Содержание
Откуда ветер дует — Заходер Б. Сказка про медведя и лису.
Сказка про медведя, который поймал жирную куропатку. Перед тем, как ее съесть, он решил похвастаться перед лесными жителями, чтобы не думали, что он неповоротливый и неловкий.
Как-то раз повезло медведю на охоте — умудрился Мишка куропатку живьём поймать, да ещё такую жирную — прямо объеденье!
Хотел было Мишка её сразу съесть, да потом раздумал.
«Пойду-ка, —думает, — по лесу пройдусь, покрасуюсь. Пускай все звери моей добычей полюбуются да мне позавидуют. Хватит им меня неуклюжим да косолапым звать — пусть знают, что я за охотник!»
Примял Мишка куропатку зубами, не до смерти, а так, слегка, чтобы не вырвалась, — и ну шагать по лесу, кусты мять, деревья валить.
А навстречу косолапому — Лиса-кума. Остановился медведь, подбоченился, нос повыше задрал и ждёт, что ему Лиса скажет.
А Лиса, как назло, будто ничего не замечает. Тоже нос подняла, воздух нюхает, а Мишку с куропаткой будто и не видит!
Досадно стало Мишке. Подошёл он поближе и ворчит сквозь зубы — куропатка-то во рту:
— Гм-м! Хм-хм!
Тут Лиса его заметила.
— А, это ты, Мишенька? Здравствуй! Погода-то нынче какая! Прямо благодать! Только что-то не пойму: откуда сегодня ветер дует? Ты не скажешь ли?
А Мишка опять сквозь зубы ворчит — куропатка ведь живая:
— Гм-гм!
— С юга, говоришь? — спрашивает Лиса.— Да нет, словно бы
А Мишка опять:
— Хм-хм!
— Ничего я, Мишенька, не разберу,— говорит Лиса.—Каша у тебя, что ли, во рту? Или зубы растерял? Не ворчи ты, сделай милость, а говори толком: откуда ветер дует?
Тут уж Мишке невтерпёж стало: разинул он пасть да как рявкнет:
— С запада!
И не успел он это слово выговорить, куропатка — фрр! —
Вот Мишка давай Лису ругать.
— Из-за тебя, дурища,— говорит,— я своей добычи лишился! Где она, куропатка-то? Где? А ведь какая была жирная да вкусная — до сих пор слюнки текут!
А Лиса — ну хохотать! Хохочет, а сама за бока держится, чтобы со смеху не лопнуть.
— Ой, уморил! Ох, и чудак же ты, косолапый! Ты куропатку упустил, а я виновата! Я-то тут при чём?
— Да как же, — говорит медведь, — зачем ты спрашивала, откуда ветер дует? Всё из-за вопросов твоих и вышло!
А Лиса — опять до слёз хохотать. Насилу успокоилась, слёзы утёрла и говорит:
— Чудак ты, Мишка! Не вопросы мои, а глупость твоя виновата! Я ведь тебе говорила, чтобы ты толком отвечал! Вот кабы у меня во рту куропатка была да меня бы спросили, откуда ветер дует, — я бы ни в жизнь не сказала «с запада».
— А как бы ты сказала? — удивился Мишка.
А Лиса челюсти покрепче стиснула да сквозь зубы процедила:
— С севера! С севера, Мишенька!
(Илл. Поздняковой Е.)
Пожалуйста, оцените произведение
Оценка: 4.8 / 5. Количестов оценок: 125
Пока нет оценок
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Отзыв о сказке Лисаченко «Почему ветер дует»
Главные герои сказки Алексея Лисаченко «Почему ветер дует» из сборника «Правдивые истории про Митю Печенкина» — третьеклассник Митя Печенкин и вихрь по имени Смерч Торнадыч. Однажды на вершине высокой горы собрались ветры со всего мира, чтобы обсудить наболевшие вопросы.
В конце собрания ветров выступил маленький школьный сквознячок. Он робко рассказал, что третьеклассник Митя Печенкин на уроке природоведения заявил, что ветер дует оттого, что деревья качаются. Вихрь по имени Смерч Торнадыч решил поучить Митю уму-разуму и полетел в школу, где учился такой нерадивый ученик.
Школьный сквознячок показал ему Митю среди других учеников, катавшихся на лыжах, и Смерч перенес мальчика в африканскую пустыню, на вершину огромного песчаного бархана. Там Смерч спросил у Мити, почему ветер дует? Мальчик снова сказал, что ветер дует от того, что деревья качаются. Смерч попросил показать ему хоть одно дерево поблизости, но Митя не смутился и сказал, что за пустыней находятся тропические леса, деревья которых и создают ветер.
