«Организация и наблюдение в уголке природы», воспитатель, Малышева В.О. Наблюдения в уголке природы в средней группе
Цикл наблюдений за комнатными растениями в старшей группе
Цикл наблюдений за комнатными растениями в старшей группе
Знакомство с комнатными растениями.
учить различать среди природных объектов растения; закреплять знания об их строении; учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой), формировать интерес к комнатным растениям, вызывать желание ухаживать за ними; формировать представление о них как о живых существах.
Предложить найти в группе самое красивое место и подойти к нему. Полюбоваться растениями. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые!), дать понюхать. Подвести к выводу, что место, где много растений, называют уголком природы; растения живые, о них надо заботиться, ухоженные растения здоровые и красивые. Предложить полить растения.
2
Наблюдение за геранью.
Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения (листья, цветы), находить герань.
Ход.
Сюрпризный момент: на занятие «приходит» кукла Катя и прячется за геранью с красными цветами. Воспитатель предлагает найти её и сказать, за какими растениями она спряталась.
Дети вместе с куклой любуется красотой цветущей герани (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Как надо заботиться о ней (полить)? В заключении Катя дарит детям «фото» (картинку с геранью) и предлагает поставить её рядом с этим растением.
Подойди, поближе стань,
Полюбуйся на герань.
Красные цветочки, круглые листочки.
Очень весело цветет,
Хоть высокой не растет!
3
Наблюдение за геранью.
закрепить представление об отличительных свойствах герани (зелёные, круглые, пушистые, душистые листья, красные и белые цветы), учить находить её среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.
Сюрпризный момент: «приходит» Матрёшка и просит детей показать красную и белую герань. Рассматривает растение вместе с детьми.
Матрёшка. Чем вы дышите? (носом). А что делайте в детском саду? (Играем, бегаем). Значит, вы живые. А что ещё « пьёт» воду и дышит? У герани зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань (показать). Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки - это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут «пить» воду, вырастут листья и цветы. Трогать растения нельзя, за ними надо ухаживать. ( Подарить каждому картинку с геранью).
4
Наблюдение за фуксией.
дать представление о фуксии, учить находить ее среди других растений, закреплять навыки полива, воспитывать бережное отношение к растениям.
Приходит кукла в красной кофте и белой юбке. Предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на ее одежду. Дети рассматривают фуксию. Фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелеными листьями и красными цветами. Предложить полить растение.
Рассказать, что растения, как и люди, любят солнышко: «Наши растения очень рады солнышку, они повернулись к нему, листочки блестят, словно улыбаются».
Воспитатель предлагает игру: дети – цветы, а он – солнце. Дети садятся на корточки, воспитатель с макетом солнца ходит вокруг: «Свечу, свечу, вас погреть хочу! Цветочки, поворачивайте головки, протягивайте листочки, я вам посвечу. И тебе герань, и тебе фуксия, и тебе фикус».
5
Наблюдение за фикусом.
познакомить с фикусом, учить находить его среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.
Рассматривая фикус с детьми, воспитатель говорит: «Ой, какой высокий этот зеленый великан – фикус! Попробуй закрыть листочек ладошкой. Только осторожно. Да, не хватило ладошки. Я попробую: еле – еле закрыла. Листья большие – большие. Проведем по листочку пальчиком. Какие листья? (Гладкие). Какого цвета?»
Знают все наверняка:
И листочки огромные, гладкие и темные,
Наверху торчит росток –
Там тоже вырастет листок!
Предложить обтереть пыль с листьев, полить.
6
Наблюдение за хлорофитумом.
познакомить с хлорофитумом, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.
Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают хлорофитум: похож на зеленую травку, листья длинные, гладкие.
Далее показывают бабочке, как надо ухаживать за растениями. Поливаем не стебель, а землю, низко и ближе к краю горшка.
В завершение труда еще раз обращаем внимание на растения, которые напились воды и говорят «спасибо».
