Skip to content

Названия летописей о князе олеге: В чём отличие песни от летописного рассказа об Олеге

Князь Олег («Вещий»), князь Новгородский, великий князь Киевский. Правил с 879 по 912 год. Интересные факты биографии.


Олег начал править в Новгороде после смерти Рюрика в 879 году. Он наследовал престол, поскольку сын Рюрика, Игорь, был ещё ребенком.


В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная, изложенная в «Повести временных лет», и менее известная, изложенная в Новгородской Первой летописи, сохранившей фрагменты более раннего летописного свода.


Согласно «Повести», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно, его шурином, то есть, братом жены.


В Новгородской Первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Та же летопись относит смерть Олега к 922 году.


Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helgi, что означает «посвященный богам». В скандинавских сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig.


Из подчинявшихся Олегу окрестных племен – чуди, мери, ильменских славян, веси и кривичей и варягов – он собрал большое войско и двинулся на Юг. Занял Смоленск, посадил там править своего человека. Ставленник Олега стал править и в Любече, в земле северян.


В 882 году войско Олега подошло к Киеву, где в то время правили Аскольд и Дир, люди из дружины Рюрика. Олег хитростью выманил их из города. Предание гласит: «Спрятав своих воинов, Олег (он выдавал себя за купца) выманил на берег Аскольда и Дира. Когда они были захвачены, Олег приказал вынести младенца Игоря и сказал: “Вот он сын Рюрика!”, после чего Аскольд и Дир были убиты». Подробнее о тех событиях можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история».


Некоторые исследователи объясняют жестокость Олега тем, что Аскольд и Дир уже успели принять христианство и отошли от язычества. На могиле Аскольда впоследствии была поставлена церковь Николы, а на могиле Дира – Ириновская церковь.


Когда Олег занял Киев, то провозгласил его столицей Руси, объединявшей северные и южные территории. С этого, собственно, и было принято начинать историю государства, получившего историческое название Русская Земля. Хотя, всё-таки это был следующий этап после создания Русского княжества в Ладоге, а затем в Новгороде. То есть, Киев – это третья столица Руси.


Олега называли «Вещим», то есть, ясновидящим, знающим будущее. По словам русского историка С. М. Соловьева, в истории Олег остался собирателем племён, строителем городов и начинателем порядка.


Строитель государства


Главным делом Олег считал расширение границ государства на восток и запад от Днепра. Он активно строит города, чтобы удержать завоёванные земли и защитить их от набегов кочевников, а также начинает регулярный сбор дани с подвластных племен.


Осев в Киеве, Олег «нача города ставити».


Но самое значимое его деяние – это установление тесных контактов с Византией (Восточной Римской империей). В 907 году, оставив править в Киеве сына Рюрика – Игоря, Олег совершил свой знаменитый византийский поход, о котором подробно рассказано в историческом парке «Россия-Моя история».


В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Главным результатом похода стало заключение торгового договора, обеспечившего свободу беспошлинной торговли русским купцам. Договор с Византией – первый международный документ молодого государства.


В 912 году князь Олег погиб, якобы, от укуса змеи.


Место его захоронения точно не известно.


 


Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история». 

Поделиться с друзьями!

Князь Олег — Русская историческая библиотека

Содержание:

Объединение русских земель князем Олегом

Поход князя Олега на Константинополь

Договор между Олегом и греками 911 года

Смерть вещего Олега

Литература о князе Олеге

Читайте также статьи Князь Олег – краткая биография, Князья Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Деятельность первых киевских князей

Олег, прозванный Вещим – первый князь киевский из рода Рюрика. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, был в то время малолетним. По предположению Соловьева, Олег получил власть не как опекун Игоря, а как старший в роду.

 

Князь Олег. Краткая биография. Слушать аудиокнигу

 

 

Объединение русских земель князем Олегом

Три года оставался князь Олег в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг. Сначала он занял Смоленск и посадил там своего мужа, потом перешел в землю северян и здесь, в Любече, также посадил мужа. Добровольно ли покорились Олегу эти племена или после сопротивления — летопись не говорит. Когда Олег достиг Киева, там уже княжили Аскольд и Дир. Летопись рассказывает, что Олег хитростью вызвал их из города и умертвил, а сам завладел Киевом и сделал его своей столицей, сказав: «се буди мати градом русским».