Тогда Смерч снова подхватил Митю и перенес на одинокий остров в бушующем море. Там он снова спросил, почему дует ветер? Деревьев поблизости не было, и мальчик смутился и задумался. Но потом он сказал, что ветер создают волны.
Понял Смерч, что не сможет переспорить упрямого третьеклассника, и перенес его обратно в школу, прямо в кабинет завуча начальных классов Ирины Матвеевны. Он попросил Ирину Матвеевну объяснить Мите Печенкину, почему ветер дует. Завуч начальных классов была опытным учителем. Она доходчиво объяснила Мите, отчего на самом деле дует ветер.
Митя все понял и с тех пор перестал говорить, что деревья создают ветер. Теперь он думает о том, что если корову поместить в холодильник, будет ли она сразу давать вместо молока мороженое?
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки Лисаченко «Почему ветер дует» заключается в том, что объяснять надо уметь. Вихрь по имени Смерч Торнадыч решил, что легко сможет объяснить третьекласснику, отчего дует ветер, но у него ничего не получилось и пришлось обращаться за помощью к опытному учителю.
Главный вывод сказки: не надо путать причину и следствие. Не деревья создают ветер, а возникший ветер качает деревья. Не волна создает ветер, а ветер гонит волну.
Сказка Лисаченко «Почему ветер дует» учит не упрямствовать в своих заблуждениях, как это делал Митя Печенкин, а внимательнее слушать учителей, когда они объясняют тему урока.
В сказке мне понравилась завуч начальных классов Ирина Матвеевна, которая нисколько не удивилась тому, что третьеклассника Печенкина смерч принес прямо в ее кабинет. Она сумела просто и понятно объяснить Мите, почему на самом деле дует ветер.
Какие пословицы подходят к сказке Лисаченко «Почему ветер дует»?
Куда ветер дует, туда и тучки бегут.
Без ветра дерево не шатается.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Рубрика: Отзывы
Метки: о книгах
Постоянная ссылка
Ветер, информация о ветре, факты, новости, фотографии — National Geographic
Энергия, приводящая в движение ветер, исходит от солнца, которое неравномерно нагревает Землю, создавая теплые и прохладные участки. Двумя простыми примерами этого являются морские бризы и бризы с суши.
Морской бриз возникает, когда в солнечные дни нагреваются внутренние районы. Это нагревает воздух, заставляя его подниматься. Более прохладный воздух устремляется с океана, чтобы занять свое место, и вуаля, рождается ветер. К вечеру сильный ветер может дуть на десятки миль вглубь страны. Аналогичный эффект может возникнуть вблизи больших озер, где ветер называют озерным бризом.
Сухопутные бризы приходят ночью, когда внутренние температуры падают настолько, что океан становится теплее, чем суша, что приводит к обратному эффекту.
Глобальные закономерности
Подобные силы создают глобальные закономерности ветра, влияющие на климат. В тропиках, например, всегда жарко. Здесь воздух поднимается и распространяется на север и юг, высоко над землей. Ниже воздух втягивается с севера и юга. Эффект Кориолиса , ответвление вращения Земли, заставляет движущиеся воздушные массы искривляться, так что ветры, сходящиеся на экваторе, приходят с северо-востока в северном полушарии и с юго-востока в южном полушарии. Эти ветры называются пассат .
Дальше от экватора приземные ветры пытаются дуть к полюсам, но эффект Кориолиса отклоняет их в противоположном направлении, создавая западных ветров . Вот почему так много погодных явлений в Соединенных Штатах происходит с запада.
На широтах выше 60° холодные приземные ветры пытаются дуть к экватору, но, как и пассаты, изгибаются под действием эффекта Кориолиса, создавая полярные восточные ветры .
Максимумы и минимумы
В средних широтах погодные эффекты создают зоны высокого и низкого давления, называемые максимумами и минимумами соответственно. Воздух перемещается из областей высокого давления в области низкого давления. Однако по мере своего движения он закручивается по спирали из-за эффекта Кориолиса, создавая переменчивые ветры, которые мы наблюдаем изо дня в день, когда приливы и отливы дрейфуют под влиянием преобладающих западных ветров.
Ветру, достигающему центра области низкого давления, некуда двигаться, кроме как вверх. Это приводит к тому, что влага конденсируется в облака, вызывая бури. В центре областей высокого давления сухой воздух опускается сверху, создавая ясную погоду.
