Содержание
Папка передвижка по лексической теме Наша Родина Россия
лексическая тема
Новая лексика Существительные: родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село. Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться. Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.
Чистоговорка Цель: работать над чёткостью дикции.
Жура-Жура-Журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!» П. Воронъко
|
Беседа об Отечестве Цели: воспитывать любовь к родной стране, бережное отношения к ней. Обогащать речь образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами). ХОД беседы. Мы живём в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. Как у человека, у страны тоже есть имя —Россия. А мы, живущие в России, — россияне. Наша страна — это красота, это широкие степные просторы, это огромные леса, это полноводные реки. А наши деды и прадеды сохранили их для нас, уберегли от гибели, от уничтожения. От врагов земли русской. А теперь уже наша очередь беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину Россию. Предложить детям подумать и сказать, как мы можем выразить свою любовь к Родине — России. Например: любить её; беречь каждый кустик, дерево, травку; защищать; сохранять её; работать, трудиться; не давать загрязнять леса, реки; не допускать пожаров. Предложить детям подобрать признаки к нашей Родине, России. Родина — какая? Например: любимая необъятная могучая родная бескрайняя беззащитная прекрасная богатая весёлая огромная красивая Игра «Скажи иначе» (подбор синонимов). Например: Большая — необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная. Красивая — замечательная, прекрасная, милая. |
Игра «Какое слово не подходит?» Цели: развивать речевой слух; грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова). Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему. Например: Россия, российский, роса, россияне. Родина, родной, родители, радость. Отец, Отечество, отчаяние, отчий. Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к заданным. Игра «Города России» Цели: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание. Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия городов России: Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков, Мурманск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи. Игра «Весёлые звуки» Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять последовательность звуков в слове. Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков на ковролинографе, либо нарисовать в тетрадях). Слова: Тула, Псков, Сочи. |
Стихи для чтения и заучивания Наизусть РОДИНА На широком просторе Предрассветной порой Встали алые зори Над родимой страной. С каждым годом всё краше Дорогие края… Лучше Родины нашей Нет на свете, друзья! А. Прокофьев * * * Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей . Есть и клёны , и дубы , А какие есть грибы! А ещё пекут в печи Вот такие калачи! В. Гусев |
Игра «Объясни пословицы» Цель: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию. Всякому мила своя сторона. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. Москва — сердце России. Человек без родины — соловей без песни. Текст для пересказа * * * Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!». Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья по одиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит ». Л. Толстой Вопросы: Что отец приказал сыновьям? Послушались сыновья отца? Что отец велел принести? Зачем? Удалось сыновьям сломать веник сразу? Как сыновья сломали веник? Что сказал отец? |
Игра «Чего много?» (родительный падеж множественного числа) В нашей стране много (чего?) полей. (реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы, равнины, поселки, деревни, луга) Игра «Полюбуйся!» (употребление творительного падежа множественного числа существительных) Мы любуемся (чем?) полем, полями. (река, озеро, площадь, улица, поляна, луг, гора, салют, лес, равнина, море, сад) Игра «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно — ласкательной форме) Лес — лесок (ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют) Игра «СКОЛЬКО их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): Одна река, две реки, пять рек (пруд, гора, город, столица, флаг, поле, дорога, здание, государство, памятник, фонтан, дом) Игра «Что лишнее?» (назови лишнее слово, объясни свой выбор) Москва, Дегтярск, ул. Калинина, Екатеринбург. Парк, сквер, сад, лес. Машина, улица, площадь, проспект. Река, пруд, мост, озеро. Город, дом, деревня, поселок. |
лексическая тема
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/332997-papka-peredvizhka-po-leksicheskoj-teme-nasha-
Планирование работы в центрах активности в подготовительной группе при работе над проектом «Наша Родина Россия»
Автор: Замыслова Людмила Владимировна
План работы в центрах активности по решению О.З. при работе над проектом:
«Наша Родина Россия. Президент России» в подготовительной группе.
Январь 2020г.
Центр «Речевечок»
1. Д/У «Помоги Наташе и Жанне разложить игрушки»
2. Д/У «Собери вещи в коробку» (ш, ж)
3. Работа над скороговоркой «Машина каша»
4. Работа с алфавитом
5. Звуковой анализ слова «Дом», «Акула», «Стул», «Мишка», «Дерево» (по карточкам)
6. Составление рассказов на темы :«Города России»,«Русские народные промыслы»,
7. Составление рассказов на тему «Моя малая Родина».
8. Упражнение «Назови свой адрес»
9. Рассматривание фотографий с видами поселка. Составление рассказов по фотографиям.
10. Составление рассказов на тему «Мое любимое место», «Где я люблю бывать»
11. Рассказывание детей по нарисованным картинкам для альбома «Мой поселок»
12. Рассказывание по картине
13. Упражнение на развитие графомоторных навыков (по карточкам) «Помоги Алёнушке подойти к Иванушке»,
14. Упражнение«Помоги подойти к музыкальному инструменту и назови его»,
15. Упражнение на развитие графомоторных навыков (по карточкам) «Помоги добраться до предмета»
16. Д.И «Пирамида»
17. Д.И «Цепочка слов»
18. Д.И. «Составь слово»
Центр «Литературный»
19. Чтение «Что я видел» Б.Житков
20. Заучивание «Родина» З.Александрова
21. Чтение «История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А.Ишимова
22. Чтение и обсуждение стихотворения «Кремлевские звезды» С. Михалков
23. Чтение «Лучше нет родного края» П. Ворнько
24. Чтение «Родная земля» П. Синявский
25. Заучивание пословиц, поговорок.
