Содержание
урок русского языка в 11 классе «Обособление определений» | План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Перемиловская средняя школа»
МОУ Перемиловская СШ
155923 Ивановская область, Шуйский район, д. Прилив, ул. Центральная, д. 12
Е-mail: [email protected] тел. 8(49351) 34-682
Учитель русского языка: Лосева Ольга Геннадьевна
Урок русского языка в 11 классе
Тема: «Обособление определений»
Цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Обособление определений», способностей к учебной деятельности.
Задачи: — формировать умения самостоятельно «добывать» и применять новые знания,
— развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал; развивать внимание, логическое мышление, память, воображение;
-воспитывать интерес к русскому языку, внимание к культуре речи, развивать монологическую речь, коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Оборудование и технические средства обучения: автоматизированное место учителя, доска Smard Board.
Наглядные пособия: презентация в программе Smard Notebook,
Ключевые слова: обособление, определение
Рабочие материалы для обучающихся: выписка из учебника Д.Э.Розенталя по теме «Обособление определений», классификация грамматических ошибок в предложениях с причастными оборотам, проверочная работа по теме «Обособление определений», рабочие материалы для составления кластера.
Автор учебника: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
Конечно же, мы не обладаем незнанием, наоборот, мы обладаем ЗНАНИЕМ.
Эпиграфом к уроку я взяла слова академика А.Л. Минца
Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями,
но (не) умеющий их и (з,с) пользовать,
напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,
которая (не) умеет плавать.
А.Л. Минц
-Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?
( На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.)
Давайте проверим наши знания и умение их применять на практике по орфографии. Орфографическая пятиминутка.
А кто может объяснить правила постановки знаков препинания? Чем осложнено главное предложение? (обособленным определением)
2.Постановка цели и задач. Мотивация.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (уч-ся отвечают)
Какова цель нашего урока? (уч-ся ставят цели)
(Сегодня у вас есть очередной шанс показать, что вы обладаете определенными знаниями и умеете их применять.)
3.Актуализация знаний
1)В 8 классе мы изучали тему «Обособление определений», к сегодняшнему уроку я просила её повторить.
На интерактивной доске записаны предложения. Вы должны назвать условия обособления и необособления определений.
2)Групповой ответ у доски. (3 человека у доски вспоминают условия обособления и необособления определений)
Бежит он , дикий и суровый, И звуков, и смятенья полн… (А. С. Пушкин) | На окне, серебря(н,нн)ом от ин…я, За ночь хризантемы ра…цвели.(И. Бунин) Их волосы, ш..лковые и ч..рные, были распущ…ны, ветер, тёплый и лёгкий, играл ими, звякал монетами, вплетёнными в них. (М. Горький) | Привлеч…нные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. Измученные длинным переходом, туристы всё же продолжали путь. |
3)Во время подготовки группового ответа, учитель проводит игру
«Сильное звено». Учащимся задаются вопросы, на которые они должны ответить. Если ученик отвечает неправильно, он садится за парту. К концу игры «стоящим» остаётся только «сильное звено». (вопросы позволяют классу повторить изученный материал и готовят их к восприятию новой темы)
-Правда ли, что обособленные определения играют двойную роль – они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение …
-Правда ли, что паузы, выделяющие обособленные обороты, делают нашу речь плавной…
-Правда ли, что предложения с обособленными членами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений…
-Правда ли, что обособленные определения употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости…
-Правда ли, что предложения с обособленными членами чаще употребляются в разговорной речи…
-Определение – это …
-Обособление – это….
-Я, ты, он, она, мы, вы, они – это …..
-Причастный оборот – это…
-Согласованное определение – это….
-Слово «нечто» – это неопределённое, указательное, притяжательное местоимение?
-Составное именное сказуемое – это…
-Назовите определительные местоимения — ….
-Назовите притяжательные местоимения — …
-Нераспространённое определение — это …..