В меньшем масштабе встречные ветры могут вызвать конвергенцию, при которой воздуху также некуда идти, кроме как вверх. Если один из ветров является влажным потоком из теплого океана, такого как Мексиканский залив, результатом могут быть мощные грозы и торнадо.
Читать дальше
Как родители Иисуса стали парой?
- History Magazine
Как родители Иисуса стали парой?
Часто рассказывают историю рождения Иисуса, но нетрадиционные ухаживания Марии и Иосифа также можно найти в истории древней Палестины.
Какого цвета глаза северного оленя? Зависит от сезона.
- Животные
Астрофизик и глазной эксперт объединились, чтобы разгадать тайну того, как и почему глаза северных оленей зимой меняют цвет с желтого на синий.
Эксклюзивный контент для подписчиков
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Неужели люди настолько одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету
Подробнее
Куда дует ветер?
Ветер — это маховик солнечной тепловой машины, движение, создаваемое сырой солнечной энергией, когда она достигает Земли. Он формирует нашу погоду, формируя облака, фронты и бесчисленное множество других погодных явлений из воздуха. Однако в течение удивительно долгого времени люди не знали, что делать с ветром. Классические и средневековые ученые боролись с концепцией ветра как чего-то отличного от самого воздуха. По мере того как состав атмосферы прояснялся, физики начали строить графики и объяснять типичное движение ветра над Землей. Только в двадцатом веке были концептуализированы такие характеристики ветра, как холодный и теплый фронты. Мы все еще многому научились о ветре. Например, странно беспорядочные полосы повреждений, вызванные ураганами и торнадо, только сейчас распутываются с помощью радара с высоким разрешением и мелкомасштабного анализа.
Наша продуваемая ветрами планета
Каждое место на Земле имеет свою характерную картину бризов, порывов ветра, штормов и периодов затишья. Почему ветер благоприятствует определенным направлениям? В Древней Греции ветрам давали имена, связанные с божествами: северные были Борей, южные — Нотос и так далее. (Помните, что когда метеорологи говорят «северные», они имеют в виду ветры, дующие/дующие на север.) Аристотель считал, что северных ветров больше, чем южных. Он объяснил это дождем и снегом, которые выпадали в более высоких широтах, стимулируя порывы ветра, которые исходили с Земли и дули к экватору. Каким бы дурацким это ни казалось, это было наиболее широко распространенным объяснением ветров, пока не появился Эдмунд Хейли, автор знаменитой кометы. В 1680-х годах британский астроном внимательно изучил записи о направлении ветра со всего земного шара (по крайней мере, насколько отважились европейские исследователи) и связал эти отчеты с ранними показаниями недавно изобретенного барометра.
Хейли открыла ключевую часть нашей глобальной циркуляции: теплый воздух поднимается вблизи экватора, вытекает к полюсам на больших высотах и сменяется внизу постоянным потоком поверхностных ветров, дующих к экватору. Их называют пассатами, возможно, намекая на их полезность для торговли через корабли. (Когда-то «торговля дула» означала следовать регулярным курсом.) Торговля дует с северо-востока в Северном полушарии и с юго-востока в Южном полушарии, сходясь на экваторе.
Хейли думала, что у пассатов есть эта составляющая с востока на запад, потому что они следовали за полуденным Солнцем, когда оно пересекало земной шар. На самом деле, восточная составляющая пассатов и западная составляющая преобладающих ветров в средних широтах обусловлены силой Кориолиса — побочным продуктом вращения нашей планеты. Представьте себе пучок воздуха на Северном полюсе, который начинает течь на юг. Чем ближе он подходит к экватору, тем быстрее Земля вращается под ним. Без поворота самого ветра южный путь вскоре поворачивает к западу, и, таким образом, этот северный ветер стал северо-восточным ветром. Эффект зеркального отображения происходит в Южном полушарии, поэтому торговля здесь дует с юго-востока.
Поскольку пассаты распространяются только на субтропики, простая модель Хейли нуждалась в большей детализации. В 1735 году Джордж Хэдли добавил вторую петлю, на этот раз в средних широтах. Он правильно рассчитал, что воздух, поднимающийся вверх и выходящий из тропиков на больших высотах, в конечном итоге ослабнет — как это происходит около 30 ° северной и южной широты — и часть его будет течь к полюсу по мере спуска с компонентом с запада на восток. Их называют преобладающими западными ветрами , и они являются основными источниками погоды в большей части Европы, Азии и Северной Америки, а также в Южной Африке и некоторых частях Южной Америки. по всей планете. Понижающийся воздух имеет тенденцию высыхать и нагреваться, и некоторые из самых суровых пустынь мира (Мохаве в США, Сахара в Африке, Великая Индийская пустыня и Нуллабор в Австралии) сосредоточены вблизи этих широт. Моряки боялись вялых ветров 30-градусного пояса. По легенде, они были названы «конскими широтами», потому что большие корабли должны были выбрасывать лошадей и другой тяжелый груз за борт, чтобы избежать штиля.
