Содержание
Конспект урока по обучению грамоте «Звук и буква У» УМК «Перспектива» 1 класс | План-конспект урока по русскому языку (1 класс):
Дата: 8.11.2019г ФИО учителя: Моцная Н.В.
Школа: №104 ФИО студента: Двойнишникова М.
Класс: 1 «Т» ФИО методиста: Солопова Т. В.
Кабинет: 109
Конспект урока по обучению грамоте
Тема: «Звук и буква У»
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с гласным звуком [у] и буквой Уу.
Планируемые результаты
Предметные:
— знать признаки гласных и согласных звуков, уметь их различать;
— знать особенности произношения звука [у] и его характеристику;
— уметь различать звук [у] в словах в сопоставлении со звуком [о].
Личностные:
— осознавать личностный смысл учения;
— проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Перспектива» Климановой. Л.Ф. Учебник «Азбука»,1 кл. Стр. 70, презентация, раздаточный материал.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя. | 1 мин. | — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Аликовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Громко прозвенел звонок – начинается урок. Ваши ушки на макушке, глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, ни минуты не теряйте! | -слушают учителя -настраиваются на урок | Р.: организовывать рабочее место. П.: воспринимать речь учителя. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: речевая разминка Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. Проблема | 7 мин. | Начнём наш урок с речевой разминки. Послушайте как прочитаю её я. Давайте прочтем её вместе. Утят учила утка-мать Молодцы, ребята, скажите, какие звуки нам встретились? Как отличить гласный звук от согласного? Правильно, а вы можете дать характеристику этому звуку? В чем затруднение? Сегодня мы узнаем, но о каком же звуке и букве мы поговорим? | -слушают учителя -читают скороговорку -гласные и согласные — когда произносим этот звук воздух во рту не встречает преграду Нет -Мы не знает характеристику звука у. -о букве Уу и звуке [у] | Л: самоопределение и смыслообразование П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. К: аргументация своего мнения и позиции |
III. Постановка учебной задачи | 3 мин. | Правильно, значит, как будет звучать тема нашего урока? Какие цели мы поставим пере собой? | -Тема: звук и буква у. -Цели: 1) Узнать о звуке и букве у, 2) Научиться давать характеристику звуку [у]. 3) Научиться читать слова с буквой у. | К: аргументация своего мнения и позиции |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Наглядный: работа с учебником. | 10 мин. | — Откройте учебники на стр. 70. Что изображено на большом рисунке? -Что вы знаете о волке? Как называют детенышей волка? — Изобразите голосом, как воет волчонок? — С каким звуком познакомил нас волчонок? — Произнесите этот звук ещё раз все вместе, только не громко, полушепотом и охарактеризуйте его. На письме звук у обозначается буквами Уу . -Давайте сделаем анализ графического образа буквы У у?
-Ребята, что вы знаете об улитке? Моллюсков насчитывается около 100 тысяч видов. Улитки живут в морях, пресных водоемах и на суше.
Где стоит звук [у] и пишется буква у. Анализ слова ЛУНА , ударение падает на 2й слог, первый слог состоит из согласных твердых и безударных гласных второй слог из согласных твердых и ударных гласных. ТУЧА- мягкий согласный
Проверка: какое предложение составил сосед? -Составьте предложение по заданной схеме. -Сколько слов должно быть в этом предложении? Какое слово должно быть первым, а какое последним? -Посмотрите на картинку еще раз, как вы думаете, почему он закрыл глаза?
—Посчитайте вместе с соседом по парте, сколько раз встретились в словах этого текста буквы о и у. -Давайте проверим, чья пара справилась быстрее, поднимите руку? -Почему же так много букв о и у с словах этого текста? -Потому что не только коротенькие звукоподражательное слово «у» , но и другие слова при чтении помогают озвучивать описываемую картину , передавая её настроение. Повторите все вместе еще раз этот текст, выделяя протяжным произношением в словах ударные звуки [о] и [у]. Что общего между звуками [о] [у]?