4) Слушаем внимательно групповой ответ. Одному из учащихся класса предлагается сделать анализ ответа одноклассников, поставить оценку и прокомментировать её. Все учащиеся внимательно слушают, соглашаются или не соглашаются с товарищем. Итог подводит учитель.
4.Изучение нового материала.
А сейчас класс разделится на две группы. Мы с вами повторили ранее изученный материал. На парте у вас лежит учебник Розенталя Дитмара Эльяшевича. Прочитайте его внимательно и ответьте, что нового вы узнали об обособлении согласованных определений.
4. Выписка из учебника Д.Э. Розенталя
Обособление определений.
1.Обычно обособляются распространённые определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного: Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет. Науки, чуждые музыке, были постылы мне.
2.Причасти или прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределённого местоимения, не обособляются, так как образуют одно целое с местоимением: Я увидел нечто похожее на гриб. Он рассказывал что-то выходящее за рамки обыденного.
3.Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота (все записавшиеся на экскурсию, эти построенные недавно дома, моя уехавшая на днях сестра)
4.Не обособляются распространённые определения, стоящие перед определяемыми существительными (если не имеют добавочных оттенков значения): Около стола гуляла привязанная за ногу курочка.
5.Не обособляются распространённые определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав последнего: Тайга стояла безмолвная и полная тайны.
6.Обособляются часто два и больше одиночных определения, стоящих после определяемого имени существительного: Пришла весна, яркая, солнечная.
6.Распространённые или одиночное определение , стоящее непосредственно перед определяемым существительным, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение (временное, причинное, условное, уступительное): Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нём плакать. Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду.
7.Распространённое или одиночное определение обособляется, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова: Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгорелось со стонами и свистом.
8.Обособляется определение, относящееся к личному местоимению, независимо от степени распространённости и местоположения определения: А он, мятежный, просит бури.
Ребята находят новые условия обособления и необособления определений, зачитывают, рассуждают, объясняют их.
5. Первичное закрепление изученного.
1)На партах лежат рабочие материалы, которые помогут вам создать кластер по теме «Обособление определений» (1 группа) (Кластер составляется на магнитной доске)
2)На столах лежит набор предложений. Я предлагаю к каждому условию обособления или необособления определения подобрать пример.( 2 группа) (Предложения прикрепляются к кластеру, в них расставляются недостающие знаки препинания, объясняются условия обособления или необособления.))
(Рабочие материалы для кластера. Набор предложений. Каждое условие, предложение написано на отдельном листочке)
Определение, относящееся к личному местоимению
Определение, если оно оторвано от определяемого существительного другими словами
Перед определяемым словом,
если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия, времени)
После определяемого слова
1)причастие с зависимым словом
2)прилагательное с зависимым словом
3)два или более согласованных нераспространённых определения
Обособляется
Не обособляются определения, стоящие после определительных, указательных, притяжательных местоимений.
Не обособляются определения, стоящие после неопределённого местоимения.
Не обособляются определения, связанные по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым.
Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного дыма.
Её глаза искали в моих что-нибудь похожее на надежду.
Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре.
Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.
Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались.
Деревья покрытые снегом белели вдали.
Лукошко полное грибов я из лесу принёс.
Особенно нравились мне её глаза большие и грустные.
Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
Кто родился в России чудесной стране тот нигде никогда не забудет о ней.
Пригреваемые солнышком уснули продрогшие за ночь ребятишки.
Лес казавшийся мне до сих пор пустынным вдруг оживился.
5.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (интерактивная доска с правильными ответами)
(Учащимся предоставляется право выбора: расстановка знаков препинания в предложениях, творческая работа)
Расставьте знаки препинания:
1)Покорённые красотой соснового бора (1) мы замолчали, прислушиваясь к (2) доносящимся из чащи (3) звукам. __________________________
2) В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.____________
3)Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким._______________
4)Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной_____________
5)Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта________
(Ребята проверяют работу друг у друга, а затем по эталону)
Творческое задание: написать мини-сочинение на тему «Осень», используя обособленные определения. Объяснить их функционал в тексте.
