Содержание
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Весенняя березка»
Материал опубликовала
8
#Изобразительное искусство #ФГОС #Методические разработки #Занятие #Классный руководитель #Учитель начальных классов #Воспитатель #Психолог #Логопед #Студент-практикант #Дошкольное образование
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 324.12 Кбайт
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе
«Весенняя березка»
Цель: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками.
Задачи:
Обучающие:
— Учить правильно держать инструменты в руке (ватные палочки).
— Учить ставить точки, держа палочку вертикально по отношению к листу бумаги.
— Упражнять в назывании цветов: белый, черный, коричневый, зеленый.
— Учить выполнять движения по заданию.
Развивающие:
— Развивать желание рисовать.
Воспитательные:
— Воспитывать бережное отношение к материалам.
— Воспитывать интерес детей к творчеству.
Методы и приемы: игровой, наглядный, вопросы к детям, словесная и дидактическая игра.
Раздаточный материал: пучки ватных палочек, чистые листы с шаблонами березы без листьев, палитра с красками (коричневый, зеленый).
Демонстрационный материал: изображения весенних деревьев, заранее подготовленная веточка березы с набухшими почками и маленькими зелеными листочками, изображения весенней березы.
Ход занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть | — Какой сегодня солнечный день! Скажите, что вы видите за окном? Верно, на улице весна: растаял снег, прилетели птички, на деревьях появляются листочки. Каким цветом листочки на деревьях? — Верно, зеленые листочки. Но посмотрите, дереву немного грустно и холодно без листьев. Что нужно сделать, чтобы помочь нашим деревьям? Верно, листочки можно нарисовать. Чем можно нарисовать? Наши помощники – карандаши или краски. | Дети стоят с воспитателем у окна, наблюдая за деревьями. |
Основная часть | — Ребята, для начала рассмотрим нашу веточку березки, на которой появились маленькие листочки и палочки. Эти палочки называются сережки. Серёжки на самом деле являются цветами, просто они так похожи на длинные женские серьги. После цветения в мае березка покрывается молодой зеленой листвой. Осенью красавица снова надевает серёжки, но только теперь это уже плоды, в которых зреют семена. Подует ветер, упадут семечки на землю, а из семечек вырастут новые березки. Красиво? Рассмотрим строение деревьев: ствол, веточки, листочки, а в земле корни. — Занимайте свои места за столами. Посмотрите, какие перед вами листочки (перед каждым ребенком лежит листок, на котором изображена береза без листьев). Что на них нарисовано? Точно, это деревья, а точнее березки. А чего не хватает? Верно, листьев и сережек. — Скажите, чем мы можем их нарисовать? Правильно, карандашами, красками. А если нет ни того, ни другого? Что нам еще может помочь? Посмотрите вокруг (воспитатель выкладывает на стол пучки ватных палочек и палитра с несколькими цветами краски). — Сегодня мы с вами будем рисовать ватными палочками. И сейчас я вам покажу, как это сделать, но для начала вспомним цвета. Взгляните на палитру и скажите, какие цвета вы видите? — Друзья мои, для того, чтобы нам нарисовать сережки, мы возьмем в руку пучок ватных палочек, макнем в коричневую краску, и отпечатаем на дереве наши сережки (воспитатель показывает весь процесс с подробным описанием). — А теперь каждый возьмите в руки ватные палочки и попробуйте нарисовать коричневые сережки на ваших березках (воспитатель помогает каждому ребенку правильно взять ватные палочки и нарисовать сережки, не забывая хвалить попытки каждого). А теперь нарисуем зеленые листья. — Отлично, ребята! Посмотрите, какие яркие, разноцветные и красивые у нас получились деревья. А теперь повторим цвета, которые мы использовали в работе (повторяют все цвета: коричневый, зеленый). А каким цветом сама березка? — Скажите, березка всегда такая? Нет, летом она зеленая, осенью – желтая, а зимой она стоит голая, на ней совсем нет листочков. — Какие замечательные рисунки у нас получились! Когда вы закончили рисовать, нужно прибрать наших помощников. Сейчас мы с вами повесим наши весенние березки на наш стенд для рисунков, они будут радовать нас сегодня, а вечером вы заберете их домой, покажете папам и мамам. | Дети рассматривают изображение весенней березы. Дети занимают свои места за столами. Дети рассматривают рисунки. Ответы детей. Дети рассматривают краски на столе. Дети рисуют листья и сережки ватными палочками, проговаривая названия цветов. |
Заключительная часть | — Что сегодня мы делали? — Кто скажет, что было изображено на картинках, которые мы сегодня рассматривали? — Чем мы сегодня рисовали? — Какие цвета использовали в работе? — Вам понравилось наше занятие? | Ответы детей. |
Опубликовано в группе «Воспитателям в помощь)»
сменить сортировку
Сопронюк Мария Александровна, 06.03.21 в 09:14
2ОтветитьПожаловаться
Отличный ресурс! Спасибо,Алёна, за красавицу берёзку!
