Содержание
Конспект НОД Осенний лист в средней группе обрывная аппликация
Конспект образовательной деятельности «Осенний лист» в технике обрывной аппликации (средняя группа).
Цели:
1. Учить детей создавать красивый образ осеннего листа.
2. Продолжать освоение обрывной техники аппликации.
3. Развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, умение координировать движения глаз и рук.
4. Воспитывать интерес к познанию природы.
Предварительная работа:
Экскурсии в осенний парк, сбор осенних листьев и наблюдения в природе. Чтение стихотворений на осеннюю тему. Беседы по содержанию репродукций картин известных художников-пейзажистов (например: «Золотая осень» И. Левитана). Дидактические игры «С какого дерева листок? », «Одинаковые — разные». Экспериментирование с природным материалом «На что похож листок? »
Материал:
Для аппликации:
Шаблоны листьев на каждого ребенка, полосы цветной бумаги (красного, оранжевого, зеленого, желтого цвета), клей-карандаш, клеенки, салфетки.
Для выставки:
Репродукция «Золотая осень», осенние листики, выполненные в разных техниках (пластилинография, аппликация, вырезанные силуэты, нарисованные восковыми мелками и т.д).
Ход деятельности:
Воспитатель: Какое время года наступило? (Наступила осень).
-А как мы об этом узнали? (Ответы детей.) Правильно, стало холодно, отцветают последние цветочки, смолкли птицы. А ещё о приходе осени мы узнаём, увидев, как меняется цвет листьев на деревьях и начинается листопад. А какого цвета листочки мы видели на деревьях? (Ответы детей.) Конечно, они зелёные, красные, жёлтые, оранжевые.
Физкультурная минутка.
Воспитатель: Подул осенний ветерок на листья…
Дети держат перед собой листья деревьев, вырезанные из бумаги,
Воспитатель: … и полетели осенние листочки.
Мы осенние листочки,
Мы летаем (дети бегают,
Мы кружимся (кружатся,
И на землю, на дорожки
Плавно мы ложимся (останавливаются, присаживаются, медленно кладут листья на пол) .
Воспитатель: Вот и укрыли листики землю теплым одеялом. А сейчас, ребята, я вас приглашаю на выставку, что бы вы посмотрели какой можно нарисовать осень, а потом мы с вами сделаем свои листочки.
(Дети подходят к мольберту на котором вывешены осенние листочки, выполненные в разных техниках).
Воспитатель:
Рассмотрите внимательно, вот эту картину нарисовал художник («Золотая осень» Левитана), что ему для этого понадобилось (ответы). Здесь у нас есть вот такие листики, рассматривают, называют, что понадобилось для их изготовления.
А теперь мы сделаем свои листочки, дети идут за столы, где все подготовлено для аппликации. Чтобы пальчики нас лучше слушались надо сделать разминку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот пальчик гриб нашёл ,
Этот пальчик чистить стал ,
Этот пальчик жарить стал ,
Этот пальчик встал и сьел ,
Потому и потолстел!
Дети вспоминают последовательность работы (взять полоску бумаги, оторвать небольшой кусочек, намазать клеем, приклеить к шаблону).
После выполнения работы, дети относят свои листики на выставку, любуются.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/168906-konspekt-nod-osennij-list-v-srednej-gruppe-ob
Проект «Нет листвы осенней краше»
Н.В. Молькова, воспитатель, учитель-логопед, руководитель музея; Н.Н. Бутылина, старший воспитатель, МОУ Бурмакинская СОШ № 2 (группы детского сада), с. Бурмакино, Некрасовский р-н, Ярославская обл.
Осень – прекрасное время года. Деревья одеваются в разноцветные наряды и радуют глаз. Дети, выходя на прогулку, собирают яркие листья, делают букеты и фантазируют, на что похож тот или иной лист. Как-то Маша сказала: «Как жаль, что через какое-то время наступит зима, листья пропадут под снегом, и мы не сможем любоваться их красотой». Девочки, поддерживая Машу, вздыхали и собирали букеты. А мальчики, игравшие рядом, остались равнодушными к их проблеме. Воспитатель поддержал девочек и попытался заинтересовать мальчиков: «А что если мы насобираем листьев, аккуратно их высушим и сделаем с их помощью необычные поделки, яркие аппликации и рисунки. Так осенние листья не пропадут.
