Skip to content

План работы с родителями в логопедической подготовительной группе по фгос: Перспективный план работы с родителями на год в подготовительной группе

Содержание

Перспективный план работы с родителями. Подготовительная группа компенсирующей направленности | Материал (подготовительная группа):

Подготовительная группа «Ромашки» компенсирующей направленности на 2019-2020уч. год

Цель: добиться тесного взаимодействия, партнёрских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития, создание атмосферы сотрудничества по вопросам воспитания, обучения и коррекции, речевых нарушении у детей подготовительной группы комбинированной направленности.

Форма работы с родителями

Сроки

Ответственные

1.

I квартал.

Родительское собрание.

Тема: «Возрастные особенности ребенка 6-7 лет с ОНР и задачи образовательной деятельности»

сентябрь

Воспитатели, учитель- , педагог-психолог  

2.

3.

Консультации.

  1. «Воспитательно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности».
  2. «Роль семьи в коррекционной работе»
  3. «Что должен знать ребенок в 6-7 лет»
  1. «Грипп или простуда?».
  1. «Правила движения и поведения пешеходов на дороге »
  1. «Профилактика гриппа и ОРВИ»

Папки-передвижки.

  1. «Готовимся к школе вместе с ребенком».
  2. «Читаем, обсуждаем, рассказываем вместе с ребенком дома».
  3. «Маленькие дети в интернете»
  1. «Музыкальное воспитание»
  1. «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста  с ОНР посредством театрализованной деятельности».

сентябрь

сентябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

сентябрь-

ноябрь

ноябрь

октябрь

ноябрь

Воспитатели

Учитель-логопед

Педагог – психолог.  

Медработник:

 

Воспитатель

Медработник

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

4.

Родительский уголок.

  1. «С чего начинается утро в детском саду» (режим дня).
  2. «Визитка подготовительной группы «Ромашки» компенсирующей направленности».
  3. «Памятка безопасности дома».
  4. «Подвижные игры в жизни ребёнка»

сентябрь

сентябрь

ноябрь

октябрь

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Инструктор физической культуры

5.

Статьи.

  1. «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста».
  2. «Самоуважение. Как его воспитать?».
  3. «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР посредством логопедических игр и упражнений».
  4. «Подготовка детей к школе»
  1. «Физическая готовность обучения в школе»

сентябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

Воспитатель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Инструктор по физической культуре:

6.

Мастер-класс

  1. «Особенности обучения грамоте детей  с ОВЗ».

сентябрь

Учителя-логопеды: Курлыкова В.А.

Лябешева А.А.

7.

Логопед советует

  1. Рекомендации для профилактики дисграфии.
  2. Речевая азбука для родителей.
  3. Советы логопеда заботливым родителям.
  4. Рекомендации логопеда для родителей будущих первокласснков.
  5. Выучите с детьми.

Сентябрь-

ноябрь

Учитель-логопед: Курлыкова В.А.

Лябешева А.А.

8.

Мини-конкурс.

  1. Конкурс чтецов, посвященный осени
  2. Смотр-конкурс «По лесным тропинкам» (поделки из природного материала, защита своей работы, составления рассказа)

сентябрь

октябрь

Воспитатели:

Шишова Л.Н.

Дикарева К.С.

9.

Индивидуальная работа.

1.Мониторинг развития детей специалистами, педагогами.

2.Индивидуальные беседы с родителями, педагогами, советы.

3.Рекомендации родителям и детям по оформлению фоторепортажа, составлению рассказов и умения коротко поделиться самым интересным.

4. Рекомендации психолога, учителя-логопеда по проблемным вопросам.

5. Индивидуальные беседы «Задачи и содержание работы по физическому развитию на учебный год в подготовительной группе»

сентябрь

сентябрь-ноябрь

сентябрь

сентябрь-ноябрь

сентябрь

Воспитатели, специалисты

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог.

Инструктор по физической культуре

10.

Праздники в ДОУ

1. «Осенний вальс»

2.  «День рождения д\с «Капитошка»

октябрь

декабрь

Воспитатели

Музруководитель

11.

