Содержание
Гимнастика после дневного сна для средней группы | Картотека (средняя группа) по теме:
Гимнастика после дневного сна для средней группы.
Сентябрь — 1-15
Петушок
1. «Петушок спит»
И.п. лежа на спине, руки вытянуты за головой, ноги вместе. 1 — поднять прямые ноги вверх, руки вверх, потянуться, проснулся петушок; 2-И.п.
2. «Петушок ищет зернышки»
И.п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе.
1 — наклон головы влево;
2-Ил.;
3 — наклон головы вперед;
4-И.п.
То же вправо.
3. «Петушок пьет водичку»
И.п. сидя на пятках, руки опущены.
- — встать на колени, руки вверх;
- — наклониться вперед вниз с вытянутыми руками;
- — выпрямится, руки вверх;
4-И.п.
4. «Петушок поехал на велосипеде»
И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Имитировать ногами езду на велосипеде.
5. «Петушок прыгает»
И.п. носки вместе, руки на поясе.
- Упражнения на дыхание
- Закаливание.
Сентябрь — 15 — 30
1. «Покачивание головой». И.п.: стоя, руки на поясе.
‘ 1 — 3 — покачивание головой в лево, вправо;
2 — 4 — И.п. Повторить 4 — 5 раз.
2. «Повороты туловища».
И.п.: — 3 — повороты туловища влево, вправо с одновременным выпрямлением рук в стороны; — 4 — И.п. Повторить 4-5 раз.
3. «Ножницы».
И.п.: лежа на спине руки за головой.
1 — 4 — приподнять ноги и выполнить скрещивающие движения. Повторить 5-6 раз.
4. «Хлопок». И.п.: то же, руки вдоль туловища.
1 — приподнять правую ногу хлопок под коленом; 2-И.п.;
5. «Подтягивание вверх».
И.п. о.с. — потянуться вверх — вдох;
- — опустить руки вниз — выдох.
6. Упражнение на дыхание
7. Закаливание.
Октябрь — 1 -15
1- «Наклоны головы» И. п. сидя на кровати руки на поясе. Вып: 1 — наклон вправо;
2-И. п.
3 — наклон влево;
4-И. п.
2. «Покажи ладони»
И. п. тоже, руки к плечам. Вып: 1 — руки вперед, ладонями кверху. 2-И. п.
- — руки в стороны, ладони к верху,
- — И. п.
3. «Кошка добрая, злая»
И. п. встать на четвереньки. Вып: — выгнуть, прогнуть спину.
4. «Поднимись на носочки»
И. п. стоя около кровати, стойка носки внутрь, пятки врозь, руки на пояс. Вып: 1 — 2 подняться высоко на носки, 3- 4 И. п.
- «Прыжки на месте»
- Упражнение на дыхание
- Закаливающие процедуры.
Октябрь- 15-30
- И.п. — ноги на ширине ступени, руки вдоль туловища.
Вынести руки в перед, хлопнуть в ладоши перед собой,
вернуться ви.п. - «И.п. — ноги на ширине ступени, руки на поясе. Присесть,
положить руки на колени, вернуться ви.п. - «И.п. — ноги на ширине ступени, руки вдоль туловища.
Поднять руки в стороны, вернуться в И.п. - «И.п. — ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на
двух ногах в чередовании с небольшой паузой
- Упражнения на дыхание
- Закаливающие процедуры.
Ноябрь — 1-15
1. «Делаем дружно»
И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1 — руки в стороны, ноги врозь;
2-И.п.;
- — руки вверх, ноги вверх;
- — И.п.
2. «Дружно повернулись»
И.п. стоя на коленях, руки на поясе.
1 — наклон вправо;
2-И.п.;
3 — поворот туловища вправо, руками коснуться кровати;
4-И.п.;
5 — 8 — то же в левую сторону.
3. «Дружно наклонились»
И.п. стоя на коленях, руки опущены.
- — руки через стороны вверх;
- — наклон вперед — вниз, прямыми руками коснуться кровати;
- — выпрямиться, руки вверх;
4-И.п.
4. «Велосипед»
И.п. сидя ноги вместе, руки упор сзади. Педалеобразные движения ног, ускоряя и замедляя темп.
5. «Прыгали дружно»
И.п. стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах вместе вперед — назад.
6. «Дружно подышали»
И.п. о.с.
- — руки через стороны вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться вдох;
- — И.
п. выдох;
- — 4 — то же левой ногой.
Ноябрь — 15-30
1. «Котята проснулись»
И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища, глаза закрыты.
- — поднять руки вверх, потянуться, открыть глаза; 2 — И.п.
2. «Котятки ищут мышку»
И.п. сидя, ноги широкой дорожкой, руки на поясе. 1 — поворот головы влево;
2 — И.п. 3 — 4 — то же в правую сторону.
3. «Лапки — царапки»
И.п. сидя, ноги вместе, руки за спиной. 1 — вытянуть руки вперед; 2-И.п.
4. «Котятки спрятались»
И.п. сидя, ноги вместе, руки на поясе;
1 — согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками,
наклонить голову, «спрятались»; 2-И.п.
5. «Котятки прыгают»
И.п. ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах вместе.
- Упражнения на дыхание
- Закаливание.
Декабрь — 1-15
1. «Потянулись»
И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — руки через стороны вверх, потянулись; 2-И. п.
2. «Наклоны»
И.п. стоя на коленях, руки на голове. 1 — руки вверх, наклон туловища вперед; 2-И.п.
3. «Ракушка открывается»
И.п. сидя, колени согнуть, обхватить руками. 1 — выпрямить ноги, руки вниз; 2-И.п.
4. «Улитка ползет»
И.п. лежа на животе, руки, на поясе, ноги вытянуты, голова приподнята.
- — руки в стороны, ноги врозь;
- — И.п.
5. «Повернись на бочок»
И.п. лежа на спине, руки вверх.
1 — 4 — повороты со спины на левый, правый бок поочередно.
6. «Прыжки»
И.п. стоя, ноги вместе, руки вверху, ладони вместе. Прыжки, ноги врозь руки в стороны в чередовании с ходьбой.
- Упражнение на дыхание
- Закаливание
Декабрь-15-30
1. «Потянемся»
И.п. лежа на спине ноги вместе, руки вдоль туловища.
- — руки вверх;
- — а) ноги вверх,
б) руками коснуться носков ног;
- — ноги опустить, руки за голову;
- — И.
п.
2. «Наклоны головы»
И.п. сидя, ноги скрестно, руки на поясе.
- — наклон головы вправо;
- — И.п.