(Мини-сочинения заслушиваются и оцениваются одноклассниками)
6.Подготовка к ЕГЭ
Грамматические ошибки (Задание № 7 ЕГЭ) (презентация)
Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом. | Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес . |
Ошибка в употреблении времени причастия. | Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане. |
Ошибочны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует. | Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. |
Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют. | Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. |
Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже. | Ты ангел, сошедшие с небес. |
Укажите номера предложений с нарушением в построении предложения с причастным оборотом.
1.Пользуясь калькулятором, вы пренебрегаете устным счётом, тренирующим память.
2.В конкурсе «Библиокросс» выиграет участник, прочитающий наибольшее количество книг.
3.Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает крайне обидчивым.
4.Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.
5.В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
Исправьте ошибки.
7. Игра «Горячая пятёрка»
Назовите пять ключевых слов, словосочетаний, которыми мы оперировали на уроке. Между словами или словосочетаниями должна быть логическая связь, объясните её (обособление, определение, позиция в предложении, часть речи, определяемое слово или ….)
Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы её?
8.Домашняя работа Задания на карточках, аналогичные заданиям самостоятельной работы на уроке.
Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом. | Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес . |
Ошибка в употреблении времени причастия. | Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане. |
Ошибочны формы причастий на –щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует. | Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. |
Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют. | Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. |
Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже. | Ты ангел, сошедшие с небес. |
Обособленные определения 11 класс | Презентация к уроку по русскому языку (11 класс):
Слайд 1
Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные обстоятельства. 11 класс Разработала Жулина Инна Владимировна, учитель 1 категории МАОУ СОШ №46 г.Калининграда
Слайд 2
Цели 1. Углубление и обобщение знаний об обособленных и необособленных определениях. 2. Формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных определениях. 3. Подготовка к ЕГЭ.
Слайд 3
Образуйте слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? Старина → Серебро → Коллекция → Расположить → Привезти →
Слайд 4
Образуйте слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? Старина → старинный Серебро → серебряный Коллекция → коллекционный Расположить → расположенный Привезти → привезённый
Слайд 5
Проверим орфограмму Н НН 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Слайд 6
Проверим орфограмму Н НН 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 +
Слайд 7
Сравните предложения 1) На серебряном от инея окне За ночь хризантемы расцвели. 2) На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели.
Слайд 8
Тема : Обособленные и необособленные определения
Слайд 9
Определите способы обособления Бежит он, дикий и суровый , И звуков, и смятенья полн… (А.С. Пушкин) На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. (И. Бунин) Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, тёплый и лёгкий , играл ими, звякал монетами, вплетёнными в них . (М. Горький) Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. Измученные длинным переходом , туристы всё же продолжали путь.
Слайд 10
Обособляются Определение , относящееся к личному местоимению 4 Определение , если оно оторвано от определяемого существительного другими словами 1,9 Обособляются часто два и больше одиночных определения, стоящих после определяемого имени существительного 7 Перед определяемым словом, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия, времени) 8 После определяемого слова 1)причастие с зависимым словом; 2)прилагательное с зависимым словом; 5,6,10 Не обособляются Определения, стоящие перед определяемыми существительными (если не имеют добавочных оттенков значения) Распространённые определения , если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав последнего Определения, стоящие после неопределённого местоимения. 2 Определения, стоящие после определительных, указательных, притяжательных местоимений. 3
Слайд 11
Грамматические ошибки (Задание № 7 ЕГЭ) Причастный оборот не должен разрываться определяемым словом. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес . Ошибка в употреблении времени причастия. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане. Ошибочны формы причастий на – щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы у причастия не существует. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. Неправильны формы причастий с частицей бы , поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют . Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. Определяемое слово согласуется с причастным оборотом в роде, числе и падеже. Ты ангел, сошедшие с небес.