Выставка.

1.Выставка книг и пособий по подготовки детей к школе.

октябрь

 

Воспитатели

1.

II квартал.

Родительское собрание.

Тема: «Как помочь ребенку стать внимательным».

декабрь

Воспитатели,

Педагог-психолог,

Медсестра

2.

Консультации.

  1. «Детская застенчивость»
  2. «Как дошкольник становится школьником».                                                                    
  3. «Развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями средствами графического диктанта».
  4. « Особенности развития  внимания у  детей старшего дошкольного возраста»
  5. «Первая помощь при обморожениях».
  6. Рекомендации родителям о ППД: «Азбука дорожного движения».
  7. «Дидактические игры как основной метод обучения грамоте и навыкам звукового анализа и синтеза».
  8. «Речевая готовность к школе»

декабрь

                          декабрь

февраль

       

декабрь

январь

февраль

 

декабрь

январь

                                                       

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Медсестра

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

3.

Папки-передвижки.

  1. «Ошибки, которые совершать нельзя».
  2. «Игры и упражнения на формирование правильного звукопроизношения»».
  3.  «Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности ребенка».
  4. Прочитайте детям: стихи, загадки, пословицы о зиме.
  5. «Лук, чеснок-наши лучшие друзья».
  1.  «Воспитание дружеских отношений в игре».
  2.  «Зимние игры и развлечения»;

декабрь

 

январь

февраль

декабрь-февраль

 январь

декабрь

январь

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатель

Воспитатели:

 

Медработник:

Воспитатель

Воспитатель

4.

Родительский уголок.

1. «Режим дня-залог здоровья и успеха в учебе».

2 «Нам пора в школу».

3. «Зеленый мир на окне».

4. «Наказывая, подумай: зачем?».

5. Логопед советует: «Как правильно заниматься с ребенком дома».

 

декабрь

февраль

январь

декабрь

февраль

                         

Воспитатели

Учитель-логопед

5.

Статьи.

  1. «Как бороться с агрессивностью в поведении детей?».
  2. «От игры к учебе, кризис 6-7 лет».
  3. «Как формируется личность».
  4. «Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребенка».
  5. «Речевые игры по дороге домой».
  6. «Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста».
  7. «Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольника».
  8. «Зимние травмы».

декабрь

январь

 февраль

февраль

январь

декабрь

 

январь

декабрь

Педагог-психолог

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель  

Медработник:

6.

Фотоколлаж.

  1. Фотогазета «Мы — будущие защитники Родины»

февраль

Воспитатели

7.

Индивидуальная работа.

1.Индивидуальные беседы с родителями, советы, консультации.

2.Рекомендации родителям по оформлению группы к Новому году.

3. Рекомендации педагог-психолога, учителя-логопеда по проблемным вопросам.

декабрь-январь

декабрь

декабрь-февраль

Воспитатели

Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели

8.

Семейный клуб.

  1. «Развитие образной речи ребенка старшего дошкольного возраста».

февраль

Учитель-логопед

9.

Праздники в ДОУ.

  1. «Новогодние приключения».
  1. «Юные Робинзоны».
  1. Проводы зимы «Масленица»

декабрь

февраль

февраль

Воспитатель, муз.руководитель,

Инструктор физической культуры

Воспитатели,

Муз.руководитель

                     

10.

Творческая мастерская.

  1.  «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год» (новогодняя композиция своими руками)

декабрь

Воспитатели

1.

2.

III квартал

Родительское собрание.

(нетрадиционная форма)

Тема: «Как помочь ребенку адаптироваться в школе»

Родительское собрание.

Тема: «До свидания, детский сад!»

март

май

Воспитатели

Педагог – психолог:

Воспитатели:

Учитель-логопед:

2.

Консультации.

  1. «Готовность ребенка к школе».
  2. «Речевое дыхание- основа правильной речи».
  3. «Занимательные игры с язычком».
  1. «Авитаминоз и как с ним бороться»
  1. «Дисциплина на улице – залог безопасности».
  2. «Плоскостопие — как с ним бороться».
  1. «Отцовская забастовка или почему папы равнодушны к своим детям».
  2. «Режим будущего школьника».