- — наклон влево
4-И.п.
3. «Повороты туловища»
И.п. — то же.
- — поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 — И.п.
- — 4 — то же влево
4. «Ножницы»
И.п. ежа на спине, руки за головой. Приподнять ноги и выполнить скрещивающие движения.
5. «Кошка добрая и злая»
И. п. встать на четвереньки, выгнуть, прогнуть спину.
6. «Прыжки»
И.п. стоя около кровати, руки на поясе. Прыжки ноги скрестно.
- Упражнение на дыхание
- Закаливание.
Январь -1-15
1. «Достать ушко»
И.п. сидя на кровати руки опущены.
1 — поднять левое плечо, опустить левое ухо на него;
2-Ил.;
3 — 4 — то же вправо.
2. «Локти вместе»
И.п. локти вместе, руки к плечам.
1 — соединить локти;
2-Ил.;
3 — 4 — то же.
3. «Наклон туловища»
И.п. стоя на коленях, руки на поясе.
- — наклон вправо левая рука над головой;
- — И.п.
- — 4 — то же в левую сторону
4. «Достать колени»
Ил.сидя на кровати руки за головой.
1 — наклон вперед, локтями достать колени, ноги не сгибать.
2-Ил.
5. «Велосипедист»
И.п. лежа на кровати, ноги прижать к животу. 1 — вращение ногами, езда на велосипеде.
6. Прыжки + упражнения на дыхания; подтягивание вверх на
осанку.
Январь — 15-30
S. «Локти вперед»
И,п. — сидя, руки пяткам, локти в стороны. 1 — наклон головы вперед и локти
2. «Локти скрестно»
И.п. ноги скрестно, руки за головой.
1 — наклон вперед, правым локтем, достать левое колено;
2-И.п.
3 — 4 — наоборот
3. «Поочередное сгибание рук и ног»
И.п. лежа на спине одна нога согнута в колене, рука к плечу.
- — поменять положение рук и ног;
- — Другой рукой и ногой.
4. «Ногу назад»
И.п. лежа на животе, руки у подбородка.
- — поднять назад правую ногу;
- — и.п.;
- — 4 — левой ногой.
5. «Потянулись вверх»
Сидя на пятках руки опущены медленно поднимитесь с пяток, руки вверх вдох, опуститься выдох.
6. «Прыжки»
Прыгать на 2 — х ногах, на 1 одной, на 2 — х, на 1 — ой.
- Упражнение на дыхание
- Закаливание.
Февраль — 1 -15
1. «Котята проснулись»
И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища, глаза
закрыты.
1 — поднять руки вверх, потянуться, открыть глаза;
2-И.п.
2. «Котятки ищут мышку»
И.п. сидя, ноги широкой дорожкой, руки на поясе.
1 — поворот головы влево;
2-И.п.
3 — 4 — то же в правую сторону.
3. «Лапки — царапки»
И.п. сидя, ноги вместе, руки за спиной.
- — вытянуть руки вперед;
- — И.п.
4. «Котятки спрятались»
И.п. сидя, ноги вместе, руки на поясе;
- — согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками,
наклонить голову, «спрятались»; - — И.п.
5. «Котятки прыгают»
И.п. ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах вместе.
- Упражнения на дыхание
- Закаливание.
Февраль — 15 — 28
1- «Покачивание головой»
И.п. сидя ноги скрестно, руки на поясе.
- — наклон головы вправо;
- — влево.
2. «Повороты туловища»
И.п. тоже. Повороты туловищем вправо, влево.
3. «Ножницы»
И.п. лежа на спине, руки за головой. 1 — приподнять ноги, развести в стороны; 2, 3, 4, 5 — «ножницы»; 6 — И.п.
4. «Хлопок»
И.п. тоже, руки вдоль туловища.
- — приподнять правую ногу хлопок под коленом;
- — И.п.;
- — то же левой ногой.
5. «Кошка добрая и злая»
И.п. стоя на четвереньках, на кровати.
- — прогнуться;
- — вытянуть спину.
6. «Подтягивание вверх»
подскоки + упражнения на дыхания.
7. Закаливающие процедуры
Март — 1 -15
Хлопушки
1. «Хлопушки вверху»
И.п. лежа на спине, ноги врозь, руки вдоль туловища: 1 — хлопок в ладоши над головой смотреть на руки; 2-И.п.
2. «Хлопок за ногой»
И.п. тоже
1 — поднята нога, хлопнуть в ладоши за ногой; 2-И.п.
3. «Хлопок за спиной»
И.п. сидя на коленях, руки вдоль туловища.
1 — встать на колени, хлопнуть в ладоши за спиной;
2-И.п.
4. «Хлопок перед собой»
И.п. то же
1 — наклон вперед, руки вытянуть вперед, хлопнуть в ладоши; 2-И.п.
5. «Прыгаем хлопая»
И.п. стоя около кровати, руки вдоль туловища.
- — прыжки, руки вверх, хлопок в ладоши;
- — И.п.
- Дыхательные упражнения
- Закаливающие процедуры.
Март — 15 — 30
Потянемся
1. «Прогнись»
И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища
- — потянулись, прогнули спину, руки вверх;
- — И.
п.
2. «Достань носки»
И.п. — сели, ноги прямые, руки на поясе.
1 — наклонились, достали руками кончики пальцев;
2-И.п.
3. «Качалка»
И.п. лежа на животе, захватить ступни ног снаружи, прогнуться.
- — выполнить перекаты вперед, назад в удобном ритме;
- — И.п. отдых в удобной позе.
4. «Велосипед»
И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони вниз
- — характерные вращательные движения ногами;
- — отдых в удобной позе.
5. «Достать ладошки»
И.п. стоя, ноги широко врозь, руки в стороны.
1 — наклон туловища вперед достать ладошки «встретились»;
2-И.п.
- Дыхательные упражнения
- Закаливающие процедуры.
Апрель — 1 -15
Наши ножки хороши
1. «Потянулись»
И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — потянулись, руки вверх; 2-И.п.
2. «Наши коленки хороши»
И.п. лежа на спине, руки вверх.
- — согнуть правую, левую ногу в колене, рукой достать
колено; - — И.
п.
3. «Наши пятки хороши»
И.п. лежа на животе, руки вытянуты перед собой.
- — достать пяточку противоположной рукой, ногу согнуть в
колене «крестик»; - — И.п.
4. «Наши носочки хороши»
И.п. о.с. стоя, руки на поясе.
- — наклон туловища вперед, достать носки ног;
- — И.п.