– Здорово, если листьями можно рисовать! – поддержал разговор кто-то из мальчиков. Дети дружно стали собирать листья, любоваться ими и рассказывать о своих будущих работах.
– Я из этого листика сделаю ёжика.
– А я из своего гусеницу и птицу!
– Мы сделаем красивые поделки и пригласим мам, пусть посмотрят, какие мы мастера!
Дети вдруг заинтересовались: почему одни листья желтеют, а другие краснеют; почему они опадают с дерева не одновременно; почему при высыхании все листья становятся коричневыми и сморщиваются; как добиться того, чтобы и зимой они оставались яркими и гладкими.
Так возникла идея творческого проекта, который мы назвали «Нет листвы осенней краше».
Цель проекта. Расширять знания о сезонных изменениях в природе.
Развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук в различных видах деятельности.
Вид проекта. Познавательно-творческий.
Срок реализации. Краткосрочный (неделя).
Участники. Дети старшей группы, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат. Оформление гербария листьев деревьев и кустарников разных видов. Создание творческих работ с использованием высушенных листьев. Оформление выставок: «Золотая осень» (в экологической комнате), «Нет листвы осенней краше» (детские творческие работы).
Презентация проекта. Открытое занятие «Путешествие в золотую осень».
Реализация проекта в различных видах деятельности
Понедельник.
Беседа «Наступила осень» (о сезонных изменениях в погоде).
Сбор листьев деревьев и кустарников разных видов во время прогулки. Сравнение опавших листьев (какие изменили цвет и фактуру поверхности, опали).
Чтение и разучивание (по желанию) стихов: «Ветер по лесу летал» (Н. Нищева), «Осень» (Б. Пастернак), «Унылая пора…» (А. Пушкин).
Разгадывание загадок о деревьях и приметах осени.
Создание поделок и творческих работ «Разноцветные листья» в уголке изобразительной деятельности (по желанию).
Проведение пальчиковой гимнастики «Осенние листья», разминки «Листочки», дидактической игры «Найди лист по описанию», подвижной игры «Послушные листья».
Вторник.
Беседа «Деревья нашего участка».
Наблюдение за яблоней, рябиной, берёзой (сравнение формы и цвета листьев).
Чтение и разучивание (по желанию) стихов: «Берёзка» (И. Семёнова), «Осенняя рябина» (В. Каризна).
Разучивание пословиц и поговорок об осени.
Создание поделок и творческих работ «На что похож мой листочек?» в уголке изобразительной деятельности (по желанию).
Проведение пальчиковой гимнастики «Падают, падают листья…», разминки «Дети по лесу гуляли», дидактических игр «Расскажи о дереве», «Узнай дерево по описанию».
Среда.
Чтение и беседа по рассказу Т. Шорыгиной «Рябина».
Наблюдение за листопадом.
Сбор листьев для гербария.
Чтение и разучивание (по желанию) стихов: «Листопад» (И. Бунин), «Листья» (Н. Нищева), «Листопад» (Ю. Капотов), «Листики» (А. Шибытская
Мастер-класс «Розы из кленовых листьев».
Проведение пальчиковой гимнастики Осенние листья», дидактических игр
«С какого дерева лист?», «Найди в букете такой же лист», подвижных игр «Найди свой дом», «Листопад».
Четверг.
Беседа «Почему осенью листья на деревьях меняют свой цвет?»
Экскурсия по посёлку, наблюдение за осенним клёном. Рассматривание и сбор кленовых листьев.
Чтение и разучивание (по желанию) стихов: «Краски осени», «Лес осенний красок не жалеет…» (Л. Горькова).
Рисование «Осенние листья».
Проведение пальчиковой гимнастики «Листья осень закружила», дыхательной гимнастики «Деревце дыхания», разминки «Мы – осенние листочки», дидактических игр «Найди лист», «Да – нет», подвижной игры «Дружные ребята» и др.
Пятница.
Наблюдение за изменениями, происходящими с листьями, в зависимости от разных погодных условий. Рассматривание листьев и игры с ними.
Чтение рассказа «Лес осенью» (И. Соколов-Микитов).
Разучивание стихотворения «Осень» (З. Федоровская).
Занятие «Царица Осень» (печатание осенними листьями).
Проведение пальчиковой гимнастики «Осенние краски», разминки «Танец листьев», дидактической игры «Лист, лети ко мне», подвижной игры «К названному дереву беги».
Открытое занятие «Путешествие в золотую осень».