| Волк воет на луну. Волчонок. У-у-у-у Со звуком [у] (Звук [у] гласный, потому что при его произнесении воздух изо рта выходит свободно.) (Форма букв одинаковая, но прописная буква больше.) Первая буква У остается в слове, она не убирается. Запятая обозначает, что нужно убрать первую букву в слове плитка. (Медленно передвигающийся моллюск, любит жить во влажных местах.) Составляют предложения в парах. 4 слова. Первое слово Волк, а последнее луна. (Ему грустно.) (Он один.) Читают на стр. 70 Один читает первую строчку, другой вторую. Волчооонок воооет на лунууу, волчоооонку грууустно одномууу. Они гласные | К.: — договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности |
Динамическая пауза Практический:выполнение двигательных упражнений | 1 мин. | Что бы быть здоровыми мы должны соблюдать режим дня. Выполним физкультурную минутку. Раз — нагнулся Повернулся вправо, влево, И опять он сел за дело. | Выполняют двигательные упражнения. | Личностные -установка на здоровый образ жизни. |
V. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с карточками. | 5 мин. | -Работа со стихотворением Агнии Барто на страниц 71 -Для этого прочитаем строчки из стихотворения знакомой нам писательницы Агнии Барто. -Кто сумеет прочитать название этого стихотворения? («Кто как кри- чит».) — Озвучьте схему, обозначающую крик петуха. Определите, где в схеме стоит звук [y]. Как вы считаете, о чём кричит петушок? -А как считает Агния Барто? -Прочитайте об этом. -В каком из этих слов слышится петушиное «ку»? Перечитаем ещё раз все вместе слова петушка выразительно. Модель, какого слова дана на странице «Азбуки»? Почему это слово «куры», а не «курицы»? Докажите? На что, указывает звуковая схема этого слова? Выделите ударный слог в этом слове, назовите ударный гласный звук. -Озвучивание звуковой схемы её «мычания», выразительное чтение стихотворных строчек «Му-у, му-у! Молока кому?» с протяжным выделением последнего слога мууу. — Как вы считаете, удалось ли вам создать при чтении звуковые картинки? | Читают («Кто как кри- чит».) (Ку-ка-ре-ку.) (Просыпайтесь!) («Кур стерегу!») (В слове «кур».) Куры. (В слове два слога, а не три.) (Звук [у].) Выразительно читают Высказывают свое мнение | К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. П: высказывать предположения; |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой. Практический работа с карточками. | 5 мин | Ребята, сейчас вам необходимо будет ответить на наш проблемный вопрос. Дать характеристику звуку У. Письменно, закрасив букву У. -Кто, верно, выполнил самостоятельную работу, поставьте +. | — выполняют самостоятельную работу. | П.: — устанавливать причинно-следственные связи; — строить логической цепи рассуждения |
VII. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя; обобщение. | 5 мин. |
|
(Голуби, журавли.) | Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного. |
VIII. Рефлексия Словесный: самоанализ. | 3 мин. | С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на уроке? — Какие знания приобрели? -Дайте характеристику звуку [у] — Что особенно понравилось? Почему? — Что вызвало затруднение? Почему? — Спасибо за урок! | — Оценивают свои достижения. -Дают характеристику | Р: анализировать проделанную работу. |
Буква О, звук [о]. Перспектива | План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:
Уроки 22, 27. Звук [о]. Буквы О, о
Задачи: учить распознавать звук [o] и соответствующую букву; давать характеристику звука [o]; правильно писать буквы О, о; формировать гуманитарное мышление; обогащать словарный запас; прививать позитивное отношение к миру, к личности.
Формируемые УУД: распознавать звук [о] и соответствующую букву; давать характеристику звука [o]; писать буквы О, о; соотносить букву и звук; находить место звука и буквы в слове; составлять рассказ по опорным словам; определять в слове ударный звук; работать в парах и группах.
Ход уроков
I. Организационный момент
—Давайте «расшифруем» для себя слово урок. Назовите то полезное, что вы унесёте с урока, на каждую букву этого слова. (Примерный ответ. У— ум, умиротворение, учёность, усилие, упорство, умение, удовольствие и т. д.;р — радость, раздумье, рассудительность, рекорд, рост и т. д.; о — общительность, обаяние, обучение, обязательность, оживление, и т. д.; к — красоту, количество, критику, компетентность и т. д.)
II.Эмоционально-волевая регуляция
— Что случится, если в классе не будет единства? (Будут ссоры, дружба уйдёт.)
— Что невозможно сделать в одиночку? (Ответы детей.)
