Skip to content

Паустовский заячья лапа: Заячьи лапы — рассказ Константина Паустовского, читать онлайн

Заячьи лапы — рассказ Константина Паустовского, читать онлайн

К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…

– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

– А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. Его дед прислал, велел лечить.

– От чего лечить-то?

– Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

– Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

– Ты чего, малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. – Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?

– Пожженный он, дедушкин заяц, – сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.

– Не умреть, малый, – прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.

Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал.

Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

– Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел.

Заяц молчал.

– Ты бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь?

Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар.

На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.

– Не то лошадь, не то невеста – шут их разберет! – сказал он и сплюнул.

Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

– Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш специалист по детским болезням – уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.

– Это мне нравится! – сказал аптекарь. – Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!

Он нервно снял пенсне, протер, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал и топтался на месте. Аптекарь тоже молчал. Молчание становилось тягостным.

– Почтовая улица, три! – вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрепанную толстую книгу. – Три!

Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за Полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда.

Через минуту Карл Петрович уже сердился.

– Я не ветеринар, – сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. – Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.

– Что ребенок, что заяц – все одно, – упрямо пробормотал дед. – Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь – бросить!

Еще через минуту Карл Петрович – старик с седыми взъерошенными бровями, – волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.

Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.

Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришел длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.

Зайца вылечили. Ваня завернул его в ватное тряпье и понес домой. Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ. Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо:

Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле. При сем остаюсь Ларион Малявин.

…Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары. Во дворе лаял Мурзик. Он прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал – воевал с непроглядной октябрьской ночью. Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

– Да, – сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

– Чем же ты провинился?

– А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.

👍 Заячьи лапы. Константин Паустовский 🐱

Порекомендовать к прочтению:

Поставить книжку к себе на полку

Страницы: 1 2

К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завернутого в рваную ватную куртку маленького теплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами…

— Ты что, одурел? — крикнул ветеринар. — Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

— А вы не лайтесь, это заяц особенный, — хриплым шепотом сказал Ваня. — Его дед прислал, велел лечить.

— От чего лечить-то?

— Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

— Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком — деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

— Ты чего, малый? — спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. — Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?

— Пожженный он, дедушкин заяц, — сказал тихо Ваня. — На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умрет.

— Не умрет, малый, — прошамкала Анисья. — Скажи дедушке свому, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несет его в город к Карлу Петровичу.

Ваня вытер слезы и пошел лесами домой, на Урженское озеро. Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал.

Ваня нашел по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

— Ты чего, серый? — тихо спросил Ваня. — Ты бы поел.

Заяц молчал.

— Ты бы поел, — повторил Ваня, и голос его задрожал. — Может, пить хочешь?

Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес — надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал.

Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар.

На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. Дед перекрестился.

— Не то лошадь, не то невеста — шут их разберет! — сказал он и сплюнул.

Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. Зашли в аптеку. Толстый старый человек в пенсне и в коротком белом халате сердито пожал плечами и сказал:

— Это мне нравится! Довольно странный вопрос! Карл Петрович Корш — специалист по детским болезням — уже три года как перестал принимать пациентов. Зачем он вам?

Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца.

— Это мне нравится! — сказал аптекарь. — Интересные пациенты завелись в нашем городе. Это мне замечательно нравится!

Он нервно снял пенсне, протер, снова нацепил на нос и уставился на деда. Дед молчал и топтался. Аптекарь тоже молчал. Молчание становилось тягостным.

— Почтовая улица, три! — вдруг в сердцах крикнул аптекарь и захлопнул какую-то растрепанную толстую книгу. — Три!

Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя — из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрепанная борода деда.

Через минуту Карл Петрович уже сердился.

— Я не ветеринар, — сказал он и захлопнул крышку рояля. Тотчас же в лугах проворчал гром. — Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.

— Что ребенок, что заяц — все одно, — упрямо пробормотал дед. — Все одно! Полечи, яви милость! Ветеринару нашему такие дела неподсудны. Он у нас коновал. Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь — бросить!

Еще через минуту Карл Петрович — старик с седыми взъерошенными бровями, — волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда.

Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем.

Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришел длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.

Страницы: 1 2

Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями:

Поставить книжку к себе на полку
 Распечатать сказку

Находится в разделе: Рассказы и сказки Паустовского К.Г.