Организация предметно-развивающей среды.
Оформление наглядно-дидактических пособий (плакаты, альбомы и др.).
Подбор произведений художественной и познавательной литературы. Изготовление трафаретов «Деревья», «Листья».
Изготовление пособия для дыхательной гимнастики «Деревце дыхания» (ветка, к которой на разной высоте прикреплены кленовые листья из цветной бумаги).
Подбор материалов для изобразительной деятельности (пластилин, краски, кисти, цветная бумага и др. ).
Подбор настольных игр («лото», «пазлы» и др.).
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Беседа о проекте «Нет листвы осенней краше».
Привлечение родителей к оформлению выставки «Золотая осень». Оформление для родителей тематического стенда «Наблюдения в природе. Игры детей на свежем воздухе».
Домашнее задание: в выходной день провести с детьми экскурсию в лес (берёзовую рощу) и собрать листья для гербария.
Путешествие в золотую осень
Открытое занятие
Цель. Обобщать и расширять представления о признаках осени, деревьях и кустарниках разных видов. Развивать мышление, речь, память, воображение, мелкую моторику рук. Закреплять умение составлять рассказ по сюжетным картинам, по наводящим вопросам.
Материал и оборудование. Сюжетная картина «Осень в лесу». Ковёр (покрывало). Корзины разного цвета (3 шт.). Осенние листья (гербарий) Акварельные краски. Пластилин. Цветные карандаши и фломастеры. Цветная бумага. Клей, ножницы. Листья, вырезанные из картона.
Воспитатель.
Быстро лето улетело
Перелётной птицей вдаль.
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.
(По М. Дорофеевой)
Что происходит в природе с приходом осени? О какой шали, говорит автор стихотворения? (Ответы детей.) Давайте отправимся в лес и посмотрим, как он изменился с приходом осени.
Дети подходят к воспитателю.
Воспитатель. Осень часто называют волшебницей, поэтому нам придётся воспользоваться сказочным транспортом.
Дети предлагают различные виды транспорта, которые упоминаются в сказках: сапоги-скороходы, ступа, ковёр-самолёт и др.
Воспитатель. Думаю, нам подойдёт ковёр-самолёт, ведь на нём все мы разместиться. Давайте дружно произнесём волшебные слова.
Раз, два, три,
Ковёр-самолёт, к нам прилети,
По следам осени нас пронеси.
Дети повторяют слова.
Воспитатель (указывает на свёрнутый ковёр (покрывало). Смотрите, а ковёр-самолёт уже здесь. Давайте его развернём, сядем на него и отправимся в путешествие.
Дети разворачивают ковёр (покрывало) садятся на него. Звучит аудиозапись сказочной музыки.
Воспитатель. Под нами расстилается лес. Давайте опустимся на землю и погуляем по его тропинкам.
Ребёнок.
На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
(З. Федоровская)
Воспитатель (выставляет на мольберт сюжетную картину «Осенний лес»).
Что вы видите на картине? (Ответы детей.) Что делают птицы и насекомые? (Птицы улетают на юг. Червяки, жуки прячутся глубоко в землю.) Как светит солнце и какое оно? (Солнце не яркое и светит слабо. День становиться короче.) Как выглядят деревья и трава? (Деревья почти все пожелтели, на некоторых деревьях листья стали красными. Только ели и сосны стоят зелёные. Трава, цветы желтеют и увядают.) Как выглядит земля? (Она покрылась красивыми разноцветными листьями.)
Два-три ребёнка составляют рассказ по картине.
Воспитатель. Да, осень не пожалела для леса ярких красок. А какой здесь удивительный воздух. Ветерок доносит до нас запах опавших листьев. А вам хотелось бы превратиться в ветерок и полетать? (Да.)
Проводится разминка «Ветер по лесу летал» (по стихотворению Н. Нищевой.)
Ветер по лесу летал,
(Бегут по залу, машут руками, как крыльями.)
Ветер листики считал:
(Останавливаются, вытягивают руки перед собой, поочерёдно сжимают и разжимают пальцы в кулаки.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
(Встряхивают кистями рук. )
Вот последний лист с осинки
(Кружатся на месте.)
Ветер бросил на тропинку.
(Садятся на корточки.)
Воспитатель. Смотрите, какое интересное дерево выросло на опушке (указывает на пособие «Деревце дыхания»).
