Содержание
Положительные и отрицательные герои русских народных сказок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Отрицательные и положительные герои русских сказок.
Цыпкин Матвей
МБОУ СОШ № 5
5 «Б» класс
Научный руководитель
Бурмистрова М.А.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5
2018 год.
Введение.
Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Актуальность:
Цель: Изучение персонажей русско-народных сказок.
Задачи:
-Провести опрос среди учеников.
— Выявить наиболее популярных отрицательных и положительных героев.
— Дать им описание и составить характеристику
— Изготовить наглядное пособие и презентацию для учащихся с информацией о отрицательных и положительных персонажах русских сказок
Гипотеза:
Продукт :Презентация и иллюстрированное пособие.
Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Когда читаешь русские народные сказки, всегда переживаешь и волнуешься за главных героев, желаешь им победы над злыми и коварными врагами. Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.
Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки подразделяются на положительных и отрицательных.
Нами был проведен опрос среди учеников нашего класса .На основании этого опроса были выявлены 3 самых популярных отрицательных( Баба -яга, Кощей Бессмертный ,Змей-Горыныч) и 3 положительных героя( Василиса премудрая ,Иван царевич, Илья Муромец)
Баба-Яга
Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.
Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовётся «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её безграничные возможности.
Предметы, которыми владеет Баба-Яга, наделены магической силой. Например, ступа, метла, помело или клюка. Избушка, в которой живет сказочная старуха, непременно находится где-нибудь «за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и стоит в темном непроходимом дремучем лесу. Отсутствие дверей и окон в избушке делают ее похожей на гроб. Переступая порог избы, герой оказывается, таким образом, на том свете.
Да и сама старуха часто рисуется кровожадной, все время норовит героя в печь затолкать да и съесть. Получается, что Баба-Яга еще и людоедка.
Кощей Бессмертный
Кощей Бессмертный — не просто сказочный герой. Он гораздо старше, древнее сказки и пришел в сказку из далеких дохристианских времён. Кощей Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость».Глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаённым сокровищем.
Интересно, что как бы Кащеи не кичились – они всегда были повержены. Почему? Потому, что наши предки четко определили, что Кащей – это бес и он всегда смертный: бес смертный. Но т.к. раньше писали всё слитно, то и со временем начали воспринимать в значении — бессмертный.
Змей Горыныч
Змей Горыныч – часто встречающийся сказочный герой. Чаще всего змей предстает трехглавым .В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях. О происхождении образа Змея Горыныча существуют различные мнения. Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии. Другие, правда, говорят, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра.
Из рода в род, из века в век переходят предания о драконах-змеях. Змей Горыныч — порождение нежити – нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения – почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от неё всякими причётами – заговорами.
Василиса Премудрая.
Василиса-премудрая, она же царевна-лягушка – прекраснейшая молодая девушка, имеющая магические способности, обычно возлюбленная главного героя. Лягушкой становится по воле злой колдуньи, временно, пока ее не полюбит мужчина. Василиса также героиня многих других русских сказок — «Василиса Прекрасная», «Морской царь и Василиса Премудрая» и подобных. Иногда похожую по характеру героиню могут звать Еленой Прекрасной или Марьей-царевной. В сказках девушка часто выступает дочерью морского царя, врага главного героя сказки. Но неизменно обладает мудростью и способностью творить чудеса, например, возвести за ночь хрустальный мост или вырастить волшебный сад. Этим Василиса обычно помогает главному герою, чтобы вместе с ним убежать от своего отца или победить врагов. Героиня тоже борется со злом, помогает слабым и обделенным. В конце Василиса обязательно станет женой Ивана-дурака или Ивана-царевича, в общем главного героя-победителя. Василиса еще и прекрасная хозяйка, мастерица: и рубаху может сшить и ковер выткать. Она идеальная невеста. Обладает особой женской хитростью. В сказках Василиса-премудрая — отражение светлой стороны, олицетворение мира и семейного очага.
Иван Царевич
Иван-Царевич — любимый герой русских сказок («Царевна-лягушка», «Финист — Ясный Сокол», «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Мертвая царевна» и т. п.). Ему с готовностью служит и серый волк, и ворон, и злая баба яга, указывающая ему путь к зачарованному замку, где находится красавица, цель его исканий.