26. Рассматривание и чтение книги «Города России»
27. Перессказ К.Д. Ушинский «Моё Отечество»
28. Чтение «Россия. 1000 удивительных фактов»
29. Чтение Паустовский «Косцы»
30. Чтение Е.Пермяк «Сказка – присказка про родной Урал»
31. Заучивание О. Александрова «От границы до границы»
Центр математический
32. Д.У. «Засели домик» (10) (индивидуальные карточки)
33. Д.У. «Засели домик» (9) (индивидуальные карточки)
34. Д.У. «Засели домик» (8) (индивидуальные карточки)
35. Д.У. «Засели домик» (7) (индивидуальные карточки)
36. Д.У. «Засели домик» (6) (индивидуальные карточки)
37. Д.И «Математическое домино»
38. Упр. «Сосчитай-ка» (количественный счет)
39. Игра «Часики»
40. Презентация «История возникновения часов»
41. Д.И. «Который час?»
42. Решение задач (матрешки)
43. Решение задач (мальчики – девочки)
44. Решение задач (карточки)
45. Упражнение «Продолжи ряд»
46. ДИ. «Чего не стало?»
47. Д,И «Что изменилось»
48. Д.И. «Математическое лото»
49. Упражнение «Собери животное из геометрических фигур» ( танграмм)
50. «Лабиринт»(карточки)
51. Д.И «Подбери нужный узор»
52. Упражнение «Дорисуй узор» (по клеточкам)
53. Лото «Символы России»
54. Упражнение « Разложи картинки в нужном порядке»
55. Д.И. «Определи по тени» (Символы России)
56. ИКТ игра «Помоги маме найти своего детеныша»
57. ИКТ игра «4 лишний»
58. Работа в тетради.
59. Упражнение «Нарисуй по клеточкам» (по образцу)
60. Графический диктант
61. Икт игра «Геометрические фигуры. Загадки»
62. Игра «Назови соседей»
Экологический центр
63. Прогулки по улицам поселка
64. Экскурсия в библиотеку
65. Беседа «Малая Родина»
66. Знакомство с глобусом. Упражнение «Найди нашу страну»
67. Показ презентации «Наша Родина Россия»
68. Знакомство с картой России.
69. Упражнение «Найди государство Россия на карте»
70. Упражнение «Обведи границы России»
71. Упражнение «Назови соседей России»
72. Рассказ с показом слайдов «Голубые реки России»
73. Рассказ- сообщение «Москва столица нашей Родины»
74. Знакомство детей символами России: герб, флаг , гимн.
75. Рассказ Что такое флаг?» Мульфильм для детей о символах России.
76. Рассказ «Что такое герб? История появления герба»
77. Прослушивания гимна России.
78. Беседа «Белая береза – символ России»
79. Просмотр презентации «Президент России»
80. Просмотр презентации «Великий человек России. Владимир Путин»
81. Просмотр презентации «Домашние животные президента России» (Алеша)
82. Презентация «Города России» («город Владимир», «Город Нижний Новгород», «Город Томск»)
83. Рассказ – сообщение «Город Санкт – Петербург»
Центр детского творчества
84. Рисование «Спасская башня Кремля»
85. Рисование «Моя Родина»
86. Беседа «Кто пишет картины?»
87. Рассказ воспитателя о великих художниках России.
88. Рассматривание альбома «Россия глазами художников» (репродукции картин)
89. Рисование «Флаг России», «Герб России»
90. Выкладывание флага из крупы
91. Беседа «Зачем украшали посуду росписью?»
92. Знакомство с разнообразными народными промыслами России. (презентация)
93. Рисование «Городецкая роспись»,
94. Рисование «Дымково. Нарядная барышня»,
95. Рисование «Гжель», «Раскрась посуду»
96. Рисование «Хохлома».
97. Лепка «Президент»,
98. Лепка «Барышня».
99. Лепка «Игрушки из глины»
100. Аппликация «Укрась посуду(одежду)»
101. Аппликация «Красная площадь», «Спасская башня»
102. Аппликация «Русский национальный костюм»
103. Разукрашивание раскрасок
104. Пластилинография «Московский Кремль»
Центр конструирования
105. Кремль» из строит. материала
106. «Кремль» 3д констрирование из бумаги
107. «Город» (из конструктора, строит. материала)
Центр игры
108. Разрезные картинки (герб, флаг)
109. Игра «Составь узор»
110. Д.И. «Народные промыслы России»
111. Игра «Города России»
112. П.И. «Жмурки»
113. П.И.«Палочка – выручалочка»
114. П.И.«Краски»
115. СРИ «Семья»
116. СРИ «Путешествие по стране на автобусе»
Театральный центр
117. Настольный театр «Гуси – лебеди»
118. Инсценировка РНС «Теремок»
119. Театр на конусах «Три медведя»
Взаимодействие с родителями
120. Папка-передвижка «Наша Родина Россия»
121. Выставка поделок «Россия Родина моя»
122. Создание альбома (рисунки) «Мой поселок»
123. Помощь в подборе материала на тему «Наша Родина Россия»
(книги, картинки, презентации, мультфильмы, видеофильмы)
История разбора — Уиллистон
В 1941 году, когда 15-летняя Элизабет Кридл и ее семья приехали в Соединенные Штаты из разоренной войной Польши, она получила полную стипендию в Нортгемптонской школе для девочек. «Мы приехали сюда без гроша в кармане». она сказала. Вырванная из комфортной жизни и высокого социального положения, оставленная ее семьей, и с «почти несуществующим» английским языком, она, тем не менее, взялась за учебу и стала очень успешной ученицей, в конечном итоге заработав награды Phi Beta Kappa.