Воспитатель. Давайте с ним поиграем. Представьте, что подул сильный ветер, и листья на деревце начали шелестеть. А потом ветер стал постепенно стихать, и листья медленно закачались.
Проводится дыхательная гимнастика (по стихотворению Е. Карельской).
Ветер-ветер-ветерок,
(Вдыхают через нос, выдыхают через рот. Затем дуют на листья то сильно, то слабо.)
Ты подуй на мой листок,
Чтоб летел как мотылёк.
Ветер северный подул – с-с-с,
Все листья с липы сдул.
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Как называется природное явление, при котором листья с деревьев опадают? (Листопад.) Вспомните стихотворение о листопаде.
Ребёнок.
Листопад? Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки.
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
– Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
(Н. Егоров)
Воспитатель. Посмотрите, сколько красивых осенних листьев разбросал по земле ветер. Соберите их. В красную корзинку положите кленовые листья, в синюю – берёзовые, в жёлтую – липовые.
Проводится игра «Разложи листья».
Под аудиозапись спокойной музыки дети собирают листья, лежащие на полу, и раскладывают их по корзины.
Воспитатель. Какие только слова не используют люди, чтобы описать осень: золотая, разноцветная, красочная, яркая, волшебная… А сколько пословиц и поговорок придумано об осени! Вспомните их.
Дети. Весна красна цветами, а осень снопами. Осень – запасиха, зима – подбериха. Осенью и воробей богат.
Воспитатель. Полюбовались мы осенним лесом, пора в детский сад возвращаться. Возьмём разноцветные листья с собой, они нам пригодятся.
Звучит аудиозапись сказочной музыки. Дети садятся на ковёр (покрывало), произносят волшебные слова: «Раз, два, три, ковёр-самолёт, домой нас неси!»
Воспитатель. Посмотрите, пока нас не было, на столах появились листья разной формы и разной величины. Но они белые. Может быть, у осени не хватило красок, чтобы их раскрасить? Давайте ей поможем: сделаем листья красивыми и яркими, золотыми, красными, оранжевыми. Пусть они станут похожими на настоящие осенние листья. А перед началом работы разомнём руки.
Пальчиковая гимнастика «Листья» (по стихотворению Н. Нищевой).
Раз, два, три, четыре, пять,
(Вращают кистями рук.)
Будем листья собирать.
(Поочерёдно загибают пальцы рук.)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Тополя листья,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберём,
(Делают «цветок», соединяя кисти рук. )
Маме осенний букет отнесём.
Дети подходят к столам, выбирают материалы и украшают листья, используя разные изобразительные техники и приёмы (пластилинография, монотипия, рисование по-сырому, мозаика). По окончанию работы закрепляют листья на мольберте.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Листья у вас получились замечательные. Сразу видно, что вы очень старались. А теперь скажите, с каких деревьев опали эти листья.
Проводится игра «С какого дерева лист?»
Дети по очереди говорят, с какого дерева упал лист, который они украшали. («Мой лист упал с берёзы. Это берёзовый лист». «Мой лист с осины. Это осиновый лист». «Мой лист слетел с ветки клёна. Это кленовый лист». И т.д.)
Воспитатель. Ребята, вам понравилось в осеннем лесу? Что вам запомнилось? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (Ответы детей.)
Литература
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009.
Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.
Драгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1981.
Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
Киселева Л.С., Данилова Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2012.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Машкова А.А. Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке (старшая группа). – М.: Корифей. 2007.
Шорыгина Т.А. Зелёные сказки. Экология для малышей. Развивающие сказки – М.: Гном и Д, 2011.
4
3
голоса
Рейтинг статьи
Наука красок осени | Лесная служба США
Листья осины: краски осени. Район Бивер-Рейнджер, Национальный лес Фишлейк. (Фотография Лесной службы Скотта Белла)
В течение многих лет ученые работали над тем, чтобы понять изменения, происходящие в деревьях и кустарниках осенью. Хотя мы не знаем всех деталей, мы знаем достаточно, чтобы объяснить основы и помочь вам насладиться многоцветием природы. На осеннюю окраску листьев влияют три фактора:
— пигменты листьев
— продолжительность ночи
— погода
Время изменения цвета и начала опадания листьев в первую очередь регулируется календарем, поскольку ночи становятся длиннее. Ни одно из других воздействий окружающей среды, таких как температура, осадки, запасы пищи, не являются такими неизменными, как неуклонно увеличивающаяся продолжительность ночи осенью. По мере того, как дни становятся короче, а ночи длиннее и прохладнее, биохимические процессы в листе начинают раскрашивать пейзаж осенней палитрой Природы.
