Изучаем ПДД с малышами первой и второй младшей группы. Пдд в ясельной группе
Изучаем ПДД с малышами первой и второй младшей группы
Современное дошкольное учреждение стремится дать своим воспитанникам универсальное образование. Неотъемлемой же частью общего культурного уровня является знание и соблюдение норм поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поскольку привычки, приобретённые в детстве, остаются на всю жизнь, то ребёнка нужно обучать основам дорожной азбуки с самого раннего возраста, чтобы со временем правила стали осознанной необходимостью. Объяснять же малышам основы дорожной азбуки нужно на простом и доступном языке и конкретных примерах, поскольку абстрактное мышление у них ещё не развито.
Задачи занятий по ПДД в первой и второй младшей группе
В первой младшей группе малыши получают свои первые, самые элементарные знания по ПДД. В ходе занятий педагог реализует такие задачи.
- Создать у детей первичноые представления об автомобилях, улице, дороге.
- Познакомить дошкольников с некоторыми видами транспортных средств: легковая машина, грузовая (большего размера), автобус (который перевозит пассажиров).
- Дать понятие о работе водителя.
Во второй младшей группе идёт работа по этим же направлениям (знания дошкольников углубляются). Кроме того, решаются и новые задачи:
- Вводится понятие светофор (хотя это можно сделать и в конце первого года обучения).
- Малыши узнают, что существуют ещё и автомобили специального назначения (скорая помощь, полицейская ипожарная машины).
- Дошкольникам даются элементарные представления о правилах безопасного поведения на дороге (каким образом нужно переходить проезжую часть, необходимость всегда держать за руку родителей или других взрослых).
- Развивается умение ориентироваться в окружающем пространстве.
Во второй младшей группе малыши узнают, что существуют автомобили специального назначения
Приёмы и особенности работы с малышами 2–4 лет
Начинать знакомство самых маленьких дошколят с дорожно-транспортными понятиями лучше всего во время прогулки. Педагог показывает детям проезжую часть, тротуар и рассказывает об их назначении (при этом вовсе не обязательно выходить за пределы детского садика). Малыши узнают, кто такой водитель, пешеход и пассажир, наблюдая за прохожими и движением транспортных средств по дороге. Можно также рассмотреть машину, которая привозит каждый день продукты на кухню, и обсудить её устройство.
Дети с детства играют с машинками, причём часто не только мальчики, но и девочки. Задача же воспитателя — объяснить дошкольникам, что настоящие автомобили гораздо опаснее знакомых им всем игрушек.
Во время групповых занятий нужно как можно чаще использовать приём моделирования различных дорожных ситуаций. Воспитатель ненавязчиво подталкивает детей к играм с машинками, при этом проговаривает вслух каждое действие и побуждает к этому детей (например, автомобиль увеличил скорость, повернул в сторону, дал задний ход).
При занятиях с маленькими дошколятами очень важна наглядность и конкретные примеры
С обучением ПДД тесно связано развитие у детей 2–4 лет ориентации в пространстве — знакомство с понятиями «справа», «слева», «впереди», «сзади».
Чтобы дошкольники с ранних лет вырабатывали привычку осматриваться, подходя к проезжей части, воспитателю нужно проводить игры на внимание (например, «Зелёный — красный»). Когда педагог демонстрирует красный кружок, малыши должны стоять, при показе зелёного — вначале посмотреть налево и направо, а только потом шагать.
Когда ребята знакомятся с разновидностями транспорта (грузовой и легковой, автобус, троллейбус и трамвай), важно закрепить у них понятие габарита. Дошкольники должны уяснить, что транспортное средство большого размера потенциально может представлять собой угрозу, поскольку из-за него можно не заметить другой мчащийся автомобиль. В связи с этим у малышей следует вырабатывать привычку осторожно обходить предметы, которые мешают обзору, внимательно смотреть по сторонам.
При проведении занятий с детьми ясельного и младшего возраста крайне важна наглядность. Поэтому в группе должно быть много игрушечного транспорта разных видов, набор рулей на каждого ребёнка (пластмассовых или картонных), шапочек с изображением машин, эмблем и пр. Всё это делает обучение более увлекательным и понятным. Также обязательно нужно приобрести или сделать самостоятельно большой макет светофора.
В группе обязательно должен быть большой макет светофора
Чтобы привлечь интерес малышей к дорожной тематике, педагогу следует предлагать детям пазлы с изображением различных автомобилей (лучше, если они будут деревянными, начинать следует с четырёх элементов), дидактические игры (например, «Поставь автомобиль в свой гараж», где нужно соотносить картинки по размеру). Во второй младшей группе сюда следует включить игровые пособия на классификацию видов транспорта («На чём могут ехать пассажиры») и простой макет улицы с обозначением тротуара и проезжей части.
Во второй млашей группе макет улицы может быть самым простым, в качестве домв можно использовать кубики
Конечно, педагог должен излагать азы дорожной грамоты на понятном малышам языке. Но при этом не нужно допускать неточности в понятиях ПДД (например, отождествлять понятия «остановка» и «стоянка», «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход»). К дошкольникам, даже самым маленьким, не нужно обращаться «детским» языком (со сплошными уменьшительными суффиксами). Это может исказить понимание малышами всей серьёзности реальной картины дорожного движения. Ведь на дороге представляют потенциальную угрозу не машинки, а машины! Аналогично следует избегать картинок дорожной тематики, выполненных в стиле комиксов. Забавные иллюстрации, конечно, привлекают детское внимание, но в то же время отвлекают дошколят от главной задачи — осознать реальную опасность, подстерегающую каждого на дороге.
В то же время не нужно прибегать к противоположной крайности — излишне запугивать ребят. Задача воспитателя — воспитывать разумное чувство осторожности и самосохранения, не перерастающее в панический страх.