Она вспоминает уроки французского с г-жой Бемент, истории Америки с г-жой Борнхольдт и уроки Библии с г-жой Уитакер — «не потому, что мне было интересно», — сказала она. «Я в лучшем случае агностик. У меня всегда было очень негативное отношение к церкви и религии, даже в молодости».
Разнообразие курсов в NSFG сослужило ей хорошую службу. После окончания учебы она получила степень по истории и российской политике в Колледже Смита, Йельском и Колумбийском университетах. Затем она сделала карьеру сначала в качестве исследователя в Совете по международным отношениям, где познакомилась со своим покойным мужем Робертом Валькеньером, а затем в 1981 год, преподает в Колумбийском университете, где читает лекции по сей день, в возрасте 93 лет. Она написала ряд книг по истории и искусству России и создала новаторскую стипендию, за которую получила Festschrift — книгу в честь уважаемого ученого — в 2014.
Путь Валкеньера начался в Вильно, Польша. Город Вильно, ныне называемый Вильнюсом и столицей Литвы, был захвачен Красной Армией в сентябре 1939 года после вторжения нацистов в Польшу. Семья Кридл оставалась там до 19 февраля.41, когда ситуация стала слишком напряжённой. Хотя отец Валькеньер застрял в преподавании в Бельгии, ее мать приняла решение отвезти своих детей на железнодорожную станцию Вильно и сесть на поезд до Москвы, отправившись в восьмидневное путешествие по Транссибирской магистрали во Владивосток на востоке России по железной дороге. Японское море. В течение следующих шести месяцев они пытались найти путь в США, жили в нескольких городах Японии, прежде чем отправиться в Шанхай, Китай, и, наконец, на Филиппины, откуда они отплыли в Такому, штат Вашингтон. Они прибыли поездом в Нортгемптон как раз к Хэллоуину, вспоминает Валкенье, всего за несколько недель до того, как неожиданное нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря официально привело США к вступлению во Вторую мировую войну.
Будучи молодой женщиной в Нортгемптоне, Валкеньер заметила много различий между своей предыдущей жизнью в космополитической Европе и своим новым домом в маленьком студенческом городке Новой Англии. Колледж Смита предоставил ее отцу должность преподавателя русского языка. Хотя она была благодарна за прием, оказанный ее семье («Прием был действительно очень щедрым», — сказала она), адаптация не обошлась без проблем.
«Помню, я был очень несчастлив, потому что оставил друзей и очень обеспеченное социальное и экономическое положение ради очень, ну, ущемленного — вот слово, которое приходит мне на ум. Я помню, нам приходилось считать каждую копейку».
Она жила на верхнем этаже — три комнаты и кухня — в доме, который стоит до сих пор, на Бельмонт-авеню, в отличие от большой квартиры с тремя слугами, которые были у них в Польше. «И я помню, как меня огорчало, что у нас нет столовой», — сказала она. «Приходилось есть на кухне. Я никогда никого не приглашал, потому что мне было стыдно, что у нас нет отдельной столовой».
Пораженная конформностью американской жизни во время и после войны, Валькеньер также заметила, что место женщины в культуре здесь было другим. Она помнит, что девочкам Нортгемптонской школы разрешалось наносить макияж только после определенного часа в выходные дни. «Но однажды в конце недели девушки начали выстраиваться в очередь перед ванной, чтобы нанести помаду в назначенный час, что показалось мне идиотизмом».
В Нортгемптоне все тоже ходили в церковь по воскресеньям. Кридлы этого не сделали. Сначала общественная жизнь, по ее словам, была «не совсем захватывающей, интеллектуально захватывающей». Она помнит, как обедала в доме профессора, который преподавал английский язык. «А потом мы играли в Скрэббл. Я имею в виду, что это было неслыханно в европейской интеллектуальной среде!» — сказала она, смеясь. «Но в любом случае, они были добросердечными, и, возможно, наш английский был не настолько хорош, чтобы вести большую беседу!»
После NSFG она поступила в Колледж Смита, изучая историю. «Было потрясением узнать, что женщины действительно не обладают такой же степенью независимости или чувства собственного достоинства, как в моих европейских кругах. Они как бы позволяют обычаям или традициям диктовать свою довольно второстепенную роль в обществе», — сказала она. «Большинство девушек, которых я знал в колледже позже, после моего образования в Нортгемптонской школе, ну, их мечтой было выйти замуж». Но Элизабет, которая видела, как многие подруги ее родителей в Европе работали художницами и интеллектуалами, намеревалась таким же образом внести свой вклад в общество. Она продолжала учиться и продолжала удивляться, когда сталкивалась с предположениями о том, на что способны женщины. Во время работы над своей историей доктор философии в Колумбийском университете (она также имеет степень магистра русской истории Йельского университета) в начале 19В 70-х, например, она столкнулась с тонким сексизмом, который, по иронии судьбы, привел ее к новой области исследований. Она брала урок истории русского средневековья, когда ее профессор поручил ей темы исследований по искусству и архитектуре. «Все началось из-за определенного предубеждения среди мужчин, что женщины должны писать об искусстве», — сказала она.
Несмотря на это, Валькеньер заинтересовался группой русских живописцев, которые в 1860-х годах покинули Российскую художественную академию. Их называли передвижниками — передвижниками или передвижниками по-английски. Они сместили акцент с жизни и пейзажей аристократии в жестком европейском стиле на изображение более свободной кистью простых русских, работающих на земле, и красоту природных особенностей страны.