Читайте также сказки:


Паустовский, «Кот-вор»: краткое содержание

Константин Георгиевич Паустовский написал много интересных рассказов о животных. Это «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Барсучий нос» и другие. Краткое описание сказки «Кот-воровка» вы можете прочитать прямо сейчас.

Немного об авторе

Эту работу я написал для детей и взрослых Константина Георгиевича Паустовского, любившего животных, природу, людей. Прежде чем узнать краткое содержание рассказа «Кот-воровка», неплохо немного рассказать об авторе.

Родился Константин Георгиевич 19 мая 1892 года, прожил 76 лет. Когда он начал работать в газете «Моряк», он много путешествовал по России, приобретая бесценный опыт. Ему довелось увидеть красоту родного края, пообщаться с интересными людьми, послушать их истории. Все это нашло отражение в творчестве писателя.

Когда вы прочитаете рассказ Паустовского «Кот-воровка», вы увидите, что одного из приятелей автора зовут Рубен. Действительно, у Константина Георгиевича был друг Рувим Фраерман. И многие персонажи, о которых говорил писатель, реальны. Это касается не только людей, но и животных.

Знакомство с главным героем

Произведение написано от второго лица. Рассказчик начинает повествование со знакомства с главным героем. Это бездомный кот, который в поисках еды украл съестное. Поэтому в народе его называли Ворюгой.

У животного был довольно плачевный вид. Ему отрезали кончик грязного хвоста и разорвали ухо. Увидеть своего сказочника и друзей удалось только через неделю после ежедневного ограбления. Скорее кот устраивал свои вылазки ночью, и делал это так ловко, что только утром можно было обнаружить пропажу.

Это начало рассказа «Кот-вор». Далее в кратком изложении описывается, что удалось сделать бездомному животному. Он воровал мясо, рыбу, хлеб, сметану. Однажды я нашел банку с червями в шкафу. Рыжий сорванец их не съел, но куры увидели добычу, и уничтожили то, что было приготовлено для рыбалки.

На поиски вора ушел целый месяц. Об этом вы узнаете, прочитав следующий краткий обзор.

Кошка-вор

Далее Паустовский рассказывает, что выследить кота помогали деревенские мальчишки. Говорили, что видели, как кошка тащила в зубах взъерошенного жука с окунями (кукан — специальное приспособление для переноски и хранения рыбы, сделанное из проволочной петли и прочного шнура).

Рыбаки бросились в погреб и увидели, что пропали 10 жирных окуней, которых они поймали в реке Прорва. Такие люди не могли простить, они хотели поймать кота и наказать его за проделки. В тот же вечер животное украло у них кусок ливерной колбасы и залезло с ним на березу. Люди начали трясти дерево. Кот держался крепко, но уронил на голову Рубену кусок колбасы (это был один из рыбаков), после чего вор все-таки сорвался с березы и побежал под дом.

Рыбаки проложили путь и ждали выхода Ворюги. Но животное не появлялось. Тогда и было решено назвать мальчика Ленькой — сыном деревенского сапожника, ловким и бесстрашным. Его попросили заманить кошку. Мальчик привязал к рыбе кусок лески и бросил ее в прорубь. Голодный кот мертвой хваткой вцепился в голову рыбы. Мальчик потянул веревку. Вместе с ней на улицу вывели кота-вора. Краткое содержание познакомит читателя с дальнейшим развитием событий.

Накормить или наказать?

Людям удалось увидеть кота. Это было очень худое животное огненно-рыжего цвета. Рубен спросил, что с ним делать. Сначала хотели кота выдрать, но Лёня дал дельный совет. Он сказал, что лучше покормить животное. И это правильно, так как кот воровал не потому, что у него был скверный характер, а от голода, а добрые дела способны творить чудеса. Это основная идея.

Кот-вор, накормленный на помойку свининой, сырками со сметаной, налитой с насестов, стал совсем другим. Сначала он потерся головой об пол, заснул, а утром стал совершать благородные дела. Так он хотел поблагодарить людей за их доброту.

Бой с петухом

После того, как люди накормили кота, хорошо к нему отнеслись, он перестал воровать еду и стал им помогать. Кое-как куры забрались на стол, стоящий в огороде, и стали клеить оставшуюся на тарелках кашу. Кот подкрался и прыгнул на стол. Куры закудахтали и бросились удирать.

