Содержание
Конспект урока по ДПИ на тему » Декоративные коты на бутылке»
Муниципальное
образовательное бюджетное учреждение
дополнительного
образования
«Новоладожская детская
школа искусств»
Конспект занятия
по декоративно-прикладной
композиции
Тема
«Декоративные коты
на бутылке»
по разделу: «Лепка из
соленого теста»
с учащимися 3-го класса
Автор урока:
преподаватель Новоладожской детской школы искусств
Генчева Ирина Валерьевна
Г. Новая Ладога
2015г.
Конспект занятия
Тема занятия:
Статуэтка «Декоративные коты на бутылке»
по разделу: «Лепка из
соленого теста».
— 1 часть
Для обучающихся 3 класса художественного отделения Новоладожской ДШИ.
Время занятия: 2+2 часа.
Данное занятие является уроком новых знаний по разделу «Лепка из соленого
теста».
Автор: преподаватель художественного отделения Генчева Ирина Валерьевна
1.
Повысить
интерес у детей к созданию авторского сказочного или реального создания.
2. Воспитать бережное
отношение к живой и неживой природе.
3. Развить эмоционально-чувствительное
восприятие мира.
Задачи:
1. Ознакомить детей с историй соленого теста.
2. Приобрести навыки лепки
из соленого теста, включая его приготовление, сушку готовых изделий.
3. Познакомить с некоторыми интересными
приемами, используя подручные материалы и предметы.
4. Закрепить технику росписи
изделий из соленого теста.
5. Научить самостоятельно
выбирать колорит росписи для выбранного героя в зависимости от основного тона.
6. Совершенствовать умения в
создании композиции, гармоничного размещения деталей на круглой форме.
7. Научить детей
расслабляться, используя игровые моменты.
8. Закрепить теоретические
знания курса.
9. Обогатить
эмоционально-личностную сферу ребенка с привлечением литературных, музыкальных
художественных образов.
10.
Создать
психологически-комфортную обстановку
на занятиях.
11.
Расширить
художественный кругозор, сформировать нравственное представление и творческое
отношение к окружающему миру
Тип занятий: комбинированный.
Методы обучения: беседа и практикум с применением игровой и
коллективной технологий.
Форма обучения: индивидуальная, групповая.
Оборудование
и материалы: ноутбук для демонстрации видеоряда, музыкальный
центр для музыкального сопровождения, литература с иллюстрациями по животному
миру, поделки из соленого теста с другими персонажами в такой же технике, выполненные
детьми, пустая стеклянная бутылка, пластилин, акриловые краски или гуашь, палитра,
кисти, банки с водой, тряпка, клеенка, клей ПВА.
Методические приемы.
1.
Игровой
момент – совместное
исполнение песенки «Черный кот»,
2.
Практическая
работа (укрытие формы соленым тестом, придание формы кота, детализация изделия,
грунтовка, роспись своего изделия).
3.
Игровой
момент – песенка про рыжего кота Мурлыку (коллективное обыгрывание песенки).
4.
Коллективное
разгадывание кроссворда — проверка теоретических знаний.
Музыкальный
ряд:
Музыкальное сопровождение практической работы.
Литературный
ряд:
1.
Игорь
Акимушкин. Природа — чудесница. Москва. Малыш. 1988 г.
2.
Е.
Данкевич. Лепим из соленого теста. Санкт-Петербург. Кристалл. 2001г.
3.
М.О.
Синеглазова. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский дом МСП. 2007 г.
4.
Ирина
Хананова. Соленое тесто. Фантазия из муки, соли и воды. Москва, АСТ-Пресс. 2005
г.
5.
И. А.
Лыкова. Журнал «Морская лепилка. Азбука самоделок». Москва. Издательский дом
«Карапуз».
6.
Журналы
для умелых ребят «Коллекция идей». Москва. ЗАО ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА. 2008 г.
7.
Энциклопедия
«Животный мир».
8.
Журнал
«Наука и жизнь». Москва. 1988 г.
План занятий.
1.
Организационный
момент (преподаватель встречает детей, дает им задания).
2.
Основная
часть.
•
Знакомство
с историей такого материала, как соленое тесто.
•
Изучение
нового материала: рассказ детей о своем домашнем питомце, о повадках котов и
кошек, прослушивание шуточной песенки о коте Мурлыке.
•
Практическая
работа (разбивается на два этапа – первые два часа работа с формой, с соленым
тестом, через неделю следующие 2 часа – грунтовка изделия, роспись)
3. Заключительная часть.
•
Значение
коллективной работы. Кроссворд.
•
Экспрессвыставка.
•
Уборка
рабочих мест.
