Занятие по ознакомлению с окружающим миром во 2-й младшей группе по теме "Дикие и домашние животные". Окружающий мир 2 младшая группа
Занятие по ознакомлению с окружающим миром во 2-й младшей группе по теме "Дикие и домашние животные"
Разделы: Работа с дошкольниками
Тема: Дикие и домашние животные.
Раздел: Развитие представлений об окружающем мире и о себе.
Группа: Вторая младшая.
Форма проведения: Путешествие.
Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.
Задачи:
1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.
2. Развивающая. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.
3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Предшествующая работа:
- Дидактическая игра «Кто как кричит?»
- Рисование животных по трафаретам.
- Игры-перевоплощения в животных.
- Дидактическая игра «Кто где живет?»
- Лепка животных из пластилина.
- Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».
- Заучивание стихов о животных.
- Русские народные потешки и загадки о животных.
План занятия:
1. Вводная часть (беседа) – 3 мин. 2. Основная часть (путешествие) – 12 мин. 3. Заключительная часть (беседа, игра) – 5 мин.
Ход занятия
I. Вводная часть (беседа)
Дети входят в зал.
- Ребята, вы любите гулять?
- Куда можно пойти гулять?
(Ответы детей.)
- Когда люди отправляются на прогулку в далекие места – это называется путешествием.
- Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)
- Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. А мы с вами сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре.
II. Основная часть (путешествие)
В зал вносят воздушный шар, накаченный гелием.
- Беритесь скорее за веревочку и начнем наше путешествие.
Дети, взявшись за веревочку воздушного шара, поют:
На воздушном шаре мы летим, На воздушном шаре мы летим, как птицы. Вот и домик виден там вдали, Поскорей бы нам на землю опуститься.
Песня заканчивается, дети останавливаются возле домика.
- Вот и наша первая остановка. Интересно, кто в домике живет? Как это узнать? (Ответы детей.)
- Правильно, мы сейчас постучим и спросим, кто в домике живет. Дети стучат в дверь и спрашивают:
- Здравствуйте, кто здесь живет?
Из домика раздается голос:
То мурлычет, то играет, То куда-то удирает, Убегает далеко. А когда придет обратно, То мяукает и с блюдца Пьет сырое молоко.
- Вы отгадали загадку? Кто же это?
- Кошка.
- Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?
- Домашнее.
- Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)
- Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей.)
- Возьмите в руки картинку с животным, которое вам нравится, и найдите к нему детеныша.
(Картинки размещены на веревочках с помощью прищепок. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
- А теперь назовите животное и его детеныша.
Ответы детей:
- У собаки – щенок.
- У кошки – котенок.
- У курицы – цыпленок.
- У коровы – теленок и др.
- Молодцы. К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.
На экране мультимедийной системы появляются картинки домашних животных и их детенышей. Дети произносят, как эти животные кричат.
Курица – ко-ко-ко (громким голосом).
Цыпленок – пи-пи-пи (тихим, нежным голосом).
Корова – му-у-у (громким, грубым голосом).
Теленок – му-у-у (тихим, мягким голосом).
Лошадь – иго-го (грубым, громким голосом).
Жеребенок – иго-го (мягким, тихим голосом) и т.д.
- Ну, что же, продолжим наше путешествие. Держите скорее воздушный шар за веревочку.
Под исполнение песни путешествие продолжается.
Вот опять на высоте, солнце светит вдалеке. Ручки к тучкам тянем мы все выше. В лес зеленый мы скорей спешим, На полянку мы опустимся потише.
Возле леса песня заканчивается.
- Вот и наша вторая остановка. Куда же мы попали? (В лес.)
- А какие животные живут в лесу? (Ответы детей.)
- Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
- Посмотрите на экран. К диким животным относятся: заяц, лиса, волк, еж, белка, медведь.
Дети рассматривают животных, которые появляются на экране.
- А теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и найдите его детеныша.
(Картинки с животными размещены на ветках деревьев. Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.)
- Назовите животное и его детеныша.
Ответы детей:
- У зайца – зайчонок.
- У белки – бельчонок и др.
- Наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.
Дети берут воздушный шар за веревочку, и передвигаются по залу.
Поют:
Наше путешествие кончается, Нам пора обратно в детский сад. С нашими зверями не прощаемся, Каждый их увидеть будет рад.