В то время как советские историки считали этих художников примерами патриотически настроенных русских, верных делу партии, исследование Валкенье поставило под сомнение эту точку зрения.
«Я с подозрением отнесся к советской интерпретации их роли, которая заключалась в том, что они были идеологически — только идеологически — мотивированы и что они были националистами», — сказал Валькеньер. Когда она копнула глубже, изучая первоисточники в первоклассной художественной библиотеке Колумбийского университета и славянской коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки, она обнаружила, что художники были мотивированы профессионально. Они хотели вырваться из контролирующей атмосферы европоцентричной академии и построить карьеру в то время, когда система частного патронажа была недостаточно развита. Поскольку художники происходили из более скромных слоев общества, они могли общаться со своими героями — русскими крестьянами — на личном уровне. На эту тему она написала диссертацию, а позже опубликовала Искусство русского реализма: Государство и общество: передвижники и их традиции . Эта работа стала новаторской научной работой и привела к написанию пяти других книг о русском искусстве и политике.
Эта напряженность между востоком и западом является общей нитью в работе и жизни Валькеньера. «Основной разрыв между Польшей и Россией, который — я чувствую это своими костями, своей кровью — состоит в том, что Польша была католической, всегда очень прозападной, тогда как Россия была православной».
«Россия действительно была изолирована от запада, — продолжала она, — до Петра Великого, до начала XVIII века. Так что у них есть давняя традиция — религиозная, культурная, этническая — отличаться». Это царь Петр, посетив европейские города, вернулся в Россию и потребовал, чтобы мужчины брились наголо.0037 свои бороды и отказываются от традиционных одежд, чтобы стать более похожими на своих европейских собратьев. Когда дворяне отказались, Петр в качестве компромисса ввел налог на бороду.
«У русских были непростые отношения с Западом в связи с насильственной вестернизацией. Это был насильственный процесс, потому что Питер никогда ничего для них не делал по-хорошему», — сказал Валкеньер. «В то время как у поляков это было естественно, церковная связь восходит к тому времени, когда они были крещены католиками» в 966 году. Польские студенты поступали в итальянские университеты со времен Ренессанса, добавила она. Высшие классы знали латынь, которая в те дни была лингва-франка, как сейчас английский.
Привлеченный к различиям между этими двумя мировоззрениями в то время, когда велась холодная война, Валкеньер разбирал правительственную пропаганду, раскрывая предубеждения и продвигаясь к формулированию правды в области, называемой историографией, изучением исторических текстов.
Обобщая свои взгляды как педагога, Валькеньер сказала, что ее целью всегда было устранить предвзятость в своем мышлении и быть реалистичным в отношении того, что движет нациями.
«Дух холодной войны был действительно очень заметен здесь, и люди действительно искажали исследования, чтобы усилить различные взгляды времен холодной войны на Россию, которые я никогда не разделял, хотя, знаете ли, поскольку я родился в Польше, я должен был быть против — Советский Союз, а это обычное отношение поляков», — сказала она.
«Любая большая страна имеет империалистические тенденции, несмотря ни на что, — продолжала она, — а Польша когда-то была большой империей и угнетала других людей. Я всегда в своей работе старался быть максимально беспристрастным. Я полагаю, это связано с тем, что я родился в одной стране, а получил образование в другой».
Архип Куинджи в Санкт-Петербурге и Мариуполе. ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА, СВЯЗАННЫЕ С ХУДОЖНИКОМ
Личность русского художника-пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи уже более века окутана легендами. Художник поднялся из бедности и во второй половине жизни стал миллионером, владельцем многоквартирных домов в Петербурге, но не привык говорить о себе, о своем детстве или семье. После смерти он не оставил ни дневников, ни записей, а личная переписка художника сводилась в основном к деловым вопросам и мало что о нем говорит. Первые биографы Куинджи, собирая материал для своих 1913 монографий о художнике, были оспорены таким отсутствием основной информации. [1]
Мариуполь. Начало 20 века. Фотография
Куинджи родился в Мариуполе (в современной Украине), городе на побережье Азовского моря; его родители жили в Карасевке, небольшой общине, расположенной несколько в стороне от ее центра. Первоначально известный как Павловск, Мариуполь был основан греками христианской веры, переселившимися сюда из Крыма. К середине 1850-х годов это было место, пропитанное греческими традициями, с языками, на которых здесь говорили, включая крымскотатарский, греческий и частично русский и украинский: Куинджи свободно владел всеми ими. В нем проживало около 5000 человек, имелось 768 домов, пять церквей, аптека, а также два учебных заведения — богословское и двухлетнее церковно-приходское (где учился Куинджи), а также 46 лавок и 14 винных погребов. подвалы. Переселенцы основали в окрестностях несколько деревень, одна из которых, Карасу (впоследствии обрусевшая как Карасевка), в 1811 году вошла в состав города. Дом отца Куинджи стоял на Торговой улице в Карасевке на берегу Кальмиуса ( Кальчик) река, которая тогда была судоходной. Родовой дом не сохранился, но Спиридон, старший брат Архипа, построил на этом месте собственное жилище, фотография которого сохранилась: рядом стоит сторожевая башня, ориентир на реке.