Алёна Андреевна Чуданова, 09.03.21 в 16:57
0ОтветитьПожаловаться
Спасибо!
Галина Владимировна, 06.03.21 в 09:17
1ОтветитьПожаловаться
Спасибо за интересный и полезный ресурс!
Алёна Андреевна Чуданова, 09.03.21 в 16:58
1ОтветитьПожаловаться
Спасибо!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 06.03.21 в 12:24
1ОтветитьПожаловаться
Какая берёзка! Интересное, познавательное занятие!
Спасибо, с праздником, Алёна!
Алёна Андреевна Чуданова, 09. 03.21 в 16:58
1ОтветитьПожаловаться
Спасибо! Вас с праздником!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Конспект занятия по рисованию для 1 младшей группы «Спрячь зайчика под снегом» | Дошкольное образование
Программная область: художественное (изобразительное) творчество.
Цель: Закрашивание карандашом.
Задачи:
—познакомить детей с техникой закрашивания карандашом заданной области;
— развивать мелкую моторику и ритмичность движений карандашом;
— воспитывать интерес к рисованию и любовь к животным.
Вид деятельности: рисование.
Формы организации: беседа, игра; фронтальная форма организации.
Формы реализации детских видов деятельности: продуктивная деятельность детей, общение, коллективная деятельность.
Оборудование: формата А5 с изображением зайца для каждого ребенка, синие, голубые карандаши, игрушка зайчика для обыгрывания, подставки для карандашей.
ХОД. Вводная часть (мотивация)
Педагог. – Здравствуйте дети.
Приветствие «Все захлопали в ладоши»
Все захлопали в ладоши,
Дружно, веселее!
Застучали наши ножки,
Громче и быстрее!
По коленочкам ударим.
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем,
Выше, выше, выше!
Завертелись наши ручки.
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились.
Педагог. – Ребята, к нам гость из леса прибежал, только он боится выходить. Решил спрятаться у меня в кармане. Сейчас мы его достанем.
Педагог достает игрушку зайчика из кармана и показывает детям.
—Ребята, это зайчик! Нам надо его успокоить. Скажите ему: «Не бойся, зайчик». С зайчиком мы вместе поиграем, порисуем и в обиду его не дадим.
Дети. Здороваются, отвечают.
Дети. Слушают стихотворение, повторяют движения за педагогом.
«Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
И ушами шевелит
Зайки холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять
Нужно зайке поскакать
Вот так, вот так
Нужно зайке поскакать
Дети. Наблюдают. Повторяют:
«Не бойся, зайчик»
Основная часть
Педагог. – Зайчику хорошо с нами, но ему надо потом возвращаться в лес. Там его дом. Зайчик боится хитрой лисы.
Педагог. – Дети, а ведь мы можем спрятать зайку от лисы. Мы нарисуем снег.
Педагог. — Посмотрите, пожалуйста, как я карандашиком буду рисовать снег, пряча под ним зайчика.
Объяснение и показ.
— Я беру карандаш голубого (синего) цвета тремя пальчиками и начинаю раскрашивать полянку с зайчиком. Карандаш движется неотрывно, слева — направо и обратно. Между штрихами не оставляем щёлочек, чтобы лисичка не увидела зайчика. Старайтесь не выходить за линию (контур) полянки.
Педагог. – Возьмите карандаш тремя пальчиками. Сначала мы воздухе нарисуем снег на полянке. Повторяйте за мной. (Показывает движения карандаша в воздухе).
Педагог. Молодцы, теперь можете раскрашивать, прятать зайку от лисы.
Педагог. — Все спрятали зайчиков? Лиса их не найдет?