Слайд 12
Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока и обоснуйте свою точку зрения. Тяжела ты, шапка Мономаха. Повторение-мать учения. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь. Если за день ничему не научился- зря прожил день.
Изолированные системы
Предыдущая часть Урока 2 была посвящена Закону сохранения импульса. Было заявлено, что…
При столкновении объекта 1 и объекта 2 в изолированной системе общий импульс двух объектов до столкновения равен суммарному импульсу двух объектов после столкновения. То есть импульс, потерянный объектом 1, равен импульсу, полученному объектом 2.
Полный импульс системы сохраняется для столкновений, происходящих в изолированных системах. Но что делает систему объектов изолированной системой? И сохраняется ли импульс, если система не изолирована? Этому посвящена эта часть Урока 2.
Что такое изолированная система?
Система представляет собой совокупность двух или более объектов. Изолированная система — это система, на которую F не действует общая внешняя сила, изменяющая импульс системы. Есть два критерия наличия чистой внешней силы; это должно быть…
- сила, происходящая из источника, отличного от двух объектов системы
- сила, не уравновешенная другими силами.
Систему, в которой единственными силами, влияющими на изменение импульса отдельного объекта, являются силы, действующие между самими объектами, можно считать изолированной системой.
Рассмотрим столкновение двух шаров на бильярдном столе. Столкновение происходит в изолированной системе до тех пор, пока трение достаточно мало, чтобы его влиянием на импульс бильярдных шаров можно было пренебречь. Если это так, то единственные неуравновешенные силы, действующие на два шара, — это контактные силы, которые они прикладывают друг к другу. Эти две силы считаются внутренними силами, поскольку они возникают из-за источника внутри системы, причем этот источник является контактом двух шаров. При таком столкновении полный импульс системы сохраняется.
Прочитайте следующие описания коллизии и оцените, происходит ли коллизия в изолированной системе. Если это не изолированная система, то определите результирующую внешнюю силу.
Описание | Да или Нет | внешняя сила равна… | |
| Два автомобиля сталкиваются на гравийной дороге, на которой силы трения велики. | ||
Ганс Фулл делает ежегодную уборку пылесосом. Ганс толкает пылесос Hoover по ковру в гостиной. | |||
Два планера с воздушной гусеницей сталкиваются на воздушной гусенице без трения. |
Аналогия денежных переводов
Если система не изолирована, то общий импульс системы не сохраняется. Чтобы понять эту концепцию, мы вернемся к нашей первоначальной аналогии. Предположим, Джек и Джилл (каждый со 100 долларами в карманах) участвуют в финансовом взаимодействии, в котором Джек дает Джилл 50 долларов на покупку некоторых товаров. Если бы Джек и Джилл были изолированы от влияния остального мира, то у Джека было бы 50 долларов, а у Джилл — 150 долларов. Общая сумма денег в системе составит 200 долларов как до, так и после транзакции; общие системные деньги будут сохранены. Однако если третье влияние проникнет извне системы, чтобы убрать или (что более удачно) добавить деньги в систему, то общий импульс системы не сохранится. Если бы вор вмешался в его грязные руки, чтобы украсть 20 долларов, то, возможно, Джек закончил бы с 40 долларами, а Джилл — со 140 долларами. В случае неизолированной системы полный импульс системы не сохраняется.
Из-за неизбежности трения и сопротивления воздуха при любом реальном столкновении можно заключить, что ни одна система не бывает идеально изолированной. Причина в том, что всегда будет какая-то сила сопротивления, отнимающая у системы ее импульс. По этой причине закон сохранения импульса должен быть чем-то вроде журавля в небе идеи, которая никогда не применима. Зачем вообще нужно учить закон , который всегда нарушается?