Игра «Строим вместе»
(Класс делится на группы. Каждая группа получает одно блиц-задание на 1-2 мин. Надо ответить на вопрос, какую работу нужно выполнить, чтобы появился мост, дом и т. д.)
III. Развитие речевого аппарата
1. Артикуляционная разминка
(Рот широко открыт, губы втянуть внутрь, плотно прижать к зубам. )
2. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Воздушный шарик»
(Вдох носом, резкий, шумный выдох, как будто надуваем возушный шарик, губы сложены трубочкой. Упражнение повторить 5-6 раз)
3. Работа над дикцией
— Произнесите скороговорку несколько раз, постепенно увеличивая темп, меняя интонацию и силу голоса.
Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса!
IV. Актуализация знаний
- Как плакала лиса, когда пришла к Айболиту?
- Какой буквой обозначается этот звук?
— Подберите слова с буквой а в начале, в середине, на конце слова и произносите их так, чтобы все услышали ударный гласный звук.
V. Мотивационно-целевой этап
— Откройте «Азбуку» на с. 69.
Сегодня тоже ведёт приём доктор Айболит. Звери плачут от боли. (Учитель читает текст.)
- Как плачет Барбос? (Меня курица клюнула в но-о-о-о-с.)
- Барбос плачет не так, как лиса. Какой звук мы слышим? (Звук [о].)
- Что вы можете рассказать об этом звуке?
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [о], научиться писать соответствующие буквы.
)
VI. Работа по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 69)
- Назовите предмет, который изображён на «волшебном» рисунке. (Обруч.)
- Произнесите это слово так, чтобы ударный звук слышался отчётливо.
- Произнесите звук [о] отдельно.
- Теперь произнесите звук [а].
- Что вы замечаете?
(Учащиеся отмечают отличие и сходство в произношении звуков, а также различное расположение губ.)
— Звук [о] гласный или согласный? Объясните свою точку зрения. (Звук [о] гласный, при произношении этого звука воздух изо рта выходит свободно)
- Какой буквой обозначается звук [о] на письме? Найдите подсказку на «волшебном» рисунке.
- Покажите прописную и строчную буквы О, о на ленте букв.
- Разгадайте ребус. (Осы.) (Звуко-буквенный анализ слов осы, нос.)
- Где находится звук [о] в этих словах?
- Какой буквой он обозначается?
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 8)
— Какие слова зашифрованы с помощью рисунков? (Дупло, сова. )
(Звуковой анализ слов. Составление схемы слова сова.)
- Почему буква о написана красным цветом? (Потому что она обозначает гласный звук.)
- Рассмотрите письменную строчную букву о в правом верхнем углу страницы. На что она похожа? (На овал.)
- Чем письменная буква о отличается от печатной? (Наклоном.)
- Откуда начинают писать букву о?
- Обведите образец.
(Написание письменной строчной буквы о сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)
- Посмотрите на свою работу. Подчеркните буквы, которые у вас лучше всего получилось написать.
- Рассмотрите картинки внизу страницы. Что на них изображено?
- Назовите слова, в которых есть звук [о]. (Дом, кот, осы.)
- Выполните звуковой анализ этих слов. Обозначьте звук [о] буквой.
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 69)
— Что такое предложение? (Законченная мысль, высказанная словами.)
— Составьте предложение по схеме. Сколько в нём будет слов? (Три_)
— Назовите первое слово. (Айболит.)
— Где работает Айболит? (В ветлечебнице, в цирке, на ферме.) (Учитель читает текст, данный ниже. )
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 9)
— Кто выступает на арене? (Слон.)
— Где в этом слове находится звук [о]?
— Раскрасьте рисунок.
— Сколько слогов в слове слон! (Один.)
— Рассмотрите письменную прописную букву О в правом верхнем углу страницы. -Чем она отличается от строчной буквы о? (Она немного возвышается над строкой.)
— Обведите образец.
— Рассмотрите рисунок ниже.
— Составьте рассказ по рисунку и опорным словам.
(Учитель помогает детям наводящими вопросами, а в конце воспроизводит весь рассказ. ) – Какие из данных слов соответствуют схемам?
(Звуковой анализ слов ослик, слон, обозначение звука [о] буквой)
— А теперь подберите любое слово, в котором есть звук [о], составьте его звуковую схему, и составьте его звуковую схему)
IX. Рефлексивно-оценочный этап
-Назовнте слова, которые начинаются на букву о.
