Конспект итогового занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Осень". Ознакомление с окружающим средняя группа осень


Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема Осень золото роняет средняя группа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинирующего вида «Улыбка»

Занятие

по ознакомлению с окружающим миром

Тема «Осень золото роняет»

(средняя группа)

Выполнила:

Абзалова Р.М.

п.г.т. Малиновский, 2010

Программное содержание:

Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их.

Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.

Учить устанавливать причинно — следственные связи на примере образования плода.

Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья.

Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Материалы к занятию: осенние листья березы, клена, дуба, рябины. Плоды деревьев: сережки березы, ягоды рябины, кедровая шишка. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка белочка.

Индивидуальная работа: с Викой Ш., Сашей К. Учить различать, узнавать осенние листочки.

Словарная работа: золотая осень, разноцветная, кедровая шишка, плоды и семена.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой.

.

Ход занятия:

Воспитатель: К нам прилетел листочек, а там записка от белочки, она приглашает нас в гости, в лес. Но прежде, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Как надо вести себя в лесу?

Дети: Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес — это дом зверей и птиц, а в доме должно быть чисто.

Воспитатель: Молодцы, знаете правила.

Пойдемте по тропинке. Остановились, глазки закрыли и покружились на месте и вот мы с вами очутились в лесу.

Какие красивые картины. Какое время года изображено на ней?

Дети: Осень.

Воспитатель: а ты как думаешь, Полина? (Осень)

А ты согласен с Полиной?

- Почему вы так думаете?

Воспитатель: потому что деревья разного цвета, много листьев на земле.

Ребята, вы любите осень?

Дети: Любим.

Воспитатель: за что вы любите осень?

Дети: Осенью красиво, много листьев на земле, можно прошуршать, поиграть и т.д.

Воспитатель: осень чудесное время года. Природа дарит деревьям разные краски.

Идем дальше по лесу.

Дует, дует ветер, дует — задувает,

Желтые листочки с дерева срывает.

Я нашла листочек, как вы думаете, с какого дерева он улетел?

Дети: с березы.

Воспитатель: Какай он?

Дети: желтый, березовый.

Воспитатель: верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?

Дети: белая кора.

Воспитатель: конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви.

Подходим к следующему дереву.

Улетели с ветки желтые монетки.

-С какого дерева они улетели?

Дети: с осины.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Осиновые, желтые, они похожи на монетки.

Воспитатель: Какое дерево потеряло вот этот лист?

Дети: Клен.

Воспитатель: на что похож листочек?

Дети: на ладошку.Воспитатель: Как он называется?

Дети: кленовый листочек

Воспитатель: какого цвета осенние кленовые листочки?

Дети: красные, рыжие.

Воспитатель: с какого дерева опали эти листья?

Дети: с дуба.Воспитатель: Какие они?

Дети: дубовые, желтые.

Загадка.Прилетает в гости к ней,

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

Дети: рябина.

Воспитатель: на что походит листочек рябины?

Дети: на перышко, много маленьких листиков на одной веточке сидят.

Воспитатель: а вот и к белочке пришли. Она встречает нас с корзиной, что же у нее там лежит?

Дети: плоды рябины, сережки березы, кедровая шишка.

Воспитатель: давайте мы с вами присядем и рассмотрим содержимое корзины.

Это плоды и семена, которые вырастают на деревьях икустарниках. Мы знаем, что растения живые. Они дышат, питаются,растут, размножаются, т.е. их становится много.

А как это происходит?

Дети: плоды рябины разносят птицы, сережки березовые разносит ветром.

Воспитатель: а вот это плод кедра, кедровая шишка. Внутри шишки — орешки.

А эти орешки можно кушать?

Дети: да.

Воспитатель: а как вы думаете, как появляется молодое дерево — кедр?

Ответы детей.

Воспитатель: орешка попадает в землю, ее солнышко пригревает, дождик поливает и из нее вырастет молодое дерево.

- А белочка приготовила нам подарки, осенние листочки, чтобы вы помнили о нашей прогулке в лес. Выберите тот листочек, который вам понравился.

А теперь пора нам возвращаться в детский сад.

(Идем по тропинке, а там лежат листья и шуршат под ногами.)

Воспитатель: посмотрите, ребята, когда мы пришли в лес, на деревьях были листочки, а сейчас они опали, деревья стоят голые. Подул ветер, и листья оторвались от своих веточек.

Как называется это явление?