III. Заключительная часть (беседа, игра)
- Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Посмотрите, эти животные заблудились и не могут вспомнить, кто где живет. Они просят помочь им разобраться. Всех животных нужно расселить на две полянки.
На одной «полянке» стоит условное обозначение дома, на другой – леса. Дети раскладывают картинки с изображением диких и домашних животных на две «полянки» («полянки» размещены на фланелеграфе).
- Молодцы, помогли животным разобраться.
- Вам понравилась наша прогулка? (Да.)
- Где мы с вами были? (В лесу и у домика.)
- О каких животных мы с вами вспомнили? (О диких и домашних.)
- Вы сегодня очень хорошо занимались, поэтому в конце занятия я хочу с вами поиграть.
Проводится игра: дети надевают шапочки с животными и превращаются в них. Под музыку играют, бегают по полянке. По сигналу прячутся в домики: дикие животные – к условному обозначению леса, домашние – к условному обозначению домика.
Технические средства обучения: магнитофон с записью музыки; мультимедийная система.
Дидактические материалы:
1. Наборы картинок с изображением диких и домашних животных, их детенышей. 2. Карточки с условным обозначением леса и дома. 3. Макет домика. 4. Макеты деревьев. 5. Шапочки с животными. 6. Фланелеграф.
Методическая литература
1. Дьяченко О.М. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. С. 96.
2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М.: Вентана-Граф, 2008. С. 224.
3. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Теоретические основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах. 2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 2008. С. 56.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект занятия по окружающему миру во 2 младшей группе «Безопасность на дороге»
Конспект занятия во второй младшей группе по окружающему мируВоспитатель: Соловей Анна Вячеславовна
Тема: «Безопасность на дороге»
Цель: Расширение ориентирования в окружающем пространстве.
Задачи: 1.Знакомить с понятиями «улица», «дорога», с работой водителя, со светофором, с правилами перехода улицы.
- Закрепить знания основных цветов (зеленый, желтый, красный)
- Расширять словарный запас.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Социоигровой прием «Веревочка»
Педагог: Ребята, скорее идите ко мне, у меня есть для вас что-то интересное. Для начала нам нужно сесть в круг. Нам поможет волшебная веревочка. ( У воспитателя в руках яркая веревочка, концы которой завязаны между собой. Длина веревки зависит от количества детей) Беритесь скорее за веревочку. Так как края веревки завязаны у детей легко и быстро получится сделать круг.
-Ну что получился у нас ровный кружок? А теперь, давайте все присядем и я вместе с вами. (Дети и педагог садятся на ковер).
Педагог показывает детям машину.
-Ребята, что у меня в руках?
-Машина!
-Кто управляет машиной?
-Шофер.
-А где сидит шофер?
-В кабине.
-Какие части еще есть у машины?
-Руль, колеса, кузов, фары….
Шофер ведет машину быстро. Он работает внимательно, следит за тем, как едут другие машины. Машины ездят по дороге, а пешеходы ходят по тротуару.
Давайте с вами сейчас представим, что мы все с вами шоферы. Воспитатель раздает детям рули. Итак, садимся в машины, крепко держим руль, поехали.
Дети начинают двигаться по группе, изображая машины, едущие по дороге.
2.Проблемная ситуация:
Дети двигаются хаотично, они мешают друг другу.
Воспитатель спрашивает: « Как вы думаете, почему нам так неудобно ездить?»
Ответы детей. Дети могут затруднятся ответить, тогда педагог объясняет, что машины не могут ездить так, как им хочется. Они ездят, только по дороге и соблюдают правила дорожного движения.
— Ребята, сегодня к нам на занятие пришел очень важный гость. Кто он я вам не скажу ,вы должны сами отгадать.
Педагог загадывает загадку.
« Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе могу помочь»
(Светофор.)
Также интересный материал по окружающему миру:Конспект занятия по окружающему миру во 2 младшей группе «Уход за комнатными растениями»
3.Открытие нового
Педагог достает светофор.
Дети рассматривают светофор, вместе с воспитателем вспоминают на какой свет можно идти, а на какой нужно стоять.
-Ребята, а Светофор хочет поиграть с вами в интересную игру «Машины и пешеходы»
Для этого нам понадобится разделиться на группы пешеходов и машины. Нам поможет волшебный мешочек. ( У воспитателя мешочек в котором лежат картинки с изображением машин и человечков. Дети по очереди вытягивают из мешочка картинку) Кто вытянул машинку будет водителем, а кто человечка пешеходом.