В конце Таганрогской улицы Карасевки, на Спасо-Демьяновской площади, стояла церковь Пресвятой Богородицы; именно там Куинджи крестился, а позже, в 1875 году, женился на Вере Кечеджи-Шаповаловой. Церковь из обожженного красного кирпича, увенчанная деревянным куполом, освящена в 1780 г. (снесена в 1937 г.). Родители Куинджи были обрусевшими православными греками; его отец Иван Христофорович, фамилия которого была Эменджи, что в переводе с турецкого означает «рабочий», был греческим сапожником. Однако переписчик 1857 г. записал имя Архипа как Куинджи (что в переводе с татарского означает «ювелир»: его дед был ювелиром), и это имя осталось с молодым человеком навсегда. В то время на юге России одна и та же фамилия могла писаться тремя разными способами: турецким, греческим или крымскотатарским. Греки Мариуполя обычно переводили свои фамилии на русский язык; так брат Архипа Спиридон русифицировал свое имя в Золотарев.
Рано осиротев, Куинджи воспитывали тетя и брат; они были очень бедны и могли дать мальчику только самое базовое образование. Архип начал зарабатывать себе на жизнь с раннего возраста, работая то пастухом, то приказчиком по доставке кирпича на стройке католического храма, которым руководил богатый субподрядчик и мэр города Чабаненко, и мелким приказчиком с торговец зерном, Аморетти. Позже, в молодости, он работал помощником ретушера в фотоателье Мариуполя, Таганрога и Одессы, период, который остается лакуной в биографии художника, о которой известно очень мало. Как долго он жил в Одессе и когда решил переехать в Петербург? Куинджи рано проявил склонность к рисованию — в детстве он рисовал везде, где только мог, на любых поверхностях, какие только мог найти. Богатый купец из Феодосии Юлий Густавович Дюранти, друг Аморетти, посоветовал молодому человеку обратиться в мастерскую Айвазовского. Куинджи посещал Феодосию, но действительно ли он учился у прославленного художника, остается неясным.
Для юношей из провинции, которые стремились стать художниками, Санкт-Петербург и Императорская Академия художеств были очень привлекательны. По всей вероятности, Куинджи добрался до столицы в конце 1860-х годов. «В первые дни в Петербурге я был так беден, что не мог позволить себе даже чая и пил только горячую воду без сахара, с черствым хлебом, — рассказывал он впоследствии Анне Менделеевой (Поповой). зимой, весной я решил сдать экзамен в Академию художеств и… провалился»[2]
Но Куинджи был трудолюбив, целеустремлен и упрям - полон решимости осуществить свою самую заветную мечту. Подрабатывая ретушером, он продолжал рисовать. 21 августа 1868 года он подал прошение в Совет Академии художеств с просьбой о присвоении ему звания художника за картину «Татарская деревня в Крыму при лунном свете»*. Решение Совета было положительным, и 1868 год остается только точно известна дата первого приезда Куинджи в Санкт-Петербург, город, ставший его вторым домом.Учился ли Куинджи в Академии?По всей вероятности, он получил академическую подготовку во внеурочное время и рисунки к картинам, которые в виде курсовых работ сохранились в его альбомах. Один из первых биографов Куинджи Михаил Неведомский писал об этом периоде: «В 1868 году Куинджи был наконец в Академии… Студенты, работавшие в академическом стиле, образовали при этом группу. Куинджи, Репин, В[иктор] Васнецов, Макаров, Буров… Молодежь собиралась по вечерам в столовой Мазанихи»[3] 9.0005
Адрес «Меблированные комнаты Мазановой», на пересечении Большого проспекта и 5-й линии, дом 18 (ныне дом 16), на Васильевском острове — первая известная резиденция художника в Петербурге. приземистое трехэтажное здание, в столовой которого предлагались относительно дешевые обеды, стоившие 30 коп. Комнаты Мазановой считались одними из самых дешевых в городе и часто снимались студентами Академии: в арендную плату входили отопление, освещение керосиновыми лампами, уборка и воду из самовара по утрам и вечерам.Именно в это время Куинджи особенно сблизился с Ильей Репиным и Виктором Васнецовым, дружба которых продлится долгие годы.Они часто собирались вместе, чтобы бесконечно спорить о различных вопросах искусства и жизни, и Куинджи поражал друзей остротой своего ума. «Этот прозорливый грек — привлекательный человек большой глубины. Выдающийся философ, он всегда проникает в самую суть вещей, бесконечно ели», — охарактеризовал Репин этого нового знакомого, который станет одним из его ближайших друзей. «Мне нравится его коренастая фигура, его восточно-персидский склад ума, его оригинальный взгляд на вещи»[4]. В 1871 году, когда весь дом Мазановой был превращен в частную школу, которой руководила немка Э. Шаффе, комнаты были переделаны. но внешний вид сохранился до наших дней в значительной степени нетронутым — Куинджи пришлось искать новое пристанище.0005
В 1870 году он снял квартиру № 1 в доме Жукова, на пересечении Среднего проспекта и набережной Малой Невы (ныне наб. Макарова, 18). Ничего шикарного в этом месте тогда не было, и набережная Малой Невы (с 1887 г. набережная Тычкова, с 1952 г. набережная Макарова) использовалась как пристань для торговых судов. Одни участки набережной занимали склады, другие — коммерческие доходные дома, на первых этажах которых обычно располагались магазины и конторы, а на антресолях и верхних этажах — сдаваемые внаем квартиры.
