Skip to content

Осень развитие речи: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» | План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: Осень

Занятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Осень»

Гайсина Дания Рафкатовна,

воспитатель д/с №29 «Дружба»

г. Набережные Челны Татарстан

Программный материал:

— расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.

— развивать внимание, память, познавательные интересы детей.

— воспитывать любовь к родному краю. Сопереживать со своими сверниками.

— воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Предварительная работа:

— наблюдения за изменениями в природе осенью, рассматривание иллюстраций, беседы, экскурсии в осенний парк.

Материал: мольберт, картина «Осень», осенние листочки, гуашь, бумага.

Ход занятий:

— Ребята, посмотрите, к нам в гости осень пришла.

— Ну почему-то она спит?

— Нам надо ее разбудить, а то она проспит до конца осени.

— Может быть ее заколдовали, а нам надо ее расколдовать?

— Давайте разгадаем загадки, а она проснется.

— «Без рук, без ног, а деревья гнет» (ветер)

— «Падают с ветки золотые монетки» (листья)

— «Дни стали короче, длиннее стали ночи.

— Кто скажет, кто знает, когда это бывает» (осенью)

— Нет, ребята, осень не проснулась.

— Давайте громко стихи об осени прочитаем.

(2 стихотворения)

— Нет, ребята, что-то все это не помогает.

— Посмотрите, картина здесь есть, может загадка в ней есть?

(рассматривание и беседа о картине)

Вопросы:

  1. Какое время года изображено на картине?
  2. По каким признакам видно, что это осень?
  3. Что делают ребята в лесу?
  4. Какие деревья нарисованы на картине?
  5. Какая погода на картине?
  6. Как можно назвать картину?

— Нет, ребята, это нам не помогло разбудить осень. Она очень крепко спит.

— Давайте поиграем, может она услышит и проснется. «Кто больше скажет слов»

— Что можно назвать «Осенним»? (Дождь, ветер, и д. т.)

За правильный ответ дается фишка.

— Попробуем разбудить осень чистоговоркой об осени.

— Ла-ла-ла к нам осень пришла,

— Ул-ул-ул ветерок подул,

— Или-или-или листики в воздухе кружили,

— Али-али-али мы осень в гости ждали.

Физ. пауза с осенними листочками.

Под музыку. Ветерок — бегут по кругу

Без музыки. Остановились, листьями шуршат — ш-ш-ш-ш

Осень проснулась от шуршания осенних листочков.

Осень: — Ах, как долго я спала. А работа моя стоит, спасибо вам, ребята, что разбудили вы меня. Мне надо бежать в лес украшать его осенними красками, а то опоздаю.

— Осень, наши ребята хотят тебе помочь украсить осенний лес.

Осень: — Спасибо, ребята, давайте вместе будем украшать лес.

Дети садятся за столы и рисуют осенний лес гуашью.

Анализ: осень выбирает лучшие работы детей.


Конспекты занятий в ДОУ:
| | в ДОУ | в ДОУ | | в ДОУ | в ДОУ | в ДОУ | в детском саду

Конспекты осенних занятий по развитию речи в детском саду

Цель: систематизировать временные представления детей об окружающем мире.

Задачи:

  • систематизировать, закреплять представления детей об изменениях в природе осенью;
  • развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме,опираясь на мнемосхемы;
  • обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на карты схемы;
  • учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.
  • развивать образное и пространственное мышление и воображение и фантазию детей.

Методы и приёмы:

  • загадки;
  • проблемная задача;
  • мнемотаблицы;
  • дидактические игры по теме занятия.

Игра «Здравствуйте!»
(Игра направлена на создание доброжелательного настроя детей на совместную работу)

Воспитатель: Мы очень любим , когда к нам приходят гости. Давайте с ними поздороваемся.
Здравствуйте, гости дорогие!

«Минутка дружбы».

Воспитатель: А теперь станем в кружок. (дети становятся в круг, держатся за руки.)

Вот ладошка, вот ладошка.
Подружи со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.

(Дети проговаривают слова вместе с воспитателем)

Воспитатель: Сегодня возле дверей нашей группы я нашла вот это письмо.
(читает письмо)

Ставит проблему: «Здравствуйте, дети, вот наконец и пришла моя пора! Моё время года, самое красивое, яркое, богатое на подарки.
Нравлюсь ли я вам? Много ли вы обо мне знаете?
Выполните мои задания, и вы узнаете, кто я!

Если у вас получится интересно рассказать обо мне, вас ждёт от меня сюрприз! Помогут вам выполнить все задания – мои подсказки, таблицы с картинками. Желаю вам удачи!