Впереди бежал петух, за ним мчался кот и бил его лапой по спине. При этом раздался звук, как будто Ворюга ударяет по резиновому мячу. Петух упал, закатил глаза и лежал, тихонько постанывая, пока его не облили холодной водой. Но после этого случая куры перестали выходить за рамки дозволенного. Увидев кота, они убежали от него и спрятались под домом. Он чувствовал себя настоящим хозяином и сторожем, поэтому было решено дать ему новое имя. Так кот Ворюги стал Милиционером. Краткое содержание в следующей главе расскажет вам о месте, где жили люди.

Дом

Чтобы было легче мысленно перенестись туда, где происходило действие произведения, поговорим подробнее о доме, где жили люди. Как мы помним, кот упал с березы и с воем бросился под дом. Здание находилось в заброшенном саду и было небольшим. Но люди здесь жили хорошо. Ночью яблоки падали на крышу, дом был завален ими, выстрелами и прутьями. Значит, друзья не только ловили рыбу, но и охотились. Возможно, они взяли ружье в лес для самообороны, потому что туда могли завести опасных животных.

В этом доме люди проводили только ночи, а все дни находились на берегу озер, рек, где разводили костры, ловили рыбу. Чувствуется, с какой любовью автор описывает природу, называя траву душистой, рассказывая, как усы высоких растений колыхались над головами и покрывали плечи желтой цветочной пылью. Вот и конец резюме.

«Кот-вор», Паустовский. Чему учит рассказ

Прочитав творчество Паустовского, приходишь к выводу, что доброта и сострадание способны творить чудеса. Сначала люди очень злились, так как кот таскал их провизию. Стали охотиться на озорника, выследили его. Когда животное поймали, хорошо, что люди проявили достаточно мудрости и не наказали его. Если бы они это сделали, похититель кошек еще больше ожесточился бы. Резюме доводит до читателя важную мысль.

Наказанное животное все равно будет воровать еду, так как у него не было хозяина, ему всегда хотелось есть. Лёня подсказал отличный выход из ситуации, и кот был накормлен. Животное стало добрым и захотело помочь своим спасителям.

Зачем детям читать подобные произведения

Для юного читателя рассказ «Кот-воришка» станет очень полезным. Они могут прочитать конспект вместе с родителями, ознакомиться с работой, выводами, дополнить их своими мыслями. После этого ребята поймут, что кормить голодное животное очень хорошо. А если у них в семье есть кошка, они, как и взрослые, несут за нее ответственность и должны оказывать посильную помощь – кормить, мыть миски, убирать за животным. Такие навыки учат не только доброте, но и ответственности, а это очень пригодится детям во взрослом возрасте. Поэтому им просто необходимо читать сказки о животных, учиться обращаться с братьями меньшими и расти хорошими ответственными людьми, способными сострадать и помогать слабым.

Сводка и анализ / Paulturner-Mitchell.com

Любовь к природе, языку и писательской профессии — об этом пишет К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (краткое содержание) именно об этом. Сегодня мы поговорим об этой исключительной книге и ее пользе как для рядового читателя, так и для начинающего писателя.

Писательство как призвание

«Золотая роза» — особая книга в творчестве Паустовского. Ушла она в 1955 году, на тот момент Константину Георгиевичу исполнилось 63 года. Эту книгу можно назвать «учебником для начинающих писателей» лишь отдалённо: автор приоткрывает завесу над собственной творческой кухней, рассказывает о себе, истоках творчества и роли писателя для мира. Каждый из 24 разделов несет в себе частичку мудрости, мудрого писателя, размышляющего о творчестве на основе своего многолетнего опыта.

В отличие от современных учебников «Золотая роза» (Паустовского), краткое содержание которых мы рассмотрим далее, имеет свои отличительные черты: больше биографий и размышлений о характере письма, а упражнения полностью отсутствуют. В отличие от многих современных авторов, Константин Георгиевич не поддерживает идею все записывать, и писатель для него не ремесло, а призвание (от слова «призвание»). Для Паустовского писатель — голос своего поколения, тот, кто должен взращивать лучшее, что есть в человеке.