Нередко Иван-Царевич наделен способностью перевоплощения, необычными внешними признаками («по колено ноги в золоте», «по локоть руки в серебре»), ему помогают чудесные слуги и помощники. Сюжеты об Иване-Царевиче связаны с поисками суженой, вокруг которых происходят разного рода приключения, испытания и т. д.
Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной “недостачей”: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”.Многие исследователи считают Ивана — царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван — царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.
Илья Муромец
Илья Муромец — идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот.
Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Образ заставы ярко отражает объединение сынов Руси для борьбы с врагом, тема же стольного Киева — народное представление о единой и непобедимой Киевской Руси.
Заключение.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
Работая над проектом, я многое узнала о сказках. Читая, познакомился с незнакомыми мне сказками, встретил много ранее незнакомых слов, следовательно, пополнил свой словарный запас. Сказка пришла к нам издревле, которая в свое время увлекала не только детей, но и взрослых. И сейчас сказка продолжает нас удивлять и заинтересовывать. Детские сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.
Нельзя не согласиться с мыслью художника И. С. Глазунова, который считает, что русские сказки являются генетической памятью русского народа, корнями народа, источником красоты и духовного совершенства.
Для меня русская сказка стала проводником в память веков, память всего народа, в его традиции.
Сказка воспринимается как символическое выражение глубочайшей мудрости. Некогда, во времена далекой древности, эта мудрость, казалось, была явной и открытой. Сказка была мифом.
Я считаю, что мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, потому что языческая, дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.
Герои помогают нам с ранних лет понимать, что есть добро, а что – зло. Они заставляют нас задуматься о справедливости, о том, что лучше быть послушным и дружелюбным.
Сказка помогает развивать внутренний мир, мы получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.
Список использованной литературы.
АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.
Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г. — 176 с.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.
http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар.сказок http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа
http://sf. perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах
Положительные герои в русских сказках
Похожие презентации:
Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71
Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край
Моя будущая профессия: юрист
Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий
Проект по литературному чтению «Они защищали Родину»
Творческий проект «Планирование кухни-столовой»
Моя будущая профессия — военный
Бауыржан Момышулы (1910-1982)
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Творческий проект «мой профессиональный выбор»
Иван
Царевич:
положительный
герой,
который
обычно
противопоставляется двум
старшим братьям. Он более
добрый и скромный
Дед
Мороз,
Мороз,
Морозко- хозяин зимы и
стужи. Его изображали
высоким
стариком
с
длинной белой бородой
одетой в длинную шубу и с
посохом в руках. Этим
посохом он насылает мороз
и вьюгу. Известен как
новогодний персонаж- это
новогодний дед-волшебник,
который приносит детям
подарки под ёлку
Богатыри – изначально герои
русских былин, но со временем они
проникли и в русские народные
сказки. Наиболее известен герой
русских сказок Илья Муромец. Он
воплощает в себе идеал героявоина, который славится не только
своей недюжинной физической
силой, но также и особенными
нравственными
качествами.
Добрыня Никитич, как герой
сказок,
выступает
надежным
помощником князя, которому он
верно служит долгие годы. Алеша
Попович отличается смелостью, но
также он очень задорен и хитер. В
его образе отразилась вся широта
души русского человека, вся ее
многогранность
Герой — крестьянский сын,
которого другие персонажи
считают дурачком. В нем, с
точки
зрения,
отсутствует
«здравый смысл», поэтому он
не может устроиться в жизни
получше.
Часто кот в сказках открыто
демонстрирует свой игривый
нрав,
во
многих
сюжетах
оказывается разбойником или
даже воришкой. Но вместе с тем
отличает кота справедливость и
живой
изворотливый
ум.
Благодаря своему красноречию
он
выходит
из
любых
затруднительных
ситуаций,
помогает обиженным, защищает
своих друзей.
Петух в сказках предстает
перед нами в двух ипостасях. Во
многих сказочных сюжетах петух
изображается легкомысленным и
весьма самоуверенным. Иногда он
проявляет
непослушание,
нарушает какой-либо запрет и в
результате
оказывается
украденным.
Ёж в сказке – животный
персонаж умный и осторожный.
Он
выражает
доброту
и
дружелюбие, и зачастую мирит
между
собой
животных
персонажей, разрешает их спор,
находит справедливость.