5. «Нашим ножкам весело»
Прыжки на 2 — х ногах с сигналом «стоп».
- Дыхательные упражнения
- Закаливающие процедуры.
Апрель — 15 — 30
Обезьянки
1. «У обезьянок большие уши»
И.п. сидя на коленях, руки у головы, большой палец в стороны, все остальные широко расставлены. 1 — повороты туловища вправо, влево («показывают свои ушки друг другу»)
2. «У обезьянок чешется спинка»
И.п. тоже. Почесывая спины с боку и через голову.
3. «Обезьянки ловкие»
И.п. сидя достать ногой до уха. То одно, то другое.
4. «Обезьянки акробаты»
И.п. лежа на спине, перекаты вправо, влево (с боку на бок) (кто может вперед назад)
- «Обезьянки бегуны»
Бег на месте - Упражнения на дыхания
- Закаливающие процедуры.
Май — 1 -15
Собачки
1. «Собачка просыпается»
И.п. лежа подтягивающие движения.
2. «Собачка умывается»
И.п. упор ног и рук на кровати на четвереньках.
1 — вращения головой в правую сторону от ладошки к плечу, и
то же в левую (имитация облизывания)
3. «Собачка радуется»
И.п. то же.
1 — прогнуть спину, ногу поднять к верху, голову задрать
вверх, высунуть язык;
2-И.п.
3 — то же другой ногой.
4. «Собачка служит»
- _ из И.п. положения принять положения стойки на коленях,
руки перед грудью; - — И.п.
5. «Собачка прыгает»
Прыжки на 2х ногах, руки перед грудью.
- Дыхательные упражнения
- Закаливающие процедуры.
Май — 15 — 30
1. «Тик-так»
И.п. сидя ноги скрестно, руки на поясе. Наклоны головы вправо — влево.
2. «Мы — сильные»
И.п. сидя, ноги скрестно, руки к плечам. 1-е силой, руки в стороны; 2-И.п.
3. «Покажи пятки»
И.п. лежа на спине, руки за головой.
- — поднять правую ногу, носок тянуть на себя;
- — поднять левую ногу;
- — опустить правую ногу;
- — опустить левую ногу.
4. «Кошка добрая и злая»
И. п. встать на четвереньки.
- — выгнуть спину;
- — прогнуть спину.
5. «Наклонись»
И.п. стоя на коленях, руки опущены.
1 — наклон туловища вправо, левая рука вверх;
2-И.п.
- — наклон туловища влево, правая рука вверх; 2 — И.п.
6. «Поднимись на носочки»
И.п. о.с. руки на поясе.
1 — 2 — подняться высоко на носки; 3 — 4 — вернуться ви.п.
7. «Прыжки»
И.п. о.с. руки на поясе. Прыжки на правой и левой ноге поочередно.
- Упражнение на дыхание
- Закаливание.
Картотека «Гимнастика после сна для средней группы»
Гимнастика
пробуждения
после
дневного сна
для
средней группы
(комплексы
по месяцам на год)
СЕНТЯБРЬ
Смотри
скорее, который час! Тик-тик, тик-тик, тик-тик!
Налево
раз, направо раз! Тик-тик, тик-тик, тик-тик!
Бежит по
рельсам паровоз, на зарядку нас повез.
(произносить,
пока дети просыпаются)
Комплекс 1
1. И. П. : лежа на спине, руки
вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени
руками, вернуться в и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки в
замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и. п., наклон
колен вправо, в и. п.
3. И. П. : сидя, ноги вместе, руки
в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» —
выдох, И. П., вдох (через нос).
4. И. П. : то же, одна рука на
животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот,
надувая живот.
5. И. п. : сидя, ноги врозь, руки
внизу. Хлопок в ладоши перед собой — выдох; развести ладони в стороны — вдох.
6.«Змеиный язычок». Представляем,
как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать
до подбородка. Повтор 6 раз.
Комплекс 2
1. «Потягушки». И. п. : лежа на
спине, руки вдоль туловища, потягивание, и. п.
2. «Горка». И. П. : сидя, ноги
прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног,
поднять таз вверх, держать, вернуться в и. п.
3. «Лодочка». И. п. : лежа на
животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища,
держать, вернуться в и. п.
4. «Волна». И. п. : стоя на
коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И. П., сесть слева
от пяток, руки вправо, и. п.
5. «Послушаем свое дыхание». И. п.
: о. с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к
собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при
вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно, тихое дыхание или
шумное.
ОКТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
Комплекс 3 «Дождик»
Капля первая упала — кап! Сидя,
ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее
движения, следить глазами.
И вторая прибежала — кап! То же
проделать другой рукой.
Мы на небо посмотрели, капельки
«кап-кап» запели, (посмотреть глазами вверх, не поднимая головы)
Намокли лица. Мы их вытирали.
(Вытереть лицо руками, вытянуть ноги)
Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
(Потянуться к носкам ног руками)
Плечами дружно поведем и все капельки
стряхнем. (Поднять и опустить плечи)
От дождя мы убежим (велосипед)
Под кусточком посидим. (сесть,
согнуть ноги к груди, обнять их руками)
Комплекс 4 «Добрый день!»
Ручки, ножки, щечки, ушки очень
любят потягушки.
Мы погладим их легонько и проснемся
потихоньку.
Где же, где же наши глазки?
Отвечайте без подсказки.
Мы прикрыли их ладошкой и погладили
немножко.
Глазки вверх мы поднимали, и
моргали, и моргали.
Ушко правое ладошкой, ушко левое
ладошкой
Все погладили, ребятки, и подергали
немножко!
Щечку правую ладошкой, щечку левую
ладошкой,
Все погладили, ребятки, и похлопали
немножко!
С ручкой правой поиграем, с ручкой
левой поиграем –
Пальчики соединяем, а потом
разъединяем. (хлопки)
Ножку правую ладошкой, ножку левую
ладошкой
Все погладили, ребятки, и потопали
немножко!
Значить будем просыпаться,
подниматься, одеваться!
НОЯБРЬ
Комплекс 5 «Кисоньки»
Ну что, кисоньки проснулись?
Сладко-сладко потянулись и на
спинку повернулись.
А теперь нам интересно, смотрим мы
по сторонам.
Повернем головку влево и посмотрим,
что же там?
А сейчас потянем лапки и покажем
коготки. (руки перед собой, сжим-разжим кулачки)
Посчитаем, сколько пальцев, где же
ваши кулачки?
Мы почти уже проснулись,
приготовились бежать.