Чуть дальше по дороге, на пересечении Тучковой набережной и Биржевой линии (д. 18), стоял трехэтажный дом купца Меняева. Построенный в 1842 году по проекту архитектора Александра Поэля, он занимает важное место в истории русской культуры: среди его обитателей был будущий композитор Петр Чайковский, живший здесь в молодости, с 1848 по 1849 год, с родителями. , а в 1870 году резидентом стал живописец Михаил Клодт. Чуть позже дом стал домом для живописцев Александра Беггрова, Ефима Волкова и Григория Мясоедова, а сегодня некоторые пожилые петербуржцы до сих пор называют его «домом художников». В 1869 г.-1887 г. здесь жил известный художник Иван Крамской, лидер общества передвижников, с семьей занимавший большую квартиру № 5 на третьем этаже (сегодня она разделена на три квартиры, 8, 9 и 10) Будучи молодым художником, Куинджи недолго жил в соседней квартире на той же лестничной площадке, о чем Крамской упоминал Репину в письме от 6 декабря 1873 г.: «У меня был интереснейший сосед — Куинджи. через лестничную площадку от меня, и время от времени мы подолгу разговаривали вместе».[5]
Куинджи часто оставался в гостеприимном доме соседа до поздней ночи. Крамской с женой устраивали приемы и приемы, на которых присутствовало много известных людей, а старший художник стал для честолюбивого молодого провинциала надежным старшим другом и советником, познакомив его с художниками-«передвижниками». Крамской проницательно заметил: «Куинджи — огромный, стихийный талант… Куинджи интересен, нов, самобытен, но настолько самобытен, что, пока его не понимают пейзажисты, публика уже заметила».[6] Куинджи выставлял свои картины в «Передвижниках». с успехом выставляется, вступив в Общество в 1875 г. Молодой художник приобретал известность, критики обращали на него внимание, а Павел Третьяков стал покупать его пейзажи, Куинджи поднялся по социальной лестнице: он уже стоял на собственных ногах, начинал ощутить его потенциал
Таков образ Куинджи, созданный Крамским в его портрете конца 1870-х годов: фигура на необычном ярко-красном фоне, подчеркивающая характерную внешность южанина с копной темных кудрей, черной бородой и жгучей, пытливого взгляда в глазах («Грива Авессалома и очаровательные бычьи глаза. Как Ашур, бог ассирийцев»). Куинджи очень любил этот портрет и долгое время хранил его у себя, прежде чем передать в созданную при его финансовой поддержке академическую библиотеку Академии художеств 9.0005
В этот же период произошли изменения и в личной жизни художника. В Мариуполе 23 июля (5 августа по новому стилю) 1875 года Куинджи женился на Вере Елевферьевне Кечеджи-Шаповаловой, 20-летней дочери богатого купца. Ее двуствольная фамилия произошла от местного татарского прозвища кечеджи (валяльщики шапок), что указывало на род занятий ее предков-греков, которые были шапочными мастерами и торговцами мехами. В Петербурге близкие к Куинджи люди называли ее Верой Леонтьевной, а в ее девичьей фамилии появились две лишние буквы «т» и «р»: теперь она стала Кетчерджи-Шаповаловой. У пары была традиционная греческая свадьба, шумная и праздничная, с известными горожанами среди женихов.
В Санкт-Петербурге молодая пара сняла квартиру на Васильевском острове. В их отношениях царили взаимопонимание и гармония: Вера, типичная мариупольская гречанка, была идеальной хозяйкой — спокойной и нетребовательной, но при этом культурной и образованной. Всю жизнь супруги жили скромно, только вдвоем: детей не имели, прислуги не нанимали. Квартира была обставлена скудно, без украшений, драпировок, занавесок и безделушек. Единственным, что можно было назвать ценным, было пианино, подаренное Архипом жене на свадьбу, на котором она будет играть. Она была хорошей пианисткой, а ее муж неплохо научился играть на скрипке. Пара часто играла вместе дуэтом, исполняя любимые произведения Бетховена, Моцарта, Вивальди и Чайковского. Несколько раз в году они ходили в театр, больше всего в оперу; они побывали на острове Валаам и несколько раз ненадолго посещали Европу. Они регулярно видели своих родственников в Мариуполе и каждый год ездили в Крым, где у них было имение в небольшом селе Кекенеиз, на южном берегу полуострова между Алупкой и Симеизом.
Почти десять лет, начиная с 1876 года, Куинджи снимал квартиру с пристроенной мастерской на Малом проспекте, 16, на пересечении проспекта с 6-й линией. Именно здесь художник создал такие крупные композиции, как «Березовая роща» (1879, ГТГ) и «Лунная ночь на Днепре» (1880, ГРМ), которые снискали ему репутацию «волшебника света». «Куинджи, имя ныне известное», — писали критики о выставке Общества поощрения художеств, проходившей на Большой Морской улице, где была показана картина. Произведение было куплено прямо с мольберта в мастерской художника великим князем Константином Константиновичем Романовым; поэт, переводчик и ценитель искусства, он заплатил за произведение 5000 рублей, сумму, которая по тем временам казалась огромной. Великий князь записал в своем дневнике: «Вчера (то есть 13 марта 1880 г.) мы ходили искать мастерскую Куинджи… с трудом нашли ее, после получасового рыскания по закоулкам; студия находится под крышей самого здания и, возможно, раньше использовалась как фотосалон».0005
Мало что известно об истории сохранившегося до наших дней здания, в котором располагалась эта мастерская. Участок земли был приобретен в 1866 году архитектором Николаем Гребёнкой (который также преподавал архитектуру в Академии). Гребёнка сначала построил на участке небольшой кирпичный двухэтажный дом с пятью окнами на фасаде; два года спустя он пристроил третий этаж и над ним мастерскую художника с большим окном, которую дополнил небольшой апартамент (№ 4). Помещения здания сдавались в аренду. К сожалению, позже дом был значительно перестроен, и мастерская не сохранилась в первозданном виде.