Воспитатель: Интересно, кто прислал нам письмо? Давайте выполним задания и узнаем!
Вы согласны? А поможет нам карта.

Задания приготовлены на столах и магнитных досках. По карте находим и подходим к 1 заданию.

Основной этап

1. задание

Посмотрите, какая таблица с картинками была в письме и задание. Нужно придумать одно предложение по картинке и рассказать, какие изменения произошли в природе.

(Рассказы детей по схеме с небольшой помощью взрослого).

Воспитатель: Справились ли мы с вами с первым заданием? (ответы детей).

Можем ли мы прямо сейчас сказать, от кого пришло письмо?

2. задание (по карте)

А вот и следующее задание «Загадайте своим друзьям загадки, а помогут вам картинки»

(мнемосхемы для загадок с описательными рассказами для овощей и фруктов).

Дети по одному берут фрукт или овощ из закрытого мешочка, не показывая другим описывают его по схеме — табличке, а остальные дети отгадывают .

Воспитатель: Разгадали все загадки? Да, составленные загадки подробно рассказали о предметах. А что помогло составить вам интересные загадки? (мнемосхема)

3. задание (по карте)

«Игра ДА или НЕТ» физминутка

— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», топать ногами.

  1. Осенью цветут цветы?
  2. Осенью растут грибы?
  3. Тучи солнце закрывают?
  4. Колючий ветер прилетает?
  5. Морозы осенью бывают?
  6. Ну а птицы гнезда вьют?
  7. А букашки прилетают?
  8. Звери норки закрывают?
  9. Урожай все собирают?
  10. Птичьи стаи улетают?
  11. Часто-часто льют дожди?
  12. Солнце светит очень жарко?
  13. Можно детям загорать?
  14. Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Итог: Молодцы, справились с ещё одним заданием и подвигались. Все внимательно слушали и выполняли движения.

4. задание (двигаемся по карте)

Воспитатель: А вот и следующее задание. Ребята, выберете себе одну из карточек с картинками, рассмотрите их и назовите правильно то, что там изображено.

Воспитатель: вот пример: огурец – огурчик — огурцы — (где растёт) на грядке .

Итог: справились мы с заданием? Каждый из вас постарался правильно назвать предмет, его ласкательную форму и указал место его нахождения.

5. задание (двигаемся по карте)

Узнай знакомое стихотворение по схеме «Подарки осени». Висит мнемосхема одного из недавно выученного стихотворений, нужно узнать его и рассказать (схема на магнитной

доске).
(рассказ одного, по строчке, по две строчке)

Итог: как, по вашему мнению, кто справился с рассказом стихотворения по схеме?

6. задание

Узнай и дорисуй правую сторону картинки точно также. Дети выбирают одну из предложенных недорисованных рисунков (половина зонта, листика дерева ит.д.) и дорисовывают.

Итог: выполнение вами этого задания мы обсудим после того, как закончим это занятие.

7. задание (двигаемся по карте)

Корзинки

Воспитатель: Какие подарки дарит нам осень? (ответы детей: овощи фрукты, ягоды ). На доске 3 корзинки на столе картинки с изображением фруктов овощей и ягод –надо их

разложить по корзинам.

(на магниты приделать к корзинкам)

Дети выполняют задание.

Взаимопроверка – правильно ли разложили корзины.

Итог занятия

Рефлексия работы детей.

Воспитатель: Справились ли мы со всеми заданиями ?
(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте убедимся, так ли это, перевернём картинки. ( на магнитной доске три картинки с видами осенней природы – переворачиваем их – Осень.

Воспитатель: А где же обещанный сюрприз? (находят по карте)

Дети находят угощение от осени — кусочки овощей и фруктов

Предложить детям выбрать смайлик:

Смайлики – оценка занятия самими детьми.

Красный, синий – самооценка.
Улыбка, серьёзное лицо – интерес к совместной деятельности.

Автор: Тишкина Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ детский сад №2 «Звездочка»
Месторасположение: город Ишим, Тюменская область

5 упражнений для развития речи и языка для вашего ребенка осенью

Октябрь
05,
2020

Навыки коммуникации,

аутизм,

Игровые навыки

Элисон Боно, MS, CCC-SLP

Осень — мое любимое время года по многим причинам: погода становится прохладнее, приближаются праздники, а так много речевых и языковых навыков можно включить в осенние занятия.

Родители часто спрашивают меня, какие игры они могут купить для развития речи и языковых навыков своего ребенка. Это отличный вопрос и прекрасная возможность объяснить, что речь идет не столько об игре, в которую вы играете, сколько о том, как вы используете эту игру или занятие для развития речевых и языковых навыков.

