Skip to content

Поэтический вечер есенина сценарии: Сценарий. Литературный вечер. С.А.Есенин | Методическая разработка на тему:

Сценарий. Литературный вечер. С.А.Есенин | Методическая разработка на тему:

Литературный вечер,

посвящённый памяти С.А. Есенина

ЦЕЛЬ: заинтересовать учащихся противоречивой личностью поэта, увлечь  поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе.

Ход мероприятия

1 Ведущий: Недалеко от Рязани, на реке Оке, есть старинное село Константиново, родина поэта Сергея Есенина.          Слайды № 2,3.

Две даты: 3 октября 1895года – 28 декабря 1925года. Первая – дата рождения, вторая –  дата смерти . 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 — путешествовать и  30 – писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.»

 

 2 Ведущий.  Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого  изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», — признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал,  — это очень много, это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песнь о великом и вечном – о России.    Слайды № 4,5.

       

     Чтец. (входит ученик в русском народном костюме, читает).

Гой ты, Русь, моя родная.

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» —

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

     

     1 Ведущий: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что – то…».         Слайды № 6,7.

         О Русь – малиновое поле

         И синь, упавшая в реку…

Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для неё берёг он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.

         

         Чтец.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого что тот старый клен

Головой на меня похож.

            2 Ведущий. Есенин – поэт – патриот. Он часто повторял: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».    Слайды № 8,9.

           

              Чтец.

Спит ковыль. Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

               

      1 Ведущий. В стихах Есенина запечатлён прекрасный облик нашей Родины во все времена года.            Слайды № 10,11.

1. «Нивы сжаты, рощи голы…»

2. «Белая берёза»

3. «Черёмуха душистая…»

4. «С добрым утром!»

    2 Ведущий. Стихи Есенина очень напевны, мелодичны, и не случайно многие из них положены на музыку.

         

        Звучит песня «Отговорила роща золотая».   Слайд № 12.

     1 Ведущий. Стихи, обращённые к матери!.. Сколько русских поэтов прикасалось к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери.

   

         Звучит песня «Письмо матери».   Слайд № 13.

2 Ведущий. О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность.

     

            Звучит песня «Гуляка».                                                                                                    

1 Ведущий. В 20-е годы на смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушёл из жизни. Покончил ли он с собой  или это было преднамеренное убийство? – Нет пока точного ответа на этот вопрос.                Слайд № 14.

     

 2 Ведущий. Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение.                 Слайд № 15.

         

             Чтец.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

         

1 Ведущий. 31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское  кладбище.

  Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге  Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!                      Слайд № 16.

           

             Чтец.

Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатёр,

А в поле василёк хрустально – синий

Ведёт с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Берёзы – сёстры русского рассвета –

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи,

И в городе  земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя, —

России стихотворная душа…                                  Слайд № 17.

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству С.А.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

«Я сердцем никогда не лгу…»

С.Есенин

(Звучит тихая, спокойная музыка. Выходит чтец)

1 чтец:

Сергей Есенин! Это имя —

В лесах родной моей России,

В берёзах нежных и осинах,

В серёжках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин! —

1 ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашей литературной гостиной.

2 ведущий: Мы посвящаем этот вечер памяти Сергея Есенина, одного из самых удивительных русских поэтов ХХ века.

1 ведущий: Еще в 1905 году Александр Блок ожидал, что «должен появиться поэт, который принесет в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, не символическими и не мистическими, а изумительными в своей красоте».

2 ведущий: «Его знают даже те люди, которые никогда есенинских стихов не читали. Да и вообще никаких стихов не читают… Короткая, бурная и печальная жизнь Есенина многих поразила, и об этой жизни стали слагаться легенды», — так писал поэт русского зарубежья Георгий Адамович уже в 1929 году.

1 ведущий: Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери — Федора Андреевича и Натальи Евтеевны Титовых. Дед Есенина, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он любил внука. «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю», — вспоминал Есенин. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам. Стихи начал писать с 8 лет.

2 чтец:

Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет,

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

2 ведущий: «Я рос, — рассказывал Сергей Есенин, — в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи».

1 ведущий : Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. «Детство прошло среди полей и степей»,- писал он. Здесь впервые зарождалась та великая любовь к родной русской природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Растущее под окном дерево он увидел в торжественном наряде, в благоговейной тишине.

3 чтец:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

2 ведущий: Мировосприятие Сергея Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в его стихах зазвенела голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьёв, шумом дождей, заиграла цветами бесчисленных радуг. Перед нами мир красочный и многозвучный, где все живет, движется и дышит.