На ковре расстилается изображение дороги с пешеходным переходом. (Его можно сделать на обоях).
Дети встают на исходные места: машины на дорогу пешеходы около пешеходного перехода.
Воспитатель командует пешеходам зеленый свет. Машины стоят, пешеходы переходят дорогу. Пешеходам красный – машины начинают движение. Игра повторяется два, три раза, по желанию детей можно поменяться ролями. Те, кто были водителями, становятся пешеходами и наоборот.
4Рефлексия:
-Ребята, вам понравилась играть в игру Светофора?
— Какие правила мы соблюдали во время игры?
— Почему, когда мы играли без правил, у нас ничего не получалось?
— А на настоящей дороге, что может произойти, если не соблюдать правила перехода улицы?
— Как называются полоски на дороге белого цвета?
Вы теперь знаете как правильно переходить улицу. Давайте вечером расскажем эти правила нашим мамам и папам, вдруг они их забыли.
Название: Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе «Безопасность на дороге»Автор: Соловей Анна ВячеславовнаДолжность: воспитатель первой квалификационной категорииМесто работы: МБДОУ № 167Месторасположение: г. Красноярск, Красноярский край
portal2010.com
Читать книгу Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий О. В. Дыбиной : онлайн чтение
Февраль
Занятие 16
Тема «Смешной рисунок»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.
Материал. Чистые листы бумаги, краски, карандаши, кисти.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги, предлагает потрогать их, погладить рукой, помять край листа. Задает вопросы: «Какая бумага? (Белая, гладкая.) Что с ней происходит, когда вы пытаетесь помять ее? (Мнется.) Что мы будем делать с бумагой? (Рисовать на ней.)
Педагог читает стихотворение:
Полдня рисовал яКрасавца коня,И все за рисунокХвалили меня!Спрашивает: «На чем рисовал мальчик? (На бумаге.) Знаете ли вы, как кони „разговаривают“?» Просит ребят изобразить «разговор» коней. Дети имитируют конское ржание.
Педагог продолжает чтение стихотворения:
Сначала мне мамаСказала словечко:– Чудесная, Мишенька,Вышла овечка!(Спрашивает у детей, как блеет овечка и просит изобразить ее блеяние.)
Но с тем же рисункомЯ к папе пошел,И папа сказал мне:– Отличный козел!(Спрашивает у детей, знают ли они, как блеет козел, и просит изобразить его блеяние.)
Потом похвалилаМалышка сестренка:– Ты очень хорошегоСделал котенка!(Спрашивает у детей, как мяукает котенок, и просит изобразить его мяукание.)
И братец мой старшийМеня похвалил,Зевнул и сказал:– Неплохой крокодил!Педагог предлагает каждому ребенку, нарисовать на бумаге любое животное. Затем все вместе угадывают, какое животное изображено на каждом рисунке.
В конце занятия воспитатель подводит детей к выводу: на бумаге можно рисовать.
Занятие 17
Тема «Мой родной город»
Программное содержание. Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу.
Материал. Фотографии домов, в которых живут дети, здания детского сада иллюстрации с изображением различных домов (деревянные, кирпичные), улиц, деревьев, машин; письмо от Незнайки.
Ход занятия
Педагог читает детям письмо от Незнайки, в котором он рассказывает о своем родном Цветочном городе, просит детей назвать город (поселок), в котором они живут, и рассказать о нем.
Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой с помощью магнитов развешены фотографии и иллюстрации с изображением домов, здания детского сада, улиц, деревьев, машин. Предлагает детям назвать все предметы, которые изображены на фотографиях и иллюстрациях. Подводит их к пониманию того, что на доске показан город.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии. Ребята находят на фотографиях дома, в которых они живут, с помощью воспитателя рассказывают о них (например: «Дом большой, в нем много квартир, в них живет много людей»).
Далее дети находят на фотографиях транспорт, который едет по улицам города, вспоминают, как он называется (автомобиль, троллейбус, автобус, грузовик).
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что в городах много домов, улиц, разных зданий, по улицам ездит транспорт. Затем сообщает название города (поселка), в котором они живут, и просит детей повторить его. Упражняет ребят в назывании города (поселка).
Занятие 18
Тема «Вот так мама, золотая прямо!»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества. Воспитывать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.