март

май

апрель

март

апрель

май

апрель

май

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

Медработник:

Физинструктор

Физинструктор

Педагог-психолог

Воспитатель

3.

Папки-передвижки.

  1. «Одежда детей в весенний период».
  2. Прочитайте детям стихи, загадки, пословицы, приметы о весне.
  3. «Звуковой анализ слова».
  4. «Искусство хвалить ребенка».
  5.  «Двигательная активность старших дошкольников на прогулке».

март

март-май

апрель

май

март

Воспитатель

Воспитатели.

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Физинструктор

4.

        Родительский уголок.

  1. «Посмотри, что я умею!».
  1. «Можно ли обойтись без наказания».
  1. «Как мы повзрослели!».

май

март

май

Воспитатель

Воспитатель

Медработник

5.

Статьи.

  1. «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня».
  2. «Моя малая Родина – Абакан!».
  3.  «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста».

март

апрель

май

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

6.

Фотоколлаж.

  1. Поздравительная открытка «Весенний вернисаж».
  2. Фотогазета «Мы помним, мы гордимся!».
  3. Оформление стенда «До свидания, детский сад!»

март

май

май

Воспитатели

родители, дети

7.

Круглый стол.

  1. «Что должен знать ребенок при поступлении в школу».

март

Педагог-психолог:

8.

Мини-конкурсы.

  1. Конкурс — рисунков «Весенняя капель».
  1. Рисунки на асфальте «Мы за мир!»

март

май

Воспитатели

Воспитатели

9.

Анкетирование.

  1. «Ваше мнение о работе группы».

май

Воспитатель

10.

Праздники.

  1. «Праздник наших мам» (чаепитие)
  2. «В гостях у сказки» (день театра)
  3. Развлечение «Этот день Победы!»
  1. Спортивный  досуг «Весенние старты»
  1. «До свидания детский сад!»

март

апрель

май

апрель

май

Муз. руководитель

Воспитатели  

Инструктор по физические культуры, воспитатели

Муз.руководитель:

Воспитатели

11.

Индивидуальная работа.

  1. Индивидуальные беседы с родителями, советы, консультации.
  2. Рекомендации родителям по оформлению поздравительных открыток «Весенний вернисаж», фотогазеты «Мы помним, мы гордимся!».
  3. Индивидуальная работа, беседы, консультации узких специалистов.

март-май

март, май

март-май

Воспитатели.

Педагог-психолог, учитель-логопед, музруководитель, физинструктор

12.

Буклеты.

  1. «Воспитание любви к родному краю».
  2. «Советы родителям будущих первоклассников».
  3. «Пять шагов к успеху будущего первоклассника».
  4. Памятка «Как преодолеть страх перед школой».
  5. Памятка «Типы ситуаций взаимодействия с ребенком»

март

май

май

май

март

Педагог-психолог

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Педагог – психолог

13.

Семинар-практикум.

  1. «Готовы ли к школе родители?».

апрель

Педагог-психолог

14.

Конкурсы.

  1. «Самое оригинальное платье на выпускной бал»

апрель

Воспитатели

Перспективный план работы с родителями в подготовительной логопедической группе

Домой Спортивный зал дети с ОВЗ Перспективный план работы с родителями в подготовительной логопедической группе

Короткова Ольга Борисовна
воспитатель
МБДОУ Детский сад № 119
г. Архангельск

 

Перспективный план работы с родителями в подготовительной логопедической группе

 

Сентябрь

  • Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей в логопедической группе»
  • Заполнение социального паспорта группы.
  • Консультация для родителей на тему: «Содержание коррекционной работы в логопедической группе».
  • Папка-передвижка «Развитие речи детей 6-7 лет»
  • Беседа. «Внешний вид ребёнка и привитие культурно-гигиенических навыков».
  • «Как играть с ребёнком?» Курс занятий с родителями детей дошкольного возраста по программе АО ИОО «Просвещение родителей по вопросам детской психологии и педагогики».