Ну-ка ножки вы готовы? 1, 2, 3, 4,
5.(велосипед)
Чтобы не зевать от скуки, сели и
потерли руки (руки вытянуть вперед, потереть)
А потом ладошкой в лоб — хлоп-хлоп,
Щеки заскучали то же? Мы и их
похлопать можем
Ну- ка, дружно не зевать 1, 2, 3,
4, 5.
А теперь уже, гляди, добрались и до
груди. (встать на колени)
Постучим по ней на славу сверху,
снизу, слева, справа.
Молодцы мои котята, а теперь пойдем
играть. (наклоны в стороны)
Руки к солнцу поднимаем и сто раз
мы приседаем. (стоя на коленях, приседать)
Отдыхать умеем то же. Руки за спину
положим.
Вытянемся и легко, легко подышим.
Комплекс 6
1. Лежа на спине, руки вдоль
туловища, руки вверх, потянуться, руки вперед, и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки
вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.
3. И. П. : сидя, ноги прямые, руки
в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п.
4. «Пешеход». И. П. то же,
переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. И. П. : сидя, ноги скрестно,
руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
ДЕКАБРЬ
Мы
спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам
отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепко
кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться!
Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
Комплекс 7
Наконец – то мы проснулись,
Протирают глаза кулачками.
Сладко, сладко потянулись,
Потягиваются.
Чтобы сон ушел, зевнули, Зевают.
Головой слегка тряхнули. Покачивают
головой из стороны в сторону.
Плечи поднимали, Поднимают плечи.
Ручками махали, Руки перед грудью,
«ножницы».
Коленки сгибали, Согнуть ноги в
коленях.
К груди прижимали. Обхватить руками
ноги, прижать.
Носочками подвигали, Носки на себя,
от себя поочередно.
Ножками подрыгали. Вытянуть ноги,
потрясти ими.
Не хотим мы больше спать Пальчиками
или ладошками показать.
Будем весело играть Хлопки в
ладоши.
Комплекс 8
1. И. п. — лёжа на спине, руки
вдоль туловища. Поморгать глазками.
2. И. п. — лёжа на спине, руки
внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать
вдох. Вернуться в и. п. — выдох.
3. И. п. — лёжа на спине, руки вдоль
туловища, голова прямо. Повернуть голову вправо, вернуть в и. п. То же влево.
4. И. п. — сидя, ноги вместе,
руками упор сзади. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Вернуться в и. п. То
же левой ногой.
5. И. п. — сидя ноги вместе, руки
сжаты в кулачки. Наклон вперёд, кулачками стучать по коленям произнося «тук-
тук- тук». Вернуться в и. п.
6.«Часы». И. п. — сидя, руки на
поясе. Со звуком «тик» выдохнуть и наклониться вперед, со звуком «так»
возращение в и. п. — вдох.
ЯНВАРЬ
Комплекс 9
Мы проснулись, улыбнулись,
посильнее потянулись.
Первый разик на спине, а потом на
животе.
И на левом боку потянулись, и на
правом боку потянулись.
Лягте на спинку и продолжаем, ноги
вверх мы поднимаем и тихонько опускаем,
Правую ножку поднимем, потянем носочек,
тихонько опускаем,
Левую ножку поднимем, потянем
носочек, тихонько опускаем,
А теперь мы с вами, дети, поедем на
велосипеде. Молодцы, отпустили ножки.
Подбородком грудь достанем, к
потолку глаза подняли,
Влево, вправо посмотрели, на
кроватку тихо сели.
Руки в стороны подняли, крепко так
себя обняли.
Наклонились, потянулись, до
носочков дотянулись. Выпрямили спинки, отдохнули и еще раз наклонились,
потянулись, до носочков дотянулись, выпрямили спинки.
Разбудим наши ротики, сделаем
глубокий вдох,
А, выдыхая, помычим «м – м – м —
м», но ротик не открываем. Молодцы!
Комплекс 10
1. И. П. : лежа на спине, руки
вдоль туловища: быстро моргать глазами 1-2 мин.
2. И. П. : лежа на спине, руки
вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую, и. п., поднять левую ногу (прямую,
и. п.
3. И. П. : лежа на спине, руки
перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и. п.
4. И. П. : лежа на спине, руки
вверху, поворот туловища вправо/влево, и. п.
5. И. П. : лежа на спине, руки за
головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг друга) — выдох, и. п., локти
касаются кровати — вдох.
6. И. П. : сидя, ноги скрестив,
руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
7. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки
на коленях. Наклоны к коленям — поочередно к правому, левому.
8. Игра – шутка: хвостик спрячем на
подушки, делать будем мы вертушки (игры с одеялом, спрятать выдуманный хвостик
под подушку).
ФЕВРАЛЬ
Кто спит в
постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не
будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
Комплекс 11
1. И. П. : лежа на спине, руки
вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться,
выдох.
2. И. П. : лежа на спине, руки в
стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести
руки, в и. п., вдох.
3. И. П. : лежа на спине, руки в
замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать
их вместе, и. п. (одновременно опустить).
4. И. П. : лежа на спине, руки в
упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать
прямо (3-5 сек. , вернуться в и. п.
5. И. П. : лежа на животе, руки за
голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и. п.
6. И. П. : лежа на животе, руки под
подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.
Комплекс 12 «Самолет»
Пролетает самолет, с ним собрался я
в полет (сидя, ноги скрестив, смотреть вверх, не поднимая головы, и водить
пальцем за пролетающим самолетом, сопровождая глазами).
Правое крыло отвел, посмотрел,
левое крыло отвел, поглядел. (Отвести правую руку в сторону (следить взглядом,
то же выполняется в левую сторону).
Я моторчик завожу и внимательно
гляжу (Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом).
Поднимаюсь ввысь, лечу,
возвращаться не хочу (сидя на ногах, выполнять летательные движения).
Крепко зажмурить глаза на 5 сек.,
открыть (повторить 8-10 раз).
Мы летим, вдруг начался сильный
дождь (сидя на коленях, руки за спиной, вытянуть правую руку вперед, ладонью
вверх, потом левую; повтор 4-5 раз)
Но вот подул ветер (дыхательное
упражнение) и прогнал тучку (вдох носом, задержать дыхание на 1-2 сек. ,
выдохнуть через рот со звуком «у-у-у»).
И снова стало светить солнышко
(сидя на коленях, поднять руки вверх, наклоны вправо-влево).
МАРТ
Улетели
сны в окошко, убежали по дорожке,
Ну, а мы с
тобой проснулись и, проснувшись улыбнулись.