Это также дает мне возможность провести мозговой штурм с родителями, как они могут работать над различными навыками дома с тем, что у них уже есть. И что может быть лучше, чем использовать то, что уже доступно в их среде? Вот почему я люблю осень — существует так много функциональных и увлекательных способов отработать навыки с помощью действий, связанных с падением.

  1. Создайте осеннюю сенсорную корзину Найдите в доме большую корзину или корзину и наполните ее листьями. Найдите вокруг дома предметы, которые можно спрятать под листьями. Попросите ребенка найти разные предметы и описать, что он нашел. Если ваш ребенок работает над созданием коротких фраз или предложений, он может работать над предложением «Я нашел _______». Если ваш ребенок работает над определенным целевым звуком (например, звук /ф/), спрячьте различные предметы под листьями, которые начинаются с этого целевого звука. Как только они найдут объект, попросите их произнести название объекта, чтобы попрактиковаться в целевом звуке.
  2. Отправляйтесь на прогулку Это занятие мне больше всего нравится, потому что оно нацелено на множество различных навыков. Во время прогулки говорите с ребенком о том, что видите. Некоторые темы для разговора включают: листья, меняющие цвет, листья на земле, что мы носим осенью, люди, сгребающие листья, и погода осенью.

    Вы также можете поиграть с ребенком в «Я шпионю» во время прогулки. Всегда помните, что когда мы моделируем язык для наших детей, мы всегда хотим говорить немного выше, где они находятся. Например, если ребенок говорит, используя высказывания из трех слов, мы хотим смоделировать язык, используя предложения из четырех или пяти слов. Итак, если мы говорим с ребенком о том, как листья меняют цвет, мы можем смоделировать короткую фразу/предложение, например: «Вау! Листья разного цвета». вместо «Посмотрите, как листья меняют цвет, потому что меняется время года».

  3. Сбор яблок/тыкв Если вам нравится собирать яблоки или тыквы со своими детьми, это еще один способ поработать над речью и языковыми навыками в естественной среде. Если ваш ребенок работает с предложными словами, такими как «in», «on» или «off», это будет отличная возможность поработать над этими навыками. Вы можете попросить своего ребенка положить яблоки в корзину, снять яблоки с дерева или даже сделать что-нибудь глупое, например, положить яблоко себе на голову! Кроме того, вы можете поработать над описанием таких слов, как «большая» или «маленькая», при выборе тыквы идеального размера для дома.
  4. Куча листьев Что может быть лучше, чем играть в куче свежесобранных листьев? Это прекрасная возможность заставить детей двигаться и получать удовольствие, работая над их речью и языковыми навыками! Если ребенок работает над разными словами-действиями, пусть он выполняет разные действия в большой куче листьев. Например, они могут прыгать в листья, бегать по листьям, топать листья или даже сидеть на листьях. Когда они закончат играть, вы можете попросить их следовать указаниям, чтобы помочь вам убрать листья. Кроме того, если вы работаете над описательными словами, вы можете рассказать о стопке и ее размере (большом или маленьком).
  5. Вырезание тыквы

    Вырезание тыквы может быть еще одним отличным занятием, направленным на развитие различных речевых и языковых навыков. Для учащихся, работающих над последовательностью, можно рассказать о шагах, необходимых для изготовления фонаря из тыквы (т. е. сначала мы выкапываем семена. во-вторых, рисуем лицо. в-третьих, вырезаем тыкву. и, наконец, мы поставьте свечу внутрь тыквы.) Вы также можете рассказать о том, какое лицо вы собираетесь нарисовать на тыкве (т. е. страшное лицо, счастливое лицо и т. д.). Вынимая семена из внутренней части тыквы, вы также можете рассказать о том, на что это похоже.

Это всего лишь несколько осенних занятий, которые можно использовать для развития различных речевых и языковых навыков! Поговорите с логопедом вашего ребенка, чтобы узнать, над какими навыками он работает и как эти навыки могут быть включены в занятия дома. Помните, мы хотим, чтобы занятия были веселыми и функциональными! Дело не столько в самой конкретной деятельности, сколько в том, как вы можете включить в нее речевые и языковые навыки. Выберите занятие, составьте план и получайте от него удовольствие.

 

Фото Alex Geerts на Unsplash

Осенний прыжок на крупную моторику {для развития речи и языковых навыков}

от Katie Рубрика: Занятия по обогащению языка для родителей, Идеи и занятия по терапии 6 комментариев

Я уже упоминала ранее, что ЛЮБЛЮ маленьких мальчиков и то, сколько у них энергии. Попытка заставить 3- или 4-летнего ребенка сидеть за столом по 30-60 минут за один раз для выполнения любого вида деятельности (например, речевой и языковой терапии) может быть сложной задачей, но особенно для мальчиков (и девочек тоже!), которые более высокая энергия. Вот почему я действительно стараюсь включать крупную моторику в свои речевые сессии всякий раз, когда это возможно. И, конечно же, я люблю включать крупную моторику в свои детские дни.