Дети: листопад.

Итог занятия.

Воспитатель: вам понравилось наше путешествие по лесу? О чем мы говорили? Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

sundekor.ru

Конспект итогового занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Осень"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Ласточка»»

Конспект итогового занятия

 в средней группе

по ознакомлению с окружающим миром

на тему «Осень»

                                                                                           

                                                                                           

Составила: воспитатель

                                                                               Гофман Ирина Витальевна

г. Евпатория, 2017 г.

Тема: Осень

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень». Сформировать у детей обобщенное представление об осени. Развитие диалогической речи и грамматического строя речи детей. Расширять словарный запас прилагательными. Развивать познавательный интерес детей, внимание, слуховое восприятие и память, а также мелкую моторику рук, творческие способности детей. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Словарь: дождливая, ветреная, холодная, туманная…

Материал: конверт с письмом и заданиями от Осени, осенние листочки, аудиозапись «Звуки осеннего леса», «звук дождя и грома», «звук листьев», «шум ветра», презентация «Осень»

Предварительная работа: Беседы: об осени и ее приметах, о жизни диких животных и птиц в лесу, об их подготовке к зиме. Рассматривание на прогулке различных деревьев и их листьев, рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса, диких животных, перелетных и зимующих птиц.

Ход занятия

1. Организационный момент + Сюрпризный момент

(Д. заходят в муз. зал под музыкальное сопровождение «Осень золотая в гости к нам идет»)

В: Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку.

И здоровым будет много лет.

В: Ребята, давайте, пожелаем здоровья нашим гостям, и скажем, здравствуйте!

В: Ребята, вы любите путешествовать?

… Да

В: А трудностей не боитесь?

… Нет

В: Сегодня я приглашаю вас в путешествие, только куда, вы узнаете, если отгадаете, кто прислал нам письмо.

«Пришла без красок, без кистиИ перекрасила все листья».

… Осень!                                                                                          

В: Да, ребята, это письмо от Осени. Давайте посмотрим, что же в конверте? (воспитатель читает письмо).                                                            

«На лесной опушке я краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и разделись клены,

И зазолотились листья у березы.

Друзья, я вас приглашаю в осенний лес».

В: Принимаем приглашение осени?                                                     

… Принимаем!  

В: Но прежде, чем отправиться в путь, я хочу проверить внимательные ли вы или нет.

2. Психогимнастика на концентрацию внимания (игровое упражнение)

«Что звучит?»

(В. использует аудиозаписи: «звук дождя и грома», «звук листьев», «шум ветра». А Д. внимательно слушают и отвечают, что они услышали)

В: Молодцы! Ребята, давайте с вами вспомним правила поведения в лесу…

…. Нельзя разрушать гнезда птиц, разводить костер, ломать ветки деревьев и кустарников, разрушать муравейники …

В: Умнички! Тогда в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. (Д. идут по листочкам под музыкальное сопровождение «Звуки осеннего леса» в лес, затем, когда пришли в лес присаживаются на стульчики)

В: Вот мы и пришли в осенний лес. Слайд 1. 

В: Осень - это переход от лета к зиме. А вот первое задание от Осени:

- Назовите, какие вы знаете осенние приметы?

В: Молодцы! А наши ребята, еще знают стихотворения об осени, давайте с вами послушаем…

(выходят два ребенка и рассказывают стихи об Осени)

Листья солнцем наливались.                                                                              

Листья солнцем пропитались.                                                                                

Налились, отяжелели,                                                                                            

Потекли и полетели. (Денис)

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края (Кристина)

В: Умнички! Ребята, а кто мне скажет, что происходит в это время в садах и огородах? Слайд 2

В: Правильно, дети, поэтому осень называют порой урожая. А вы интересно у меня умеете различать фрукты и овощи. Вот вам второе задание от Осени, нужно собрать урожай.

3. Эстафета «Сбор урожая»

Девочки собирают фрукты, а мальчики овощи. (проводится эстафета «Сбор урожая»)

В: Молодцы! С этим заданием вы справились…

В: Сейчас девочки проверят, мальчиков правильно ли они собрали урожай овощей, а мальчики проверят девочек, правильно ли они собрали урожай фруктов. (В. выбирает среди детей одну девочку и одного мальчика, дети проверят урожай, затем друг другу задают вопрос)

В: …, спроси у …, какие фрукты собрали в корзинку?

…: …., какие фрукты собрали в корзинку?