Открывай
один глазок, открывай другой глазок,
Будем мы с
тобой сейчас делать «потягушки», лежа на подушке.
Потянули
одеяло, прячемся в него сначала,
Отгибаем
не спеша, вместе ищем малыша.
Комплекс 13
Глазки открываются, реснички
поднимаются (Легкий массаж лица.)
Дети просыпаются, друг другу
улыбаются (Поворачивают голову вправо — влево.)
Дышим ровно, глубоко и свободно, и
легко.
(Делают глубокий вдох и выдох,
надувая и втягивая живот)
Что за чудная зарядка — как она нам
помогает,
Настроенье улучшает и здоровье
укрепляет. (Растирают ладонями грудную клетку и предплечья).
Крепко кулачки сжимаем, руки выше
поднимаем.
(Медленно поднимают руки вверх,
быстро сжимая и разжимая кулаки).
Сильно — сильно потянись. Солнцу
шире улыбнись! (Вытянув руки, потягиваются)
Ножки начали плясать, не желаем
больше спать (ноги сгибать по очереди к груди).
Все прогнулись, округлились,
мостики получились (на четвереньках выгнуть спину).
Сделай вдох и поднимайся, к
солнышку тянись (сидя на коленях потянуть вверх руки).
Опускайся, выдыхай и еще раз
повторяй (повтор 4-5 раз).
Вот теперь совсем проснулись и к
делам своим вернулись.
Комплекс 14 «Превращения»
«Змея» (лежа на животе, поднять на
вытянутых руках голову, плечи, гордо поворачивать голову вправо-влево,
произнося звук «ш-ш-ш»).
«Крокодил» (лежа на животе, руки
согнуты в локтях, ладони под подбородком, поочередное поднимание правой и левой
ноги – огромная пасть).
«Панда» (лежа на спине, подтянуть
коленки к животу, обхватить руками, нагнуть голову, перекаты вперед-назад,
вправо-влево – кувыркается в траве).
«Обезьянка» (лежа на спине, поднять
прямую ногу, обхватить ее руками ниже колена и, перебирая руками по направлению
к щиколотке, попытаться сесть – обезьянки карабкаются на дерево).
«Жираф» (стоя на четвереньках,
поднять вверх правую руку, пальцы сомкнуты, большой палец вверх, ладонь
поворачивается вправо-влево. То же левой рукой).
Дыхательная гимнастика: «Гребля на
лодке» : сидя, ноги врозь: вдох – живот втянуть (руки вперед, выдох – живот
выпятить (руки в стороны) (5-6 раз).
АПРЕЛЬ
Чтобы
голову разбудить, надо шейкой покрутить (делаем вращения).
Чтобы
ручки разбудить, хлопать будем их учить: справа, слева, и вверху, и внизу.
Хвостик
спрячем на подушки. Делать будем мы вертушки (игры с одеялом, спрятать
выдуманный хвостик под подушку).
Комплекс 15 «Спортсмены»
«Штангисты» (лежа на спине, руки к
плечам, вытянуть руки вперед, пальцы сжаты в кулаки, вернуться в и. п.).
«Футболисты» (лежа на спине, колени
подтянуты к животу, бить то правой, то левой ногой по воображаемому мячу, потом
двумя ногами сразу).
«Гребцы» (сидя, ноги врозь, руки к
плечам, наклониться, дотянуться руками до носков ног, вернуться в и. п.).
«Велосипедисты» (лежа на спине,
поднятые ноги вверх поочередно сгибать и разгибать, стараясь делать круговые
движения).
«Яхтсмены» (лежа на животе, руки за
спиной сцеплены в замок, поднять голову, грудь. Прогнуться. Сцепленные руки
поднять как можно выше – парус).
«Борцы» — дыхательное упражнение
(сидя по-турецки, глубокий вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот).
Комплекс 16
Встало солнышко с утра (соединяем кончики
пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх).Детям тоже встать пора!
(Разводим руки в стороны).
Ручки к солнышку протянем, с
лучиками поиграем (Руки поднимаем вверх, вращаем кистями «фонарики», смотрим на
руки).
Вдруг сквозь наши пальчики к нам
прискачут зайчики (Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица).
Солнечные, не простые, зато скачут
как живые:(Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы
вверх — ушки, пошевелим «ушками»).
По лобику к височкам, по носику, по
щечкам, по плечикам, по шейке,
И даже по коленкам! (Легко
постукиваем кончиками пальцев,
Ладошками мы хлопали и зайчиков
хватали (хлопаем в ладошки, хватаем,
Но к солнышку лучистому зайчишки
ускакали! (Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем», вращаем кистями).
МАЙ
Солнце
глянуло в кроватки, надо делать нам зарядку.
Одеяло мы
подняли, сразу ножки побежали.
Раз, два,
три! Ну-ка ножки догони!
Комплекс 17
«Покувыркаемся в траве» (лежа на
спине, сгруппироваться, подтянув ноги к груди и обхватив их руками, пригнуть
голову. Перекаты вперед-назад).
«Солнце встает» (сидя по-турецки,
руки вдоль туловища, поднять руки через стороны вверх, посмотреть на руки,
вдох. Опустить руки, выдох).
«Радуга» (сидя по-турецки, руки в
стороны ладонями кверху. Наклон в правую сторону, коснуться ладонью левой руки
ладони правой, и. п. То же в другую сторону).
«Бабочка» (сидя, ноги согнуты в
коленях, руки на поясе, развести колени в стороны, вернуться в и. п.)
«Солнечные капельки» (сидя,глаза закрыты,подставляем
солнышку лицо, греем носик щечки, горлышко).
«Зевота»-дыхательное упражнение
(сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух произнести
«о-о-хо-хо-хо-о-о-о-о» — позевать, повтор5-6 раз).
Комплекс 18 «Насекомые»
«Стрекоза» (лежа на спине, руки
вдоль туловища. Руки в стороны, несколько быстрых взмахов руками, и. п.)
«Кузнечик» (лежа на животе, руки
согнуты в локтях, упор около плеч. Поднять правую прямую ногу вверх, опустить.
То же с левой).
«Паутинка» — дыхательное упражнение
(Подуем на паутинку – глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот).
«Паучок» (сидя, ноги согнуты в
коленях, руки – в упор сзади. Приподнять таз, сделать несколько шагов
вперед-назад, передвигая руки и ноги).
«Скорпиончик» (лежа на животе, руки
в упоре около плеч. Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Согнуть ноги, тянуть
к голове).
Поднимайся,
детвора!
Завершился
тихий час, свет дневной встречает нас.
Потянулись!
Улыбнулись! Наконец — то мы проснулись!