На прошлой неделе я весело провел время с некоторыми из моих клиентов, а также со своими детьми. Эти занятия ИДЕАЛЬНЫ для небольших групп, но вам, возможно, придется отодвинуть стол и стулья в сторону 😉 Если вы читали некоторое время, вы знаете, что я люблю занятия, которые можно настроить для использования с детьми всех возрастов. способности и с разными целями и это отличные примеры!

Прыжок с осенними листьями

Первая игра с прыжками на крупную моторику, которой я хочу поделиться на прошлой неделе с одним из моих клиентов. У меня была большая пачка осенних листьев из пенопласта, и мы написали слова, над которыми он работал, вместе с картинками, представляющими каждое слово (поскольку он еще не читает).

Мы разложили все листья по всей комнате, и я заставила его прыгать с листа на лист, чтобы перебраться с одного предмета мебели на другой. Чтобы перейти к следующему листу, он должен был сказать каждое слово на листе 5 раз. Ему очень понравилась эта игра, и она очень мотивировала его!

Тыквенный прыжок

Следующую игру я провел со своими детьми. В этот раз я использовала тыкву из пенопласта. Моей дочери почти 4 года, и она работает над идентификатором букв и цифр, поэтому я написал буквы алфавита и цифры от 1 до 9.на тыквы, а затем я разложил их по всей гостиной в разных конфигурациях и заставил ее прыгать от буквы к букве, работая над их идентификацией. Ей ПОНРАВИЛОСЬ эта игра, а мой 21-месячный ребенок с удовольствием прыгал за ней и также «называл» буквы (он называл их все «Е»).

 

 

Прыжок в паутину

Некоторое время назад я написал пост о паутинной забаве с большой моторикой (первоначальная идея, если вы не переходите к другому посту, взята из книги «Нет времени для карточек»). На этой неделе моим детям было сводит меня с ума полон энергии, поэтому я решил повторить паутину еще раз. Я сделал большой на нашем полу, и дети с удовольствием прыгали и «ползали» по нему.

Мой план состоял в том, чтобы вырезать несколько больших пауков из разноцветной бумаги, разложить их по всей паутине и заставить их следовать моим указаниям, на каких пауков прыгать. Я планировал сделать это после дневного сна/тихого времени… но у детей была другая идея.

Они решили сорвать всю паутину с пола, пока я был в другой комнате.

Вздох. По крайней мере, они работали над своей мелкой моторикой!

Другие вариации

Вы можете играть в вышеперечисленные игры, чтобы развить все виды навыков: следование указаниям, вопросы WH, зрительные слова, идентификатор букв и цифр, артикуляцию и т. д. Вот несколько идей и советов:

  • , WH вопросы и т. д. Вы можете написать слова на пенопластовых предметах (листья, тыквы, призраки, пауки для паутины и т. д.), нарисовать на них картинки или прикрепить к ним картинки. Простой способ прикрепить фотографии — вырезать 4 прорези в каждом элементе из пенопласта и вставить в прорези карточку с картинками.
  • Напишите слова-прицелы на каждом предмете
  • Напишите буквы или цифры на каждом элементе
  • Если вы работаете над вопросами WH, вы можете задать вопрос, а затем попросить ребенка перейти к ответу (написанному или изображенному)
  • Если вы работаете над артикуляцией, вы можете заставить ученика прыгать от слова к слову, повторяя его столько раз (я обычно делаю 5-10 раз).
  • Сделайте паутину на полу и играйте в подобные игры с пауками по всей паутине. Вы также можете просто разложить карточки с картинками в Интернете, и пусть дети прыгают к каждой из них и описывают ее, говорят 10 раз, говорят предложением и т. д.

Больше идей для развития крупной моторики

Хотите развить крупную моторику в своем терапевтическом кабинете или дома? Вы должны обязательно проверить этот фантастический пост в The Pleasantest Thing, посвященный активности крупной моторики на Хэллоуин. Все это может быть легко адаптировано к целевой речи и языковым навыкам! Тыквенные классики? ДА, ПОЖАЛУЙСТА!

Каким образом вы используете крупную моторику для развития речевых и языковых навыков?

О Кэти

Кэти — лицензированный, аккредитованный и сертифицированный детский логопед и мама четырех детей (8, 6, 3 и 6 месяцев).