Педагог. — Тогда мы сможем сделать пальчиковую гимнастику, которую любит зайка.
Пальчиковая гимнастика
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим-рубим. Руками показывают, как рубим капусту
Мы морковку трем-трем. Ручками показывают как трем морковку
Мы капусту солим-солим. Пальчики щепоткой — солят.
Мы капусту мнем-мнем. Ручками «мнут» капусту.
Педагог. – Отдохнули наши ручки?
Дети. Соглашаются.
Дети. Повторяют движения за педагогом.
Заключительная часть (рефлексия)
Педагог. Анализ работ.
— Молодцы ребята, зайка теперь сможет добраться до своего домика, до норки. Лисичка его не найдет под снегом который мы нарисовали. Спасли вы зайчишку, может быть он еще придет к нам в гости.
Дети Рассматривают работы.
Как создавать превосходные наблюдательные рисунки
Последнее обновление: 24 ноября 2021 г.
Наблюдательный рисунок является неотъемлемым компонентом многих школьных курсов по искусству, включая GCSE/IGCSE и A Level Art. Часто рисование является основным методом исследования, исследования, разработки и передачи идей. Хотя общепризнано, что существует много замечательных типов рисунков – и что нерепрезентативные методы рисования играют важную роль в студенческих художественных проектах, – обычно полезно продемонстрировать экзаменатору компетентные, реалистичные навыки наблюдательного рисования (особенно на ранней стадии) проекта).
Далее следует список советов, которые были написаны специально для старшеклассников, изучающих искусство, которые хотят повысить реалистичность своих рисунков-наблюдателей. Это для тех, кто уже выбрал что-то подходящее для рисования (см. это руководство по выбору темы, если вам нужна помощь в этом) и кто понимает, как хорошо составить рисунок (об этом будет рассказано в следующей статье).
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ : Как создать сайт исполнителя (и зачем он нужен)
Совет 1: смотрите на то, что вы рисуете
Неспособность смотреть на то, что вы рисуете, является одной из самых фундаментальных ошибок, которую может сделать студент-художник
Неспособность смотреть на то, что вы рисуете, является одной из самых фундаментальных ошибок в искусстве студент может сделать
Это звучит очевидно, но это самая распространенная ошибка, которую допускают студенты, изучающие искусство. Многие ученики пытаются рисовать вещи так, как они думают, они должны выглядеть, а не так, как они на самом деле выглядят.
Единственный способ точно записать форму, пропорции и детали — обратиться к источнику информации. Человеческой памяти не хватает. Формы, тени и детали достаточно сложно воспроизвести, когда они прямо перед вами; если вам приходится их придумывать, они кажутся еще менее убедительными. Чтобы создать выдающийся наблюдательный рисунок, вы должны наблюдать: ваши глаза должны постоянно перемещаться от листа бумаги к объекту и обратно. Не раз и не два, а постоянно.
Примечание: даже если вы преследуете тему о мифических существах, сказках или какой-либо другой воображаемой форме, вы должны максимально опираться на наблюдения. Соберите своих существ из фрагментов жизни. Оденьте людей, а затем нарисуйте их или объедините разные части насекомых или существ вместе (используя художественное разрешение, если это уместно), вместо того, чтобы создавать целую форму или сцену из своей головы.
Совет 2: Рисуйте с реальных объектов, когда это возможно
Рисунок из наблюдений: вилки, связанные веревкой. Это превосходное наблюдательное упражнение по рисованию создано художницей и учителем Джули Дуглас.
Фраза «наблюдательный рисунок» обычно подразумевает рисование с натуры (см. превосходное упражнение по наблюдательному рисованию, выполненное художницей и учителем Джули Дуглас). Спросите любого учителя рисования, и он перечислит преимущества рисования с предметов, которые находятся прямо перед вами. Вам предоставляется огромное количество визуальной информации… изменение условий освещения; богатые текстуры; взгляды на предмет с разных ракурсов; а также информация от других органов чувств… запахи и шум из окружающей среды и т. д. Транскрипция из трех измерений в два в конечном итоге намного сложнее, чем рисование с фотографии, но это часто приводит к более «богатым» и аутентичным рисункам.