Во второй младшей группе больше внимания уделяется беседам (по сравнению с более ранним возрастом). Полезно практиковать творческое рассказывание — попросить малышей порассуждать на тему того, что случилось бы, если б вообще не было никаких правил дорожного движения или придумать коротенькую историю, начинающуюся со слов «я светофор». При работе с детьми четвёртого года жизни уже больше внимания уделяется чтению стихотворений соответствующей тематики, заучиванию коротких стихотворений, отгадыванию загадок.
В работу по освоению ПДД следует активно включать ИКТ: показывать малышам презентации, обучающие мультфильмы (подойдут, например, «Дорожная азбука тётушки Совы» или «Смешарики. Правила дорожного движения»).
Большое значение при знакомстве с дорожно-транспортными понятиями имеют сюжетно-ролевые игры. В ясельной группе это «Поездка на автобусе», «Пешеход на улице». В младшем дошкольном возрасте сюда следует добавить такие варианты, как «Вежливые пассажиры», «Путешествие в автомобиле по родному городу». При этом воспитатель направляет ролевые действия детей, активно комментирует их, подсказывает ребятам подходящие реплики.
Ощущить себя водителем или пассажиром поможет сюжетно-ролевая игра
Индивидуальный подход на занятиях
Конечно, все воспитанники детского сада имеют разный уровень развития, причём в первой и второй младшей группе это проявляется особенно отчётливо. К примеру, многие малыши не посещают ясли, а приходят в дошкольное учреждение только в три года. С кем-то до этого активно занимались дома родители, а с кем-то нет. В раннем возрасте некоторые ребята часто болеют и пропускают занятия в садике. Естественное, все эти моменты будут влиять на детские успехи в освоении дорожных знаний.
Нельзя забывать и про индивидуальные особенности психики. В любом детском коллективе всегда есть дошкольники, которые входят в так называемую «группу риска». Это чересчур подвижные малыши, которые потенциально могут стать виновниками ДТП, и, наоборот, слишком заторможенные, что также является неблагоприятным фактором. С такими воспитанниками педагог должен проводить индивидуальную работу по ПДД с обязательным привлечением к ней родителей.
С некоторыми детьми периодически необходимо проводить индивидуальную работу по ПДД
Виды занятий по ПДД и картотека тем
Как правило, занятия по ПДД в раннем и младшем дошкольном возрасте проходят в рамках познавательного цикла. Беседуя с детьми, обыгрывая различные дорожные ситуации, педагог в ненавязчивой форме преподносит им важную для их жизни информацию.
Темы для познавательных занятий в первой младшей группе
- «Дорога».
- «Наша улица».
- «Знакомство с машиной».
- «Водитель».
- «Знакомство с автобусом».
- «Волшебные огоньки» (дать первоначальное понятие о светофоре).
Темы для познавательных занятий во второй младшей группе
- «Знакомьтесь, грузовик» (дети узнают, как он устроен, названия деталей).
- «Виды городского транспорта» (сравнение автобуса, легкового и грузового автомобиля»).
- «Ремонтируем колёса у машин» (путешествие в автомастерскую, ребята узнают, чем там занимаются).
- «Наш друг — светофор».
- «Знакомство со знаком пешеходного перехода» (дошкольникам даются знания о том, как правильно переходить дорогу).
- «Специальные машины» (скорая помощь, пожарная и полицейская машины).
Однако тематику ПДД можно активно затрагивать и на коммуникативных занятиях, развивая при этом речь дошкольников. Воспитатель подбирает произведения художественной литературы, где затрагивается тема транспорта, работы водителя, правил дорожного движения. Для малышей ясельной группы подойдут следующие произведения.
- «Паровоз» (Т. Волгина)Загудел паровозИ вагончики повёз.Чу-чу, чу-чу!Я далёко укачу!
- «Грузовик» (А. Барто) Нет, напрасно мы решилиПрокатить кота в машине:Кот кататься не привык – Опрокинул грузовик.«Самолёт» (А. Барто)
- Самолёт построим сами,Понесёмся над лесами.Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме.«Кораблик» (А. Барто)
- Матросская кепка, верёвка в руке.Везу я кораблик по быстрой рекеИ скачут лягушки за мной по пятам,И просят меня: «Прокати, капитан!».
- «Шофёр» (В. Заходер) Качу, Лечу Во весь опор. Я сам — шофёр. И сам — мотор. Нажимаю На педаль И машина Мчится вдаль!
- Коваль Т. Мой огромный грузовикБыть без дела не привык.Что я только не грузил!Что он только не возил!И кастрюли, и подушки,И солдатиков, и пушки,И ботинки, и коняИ жирафа, и меня!
Многие из этих стихотворений можно не просто читать и обсуждать с детьми, но и инсценировать.
Во второй младшей группе можно брать за основу занятия такие произведения.
- «Светофор» (С. Михалков)
- Если свет зажёгся красный,Значит, двигаться опасно.Свет зелёный говорит:«Проходите, путь открыт!»Жёлтый свет — предупрежденье:Жди сигнала для движенья.
- Малышкин светофор (И. Гурина) Светофор нас в гости ждёт.Освещает переход.Загорелся красный глаз:Задержать он хочет нас.Если красный — нет пути.Красный свет — нельзя идти.Жёлтый свет — не очень строгий:Жди, нам нет пока дороги.Ярко-жёлтый глаз горит:Все движение стоит!Наконец, зелёный глазОткрывает путь для нас.Полосатый переходПешеходов юных ждёт!
- Васина А. Грузовик серьёзный малый!Поважнее он, пожалуй,Чем машина легковая(Даже самая большая).Грузы возит грузовик —Он лениться не привык.Погрузил, везёт, гудит:«Прочь с дороги! Отойди!Поместилось много грузовВ мой большой просторный кузов.Их спешу доставить в срок!Хоть бы кто-нибудь помог…»
- М. Пляцковский «Светофор»,
- А. Северный «Три чудесных цвета»,
- Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой… »,
- В. Головко «Правила движения»,
- И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход»,
- В. Сутеев «Капризная кошка»;
- С. Михалков «Моя улица»;
- В. Берестов «Про машину»;
- Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»;
- Т. Шипошина «Автобус»;
- Т. Коваль «Такие разные машины»
- Чтение сказки Д. Биссета «Про малютку-автобус, который боялся темноты»
- Чтение Л. Берг «Пит и трёхколёсный велосипед»
Дорожно-транспортные понятия можно успешно закреплять и на занятиях по художественному творчеству. Приведём возможные варианты тем:
Первая младшая группа
- «Наклей колёса автомобилю». Детям раздаются уже готовые силуэты машин, которым нужно наклеить колёса. При этом малыши закрепляют знание круглой формы и учатся ориентироваться на листе бумаги.