Пигменты листьев
Цветовая палитра нуждается в пигментах, и есть три типа, которые участвуют в осеннем цвете:
— Каротиноиды: Придает желтый, оранжевый и коричневый цвет таким растениям, как кукуруза, морковь и нарциссы, а также брюквы, лютики и бананы.
— Антоцианин: Придает цвет таким знакомым вещам, как клюква, красные яблоки, виноград конкорд, черника, вишня, клубника и сливы. Они водорастворимы и появляются в водянистой жидкости клеток листа.
— Хлорофилл : Придает листьям основной зеленый цвет. Это необходимо для фотосинтеза, химической реакции, которая позволяет растениям использовать солнечный свет для производства пищевых сахаров.
Деревья в умеренных зонах запасают эти сахара на период зимнего покоя.
И хлорофилл, и каротиноиды присутствуют в хлоропластах клеток листа на протяжении всего вегетационного периода. Большинство антоцианов вырабатывается осенью в ответ на яркий свет и избыток растительных сахаров в клетках листа.
В течение вегетационного периода постоянно вырабатывается и расщепляется хлорофилл, и листья становятся зелеными. По мере увеличения продолжительности ночи осенью производство хлорофилла замедляется, а затем прекращается, и в конечном итоге весь хлорофилл разрушается. Затем каротиноиды и антоцианы, присутствующие в листе, демаскируются и проявляют свой цвет.
Блестящая осень уходит в Верхний национальный лес. (фото Лесной службы)
Определенные цвета характерны для отдельных видов:
— Дубы: Красный, коричневый, или рассеянный
— Гикории: Золотая бронза
— Аспен и желто -пЛАН светло-коричневый
— Кислое дерево и черное тупело: малиновый
Окраска листьев клена различается по видам:
— Клен красный: ярко-алый
— Клен сахарный: оранжево-красный
— черный клен: ярко-желтый
— полосатый клен: почти бесцветный
Некоторые листья некоторых видов, таких как вязы, просто сморщиваются и опадают, практически не окрашиваясь, кроме тускло-коричневого цвета.
Время изменения цвета также зависит от вида. Например, кислица в южных лесах может стать ярко красочной в конце лета, в то время как все остальные виды еще ярко-зеленые. Дубы приобретают свой цвет спустя много времени после того, как другие виды уже сбросили листву.
Эти различия во времени между видами, по-видимому, унаследованы генетически, поскольку определенный вид на одной и той же широте будет демонстрировать одинаковую окраску при низких температурах высокогорных возвышенностей примерно в то же время, что и в более теплых низинах.
Продолжительность ночи
Ранней осенью, в ответ на сокращение дня и снижение интенсивности солнечного света, листья начинают процессы, ведущие к их опадению. Жилки, по которым жидкость попадает в лист и выходит из него, постепенно закрываются по мере того, как у основания каждого листа формируется слой клеток. Эти закупоренные вены задерживают сахара в листьях и способствуют выработке антоцианов. Как только этот разделительный слой завершен и соединительные ткани закрыты, лист готов упасть.
Как погода влияет на цвет осени?
Количество и яркость цветов, которые появляются в любой конкретный осенний сезон, связаны с погодными условиями, которые возникают до и во время истощения хлорофилла в листьях. Основными факторами являются температура и влажность.
Чередование теплых солнечных дней и прохладных, ясных, но не морозных ночей, кажется, приводит к самым впечатляющим цветным дисплеям. В эти дни в листе вырабатывается много сахаров, но прохладные ночи и постепенное закрытие жилок, впадающих в лист, не позволяют этим сахарам выходить наружу. Эти условия — много сахара и света — стимулируют выработку блестящих антоциановых пигментов, которые окрашивают в красный, пурпурный и малиновый цвета. Поскольку каротиноиды всегда присутствуют в листьях, желтый и золотой цвета остаются довольно постоянными из года в год.
Количество влаги в почве также влияет на осенние цвета. Как и погода, влажность почвы сильно меняется от года к году. Бесчисленные комбинации этих двух сильно различающихся факторов гарантируют, что не может быть двух одинаковых осеней. Поздняя весна или сильная летняя засуха могут отсрочить наступление осенней окраски на несколько недель. Теплый период осени также снизит интенсивность осенних красок. Теплая влажная весна, благоприятная летняя погода и теплые солнечные осенние дни с прохладными ночами должны дать самые яркие осенние краски.