(Это, однако, не означает, что вы никогда не должны рисовать по фотографиям. Учащиеся часто ходят из дома в школу и обратно: может быть нецелесообразно снова и снова носить и устанавливать сложные натюрморты. Некоторые такие предметы, как пейзажи и обнаженные модели, также недоступны в большинстве классных комнат, поэтому может быть хорошей практикой создать натюрморт во плоти (или посетить место) и начать рисовать непосредственно с предмета, используя фотографии для выполнить работу дома).
Совет 3: не обводите
На протяжении всей истории великие художники-реалисты рисовали по фотографиям или работали с проекций, взорванных на стены. Но эти художники не учатся в средней школе искусств; они также не оцениваются по их способности воспроизводить форму.
Существует место для обводки в IGCSE или A Level Art (например, при обводке того, что вы уже нарисовали, или при создании повторяющегося рисунка), но обводка по фотографиям, а затем простое применение цвета или тона недопустимо. Такие методы «рисования» требуют минимальных навыков, малому учат и рискуют получить неуклюжие, бездушные наброски. Не делай этого.
Совет 4. Понимание перспективы
По мере удаления объекты кажутся меньше. Воспроизведение этого изменения масштаба на бумаге (посредством использования точек схода) называется «перспективой». Основы перспективы обычно преподаются в средней школе; самое позднее к 10 году. Если вы старшеклассник художественного факультета и каким-то образом пропустили этот урок, срочно исправляйте эту ситуацию. Существует не так много теоретических аспектов искусства, которые необходимо изучать, но это один из них. Пожалуйста, просмотрите перспективные раздаточные материалы в бесплатных ресурсах для учителей Student Art Guide, чтобы начать работу.
Совет 5. Используйте сетки, направляющие или грубые формы, чтобы получить правильные пропорции, прежде чем добавлять детали
Многие студенты начинают с крошечной детали (например, глаза на лице), а затем постепенно добавляют остальную часть изображения. … в итоге получается рисунок с плохими пропорциями или не помещающийся на странице (или бесцельно плывущий посередине страницы). Этого можно избежать, аппроксимируя основные формы перед добавлением деталей или используя рекомендации для обеспечения правильных пропорций.
При работе с фотографией использование сетки может обеспечить высокую точность работы. Это позволяет учащимся сосредоточиться на одном небольшом сегменте изображения за раз и дает произвольные линии, по которым можно определить расстояние. Это может быть полезной стратегией, когда требуются точные, детализированные изображения, которые сами по себе могут стать знаменитым компонентом произведения искусства. Однако, поскольку создание сетки методично и включает в себя тщательное построение линий, важно признать, что этот подход сопряжен с риском получения плотных и регламентированных рисунков, которым не хватает «духа», и поэтому к ним следует подходить с осторожностью.
Сетка помогла создать этот графитовый рисунок собаки и кошки (который был составлен из двух отдельных фотографий). Это я, Амирия Робинсон.
Если вы работаете с натуры, грубые наброски основных форм позволят вам получить правильные пропорции, прежде чем вы добавите детали. Пока вы это делаете, вы должны постоянно проверять, какие точки совпадают (т. е. край ноздрей совпадает с краем глаза), и размер каждого объекта должен оцениваться по отношению к вещам, которые находятся рядом с ним. Вы должны привыкнуть видеть вещи не с точки зрения абсолютного масштаба, а с точки зрения того, как одна вещь сравнивается с другой.
Первоначальный наблюдательный рисунок художника Дугласа Флинта:
Здесь показан первый этап наблюдательного рисунка (который позже становится картиной) художника Дугласа Флинта. Основные формы тщательно прорисованы, обеспечивая соблюдение пропорций.
Совет 6: будьте осторожны с эллипсами
На этой диаграмме Рэйчел Ширли показаны некоторые распространенные ошибки при рисовании эллипса.
Эллипсы — овальные формы, видимые в верхней части цилиндрических предметов, таких как бутылки или банки, — часто «спотыкаются» о слабый ящик. Они могут послать немедленный сигнал о том, что ученик не смотрит на то, что он рисует. Все эллипсы, независимо от того, под каким углом на них смотреть, должны быть закруглены (а не заострены) на концах, как показано на изображении слева (автор Рэйчел Ширли) и ниже (по материалам IDsketching).
Это фотографии стакана с горизонтальными полосами скотча вокруг него (по материалам IDsketching). Эти фотографии представляют собой превосходную иллюстрацию того, как эллипсы — если смотреть под любым углом — закруглены (в отличие от заостренных) на концах.