Мышь в сказках трудолюбивая и добрая, хоть и
часто подчеркивается, что «в голове мышиной мозгу
меньше горошины». Она часто выступает
спасительницей, и награду за это просит совсем не
большую – только ложечку каши, например.
English
Русский
Правила
Топ-5 женщин в русском фольклоре — #FolkloreThursday
Русские дамы, тема бесчисленных спам-писем — красивые, покорные, отличные домохозяйки — мечта любого консервативного мужчины? Давайте заглянем в некоторые русские сказки и посмотрим, отражены ли стереотипы в фольклоре. Забегая вперед, ответ будет одновременно «черт возьми, да» и «черт возьми, нет!»
- Василиса Прекрасная
Популярное в русских сказках имя Василиса греческого происхождения и означает «царица». Сказки ориентированы на королевских особ или прекрасных девушек, которые, подобно Золушке, в конечном итоге становятся королевскими особами; Василиса Прекрасная — прекрасный пример симпатичной карьеристки. У нее есть полный набор Золушки: мерзкая мачеха и две подлые сводные сестры, но вдобавок ко всему, аксессуар, о котором мы все могли только мечтать, гораздо более полезный, чем фея-крёстная, с эффектами, длящимися далеко за полночь. Волшебная говорящая кукла, ожившая по материнскому благословению и на последнем издыхании, — тайная помощница, советчица и защитница Василисы. На самом деле, кукла выполняет всю тяжелую работу — садоводство, уборку, приготовление пищи — что угодно; а Василиса с каждым днем хорошеет, несмотря на то, что родные стараются изо всех сил разрушить ее красоту тяжелым трудом. Наконец, от чистого отчаяния, они посылают ее на самоубийственную миссию, чтобы получить немного Нечестивого огня от Бабы-Яги, ведьмы-людоеда, которая живет в самом глубоком темном лесу в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей. В течение трех дней ведьма придумывает для Василисы всевозможные невыполнимые хлопоты, но девочка проходит через них, конечно же, с помощью своей волшебной куклы. Наконец любопытство Бабы-Яги берет над ней верх, и она требует узнать тайну своей гостьи. Ответ – материнское благословение – приводит ведьму в ярость: «У нас не будет здесь благословенных!». Она немедленно выгоняет Василису, но не раньше, чем дает девушке именно то, за чем она пришла: факел человеческого черепа, горящий Нечестивым огнем. С этого момента все происходит очень быстро. Сначала волшебный факел за ночь сжигает мачеху и сводных сестер Василисы в аккуратную кучку пепла, оставляя саму девушку совершенно невредимой. Затем Василису быстро удочерила милая старушка, и она принялась за работу, производя самую изысканную рубашку из когда-либо созданных. Увидев это, добрая старуха, принявшая Василису, ошарашенно восклицает: «Царю и только ему годится такая вещь!» и несет рубашку прямо в королевский дворец. Сам царь поражен и хочет увидеть девицу, которая его сделала. Угадайте, что будет дальше: любовь с первого взгляда и свадебные колокола.