Мы, друзья физики, быстро согласимся с тем, что силы сопротивления, такие как трение и сопротивление воздуха, неизбежны. Однако следует быть осторожным, чтобы не переоценить влияние таких сил на общий импульс системы. Для иллюстрации рассмотрим столкновение двух автомобилей массой 1000 кг, один из которых изначально находится в состоянии покоя, а другой движется со скоростью 10 м/с (примерно 22 мили/ч). Такое столкновение длилось доли секунды. Предположим, что фактические контактные силы между автомобилями возникают в течение 0,01 секунды. Возможно, после этих очень коротких 0,01 секунды автомобили держитесь вместе и скользите немного по асфальтированной улице. Для такого реалистичного столкновения типичная контактная сила может быть близка к 500 000 Н. Типичная сила трения не должна превышать 10 000 Н (и, вероятно, будет значительно меньше). Каждая сила будет передавать импульс транспортным средствам во время столкновения, чтобы изменить импульс сталкивающихся транспортных средств. Контактная сила в 500 000 Н между транспортными средствами является внутренней силой и не служит для изменения импульса системы. Сила трения в 10 000 Н является внешней силой и изменит общий импульс системы примерно на 200 кг•м/с (по 100 кг•м/с для каждого автомобиля). Эту потерю импульса системы необходимо сравнить с полным импульсом системы, равным 10 000 кг•м/с. В этом очень реалистичном случае трение приведет к потере не более 2% общего импульса системы. Если бы в анализируемом столкновении участвовали объекты с еще большими скоростями, процент потери общего импульса системы был бы значительно меньше.
Итак, нужно снова рассмотреть обвинение в том, что закон сохранения импульса — это журавль в небе идея. Лучший ответ — сказать, что это очень точная модель, аппроксимирующая обмен импульсом между сталкивающимися объектами. В только что описанном столкновении худший сценарий состоит в том, что предположение о сохранении импульса верно на 98%. Поскольку контактные силы во время столкновений настолько велики по сравнению с неизбежными силами сопротивления, такими как трение и сопротивление воздуха, закон сохранения импульса является отличным инструментом для анализа столкновений и обеспечения точной оценки после столкновения (или до столкновения). скорость. В следующей части Урока 2 будет проиллюстрирована способность этой модели сохранения предсказывать скорости сталкивающихся объектов до и после столкновения.
Мы хотели бы предложить. ..
Иногда недостаточно просто прочитать об этом. Вы должны взаимодействовать с ним! И это именно то, что вы делаете, когда используете один из интерактивов The Physics Classroom. Мы хотели бы предложить вам совместить чтение этой страницы с использованием наших интерактивных тележек и кубиков, интерактивных взаимодействий взрывающихся тележек и/или наших интерактивных тележек столкновений. Эти интерактивы можно найти в разделе Physics Interactive на нашем веб-сайте, и они предоставляют интерактивный опыт анализа импульса отдельных объектов и систем объектов при столкновениях.
Посетите: Тележка и кирпич | Взрывные тележки | Тележки для столкновения
Следующий раздел:
Основы эпидемиологии | Урок 1
Раздел 11: Распространенность эпидемических заболеваний
Уровень заболевания
Количество конкретного заболевания, которое обычно присутствует в сообществе, называется исходным или эндемическим уровнем заболевания. Этот уровень не обязательно является желаемым уровнем, который на самом деле может быть нулевым, а скорее является наблюдаемым уровнем. В отсутствие вмешательства и при условии, что уровень недостаточно высок, чтобы истощить пул восприимчивых людей, заболевание может продолжаться на этом уровне неопределенно долго. Таким образом, исходный уровень часто рассматривается как ожидаемый уровень заболевания.
В то время как некоторые болезни настолько редки в данной популяции, что единичный случай требует эпидемиологического расследования (например, бешенство, чума, полиомиелит), другие болезни встречаются чаще, так что только отклонения от нормы требуют расследования. Спорадический относится к заболеванию, которое возникает нечасто и нерегулярно. Эндемичный относится к постоянному присутствию и/или обычной распространенности болезни или инфекционного агента среди населения в пределах географического района. Гиперэндемичный относится к стойким, высоким уровням заболеваемости.