•
Прощание
с участниками открытого урока.
Ход занятия. 1. Организационный момент.
Педагог встречает детей и гостей в классе:
— Здравствуйте, дорогие ребята.
Сегодня мы знакомимся с разделом лепка из соленого теста по теме:
«Декоративные коты».
— Наверное, вам будет интересно узнать историю возникновения лепки из
такого интересного материала, как соленое тесто:
История возникновения лепки из соленого
теста.
В наши дни возрождается интерес к
различным народным ремеслам, зачастую почти забытым. Сейчас все более
пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста.
Лепка из соленого теста имеет давнюю
историю. Изготовление из теста (муки, соли, воды) различных фигурок – это
старинный обычай. Фигурки, слепленные из теста, использовались для поклонения
богам еще в Древнем Египте, Греции и Риме.
Основной проблемой была
недолговечность материала: угрожала влага и главным врагом являлись грызуны,
поэтому стали добавлять соль в большом количестве. История не сохранила имени
того, кто придумал добавлять в муку соль в таком количестве, что грызуны и насекомые
перестали покушаться на изделие.
Во многих районах Европы и на русском
Севере также распространен обычай лепить из соленого теста. Раньше изготовление
фигурок из муки и соли было связано с магическими действиями. Эти фигурки
служили оберегами, ритуальными предметами.
В 19 веке в Германии бедные люди
изготавливали из теста рождественские украшения на елку.
Во время 1-ой Мировой войны и в
первые годы после нее изготовление фигурок из соленого теста было прекращено
из-за острого дефицита соли.
В наши дни это древнее народное
искусство возрождается и завоевывает все более широкий круг поклонников. Оно
утратило ритуальный смысл и поменяло тематику на художественно-декоративную.
Это фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фото и картин и
т.д.
Цель нашего занятия – создать свою
фигурку-сувенир, «оживить» наших героев, передать их цвет, фактуру, характер с
помощью замечательного вида изобразительного искусства — живописи .
2. Основная часть.
Педагог: На нашем занятии мы с вами вылепим
авторских котов, а после высыхания изделия – распишем.
Перед практической работой любой из
вас попробует рассказать о своем любимце от первого лица, как будто выбранное
вами животное — это вы и обыграть его движение, повадки, привычки.
Ребята, подготовьтесь, пожалуйста. (Ученики
одевают фартуки)
Ученик
1: Я – сиамский кот, очень важный,
умный, грациозный!
Ученик
2: А я – кот дворянин, у меня на шее бабочка и походка, как у
Чаплина!
Ученик
3: А я кот-рыбачок! Кот-охотник!
Педагог продолжает:
Спасибо вам, дорогие ребята.
А теперь мы начнем с вами воплощать
наши идеи и фантазии в реальность.
Кто хочет вместе со мной попробовать
приготовить соленое тесто?
Перед каждым из вас есть бутылка. Нам
ее нудно «одеть», «обтянуть кожей». Я каждому из вас раздам по куску теста и за
работу!
После того, как у нас тестом покрылась
вся рабочая поверхность приступаем к работе над формами – уши, мордочка, лапы,
хвост. Все детали «приклеиваем» смазывая поверхности водой.
Не забывайте, что ваше изделие будут
рассматривать со всех сторон. Не забывайте насыщать интересными деталями ваших
котиков.
На этом первая часть нашего занятия
окончена. Ровно через неделю мы встретимся вновь с нашими питомцами.
Теперь,
ребята, уберите свои рабочие места.
Тема занятия:
Статуэтка «Декоративные коты на бутылке»
по разделу: «Лепка из
соленого теста».
— 2 часть
Педагог:
Вот, берите краски в руки
И под музыку от скуки
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей.
(включается музыкальное
сопровождение – песенка про кота Мурлыку
Во время работы
педагог следит, чтобы ребята выполняли работу не спеша, аккуратно; дает советы,
подсказывает и контролирует.
Педагог: Вы закончили раскрашивать своих животных. Молодцы!
Заключительная часть.
У нас получились очень интересные
персонажи, в которых каждый из вас вложил свою душу и надеюсь, что никто из Вас
никогда не причинит вред не только котам, но и всем животным.
И в завершении, для проверки ваших
теоретических знаний разгадаем кроссворд.
Если Вы правильно ответите на вопросы
кроссворда, то по вертикали вы получите слово, обозначающее публичный показ
художественных произведений.