Последний крупный этап глобальной циркуляции был открыт американским ученым Уильямом Феррелом, который в 1856 году предложил трехъячеечную модель полушарных ветров. Феррел уравновесил зоны опускания на 30° с.ш. и ю.ш. поясами подъема воздуха на 60° с.ш. и ю.ш. и опусканием на полюсах. Результатом является набор параллельных цепей, которые тянут воздух вверх, переносят его на север или юг и осаждают на другой широте. В среднем приземные ветры дуют либо с восточным, либо с западным углом в зависимости от силы Кориолиса. Несмотря на то, что с 1856 года она была немного изменена, теория глобальной циркуляции Феррела по-прежнему правильно описывает важные детали9.0003
Фронтальная атака
Любой портрет среднего глобального ветра не сможет отразить нюансы даже однодневной погоды. Было бы немыслимо, чтобы ветер дул с юго-запада в любой точке США, Европы и Северной Азии, как это происходит в сверхупрощенной модели Феррела. Настоящие ветры вздымаются, угасают и сталкиваются в сумасшедшем лоскутном одеяле направлений и сил.
Метеорологи знали об этом сто лет назад, но у них не было надежной теории, объясняющей это. Карты погоды показывали центры высокого и низкого давления, обведенные изобарами — линиями, показывающими одинаковое давление. Стрелы ветра вращались вокруг этих максимумов и минимумов на карте. Однако нигде стрелы не сталкивались, чтобы образовать то, что мы теперь называем фронтом. Эта концепция просто не входила в словарный запас погоды 19-го века.00. Вместо этого синоптики полагались на византийский набор руководящих принципов, чтобы объяснить и предсказать местную погоду. Эти эмпирические правила оставляли открытой дверь для колоссальных ошибок.
Все изменилось с появлением фронтальной теории, интеллектуального тарана, выкованного в прохладном северном воздухе Бергена, Норвегия. В так называемой Бергенской школе Вильгельм Бьеркнес собрал энергичную группу ученых, включая своего сына Джейкоба, которые в 1920-х годах перевернули мир прогнозирования погоды с ног на голову. Думая об атмосфере Земли как о жидкости, они взяли понятие прерывности (подумайте о линии, разделяющей масло и уксус в банке с заправкой для салата) и применили ее к погоде. Они назвали эти резкие границы давления и температуры «фронтами» и обозначили их как теплые или холодные, в зависимости от того, какая воздушная масса продвигалась.
Чтобы понять фронты, полезно сначала посмотреть на максимумы и минимумы. Буква «H» на приземной карте погоды обозначает центр высокого давления на уровне земли. По сути, на вершине этого воображаемого H больше воздуха, чем вокруг него, поэтому высота напоминает насыпь воздуха, с ветрами, спускающимися вниз и наружу от нее. «L», или центр низкого давления, является противоположностью. зверь. Вокруг низины больше воздуха, чем в ее центре, поэтому ветры проникают в низину и поднимаются сквозь нее. Благодаря силе Кориолиса ветры вращаются по часовой стрелке, когда они покидают низину, и против часовой стрелки, когда приближаются к низине в Северном полушарии. (обратное верно к югу от экватора). Максимумы и минимумы, которые часто встречаются в средних широтах, формируются и распадаются с помощью погодных особенностей наверху.
Фронты — это полосы пониженного давления, которые выгибаются наружу от центров низкого давления. Каждый фронт служит разделительной линией между максимумами разного атмосферного качества. Например, максимумы часто образуются над регионами, где земля (или море) довольно однородны, поэтому это придает воздуху в каждом из них довольно однородную текстуру. Если в январе ударит арктический максимум, можно ожидать холодов. Высокий уровень лета на Бермудских островах помогает обеспечить жаркие и влажные условия в восточной части Северной Америки. Хотя воздушные массы изменяются по мере того, как они перемещаются над другой частью земного шара, откуда они сформировались — арктический воздух постепенно теряет свою остроту по мере движения над теплой землей — они обычно сохраняют достаточную идентичность, так что большинство фронтальных проходов вызывают отчетливые изменения погоды. Между прочим, фронты не обязательно должны простираться через континент; даже морской бриз представляет собой микромасштабный фронт.