Иногда количество заболеваний в сообществе превышает ожидаемый уровень. Эпидемия означает рост, часто внезапный, числа случаев заболевания, превышающий обычно ожидаемый уровень среди данного населения в данном районе. Вспышка имеет то же определение эпидемии, но часто используется для более ограниченного географического района. Кластер относится к совокупности случаев, сгруппированных по месту и времени, число которых предположительно превышает ожидаемое, даже если ожидаемое число может быть неизвестно. Пандемия относится к эпидемии, которая распространилась на несколько стран или континентов и обычно затрагивает большое количество людей.
Эпидемии возникают, когда возбудитель и восприимчивые хозяева присутствуют в достаточном количестве, и возбудитель может эффективно передаваться от источника к восприимчивым хозяевам. В частности, эпидемия может возникнуть в результате:
- Недавнего увеличения количества или вирулентности возбудителя,
- Недавнее введение агента в сеттинг, где он раньше не был,
- Усиленный способ передачи, при котором заражаются более восприимчивые люди,
- Изменение восприимчивости ответа хоста к агенту и/или
- Факторы, увеличивающие воздействие на хозяина или связанные с внедрением через новые входные ворота. ( 47 )
Предыдущее описание эпидемий предполагает наличие только инфекционных агентов, но неинфекционные заболевания, такие как диабет и ожирение, существуют в масштабах эпидемии в США( 51 , 52 )
Упражнение 1.10
Для каждой из следующих ситуаций определите, отражает ли она:
- Спорадическое заболевание
- Эндемическое заболевание
- Гиперэндемическая болезнь
- Пандемическое заболевание
- Эпидемическая болезнь
- ____ 22 случая легионеллеза произошли в течение 3 недель среди жителей определенного микрорайона (обычно 0 или 1 в год)
- ____ Среднегодовая заболеваемость туберкулезом легких составила 364 случая на 100 000 населения в одном районе по сравнению со средним показателем по стране 134 случая на 100 000 населения
- ____ Более 20 миллионов человек во всем мире умерли от гриппа в 1918–1919 годах
- ____ Единичный случай гистоплазмоза диагностирован в сообществе
- ____ В этом регионе обычно регистрируется около 60 случаев гонореи в неделю, что немного меньше, чем в среднем по стране
Проверьте свой ответ.
Типы эпидемий
Эпидемии можно классифицировать в зависимости от способа их распространения среди населения:
- Общий источник
- Точка
- Непрерывный
- Прерывистый
- Распространено
- Смешанный
- Другое
Вспышка с общим источником – это вспышка, при которой группа лиц подвергается воздействию инфекционного агента или токсина из одного и того же источника.
Если группа подвергается воздействию в течение относительно короткого периода, так что все заболевшие заболевают в течение одного инкубационного периода, то вспышка из общего источника далее классифицируется как точечная вспышка . Эпидемия случаев лейкемии в Хиросиме после взрыва атомной бомбы и эпидемия гепатита А среди посетителей ресторана в Пенсильвании, которые ели зеленый лук, имели точечный источник заражения ( 38 , 44 ). Если количество случаев во время эпидемии строились в зависимости от времени, результирующий график, называемый эпидемической кривой, обычно имеет крутой подъем и более плавный спад (так называемое «логарифмически нормальное распределение»).
Рисунок 1.21. Случаи гепатита А по дате возникновения, ноябрь–декабрь 1978 г.
Изображение Описание
Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний. неопубликованные данные; 1979.