Материал. Кукла Катя, вязаные шапочка и шарфик, кукла в новом платье, коврик, отремонтированная кукольная коляска или игрушечная машина.
Ход занятия
В группе организована выставка вязаных вещей, изготовленных бабушками и мамами ребят.
В гости к детям приходит кукла Катя. Воспитатель обращает внимание ребят на наряд куклы, ее красивые вязаные шапочку, шарфик. Просит куклу Катю рассказать, кто связал эти вещи. Кукла сообщает: «Шапочку и шарфик мне связала бабушка. Она такая умелая, аккуратная. Я ее очень люблю».
Воспитатель обращает внимание детей на выставку вязаных вещей, которые изготовили их бабушки и мамы. Ребята рассматривают вещи. Воспитатель предлагает детям найти вещи, которые связали их мамы, бабушки.
Дети находят вещи, показывают кукле Кате, рассказывают о своих мамах, бабушках.
Воспитатель вместе с детьми и куклой Катей проходят к столу. На столе сидит кукла в нарядном платье. Воспитатель обращает внимание детей на красивое платье куклы. Выясняет, чья мама сшила такое нарядное платье. Дети рассказывают о маме, сшившей платье (например: «Маму Тани зовут Наталья Петровна. Она рукодельница, у нее золотые руки. Она постаралась, кукла стала нарядной»). Дети и кукла Катя благодарят маму Тани.
Затем дети переходят к столу, на котором лежит вязаный коврик для кукольного уголка. Кукла Катя рассматривает коврик, восхищается им, уточняет, кто связал такой замечательный коврик. Дети сообщают, что его связала бабушка Полины. Кукла Катя просит рассказать о бабушке Полины. (Например: «Бабушку Полины зовут Елена Владимировна. Она очень аккуратная, любит вязать»).
Кукла Катя еще раз обращает внимание ребят на коврик, на то, какой он красивый. Напоминает детям, что скоро праздник у мам и бабушек.
Предлагает ребятам сделать красивые коврики в подарок мамам и бабушкам.
Март
Занятие 19
Тема «Золотая мама»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности.
Материал. Кукла Катя, одежда для куклы (белая сорочка, чулочки, красное в горошек платье, туфли).
Ход занятия
Воспитатель показывает детям куклу Катю и говорит: «Кукла только проснулась, ее надо одеть, обуть. Что нужно надеть? Во что обуть?» Читает стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама».
Мама песню напевала,Одевала дочку.Одевала-надевалаБелую сорочку.Белая сорочка,Тоненькая строчка.(Подзывает одного ребенка, просит помочь надеть на куклу сорочку, спрашивает, из какой ткани она сшита. (Из мягкой белой ткани.) Просит ребенка дать пощупать ткань сорочки другим детям.)
Мама песенку тянула,Обувала дочку.По резинке пристегнулаК каждому чулочку.Светлые чулочкиНа ногах у дочки!(Подзывает другого ребенка, дает ему пощупать чулочки, предлагает дать пощупать их другим детям.)
Мама песенку допела,Мама девочку одела.Платье красное в горошках.(Приглашает ребенка пощупать ткань платья, предлагает дать пощупать ее остальным детям.)
Туфли новые на ножках,Вот как мама угодила —К маю дочку нарядила.Вот какая мама —Золотая прямо!В заключение воспитатель задает детям вопросы: «Кого вы одевали? (Куклу.) Что на нее надели? (Платье, сорочку, чулочки.) Из чего сделана одежда? (Из ткани.) Одинаковые ткани на ощупь? (Нет, одна жесткая, другая мягкая.) С каким новым материалом вас познакомила кукла Катя?» (С тканью.)
Занятие 20
Тема «Как мы с Фунтиком возили песок»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.
Материал. Игрушечные машины, кукла Фунтик, картинка с шофером и машиной, отцов и дедушек ребят.
Ход занятия
Во время прогулки воспитатель и кукла Фунтик обращают внимание детей на большую кучу песка, которую привезли в детский сад.
Фунтик. Ребята, посмотрите, как много песка появилось на территории детского сада.
Воспитатель. Фунтик, а ты знаешь, откуда появился этот песок?
Фунтик. Ну, это, наверное, песочный дождик прошел.