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
1 |
| 3 | А | М | Е | Ш | И | В | А | Н | И | Е |
2 |
| Г | У | А | Ш | Е | В | Ы | Е |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
| Т | Е | С | Т | О |
|
|
4 |
|
|
|
| К | И | С | Т | И |
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
| П | А | Н | Н | О |
|
6 |
|
|
|
|
|
| Ц | В | Е | Т |
|
|
7 | X | У | Д | О | Ж | Н | И | К |
|
|
|
|
8 |
|
|
| С | Т | Е | К | А |
|
|
|
|
По горизонтали:
1.
Один из методов работы с тестом.
2.
Краски, применяемые в живописи.
3.
Материал для лепки.
4.
Инструмент художника.
5.
Живописное произведение
декоративного исполнения.
6.
Световой тон окраски.
7.
Специалист в области декоративно-прикладного искусства.
8.
Инструмент для лепки.
По вертикали:
1. Публичный показ
художественных произведений.
Учитель:
Что у Вас получилось по вертикали?
Это слово является ответом на вопрос — как называется публичный показ
художественных произведений.
Ученики читают: Выставка.
Учитель: Молодцы! Вот именно выставкой наших произведений мы и закончим этот
урок!
Теперь, ребята, уберите свои
рабочие места.
Спасибо Вам, ребята, за работу.
Вот настал момент прощания.
Будет краткой моя речь.
Говорю Вам «До свидания,
До счастливых наших встреч!»
—
Данное занятие показало наивысшую
степень интереса у детей к работе с соленым тестом, расширило их знания в мире
декоративно-прикладного искусства.
Вот такие замечательные коты у нас получились!
Открытый урок по ДПИ. Мезенская роспись. | План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) по теме:
Открытое занятие по декоративно-прикладному искусству
в средней группе отделения изобразительного искусства
(2 — 3 классы)
20 февраля 2012 года
преподаватель Мадянова Инесса Ивановна
Тема: «Мезенская роспись по дереву»
Задание: Роспись лопаточки.
Цель занятия: Знакомство с мезенской росписью по дереву.
Задачи занятия:
- Формирование умений и навыков графического письма.
- Освоение основных приемов, элементов мезенской росписи.
- Воспитание интереса к народному искусству, ответственности за сохранение и развитие традиций народного северного искусства.
Тип занятия: изучение нового
Формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный,
фронтальная и индивидуальная, игровая.
План занятия:
1. Организация начала занятия – 2 мин.
2. Рассказ о происхождении промысла, показ и обсуждение работ – 6 мин.
3. Повтор основных элементов с помощью прописей: поля — земля, солнце, уточка, конь, звездочка, стихийка, перышко – 15 мин.
4. Выполнение росписи лопатки (самостоятельная работа, основанная на принципах вариации и импровизации по мотивам мезенской росписи – создание композиции из изученных элементов) – 18 мин.
5. Просмотр работ, награждение – 5 мин.
Материалы и инструменты:
Деревянные изделия украшенные мезенской росписью
Прописи (образец прилагается)
Деревянные лопатки, загрунтованные под роспись
Медальки на память с надписью «мастер по волосатым лошадкам»
Банки для воды
Пластиковые палитры
Кисти колонковые №0 или №1 и №2
Краски темперные: кадмий красный светлый и сажа газовая
Ход занятия
1. Организация начала занятия – 2 мин.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами открытый урок, а это значит, что к нам могут заглянуть гости. Но мы стараемся на гостей не отвлекаться. Задание у нас непростое. Работать мы будем темперой, а эту краску отмыть очень трудно, поэтому стол стараемся не пачкать.
( развожу темперу водой до нужной консистенции на палитрах)
2. Рассказ о росписи – 6 мин.
Начинаем? Расскажу я вам сегодня почти сказку.
На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье.
Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.
Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей.
Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье.
Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен.
( показываю фотографию прялки)
Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок.
Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины. Старожилы говорят, что доходами с росписи деревянных предметов кормилось здесь все население. Каждый мастер сам их делал, сам и расписывал. Работали целыми семьями. А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края.
Расписывали двумя красками, которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.
Сейчас мастера, конечно, работают хорошими кистями и красками.
(постепенно достаю припрятанные поставцы деревянные, поставец берестяной, зеркало, панно)
Исследователи этой росписи угадывают в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, заливные луга, в уточке и коне – знаки солнца. Но не стоит относиться к той росписи как к письму. Все дело в образах, навеваемых близкой и знакомой природой. «Огнегривый конь вытаскивает солнце на небосвод из воды, поэтому наступает день. Уточка солнце в воду прячет, поэтому наступает ночь. А олень своими ветвистыми рогами цепляет тучи, поэтому идет дождь». Вот и получается, что народный художник работает не от ума, а от души и от сердца.