Октябрь

  • Консультация для родителей. «Режим дня ребёнка в подготовительной группе»
  • Обновление стенда «Для вас родители» в соответствии календарно-тематическим планом образовательной работы (методические рекомендации по теме).
  • Беседа с родителями «О необходимости проведения вакцинации против гриппа и ОРВИ»
  • Цветочный вернисаж, поделки, гербарии, икебаны из природных материалов «Осенняя фантазия». Семейный талант.
  • Советы для родителей. Азбука безопасности. «Как выработать навыки безопасного поведения на улице у ребёнка».
  • Областное родительское собрание по программе АО ИОО «Просвещение родителей по вопросам детской психологии и педагогики»-«Секреты семейного воспитания».

Ноябрь

  • Консультация для родителей на тему: «Особенности развития ребёнка 6-7 лет»
  • Индивидуальные беседы с родителями о поведении детей при общении друг с другом.
  • Папка передвижка «Профилактика простудных заболеваний» «Закаливание-залог здоровья»
  • Папки – передвижки «День матерей России»
  • «Как воспитывать девочку? Как воспитывать мальчика?» Курс занятий с родителями детей дошкольного возраста по программе АО ИОО «Просвещение родителей по вопросам детской психологии и педагогики».

Рекламное сообщение  

Декабрь

  • Консультация медицинской сестры для родителей «Овощные и фруктовые домашние блюда»
  • Акция «Новый год у ворот» привлечь родителей к пошиву новогодних костюмов.
  • Папка-передвижка «Чем занять ребёнка в зимний период», «Зимние забавы»
  • Новогодняя мастерская «Новогодний серпантин».
  • «Что значит «любить ребёнка»? Курс занятий с родителями детей дошкольного возраста по программе АО ИОО «Просвещение родителей по вопросам детской психологии и педагогики».

Январь

  • «Как у наших, у ворот водили зимний хоровод». Строительство снежных и ледяных фигур на участке.
  • Консультация для родителей на тему: «Переохлаждение и перегревание» информирование родителей о негативных факторах. Советы по организации прогулок на свежем воздухе.
  • Акция «Забота-кормушка для птиц своими руками»
  • Смотр-конкурс «Рождественский подарок»

Февраль

  • Поздравление пап и дедушек «С Днём Защитника Отечества!»
  • Советы родителям по организации трудового воспитания в семье. Знакомство родителей с возможностями трудового воспитания в семье; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребёнка домашних обязанностей.
  • Участие в городской акции «Лыжня России».
  • Выставка детского творчества. «Наши замечательные папы»
  • Индивидуальные консультации по запросам родителей.

Март

  • Выставка детского творчества. «Цветочная страна»
  • Поздравление мам, бабушек с праздником 8 Марта!
  • Советы родителям по организации домашнего чтения. Объяснить родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребёнка.
  • Папка-передвижка «Дети и дорога»

Апрель

  • Выставка семейных рисунков ко дню космонавтики.
  • Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное благополучие ребёнка».
  • Приглашение родителей на общегородское развлечение «Масленица»
  • Экологический марафон. Работа по благоустройству и озеленению участка.
  • Обновление стенда «Узнайте вместе с нами» в соответствии календарно-тематическим планом образовательной работы (методические рекомендации).
  • Готовность детей подготовительных групп к школе (для родителей выпускников). (специалисты ДОУ)

Май

  • Посещение мемориалов, памятников города, тематических выставок в музеях города. Встречи с ветеранами.
  • Рекомендации для родителей. «Расскажи детям о героическом прошлом их прадедушек и прабабушек»
  • Родительское собрание «О наших успехах и достижениях» анализ работы за год.
  • Консультация для родителей на тему: «Ваш ребёнок идёт в школу»
  • Участие родителей в подготовке и проведению выпускного бала.

Предыдущая статьяЧудо снеговик!