Совет 7. Сохраняйте контуры светлыми
Это наблюдательное исследование было частью курсовой работы IGCSE категории «A», представленной Джорджией Шаттки из колледжа ACG Parnell. На нем изображена сложенная ткань, висящая над углом деревянного комода. Обратите внимание, что в работе нет ни одного черного контура: края определяются исключительно изменением тона.
По мере того, как ваш рисунок детализируется, уделяя внимание тонким вариациям формы и формы, естественная склонность — особенно начинающего рисовальщика — затемнить контуры, чтобы обеспечить их видимость. Не делайте этого.
Реальные объекты не имеют темных линий вокруг каждого края. Вместо этого края должны определяться изменением тона и/или цвета, как на красивом графитовом рисунке студента IGCSE, показанном слева.
Если вы создаете линейный рисунок, мультфильм или какое-либо другое графическое изображение, контуры могут быть затемнены, но в наблюдательном рисунке, особенно в том, который вы хотите сделать реалистичным, темные контуры никогда не рекомендуются.
Совет 8: Имейте хороший диапазон тонов
Когда дело доходит до применения тона к вашему рисунку, как и во всем остальном, смотрите на объект. Наблюдайте, где находятся светлые и темные области, и копируйте то, что видите. Почти во всех случаях ваш рисунок должен иметь полный диапазон тонов, от черного через множество оттенков серого (или цветных полутонов) до белого.
Некоторые ученики, научившись плавно смешивать тон от темного к светлому, вырабатывают досадную привычку случайным образом затенять все поверхности от темного к светлому. Ни в коем случае нельзя придумывать тон и применять его наугад.
Это произведение для экзамена по искусству IGCSE категории «А» принадлежит Кейтлин Дайкс из колледжа ACG Parnell. Даже когда изображен светлый материал (как в ткани, показанной под фруктом), тени глубокие и насыщенные по тону. Обратите внимание на прекрасное добавление улиток в этой работе!
Совет 9: Используйте маркировку для передачи качества и текстуры поверхности
При создании наблюдательного рисунка используемая маркировка должна помочь передать текстуру(ы) предмета. Существует множество различных способов, которыми карандаш может ударять по бумаге — штриховка, штрихи, пятна, точки… тщательно подумайте, прежде чем решить, какую технику использовать.
Эта заключительная часть экзамена по искусству IGCSE на оценку «А» была подготовлена талантливой Клэр Митчелл (ACG Strathallan College). Искусно изображены поверхностные качества объектов: свернутые листья цветной капусты с тонко текстурированной пятнистой поверхностью цветной капусты.
Совет 10: Включайте или опускайте детали по мере необходимости
Одной из областей, в которой учащиеся часто разочаровываются, является изображение невероятно сложных предметов. При рисовании деревьев, растений и кустов не обязательно повторять каждый листик или палочку. Рисуя человека, необязательно изображать каждую прядь волос. Художник всегда может выбирать, что будет в его творчестве. Пока решение основано на том, что эстетически лучше для работы (а не на желании пропустить что-то, что трудно нарисовать… что часто является движущей силой студентов, желающих исключить определенные аспекты своего изображения), в этом нет ничего плохого. с пропуском некоторых деталей на чертеже. На самом деле, часто благодаря этому композиция становится менее загроможденной и приятной для глаз.
Есть много подходов к этому. Иногда каждая деталь может быть записана с точностью. Иногда определенная область рисунка отображается полностью, а другие части отстают.
Этот наблюдательный карандашный рисунок сандалии, ткани, крема для обуви, щетки и газеты был выполнен во время экзамена по искусству IGCSE Эммой Филлипс из колледжа ACG Strathallan. Эта работа A* — хороший пример того, как иногда полезно опускать детали. Эмма включила только часть текста, чтобы ее окончательная работа не стала слишком загроможденной.
Совет 11: Вставьте свою душу
Большинство приведенных выше советов направлены на то, чтобы помочь учащемуся создавать более реалистичные наблюдательные рисунки. Этот последний совет — нечто иное. Это напоминание о том, что иногда важна разница между реальным предметом и рисунком.