К началу 1890-х годов Куинджи несколько раз переезжал, снимая квартиры в разных домах на Васильевском острове. Одно время, между 1891 и 1897 годами, он сам владел тремя жилыми домами, под номерами 39, 41 и 43 по 10-й линии. На самом деле ему приглянулся только один дом под номером 43: высокое пятиэтажное здание, с крыши которого открывался вид на Васильевский остров, а также на набережную и Неву. «Весь город раскинулся перед тобой… а справа даже море видно. Здесь можно делать всякие зарисовки», — сказал он жене[9].] Дом, однако, поступил в продажу в комплекте с двумя соседними постройками (все три принадлежали одному собственнику и были заложены в земельный банк как единое целое). Заплатив сумму в 35 000 рублей, Куинджи должен был взять ипотеку на себя, а также отремонтировать интерьер домов и взять на себя сдачу квартир. Хотя он и реализовал свою идею, заняв квартиру на верхнем этаже и устроив свою мастерскую в соседней квартире, — а также разбив на крыше сад, ставший притчей во языцех в городе, — он скоро устал от помещичьих обязанностей; когда появился подходящий покупатель, он очень выгодно продал дома за 385 000 руб. Это была первая из череды сделок, благодаря которым Куинджи накопил значительное состояние: недоброжелатели художника часто за глаза называли его «предприимчивым парнем»9.0005
После того, как маляр продал дома на 10-й линии, Куинджи остались на некоторое время без жилья; поскольку Архип преподавал в Академии художеств, они поселились в одной из квартир-мастерских, предоставленных школой своим профессорам и находившихся в Литейном цехе Академии, в корпусе № 1. 3 на 4-й линии (с тех пор адрес не менялся). Квартиры Академии со студиями располагались в главном корпусе школы и жилых флигелях, выходивших на 3-ю и 4-ю линии и Академический сад. Пользуясь только мастерской и половиной квартиры, Куинджи предлагал израсходовать суммы, предназначенные на содержание огромных профессорских квартир, на студенческие пособия, а самих профессоров возложить на содержание их жилищ. Наконец Куинджи решили подыскать себе новую квартиру, тем более что Куинджи оставил преподавательскую работу в Академии в феврале 189 г. 7.
Выбор Куинджи пал на дом, где когда-то жил его любимый друг и учитель Иван Крамской и где он сам провел несколько недель (нынешний адрес — Биржевой переулок, 1/10). В 1870-х годах владельцем дома стал предприниматель Григорий Елисеев, по его инициативе в 1879 году к дому был пристроен четвертый, жилой этаж по проекту архитектора Людвига Шперера; над зданием в 1887 г. надстроили огромный чердак, предназначенный для мастерской художника, с окнами на Биржевую линию, надстроенный по очень оригинальному проекту инженера-строителя Гавриила Барановского. Эта уникальная по своей архитектуре и технике пристройка является единственным образцом городской мастерской, специально спроектированной для художника и построенной как отдельное пространство (сохранившейся до наших дней). Куинджи работал в этой мастерской со 1897 до его смерти в 1910 году. Получив статус памятника национального значения, сейчас это охраняемое здание.
Выбор места не случаен: Куинджи всегда любил высокие обзорные площадки, а из окон мансарды Елисеевского дома в то время открывалась панорама города. С одной стороны был виден весь Васильевский остров, до самого берега моря, с другой — водная гладь Невы, Петропавловский собор и облицованные гранитом набережные.
Любящий наблюдать за городскими пейзажами, Куинджи «часами выглядывал из окон мастерской, а то забирался на крышу и оттуда, с большой высоты, глядел на бескрайние просторы…» [10] В полдень он покормил своих пернатых друзей, голубей, ворон и воробьев, которые прилетели к дому после полуденной стрельбы из пушек в Петропавловской крепости.
Супруги жили неторопливой, тихой жизнью в Елисеевском доме, приглашая к себе домой только самых близких друзей, среди которых были художники, журналисты и профессора Петербургского университета; художник Илья Репин и знаменитый химик Дмитрий Менделеев всегда были особенно желанны. Иногда к Куинджи наведывались ученики пейзажной мастерской Академии: художник продолжал участвовать в их жизни, хотя в 1897 в связи со студенческими протестами в том же году был освобожден от преподавательской деятельности (остался членом Совета Академии). «В старой, скромной квартире в доме № 1. В доме № 16 на Малом проспекте, — писал Неведомский, — где создавались снискавшие ему славу картины, царило еще богемное чувство: толпы друзей с шумом перелетали из одной квартиры в другую в любой час дня и ночи. -Восьмидесятые годы эта юношеская «богема» начала испаряться.В его жилище воцарилась тишина.Когда он переехал в свой дом,а потом в дом Елисеева на Тучковой набережной,тишину его квартиры нарушали в основном всевозможные просители. А в 189Время от времени приезжали те или иные его молодые ученицы»[11]. в качестве экономки. Интерьер самой квартиры был поразительно аскетичен — на окнах не было занавесок, и она была чиста и просторна, с цветами и плющом, который ползал по раме окна. Мебель в квартире была из самый простой вид: супруги приобрели его на аукционе сразу после свадьбы и хранили при переезде из одной квартиры в другую. «Все его наброски, наброски и готовые картины либо висели там, либо хранились в папках (или в специальных вращающихся альбомах). из рам, вращающихся вокруг шеста), скрытых от посторонних в мастерской», — вспоминал Неведомский. «Студенческие» вкусы Архип Ивановича, его пристрастие к голым стенам никогда не менялись». его творческая жизнь известна как его «период молчания».