Оцените свою работу на уроке.
— Кому нужна помощь учителя?
X. Подведение итогов уроков
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Где вы будете применять эти умения?
Алфавитный принцип: от фонологического восприятия к чтению слов
Что такое Алфавитный принцип?
Соединение букв с их звуками для чтения и письма называется «алфавитным принципом». Например, ребенок, который знает, что написанная буква «м» дает звук /ммм/, демонстрирует алфавитный принцип.
Буквы в словах подсказывают нам, как правильно «озвучивать» (т. е. читать) и писать слова. Чтобы овладеть алфавитным принципом, читатели должны обладать навыками фонологического восприятия и уметь распознавать отдельные звуки в произносимых словах. Научиться читать и писать становится легче, когда звуки, связанные с буквами, распознаются автоматически.
Алфавитный принцип состоит из двух частей:
- Алфавитное понимание — это знание того, что слова состоят из букв, которые обозначают звуки речи.
- Фонологическое перекодирование — это знание того, как перевести буквы печатных слов в звуки, которые они издают, чтобы правильно читать и произносить слова.
Алфавитный принцип имеет решающее значение при чтении и понимании смысла текста. При типичном развитии чтения дети учатся использовать алфавитный принцип бегло и автоматически. Это позволяет им сосредоточить свое внимание на понимании смысла текста, что является основной целью чтения.
Изучение и применение алфавитного принципа требует времени и затруднено для большинства детей. Есть много букв, звуки которых нужно выучить, и есть много способов расположить буквы, чтобы получить огромное количество различных слов, используемых в печати. Кроме того, в английском языке одна и та же буква может обозначать более одного звука, в зависимости от слова (например, звуки /a/ в словах «mat» и «mate» различны). Напротив, в испанском языке, который также включает гласную «а» в свой алфавит, звук /а/ всегда произносится одинаково (например, /а/ в «casa») независимо от того, в каком слове он стоит.
Неправильные слова
Некоторые слова, называемые неправильными словами, не могут быть точно прочитаны с использованием алфавитного принципа, чтобы «озвучить их» (например, слова «был», «есть» и «знать» произносятся неправильно с использованием фонетических правил). Неправильные слова требуют другого подхода к обучению, чем обучение тому, как читать слова, которые следуют основанной на правилах буквенно-звуковой структуре.
Несмотря на наличие неправильных слов, тщательное изучение алфавитного принципа и использование его для чтения незнакомых слов является гораздо лучшей стратегией, чем попытки запомнить, как правильно читать каждое слово как целое слово, или угадывать, что слово может быть основано на его значении. первая буква и слова до или после нее в тексте.
Явная инструкция по фонике
Явное обучение фонетике, то есть то, как работает алфавитный принцип, шаг за шагом, и обширная практика позволяют большинству детей выучить алфавитный принцип. Ниже приведены эффективные стратегии обучения алфавитному принципу. Эти же стратегии можно использовать с детьми, которые с трудом учатся читать, в том числе с детьми с нарушениями чтения или дислексией. Учащимся, испытывающим затруднения, для тщательного изучения алфавитного принципа потребуются очень систематические и подробные инструкции, а также много практики точности.
Все алфавитные языки можно преподавать, используя фонетику и алфавитный принцип для руководства обучением. Однако алфавитные языки — английский, испанский, французский, турецкий, вьетнамский и многие другие — резко различаются по своей сложности алфавитного принципа. Например, английский достаточно сложен — в нем много правил и исключений из тех правил, которые нужно научиться правильно читать и писать. Испанский гораздо менее сложен. Буквы обычно издают только один звук, независимо от того, в каком слове они находятся, и исключений из правил очень мало по сравнению с английским языком. Например, испанские гласные издают только один звук. В некоторых случаях гласная молчит, так как буква «u» стоит в слове «que».