- Аналогичное занятие можно провести и в технике пластилинографии (ребятам раздаются чёрные пластилиновые шарики).
Вторая младшая группа
- Аппликация «Светофор». Дети закрепляют значение сигналов светофора, их правильное расположение.
- Пластилинография «Светофор». Занятие решает развивающие задачи.
- Рисование «Пешеходный переход». На чёрном шаблоне малыши рисуют белые полосы гуашью).
- Аппликация «Пешеходный переход» (можно организовать как коллективную работу на большой основе). Ребята наклеивают на чёрный прямоугольник белые полосы.
Фотогалерея: продуктивная деятельность по теме ПДД
Мотивирующее начало занятий по ПДД в раннем и младшем дошкольном возрасте
Дорожно-транспортные понятия довольно сложны для детского восприятия, особенно если это малыши 2–4 лет. Поэтому в начале каждого занятия педагог должен создавать игровую мотивацию.
Сама образовательная деятельность при этом проходит ненавязчиво. Дети воспринимают её как игру, которая, однако, всегда имеет строго определённую цель.
Оптимальный вариант — использование игрушечных персонажей, которые вызывают у ребят живой интерес. Например, воспитатель показывает им плюшевую зебру, рассказывает, что это за лошадка и как она называется. А потом детское внимание переключается на дорожку на полу, которая имеет точно такие же полоски.
Разговор о пешеходном переходе можно начать с рассматривания игрушечного животного — зебры
Другой вариант начала занятия — в группу приходит кукла Катя. Она рассказывает, что долго не могла перейти дорогу, чтобы попасть в детский сад: там было очень много машин. Кукла просит детей научить её, как правильно это делать.
Ещё пример: перед ребятами появляется грустный ёжик. У его бабушки день рождения, но она живёт в городе. А лесной зверёк боится туда идти, потому что нужно будет несколько раз переходить дорогу. Воспитатель предлагает проводить ёжика до его бабушки (на таком занятии можно использовать большой макет с изображением улиц города).
К ребятам может прийти в гости весёлый светофор (с антропоморфическими чертами), который предлагает им немного поучиться в автошколе и побывать в автомастерской.
Светофор приглашает ребят поучиться в автошколе и посетить автомастерскую
Можно подключить детское воображение: педагог просит малышей закрыть глаза и в это время включает аудиозапись звуков улицы, сигналов автомобилей. Когда ребята открывают глаза, они видят перед собой много игрушечных машин и макет дороги.
Поддержать детский интерес к теме ПДД помогут увлекательные физкультминутки. Приведём возможные варианты.
Физкультминутка «В дороге»
Физкультминутка «Шофёры»
Физкультминутка «Полицейский на дороге»
Перспективное планирование по ПДД
В начале учебного года педагог составляет перспективный план работы по теме ПДД. В качестве примера его заполнения и оформления рассмотрим планирование воспитателя Р.Р. Халиуллиной (первая младшая группа).
Таблица: перспективный план в первой младшей группе воспитателя Р.Р. Халиуллиной
Таблица: фрагменты конспектов занятий по ПДД
Проект по ПДД для самых маленьких дошколят
Правила дорожного движения — интересная и актуальная тема для проекта. Это удобная форма работы, поскольку дети глубоко погружаются в тему и рассматривают её с разных сторон, используя разные виды деятельности.
В качестве примера рассмотрим краткосрочный проект (на две недели) по ПДД для детей первой младшей группы «Мы едем, едем, едем» воспитателя М.В. Арбузовой.
Таблица: содержание проекта «Мы едем, едем, едем» воспитателя М.В. Арбузовой
Педагог подробно расписывает план реализации проекта на каждый день. Рассмотрим фрагмент плана.
Таблица: фрагмент ежедневного плана реализации проекта«Мы едем, едем, едем» воспитателя М.В. Арбузовой
Фотогалерея: детская деятельность в рамках проекта по ПДД
Проект может быть и более длительным по времени, например, рассчитанным на три летних месяца. Пример тому — «Мой друг — светофор» (воспитатель С.И. Мальцева, вторая младшая группа).
Цель проекта — сформировать у младших дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.
Таблица: план реализации проекта «Мой друг — светофор» воспитателя С.И. Мальцевой
Видеоматериалы по теме
Интересно наблюдать за совсем маленькими дошкольниками в ходе занятия.
Занятие по ПДД с детьми раннего возраста
https://youtube.com/watch?v=Lo6-IgGxbCAVideo can’t be loaded: Занятие по Правилам дорожного движения в младшей группе (https://youtube.com/watch?v=Lo6-IgGxbCA)Занятие проводится в музыкальном зале. К ребятам в гости приходит светофор (педагог), они отправляются в поездку на большом голубом автобусе (декорация). Малыши рассказывают короткие стихи на тему ПДД и играют в подвижную игру с воздушными шариками.
Занятие во второй младшей группе
Малыши знакомятся со знаками наземного и подземного пешеходного перехода и изучают сигналы светофора. С детьми проигрывается дорожная ситуация: один выполняет роль пешехода, а другой — водителя автомобиля (при этом каждый ориентируется на свой светофор).
Учим правила дорожного движения во второй младшей группе
https://youtube.com/watch?v=GGLAP0VD0VsVideo can’t be loaded: Учим правила дорожного движения во 2 младшей гр видео МКДОУ Детский сад №3 «Солнышко» (https://youtube.com/watch?v=GGLAP0VD0Vs)Воспитатель предлагает ребятам совершить путешествие по городу на автобусе (из стульев), один ребёнок выполняет роль водителя. Ребята учат зайку правильно переходить дорогу (переодетая девочка более старшего возраста).