Убийство Аскольда и Дира по приказу Олега. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

 

Князь Олег строил города, с целью удерживать в своих руках покоренные народы и защищать их от нападений кочевников. Им была наложена дань на ильменских славян, кривичей и мерю. Новгородцы должны были платить по 300 гривен ежегодно на содержание дружины из варягов. После этого Олег начинает расширять пределы своих владений, покоряя племена, жившие на восток и запад от Днепра. В 883 г. покорены были древляне, находившиеся во вражде с полянами; на них была наложена дань по черной кунице с жилья. Северяне платили дань хазарам; князь Олег сказал им: «я враг хазарам, а вовсе не вам» — и северяне, по-видимому без сопротивления, согласились платить дань ему. Радимичей Олег послал спросить: «кому дань даете?». Те отвечали: «хазарам». «Не давайте хазарам, а давайте мне» — велел сказать им Олег, и радимичи стали платить дань ему по два шеляга с рала, как раньше платили хазарам. Не все, впрочем, племена подчинялись так легко: по счету летописца, потребовалось 20 лет, чтобы покорить дулебов, хорватов, тиверцев, а уличей Олегу так и не удалось покорить.

 

Поход князя Олега на Константинополь

В 907 г. князь Олег предпринял поход на греков, оставив в Киеве Игоря. Войско Олега состояло из варягов, ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Ехали на конях и кораблях. По словам летописи, кораблей было 2000, а в каждом корабле по 40 человек; но, конечно, придавать абсолютное значение этим цифрам нельзя. Летопись украшает рассказ об этом походе разного рода легендами. При приближении русских к Константинополю, греки замкнули гавань и заперли город. Князь Олег вышел на сушу и стал опустошать окрестности, разрушать здания и храмы, мучить, избивать и бросать в море жителей; велел затем поставить лодки на колеса и, при попутном ветре, двинулся к городу. Греки испугались и просили не губить города, соглашаясь давать дань, какую только Олег захочет. Задумали они затем избавиться от Олега отравой, но Олег догадался и не принял присланных ему греками кушаний и напитков.

Флот князя Олега идёт к Царьграду по реке Днепру. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

 

После этого начались переговоры. Князь Олег послал к императору послов Карла, Фарлофа, Велмуда, Рулава и Стемира, которые потребовали по 12 гривен на корабль и уклады на города Киев, Чернигов, Переяслав, Полоцк, Ростов, Любеч и другие, так как в этих городах сидели мужи Олега. Русские послы требовали, затем, чтобы Русь, приходящая в Царь-Град, могла брать съестных припасов сколько хочет, мыться в банях, для обратного пути запасаться у греческого царя якорями, канатами, парусами и т. п. Византийский император принял эти условия с некоторыми изменениями: русские, пришедшие не для торговли, не берут месячины; князь должен запретить русским грабить греческие села; в Константинополе русские могут жить только у св. Мамы; император посылает чиновника переписать их имена, и тогда уже русские берут свои месячины — сначала киевляне, затем черниговцы, переяславцы и т. д.; входить в город они должны без оружия, в количестве не более 50 человек, в сопровождении императорского чиновника, и тогда уже могут торговать беспошлинно. Императоры Лев и Александр целовали крест при заключении этого договора, Олег же и мужи клялись, по русскому обычаю, оружием, богом своим Перуном и скотьим богом Волосом. Летопись передает, далее, что Олег, возвращаясь домой, велел русским сшить паруса шелковые, а славянам — полотняные, и что воины, в знак победы, повесили свои щиты на вратах Царя-Града. Князь Олег возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и всяким узорочьем. Народ дивился ему и прозвал его «вещим», т. е. кудесником, волхвом: «бяхо бо людие погани и невеголоси», заключает летописец.