А вот шкатулка архангельского мастера (достаю шкатулку). Посмотрите, кого он здесь изобразил? (дети пытаются угадать) Изображены птицы. А еще я вам покажу оберег, который носили на себе или вешали в доме, в нем спрятаны горошины, которые своим шумом отгоняют все плохое, а украшен он символом засеянного поля.
3. Повтор основных элементов с помощью прописей – 15 мин.
Ну а теперь мы сами попробуем стать мастерами. Поучимся сначала.
Осваивать мезенскую роспись лучше всего с простейших приемов и элементов. Смотрите, что я вам сегодня приготовила (показываю листочки-прописи). Сначала повторим некоторые элементы с помощью прописей.
Берем кисточку потолще — №2, и красной краской аккуратно, держа кисточку строго вертикально, выполняем подмалевки.
Мезенские «поля- земля». Сначала проводим горизонтальные полосы, после вертикальными делим их на квадраты.
Здесь выполняем лепестки – основу для изображения солнца.
Замалевком делаем птичку.
Далее показано в какой последовательности изображается конь – сначала намечается животик, потом шея, загривок, спинка.
Затем берем тоненькую кисточку — №0 или 1 и работаем черной краской осторожными тонкими линиями.
Вписываем в клетки узоры.
Дорисовываем солнце.
Добавляем клювик, лапки, хвост и крылья птичке.
Гриву, хвостик и ножки, похожие на паучьи лапки, лошадкам.
И, конечно, роспись будет казаться незаконченной без маленьких, но очень важных элементов:
Звездочка, спиральки, перышко.
Понятно? Начинаем.
(работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя, помогая).
Закончили работу? Молодцы! (просматриваю работы)
4. Роспись лопатки – 18 мин.
Теперь я раздам вам деревянные лопаточки. Задание будет сложнее. Сейчас вам предстоит создать свою композицию из элементов, которые изучили в прописях (раздаю лопаточки и работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя, помогая).
5. Просмотр работ – 5 мин.
Какие замечательные лопаточки получились. Конечно, чтобы стать настоящим мастером, нужно еще много поработать. В архангельской области мастеров мезенской росписи в шутку называют мастерами по волосатым лошадкам. И на память о нашем сегодняшнем уроке я награжу каждого медалью с надписью «мастер по волосатым лошадкам».
(устраивается выставка работ, каждый участник награждается медалью)
Литература:
Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010
Жегалова С.К. Русская народная живопись: Книга для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984
Изместьева Л.А. Мезенская роспись: Методические рекомендации. – Архангельск: Правда Севера, 1992
Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2000
Самоанализ занятия Мадяновой И.И.
Данное занятие посвящено изучению совсем для ребят нового материала – мезенской росписи по дереву. Уже 10 лет занимаюсь этой росписью. Являюсь победителем конкурсов, участником крупных мероприятий общероссийского и даже международного уровня как мастер декоративно-прикладного искусства. Провожу мастер-классы, если организаторам мероприятий это необходимо. Такой богатый опыт не позволяет допускать ошибок.
В этом занятии сошлись чаяния многих: детям хотелось приготовить подарки для своих мам к 8-му марта, педагогу – познакомить с одним из любимых народных промыслов, а руководству – получить показательное открытое занятие.
Конечно, понятно, что использование на занятии игровых технологий многократно повысит интерес детей к материалу: учащийся выступает в роли мастера, педагог одет в традиционный костюм, да еще рассказывает сказку. Может ли детям при таких условиях быть неинтересно? Конечно, нет.
Большая работа была проделана по подготовке к занятию. Нужно было приобрести деревянные лопатки и загрунтовать их под роспись, разработать вариант прописей и нарисовать таких 20 штук, также изготовить наградные медали. Кисти и краски принесла свои. Я работаю профессиональными материалами самого лучшего качества, не все мои ученики имеют такие. А качественные материалы и инструменты значительно облегчают путь к успешному результату.
Образцы изделий у меня есть, да еще небольшая коллекция работ замечательных мастеров, с которыми дружу. У детей должна быть возможность подержать, покрутить такие предметы в руках, почувствовать их.
Сначала работаю фронтально. Чтобы дети могли творить, очень важно создать благоприятную психологическую обстановку. Вместе разглядываем узоры, пытаемся отыскать в них знакомых животных и птиц.
В практической работе важным объединяющим детей фактором была работа за большим общим столом. Использую этот метод часто, сдвигая парты вместе. Такие условия значительно облегчают задачу учителя – контролировать работы учащихся. Важно вовремя оказать помощь: подсказать, поддержать, помочь. Помогать стараюсь рукой ребенка, тогда исчезает у ребят страх, и появляется уверенность, что задание им доступно. Прекрасно, что никто из детей не скажет: «А, это Инесса Ивановна тебе нарисовала!»