Комплексное занятие с младшими дошкольниками «В гостях у светофора»
https://youtube.com/watch?v=i7jeFM4wKmwVideo can’t be loaded: Занятие по правилам дорожного движения «В гостях у светофора». сентябрь 2015 г. (https://youtube.com/watch?v=i7jeFM4wKmw)Вначале педагог беседует с ребятами о светофоре и правилах перехода через дороги, а затем они выполняют аппликацию «Светофор» (наклеивание цветных кружков на готовый чёрный силуэт).
«Светофор»: обучающая песенка-мультик для малышей
https://youtube.com/watch?v=zU4qF1WbivYVideo can’t be loaded: СВЕТОФОР — обучающая детская песенка мультик про машинки. Учим правила дорожного движения. (https://youtube.com/watch?v=zU4qF1WbivY)Развивающий мультфильм для малышей о светофоре и машинках
https://youtube.com/watch?v=slLShj_UpJ4Video can’t be loaded: Развивающие мультики для детей про машинки — Светофор. Видео для детей новые серии (https://youtube.com/watch?v=slLShj_UpJ4)Жизнь ребёнка — это самая большая ценность. Поэтому в детском саду необходимо уделять достаточно внимания изучению правил дорожного движения, начиная с самого раннего возраста. Задача педагога — преподнести малышам эту серьёзную информацию в доступной форме, самое лучшее — в виде игровых занятий. При этом игра должна быть всегда поучительной, подводить детей к определённому выводу, который поможет им в дальнейшем ориентироваться на улице.
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!melkie.net
Правила дорожного движения в ясельной группе "Ознакомление со светофором"
Методическая разработка по ППД в ясельной группе «Ознакомление со светофором»
Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге. Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идѐт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка - это поведение человека, закреплѐнное многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать еѐ слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребѐнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребѐнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется - навыки безопасного поведения на дороге. Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребѐнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов. Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелѐный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелѐный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелѐный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный-зелѐный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок - надо стоять, а если - зелѐный - повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелѐный сигнал светофора. Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения. Ознакомление со светофором. Цель: знакомство детей с красным, желтым и зеленым цветами, знакомить детей с правилами поведения на улице и дороге. Задачи: доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Дать понятие о назначении и сигналах светофора. 1.Образовательные: обогащать словарный запас, закрепить основные части машины, 2.Воспитательные: воспитывать у детей интерес к занятию. Материал к занятию: Машины, кубики.
Воздушные шары
Организация детей: Количество детей: вся группа. Расположение детей: сидя на стульчиках, поставленных полукругом перед воспитателем. ХОД ЗАНЯТИЯ Действия воспитателя Действия детей (примерно) I Вводная часть: Раздается стук в дверь. Входит воспитатель, везя машину за веревочку. В кузове машины лежат кубики.[4]
- Здравствуйте, дети. Какая большая машина приехала. Она груз привезла. Посмотрите кубики, каких цветов лежат в машине? - Правильно, ребята, молодцы. - А где на улице мы может увидеть эти цвета? - Да, ребята, молодцы.
- Красный, желтый и зеленый.
- Светофор.
II Основная часть: Воспитатель показывает рисунок светофора и игрушку «Светофор».
- Ребята, давайте рассмотрим светофор. Красный цвет - дороги нет, желтый — приготовиться, а зеленый говорит, пешеходу путь открыт. - Давайте поиграем в такую игру: Настя, Сережа и Полина будут у нас пешеходами. Загорается красный цвет - мы останавливаемся, загорается желтый - готовимся, загорается зеленый - идем. - А теперь ребята поиграем в другую игру: Сережа, Марьям, Артем - будут машинами. - Мы с вами закрепим цвета светофора. - На какой цвет разрешается ехать машинам? Воспитатель показывает кубик зеленого цвета - машины едут, показывает желтый - готовятся, на красный кубик - все останавливаются. - Правильно. А на красный мы стоим. Воспитатель раздает кубики детям, и они называют цвета, которые им достались.[5]
Поиграли.
- Да.
- Да.
- На зеленый.
III Заключительная часть -Ребята, давайте посмотрим, из чего состоит машина.
-Дети, а что это у машины? (Воспитатель показывает на колеса). - Дети, а машина катится на колесах (дети с воспитателем, которая везет машину, идут и останавливаются у ковра, они рассматривают машину). - Дети, а как это называется у машины? (Показывает на кабину). - Какого цвета кабина? - Правильно. А кто покажет мне кузов? (Дети показывают). - Дети, а кузов у машины какого цвета? (воспитатель побуждает повторять вместе с ним и индивидуально). Правильно.
- Колеса.
- Кабина
- Зеленого
- Желтый
VI Итог занятия: Воспитатель достает воздушные шары. [6]
- Ребята, каких цветов у нас шарики? - Правильно. Воспитатель раздает детям шарики, и они играют с ними.
-Красные, желтые, зеленые.
В ознакомлении детей с правилами дорожного движения необходимо в настоящее время использовать инновационные методы, к которым относятся алгоритмические игры. В данных играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Цель алгоритмических игр заключается не только в закреплении правил дорожного движения, но и в обучении ориентировке в пространстве, в развитии монологической речи, в развитии логического мышления. Примеры алгоритмических игр: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», «Дорога домой», целью которых является обучение детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения. В работе с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения эффективно использовать настольно-печатные игры.
Обучение и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются именно в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, групповые, на улице). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Вывод: Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать: 1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе. 2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей. 3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге. 4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по правилам дорожного движения. 5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.