Князь Олег прибивает свой щит ко вратам Царьграда. Гравюра Ф. Бруни, 1839

 

Договор между Олегом и греками 911 года

В 911 г. князь Олег послал своих мужей в Константинополь утвердить договор, заключенный после похода. Были посланы 5 мужей, присутствовавших при заключении первого договора, и, сверх того, еще девять: Инегельд, Гуды, Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Бидульфост — имена, большей частью звучащие не по-славянски и показывающие, что дружина состояла тогда в большинстве из варягов-скандинавов. Послы, от имени Олега, других князей, бояр и всей русской земли, заключили с византийским императором такой договор: при разборе дела о преступлении, нужно основываться на точных показаниях; если кто заподозрит показание, то должен поклясться по обрядам своей веры, что оно ложно; за ложную клятву полагается казнь. Если русин убьет христианина (т. е. грека) или наоборот, то убийца (если будет застигнут) должен быть убит на месте, где совершил убийство; если он убежит и оставит имущество, то, за выделом из него части, следующей по закону, жене, все остальное поступает родственникам убитого; если бежавший имущества не оставит, то он считается под судом до тех пор, пока не будет пойман и казнен смертью. За удар мечом или чем-нибудь другим, виновник, по русскому закону, платит 5 литр серебра; если заплатить всей этой суммы он не в состоянии, то должен внести столько, сколько может, снять затем то платье, в котором ходит, и поклясться, по обрядам своей веры, что у него нет никого, кто бы мог за него заплатить; тогда иск прекращается. Если русин украдет у христианина или наоборот, и вор будет пойман на месте, то хозяин украденного, в случае сопротивления вора, может его убить безнаказанно; если же вор отдастся без сопротивления, то его следует связать и взять с него втрое за украденное. Если кто-нибудь из русских или христиан станет кого-нибудь мучить, допытываясь, где имущество, и насилием возьмет что-нибудь, то должен заплатить за взятое втрое. Если греческий корабль будет выброшен на чужую землю, а там случатся русские, то они должны охранять корабль с грузом, отослать его в землю христианскую, провожать через всякое страшное место, пока он не достигнет места безопасного; если корабль сядет на мель или его задержат противные ветра, то русские должны помочь гребцам проводить его в землю греческую, если она окажется близко; если несчастье это случится вблизи земли русской, то корабль проводят в последнюю, груз продается и вся вырученная сумма приносится в Царьград, когда русские будут идти туда для торговли или с посольством; если же кто окажется на корабле том убитым, или прибитым, или что-нибудь пропадет, то виновники подвергаются указанному выше наказанию. Если русскому или греку случится быть в какой-нибудь стране, где будут невольники из русских или греков, то он должен выкупить их и доставить в их страну, где ему будет выплачена выкупная сумма; военнопленные также возвращаются на родину, а взявший их в плен получает обыкновенную цену невольника. Русские могут добровольно поступать на службу к греческому императору. Если русские невольники будут приведены на продажу к грекам или наоборот, то они продаются по 20 золотых и отпускаются на родину. Если раб будет украден из Руси, сам уйдет или будет уведен насильно, а господин его станет жаловаться, и жалоба будет подтверждена самим рабом, то последний возвращается на Русь; гости (купцы) русские, потерявшие раба, могут искать его и взять обратно; кто не дает у себя делать обыска, тот тем самым проигрывает дело. Если кто-нибудь из русских, находящихся на службе у византийского императора, умрет, не распорядившись своим имуществом, то оно отсылается к родственникам его на Русь; если распорядится, то оно поступает к тому, кому завещано, причем наследник получает имущество от земляков, ходящих в Грецию. Если взявшийся доставить имущество утаит его или не возвратится с ним на Русь, то, по жалобе русских, он может быть насильно возвращен в отечество [Проф. М. Ф. Владимирский-Буданов эту статью толкует иначе: если преступник убежит, избегая наказания, из Руси в Грецию, то да будет возвращен; когда в таком случае Русь заявит жалобу греческому правительству, то это последнее должно схватить его и возвратить силой в Русь. В летописи это место передано так: «аще злодей везвратится в Русь, да жалуют Русь христьянскому царству, и ят будет таковый и возвращен будеть не хотяй в Русь». Мы придерживались перевода С. М. Соловьева.]. Так точно и русские должны поступать относительно греков. После заключения договора, император византийский одарил русских послов золотом, одеждой, тканями и, по обычаю, приставил к ним мужей, которые водили их по церквам, показывали богатства и излагали учение Христовой веры. Затем послы были отпущены домой, куда и возвратились в 912 г.