Хотя обычно предполагается, что рисунки-наблюдатели должны быть реалистичными по своей природе, они не обязательно должны быть сверхреалистичными (другими словами, они не должны выглядеть в точности как фотография). Часто именно в нереалистичных деталях: неожиданных штрихах – разрыве между реальным объектом и нарисованным – куда прокрадывается душа. Это красота в пятнах и неровностях и художественная интерпретация. Даже студент IGCSE или A Level Art является художником. Примите это!
Красивый графитовый рисунок Эйприл Коппини:
Этот красивый графитовый рисунок Эйприл Коппини — прекрасная иллюстрация того, как художник может вдохнуть душу в наблюдательную работу. В то время как формы изображены реалистично, с высокой точностью, они окружены, а иногда и покрыты нечеткими красивыми знаками, которые видны только глазу художника. Вот где волшебство.
Если вам понравилась эта статья, вам также может быть интересна серия Руководств по рисованию для учащихся о творческом использовании медиа, в которой содержатся советы и рекомендации для учащихся, желающих сделать свои рисунки, картины или презентацию из альбома более увлекательными.
Амирия Гейл
Амирия в течение семи лет работала учителем искусства и дизайна и координатором учебной программы, отвечая за разработку курса и оценку работы учащихся в двух успешных школах Окленда. Она имеет степень бакалавра архитектурных исследований, степень бакалавра архитектуры (с отличием первой степени) и диплом о высшем педагогическом образовании. Амирия является аккредитованным CIE оценщиком курсовых работ по искусству и дизайну.
Простое руководство по рисованию вашей первой диаграммы состояний (с примерами)
Диаграмма состояний — это одна из тех вещей, которая поначалу кажется пугающей, но как только вы начнете ее использовать, вы удивитесь, как раньше обходились без нее. Но прежде чем мы перейдем к части диаграммы, сначала нам нужно понять, что такое конечный автомат.
Конечный автомат — это устройство, которое хранит состояние объекта в любой момент времени. Он может имитировать последовательную логику, а также моделировать проблемы в различных областях, включая искусственный интеллект, математику, лингвистику и разработку игр. Конечный автомат также может изменять состояние объекта или вызывать другие действия на основе своего ввода.
Если вы хотите понять все возможные состояния и показать, как объект переходит в каждое состояние и выходит из него, вам нужно визуализировать это. Следовательно, диаграмма состояний .
Что такое диаграмма состояний?
Диаграмма состояний — это графическое представление конечного автомата. Он показывает поведенческую модель, состоящую из состояний, переходов и действий, а также событий, влияющих на них. Это также один из 14 унифицированных языков моделирования (UML), используемых для спецификации, визуализации, построения и документирования программных систем.
Диаграммы UML состоят из двух групп: структурных и поведенческих. Структурные диаграммы UML изображают статическую структуру системы или процесса, а поведенческие диаграммы UML отображают динамические изменения в системе. Если вы еще не догадались, диаграмма состояний — это один из типов поведенческих диаграмм.
Шаблон диаграммы состояний доступен в Cacoo
В чем разница между диаграммой состояний и блок-схемой?
Что ж, несмотря на четко определенные начальную и конечную точки, диаграммы состояний бесполезны для отображения развития событий. Они изображают переходы, поэтому диаграммы состояний лучше подходят для отображения изменений в поведении.
Блок-схема показывает процессы, которые изменяют состояние объекта. Диаграмма состояний показывает фактические изменения состояния, а не процессы или команды, создавшие эти изменения.
Как вам может помочь диаграмма состояний?
Диаграмма состояний полезна для отображения хода событийно-ориентированных объектов в реактивной системе, такой как банкомат. Во-первых, машина либо включена, либо вышла из строя. Затем пользователь вставляет свою карту и вводит PIN-код. Если это правильно, машина показывает следующий набор параметров. Если неверно, процесс завершается.
Диаграммы состояний также полезны для описания того, как объект проходит через различные состояния в течение своей жизни. Например, движение академика по карьерной лестнице: он начинает как первокурсник, а затем переходит на второкурсник, младший и старший уровни.
Как нарисовать диаграмму состояний
Каждая диаграмма обычно начинается с темного круга, который представляет начальное состояние, и заканчивается кружком с окантовкой, который представляет конечное состояние. Прямоугольники со скругленными углами обозначают состояние, и каждый включает метку с названием состояния. Переходы отмечены стрелками, которые связывают одно состояние с другим, показывая, как состояния меняются. Ниже вы найдете обзор самых популярных символов.