Воспитатель. Ребята, разве бывает дождик песочным? А вы как думаете, откуда появился этот песок? Правильно, песок привезли в детский сад на большой грузовой машине. Подскажите нам с Фунтиком, кто управлял машиной? (Шофер.)
Педагог показывает картинку с изображением шофера и машины и читает стихотворение:
Наш шофер помыл машину,Сел за руль и выгнул спину.Загудел мотор и шиныЗашуршали у машины.Воспитатель спрашивает: «Для чего песок привезли в детский сад?» (Чтобы дети в него играли.) Обращает внимание детей на то, что шофер, который привез песок, заботливый. Затем говорит: «Почему шофер не сгрузил песок с машины в детские песочницы? (Машина большая, не проедет на участок, нужна широкая дорога.) Давайте посмотрим, достаточно ли песка в нашей песочнице?»
Дети выясняют, что в песочнице мало песка. Педагог говорит, что они тоже могут быть шоферами и на машине перевезти песок в песочницу. Дети возят песок, Фунтик и воспитатель поддерживают их словами («молодцы», «умело возите песок» и т.п.).
Воспитатель. Устали? Да, работа шофера нелегка, совсем не просто управлять большой машиной! Ребята, вспомните, а кто помогает вашим мамам перевозить различные грузы из магазина, с дачи? (Папа, дедушка.) Папа дома – шофер, он очень заботливый. Папа возит всю семью по городу, на дачу, к бабушке.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии отцов и дедушек, а затем рассказать о своих папах (дедушках), о том, какие они. (Например: «Это мой папа, его зовут Коля, он умелый, заботливый, ловкий, сильный» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что папа, как шофер, разбирается в машине и ухаживает за ней. Он меняет колесо, если оно повреждено, заправляет бак бензином, чисто моет машину, чтобы она была красивой и в ней было приятно ездить.
Затем воспитатель предлагает детям чисто вымыть машины и аккуратно поставить их в гараж.
Занятие 21
Тема «Что мы делаем в детском саду»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей; учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.
Материал. Колобок (игрушка), фотографии детей группы, воспитателей и няни.
Ход занятия
По полу катится Колобок (игрушка). Воспитатель обращает на него внимание детей. Колобок поет:
Я Колобок, Колобок,По амбару метен, по сусекам скребен,На сметане мешан, на окошке стужен.Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.Колобок спрашивает у детей, куда он прикатился. Дети отвечают, что он попал в детский сад. Колобок просит ребят объяснить ему, что такое детский сад. Воспитатель предлагает детям рассказать Колобку, что такое детский сад, кто живет в детском саду.
Дети показывают Колобку свои фотографии и называют свои имена («Это я – Катя» и т.д.).
Затем дети показывают фотографии воспитателей и няни, которые работают в их группе. Колобок рассматривает фотографии и просит рассказать о воспитателях. Дети рассказывают (например: «Галина Николаевна – добрая, красивая, Галина Васильевна – ласковая, умная. Они проводят занятия, игры»).
Колобок спрашивает у детей, чему воспитатели научили их в детском саду. Ребята сообщают, что воспитатели научили их лепить, петь и выразительно читать стихи, и читают (по желанию) любимые стихотворения).
Колобок говорит, что он тоже любит петь и выразительно читать стихи. Предлагает послушать песенку, которую он часто поет.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.В чистом поле затеряюсь и назад не ворочусь,Я качусь и кувыркаюсь, я качусь и кувыркаюсь,Я качусь и кувыркаюсь, кувыркаюсь и качусь.Воспитатель выясняет у детей, понравилась ли им песенка. Сообщает, что ее дочка Полина очень любит, когда ей рассказывают сказку о Колобке, а особенно ей нравится его песенка.
Воспитатель показывает фотографии членов своей семьи и рассказывает о них. (Например: «Вот моя дочка Полина, а рядом стоит мой муж – Евгений Александрович. Я очень люблю их и ухаживаю за ними: стираю, убираюсь, шью, а больше всего мне нравится готовить. Вчера я испекла сладкий пирог, дочка помогала мне. Сегодня я принесла пирог, чтобы угостить вас».)
Колобок. Как здорово и весело у вас в детском саду! И все это благодаря вашим воспитателям – Галине Николаевне и Галине Васильевне. Они проводят игры, учат вас рисовать, лепить, читать стихи. Я расскажу бабушке и дедушке, что у вас в группе добрые, веселые, заботливые воспитатели. Они успевают заботиться не только о вас, но и о своих семьях. Галина Николаевна любит готовить. Вот какой вкусный сладкий пирог она приготовила вместе с дочкой. Ай да мастерица Галина Николаевна!