 

Смерть вещего Олега

Осенью того же года, по сказанию летописи, князь Олег умер и похоронен в Киеве на Щековице («П. С. Р. Лет.», I, 16). Место погребения Олега занесено в летопись по преданию, не вполне достоверному; есть и другое предание, по которому Олег умер во время похода на север и похоронен в Ладоге (Архангел. лет., стр. 10-11). Со смертью князя Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения Пушкина: «Песнь о вещем Олеге». По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912 г.; но хронология первых страниц начальной летописи крайне спутана и неточна.

Князь Олег у костей коня. Картина В. Васнецова, 1899

 

Литература о князе Олеге

Критическую оценку летописных сведений об Олеге см. у Соловьева, Иловайского и Бестужева-Рюмина. Договора русских князей с греками вызвали обширную литературу, которая указана у М. Ф. Владимирского-Буданова, в «Хрестоматии по истории русского права» (вып. 1-й). Мнения Эверса и В. И. Сергеевича относительно значения этих договоров — см. Игорь Рюрикович.

 

Олег | Викинги Вики | Фэндом

в:
Персонажи, Мужские персонажи, Персонажи 6 сезона,

и
еще 4

Просмотреть источник

Эта статья заблокирована.
Эта страница в настоящее время заблокирована для информации с премьеры эпизода. Посетите редактируемую черновую версию , чтобы внести изменения, как только эта страница будет разблокирована. Будьте осторожны, так как черновик будет содержать спойлер .

Олег

ФИО:

  • Олег Новгородский

Статус:

  • Умерший

Смерть:

  • 821 г. н.э.; Все в море

Способ смерти:

  • Застрелен Игорем

Дом:

  • Киев, Киевская Русь

Происхождение:

  • Киевская Русь

Преданность:

  • Династия Рюриковичей

АКА:

  • Олег «Вещий»

Средства к существованию:

  • Князь (ранее)

Титул:

  • Великий Князь Киевский (ранее)
  • Князь Новгородский (ранее)
  • Великий князь Киевской Руси (ранее)

Другие важные лица:

  • Неназванная первая жена †
  • Катя (вторая жена)

Братья и сестры:

  • Аскольд † (брат)
  • Дир (брат)

Родственники:

  • Игорь (племянник)
  • Рюрик † (шурин)

Сыграл

Данила Козловский

Сезон/ы:

Сезон 6

Первое появление:

Новые начинания

Последнее появление:

Все в море

Количество появлений:

15

Князь Олег Новгородский (древнеславянский: Ѡлегъ, древнескандинавский: Helgi ) — великий князь Киевской Руси. Он брат князя Дира и князя Аскольда, дядя Игоря.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Сезон 6
  • 2 Личность
  • 3 Отношения
    • 3.1 Ивар
  • 4 В истории
  • 5 Общая информация
  • 6 Галерея
  • 7 выступлений

Биография

Молодость

Внушающий страх варяжский великий князь Киева, получивший прозвище «Пророк» после взятия Константинополя. Во время переговоров о своем отъезде из города он утверждал, что видел сон, в котором его вино было отравлено. Поэтому он не стал пить предложенное ему византийцами вино и пережил участь двух своих полководцев.

Был доверенным лицом царя Рюрика, своего зятя. На смертном одре он был назван защитником Игоря и правителем Киевской Руси. Игорь не зря напуган до смерти Олегом.

Сезон 6

Когда Ивара находят на Шелковом Пути, его приводят к князю Олегу. Они становятся близкими друзьями, связанными общей историей убийства своих жен за предательство. Олег хранит гроб жены в своем дворце, где часто его посещает.

Когда он отравляет своего брата Аскольда, Олег танцует, когда его брат умирает.