Василиса Премудрая – душа праздника! Из русской сказки Ивана Билибина «Василиса Премудрая»
- Василиса Премудрая
Этот, конечно, тоже красивый, но еще и с мозгами и знаток магии. Из-за этого у нее возникли проблемы с собственным отцом, царем и колдуном. Раздосадованный тем, что его собственная дочь была «мудрее» его, он превратил ее в лягушку на три года и, что еще хуже, пообещал ее злому Кощею Бессмертному, если она осмелится ослушаться и вернуться в человеческий облик до истечения трех лет. закончиться. Тем временем другой царь, разочарованный тем, что все трое его сыновей все еще холосты, заставляет каждого из них пустить стрелу в небо и выбрать себе невесту, куда бы ни попала стрела. Снаряд младшего сына попадает в болото рядом с говорящей лягушкой, и других подходящих дам не видно. Отец принца велит ему собраться и принять свою судьбу, поэтому он со скорбью женится на амфибии. Затем начинается самое интересное. Старый царь хочет испытать своих невесток, попросив их испечь кулич (Великороссийский кулич?) и соткать ковер за ночь. К большому удивлению ее мужа, продукция лягушки получается изысканной, особенно по сравнению с посредственными усилиями других жен. Однако торжество князя недолговечно: царь созывает большой пир и требует, чтобы его сыновья выставили на всеобщее обозрение своих молодых жен. Незадачливый Цесаревич идет на бал один, но несколько мгновений спустя вместе с остальными гостями ошеломлен грандиозным появлением его жены в ее человеческом обличье, одетой в шелка и бриллианты и прекрасной, как солнце, в золотая карета с экзотическими слугами. И даже тогда у нее все еще есть пара трюков в рукаве, буквально. В правый рукав она наливает вина, а в левый кладет пару лебединых костей и уходит танцевать… С русскими дамами нет тряски и тверкинга, они грациозно скользят, как лебеди по озеру, махая длинными крыльями. -как рукава в воздухе. Итак, Василиса машет правым рукавом, но вместо того, чтобы облить всех вином, она вызывает в воображении красивое озеро. Потом поднимает левый рукав, и вместо костей, ко всеобщему удовольствию, вылетают белые лебеди и приземляются на озеро. Завистливые невестки пытаются подражать Василисе… с предсказуемо плачевными результатами! Муж царевны-лягушки не может поверить своему счастью; он убегает домой и быстро избавляется от лягушачьей шкуры. К сожалению, три года еще не истекли, и Кощей Бессмертный быстро прибывает, чтобы забрать Василису в качестве приза. Принц должен отправиться на спасательную операцию, которая идет примерно по плану, и они живут долго и счастливо.
Невеста Финиста Сокола почти завершила свой путь. Из русской сказки Ивана Билибина «Перо сокола Финиста»
- Невеста сокола Финиста
У некоторых женщин в русских сказках нет волшебной куклы-помощницы, и они должны бороться за свою любовь и отправляться в опасные путешествия на самый край света. В другой истории о превращении из грязи в князи красивая деревенская девушка завладевает волшебным Пером Финиста Сокола. Теперь она может вызвать Финиста, прекрасного принца из далекой страны, который превращается в сокола и посещает нашу героиню по ночам. Эти двое очень привязываются друг к другу, и, помимо их тайных встреч, озорная возлюбленная принца любит дурачить свою семью и всю деревню, являясь по воскресеньям в церковь, одетая в экзотические королевские наряды до неузнаваемости — все это подарки от короля. принц. Затем она исчезает как раз вовремя, чтобы переодеться и спрятать все до того, как ее отец и сестры вернутся домой, говоря ни о чем, кроме прекрасной иностранной королевы, которая снова была в церкви. К сожалению, однажды она забывает вытащить из волос бриллиантовую булавку. Сестры становятся подозрительными и придумывают коварный план, вонзая острые иглы, гвозди и осколки в оконную раму своего брата и сестры. Ночью принц-сокол, как обычно, пытается влететь в окно, но тяжело ранит себя. Его возлюбленная слышит его зов, но не может пробудиться от темного заколдованного сна. Он говорит: «Не раньше, чем ты съешь все до последней крошки трех каменных хлебов и износишь три пары стальных ботинок, ты снова увидишь меня, моя любовь». На следующее утро она просыпается и видит кровь, капающую с оконной рамы, и перья на полу. Осознав случившееся, она знает, что услышанные сквозь сон слова принца не были сном, и отправляется в путь с тремя парами стальных сапог и тремя каменными хлебами. По пути она встречает трех древних сестер Бабы Яги, которые в прекрасном проявлении женской солидарности сжалились над путницей. Они сообщают ей плохие новости о том, что принц-сокол помолвлен с другой. Но любовь новобрачной к нему не глубока и не искренна и легко вытесняется розничной терапией. Ведьмы дарят нашей героине блестящие волшебные предметы, чтобы очаровать и отвлечь новую невесту Финиста. Когда бедная девушка, наконец, прибывает в королевство своей истинной любви, он уже был женат, но его молодая жена, как и предсказывалось, тщеславна, торгуется за три волшебных безделушки и небрежно отдает взамен три ночи в обществе мужа. По крайней мере, у юной королевы хватило ума дать своему мужу мощное снотворное, прежде чем оставить его наедине с незнакомцем. В третью и последнюю ночь горькая слеза нашей героини падает на его лицо, глубоко обжигает его и разрушает чары. Он мгновенно узнает ее и отбрасывает распутную жену. Звените свадебные колокола и долго и счастливо. Упорство окупается.