Константин Паустовский. «Золотая роза»: краткое содержание первой главы

Книга начинается с легенды о золотой розе («Драгоценная пыль»). Она рассказывает о мусорщике Джанет Шаметт, который хотел подарить розу из золота своей подруге — Сюзанне, дочери командира полка. Он сопровождал ее, возвращаясь домой с войны. Девушка выросла, влюбилась и вышла замуж, но была несчастлива. А по легенде золотая роза всегда приносит счастье своему владельцу.

Шамет был мусорщиком, у него не было денег на такую ​​покупку. Но он работал в ювелирном магазине и додумался просеять пыль, которую вымел оттуда. Прошло много лет, прежде чем крупиц золота хватило, чтобы сделать маленькую золотую розу. Но когда Жан Шаме отправился к Сюзанне, чтобы сделать подарок, он узнал, что она переехала в Америку…

Литература как эта золотая роза, считает Паустовский. «Золотая роза», краткое содержание которой мы рассматриваем, полностью пропитана этим утверждением. Писатель, по замыслу автора, должен просеять много пыли, найти крупицы золота и отлить золотую розу, которая сделает жизнь отдельного человека и всего мира лучше. Константин Георгиевич считал, что писатель должен быть голосом своего поколения.

Писатель пишет, потому что слышит зов внутри себя. Он не может не писать. Для Паустовского писатель — самая красивая и самая трудная профессия на свете. В этой главе рассказывается «Надпись на валуне».

Рождение идеи и ее развитие

«Молния» — это глава 5 книги «Золотая роза» (Паустовский), краткое содержание которой таково, что постановочный план подобен молнии. Электрический заряд растет очень долго, чтобы потом ударить со всей силой. Все, что писатель видит, слышит, читает, думает, переживает, накапливает, чтобы однажды стать замыслом рассказа или книги.

В следующих пяти главах автор рассказывает о непослушных персонажах, а также о происхождении замысла рассказов «Планета Марз» и «Кара-Бугаз». Для того чтобы писать, нужно иметь о чем писать — основная мысль этих глав. Личный опыт для писателя очень важен. Не тот, который создан искусственно, а тот, который человек получает, живя активной жизнью, работая и общаясь с разными людьми.

«Золотая роза» (Паустовский): краткое содержание глав 11-16

Константин Георгиевич любил русский язык, природу и людей. Они восхищались и вдохновляли его, заставляли писать. Писатель придает знанию языка колоссальное значение. У каждого пишущего, по словам Паустовского, есть свой письменный словарь, куда он выписывает все новые слова, поразившие его. Он приводит пример из своей жизни: слова «глухота» и «свей» были ему очень давно неизвестны. Первое он услышал от лесника, второе нашел в стихах Есенина. Значение его долгое время оставалось неясным, пока знакомый филолог не объяснил, что свеи — это «волны», которые ветер оставляет на песке.

Необходимо развивать чувство слова, чтобы суметь передать его значение и правильность его мысли. Кроме того, очень важно правильно расставить знаки препинания. Поучительную историю из реальной жизни можно найти в главе «Чехлы в магазине Альшванг».

Об использовании воображения (главы 20-21)

Хотя писатель ищет вдохновения в реальном мире, воображение играет большую роль в творчестве, настаивает Константин Паустовский. «Золотая роза», краткое содержание которой без нее было бы неполным, изобилует ссылками на писателей, чьи взгляды на воображение сильно расходятся. Например, упоминается словесная дуэль Эмиля Золя с Ги де Мопассаном. Золя сказал, что писателю не нужно воображение, на что Мопассан ответил вопросом: «Как же вы тогда пишете свои романы, имея одну газетную вырезку и неделями не выходя из дома?»

Многие главы, в том числе «Ночной дилижанс» (глава 21), написаны в форме рассказа. Это история о сказочнике Андерсене и о том, что важно соблюдать баланс между реальной жизнью и воображением. Паустовский пытается донести до начинающего писателя очень важную вещь: ни в коем случае нельзя отказываться от настоящей, полноценной жизни ради воображения и выдуманной жизни.

Искусство видеть мир

Нельзя питать творческую жилу только литературой — основная мысль последних глав книги «Золотая роза» (Паустовский). Резюме состоит в том, что автор не доверяет писателям, не любящим другие виды искусства — живопись, поэзию, архитектуру, классическую музыку.