4 чтец:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

1 ведущий: Весной 1912 года Есенин приехал в Москву. Здесь он знакомится с писателями из Суриковского литературно-музыкального кружка и спустя некоторое время становится его членом.

2 ведущий: В поэзии Есенина, начиная с ранних стихов, поражает дар понимать душу природы, растений, животных, ощущать себя частью всего живого.

5 чтец:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна

1 ведущий: Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремился не просто донести свою радость от всего увиденного, но и заразить читателя этой любовью ко всему прекрасному на земле. Теплом и светом наполнены есенинские картины русской природы. Природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения, его земных радостей и тревог.

(звучит романс «Отговорила роща золотая» в исполнении учащейся)

2 ведущий: «Моя лирика, — говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве». По мере становления таланта Есенина тема эта ширилась и крепла, принимала особое, более близкое, теплое значение, обогащалась новым содержанием. От юношеских стихов, проникновенно рассказывающих о «стране березового ситца», от воспевания лугов и дубрав, есенинская мысль прошла долгий и сложный путь, полный тревожных раздумий, философских размышлений о судьбе родной земли.

6 чтец:

Гой ты, Русь, моя родная!

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля,

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте родину мою!»

7 чтец:

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка,

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить —

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

1 ведущий: В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград, где встретился Александром Блоком и прочел ему свои стихи. Блок высоко оценил их. «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык…».

2 ведущий: Таков был отзыв Блока о стихах молодого поэта, которому он дал рекомендательные письма к ряду петроградских издателей и известных литераторов. И в 1916 году Есенину удается издать свой первый сборник стихов «Радуница», имевший большой успех и принесший автору громкую славу в литературных кругах Петербурга. Но вместе с тем, Есенин осознавал, что для «питерских салонных литераторов с университетской закваской» он интересен как некая этнографическая редкость, поэт-самоучка из низов.

1 ведущий: События 1917 года вызвали резкий перелом в жизни и творчестве Есенина. Поэту казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения жизни, переоценки всех ценностей». Но последующие трагические события (гражданская война, наступление города на деревню в годы «военного коммунизма») не просто отодвинули время осуществления мечты, но и привели к мысли о том, что «идет совсем не тот социализм». «Тесно в нем живому», «история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого», — пишет Есенин в 1920 году.

2 ведущий: В стихотворениях Есенина начала 20-х годов резко меняется изображение природы. Бывшая некогда благостной, светлой, многоцветной, она становится теперь мрачной, несущей знамение гибели.

(звучит голос Есенина, читающего стихотворение «Я покинул родимый дом»)

1 ведущий: Пророк превращается в хулигана, который застрял в городе и вынужден играть чужую роль. Под маской «шарлатана и скандалиста» в произведениях этого времени поэт скрывает свое отчаяние, духовную драму несбывшихся надежд.

(звучит песня в исполнении А. Малинина «Мне осталась одна забава…»)

1 ведущий: В 1922-1923 годах, после женитьбы на американской танцовщице Айседоре Дункан, поэт много путешествует (Германия, Франция, Италия, Бельгия, США). За границей он знакомится с западной цивилизацией — бытовым комфортом Европы, индустриальной мощью Америки — и думает, что по этому пути пойдет и Россия.

2 ведущий: В очерке «Железный Миргород» он пытается связать свою творческую судьбу с историческим выбором России, заявляя о готовности принять и полюбить «коммунистическое строительство». Однако часто все же признается: «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»

8 чтец:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

1 ведущий: Лирика Есенина 1920-х годов проникнута психологизмом и драматизмом. В окружении «московских изогнутых улиц», в обостренной, потрясающей исповедальности исчезает смиренный «инок», и вызывающий «хулиган». Перед читателем предстает поэт, лицо которого искажено гримасой боли недоумения.

2 ведущий: В эти годы все настойчиво звучит мотив возвращения на родину. Это радость и горечь встреч через много лет с родными, с отчим домом, милой сердцу природой. Это расплата за уход, наказание отчуждением и покаяние.

9 чтец:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

1 ведущий: В 1924-1925 годы поэт создает целый ряд стихов, объединенных темой осмысления жизни. Приближающееся тридцатилетие осознавалось Есениным как пора подведения итогов бурно прожитой молодости.

(звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу…»)

2 ведущий: Мы вновь видим здесьизлюбленные Есениным цвета, знакомые образы. И все же — необычна интонация неторопливого размышления, осознание конечности жизни конкретного человека и бесконечности природы, благословение опыта жизни во всем его многообразии.