Литература 1. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности / Авт. - сост. М.Р. Максиняева, Т.Ю.Филиппова, - М., 1999. 2. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.- Астрель. АСТ. Полиграфиздат, 2010г. 3. Хромцова Т.Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007. Интернет ресурсы:
4. Bruder MAN 5 yandex.ru/imaqes/search 6 www.sima-lan.ru
infourok.ru
Конспект сюжетного занятия по пдд в ясельной группе - 26 Октября 2014
Цель: Познакомить детей с работой светофора.Программное содержание:
Учить детей называть и показывать основные части машины,
устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Закреплять знания цветов: красный, зеленый.
Закрепить знания детей о грузовой машине.
Развивать самостоятельность, выразительность движений, логическое мышление.
Воспитывать уважение к труду шофёра.
Методические приёмы: беседа, игровая мотивация, работа с наглядным материалом, игра малой подвижности «Изображаем транспорт», вопросы, дидактическая игра «Найди профессию», игра «Четвёртый лишний», на знание видов транспорта, загадки, обследование игрушечного объекта «Машина», подведение итога НОД.
Индивидуальная работа: задать вопросы на знание видов транспорта Мише В. и Лене К., с целью установки уровня знаний. Акцентировать внимание этих детей в течение НОД.
Оборудование и материалы: мольберт, игрушка – собака, светофор – картинка, грузовая машина, дидактическая игра «Транспорт», рули на каждого ребёнка, воспитателю - кружки красного, зеленого и жёлтого цвета.
Предварительная работа:
- Рассматривание картинок с изображением транспорта.
- Наблюдение за работой шофера и транспортом на прогулке.
- Прослушивание сказки «Самый нужный знак»
- Совместная коллективная работа лепка «Наша улица».
- Работа с родителями: поделки и рисунки по теме ПДД.
Активизировать словарь: продолжать закреплять умение пользоваться новыми понятиями (специальные машины, названия частей машины) в активной речи;
Ход занятия:
Сюрпризный момент – на грузовике приезжает собака с забинтованной лапкой.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам приехал? (ответы детей) .
Ой, что с ним случилось? (предположения детей)
Воспитатель объясняет детям, что Дружок не правильно переходил дорогу и поранил себе лапку.
Собаку сажают на стульчик, чтобы он научился правилам дорожного движения и как правильно переходить дорогу.
На мольберт вывешивается картинка светофор.
Воспитатель: Скажите, огоньки какого цвета должны гореть у светофора? (ответы детей) .
На какой свет можно переходить дорогу? (ответы детей)
А на красный свет идти можно? Почему нельзя?
Зачитывается стихотворение про светофор:
Если свет зажёгся красный,
Значит двигаться опасно,
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь открыт! »
Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков.
Итог: Для чего нужен светофор?
Воспитатель: - Как называется место, где едут машины? (проезжая часть – хором и индивидуальный ответ)
- Как называется место, где ходят пешеходы? (тротуар – хором и индивидуальный ответ)
- Где можно переходить через дорогу? (по пешеходному переходу). Показывается знак «Пешеходный переход».
- Кто знает, как называется этот знак? (пешеходный переход)
Чтение стиховорения
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход!
Он похож на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Физкультминутка: «Мы – шофёры»
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль,
(имитация движения рулём; ногу согнуть в колене, вытянуть) .
Газ включаем, выключаем,
(воображаемый рычаг повернуть рукой к себе, от себя) .
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу) .
«Дворники» считают капли,
Вправо, влево. Чистота!
(руки согнуты в локтях перед собой, ладони раскрыть, направив их от себя, одновременно влево, вправо) .
Волосы ерошит ветер.
(поводить над головой раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами)
Мы – шофёры хоть куда!
(большой палец правой руки поднять вверх, остальные сложить в кулак) .
Воспитатель: Ребята, скажите, где ездят машины? (ответы детей).
Машины бывают разные. Какие? – (ответы детей) - грузовые, легковые, автобусы и др.
Воспитатель демонстрирует грузовик.
Что это? Рассматривание машины.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая, большая машина. Что есть у машины? Колеса, кабина, кузов, окна, двери.
Дети показывают части машины.
Воспитатель: Ребята, как называется машина, которая перевозит грузы? Ответы детей - (грузовая)
- Куда машина нагружает груз? (кузов)
- Кто сидит в кабине? (шофер)
- Что делает шофер? (он ведет машину)
- Что шоферу помогает управлять машиной? (руль)
- Где едет машина? (по дороге)
Обобщение: У машины есть кабина, кузов, двери, окна, колеса, руль. Она едет по дороге и машиной управляет шофер.
Игра «Сложи картинку»: воспитатель дает конверт, в нем изображение машин из нескольких частей. Дети складывают машины по образцу.
Воспитатель: Посмотрите, наш Дружок повеселел и выздоровел. Он запомнил, что нужно переходить дорогу по пешеходному переходу и на зелёный свет. Давайте вместе с ним поиграем.
Проводится игра «Светофор»
Воспитатель раздает детям рули.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (кружки красного и зеленого цвета)
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Наши грузовые машины отправляются за грузом. В детский сад нужно привезти строительные материалы. Вы будете шоферами, управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машины могут ехать (демонстрация). Когда я покажу красный кружок, машина должна остановиться. Будьте внимательны.
Итог: Ребята, я вижу, вы запомнили, как и где нужно переходить дорогу. Молодцы! Дружок тоже запомнил правила дорожного движения. Теперь он будет при переходе улицы соблюдать правила, чтобы не попасть в беду.
Дружок благодарит детей и прощается с ними.
svetgorod.ucoz.ru
Конспект занятия по изучению правил дорожного движения в ясельной группе - «Дошколенок.ру»
Конспект НОД
по правилами дорожного движения в ясельной группе
«Знакомство с грузовым автомобилем».
Программное содержание:
- Познакомить детей с грузовым автомобилем.
- Учить детей называть и показывать основные части автомобиля.
- Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
- Закреплять знания цветов: красный, зеленый.
- Воспитывать уважение к труду водителя.
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
- 1. Сюрпризный момент появление автомобиля.
- Что это? Рассматривание автомобиля.