7
Наблюдение за бегонией.
познакомить с бегонией, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.
Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какое чудесное растение! На листочках - ладошках светлые пятнышки. Эту красавицу так и зовут – бегония пятнистая. Давайте скажем ласково «бегония пятнистая».
Стоят на подоконнике
Красавицы – бегонии
Листики – ладошки
Подставляют солнышку.
Предложить обтереть пыль с листьев, полить.
8
Наблюдение за бальзамином.
познакомить с бальзамином, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.
Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают бальзамин: похож на маленькое дерево с зелеными листьями, красивыми цветами.
Воспитатель обращает внимание на сухую землю в горшках: «Дети, посмотрите, цветы загрустили, головки опустили, листочки поникли. Как вы думаете, почему? Земля сухая, ее надо полить. Поливаем не стебель, а землю, низко и ближе к краю горшка».
В завершение труда еще раз обращаем внимание на растения, которые напились воды и говорят «спасибо».
У меня живет цветок,
Он бы море выпить мог.
Дам водички – он глотает
И немножко расцветает!
9
Контрольное наблюдение за растениями.
обобщить знания о растениях, закрепить умение находить и называть их, навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.
В гости приходит кукла Аленка с лейкой в руках: «Я узнала, что в уголке природы много растений, хочу, чтобы вы познакомили меня с ними, научили ухаживать».
Дети называют названия растений, показывают, как их надо поливать, обтирать пыль.
Кукла благодарит их, предлагает поиграть в игру «Назови цветок».
Кукла прячется за растение, дети называют его.
infourok.ru
«Организация и наблюдение в уголке природы», воспитатель, Малышева В.О.
Конспект образовательной деятельности
«Организация и наблюдение в уголке природы»
Воспитатель, Малышева В.О.
д/с № 204 «Колокольчик»
АНО ДО «Планета детства «Лада»,
Тольятти, 2017
Цель:
1) познакомить детей с некоторыми комнатными растениями;
2) научить называть их;
3) различать характерные признаки;
4) поддержать интерес к растениям, желание ухаживать за ними;
5) воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
- Образовательные: обобщить и уточнить знания детей о цветах.
Учить внимательно рассматривать одно растение, различать его
части и называть их.
- Развивающие: развивать любознательность, внимание.
Развивать связную речь, бережное отношение к растениям.
- Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к окружающему миру.
Умение детей видеть красоту природы и развивать способности наслаждаться от общения с ней.
Методы и приемы: беседа, игра, наблюдение, слушание музыки, загадки.
Предварительная работа:
1 Беседы о комнатных цветах их значении.
2. Рассматривание иллюстраций.
Образовательная деятельность:
Дети заходят в группу здороваются с гостями.
В.: Ребята, посмотрите какая погода за окном
Д.: Холодная, морозная, солнечная.
В.: Значит какое время года?
Д.: Зима.
В.: Зимой на улице растут зеленые растения?
Д.: Нет, не растут.
В.: Почему не растут?
Д.: потому что зима, холодно, растения зимой спят.
В.: У нас в комнате есть уголок природы, где круглый год, даже зимой, растут и зеленеют красивые зеленые растения. Ребята, посмотрите один из цветочков завял!
Реакция детей: Его надо полить иначе он погибнет…
Посмотрите, остальные растения хорошо растут у нас в комнате? Почему?
Д. : Потому что в комнате тепло, светло и мы за ними ухаживаем.
В.: Правильно, чтобы растение росло, нужен свет, тепло и правильный уход за ними. Как называются растения, которые растут в комнате?
Д.: Комнатными растениями (хоровые и индивидуальные ответы).
(Дети садятся на стулья.)
В.: Послушайте стихотворение:
Белизна, да бирюза,
Так бело слепит глаза.
За окошком снег идет,
На окне герань растет.
Как называется это растение?
Д.: Герань.
В.: Посмотрите внимательно и расскажите - что есть у герани?
Д.: Листья, стебель, корни, цветы.