Колобок предлагает ребятам всем вместе сфотографироваться, а фотографию подарить воспитателям – Галине Николаевне и Галине Васильевне.
Апрель
Занятие 22
Тема «Тарелочка из глины»
Программное содержание. Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.
Материал. Сухая глина, емкость для замешивания, песок, глиняная посуда.
Ход занятия
Во время прогулки педагог предлагает детям набрать немного глины и песка.
Воспитатель напоминает детям, что они принесли с участка песок и глину. Предлагает сравнить их (выполняет все действия вместе с детьми): песок сыпучий, а глина – твердая, отламывается кусочками. Рассказывает, что глина – природный материал; давным-давно человек нашел глину в земле и стал делать из нее разные предметы. Предлагает детям взять по кусочку сухой глины и попробовать что-нибудь слепить из нее. Ребята приходят к выводу: из сухой глины ничего нельзя слепить.
Воспитатель спрашивает, что нужно сделать, чтобы глина стала мягкой, пригодной для лепки. Дети предлагают добавить воды. Они берут чашечки, кладут в них глину и добавляют воду. Воспитатель помогает им сделать необходимую консистенцию. Определяют, какой теперь стала глина. (Глина мягкая, легко лепится.) Воспитатель подводит детей к пониманию того, что глина бывает сухая и влажная, для лепки нужна влажная глина. Рассказывает, что люди с древних времен используют глину, делают из нее самые разные предметы: посуду, кирпичи, игрушки, свистульки; показывает некоторые предметы. Предлагает ребятам рассмотреть глубокую тарелку и назвать способ ее использования. (В нее можно налить любую жидкость.) Наливает в тарелочку воду и выясняет, что происходит с тарелкой. (Тарелка разваливается на части, так как глина стала влажной.) Педагог объясняет: чтобы глина затвердела и не пропускала воду, изделие ставят в духовой шкаф, а потом наносят на него специальную глазурь. Показывает посуду, покрытую глазурью. Предлагает проверить, пропускает ли такая тарелка воду.
Воспитатель рассказывает: «Тарелки, чашки, вазочки из глины называются керамическими. Их делают на специальных фабриках, где стоят большие печи для обжига. Художники расписывают керамические изделия красивыми рисунками и узорами. Глиняные предметы бьются, они хрупкие, непрочные. Давайте сравним, какая глина сырая и какой она становится, когда человек сделает из нее предмет».
Дети делают вывод: из сырой глины легко лепить, так как она мягкая; керамические изделия – хрупкие, жесткие, бьющиеся. Затем воспитатель предлагает детям вылепить посуду, высушить ее в духовом шкафу, готовые изделия взять домой и рассказать близким все, что они узнали о глине.
Занятие 23
Тема «Няня моет посуду»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя, к его труду.
Материал. Кукла Катя, фотографии.
Ход занятия
В гости к детям приходит кукла Катя. Она приносит фотографии разных взрослых, показывает ребятам фотографии и просит их выбрать фотографии знакомых людей. Дети находят фотографию няни, называют ее имя (Наталия Ивановна), говорят, чем она занимается (моет посуду, полы, пылесосит ковры, чистит раковины и т.д.).
В группу входит няня в переднике, с засученными рукавами. Педагог спрашивает: «Ребята, как вы думаете, чем сейчас займется Наталия Ивановна?» Дети угадывают, что Наталия Ивановна будет мыть посуду.
Наталия Ивановна. Какие молодцы! Угадали, я задумала вымыть посуду. А знаете, где я мою посуду? (В раковине.)
Воспитатель предлагает детям посмотреть, как умело Наталия Ивановна моет посуду. Обращает внимание детей на предметы, необходимые для мытья посуды и ее сушки; просит назвать их (губка, жидкое мыло, сушилка).