Королева-домохозяйка наблюдает, как ее муж уплывает. Из русской сказки «Белый утенок» Ивана Билибина.
- Проклятая жена / Ведьма-оборотень
В традиционном браке женщины остаются дома. В популярной сказке новобрачный царь уходит по какому-то делу и говорит своей молодой королеве не выходить за стены дворца, иначе случится что-то плохое. В конце концов она все-таки идет прогуляться по саду (щекотка!) подышать свежим воздухом… и первый человек, которого она встречает, очевидно, злая ведьма, которая накладывает на нее проклятие, превращает ее в маленькую белоснежную утку, а затем превращается в идеальное подобие королевы и занимает ее место. Рассказчикам, быть может, не приходило в голову следующее: когда ты приходишь домой после долгого отсутствия и обнаруживаешь, что твоя заброшенная жена развила ведьмин нрав и уже не та сладкая голубка, на которой ты женился, может быть, это потому, что ты держите ее взаперти, скучающей и отчаянной, пока вы занимаетесь своими важными мужскими делами? В 1920 века писатель Николай Лесков решил написать серию повестей, изображающих разные типы русского женского характера. Он написал только один: портрет страстной женщины, по его собственным словам, Леди Макбет Мценского уезда . В нем жена купца, которая ведет жалкое существование, в основном скучает до безумия, заперта в доме своего мужа и время от времени подвергается насилию и издевательствам со стороны мужа и тестя. Тогда, вдохновленная и одержимая честолюбивым негодяем любовником, она вдруг решает взбунтоваться. Наступают убийства, безумие и страдания.
Марья Моревна, королева воинов, приветствует своего прекрасного гостя. Из русской сказки «Марья Моревна» Ивана Билибина.
- Марья Моревна
Это мой фаворит. Как это для первого свидания? Бродячий князь попадает на большое поле битвы, усыпанное трупами, и спрашивает одного из раненых: «Кто поразил это великое войско?» «Марья Моревна, Королева Воинов», — таков ответ. Вскоре любопытный принц натыкается на воинственный королевский лагерь. К счастью, она молода и красива, и ей нравится ее посетитель, она приглашает его остаться на ночь, затем еще на пару, а затем решает выйти за него замуж… На этот раз мужу говорят оставаться дома и не делать этого. некоторые вещи, в то время как его жена скачет на другую войну. Одно из закрытых мест — жутко выглядящий подвал с прикованным цепями каким-то древним чудовищем, подозрительно похожим на Кощея Бессмертного. Сжалившись над существом, наш герой дает ему воды, что в этом плохого? Кощей моментально восстанавливает силы, рвет цепи и улетает, по дороге похищая Марью Моревну. И вот она внезапно и очень разочаровывающе превращается из обалденной, сексуально раскрепощенной королевы в еще одну скучную девицу, терпящую бедствие и ожидающую спасения. Ну, моя теория такова, что, поскольку Кощей был заперт в ее подвале, вероятно, было ее кто поставил его туда на первое место! У этих двоих, вероятно, была бурная совместная история. А старая добрая Марья вполне могла спастись от своего бывшего, держу пари; она просто хотела посмотреть, сможет ли ее новый кавалер сделать что-нибудь правильно, хотя бы раз. И он не разочаровал, но интересно: она взяла его с собой на свою следующую маленькую войну или ему сказали быть хорошим мальчиком и снова оставаться дома? И был ли где-нибудь еще один запретный подвал…?
Зайдите на Soundcloud Дарьи и получите БЕСПЛАТНУЮ загрузку Русалки, сказки о загадочной и озорной водяной нимфе и благочестивом старом монахе… еще один очень необычный женский персонаж из русского фольклора!
Понравился пост? Ознакомьтесь с рекомендованными книгами #FolkloreThursday, чтобы узнать больше о русских сказках!
7 Адаптации сказок с русскими корнями
Есть ли что-нибудь более увлекательное, чем экранизация хорошей сказки? Эти истории передавались от очага к очагу, от страницы к фильму Диснея не просто так: они раскрывают нам глубокие истины о человеческой природе и истории. Однако, что даже лучше простого пересказа старой сказки, так это обновление истории. Нам нравится, когда эти истории рассказываются с новых точек зрения или обсуждаются с реальными событиями.