Характер и мировоззрение Куинджи действительно выделяли его. Состоятельный человек, он взял себе за правило обходиться меньшим, не более чем самым необходимым, но был очень готов тратить значительные суммы денег на благо искусства и на поддержку молодых художников. Куинджи предложил устраивать ежегодные Весенние выставки в Императорской Академии художеств, пожертвовав в призовой фонд 100 000 рублей; этот соревновательный элемент должен был вызвать интерес к мероприятию и поощрить здоровую конкуренцию среди молодых художников. Однако Куинджи не остановился на достигнутом, решив завещать почти все свое имущество обществу художников, основанному по его инициативе в 1909, носивший его имя: всего это составило более полумиллиона рублей, а также 225 десятин (почти 2500 квадратных километров) земли в Крыму, и все его произведения, которые остались в его доме, в том числе интеллектуальные права собственности, связанные с ними. Общество Куинджи многое сделало для увековечения памяти великого художника и мецената.
Куинджи умер 11 июля (24 июля по новому стилю) 1910 года: он скончался в подъезде своей последней квартиры в Елисеевском доме. Ранее весной у него было серьезное заболевание сердца, и его друзья и ученики по очереди находились у его постели, когда его здоровье ухудшалось. Узнав, что его конец близок, его ученики — Константин Богаевский, Виктор Зарубин, Николай Рерих, Аркадий Рылов и Николаос Химонас — собрались в Петербурге. «13 июля вечером гроб с телом поставили в церкви Академии; на следующий день, после отпевания, его повезли оттуда на Смоленское кладбище для захоронения… Всю дорогу гроб несли ученики и друзья Архип Ивановича. Сзади следовала колесница, сплошь увешанная венками, со множеством живых цветов»[13], — говорится в сообщении Неведомского. На одном из венков, принесенных Ильей Репиным, была надпись: «Художнику беспримерной оригинальности». В 19На фасаде дома в Биржевом переулке, где жил и работал Куинджи в последние годы жизни, установлена мемориальная доска (автор архитектор Владимир Васильковский). В 1993 году историческая мастерская художника стала Музеем Куинджи, или Домом-музеем Архипа Куинджи, филиалом Научно-исследовательского музея под эгидой Российской академии художеств.
- Речь идет о книге Михаила Неведомского и Ильи Репина «Архип Куинджи», изданной в Петербурге в 1913. Неведомскому и другим членам Общества Куинджи удалось собрать немало рассказов современников художника о его жизни и связанных с ним исторических местах в Мариуполе и Петербурге. В дальнейшем — Неведомский.
- Менделеева, А.И. «Воспоминания об Архипе Ивановиче Куинджи». В: «Новые времена», СПб, 1913, 23 апреля. С. 98.
- Неведомский. С. 11.
- Письмо Ильи Репина Ивану Крамскому, 29 августа1875 г., Париж. В кн.: «Переписка Ивана Крамского». В 2 т. М., 1954. Т. 2. С. 343.
- Письмо Ивана Крамского Илье Репину, 6 декабря 1873 г., Санкт-Петербург. В кн.: «Переписка Ивана Крамского». С. 270.
- Письмо Ивана Крамского Илье Репину, 23 февраля 1874 г. , Санкт-Петербург. В кн.: «Переписка Ивана Крамского». С. 296.
- Репин, Илья. «Далеко, вблизи». Ленинград, 1982. С. 345.
- Андреев, В.Е. «Лунная ночь на Днепре» в собрании великого князя Константина Константиновича // «Коллекции и коллекционеры: сборник статей по материалам докладов на научной конференции в Русском музее». СПб, 2008. XVI. Стр. 107-108.
- Неведомский. С. 107.
- Там же. стр. 98
- Там же. стр. 96
- Там же. стр. 158
- Там же. С. 107.
.
.
Иллюстрации
Тициановский зал Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. 1890-е
Фото А.Н. Павлович
Малый проспект, улица Н.П. Дом на Гребёнке (дом 16). Санкт-Петербург. 19-го века. Фотография
Архип Куинджи. 1870 г. Фотография
Вера Куинджи, жена А. Куинджи. Фотография рисунка Архипа Куинджи. 1875
Улица в Карасевке, где когда-то стоял дом отца Куинджи. Начало 20 века. Фотография
Императорская Академия Художеств, Санкт-Петербург. 19-го века. Фотография
Малый проспект, улица Н.П. Дом на Гребёнке (дом 16). Санкт-Петербург. 21-го века. Фото
Здание Академического института живописи, ваяния и зодчества имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге, ранее Императорской Академии Художеств. 21-го века. Фотография
Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге. Вид со стороны Румянцевского сада на фасад, выходящий на 3-ю линию — часть здания, где при профессоре Куинджи в 189 г.4-1897 располагалась его пейзажная мастерская. 21-го века. Фотография
Дома 39, 41, 43, принадлежащие Куинджи, на 10-й линии. Санкт-Петербург. 21-го века. Фотография
Доходные дома, в которых жили академики – корпуса 2 и 3 4-й линии. Санкт-Петербург. 21-го века. Фотография
Дом Елисеева, Биржевой пер., 1/10, Санкт-Петербург. Сейчас здесь Дом-музей Куинджи. 21-го века. Фотография
Мастерская А. Куинджи в Елисеевском доме. Музей-квартира Куинджи, Санкт-Петербург.