Когда Ивар и Игорь помогают Диру сбежать, Олег пытает и убивает охранников, которые должны были следить за Диром. Затем Олег подает их безглазые головы Ивару и Игорю за ужином.

Олег планирует вторгнуться в Скандинавию и обратить ее в христианство, в то же время утверждая господство над Русью, предав своих братьев, чтобы стать единственным влиянием на Игоря. Он хочет сделать Ивара марионеточным королем Скандинавии.

После первой части Битвы за Вестфольд Олег и Рус празднуют. Ивар, однако, не уверен, что убил Бьорна, и поэтому не хочет в полной мере участвовать.

Олег заставляет Игоря поджечь короля Олафа. Игорь явно не хочет этого делать. Ивар обнимает Игоря, чтобы придать ему храбрости. Он остается высокомерным придурком и садистским эгоистом. Он наслаждается тем, что радушно принимает сбежавшего короля Хакона, прежде чем приказать своему человеку вонзить кинжал в горло Хакона. Его явно нервирует поведение Олафа перед казнью. После кажущегося бессмертия Бьорна все, что он может сделать, это преклонить колени, прежде чем поспешно отступить при виде подкрепления Бьорна.

После неудавшегося вторжения в Скандинавию Олег чистит своих офицеров, заставляя их рыть себе могилы перед тем, как их расстреляют.

По мере того, как он теряет контроль и власть над Киевом, безумие Олега становится более частым и очевидным. Он уподобляет себя Иисусу вплоть до отпущения Игорю его грехов.

Личность

Олег — обаятельный психопат. Он харизматичен, сумасшедший и жестокий. У Олега мало сакрального, и он макиавеллистский правитель. Он готов убить свою собственную семью, чтобы достичь своей цели. Он наслаждается пытками и насилием с садистским ликованием. Однако за своей жестокостью он глубоко сожалеет о предательстве своей первой жены, поскольку она совершила прелюбодеяние с одним из помощников Олега, что побудило Олега убить ее в ответ. Память о ней до сих пор не дает покоя Олегу, свою уязвимую сторону он не показывал никому, кроме Ивара, который для него самый близкий друг.

У Олега сильные и частые перепады настроения. Он то ругает Ивара или его мертвую жену, то со слезами просит у них прощения. Его поведение предполагает биполярное расстройство или пограничное расстройство личности. Он также переключается между идеализацией и демонизацией определенных людей. Князь Олег тоже очень религиозен. Олег испугался, когда умирающему Бьорну удается отдать приказ об атаке, и все викинги атакуют его армию.

Отношения

Ивар

Ивар — это тот, кого привлекает безумие и жестокость, которых Олег воплощает в изобилии. Ивар очарован русами и дружит с ними. Их дружба характеризуется резкими перепадами настроения Олега. Он то ругает Ивара, то со слезами просит у него прощения. Олег всегда либо слишком идеализирует, либо демонизирует Ивара. Он также использует замешательство Ивара по поводу того, является ли принцесса Катя каким-то образом Фрейдис, чтобы манипулировать им.

В истории

Олег основан на историческом деятеле Олеге Новгородском, также известном как Олег Вещий. В Повести временных лет , летописи Киевской Руси, Олег является родственником первого правителя Рюрика, и ему было поручено позаботиться как о его царстве, так и о малолетнем сыне Игоре. Он переехал из Новгорода и захватил власть в Киеве, убив Аскольда. Это положило начало могущественному государству Киевской Руси. Он также предпринял как минимум одну атаку на Константинополь. Согласно восточнославянским летописям, Олег был верховным правителем Руси с 879 г.до 912 г. н.э.

Согласно летописи, византийцы пытались отравить Олега, но он продемонстрировал свои способности оракула, отказавшись выпить чашу отравленного вина.

В Повести временных лет Олег известен как Вещий, потому что жрецы пророчествовали, что Олег примет смерть от своего жеребца. Вопреки пророчествам, Олег отослал коня. Много лет спустя он спросил, где его лошадь, и ему сказали, что она умерла. Он попросил показать останки и был доставлен туда, где лежали кости. Когда он коснулся сапогом черепа лошади, из черепа выскользнула змея и укусила его. Олег умер, тем самым исполнив пророчество.