Один из богатейших источников фольклора можно найти в русской и славянской мифологии, с ее мрачными историями о Русалке, Бабе Яге и Василисе. А поскольку история России так разнообразна (и часто трагична), существует практически безграничное количество вариантов обновления этих классических сказок — на фоне средневековой Руси, большевистской революции или Советского Союза. Ниже я собрал 7 наших любимых историй, вдохновленных русскими. Обязательно добавляйте свои любимые в комментарии!
Васса в ночи от Сары Портер
Фрагменты классической русской сказки о Василисе Прекрасной будут знакомы поклонникам Золушки: есть добродетельный ребенок, оставшийся без матери, злая мачеха и сводные сестры, и отсутствующий отца, который оставляет свою дочь беспомощной. Но когда юную Василису отправляют за углем для костра, история разворачивается в более темную сторону. Мачеха и сестры считают, что посылают Василису на смерть, и рады избавиться от нее. Вместо этого, с помощью заколдованной куклы, которую ей подарила мать, Василиса переживает встречу с Бабой Ягой. В зависимости от версии сказки, мачеху и сестер ждет ужасная участь, а сама Василиса часто заканчивает рассказ счастливо замужем за царем.
В романе Сары Портер « Vassa in the Night » действие переносится в заколдованное королевство Бруклин, где большинство районов заполнено красивыми людьми, занимающимися красивыми делами — обычно на вечеринках в лофтах или в барах на крышах. Однако район Вассы в Бруклине отличается: она живет в тени Бэбса Ягга, разгневанного владельца винного погреба на углу. В этом уголке Нью-Йорка царит магия, и Бэбс Ягг не гнушается обезглавливать магазинных воришек и даже честных людей, если они ее рассердят. Когда сводная сестра Вассы отправляет ее с поручением, все понимают, что это может быть последняя ночь девушки на земле. Но у Вассы есть Эрг, стервозная заколдованная кукла, которая намерена использовать всю свою магию, чтобы помочь девочке пережить предательскую ночь в Бруклине.
Бессмертная от Екатерины Валенте
В славянском фольклоре Марья Моревна — похищенная жена богатыря Ивана-царевича; ее похититель, Кощей Бессмертный, — ужасающий упырь-скелет, чья душа спрятана, что делает его практически бессмертным. Кощей годами использовался как страшилка, и напуганные дети болеют за храброго Ивана, чтобы тот спас Марью. Но Катерина Валенте спрашивает: а что, если бы Кощей был не так уж плох, и Марья действительно любила бы его?
Валенте рассказывает свою историю в России 20-го века: когда-то Мария была частью любящей и процветающей семьи, беспомощно наблюдая, как русская революция меняет ее мир. Она убегает в темный мир магии, когда выходит замуж за Кощея Бессмертного. Но по мере того, как Мария пытается выкроить для себя место в своем хаотичном браке, ее старый мир просачивается обратно; Баба-Яга превращается в Товарища Ягу, демонам приходится учиться жить при сталинском режиме, а домашние черти создают комитеты, чтобы бюрократизировать собственную магию. И по мере развития сюжета и начала войны всей русской магии придется бороться с голодом и лютым холодом слишком реальной блокады Ленинграда в 1919 году.42.
Трилогия «Русалка» Си Джей Черри
История Черри, также известная как «Русский сериал», происходит в альтернативной средневековой Руси, на берегу Днепра. Сериал в значительной степени опирается на славянский фольклор, отсылая к фигурам темного бога Чернобога до меньших духов и фей — банника, лешего и водяного. Первая книга рассказывает о судьбе девушки, которая утонула и стала русалкой — мстительным водным духом. Отец девочки, волшебник, вербует двух молодых людей, чтобы те помогли ему найти и спасти ее от Черневага, его бывшего ученика, обратившегося к темной магии.
Трилогия — Русалка , Черневог, и Евгения — охватывает около двадцати лет, когда Петр, молодой волшебник Саша и другие объединяются, чтобы сразиться с Черневогом. Сложная система магии желаний Черри отличает сериал от других фэнтезийных саг; волшебники представлены в этих романах как особо опасные, потому что даже их самые случайные желания, если они выражены, могут привести в действие ход событий с непредсказуемым исходом.