Научите учащихся связывать буквы с их наиболее распространенными звуками или звуками
Все 26 букв английского языка производят по крайней мере один предсказуемый или общий звук в зависимости от других букв в слове. Например, каждая из трех букв в слове «мат» наиболее часто звучит. В слове «мясо» буквы «м» и «т» дают тот же звук, что и в слове «мат», а буквосочетание «еа» чаще всего звучит, когда эти буквы стоят вместе в слове. Обратите внимание, что в слове «мясо» есть только один звук для «еа», несмотря на то, что в нем две буквы. Учителя могут упорядочивать и проводить инструкции таким образом, чтобы помочь учащимся эффективно изучить «правила» для различных звуков, издаваемых буквами и буквосочетаниями.
Научите учащихся читать слова, используя то, что они знают о звуках, образуемых буквами и буквосочетаниями
Используя алфавитный принцип, учащиеся «смешивают» звуки, издаваемые отдельными буквами, в целое слово. Например, звуки /м/ /а/ /т/, образуемые буквами «м», «а» и «т», плавно смешиваются друг с другом, образуя слово «мат». Студенты должны начать учиться читать, произнося отдельные звуки в словах и быстро смешивая звуки вместе, чтобы составить целое слово с простыми словами CVC (согласная-гласная-согласная), прежде чем переходить к более сложным типам слов, которые следуют другим важным правилам фонетики. Во время обучения учителя могут использовать такую стратегию, как «Я делаю, мы делаем, вы делаете», чтобы показать учащимся, что делать (как смешивать), попрактиковаться с ними (учащиеся делают это с учителем), а затем ученики делают это. самостоятельно, чтобы показать своему учителю, что они знают, как это делать. Обучение нескольким наиболее распространенным звукам для нескольких отдельных букв позволяет учащимся читать много разных слов в зависимости от порядка букв. Обучение другим типам правил (например, комбинациям букв, таким как «ea» и «th», правилу «Bossy E», когда «e» стоит в конце слова CVC, и т. д.) позволяет учащимся точно читать огромное количество слов, которые они никогда не встречали в тексте.
Предложите учащимся начать читать тексты, содержащие высокий процент декодируемых слов
На раннем этапе обучения чтению учащиеся могут начать читать простые книги, содержащие слова, которые они могут прочитать самостоятельно, используя правила алфавитного принципа. Эти декодируемые тексты имеют высокий процент слов, которые следуют общим правилам алфавита. Студенты могут практиковаться в чтении этих книг, чтобы развить беглость чтения, что помогает им сосредоточить свое внимание на понимании смысла текста.
Многие общеупотребительные слова, такие как «был», «сказал» и «из», являются неправильными словами, то есть они не следуют общепринятым правилам алфавита. Наиболее распространенные неправильные слова следует учить на раннем этапе развития чтения, чтобы учащиеся могли читать более развернутые и интересные тексты, которые в противном случае легко декодируются.
Инфографика
Рекомендуемое цитирование
Бейкер, С.К., Сантьяго, Р.Т., Массер, Дж., Нельсон, Нью-Джерси, и Туртура, Дж. (2018). Алфавитный принцип: от фонологического восприятия к чтению слов. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство образования США, Управление начального и среднего образования, Управление специальных образовательных программ, Национальный центр повышения грамотности. Получено с http://improvingliteracy.org.
Ссылки
Карнин, Д., Силберт, Дж., и Камеэнуи, Э.Дж. (1997). Прямое чтение инструкций. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Merrill.
Эри, LC (1991). Развитие умения читать слова. В Р. Барр, М.Л. Камил, П.Б. Мозенталь и П.Д. Пирсон (ред.), Справочник по исследованиям чтения (том 2), 383–417. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.
Харн, Б., Симмонс, округ Колумбия, и Камеэнуи, Э. Дж. (2003). Институт начального чтения II: Улучшение обучения алфавитному принципу в основных инструкциях по чтению [слайды PowerPoint]. Получено с http://oregonreadingfirst.uoregon.edu/downloads/instruction/big_five/enh…
Либерман, И.Ю., и Либерман, А.М. (1990). Весь язык против акцента на коде: основные предположения и их последствия для обучения чтению. Анналы дислексии, 40 (1), 51–76. дои: 10.1007/bf02648140
Национальная группа чтения. (2000). Обучение детей чтению: основанная на фактических данных оценка научно-исследовательской литературы по чтению и ее значения для обучения чтению № 00-4769). Вашингтон, округ Колумбия: Национальный институт детского здоровья и развития человека. Получено с http://www.nichd.nih.gov/publications/nrp/smallbook.htm
Станович, К. Э. (1986). Эффекты Матфея при чтении: некоторые последствия индивидуальных различий в приобретении грамотности. Reading Research Quarterly, 21 (4), 360–407. doi:10.1598/rrq.21.4.1
Вагнер, Р.К., и Торгесен, Дж.К. (1987). Природа фонологической обработки и ее причинная роль в приобретении навыков чтения. Психологический бюллетень, 101 (2), 192–212. doi:10.1037//0033-2909.101.2.192
Связанные ресурсы
Расширение ядра: Алфавитный принцип
Oregon Reading First Center
Прочитайте слайды презентации, в которых описаны способы улучшения обучения алфавиту в основных контекстах чтения.