- Посмотрите, какой красивый, большой автомобиль. Что есть у автомобиля? Колеса, кабина, кузов, окна, двери.
Дети показывают части автомобиля.
- 2. Знакомство с автомобилем:
- Ребята, этот автомобиль перевозит грузы, он называется грузовой. (дети повторяют).
- Куда автомобиль нагружает груз? (кузов)
- Кто сидит в кабине? (водитель)
- Что делает водитель? (он водит)
- Что водителю помогает управлять автомашиной? (руль)
- Где едет автомобиль? (по проезжей части)
Обобщение: У автомобиля есть кабина, кузов, двери, окна, колеса, руль. Он едет по проезжей части и управляет им водитель.
4. Проводится игра «Автомобили»:
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (кружки красного и зеленого цвета). Сейчас мы с вами поиграем в игру. Наши грузовые автомобили (2-3 шт.) отправляются за грузом. В детский сад нужно привезти строительные материалы. Вы будете водителями, которые управляют автомобилем. Когда я покажу зеленый кружок, автомобили могут ехать (демонстрация). Когда я покажу красный кружок, автомобили должны остановиться. Будьте внимательны.
5. Поощрение и итог занятия.
blog.dohcolonoc.ru
Конспект НОД по пдд в ясельной группе - 26 Октября 2014
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Задачи:
Образовательная:
- продолжать знакомить с элементами дороги;
- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
- Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
- Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
Развивающие:
- развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;
- развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем,
-Воспитательная:
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Активизация словаря: • Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар; • Закрепить в речи названия дорожных знаков. МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: дорожные знаки,
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Задачи интегрированных образовательных областей:
«Безопасность». Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора.
«Художественное творчество». Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать умение аккуратно пользовать клеем: намазывать его тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой
«Познание». Закреплять названия форм: круг, прямоугольник.
«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.
Предварительная работа:
- беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте»
- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»
- чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор»
- рассматривание фотографий «Улицы нашего города»
- рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Наша улица»
- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это? (Буратино)
Дети: Буратино.
Воспитатель: Сегодня Буратино пришел к нам в гости. Но он пришел не просто так, он мне рассказал, что хочет, чтобы вы ему помогли.
Он оказался в нашем городе, заблудился в нем и испугался. Он не знает, как вести себя на улицах нашего большого города. Поможем мы Буратино?
Дети: Да.
Воспитатель: А в каком городе мы живем?
Дети: Москва.
Воспитатель: Давайте поможем нашему гостю не боятся ходить по улицам. Но для этого мы с вами отправимся в маленькое путешествие. Садитесь в наш воображаемый автобус. И для начала отгадайте загадку.
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
Дети: Улица.
Первая остановка на нашей улице будет называться «Путешествие в историю». Давайте расскажем Буратино на чем же передвигались люди очень давно, когда еще не придумали автомобилей, не было автобусов и поездов.
Как вы думаете?
Дети: на лошадях, на повозках.
Воспитатель: правильно, ребята! Посмотрите на наш экран и послушайте стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты». И ты, Буратино, внимательно слушай.
Показ презентации.
Воспитатель: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом. Но людям надоело зависеть только от лошадей и они придумали….
На чем они путешествовали?
Дети: поезда, автомобили, самолеты и т.д.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, наблюдательные. Но поедем с вами дальше.
Следующая наша остановка называется «Светофор».
Сейчас дети (С.Фомина, Н. Комбарова, А.Ляхова, В. Егорова) помогут мне рассказать «Сказку о заветных огоньках .» (Разыгрывается сценка «Сказка о заветных огоньках»)
Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Ребенок (красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Ребенок (желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
Ребенок (светофор): Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.
Воспитатель Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!
Воспитатель: Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор?
Дети: да, чтобы не было аварий и т.д.
Проводится игра «Цветные автомобили». (чей гараж быстрее соберется).
Воспитатель: а сейчас мы с вами поедем дальше и следующая наша остановка называется остановка «Загадки о дорожных знаках».
Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Давайте сейчас проверим знаете вы дорожные знаки или нет.
Здесь у меня на столе стоят дорожные знаки и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем. Первая загадка.
Загадки по ПДД:
Всем знакомые полоски, Знают дети, знает взрослый, На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".) На машинах здесь, друзья, Ехать никому нельзя, Можно ехать, знайте, дети, Только на…. ("Велосипедная дорожка".) А здесь, ребята, не до смеха, Ни на чем нельзя здесь ехать, Можно только своим ходом, Можно только пешеходам. ("Пешеходная дорожка".) Этот знак заметишь сразу: Три цветных огромных глаза. Цвет у глаз определенный: Красный, желтый и зеленый. Загорелся красный – двигаться опасно. Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор) В белом треугольнике С окаемкой красной Человечкам-школьникам Очень безопасно. Этот знак дорожный Знают все на свете: Будьте осторожны, На дороге … (дети). Что за знак дорожный: Красный крест на белом? Днем и ночью можно Обращаться смело! Врач повяжет голову Белою косынкою И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи). Тормози водитель. Стой! Знак - запрет перед тобой. Самый строгий этот знак, Чтоб не въехал ты впросак. Должен знак ты соблюдать, «Под кирпич» не заезжать. (въезд запрещен). Остановка, толпится народ. Скоро автобус подойдёт. Здесь ждут транспорт городской, Едут в офис, в цех, домой. Едут в школу, детский сад, В праздник едут на парад. В уличном круговороте Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса) Долго ехали, устали, И желудки заурчали, Это нам они признались, Что давно проголодались. Не прошло пяти минут Знак висит – обедай тут. (Пункт питания) Этот знак для тех, кто болен Кто здоровьем не доволен. Придорожный Айболит Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи) Я знаток дорожных правил
Я машину здесь поставил
На стоянке у ограды
Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)
Проводится игра «Ответь правильно», дети становятся по кругу, воспитатель в центре с мячом, кому из детей воспитатель бросает мяч, тот отвечает.) Вопросы:
Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)
Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты (пассажир)
Голос автомобиля (сигнал)
А машины летают?