Дети наблюдают за последовательностью мытья посуды, под руководством воспитателя объясняют и называют действия Наталии Ивановны: «Что сейчас делает Наталия Ивановна? (Наливает воду в раковину.) Какой водой она моет посуду? (Воспитатель предлагает потрогать воду пальцем.) Что теперь делает Наталия Ивановна? (Намочила и намылила губку жидким мылом.) Посмотрите, как старательно няня выполняет работу: она трет чашку губкой внутри и снаружи. Какой стала чашка? (Мыльной.) Правильно, чашка вся в мыльной пене, грязи не видно, но можно ли из нее сейчас пить? Почему нельзя? Что надо сделать? (Сполоснуть.) В какой воде споласкивает чашку Наталия Ивановна? (В другой, чистой воде.) Какой теперь стала чашка? (Чистой, блестящей.) С чашки капает вода. Что нужно сделать? (Высушить.) Где ее можно высушить? (На сушилке.) Там вода стечет, и чашка станет сухой. Наталия Ивановна перемыла всю посуду. Посмотрите, как она блестит».
Воспитатель предлагает детям рассказать о Наталии Ивановне, о том, какая она (умелая, старательная, заботливая, трудолюбивая).
Затем педагог просит Наталию Ивановну рассказать о своей семье, о членах семьи. Наталия Ивановна сообщает, что у нее есть сын, его зовут Артем, и муж, его зовут Иван Петрович. Она любит всех членов своей семьи. Сын и муж помогают Наталии Ивановне в домашних делах, а она балует их пирогами, блинами, тортами.
Наталия Ивановна приглашает детей выпить чай из чистых чашек и угоститься блинами.
Занятие 24
Тема «Что лучше: бумага или ткань?»
Программное содержание. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета.
Материал. Кукла Даша, сделанная из ткани; кукла Маша, сделанная из бумаги; образцы бумаги и ткани; емкости с водой; утюг, бумажные платья – силуэты.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям посмотреть на кукол – Машу и Дашу – и сказать, из какого материала они сделаны. (Одна кукла – из бумаги, другая – из ткани.) Рассказывает, что куклы Маша и Даша надели новенькие платья и начали спорить – какой наряд лучше? Предлагает детям помочь куклам разрешить спор – рассказать о бумаге и о ткани, а также о предметах, которые делает человек из этих материалов. Дает образцы бумаги и ткани каждому ребенку.
Далее воспитатель предлагает каждому ребенку взять в правую руку ткань, а в левую бумагу, потереть их пальчиками, закрыть глаза и «запомнить», какая на ощупь бумага и какая ткань. Дети выясняют, что ткань мягкая, с ворсинками, а бумага твердая. Воспитатель предлагает им взять увеличительное стекло и посмотреть, из чего состоят ткань (из ниток) и бумага (гладкая, твердая, не состоит из ниток). Затем совместными усилиями выясняют, как «разговаривают» бумага и ткань (бумага шуршит, ткань не издает звуков). Воспитатель предлагает детям помять бумагу и ткань. Дети выясняют, что бумага мнется легче, чем ткань. Пробуют их расправить: бумага остается мятой, а ткань разглаживается, остается гладкой.
Вместе с воспитателем дети выясняют, что может случиться с платьями Маши и Даши, если их измять (платье Даши можно погладить, а платье Маши останется мятым), если испачкать и постирать (бумажное платье размокнет, а платье из ткани намокнет). Дети делают вывод: платье из бумаги придется выбросить, платье из ткани можно высушить и погладить. Воспитатель разглаживает утюгом платье из ткани.
Педагог побуждает детей подумать, какое платье прочнее – бумажное или из ткани? Дети делают вывод: бумага рвется легко, а ткань можно порвать, если дергать сильно. Человек придумал инструмент (ножницы), с помощью которого ткань можно не рвать, а аккуратно резать. Воспитатель обобщает: бумага рвется и режется, а ткань лучше резать ножницами. Предлагает детям подумать: если куклы все-таки порвут свои платья, что им можно посоветовать. Дети с помощью воспитателя и соответствующих действий выясняют, что ткань можно сшить, а бумагу – склеить. Далее педагог демонстрирует, что бумагу и ткань можно покрасить, обновить их цвет.
Воспитатель предлагает детям назвать предметы, сделанные из бумаги (книги, тетради, газеты, альбомы) и из ткани (одежда, скатерти, полотенца). Затем дети раскрашивают бумажные платья яркими красками, чтобы куклы стали нарядными.
В конце занятия дети вспоминают все, что они узнали о бумаге и ткани, и делают вывод: бумага и ткань очень нужны и полезны, только назначение у них разное.
iknigi.net