При некоторых вспышках с общим источником заболевшие могли подвергаться воздействию в течение нескольких дней, недель или дольше. При непрерывной вспышке из общего источника диапазон экспозиций и диапазон инкубационных периодов имеют тенденцию к сглаживанию и расширению пиков эпидемической кривой (рис. 1.22). Эпидемическая кривая прерывистая вспышка с общим источником часто имеет характер, отражающий прерывистый характер воздействия.
Рисунок 1.22 Диарейные заболевания у городских жителей по дате возникновения и характеру стула, декабрь 1989 г. – январь 1990 г.
Изображение Описание
Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний. неопубликованные данные; 1990.
Распространенная вспышка возникает в результате передачи от одного человека к другому. Обычно передача происходит при прямом контакте от человека к человеку, как при сифилисе. Передача также может быть транспортной (например, передача гепатита В или ВИЧ через общие иглы) или переносчиками (например, передача желтой лихорадки комарами). При распространяющихся вспышках случаи возникают в течение более чем одного инкубационного периода. На рис. 1.23 обратите внимание на пики, возникающие с интервалом примерно в 11 дней, что соответствует инкубационному периоду кори. Эпидемия обычно ослабевает через несколько поколений либо потому, что число восприимчивых людей падает ниже некоторого критического уровня, необходимого для поддержания передачи, либо потому, что меры вмешательства становятся эффективными.
Рисунок 1.23. Случаи кори по дате возникновения, 15 октября 1970 г. — 16 января 1971 г.
Изображение Описание
Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний. Вспышка кори — Абердин, Южная Дакота ММВР 1971; 20:26.
Некоторые эпидемии имеют черты как эпидемий с общим источником, так и распространяющихся эпидемий. Характер вспышки из общего источника с последующим вторичным распространением от человека к человеку не является чем-то необычным. Их называют смешанными эпидемиями . Например, эпидемия шигеллеза из общего источника произошла среди группы из 3000 женщин, присутствовавших на национальном музыкальном фестивале (рис. 1.24). У многих симптомы появились после возвращения домой. В течение следующих нескольких недель несколько департаментов здравоохранения штатов обнаружили последующие поколения Случаи Shigella , передаваемые от человека к человеку от посетителей фестиваля. LA, Ostroff SM, McGee HB, Johnson DR, Downes FP, Cameron DN, et al. Вспышка шигеллеза на музыкальном фестивале под открытым небом. Am J Epidemiol 1991;133:608–15.
Наконец, некоторые эпидемии не имеют общего источника в обычном понимании и не передаются от человека к человеку. Вспышки зоонозных или трансмиссивных болезней могут быть результатом достаточной распространенности инфекции среди видов-хозяев, достаточного присутствия переносчиков и достаточного взаимодействия человека с переносчиком. Примеры (рис. 1.25 и 1.26) включают эпидемию болезни Лайма, возникшую на северо-востоке США в конце XIX в.80-х (передача от оленей к человеку оленьими клещами) и вспышка энцефалита Западного Нила в районе Квинс в Нью-Йорке в 1999 г. (передача от птиц к человеку комарами) ( 49 , 50 ) 1.25 Количество зарегистрированных случаев болезни Лайма по годам — США, 1992–2003 гг.
Изображение Описание
Источник данных: Центры по контролю и профилактике заболеваний. Сводка болезней, подлежащих регистрации — США, 2003 г. Опубликовано 22 апреля 2005 г. для MMWR 2003;52(No. 54):9,17,71–72.
Рисунок 1.26 Количество зарегистрированных случаев энцефалита Западного Нила — Нью-Йорк, 1999 г.
Изображение Описание
Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний. Вспышка западно-нилоподобного вирусного энцефалита — Нью-Йорк, 1999 г. MMWR 1999;48(38):845–9.
Упражнение 1.11
Для каждой из следующих ситуаций определите тип распространения эпидемии, которому она наиболее соответствует.