Тема: Акустика
Вебинар по основам чтения
Мичиганский альянс для семей
следите за прогрессом вашего ребенка.
Тема: Начальное чтение, оценки
Фонологическая осведомленность | Чтение Rockets
Кто может понять весь жаргон, который используется в образовании в наши дни? Почему для всего есть одно слово, и почему они должны быть такими запутанными? Рассмотрим все подобные термины, которые имеют отношение к звукам произносимых слов — фонетика, фонетическое написание, фонемное осознание, фонологическое осознание и фонология. Все слова имеют один и тот же корень «фон», поэтому их легко спутать, но они определенно разные, и каждое по-своему очень важно в обучении чтению.
Акустика
Благодаря популярной телевизионной рекламе «Подсел на Акустику» все слышали о фонетике, но не все знают, что это такое. Фонетика – это метод обучения, в котором особое внимание уделяется отношениям между буквами и звуками. Детей учат, например, что буква N представляет звук /n/ и что это первая буква в таких словах, как нос , хороший и новый .
Кроме того, и это то, о чем большинство людей не думают, когда думают о фонетике, детей явно учат английским орфографическим и звуковым «правилам». Детей учат таким вещам, как «когда две гласные идут, первая говорит» и «когда слово оканчивается на безмолвное «е», первая гласная звучит долго». Поскольку ни одна буква в английском языке, кроме буквы V, последовательно не соответствует одному звуку, эти правила достаточно сложны. Нос, красивый и новый все начинаются с буквы Н, но гну , нож , пневмония и уж точно нет. Есть правила правописания и произношения, а есть исключения из правил, и учителя, использующие фонический подход, пытаются формально и явно обучать и тому, и другому.
Для обсуждения здесь нужно помнить две важные вещи о фонетике. Фоника — это, прежде всего, учебная стратегия — метод обучения детей чтению. Во-вторых, фонетика связана с обучением отношениям между звуками в речи и буквами алфавита (как письменными, так и устными). Как правило, когда кто-то говорит об обучении детей отношениям «орфография-звук» (или, используя некоторые из этих психо-болтовни, «графо-фонематическим» отношениям), они говорят об обучении той или иной форме фонетики.
Фонетическое правописание или чтение
Это понятие связано со фонетикой, но в отличие от фонетики, которая является методом обучения чтению, фонетическое правописание или фонетическое чтение представляет собой поведение, которое проявляют молодые читатели, когда они пытаются писать или читать . Когда дети произносят слова так, как они звучат, говорят, что они пишутся фонетически — например, слово лев может быть фонетически записано как L-Y-N, а слово двигаться может быть фонетически записано как M-U-V. Точно так же ребенок может фонетически читать слова — ребенок фонетически читает слово два может сказать «твах», или ребенок может фонетически прочитать слово смеяться таким образом, что оно звучит как лаг или лог .
Фонология
В отличие от фонетики или фонетического чтения и письма, фонология не имеет ничего общего с буквами в нашем алфавите или названиями букв (устными или письменными). Фонология связана со способностью различать и классифицировать звуки в речи. Некоторые слова в английском (фактически на всех языках) звучат очень похоже, и их легко спутать, если вы не очень чувствительны к различиям.Для некоторых детей с фонологическим дефицитом пары слов, такие как лиловый и моль или скорость и поздний звучат одинаково. Они не слышат разницы между некоторыми похожими фонемами (звуками речи) и, как следствие, не слышат разницы между отдельными словами.