Следующая статья«В гости к Маше»

О портале

Портал “Мир дошколят” – электронное СМИ. Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер свидетельства – ЭЛ № ФС 77-64407

Учредитель и главный редактор – Свиридова Ирина Леонидовна

Телефон портала – +7-980-375-08-96

Электронный журнал
Печатный сборник
Детские конкурсы-2022
Конкурсы для педагогов-22
Нужные страницы
  • Документы
    • Политика конфиденциальности
    • Авторы детских произведений
      • Авторы-педагоги
    • Пользовательское соглашение
  • Контакты
  • Главная
  • О портале
  • Публикация в печатном сборнике
  • Галерея
  • Отзывы
  • Марафоны, акции, флешмобы
  • Бережливые технологии в деятельности ДОУ
  • Корзина
  • Здоровье семьи
Рубрики на портале

Рубрики на порталеВыберите рубрику#Детский_сад_на_дом  (25)аудио сказки  (13)Галерея “Я рисую мир!”  (147)Детский сад  (3 704)   1-я младшая группа  (93)   2-я младшая группа  (153)   Дети  (870)   Детский_сад_на_дом  (6)   подготовительная группа  (364)   средняя группа  (174)   старшая группа  (330)детское творчество  (371)игровая деятельность  (191)интегративные формы деятельности  (148)Мероприятия  (3 292)   акции  (138)   вебинары  (215)      видео  (176)   викторины  (22)   журнал  (4)   конкурсы  (1 307)   конференции  (325)   марафон  (56)   педагогические чтения  (182)   печатные сборники  (973)      Статьи в печатный сборник  (504)   семинары  (116)   творческие группы  (23)   флешмоб  (51)   Форум  (99)Методический кабинет  (2 767)   аттестация  (113)   буклеты  (23)   игры и игрушки  (260)   из опыта работы  (963)   ИКТ в образовании  (166)   картотеки  (74)   киоск  (3)   конспекты  (657)   лэпбуки  (58)   мастер-классы  (160)   планирование  (39)   предметная среда  (189)   программы  (31)   проекты  (286)   сценарии  (361)   технологии  (186)Музыкальный зал  (1 129)   нотный материал  (128)   праздники  (501)   развлечения  (540)   театр  (108)Начальная школа  (19)Новости  (2 563)   веселые минутки  (345)   все обо всем  (83)   интервью  (29)   Книга отзывов и предложений  (1)   колонка редактора  (212)   мир дошколят  (1 965)   новинки литературы  (294)Области развития  (2 657)   духовно-нравственное  (535)   коммуникативно-личностное  (317)   патриотическое воспитание  (471)   познавательно-речевое  (1 028)   социализация  (327)   трудовое  (81)   физическое развитие  (395)   художественно-эстетическое  (780)   экология в образовании  (312)Познавательные сказки  (53)презентация  (43)Семья  (680)   Адаптация  (25)   Консультации для родителей  (163)   родительский уголок  (344)Специалисты  (495)   допобразование  (12)   иностранный язык  (5)   логопедия  (119)   педагогика  (140)   психология  (136)Спортивный зал  (797)   безопасность  (176)   дети с ОВЗ  (151)   здоровье  (353)   питание  (22)   прогулка  (133)фестиваль  (43)

Архивы материалов

Архивы материалов Выберите месяц Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Февраль 2014

Мы в ВКонтакте
Мы в Одноклассниках
МЫ В TELEGRAM
Посещаемость портала

Родители как логопеды

Лорен Лоури
Сертифицированный логопед Hanen

Традиционно в логопедической терапии дошкольников участвовали родители, приводившие своего ребенка к логопеду в поликлинику. После оценки, если это рекомендовал логопед, родитель приводил ребенка на регулярную логопедическую терапию. В этом случае занятия будет проводить логопед, который будет использовать определенные методы и стратегии для улучшения общения ребенка. Родитель сидел и наблюдал за терапией либо в комнате, либо за двусторонним зеркалом. После сеанса родителю давали задания, чтобы попрактиковаться с ребенком дома.