Составное состояние (также известное как «вложенное состояние»)
Составное или вложенное состояние относится к состоянию, которое включает в себя различные подсостояния, вложенные в него. Подсостояния используются для упрощения сложных плоских диаграмм состояний, показывая, что некоторые состояния возможны только в определенном контексте. В приведенном ниже примере с воздушной тостерной печью состояние «нагрев» машины представляет составное/вложенное состояние.
Конечный автомат тостера с действиями входа и выхода
Псевдосостояние выбора
Ромбовидная форма на диаграмме представляет псевдосостояние выбора. Это указывает на динамическое состояние, которое имеет несколько потенциальных результатов.
Расширенный конечный автомат «дешевой клавиатуры» с расширенной переменной состояния key_count и различными условиями защиты
Триггер
Триггер — это сообщение, которое переводит объект из состояния в состояние. В приведенном ниже примере клавиатуры нажатие CapsLock является инициирующим событием. Если клавиатура находится в состоянии «по умолчанию», нажатие CapsLock приведет к переходу клавиатуры в состояние «caps_locked». Однако, если клавиатура находится в состоянии «caps_locked», нажатие CapsLock приведет к переходу клавиатуры в состояние «по умолчанию».
Диаграмма состояний UML, представляющая конечный автомат клавиатуры компьютера
Событие или переход
События происходят, когда момент запускает сдвиг. Помеченные стрелки перехода представляют события. В приведенном выше примере нажатие CapsLock — это событие, которое запускает состояния «по умолчанию» и «caps_locked».
→
Исходное состояние
Исходное состояние представляет собой первое состояние в процессе. Он выглядит как темный круг со стрелкой, идущей от него.
⚫→
Конечное состояние (или состояние завершения)
Конечное состояние представляет собой состояние объекта в конце системы. Он выглядит как стрелка, указывающая на закрашенный круг, вложенный в другой круг.
←
Точка выхода
Окружность, перечеркнутая крестиком, представляет точку, в которой объект покидает конечный автомат. Используйте точку выхода, когда процесс прерывается или остается незавершенным из-за ошибки или проблемы.
Guard
Это логическое условие, которое должно быть истинным, чтобы произошел переход состояния. Если условие ложно, переход не происходит. Защитное условие находится над стрелкой перехода.
Состояние
Состояния представляют текущее состояние объекта и отображаются в виде прямоугольника со скругленными углами. В приведенном ниже примере «Закрыто», «Открыто» и «Удалено» — все состояния.
Диаграммы переходов состояний
Это относится к переходу объекта из одного состояния в другое, к событиям, которые должны произойти до того, как может произойти переход, и к действиям в течение жизни объекта.
Подсостояние
Это относится к состоянию, содержащемуся в области составного состояния. В приведенном выше примере с тостером «поджаривание» и «выпечка» являются подсостояниями более крупного составного состояния «нагрев».
Разветвление или объединение
При построении диаграмм более сложных систем ваши диаграммы состояний могут включать переходы, которые разделяются или объединяются. Вилка — это переход, который разбивается на несколько переходов. Объединение происходит, когда несколько переходов объединяются в один.
Для разветвлений и соединений можно использовать тонкую сплошную заднюю прямоугольную полосу, чтобы представить их. Однако вилка имеет стрелки перехода, отходящие от полосы, а соединение показывает две или более стрелок перехода, ведущих к полосе.
Примеры диаграмм состояний
Источник: uml-diagrams.org
Источник: lucidchart.com
Заключительные мысли
Диаграммы состояний являются важным инструментом для визуализации поведения системы. Размещение этой информации на диаграмме означает, что вы можете сразу увидеть поведение объекта на протяжении всего его жизненного цикла, а также различные события, вызывающие различные переходы.
Выберите специальное программное обеспечение для построения диаграмм — в идеале такое, которое имеет надежную библиотеку шаблонов и фигур UML — и начните создавать свою первую диаграмму состояний уже сегодня. Если вы работаете в команде, убедитесь, что вы инвестируете в программное обеспечение, которое позволяет вам работать совместно с вашей командой в режиме реального времени, чтобы вы могли редактировать диаграммы вместе, легко делиться с другими и получать отзывы прямо на своем холсте.