У светофора 8 глаз? (нет – 3 сигнала: красный, желтый, зеленый)
А машины спят в кроватях? (нет, в гараже, на автостоянке)
Как называется то место, где люди ожидают автобус (остановка)
Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки (улица)
Воспитатель: Следующая наша остановка называется «Собери светофор».
Дети делятся на две команды. Собирают светофор и приклеивают его, делая аппликацию на бумаге.
Воспитатель: и в конце нашего путешествия я хотела бы поиграть с вами в еще однуигру.
Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – то молчите.
Вопросы:
1. Кто из вас идет вперед Только там где переход?
2. Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора?
3. Знает кто, что свет зеленый Означает, путь открыт.
А что желтый свет всегда О вниманье говорит?
4. Знает кто, что красный свет Это значит, хода нет?
5. Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой?
6 Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Итог: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокоен. Я знаю точно, что с вами ничего не случится. До свидания.
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию)
svetgorod.ucoz.ru
Познавательное занятие по ПДД в ясельной группе по теме: «Ознакомление со светофором». - Конспекты - Методическая копилка - Каталог статей - Персональный сайт Шлапак Е.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 комбинированного вида «Незабудочка»
Познавательное занятие по ПДД в ясельной группе по теме: «Ознакомление со светофором».
Воспитатель 1-й младшей группы
Нефедова Оксана Станиславовна
Апрель 2012 года г. Одинцово
Программное содержание:- познакомить детей с красным, желтым и зеленым цветами,
- закрепить основные части машины,
- обогащать словарный запас,
- воспитывать у детей интерес к занятию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Раздается стук в дверь. Входит воспитатель, везя машину за веревочку. В кузове машины лежат кубики.Воспитатель: Здравствуйте, дети. Какая большая машина приехала. Она груз привезла. Посмотрите кубики, каких цветов лежат в машине?Дети: Красный, желтый и зеленый.Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А где на улице мы может увидеть эти цвета?Дети: Светофор.Воспитатель: Да, ребята, молодцы.Воспитатель показывает рисунок светофора и игрушку «Светофор».Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим светофор. Красный цвет - дороги нет, желтый — приготовиться, а зеленый - иди смело. Давайте поиграем в такую игру: Маша, Миша и Ярослав будут у нас пешеходами. Загорается красный цвет - мы останавливаемся, загорается желтый - готовимся, загорается зеленый - идем.Поиграли.Воспитатель: А теперь ребята поиграем в другую игру: Вероника, Вика и Катя - будут машинами. Мы с вами закрепим цвета светофора. На какой цвет разрешается ехать машинам?
Воспитатель показывает кубик зеленого цвета - машины едут, показывает желтый — готовятся, на красный кубик - все останавливаются.
Воспитатель раздает кубики детям и они называют цвета которые им достались.Дети: На зеленый.Воспитатель: Правильно. А на красный мы стоим.Поиграли.Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим из чего состоит машина. Дети, а что это у машины? (Воспитатель показывает на колеса).Дети: Колеса.Воспитатель: Дети, а машина катится на колесах (дети с воспитателем. которая везет машину, идут и останавливаются у ковра, они рассматривают машину).Воспитатель: Дети, а как это называется у машины? (Показывает на кабину).Дети: Кабина.Воспитатель: Какого цвета кабина?Дети: Зеленого.Воспитатель: Правильно. А кто покажет мне кузов? (Дети показывают).Воспитатель: Дети, а кузов у машины желтый, красивый (воспитатель побуждает повторять вместе с ним и индивидуально). Правильно.Воспитатель достает воздушные шары.Воспитатель: Ребята, каких цветов у нас шарики?Дети: Красные, желтые и зеленые.Воспитатель: Правильно.Воспитатель раздает детям шарики и они играют с ними.Провела воспитатель Нефедова О.С.
vospitayel.ucoz.ru
Уголок по правилам дорожного движения (пдд) в ясельной группе - 23 Августа 2014
Ход занятия1.1. Грузовая автомашина. Воспитатель показывает картину с изображением грузовой машины (или игрушку) .
- Посмотрите, дети, какая красивая, большая машина! Давайте перечислим, что есть у нее? (кабина, кузов, колёса) .
- Какая это машина? Кто сидит в кабине? Что делает водитель грузовой машины?
- Как вы думаете, почему эта машина называется грузовой? Воспитатель слушает ответы детей, обобщает их и делает вывод о том, что на этой машине возят грузы.
1.2. Игра с автомобилем. Дети грузят «кирпичи» и катают игрушку-машину по комнате.
1.3. Легковая машина. Воспитатель спрашивает: «Какие машины еще ездят по дорогам»? (добивается ответа - «легковые»). Дети называют знакомые им марки легковых автомобилей. Воспитатель показывает игрушки или рисунки легковых автомобилей.
- Кто из вас ездил на легковом автомобиле?
- Кто сидел за рулем легкового автомобиля?
1.4. Игра «Найди такую же». Детям раздают картинки с изображением грузовых и легковых автомобилей разного цвета. Такие же автомашины у воспитателя на столе. Дети подходят и выбирают такую же, что у них в руках. При этом объясняют, какая у них автомашина (грузовая или легковая, какого цвета.
1.5. Прослушивание и исполнение песни «Автомашина».
Тема 2. Знакомство с улицей
Цель: развитие первичных представлений об улице и правилах поведения на ней.
Образовательные задачи: уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях.
Развивающие задачи: развивать память и речь.
Воспитательные задачи: прививать потребность в соблюдении правил поведения на улице и на дороге.
Материал к занятию: атрибуты для подвижной игры «Воробушки и автомобиль».
Ход занятия
2.1. Наблюдение. Экскурсия по городу.
- Посмотрите, какая наша улица широкая, красивая. На ней много домов. По дороге едут автомашины, они разные. Какие вы видите автомашины?
- Грузовые, легковые.
- Правильно. А какие автомашины называются грузовыми?
- Те, что возят грузы.