В: Молодцы! Ребята, как вы думаете, а фрукты наверное растут на грядке? (а овощи на деревьях)

В: Умнички! Мы с вами сделали запасы, а в лесу кто делает запасы и какие? 

… (дети перечисляют   желуди, орехи, рябину и т.п.).

В: Птицы и звери с удовольствием едят их и запасают на зиму. Слайд 3.

В: Дети, погода осенью бывает разная.

«У меня разноцветный мяч,

мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать».

Я кидаю вам мяч, а вы должны ответить, какая погода.

4. Словесная игра "Погода осенью" (игра с мячом)

Когда идет дождь — дождливая; когда дует ветер — ветреная;  когда холодно — холодная;  когда пасмурно — пасмурная;  когда сыро — сырая; когда  хмуро — хмурая;  когда ясно — ясная, когда солнечно – солнечная, когда туман-туманная.                                                                                                    

В: Отлично. Вы все ответили правильно. Дети, а сейчас посмотрите на эту картинку. Что вы видите на ней? Слайд 4.                                                  

… Птицы улетают на юг.                                                                        

В: Правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.                                                                                                                

В: Деревья и кусты тоже готовятся к зиме. Сначала зеленые листья меняют цвет. Назовите, какими они становятся?

… желтыми, красными, бордовыми, коричневыми и оранжевыми

В: Правильно, а потом они постепенно сбрасывают листву. А какие деревья остаются зелеными, кто знает?

В: Да, только ель и сосна не расстаются со своими иголочками. А Мунир знает замечательное стихотворение про елочку, послушайте пожалуйста… (ребенок выходит и рассказывает стихотворение)

Елочка, ты елка,

Елка просто диво,

Посмотрите сами,

Как она красива! (Мунир)

Слайд 5.

В: А вы любите играть?                                                                  

… Да, любим!                                                                                                

В: Тогда давайте соберем осенние листочки.

5. Физкультминутка «Осенние листочки»

«Раз и два - повернись, вновь по лесу ты пройдись.

Три, четыре - приседай, быстро ноги разминай.

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной,

Лист осины, лист рябины – вот такой букет лесной».

В:  Дети, посмотрите на картинку. Слайд 6. Это середина осени. Ее часто называют золотой. А кто мне скажет почему?

… потому что большинство листочки деревьев становятся желтыми, а на солнце кажется золотым

В: Но вот наступает конец осени. Деревья сбросили свои листья и стоят обнаженные. Часто идет дождь, дует ветер. Слайд 7. Иногда в конце осени падает снег. Природа ждет зимы. Да, осень бывает разная.    

В: Давайте на память о нашей красивой осени  сделаем гостям красивый осенний букет

(Д. присаживаются за столы и выполняют пальчиковую гимнастику)

6. Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«Шагают» пальчики по столу).

6.1. Самостоятельная работа детей

(Д. под музыкальное сопровождение выполняют работу: сначала свой листик намазывают клейстером, затем посыпают песком)

6.2 Обыгрывание «Подари осенний букет»

(Д. свои листики прикрепляют на ватман, где изображена ваза)

В: Молодцы! Ребята, посмотрите, какой красивый букет получился!

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

 В: Я, надеюсь, что Осень вами будет довольна, но нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, повернись, в детском садике очутись.

7. Итог занятия

В: Чем мы с вами сегодня занимались?

… (высказывания детей).   

В:  Вам понравилось наше путешествие?

В: Мы сегодня закончим путешествие, но на память о нашей прогулке по осеннему лесу мы посмотрим с вами интересный фильм. Но его мы посмотрим в группе. (Д. прощаются с гостями и возвращаются в группу под музыкальное сопровождение)

infourok.ru

Конспект на игровую ситуацию в образовательной области «Ознакомление с окружающим» в средней группе на тему «Осень

Конспект на игровую ситуацию в образовательной области «Ознакомление с окружающим» в средней группе на тему «Осень»

Цель: Расширить и систематизировать представление детей об основных признаках времени года - осень, умение самостоятельно находить их.

Задачи:

Образовательные.

• Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

• Продолжать учить согласовывать движения с речью;

• Закреплять знания детей о цвете, величине осенних листьев, учить детей обследовать предмет;

Развивающие.

• Развивать умения детей называть приметы осени;

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и упражнения;

• Воспитательные.

• Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

• Обогащать эмоционально – чувственную и познавательную среду детей;

Воспитательные.