Добрый
день! Пора вставать! Заправлять свою кровать.
(проговаривать
после окончания гимнастики)
Гимнастика
пробуждения
после
дневного сна
для
средней группы
(комплексы
по месяцам на год)
Гимнастика после сна в средней группе.
Комплекс оздоровительной гимнастики для детей
Каждый детский сад имеет свой комплекс мероприятий по работе с детьми раннего возраста. В данном случае речь идет о таком мероприятии, как гимнастика после сна в средней группе. Что это за физическая нагрузка? А какие упражнения входят в комплекс?
Зачем нужна детская гимнастика?
Зарядка, как и любая другая физкультура, необходима для нормальной активности ребенка. С этой целью многие дошкольные учреждения организуют занятия физической культурой, время для развития физической выносливости детей. Оптимальным временем для зарядки считается раннее утро. Важно, чтобы после сна в средней группе был бодрящий заряд или гимнастика. Избавляет от сонливости, приводит в тонус все мышцы тела, развивает внимательность и улучшает настроение.
В чем особенности занятий гимнастикой для детей средней группы?
Главная особенность гимнастических упражнений после детского сна в том, что они запускают работу по восстановлению организма, направленную на окончательное пробуждение ото сна. Те. Дети, которые только что проснулись, чаще всего испытывают физический стресс. Все движения в этом виде гимнастических упражнений выполняются без резких движений. Некоторые из них работают исключительно с дыханием, другие направлены на восстановление мышечного тонуса, профилактику осанки и плоскостопия.
Эффективность каждого из упражнений напрямую зависит от психологического настроя наставника, а также от его манеры подачи гимнастики. Поэтому для повышения эффекта зарядки рекомендуется выполнять все гимнастические элементы в игровой форме и с соответствующим звуковым сопровождением.
Дыхательная гимнастика
Гимнастика после сна в средней группе может включать различные упражнения. Например, это могут быть специальные дыхательные техники. Одним из таких упражнений является упражнение под названием «Полет на Луну».
Во время его выполнения детям предлагается, не вставая с кровати, сделать вдох (можно глубокий) через нос и через рот — выдох. Затем необходимо широко расставить ноги, а руки сжать в кулаки и осторожно расположить их перед грудью. При вдохе не менять положение тела, при выдохе рекомендуется начинать вращение согнутыми руками, удерживая их на уровне груди. Такие движения необходимо повторить 4-6 раз.
Еще одно упражнение, включающее в себя гимнастику после сна в средней группе, это «Полет на ракете». Он основан на правильных вдохах и выдохах. Для его выполнения нужно встать на колени и поднять руки вверх. Затем нужно соединить свободные ладони над головой и сделать вдох, а затем – выдох. Причем выдыхать необходимо с некоторой задержкой. Должен быть продолжительный выдох, сопровождаемый легким покачиванием из стороны в сторону. Перенесите вес тела с одной ноги на другую и произнесите протяжный звук: «У-у-у». В идеале повторить упражнение 4-6 раз.
Следующее упражнение называется «Надевание скафандра». Для его выполнения необходимо сначала присесть, затем сцепить руки над головой и вдохнуть. После этого выдохните и разведите руки в стороны, произнося слово «Цыпочка». Проделайте это действие 5-6 раз.
Занятия спортом в средней группе можно начать с такого простого дыхательного упражнения, как «Путешествие на Луноходе». Для этого нужно встать на пол, ноги поставить на уровне плеч, а руки раскинуть вдоль туловища. Сделайте вдох и сделайте приседание (делать это нужно как можно глубже). Присев на корточки, сказать: «У-у-у!» Повторить 5-6 раз.
Еще одно упражнение, которое входит в комплекс гимнастики после сна, называется «Безумцы». Для его выполнения дети должны встать на колени, согнуть руки в локтях и развести их в стороны, при этом развести пальцы в стороны. Сделайте долгий выдох и короткий вдох. Скажите: «Хи-и-хи» — и повторите упражнение 2-4 раза.
Упражнения для пробуждения
Главное преимущество зарядки для детей после сна в том, что многие упражнения выполняются прямо в постели. Детям даже не нужно вставать – такие упражнения выполняются из положения лежа.
Для этого необходимо удобно лечь на спину, вдохнуть и выдохнуть, пошевелить пальцами ног и кистями, крепко сжать пальцы рук, согнуть руки в локтях, поднять их над головой и соединить в замок . Протянуть. Опустите руки. Отведите правую ногу в сторону, выпрямите пятку и носок к себе. Проделайте то же самое с левой ногой. Соедините обе ноги вместе и снова потянитесь.
Лягте на спину. Вытяните руки в стороны. Прижмите обе руки друг к другу и потрите их, пока они не станут теплыми. Поднимите обе ноги вверх и выполните упражнение «Велосипед», образно крутя педали в воздухе. Опустите ноги и руки. Расставьте их широко. Соедините вместе, затем разъедините. Упражнение нужно делать одновременно руками и ногами. Повторить 2-4 раза.
Перевернуться на живот. Руки положите под подбородок, а ноги слегка приподнимите и сделайте ими несколько движений в воздухе (отдаленно эти действия напоминают парящего человека). Поднимите руки и сделайте из них «ножницы». Первое и второе упражнение повторить 5-6 раз.
Растяжка после зарядки
После небольшой тренировки рекомендуется закончить занятие в средней группе небольшой растяжкой. Для этого дети ложатся на спину, правой рукой берутся за левое колено, поворачиваются в правый бок (до касания стопы кровати) и потягиваются. Вернитесь в исходное положение. То же самое нужно повторить правой ногой, поворачиваясь в обратную сторону.
Упражнения возле кровати
Помимо упражнений в постели, гимнастика после дневного сна включает в себя несколько элементов, которые выполняются стоя на полу. Начинать комплекс необходимо с ходьбы на месте. Для полноценного эффекта рекомендуется включать спокойную нейтральную музыку. Прогулка в течение 1 минуты.
Поставьте ноги на ширине плеч. Руки свободно опускаются вдоль туловища. На счет «раз» — руки вынести вперед и сделать хлопок над головой. На счет «два» — верните руки в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
Положите руки на талию и начните ходить, поднимая колени (как можно выше). Повторить 5 раз.
Опустите ноги и зачерпните руками воздух. Вдохните и выдохните. Поставьте ноги на ширину плеч. Поднимите руки вверх. В «время» подпрыгнуть и одновременно сделать хлопок. На «двойку» — вернуться в исходное положение. Выдохните и выдохните.