Хаос Нало Хопкинсон
Действие фильма Нало Хопкинсон Хаос происходит в, казалось бы, обычном Торонто, который преображается, когда вулкан вырастает из озера Онтарио, высвобождая персонажей из всей мировой мифологии. 16-летней Скотч уже приходится плавать между мирами — ей приходится играть одну роль дома, другую роль в школе и ориентироваться в своем наследии смешанной расы, скрывая при этом свою бунтарскую жилку от родителей и поддерживая старшего брата. , который сталкивается с более явным расизмом, чем она, из-за его более темной кожи.
Хаос включает образы Братца Кролика, Снежного человека, фениксов и Ананси, но самым ужасным из всех может быть встреча Скотча с Бабой Ягой:
…огромная когтистая лапа врезалась в тротуар, несколько футов от того места, где я стою. Это выглядело так, как будто я представлял ногу динозавра. Я закричал. Вторая нога упала с другой стороны от меня. Люди разбегались, машины и велосипеды уходили с дороги. Ноги были прикреплены к гигантским барабанным палочкам, которые были прикреплены к бедрам гигантских мышей, покрытых большими красными и черными перьями… Я выбежал, крича, из-под него. Дом тоже бежал, продолжая свой топот на север по Юниверсити-авеню, время от времени натыкаясь на одну из больших бронзовых статуй старых, мертвых белых парней, которые стояли на узких мощеных полосах, идущих по середине широкой авеню.
Трилогия о Грише Ли Бардуго
Гришавселенная Ли Бардуго дает нам фантастическую версию России; Равка богата как искусством, так и деньгами, и страна стала экономическим центром мира. Здесь также обитает запутанная сеть подпольных преступников и магическая элита по имени Гриша. Алина Старкова — девочка-сирота, служащая своей стране в армии Равки и сражающаяся вместе со своей лучшей подругой Мал. Когда на ее отряд нападают темные существа, она обнаруживает магический навык, о котором она никогда не подозревала. Вербованная к гришам, она должна выбирать между светлой и темной магией, своей любовью к своей родине и любовью всей своей жизни.
Бардуго выбрала в своей работе русские предания, чтобы исследовать иное наследие, чем обычное западноевропейское фэнтезийное царство: «Я думаю, что в образах, которые мы связываем с русской культурой и историей, есть огромная сила, эти крайности красоты и жестокости, которые придают себя в фантазии. И, честно говоря, как бы я ни любил палаши и кувшины эля — а поверьте мне, люблю, — я хотел увести читателей куда-нибудь в другое место. Царская Россия дала мне другую отправную точку».
The Grishaverse охватывает трилогию Бардуго, Shadow and Bone, Siege and Storm и Ruin and Rising , а также три народные сказки Равки, которые вы можете прочитать здесь, на Tor.com!
«Красный, как кровь, и белый, как кость» Теодоры Госс
В «Красном, как кровь, и белом, как кость» Теодоры Госс дочь дровосека всю жизнь хранит тайные знания сказок от тягостного и тяжелого труда. Когда переодетая принцесса нуждается в помощи, девочка понимает, что наконец попала в сказку… но в какую? Короткая история вытаскивает принцев и принцесс, волков-оборотней и саму Бабу-Ягу из их соответствующих лесов и ловко сплетает их в 20 -й 90-й 150-й век Европы, в котором, конечно, обитают куда более страшные монстры, чем в любой сказке.
Оригинал Tor.com, вы можете прочитать историю здесь, в наших архивах.
Медведь и Соловей от Кэтрин Арден
Юная Василиса Петровна, воспитанная на нянях сказки о Русалке и Морозных Демонах, замуж не желает, но мачеха хочет, чтобы дочки домочадцев вышли замуж или отправлены в монастыри (чтобы лучше сломить их преданность домашним духам и связать их с Богом), и новый деревенский священник убеждает свою паству считать старые обычаи демоническими.
К счастью для Васи, феи хотят ей помочь и предупреждают, чтобы она остерегалась мертвых, оставалась в родном лесу и особенно защищалась от большого Медведя, набирающего силу в тенях.