За последние несколько лет роли логопеда и родителя сильно изменились. Родители больше не являются наблюдателями терапии; они являются неотъемлемой частью вмешательства их ребенка. Этот сдвиг в ролях основан на следующем:

  • Дети учатся общаться во время повседневной деятельности и разговоров с важными людьми в их жизни – в основном с родителями
  • У родителей гораздо больше возможностей взаимодействовать со своим ребенком в значимых повседневных ситуациях, чем у психотерапевта
  • Родители лучше всех знают своего ребенка и являются его первыми учителями

Родители больше не наблюдают за терапией; они являются неотъемлемой частью вмешательства их ребенка.

Программы Hanen признают родителей «ключевыми игроками» во вмешательстве их ребенка. Программы предназначены для того, чтобы помочь родителям узнать, как способствовать общению своего маленького ребенка дома. Под руководством сертифицированного логопеда Hanen родители учатся использовать определенные стратегии построения речи со своим ребенком в повседневной деятельности. Эти стратегии мотивируют ребенка к общению и помогают ему развить более зрелые коммуникативные навыки. Здесь нет структурированного обучения. «Терапия» происходит всякий раз, когда родитель и ребенок вместе, и ребенок учится, общаясь, обо всем, что ему наиболее интересно, знакомо и важно.

 

Таким образом, «логопедия»:

  • распространяется на каждую часть дня ребенка
  • предполагает общение между ребенком и родителем, а не ребенком и терапевтом
  • включает игры и повседневные действия (такие как прием пищи, купание и отход ко сну), которые знакомы и значимы для ребенка, вместо незнакомых занятий в клинике
  • может происходить на постоянной основе в комфортной для ребенка обстановке
  • мотивирует и веселит ребенка!

Когда логопед обучает родителей языковым стратегиям, которые родители затем используют всякий раз, когда они находятся со своим ребенком, «терапия» становится естественной частью взаимодействия семьи с ребенком. Это известно как «вмешательство родителей».

Но действительно ли это работает? Могут ли родители:

  • изменить успеваемость своего ребенка?
  • помочь своему ребенку так, как это может сделать логопед?

Многие родители задаются вопросом о своей способности помочь своему ребенку. Они могут подумать, что логопед, прошедший специальную подготовку, сможет лучше обучить их ребенка. Но это не обязательно так…

Недавняя журнальная статья двух исследователей из Университета Вандербильта, Меган Робертс и Энн Кайзер, посвящена 18 различным исследованиям, в которых оценивалась интервенция родителей, предлагаемая группам родителей. Восемь из этих 18 исследований были основаны на программах Ханена. Остальные исследования были посвящены другим программам, в рамках которых родители обучались тому, как способствовать общению своего ребенка.

Как родители влияют на языковое развитие своего ребенка

Авторы начинают свою статью со ссылки на исследование, которое показывает, что общение детей улучшается, когда родители:

  • больше взаимодействуют со своим ребенком
  • реагировать на попытки своего ребенка общаться
  • использовать «речь, ориентированную на ребенка» (говорить о том, на чем ребенок сосредоточен или чем он интересуется, используя упрощенную, мелодичную речь)
  • подчеркнуть важные слова в предложении (например, «ты ешь БАНАН!»)
  • разверните то, что сказал ребенок (например, ребенок говорит «ключ». родитель говорит: «да, это ключ от машины».

Обзор исследований вмешательств, осуществляемых родителями

Осуществляемое родителями вмешательство эффективно не только потому, что родитель играет ключевую роль, но и потому, что вмешательство становится непрерывным процессом; каждое взаимодействие с ребенком становится возможностью построить его или ее изучение языка.