Упражнения с мягким ковриком
Иногда гимнастика в детском саду предполагает использование разнообразных подручных деталей. Например, самым распространенным атрибутом для зарядки являются коврики с жестким ворсом. Для этого отлично подойдет прорезиненный коврик, обычно используемый для чистки обуви в прихожей.
Упражнение заключается в ходьбе по мату с жестким ворсом. Он помогает детям, с одной стороны, полностью проснуться, а с другой стороны, во время тренировки проводится непроизвольный массаж стоп. Напомним, что именно на стопе человека находится наибольшее скопление активных точек, отвечающих за работу различных органов.
Встаньте прямо перед кроватью. Руки сгибаются в локтях. На счет «раз» — шаг на коврик одной ногой. На счет «двойка» — шаг по поверхности второй ногой. На счет три – вернуть одну ногу в исходное положение. На счет четырех — второй. Повторите упражнение 7-10 раз.
Физкультминутка с мячом
В комплекс гимнастики после дневного сна можно включить упражнение с мячом. Выполняется стоя возле кровати. Встать прямо. Поклонись и возьми мяч. Поднимите руки с мячом вверх, создавая своеобразную арку. Поочередно наклоняйтесь с мячом в левую и правую сторону. Повторить по 5 раз в каждую сторону.
После выполнения упражнений не забудьте как следует размяться. Слегка потрясти руками, ногами. Все упражнения, включающие в себя гимнастику после сна в ДОУ, могут сопровождаться хлопками воспитателя или выполняться под знакомую детям музыку.
Аэробные упражнения улучшают сон и качество жизни пожилых людей, страдающих бессонницей, по самооценке
1. Foley DJ, Monjan AA, Brown SL, Simonsick EM, Wallace RB, Blazer DG. Жалобы на сон среди пожилых людей: эпидемиологическое исследование трех сообществ. Спать. 1995;18(6):425–32. [PubMed] [Google Scholar]
2. Middelkoop HA, Smilde-van den Doel DA, Neven AK, Kamphuisen HA, Springer CP. Субъективные характеристики сна 1485 мужчин и женщин в возрасте 50–93 лет: влияние пола и возраста, а также факторы, связанные с самооценкой качества сна. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 1996;51(3):M108–15. [PubMed] [Google Scholar]
3. Гисласон Т., Рейнисдоттир Х., Кристбьярнарсон Х., Бенедиктсдоттир Б. Привычки и нарушения сна у пожилых людей — эпидемиологическое исследование. J Интерн Мед. 1993;234(1):31–9. [PubMed] [Google Scholar]
4. Webb WB, Campbell SS. Пробуждения и возвращение ко сну у пожилых людей. Спать. 1980;3(1):41–6. [PubMed] [Google Scholar]
5. Stewart R, Besset A, Bebbington P, Brugha T, Lindesay J, Jenkins R, et al. Сопутствующая бессонница, воздействие и использование снотворных по возрастным группам в национальном обследовании населения в возрасте от 16 до 74 лет. Спать. 2006;29(11): 1391–1397. [PubMed] [Google Scholar]
6. Ancoli-Israel S. Бессонница у пожилых людей: обзор для практикующего врача первичной медико-санитарной помощи. Спать. 2000; 23 (Приложение 1): S23–30. обсуждение S6-8. [PubMed] [Google Scholar]
7. Stone KL, Ewing SK, Lui LY, Ensrud KE, Ancoli-Israel S, Bauer DC, et al. Самостоятельно сообщаемые привычки сна и дремоты и риск падений и переломов у пожилых женщин: исследование остеопоротических переломов. J Am Geriatr Soc. 2006;54(8):1177–83. [PubMed] [Google Scholar]
8. Авидан А.Ю., Фрайс Б.Е., Джеймс М.Л., Сафара К.Л., Райт Г.Т., Червин Р.Д. Бессонница и использование снотворного, зарегистрированные в минимальном наборе данных, как предикторы падений и переломов бедра в домах престарелых Мичигана. J Am Geriatr Soc. 2005;53(6):955–62. [PubMed] [Google Scholar]
9. Brassington GS, King AC, Bliwise DL. Проблемы со сном как фактор риска падений в выборке взрослых в возрасте 64-99 лет, проживающих в сообществе. J Am Geriatr Soc. 2000;48(10):1234–40. [PubMed] [Google Scholar]
10. Cricco M, Simonsick EM, Foley DJ. Влияние бессонницы на когнитивные функции у пожилых людей. J Am Geriatr Soc. 2001;49(9):1185–9. [PubMed] [Google Scholar]
11. Rowe JW, Kahn RL. Успешное старение. Геронтолог. 1997;37(4):433–40. [PubMed] [Google Scholar]
12. Кларксон-Смит Л., Хартли А.А. Взаимосвязь между физическими упражнениями и когнитивными способностями у пожилых людей. Психологическое старение. 1989;4(2):183–9. [PubMed] [Google Scholar]
13. Министерство здравоохранения и социальных служб США. Упражнение: руководство Национального института старения, 2001 г. Отчет №: Публикация NIH № 01-4258. [Google Scholar]
14. Dustman RE, Ruhling RO, Russell EM, Shearer DE, Bonekat HW, Shigeoka JW, et al. Аэробные упражнения и улучшение нейропсихологических функций пожилых людей. Нейробиол Старение. 1984;5(1):35–42. [PubMed] [Google Scholar]
15. Kramer AF, Hahn S, Cohen NJ, Banich MT, McAuley E, Harrison CR, et al. Старение, фитнес и нейрокогнитивные функции. Природа. 1999; 400(6743):418–9. [PubMed] [Google Scholar]
16. Сингх Н.А., Клементс К.М., Фиатароне М.А. Рандомизированное контролируемое исследование влияния физических упражнений на сон. Спать. 1997;20(2):95–101. [PubMed] [Google Scholar]
17. Стивенсон Дж. С., Топп Р. Влияние длительных упражнений средней и низкой интенсивности на пожилых людей. Рес Нурс Здоровье. 1990;13(4):209–18. [PubMed] [Google Scholar]
18. Benloucif S, Orbeta L, Ortiz R, Janssen I, Finkel SI, Bleiberg J, et al. Утренняя или вечерняя активность улучшает нейропсихологические показатели и субъективное качество сна у пожилых людей. Спать. 2004;27(8):1542–51. [PubMed] [Google Scholar]