- Кого возят легковые автомашины?
- Они возят людей.
- Где ездят автомашины? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что автомашины ездят по дороге. Эта дорога -широкая) .
- Место, где ходят люди, называется тротуаром. Мы ходим с вами по тротуару. Кто запомнил, как называется место, где ходят люди?
- Теперь мы с вами знаем, что автомашины ездят по дороге, люди ходят по тротуару.
2.2. Игровое задание «Посмотри и назови». Воспитатель предлагает посмотреть вокруг и рассказать, что еще видят дети на улице. (Вопрос активизирует внимание детей, побуждает выделить отдельные предметы: дома, деревья и т. д.)
- Правильно, на улице стоят дома. Они бывают высокие и низкие. (Завершая прогулку, воспитатель обобщает знания детей) .
2.3. Игра «Воробушки и автомобиль».
Тема 3. Автобус
Цель: ознакомление детей с правилами поведения в общественном транспорте.
Образовательные задачи: познакомить детей с понятием «автобус» как видом транспортного средства; раскрыть понятия «пассажир», «водитель», «маршрутное транспортное средство».
Развивающие задачи: продолжать развивать внимание, память, умение отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи: познакомить с правилами поведения в маршрутных транспортных средствах.
Материал к занятию: гномик, коробочка, игрушки и муляжи.
Ход занятия:
3.1. Знакомство с автобусом. Воспитатель:
- Когда я утром шла на работу, встретила Гномика. Он передал мне для вас волшебную коробочку. Что же может в ней быть? (Воспитатель показывает коробочку.)
- Домик на колесах с нетерпеньем ждем, Он сейчас подъедет, мы в него войдем. Там кондуктор просит всех билеты взять, Домик на колесах, как его назвать? (Автобус). Воспитатель достает игрушку-автобус. Воспитатель:
- Какой красивый автобус! Давайте рассмотрим его внимательно.
- Что есть у автобуса?
(Воспитатель показывает на части автобуса, спрашивая их названия и цвет) .
Воспитатель:
- Где же ездит автобус?
- Для чего нужен автобус?
- Люди, которые едут в автобусе, называются пассажирами (дети повторяют за воспитателем) .
- Автобус - это вид маршрутного транспортного средства. А кто управляет автобусом?
- Автобус ведет водитель. Сейчас мы с вами будем водителями автобусов.
3.2. Игра «Водители автобусов».
Детям раздаются маски автобусов и рули. Дети ведут автобусы по дороге, выложенной из специальных ковриков, имитирующих дорогу, друг за другом.
Воспитатель:
- А теперь все автобусы едут в гараж. Ориентир гаража – большой кубик.
Дети ставят автобусы в гараж и встают около воспитателя полукругом.
3.3. Игра «Починим автобус».
Воспитатель:
- В коробочке есть еще что-то. (Воспитатель достает картинки с аппликациями автобусов с недостающими деталями: окнами, колесами, дверями). У друзей гнома сломались автобусы. Гномы попросили нас, их починить. Внимательно рассмотрите аппликации автобусов и приклейте на них недостающие части.
Каждый ребенок находит недостающую часть и приклеивает на свой автобус.
Тема 4. Грузовые и маршрутные транспортные средства
Цель: продолжать формировать знания о видах транспортных средств.
Образовательные задачи: учить различать виды транспортных средств по назначению (грузовые или пассажирские, внешнему виду, составным частям, действиям.
Развивающие задачи: развивать умение сравнивать.
Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать информацию и отвечать на вопросы.
Материал к занятию: лиса (мягкая игрушка, игрушки и картинки с изображением автомашин, детали автобуса на фланелеграфе.
Ход занятия
4.1. Рассматривание грузового и маршрутного транспортного средства.
В гости к детям приходит Лисенок, он плачет.
Воспитатель. Здравствуй, Лисенок! Почему ты плачешь?
Лисенок. Я заблудился и не знаю, где я оказался. А что это так вокруг шумит, гудит и быстро едет?
Воспитатель. Лисенок, ты попал в город. На его улицах много транспортных средств. Ребята, а что же это шумит, гудит, быстро едет?
Лисенок. А это, ребята, какая автомашина?
Дети. Грузовая.
Лисенок. А что у нее есть?
Дети рассказывают о том, из каких частей состоит грузовая автомашина.
Лисенок. А кто сидит в кабине?
Дети. Водитель, он управляет автомашиной.
Лисенок. А для чего нужна грузовая автомашина?
Дети. Чтобы перевозить грузы.
Лисенок. А какие грузы может перевозить автомашина?
Дети. Кирпич, доски, песок, мусор и др.
(По такому же плану рассматривают легковой автомобиль, автобус, троллейбус.)
4.2. Дидактическая игра «Что делает автомашина». (Она едет, гудит, мчится, тормозит, стоит, катится и т. д.)
4.3. Лисенок. Ой, ребятки! Я хочу прокатиться в кузове!
Воспитатель. А как вы думаете, ребята, можно ли прокатиться в кузове?
Дети. Нет, это опасно.
Воспитатель. Правильно. На грузовом транспортном средстве перевозят только грузы, а людей перевозить нельзя!
Лисенок. Ребята, если на грузовом транспортном средстве перевозить людей нельзя, на каком же можно?
Дети. Людей перевозит пассажирское транспортное средство. (Показывают игрушки или картинки.)
Лисенок. А как же вы, ребята, в городе живете? Тут так много автомашин, это опасно!
Воспитатель. Кто регулирует дорожное движение, чтобы не было аварий?
Дети. Светофор.
4.4. Подвижная игра «Автомобили». Дети двигаются, подражая звукам автомобиля, выезжают на зеленый сигнал светофора, останавливаются на красный.
4.5. Дидактическая игра «Недостающие части автобуса». Дети на фланелеграфе собирают автобус из отдельных частей.
Литература:
1. Г. А. Галеева, С. М. Гаффарова/ под общ. ред. Д. М. Мустафина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах.
yarmalysh.ucoz.ru