- Точечный источник
- Прерывистый или непрерывный общий источник
- Распространено
- ____ 21 случай шигеллеза среди детей и работников детского сада в течение 6 недель, внешний источник не выявлен, инкубационный период шигеллеза обычно 1—3 дня)
- ____ 36 случаев лямблиоза в течение 6 недель, связанных со случайным использованием дополнительного резервуара (инкубационный период лямблиоза 3–25 дней и более, обычно 7–10 дней)
- ____ 43 случая норовирусной инфекции за 2 дня, прослеженных до льдогенератора на круизном лайнере (инкубационный период для норовируса обычно составляет 24–48 часов)
Проверьте свой ответ.
Ссылки (данный раздел)
- Центры по контролю и профилактике заболеваний. Вспышка гепатита А, связанная с употреблением зеленого лука в ресторане – Монака, Пенсильвания, 2003 г. MMWR 2003; 52 (47): 1155–1157.
- Кобб С., Миллер М. , Уолд Н. Об оценке инкубационного периода при злокачественных заболеваниях. Дж. Хрон Дис 1959; 9: 385–93.
- Келси Дж.Л., Томпсон В.Д., Эванс А.С. Методы наблюдательной эпидемиологии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 1986. с. 216.
- Lee LA, Ostroff SM, McGee HB, Jonson DR, Downes FP, Cameron DN, et al. А. Вспышка шигеллеза на открытом музыкальном фестивале. Am J Epidemiol 1991. 133:608–15.
- Белый DJ, Chang HG, Benach JL, Bosler EM, Meldrum SC. Средства RG, et al. Географическое распространение и временное увеличение болезни Лайма. эпидемия. ДЖАМА 1991;266:1230–6.
- Центры по контролю и профилактике заболеваний. Вспышка западно-нилоподобного вирусного энцефалита – Нью-Йорк, 1999 г. MMWR 1999;48(38):845–9.
- Центры по контролю и профилактике заболеваний. Распространенность избыточной массы тела и ожирения среди взрослых с диагностированным диабетом — США. 1988–1994 и 1999–2002 годы. MMWR 2004; 53 (45): 1066–8.
- Национальный центр статистики здравоохранения [Интернет]. Атланта: Центры по контролю и профилактике заболеваний [обновлено 8 февраля 2005 г.]. Доступно по адресу: https://www.cdc.gov/nchs/products/pubs/pubd/hestats/overwght99.htm.
Следующая страница: сводка, ссылки и веб-сайты
Предыдущая страница
Урок 1 Обзор
Рисунок 1.2 1
Описание: Эпидемическая кривая (гистограмма) показывает предполагаемый показательный случай гепатита А, за которым через 4 дня следует резкий рост числа случаев, который сходит на нет до 0. Случаи, которые были обработчики еды и вторичные случаи также показаны. Вернуться к тексту.
Рисунок 1.22
Описание: Гистограмма показывает количество случаев диареи по дате начала. Стрелки также показывают, когда происходит разрыв водопровода, заказ на кипячение воды и хлорирование воды. Кровавый и бескровный понос обозначаются разными цветами. Общее увеличение и уменьшение в случаях легко увидеть. Вернуться к тексту.
Рисунок 1.23
Описание: Гистограмма показывает, что число случаев кори достигает пика примерно 23 ноября, а затем снижается. Он снова достигает пика 5 декабря и снижается, пока не достигнет пика в третий раз. Вернуться к тексту.
Рисунок 1.24
Описание: Гистограмма показывает количество случаев заболевания шигеллой среди сотрудников и посетителей баров, расположенных друг над другом. Первый случай возникает у сотрудника в первый день. Количество случаев среди сотрудников и посетителей видно по отношению к датам фестиваля. Вернуться к тексту.
Рисунок 1.25
Описание: Гистограмма показывает общую тенденцию к увеличению числа зарегистрированных случаев болезни Лайма. Вернуться к тексту.
Рисунок 1.26
Описание: На гистограмме показаны зарегистрированные случаи энцефалита Западного Нила в Нью-Йорке и других местах.