19. Naylor E, Penev PD, Orbeta L, Janssen I, Ortiz R, Colecchia EF, et al. Ежедневная социальная и физическая активность увеличивает медленноволновой сон и дневную нервно-психическую работоспособность у пожилых людей. Спать. 2000;23(1):87–9.5. [PubMed] [Google Scholar]
20. Драйвер Х.С., Тейлор С.Р. Упражнения и сон. Sleep Med Rev. 2000;4(4):387–402. [PubMed] [Google Scholar]
21. King AC, Oman RF, Brassington GS, Bliwise DL, Haskell WL. Упражнения средней интенсивности и самооценка качества сна у пожилых людей. Рандомизированное контролируемое исследование. Джама. 1997;277(1):32–7. [PubMed] [Google Scholar]
22. Триндер Дж., Пакстон С.Дж., Монтгомери И., Фрейзер Г. Выносливость в отличие от силовых тренировок: их влияние на сон. Психофизиология. 1985;22(6):668–73. [PubMed] [Google Scholar]
23. О’Коннор П.Дж., Кроули М.А., Гарднер А.В., Скиннер Дж.С. Влияние тренировок на частоту сердечных сокращений во сне после дневных упражнений. Eur J Appl Physiol Occup Physiol. 1993;67(1):39–42. [PubMed] [Google Scholar]
24. Кубиц К.А., Ландерс Д.М., Петруцелло С.Дж., Хан М. Влияние острых и хронических упражнений на сон. Метааналитический обзор. Спорт Мед. 1996;21(4):277–91. [PubMed] [Google Scholar]
25. Морган К. Дневная активность и факторы риска бессонницы в пожилом возрасте. J Сон Res. 2003;12(3):231–8. [PubMed] [Академия Google]
26. Янгштедт С.Д. Влияние физических упражнений на сон. Клин Спорт Мед. 2005;24(2):355–65. xi. [PubMed] [Google Scholar]
27. Edinger JD, Morey MC, Sullivan RJ, Higginbotham MB, Marsh GR, Dailey DS, et al. Аэробный фитнес, острые упражнения и сон у пожилых мужчин. Спать. 1993;16(4):351–9. [PubMed] [Google Scholar]
28. Bliwise DL, King AC, Harris RB, Haskell WL. Распространенность самоотчетов о плохом сне среди здорового населения в возрасте 50-65 лет. соц. мед. 1992;34(1):49–55. [PubMed] [Академия Google]
29. Ван Сомерен Э.Дж., Лийзенга С., Мирмиран М., Свааб Д.Ф. Длительные фитнес-тренировки улучшают циркадный ритм отдыха и активности у здоровых пожилых мужчин. J Биол Ритмы. 1997;12(2):146–56. [PubMed] [Google Scholar]
30. King AC, Pruitt LA, Woo S, Castro CM, Ahn DK, Vitiello MV, et al. Влияние упражнений средней интенсивности на полисомнографическое и субъективное качество сна у пожилых людей с легкими и умеренными жалобами на сон. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2008;63(9):997–1004. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
31. Бюссе Д.Дж., Рейнольдс С.Ф., 3-й, Монк Т.Х., Берман С.Р., Купфер Д.Дж. Питтсбургский индекс качества сна: новый инструмент для психиатрической практики и исследований. Психиатрия рез. 1989;28(2):193–213. [PubMed] [Google Scholar]
32. Johns MW. Новый метод измерения дневной сонливости: шкала сонливости Эпворта. Спать. 1991;14(6):540–5. [PubMed] [Google Scholar]
33. Ware JE, Sherbourne CD. Краткое обследование состояния здоровья MOS, состоящее из 36 пунктов (SF-36): I. Концептуальная основа и выбор пунктов. Медицинская помощь. 1992;30:473–83. [PubMed] [Google Scholar]
34. McHorney CA, Ware JE, Jr, Raczek AE. Краткий обзор состояния здоровья MOS, состоящий из 36 пунктов (SF-36): II Психометрические и клинические тесты на достоверность измерения конструктов физического и психического здоровья. Мед уход. 1993;31(3):247–63. [PubMed] [Google Scholar]
35. Радлов Л.С. Шкала CES-D: шкала самооценки депрессии для исследования среди населения в целом. Прикладное психологическое измерение. 1977; 3: 385–401. [Google Scholar]
36. Currie SR, Wilson KG, Curran D. Клиническое значение и предикторы реакции на когнитивно-поведенческую терапию бессонницы, вторичной по отношению к хронической боли. Дж. Бехав Мед. 2002;25(2):135–53. [PubMed] [Академия Google]
37. Морган К., Диксон С., Мазерс Н., Томпсон Дж., Томени М. Психологическое лечение бессонницы в регуляции длительного употребления снотворных. Оценка медицинских технологий. 2004;8(8):iii–iv. 1–68. [PubMed] [Google Scholar]
38. Irwin MR, Cole JC, Nicassio PM. Сравнительный метаанализ поведенческих вмешательств при бессоннице и их эффективности у взрослых среднего и старшего возраста 55+ лет. Психология здоровья. 2006;25(1):3–14. [PubMed] [Google Scholar]
39. Ирвин М.Р., Олмстед Р., Мотивала С.Дж. Улучшение качества сна у пожилых людей с умеренными жалобами на сон: рандомизированное контролируемое исследование тайцзицюань. Спать. 2008;31(7):1001–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Morin CM, Hauri PJ, Espie CA, Spielman AJ, Buysse DJ, Bootzin RR. Немедикаментозное лечение хронической бессонницы. Обзор Американской академии медицины сна. Спать. 1999;22(8):1134–56. [PubMed] [Google Scholar]
41. Montgomery P, Dennis J. Физические упражнения при проблемах со сном у взрослых в возрасте 60+ Cochrane Database Syst Rev. 2002;(4):CD003404. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
42. Zammit GK, Weiner J, Damato N, Sillup GP, McMillan CA. Качество жизни у людей с бессонницей. Спать. 1999; 22 (Приложение 2): S379–85. [PubMed] [Google Scholar]
43. Leger D, Scheuermaier K, Philip P, Paillard M, Guilleminault C. SF-36: оценка качества жизни при тяжелой и легкой бессоннице по сравнению с хорошим сном. Психозом Мед. 2001;63(1):49–55. [PubMed] [Google Scholar]
44. Katz DA, McHorney CA. Взаимосвязь между бессонницей и качеством жизни, связанным со здоровьем, у пациентов с хроническими заболеваниями. Дж. Фам Практ. 2002;51(3):229–35. [PubMed] [Google Scholar]
45. Walsh JK, Krystal AD, Amato DA, Rubens R, Caron J, Wessel TC, et al. Ночное лечение первичной бессонницы эсзопиклоном в течение шести месяцев: влияние на сон, качество жизни и ограничения в работе.