В.: Где находятся корни?
Д.: В земле.
В.: Стебли какие?
Д.: Длинные, зеленые.
В.: А какого цвета листья?
Д.: зеленого.
В.: Какая форма листьев?
Д: Круглая.
В.: На ощупь, какие листочки?
Д.: Мягкие, пушистые.
В.: Как красиво цветет герань. Цветок, какого цвета?
Д.: Розового.
На столе стоит еще одно растение.
В.: А как это растение называется?
Д.: Фиалка.
В.: Чем похожа фиалка на герань? Что у них одинаковое?
Д.: Листья.
В.: Чем похожи листья у этих растений?
Д.: У герани и фиалки листья мягкие, пушистые.
В.: Как надо ухаживать за мягкими, пушистыми листочками? Чем счищают с листочков пыль?
Д.: кисточкой.
В.: Посмотрите в одном из кашпо много воды, что же произойдет с цветком?
Реакция детей: Цветочек погибнет, нельзя много поливать, можно слить лишнюю воду.
В.: Чем отличаются эти растения?
В.: Какой цветок похож на дерево?
Д.: Герань.
В.: Только у дерева вместо стебля что?
Д.: Ствол.
В.: Какой цветок похож на травку?
Д.: Фиалка.
Физ. минутка:
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
Потом садятся на стульчики отдыхают.
Раздается стук в дверь, заходит Буратино.
"Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста, на день рождения мне подарили комнатный цветок, но я не знаю как за ним ухаживать. Может вы меня научите? "
В.: поможем ребята?
Д.: да.
В.: Буратино, как называется твой цветок?
Б.: Ой, пока к вам шел и забыл, как называется.
В.: Как называется это растение:
Д.: Роза.
В.: Садись, Буратино, на стульчик и внимательно слушая, а ребята расскажут и покажут, как надо ухаживать за растениями.
Чтобы ухаживать за растениями нам понадобиться лейка с водой, палочка с заостренным концом, тазик с чистой водой и чистая тряпочка.
Для начала надо проверить землю в горшке, сухая она или мокрая.
(«Имя», проверь на ощупь землю в горшке. Какая она?
(Имя): Сухая.
В.: Когда земля сухая, она какого цвета?
Д.: Серого.
В.: если земля сухая в горшке, это растение надо поливать?
Д.: Да.
В.: Какой водичкой поливаем растение?
Д.: Теплой.
В.: («Имя», возьми, пожалуйста, лейку с водой и покажи Буратино, как надо правильно поливать растения.
В.: Куда надо положить носик лейки?
Д.: На краешек горшка.
В.: Водичку льем медленно, чтобы она успевала впитываться в землю, а не лилась через край горшка. Растение поливаем со всех сторон, чтобы намочить всю почву в горшке. Спасибо. («Имя», садись).
В.: Посмотрите, дети, земля стала какой?
Д.: Мокрой, черной.
В.: Все растения живые, он дышат. Чтобы легче дышалось корням, землю надо рыхлить. Для этого я беру палочку с острым концом, осторожно, чтобы не повредить корни, рыхлю.
В.: Ребята, какие листочки у розы?
Д.: Большие, гладкие.
В.: Гладкие листочки можно мыть?
Д.: Да.
В.: Какие листочки нельзя мыть?
Д.: Мягкие, пушистые.
В.: («Имя», покажи, пожалуйста, Буратино как надо мыть листочки.
Воспитатель сопровождает трудовые действия ребенка словесно, тем самым напоминает последовательность работы.
Надо взять тряпочку, намочить в чистой воде, отжать лишнюю воду, чтобы не капало с нее.
В.: Куда надо положить листочек?
Д.: На ладонь.
В.: Почему нельзя брать листочек за краешек?
Д.: Можно повредить листок, порвется.
В.: Как надо протирать листок, в каком направлении?
Д.: Сверху-вниз.
В.: Растение протираем бережно, в одном направлении, сверху-вниз.