Что все это делает для дерева?
Осенний показ в зоне отдыха на пляже Норвегии в Национальном лесу Чиппева. (Фото Лесной службы)
Зима – это неизбежность, с которой вся растительность в умеренных зонах приходится сталкиваться каждый год. Многолетние растения, в том числе деревья, должны иметь какую-то защиту, чтобы пережить низкие температуры и другие суровые зимние воздействия. Стебли, веточки и почки приспособлены к тому, чтобы пережить экстремальный холод, чтобы они могли пробудиться, когда весна знаменует начало очередного вегетационного периода. Однако нежные ткани листьев зимой замерзают, поэтому растения должны либо укреплять и защищать свои листья, либо избавляться от них.
Вечнозеленые растения: сосны, ели, кедры, пихты и т. д. способны пережить зиму, потому что они закалены. Их игольчатая или чешуйчатая листва покрыта густым восковым налетом, а жидкость внутри их клеток содержит вещества, устойчивые к замерзанию. Таким образом, листва вечнозеленых растений может безопасно выдерживать любые зимние условия, кроме самых суровых, например, в Арктике. Вечнозеленые иголки сохраняются несколько лет, но в конце концов от старости опадают.
Широколиственные деревья: Это деревья, у которых нет иголок или чешуйчатых листьев. Они чувствительны и уязвимы для повреждений, обычно широкие и тонкие и не защищены каким-либо толстым покрытием. Жидкость в клетках этих листьев обычно представляет собой тонкий водянистый сок, который легко замерзает, что делает их уязвимыми зимой, когда температура падает ниже нуля. Ткани, которые не могут перезимовать, должны быть изолированы и сброшены, чтобы обеспечить дальнейшее выживание растения.
Что происходит со всеми этими опавшими листьями?
Опадающие иголки и листья не пропадают. Они разлагают и пополняют почву питательными веществами и составляют часть губчатого гумусового слоя лесной подстилки, который поглощает и удерживает осадки. Опавшие листья также становятся пищей для многочисленных почвенных организмов, жизненно важных для лесной экосистемы.
Довольно легко увидеть пользу дерева от его ежегодного листопада, но выгода для всего леса более тонкая. Вполне может быть, что лес не может выжить без ежегодного пополнения за счет листьев, как не может выжить отдельное дерево, не сбрасывая эти листья. Множество красивых взаимосвязей в лесном сообществе оставляют нам множество захватывающих загадок, которые еще предстоит решить.
Где в США можно увидеть осенние цвета?
Вы можете найти осенний цвет в парках и лесах, в городах, сельской местности и горах — везде, где вы найдете лиственные широколиственные деревья, те, которые сбрасывают листья осенью. Новая Англия по праву славится захватывающими осенними красками, окрашенными деревьями в ее горах и сельской местности, но Адирондак, Аппалачи, Смоки и Скалистые горы также украшены красочными дисплеями. На востоке мы можем видеть красные, оранжевые, золотые и бронзовые цвета смешанных лиственных лесов; на западе ярко-желтые осинники и лиственницы контрастируют с темно-зелеными вечнозелеными хвойными деревьями.
Многие из более чем 100 национальных живописных переулков Лесной службы были спланированы с учетом осенних красок. Почти каждый из них предлагает красивый, красочный драйв осенью.
Когда лучше всего любоваться осенними красками?
К сожалению, осенний цвет не очень предсказуем, особенно в долгосрочной перспективе. Половина удовольствия состоит в том, чтобы попытаться перехитрить природу! Но обычно он начинается в конце сентября в Новой Англии и движется на юг, достигая Смоки-Маунтинс к началу ноября. Примерно в это же время он появляется в высокогорных горах на западе. Помните, что более прохладные возвышенности окрасятся раньше, чем долины.
Найдите скрытые цвета осенних листьев
Ключевые понятия
Растения
Сезонные изменения
Цвета
Введение
Вы когда-нибудь задумывались, почему осенью листья меняют цвет с зеленого на удивительное сочетание желтого, оранжевого и красного цветов? Листья получают свои яркие цвета от пигментов, состоящих из молекул разного размера, создающих цвет.