Общая информация

  • В Vikings он изображен как христианин. На самом деле династия Рюриковичей, как говорят, была преобразована в конце 10 века Владимиром Великим в 988 году, через 76 лет после смерти Олега.
  • Броня Данилы Козловского изначально была сделана для сериала Netflix Марко Поло . Его носил персонаж Арик.
  • Олег предположительно наполовину швед, как и Рюрик. Его имя происходит от скандинавского имени «Хельги». В сериале его предки скандинавы, но сам он скорее мигрант во втором или третьем поколении, который очень русский, но имеет некоторую связь со своим наследием. Например, он знает, как говорить на древнескандинавском языке.

Галерея

Олег и его невеста, принцесса Катя

Олег готовится к бою

Олег и Катя в 6 сезоне 6 серии, Воскрешение

Олег и Ивар, 6 сезон 1 серия

3 начало полета на воздушном шаре, 6 сезон, 1 серия

Появления

Появления в шестом сезоне
Новые начинания Пророк Призраки, боги и бегущие собаки Все заключенные Ключ
Смерть и змей Ледяная дева Валгалла может подождать Воскрешение Самые продуманные планы
Царь царей Все изменения (6 сезон)]] Сигнал Потерянные души Все в море
Последняя соломинка Плот Медузы Это всего лишь волшебство Господь дает Последний Акт

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Олег: Принц, которого убила его любимая лошадь

Раньше граница между историей и легендой была податлива. Люди не всегда так любили факты. И, честно говоря, это делало исторические отчеты и хроники намного более интересными для чтения. Кого волнует, что многое из того, что мы читаем, легендарно? Это не плохое слово в моей книге.

Одним из самых известных примеров такого полулегендарного, полуисторического героя древней Руси является князь Олег Ясновидец.

Олег: князь, которого убил любимый конь

 

Князь Олег Ясновидящий (в переводе означает «ясновидящий» или «пророк») — одна из самых загадочных фигур в ранней русской истории. Он был либо в родстве с Рюриком, полумифическим варягом, объединившим Русь, либо с его главным полководцем. Но он сделал гораздо больше, чем Рюрик, для объединения Руси. Когда сын Рюрика Игорь был еще ребенком, Олег захватил Смоленск и Любеч, оба важных города. Он также обманул и убил киевских князей Аскольда и Дира и сделал его культурным и политическим центром Руси.

Все разрозненные группы славян пришли к признанию его суверенитета как «великого князя» Руси.

Он также добился больших успехов в иностранных делах. За двести лет до Олега Хазарский каганат успешно взимал дань с восточнославянских земель. Олег первым открыто с ними боролся, и почти всегда добивался успеха. Ему даже удалось заставить Византию сесть и обратить на это внимание. При нем русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией. Византия также дала им почти неограниченное количество материалов и мастеров для ремонта их лодок. Бесплатно!

По этим причинам некоторые историки предпочитают считать Олега, а не Рюрика истинным объединителем Руси. Однако, если этот список достижений звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, вероятно, так оно и есть.

Вторжение, которого никогда не было

 

В народе Олег наиболее известен тем, что напал на Константинополь, после чего получил прозвище «Видящий». Согласно летописям, князь собрал две тысячи кораблей, каждый из которых мог перевозить по сорок воинов. Тогдашний император Лев VI «Философ» так испугался одного лишь вида такой армии, что закрыл внутренние ворота города, оставив окраины Византии открытыми для грабежей.

Однако вместо атаки Олег выбрал хитрость. Как говорит Хроника,

Он приказал своим людям сделать колеса и поставить на эти колеса свои корабли. И когда подул попутный ветер, они подняли паруса и поплыли к городу по суше.

После этого перепуганные до смерти римляне должны были предложить Олегу дань и мир. По этому мирному договору 907 г. русские купцы получили право на беспошлинную торговлю, о чем я уже упоминал выше.

