейроны умрут медленной смертью.
По этой причине повторение информации абсолютно необходимо для обучения и развития. Если цель обучения и развития состоит в том, чтобы заполнить пробелы в навыках путем получения информации, которая поможет нам улучшить наши навыки, если их применить, то повторение абсолютно необходимо. Вы просто не сможете применить то, что не можете запомнить, а вероятность запоминания информации значительно снижается, если не реализовано повторение.
Слишком много организаций тратят миллионы на развитие навыков и обучение, но видят лишь незначительное повышение эффективности после того, как сотрудники возвращаются с обучения, а у некоторых сотрудников часто вообще не наблюдается никаких изменений.
Причина часто в том, что учащиеся никогда не повторяют информацию. Они проходят курс один раз, пишут тест, ставят галочки, и обучение готово. Но на самом деле она фактически только начинается на этом этапе. После всего лишь 1 месяца изучения чего-то в первый раз и никогда не повторения этого, вероятность сохранения этой информации составляет 20%, которая снижается до 5% всего через 2 месяца. Реальность такова, что большинство организаций культивируют именно это, даже не осознавая этого. Они тратят миллионы на обучение и развитие, часто реализуя только 5% своих инвестиций из-за отсутствия повторения в их тренировочной среде.
повторение важно, когда вы пытаетесь внести существенные изменения в жизнь.
Чтобы понять ответ на этот вопрос, вы должны знать, что именно вы пытаетесь изменить.
Например, если вы хотите похудеть, вы не просто пытаетесь изменить свой рацион или привычки к физическим упражнениям. Вы пытаетесь изменить идеи, убеждения и привычки, запертые в вашем подсознании.
Вы не можете изменить себя только своеволием. На самом деле есть только два способа его изменить.
Один из них — эмоциональное воздействие. Это когда что-то бьет по тебе так сильно, что твоя жизнь уже никогда не будет прежней. Обычно это отрицательный характер, но может быть и что-то положительное.
Повторение — второй способ. Это подвергать себя новой идее (или новому образу, поскольку мы думаем образами) снова и снова. Суть не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы запечатлеть образ в вашем подсознании или эмоциональном разуме.
Каждый день вы посвящаете часть своего времени определенным вещам. Вы едите каждый день. Вы моете свое тело. Ты оделся.
Что ж, если вы хотите улучшить качество своей жизни, начните каждый день выделять часть времени на то, чтобы передумать.
Каждый день посвящайте некоторое время созданию в уме нового образа. Читайте, пишите, слушайте или визуализируйте то, что изображает жизнь, которую вы действительно хотите. Всего 15 минут в день принесут огромные дивиденды.
И еще кое-что, что я очень рекомендую…
Стань актером. Напишите сценарий, подробно описывающий, как вы на самом деле хотите жить, а затем читайте его и перечитывайте. Запомните сценарий, а затем усвойте его. Стать скрипт. Станьте эмоционально вовлеченным в это. И тогда вы начнете жить своей частью.
Есть очень веская причина, по которой люди говорят, что повторение — мать всего обучения. Но не верьте тому, что говорят другие. Попробуйте сами, и пусть принцип повторения оправдает себя. Я знаю, ты будешь рад, что сделал это.
К вашему успеху
Повторение — мать учения | The AEGEEan — онлайн-журнал AEGEE
«Repetitio est mater studiorum» («Повторение — мать учения»), — гласит латинская пословица. Какой смысл повторять и как это проявляется? В то время как некоторые люди воспользуются этой возможностью, чтобы подтвердить то, что они уже знают, другие сочтут это скучным. Но что, если вы можете «повторить» некоторые вещи по-новому и оригинально? Приведет ли это к возрождению интереса к теме, которую вы уже знаете?
Продолжить чтение?
В то время как другие комиссии, рабочие органы или группы в AEGEE имеют мандат на 6 месяцев или год, Сетевая комиссия (NetCom) — это комиссия, которая, хотя и состоит из 11 членов, избираемых на Агоре, меняет свою команду каждые 6 месяцев (6 членов избираются на Весенней Агоре и 5 на Осенней Агоре).
Если посмотреть на календарный год, то в этой комиссии за год меняется 16 членов. При такой системе выборов гарантируется качество передачи знаний, и у вас всегда есть члены команды, на которых можно положиться. Доверие – ключевое слово, позволяющее комиссии работать круглосуточно.
Вы еще помните, кто мы?
Не так давно мы писали о команде NetCom, 11 игроках и 1 тренере. Мы представили команду, и теперь пришло время написать о том, что было сделано до сих пор — цели, которые мы достигли (новые контакты), цели, которые мы поставили (удалены местные жители), проблемы, с которыми мы столкнулись, и счастье, которое мы испытали (с нашими местными жителями, конечно ).
Сетевая комиссия Скопье-Энхеде провела собрание NetCom в Брюсселе с 1 по 4 декабря 2011 года. Если я не ошибаюсь, количество сетевых комиссаров (NetCommies), принявших участие в собрании NetCom, никогда не было больше – их было 9Netcommies и два помощника комиссара. Помимо работы и знакомства друг с другом в Агоре, это также был шанс для людей, которые перекинулись парой слов по электронной почте, лучше узнать друг друга. А лимоны… это совсем другая история.
Вы все еще читаете?
Что нового в сети
Наряду со всеми другими работами, которые обязывают нас выполнять уставы AEGEE-Europe (CIA), всеми видами ежедневного общения с местными жителями и командой, а также всей энергией, необходимой для выполнения этой работы, NetCom имеет работает над новой веб-страницей, на которой можно найти много полезных документов, информацию о сроках выполнения критериев антенны и новости в Сети.
Также было упомянуто, что мы все можем быть довольны нашими целями – нашими новыми Контактами (Каунас, Лансароте, Степанакерт, Севилья, Мадейра), обновленными Антеннами Контактов (Харьков и Сумгайыт) и теми, которые, к сожалению, будут удалены не будет упоминаться здесь, потому что у нас есть еще 2,5 месяца, пока Agora и NetCom не смогут предпринять усилия (вместе с местными жителями), чтобы избежать этого сценария.