Авторы объясняют, что многие исследования показали, что родителей можно научить тому, как способствовать общению их детей, и что в результате их дети улучшаются. Однако Роберт и Кайзер хотели проанализировать все исследования вместе, чтобы увидеть, все ли программы вмешательства, осуществляемые родителями, дали одинаковые или похожие результаты. Они также хотели сравнить результаты нескольких из этих исследований, убедившись, что были представлены дети с широким спектром коммуникативных трудностей, таких как:

 

  • дети с нарушениями речи
  • детей с расстройством аутистического спектра
  • детей с задержкой развития

Прогресс детей в 18 исследованиях, включенных в обзор, сравнивали с прогрессом детей в «контрольной группе», которые не получали:

  • никакой терапии; или
  • терапия, проводимая логопедом; или
  • прочие виды услуг по месту жительства

Что обнаружил обзор исследования

  1. В результате участия в программах обучения, реализованных родителями, родителей успешно изучили стратегии и использовали их при взаимодействии со своим ребенком .
  2. Родители оказали положительное влияние на коммуникативное развитие своего ребенка . Использование родителями стратегий привело к улучшению экспрессивных навыков их ребенка (невербального общения, а также речи), понимания, словарного запаса, грамматики и частоты, с которой их ребенок общался.
  3. Родители так же эффективно помогали своим детям, как и логопеды . Фактически, родители были на самом деле эффективнее, чем логопеды , когда работали над улучшением понимания ребенком языка и грамматики .
  4. Дети с различными языковыми трудностями достигли хороших результатов, когда их родители были обучены помогать им . Сюда входят дети с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра и задержкой развития.

Итог: родители имеют значение!

Это исследование показывает, что дети с различными коммуникативными трудностями добиваются хороших результатов, когда их родители учатся использовать определенные методы, предназначенные для улучшения навыков общения детей. Это также показывает, что обученные родители так же эффективны, если не более эффективны в некоторых случаях, чем речевые патологи в оказании помощи своему ребенку. Это подтверждает, что родители должны быть партнерами логопеда в процессе терапии.

Исследования показывают, что дети с трудностями в общении добиваются наибольшего прогресса, когда им оказывается помощь на раннем этапе. Лучший вид раннего вмешательства предполагает участие родителей и является интенсивным. Осуществляемое родителями вмешательство эффективно не только потому, что родитель играет ключевую роль, но и потому, что вмешательство становится непрерывным процессом; каждое взаимодействие с ребенком становится возможностью построить его или ее изучение языка. Как показывает обзор Кайзера и Роберта, программы Ханена и другие программы, обеспечивающие эффективное обучение родителей, могут существенно повлиять на языковые результаты ребенка.

Примечание относительно текущих услуг логопеда: Осуществляемое родителями вмешательство в этих исследованиях длилось в среднем 26 часов в течение многих недель. После того, как программа, реализованная родителями, заканчивается, многим детям по-прежнему требуется постоянная логопедическая помощь. В то время как дети демонстрируют улучшение своих коммуникативных навыков, родители по-прежнему нуждаются в руководстве логопеда, поскольку навыки ребенка меняются и развиваются. Вид предлагаемого вмешательства будет разным; это может включать консультации с родителями, непосредственную терапию или предложение родителям программы для реализации дома.

Ссылки

Робертс М. и Кайзер А. (2011). Эффективность языкового вмешательства, осуществляемого родителями: метаанализ. Американский журнал патологии языка и речи , 20 , 180-199.

На протяжении более 35 лет Центр Ханен играет ведущую роль в разработке программ и ресурсов для родителей и специалистов, чтобы помочь всем детям дошкольного возраста развивать наилучшие языковые, социальные навыки и навыки грамотности, включая детей с риск задержек речи и людей с проблемами развития, такими как расстройство аутистического спектра.

Логопедия (для родителей) — Nemours KidsHealth

Что такое логопедия?

Логопедия — это лечение большинства детей с нарушениями речи и/или языка.

Что такое расстройства речи?

Расстройство речи относится к проблеме с произношением звуков. Нарушения речи включают:

  • Нарушения артикуляции: Это проблемы с произношением звуков в слогах или с неправильным произношением слов до такой степени, что слушатели не могут понять, о чем идет речь.
  • Нарушения беглости речи: К ним относятся такие проблемы, как заикание, при котором поток речи прерывается необычными остановками, повторением части слова («б-б-мальчик») или удлинением звуков и слогов (ссссзнейк).
  • Резонанс или расстройства голоса: Это проблемы с высотой тона, громкостью или качеством голоса, которые отвлекают слушателей от сказанного. Эти типы расстройств также могут вызывать боль или дискомфорт у ребенка при разговоре.