• воспитывать интерес к занятиям

• воспитывать бережное отношение и любовь и животному и растительному миру.

• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал и оборудование:

• Картинки с осенними признаками;

• Карточки с картинками листьев березы, рябины, осины, тополя, черёмухи;

• Мяч;

• Аудиозаписи;

• Ватман А – 4;

• Губки пропитанные цветной гуашью;

• Подносы под губки;

• Салфетки для рук.

Предварительная работа:

• рассматривание календарей, картин, иллюстраций ;

• Беседы об осени;

• Целевые прогулки к березе, рябине, тополю;

• Сбор листьев, обследование их по цвету и форме;

• чтение художественной литературы, загадывание загадок

• Чтение стихов об осени;

• дидактические игры «Подбери по цвету», «Узнай дерево по листве»

Ход занятия.

Звучит музыка осеннего леса.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Под музыку заходит осень.

Осень: - Здравствуйте ребята! Вы знаете, кто я? Отгадайте загадку.

Пришла без красок и без кисти,

и перекрасила все листья.

Д. - Осень.

Осень: - Правильно, я осень! Дети посмотрите, сколько к вам гостей пришло! Давайте поздороваемся с ними все вместе. И я приглашаю вас всех к себе в гости. На чем можно поехать в осенний сад?

Д. На автобусе, поезде, машине.

Осень: - А мы отправимся с вами на машине.

Звучит песня «Поедем кататься», дети изображают руль и отправляются в путешествие.

Осень: - Дети скажите мне, пожалуйста, какие стали деревья осенью?

Д. Яркие, красивые, разноцветные, золотые.

Осень: - Как меня называют ещё?

Д. Золотая осень.

Осень: - Дети, вы знаете стихотворение об осени? (Один ребёнок читает стихотворение)

Осень

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

М. Ивенсен

На доску выставляются картинки с осенними признаками.

Осень: - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

Д. Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в тёплые края. Животные меняют шубки и готовятся к зиме. Часто дует ветер с дождём. Люди собирают урожай. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться тепло.

Осень: - Молодцы ребята. Вы хорошо знаете приметы осени

А теперь давайте возьмём разноцветные листочки, встанем в круг и поиграем.

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с осенью произносят стихотворение.

Мы осенние листочки,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения.

Осень: - Ребята, а давайте поиграем в подвижную игру «Съедобное и несъедобное»

Звучит музыка ветра.

Забегает ветерок и разбрасывает грибы по группе и убегает.

Осень: - Ребята, это ветерок к нам забегал, и разбросал грибы, посмотрите какие они съедобные или нет, надо собрать только съедобные.

Дети под музыку собирают грибы, а потом считают, сколько съедобных грибов.

Осень: - А теперь давайте разложим собранные вами грибы в корзинки, в одну корзинку съедобные, а в другую несъедобные.

Игра «подбери определение»

Осень: - Ребята, Смотрите ветерок, оставил мячик. Давайте мы его украсим осенними листьями, и получится у нас волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к нам скакать

И вопросы задавать.

Ребята, пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Листья осенью, какие?– красивые, жёлтые.

Дождь осенью, какой? – холодный.

Птицы осенью, какие? – перелётные.

Деревья осенью, какие? – нарядные, голые.

Звери осенью, какие? – меняющие шубки.

Продуктивная деятельность: рисуем «Разноцветное дерево» (коллективный рисунок) (Осень показывает технику примакивания и читает стих)

На бумаге ставлю губкой след.

Дети берут и промакивают приготовленными, поролоновыми губками и оставляют оттиски на большом листе бумаги, где изображено большое дерево.

Осень: - Какое разноцветное, красивое получилось у нас дерево! Спасибо вам ребята!

Итог занятия.

Наше путешествие подошло к концу, скажите ребята:

Осень: - каком времени года мы говорили сегодня? (Об осени.)

Что бывает осенью? (похолодание, листопад, птицы улетают на юг)

Сюрпризный момент.

Осень: - Ребята, послушайте, кто – то постучался к вам в дверь? Давайте посмотрим!

Посмотрите ребята это ветер – озорник к вам с подарками прилетел. Он оставил вам корзину с яблоками из нашего сада.

Осень: - Мне очень понравилось гостить у вас в саду.

Но теперь пора прощаться,

в путь – дорогу собираться.

Прибирать листву в садах,

Парках, скверах и лесах.

До свидания!

infourok.ru