1 ведущий: В эти же годы поэт создает цикл «Персидские мотивы» — прекрасный мир, полный гармонии и любви. Но и здесь, в этой сказке, герой-путешественник не забывает о родной земле, о дорогих людях.

10 чтец:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

2 ведущий: В последние годы жизни Есенина все больше охватывают чувства исчерпанности своей идеи, завершенности творческого пути. Жизнь поэта, тончайшего лирика, мастера русского пейзажа, удивительно чуткого к запахам, цветам и краскам родной природы, трагически оборвалась в декабре 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер».

1 ведущий: За день до этого, он написал свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

11 чтец:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

2 ведущий: «Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин…», — сказал русский писатель Борис Пастернак. Остается добавить поэтическое, цветаевское:

И не жалость — мало жил,

И не горечь — мало дал, —

Много жил — кто в наши жил

Дни, все дал — кто песню дал.

Сергей Есенин. Русские стихи в переводах

Есенин родился в крестьянской семье и вырос в религиозно строгом доме своего деда, старообрядца. Юношей он уехал в Москву и учился в Народном университете имени А. Л. Шанянского с 1912 по 1915 год, работая корректором. Есенин был едва ли не самым русским поэтом всех времен, ибо ничья другая поэзия так не складывалась из шелеста берез, из мягкого стука дождевых капель по соломенным избам, из ржания лошадей в туманных утренние луга, от звона колокольчиков на коровьих шеях, от колыхания ромашек и васильков, от пения на окраинах деревень. Стихи Есенина не столько написаны пером, сколько вдохнуты русской природой. Его стихи, рожденные в фольклоре, постепенно сами превращались в фольклор.

Первые стихи Есенина были напечатаны в журналах в 1914 году. Еще совсем деревенским мальчишкой из Рязанской губернии, когда он в 1915 году приехал в петербургский мир литературных салонов, он писал потом, что «как будто рязанская кобыла плеснул свою мочу на выхолощенную снобистскую элиту». Он не превратился в салонного поэта; после ночи кутежа он притворялся, что ловит кузнечиков с

полей своего крестьянского детства шелковой шапкой, снятой с его золотой головы. Есенин называл себя «последним поэтом деревни» и видел себя жеребенком, обезумевшим от огнедышащего паровоза индустриализации. Он превозносил революцию, но, не понимая подчас, «куда ведут нас эти роковые события», развлекался пьянством и хулиганством.

Корни народности его поэзии были так глубоки, что оставались с ним на протяжении всех его странствий за границей. Не случайно он ощущал себя неотъемлемой частью русской природы — «Тихо, как в свою очередь / Деревья сбрасывают листья, я сбрасываю эти строки», — и что природа была одним из воплощений его собственного «я», что он был то покрытым льдом кленом, то рыжей луной. Чувство Есенина к родной земле переросло в чувство к бескрайней звездной вселенной, которую он тоже сделал человеческой и домашней: «Слезы [собачьи], как золотые звезды, / На снег стекали».

Вместе с Николаем Клюевым, Вадимом Шершеневичем и Анатолием Мариенгофом Есенин был одним из лидеров имажинизма, отдававшего приоритет форме и подчеркивавшего образность как основу поэзии. Есенин искал дружбы с Владимиром Маяковским и в то же время вел с ним полемику в стихотворной форме. Это были совершенно разные поэты. Ни один другой поэт не делал таких откровенных признаний, которые делали его уязвимым, хотя иногда они скрывались за буйным поведением. Все чувства и мысли Есенина, даже его поиски и метания, пульсировали в нем открыто, как голубые жилки под кожей, нежно прозрачной, чтобы быть несуществующей. Никогда не риторический поэт, он проявил высочайшее личное мужество в «Черном человеке» и многих других стихотворениях, когда хлопнул по столу истории собственное дымящееся, содрогающееся в конвульсиях сердце — настоящее, живое сердце, так непохожее на сердца играющих. -карточные колоды, которые ловкие поэтические карточные акулы превосходят пиковым тузом.

Злополучный брак Есенина с Айседорой Дункан усугубил его личную трагедию. Он пытался найти спасение в водке и заслужил репутацию хулигана. Написав свое последнее стихотворение собственной кровью, Есенин повесился в номере гостиницы «Англетер» в Ленинграде. Ходили слухи, что он действительно был убит.

За исповедальную честность стихов его любили соотечественники. Действительно, можно с уверенностью сказать, что ни одно другое произведение поэта никогда не пользовалось такой подлинно всеобщей популярностью. Его читали и читают буквально все: крестьяне, рабочие, самая искушенная интеллигенция. Секрет его популярности прост: необыкновенная откровенность как в восхвалении России, так и в собственных откровениях.