Что такое языковые расстройства?

Расстройство речи относится к проблеме понимания или сочетания слов для передачи идей. Речевые расстройства могут быть как рецептивными, так и экспрессивными:

  • Рецептивные расстройства — это проблемы с пониманием или обработкой языка.
  • Экспрессивные расстройства — это проблемы с составлением слов, ограниченный словарный запас или неспособность использовать язык социально приемлемым образом.
  • Когнитивно-коммуникативные расстройства — это проблемы с коммуникативными навыками, которые включают память, внимание, восприятие, организацию, регулирование и решение проблем.

Что такое расстройства питания?

Дисфагия/расстройства орального питания — это нарушения приема пищи или питья. К ним относятся проблемы с жеванием и глотанием, кашель, рвотные позывы и отказ от пищи.

Кто проводит логопедическую терапию?

Патологи речи (SLP), часто называемые логопеды имеют образование в области изучения человеческого общения, его развития и нарушений. SLP оценивают речь, язык, когнитивную коммуникацию и навыки рта/кормления/глотания. Это позволяет им определить проблему и лучший способ ее лечения.

SLP имеют:

  • не ниже степени магистра
  • государственная аттестация/лицензия в области
  • сертификат клинической компетентности Американской ассоциации речи, языка и слуха (ASHA)

Сертифицированный ASHA SLP сдал национальный экзамен и получил аккредитованную ASHA клиническую стипендию под наблюдением.

Иногда речевые помощники помогают предоставлять речевые услуги. Обычно они имеют 2-летнюю степень младшего специалиста или 4-летнюю степень бакалавра и контролируются SLP.

Что делают SLP?

В речевой терапии SLP работает с ребенком один на один, в небольшой группе или в классе, чтобы преодолеть проблемы.

Терапевты используют различные стратегии, в том числе:

  • Речевые вмешательства: SLP будет взаимодействовать с ребенком, играя и разговаривая, используя картинки, книги, предметы или текущие события, чтобы стимулировать развитие речи. Терапевт может моделировать правильный словарный запас и грамматику, а также использовать упражнения на повторение для развития языковых навыков.
  • Артикуляционная терапия: Упражнения по артикуляции, или воспроизведению звука, включают в себя то, что терапевт моделирует правильные звуки и слоги в словах и предложениях для ребенка, часто во время игровой деятельности. Уровень игры соответствует возрасту и зависит от конкретных потребностей ребенка. SLP покажет ребенку, как произносить определенные звуки, например, звук «р», и может показать, как двигать языком, чтобы произносить определенные звуки.
  • Орально-моторная терапия/терапия кормления и глотания: SLP может использовать различные оральные упражнения, включая массаж лица и различные упражнения для языка, губ и челюстей, для укрепления мышц рта при приеме пищи, питья и глотании. SLP также может вводить различные текстуры пищи и температуры, чтобы повысить внимание ребенка к ротовой полости во время еды и глотания.

Почему некоторым детям нужна логопедическая терапия?

Детям может потребоваться речевая терапия по многим причинам, в том числе:

  • нарушения слуха
  • когнитивные (интеллектуальные, мыслительные) или другие задержки развития
  • слабые мышцы рта
  • хроническая охриплость
  • расщелина губы или неба
  • аутизм
  • проблемы планирования двигателя
  • проблемы с артикуляцией
  • нарушения беглости речи
  • проблемы с дыханием (расстройства дыхания)
  • расстройства кормления и глотания
  • черепно-мозговая травма

Терапию следует начинать как можно скорее. Дети, которые начинают терапию рано (до 5 лет), как правило, добиваются лучших результатов, чем те, кто начинает лечение позже.

Это не означает, что дети старшего возраста плохо справляются с терапией. Однако их прогресс может быть медленнее, потому что они усвоили шаблоны, которые необходимо изменить.