Отмечу, что тесновато было ребятам, когда работали в прописях; а когда расписывали лопатки – допустимо (кстати, народные мастера не работают за столами, они делают это «на коленке»).
Объясню, почему мой выбор пал на лопаточки, не только из-за их дешевой стоимости. Данное изделие маленького размера, роспись не занимает много времени. Оно очень простой формы, плоское, его удобно держать в руке.
Роспись любого объемного изделия сложна для начинающих, поскольку заставляет обыгрывать этот объем. Данное задание доступно для обучающихся, а положительный результат всегда важен.
Грунтуется дерево разведенным клеем ПВА.
Устроили просмотр работ в конце занятия, похвалили друг друга. И хорошей точкой стало награждение шуточными медалями с нарисованным мезенским конем и надписью «мастер по волосатым лошадкам».
Замечательно, что занятие всем понравилось.
Учащиеся частенько спрашивают: «А когда мы будем еще расписывать?»
Обязательно будем!
Четвертый класс | Инструменты 4 Преподаватели штата Северная Каролина
Введение в структуру обучения
Целью этого документа является объединение математических идей и их последовательность, чтобы учителя могли планировать возможности обучения для учащихся, чтобы они могли последовательно понимать математику. Кластеры и последовательности предназначены для того, чтобы способствовать осмыслению учащимися связей между математическими идеями и процедурами. Создание этого смысла происходит сверхурочно. Поэтому понятия включаются в несколько кластеров с возрастающей глубиной. Они строятся в течение года, начиная с концептуального понимания и продвигаясь к процедурной беглости.
Каждый кластер включает список связанных стандартов контента и диапазон рекомендуемой продолжительности. Стандарты указывают математические ожидания учащихся к концу учебного года. Стандарты вводятся и разрабатываются в течение года, поэтому тот факт, что стандарт контента указан в определенном кластере, не означает, что он должен быть освоен в этом кластере. В некоторых кластерах зачеркнутые элементы в стандартах контента обозначают часть стандарта. этому научат позже. В других кластерах отображается полный стандарт, но в описаниях кластеров отмечаются предполагаемые цели. Поскольку стандарты могут быть включены в кластеры задолго до ожидаемого мастерства, формирующее оценивание является важным инструментом для учебного планирования и отчетности о прогрессе учащихся. Эта оценка происходит естественным образом, когда учителя выявляют математическое мышление и рассуждения учащихся во время занятий математикой.
Особые стандарты математической практики указаны для каждого кластера. Перечисленные предложения – это руководство для учителей. Хотя перечисленные практики могут особенно хорошо подходить для содержания кластера, это не означает, что учащиеся будут использовать только их. Учащиеся, выполняющие сложные математические задачи, естественным образом вовлекаются во многие математические практики по мере того, как занимаются математикой. Во время обучения учителя могут наблюдать и решать выделить другие методы, которые учащиеся используют помимо тех, которые перечислены в кластере.
Каждый кластер включает раздел под названием «Что такое математика?» который описывает важные концепции и связи в рамках стандартов, необходимых учащимся, чтобы понимать и использовать математику. Второй раздел под названием «Важные соображения» содержит рекомендации, основанные на прогрессе учащихся в обучении, а также на идеях и моделях для обучения в ситуациях решения проблем. Решение проблем и математические рассуждения определяют, что значит заниматься математикой. Разнообразные задания (включая текстовые задачи) предоставляют учащимся конкретный контекст, который они могут использовать при знакомстве с новой математикой. Позже работа с такими заданиями позволяет учащимся развить понимание и в конечном итоге продемонстрировать мастерство. Разнообразные задания с несколькими точками входа и выхода обеспечивают естественную дифференциацию обучения и доступны для всех учащихся.
Начальный блок в каждом классе включает в себя акцент на создание математического сообщества. Изучение математики включает в себя продуктивную борьбу во время решения проблем и содержательную беседу, когда учащиеся делятся стратегиями и объясняют свое мышление. Это требует от отдельных учеников математического склада ума, веры в то, что они могут учиться и заниматься математикой, поэтому они будут рисковать при решении нестандартных задач. В совокупности учащиеся должны публично делиться идеями, когда они критикуют математические идеи со сверстниками и учителем. Безопасное сообщество, в котором ошибки и борьба ценятся как возможности для обучения, имеет важное значение. Математические нормы о том, как учащиеся делают и говорят о математике, должны быть четко установлены таким же образом, как другие рутины и ожидания вводятся в начале учебного года.
Для немедленного выпуска 13 октября 2022 г.
|