Однако, хотя это нашествие упоминается практически в каждом русском средневековом источнике, большинство историков считают его не более чем легендой. Во-первых, о нем не упоминается ни в одном византийском источнике, хотя подобные нашествия со стороны славян зафиксированы и в 860, и в 941 году. Больше вопросов вызывает и мирный договор 907 года. Кажется, это сборник нескольких других договоров, в том числе одного от 911 года, когда Олег, по-видимому, отправил посольство в Византию для подтверждения мира.

Более того, точное описание возвращения русских с добычей звучит так, как будто оно было скопировано с предыдущих аккаунтов. Во-первых, предполагалось, что их паруса были сделаны из золотого шелка, что встречается в том же летописном сообщении о возвращении князя Владимира из Византии после его крещения. Аналогичное описание можно также найти в 12 век сага о возвращении короля Норвегии Олафа с удачной войны:

Говорили, что после некой победы он вернулся домой, а его корабли были так великолепны и величественны, что их паруса были сшиты из драгоценных шелков, как и их павильоны.

А как насчет змеи?

 

Другая претензия Олега на известность исходит из популярной народной песни с описанием эпизода, также найденного в Хронике . Согласно этому преданию, друид предсказал, что Олега убьет его же любимый конь. Убитый горем этим пророчеством, Олег приказал увести коня. Он вспомнил о пророчестве гораздо позже, спустя годы после того, как умерла его любимая лошадь.

Посмеявшись над друидами, Олег пошел посмотреть место, где кости его коня. Когда он поставил ногу на череп лошади, он сказал: «Это то, чего мне следует бояться?» В этот самый момент из черепа вышла ядовитая змея и укусила принца.

Естественно, это легенда — легендарная смерть полулегендарного воина-принца. На самом деле это был популярный литературный образ для саг того времени. Такие смерти придавали большее значение жизням великих героев. Так, например, исландские саги рассказывают о некоем викинге по имени Эрвард-Оддр. Согласно Википедии, «когда он был младенцем, друид предсказал, что его убьет собственная лошадь Факси в том месте, где он родился, в возрасте 300 лет».

Оддр убил свою лошадь, бросил ее в яму и забросал ее тело камнями. Позже, как и Олег, он также посетил могилу Факси и высмеял пророчество. Но тогда:

Когда они быстро ушли, Оддр ударил ногой и нагнулся. — Что это я ударился ногой? Он коснулся его острием своего копья, и все увидели, что это череп лошади. Тут же из него выскользнула змея, напала на Оддра и укусила его за ногу выше лодыжки. Яд немедленно подействовал, и его нога распухла до самого бедра.

По сей день на самом деле непонятно, кто у кого скопировал историю. Трудно определить точную дату смерти Олега от Хроника , тем более, что первоначальная рукопись много раз переписывалась. Все, что мы знаем наверняка, это то, что Эрвард-Оддр — вымышленный персонаж, который, вероятно, был придуман не ранее 13 века. Возможно также, что трагическая смерть от укуса змеи — это скандинавский сюжетный троп, проникший на Русь вместе с варягами и обретший свою окончательную русскую форму в полулегендарных преданиях, окружающих князя Олега. Однако некоторые историки настаивают на том, что Орвард-Оддр и Олег на самом деле одно и то же, и оба вымышлены.

В любом случае получится отличная история.

Персидская сага

Ранее я уже писал о популярности Александра Македонского среди средневековых россиян. Не исключено, что знаменитая смерть Александра на Востоке послужила поводом для другой, малоизвестной версии гибели Олега. Одной из древнейших русских летописей является Новгородская летопись. Он называет Олега «воевода Игоревы (т.е. главный военачальник)» и упоминает, что он, возможно, погиб в военной авантюре «за морями».

Возможно, это военное приключение описано арабским писателем Аль-Масуди (иногда его называют арабским Геродотом). Аль-Масуди описывает флот из 500 русских кораблей, атаковавших Керченский пролив в 912 году, во главе с двумя воинами, которых он называет «Ал-дир и Ольванг». Этим вторым лидером действительно мог быть Олег.

История этого вторжения была следующей. Хазарский хан разрешил русам выход через Дон к Волге, а оттуда в Каспийское море. Взамен он должен был получить половину их военной добычи.