Фонологическое осознание
Как и фонология, фонологическое осознание не имеет ничего общего с буквами нашего алфавита — оно связано со звуками в произносимых словах. И хотя фонология относится к способности слышать разницу между звуками в произносимых словах, фонологическое осознание относится к пониманию ребенком того, что произносимые слова состоят из звуков.
Этот факт очевиден для взрослых, но дети обычно не понимают, что внутри слова могут быть другие слова (в случае сложных слов), или что слова состоят из слогов, а слоги состоят из фонемы. Дети без фонологического сознания не понимают, что значит рифмовать слова, они не понимают аллитерации (слова, начинающиеся с одного и того же звука), и они не понимают, что одни слова длиннее других (разговорная форма, т. , не обязательно в письменной форме — площадь слова в устной форме длиннее самого слова, но в письменной форме площадь — это более короткое слово).
Осведомленность о фонеме
Фонема является основным строительным блоком произносимых слов. В английском языке, например, существует бесконечное количество возможных слов, но всего около 45 фонем. Чтобы сделать новые слова, мы просто удаляем или переставляем фонемы — мат становится человеком, когда фонема /t/ заменяется фонемой /n/, а удаление фонемы /m/ из man оставляет вам слово .
В то время как фонологическое осознание — это общий термин, описывающий осознание ребенком того, что произносимые слова состоят из звуков, фонемное осознание — это особый термин, подпадающий под понятие фонологическое осознание. Осведомленность о фонеме относится к конкретному пониманию того, что произносимые слова состоят из отдельных фонем, а не только из звуков в целом (включая слоги, начала, рифмы и т. д.). Дети с фонемным восприятием знают, что произносимое слово изгиб содержит четыре фонемы, и что слова таблетка и карта оба содержат фонему / p /; они знают, что фонемы можно переставлять и заменять, чтобы получились разные слова.
Фонологическое осознание — это шаг в правильном направлении, но осознание фонем — это то, что необходимо ребенку, чтобы понять, что буквы в написанных словах представляют фонемы в произнесенных словах (то, что мы называем «алфавитным принципом»). Мы тратим много времени на то, чтобы научить детей тому, что буква М обозначает звук /м/, но мы редко следим за тем, чтобы дети понимали такие слова, как 9. 0103 молоко , ветчина и семейство содержат фонему /m/, или что разница между man и и заключается в удалении фонемы /m/.
Восприятие фонемы можно продемонстрировать различными способами. Самая простая задача на распознавание фонем называется смешиванием — взрослый произносит слово с паузой между каждой фонемой (например, /б/ /а/ /л/), а ребенок смешивает фонемы вместе, чтобы получилось слово («мяч»). Более сложной оценкой для детей является обратная оценка, называемая сегментацией фонем — взрослый произносит слово целиком, а ребенок произносит слово с паузами между фонемами (взрослый говорит «мяч», ребенок говорит /б/ /а/ /л/). ). Еще более сложным является манипулирование фонемами: взрослый говорит ребенку произнести слово без определенной фонемы (сказать «лодка» без / т /) или взрослый говорит ребенку добавить фонему к слову, чтобы получилось новое слово. (Какое слово получилось бы, если бы вы добавили фонему /о/ к началу слова «перо»?). Если ребенок может надежно выполнить какое-либо из этих заданий, он продемонстрировал истинное знание фонем, но здесь важно отметить, что ребенку не нужно делать что-то большее, чем эти задания, чтобы продемонстрировать знание фонем.
Можно, на самом деле это просто, создавать чрезвычайно сложные задачи на распознавание фонем, но их следует избегать, а не использовать. В английском языке много сбивающих с толку фонем — есть дифтонги и скольжения, которые могут сбить с толку любого, даже зрелого, опытного читателя (Сколько фонем вы слышите в и ?), и есть нечетные фонемы, которые не имеют универсального определения (Сколько фонем в слове кольцо или мех ?), и есть кластеры фонем, которые сегментировать труднее, чем другие фонемы (кластер — это группа согласных, которые воспринимаются как единое целое, иногда до тех пор, пока ребенок не начнет писать — для например, /pr/ в молитва , /gl/ в свечение и /sk/ в школа ). Учителю важно помнить, что ребенку не обязательно быть олимпийским чемпионом по манипуляции с фонемами — ему достаточно продемонстрировать знание того факта, что произносимые слова состоят из фонем.