В.: Посмотрите ребята, как повеселела роза, она стала чистой и красивой. Буратино, наши ребята знают стихотворение про комнатные растения.
В.: «Имя», расскажи, пожалуйста.
(имя): Мы, домашние цветы,
Комнатные, нежные,
На окне нам не страшны,
Бури, вьюги снежные.
Ты о нас не забывай,
Помни, поливай.
В.: Буратино, запомнил, как надо ухаживать за растениями?
Б.: да, ребята, теперь я знаю, как ухаживать за розой. Спасибо за вашу помощь, вы мне очень помогли, и я вас угощаю за это шоколадными монетками.
Дети благодарят Буратино за угощение и предлагают ему еще погостить у них в группе.
Воспитатель тоже благодарит детей за их старание, дружные ответы на вопросы, что не оставили Буратино в беде, научили ухаживать за растениями. Спасибо.
Список использованной литературы
- Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу./ Васильева.А.И. - Мн.: Нар. асвета, 1972.
- Дерябо, С.Д. Ясвин, В.П.. Экологическая педагогика и психология./ Дерябо С.Д. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
- Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду./ Николаева С.Н. М., 2009.
- Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников./ Николаева С.Н. М., 2002.
- Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие./ Николаева С.Н. - М.,2001.
- Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду./ Рыжова Н.А. М.: Карапуз, 2000.
pdlada.ru
Конспект наблюдения за объектами уголка природы для детей средней группы
Конспект наблюдения за объектами уголка природы для детей средней группы
Санина Юлия ВладимировнаМОУДОД «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»руководитель структурного подразделения
Сравнение комнатных растений(герань душистая и бальзамин)Цели:Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.Закрепить умение пользоваться моделями.Упражнять в исследовательских действиях (обвести, погладить).
Оборудование: у детей – конверты с моделями признаков растений, карточки с двумя полосками; у воспитателя – демонстративный материал.
Ход занятия:Вводная часть - Ребята, посмотрите, к нам в гости из Африки прилетела обезьянка. – Здравствуйте ребята! Ой, какие у вас в группе комнатные растения! А у нас в Африке такие растения растут прямо на улице. Вот только как они называются, я не знаю.Основная часть- Дети, давайте расскажем обезьянке, какие растения есть у нас в группе.- Агава, алоэ, папоротник (дети перечисляют вместе с воспитателем растения уголка природы)- Вот это да! Интересно как вы их различаете? Мне кажется что они все одинаковые. (удивляется обезьянка)- Ребята, давайте научим обезьянку различать растения. Обезьянка, выбирай любые два растения, которые тебе нравятся.
Обезьянка выбирает душистую герань и бальзамин. Растения выставляются на невысоком столике в центре группы, дети рассаживаются на ковре вокруг стола.
- Ребята, скажите как называются эти растения?- Герань и бальзамин.- Правильно, молодцы! А из каких частей состоят эти растения?- Корень, стебель, лист, цветок.- Правильно. А теперь давайте выставим на наборное полотно модели строения растения. (дети выставляют корень, стебель, лист, цветок)- Ребята, (спрашивает обезьянка) скажите, а зачем растению нужен корень и почему я его не вижу?- Потому что он в земле!- С помощью корня растение закрепляется в земле.- Корень помогает растению пить воду. (дети объясняют обезьянке)- Молодцы ребята. Герань и бальзамин похожи тем, что у них, как и у всех растений, есть корень, стебель, листья и цветы. А теперь давайте подумаем, чем же различаются эти растения и как научить обезьянку узнавать герань и бальзамин.
С помощью воспитателя дети объясняют обезьянке, что листья у растений разные. Дети сравнивают листья по величине, характеру поверхности, количеству, окраске и форме.Воспитатель задает соответствующие вопросы.
- Как узнать, какие листья по форме? (провести пальчиком по краю листа)- Какие листья по величине? По цвету?- Как проверить, какая поверхность у листа герани, баль
schoolfiles.net