Нить, которая проходит через беспорядок взлетов, падений и фронтов в схеме Бергенской школы, называется полярным фронтом. Это полупостоянная граница между умеренным воздухом средних широт и более холодным воздухом ближе к полюсам. Бьеркнес и его группа связали восходящую полосу воздуха в модели Феррела с полярным фронтом на поверхности. Хотя полярный фронт охватывает земной шар на средней широте примерно от 50 до 60° северной широты, зимой он опускается к экватору, а летом отступает к полюсам. Вдобавок к этому сезонному сдвигу следует целая серия сдвигов к северу и югу, которые представляют собой отдельные холодные и теплые фронты, которые мы привыкли видеть на карте погоды.
Погода на высоте
Фронт — это не просто линии на земле. Холодный воздух имеет тенденцию опускаться, поэтому холодный фронт скользит вперед, как масса сиропа, текущая по вафле, отклоняясь назад с высотой. Подъем приближающегося фронта часто способствует возникновению интенсивных, но относительно непродолжительных ливней и гроз. Теплый фронт, напротив, наклонен вперед, при этом холодный воздух отступает, а теплый накрывает его. Обычно это приводит к более длительному периоду облачности с возможностью постоянного дождя или снега. Не во всех частях мира наблюдаются регулярные холодные и теплые фронты в соответствии с моделью Бергена. Классических теплых фронтов, например, в Австралии не существует. Холодные фронты часто приходят из Южного океана, но сменяющий их континентальный воздух настолько сух, что во время прогрева редко образуются облака и дождь.
Бергенская школа разработала влиятельную многошаговую последовательность для развития минимума вдоль фронта. Но что в первую очередь определяет низкую или высокую форму? По мере того как наблюдения за верхним слоем атмосферы становились все более частыми, начиная с 1930-х годов, стало ясно, что ключ к разгадке находится в верхних слоях атмосферы.
Примерно на высоте 5,5 км/3,4 мили над уровнем моря находится средняя точка атмосферы – уровень давления 500 миллибар (или 500 гектопаскалей). Около половины массы атмосферы находится выше этого уровня, а половина — ниже. Теплый воздух на нижних уровнях имеет тенденцию толкать эту поверхность вверх, в то время как холодный воздух сдавливает ее. Таким образом, на карте 500 миллибар (500 мбар) «максимумы» и «минимумы» означают высоту, а не значения давления; они показывают, как далеко вам нужно подняться, чтобы достичь поверхности давления SOOmb над определенной точкой.
Хотя телеведущие обычно говорят о струйном течении в единственном числе, их несколько. Наиболее известна полоса усиленных ветров на верхних уровнях, называемая полярной струей. Обычно около 350-500 км/200-300 миль в ширину и около 5-10 км/3-6 миль над уровнем моря, он окружает земной шар с запада на восток через средние широты Северного полушария.
Еще одна полярная струя проходит с запада на восток в Южном полушарии. Каждая из этих воздушных рек может разделяться на ответвления, соединяющиеся в сотнях миль вниз по течению. Внутри полярной струи есть небольшие очаги усиленного ветра, называемые струйными полосами, которые могут дуть со скоростью 320 км/ч/200 миль в час и более. Тем временем две субтропические струи отделяют тропический воздух от воздуха средних широт, поскольку они обтекают земной шар вблизи 30° северной и южной широты — опять же с запада на восток. Более локализованные низкоуровневые струи могут направлять воздух на север или на юг на расстояние в несколько сотен миль. Обычно они развиваются вблизи интенсивных штормовых систем и длятся день или два, хотя некоторые из них — например, сомалийская струя, которая летит из Восточной Африки в Индию, подпитывая летний муссон, — могут сохраняться месяцами. Расположенные всего в миле или около того над землей, низкоуровневые струи могут дуть со скоростью до 130 км/ч.
Максимумы и минимумы на земле обычно отодвигаются на 160-800 км/100-500 миль от своих собратьев на верхнем уровне. В Северном полушарии падение на юг (впадина низкого давления) струйного течения вызывает восходящее движение на его восточной стороне. Это помогает создать поверхностный минимум вдоль ближайшего фронта. Когда желоб движется на восток, он подталкивает минимум вперед. Низкая температура может усилиться, если присутствуют правильные условия, такие как сильный контраст между воздушными массами внизу или заметно расходящиеся ветры на верхних уровнях.