В теплые солнечные месяцы растения используют свои листья для превращения солнечного света в пищевую энергию. Этот процесс называется фотосинтезом. В первую очередь используется пигмент, отражающий зеленый свет, который придает листьям характерный цвет.
Осенью, когда наступают более холодные и короткие дни, многие виды деревьев больше не производят пищевую энергию своими листьями и, следовательно, больше не нуждаются в зеленом пигменте. Другие пигменты листьев, некоторые из которых были уже летом, становятся видимыми. Раскройте эти скрытые цвета осени, разделив растительные пигменты с помощью процесса, называемого бумажной хроматографией. Какие цвета вы увидите?
Фон
В листьях растений имеется много типов пигментов. Хлорофилл делает их зелеными и помогает осуществлять фотосинтез в теплые солнечные месяцы. С наступлением осени зеленый цвет, необходимый для приготовления пищи, тускнеет, другие пигменты, такие как желтый, оранжевый и красный, становятся более заметными.
Ксантофиллы представляют собой желтые пигменты, а каротиноиды придают листьям оранжевый цвет. Фотосинтез также использует эти пигменты летом, но хлорофилл, более сильный пигмент, подавляет их. Этим пигментам требуется больше времени, чтобы разрушиться, чем хлорофиллу, поэтому вы видите, как они становятся видимыми в осенних листьях. Они также содержатся в моркови, нарциссах, бананах и других растениях, которые имеют такие яркие цвета. Есть также антоцианы, интенсивные красные пигменты, которые не образуются летом, а появляются только в последней группе осенних цветов. Эти молекулы также придают красный оттенок яблокам, клюкве, клубнике и другим продуктам.
Хотя лист представляет собой смесь этих пигментов, вы можете разделить цвета с помощью метода, называемого хроматографией на бумаге. Этот процесс растворяет пигменты и позволяет им впитываться полоской бумаги. Большим молекулам труднее двигаться в тканой бумаге, и они сначала застревают в бумаге, тогда как более мелкие перемещаются дальше по бумаге. Этот процесс разделяет смесь пигментов по молекулярному размеру и по цвету.
Материалы
• Листья на разных стадиях изменения цвета (чем больше, тем лучше — лучше всего около 10 листьев каждого цвета)
• Ножницы
• Крепкие и прочные стаканы для питья (от трех до четырех)
• Медицинский спирт (изопропиловый спирт)
• Деревянная ложка или другая деревянная посуда с тупым концом для измельчения листьев
• Вилка
• Очень маленькие миски или подсвечники (от трех до четырех)
• Прочные, белые, плотные, сверхвпитывающие бумажные полотенца
.
• Линейка
• Карандаш
• Зубочистки
• Тарелка (или другая поверхность для защиты рабочей зоны от пятен)
• Высокие стеклянные банки, например, стеклянные банки (от трех до четырех)
• Бельевые прищепки или большие скрепки (от девяти до двенадцати)
Подготовка
• Соберите несколько листьев, которые осенью находятся на разных стадиях изменения цвета, желательно с одного дерева.
• Разделите листья на группы по цвету, примерно по 10 больших листьев в группе. Разделить их на зеленые, желтые и красные стопки может быть проще всего.
• Подготовьте полоски бумажных полотенец, сделав по три-четыре полоски на каждую группу листьев. Нарежьте прочное толстое бумажное полотенце на длинные полоски шириной в один дюйм. Они должны быть достаточно длинными, чтобы касаться дна высоких стеклянных или каменных банок и при этом выступать над их верхом. Карандашом аккуратно проведите линию в одном дюйме от нижней части каждой полоски.
Процедура
• Нарежьте листья ножницами на мелкие кусочки. Положите каждую группу листьев на дно стакана.
• Добавьте в каждый стакан по одной столовой ложке медицинского спирта.
• Растолочь листья в медицинском спирте тупым концом деревянной ложки в течение примерно пяти минут, пока раствор не станет темным. Как изменился цвет спирта?
• Оставьте раствор на 30 минут в темном месте в помещении.
• Используйте вилку, чтобы удалить кусочки листьев из растворов и выбросить их, оставив жидкость в стакане.
• Налейте каждый раствор в очень маленькую миску и оставьте в темном месте в помещении, чтобы спирт испарился. Вы будете готовы к следующему шагу, когда перемешаете раствор зубочисткой, и он покажется вам более густым.
• Тщательно перемешайте каждый окрашенный раствор зубочисткой, используя разные зубочистки для каждого раствора, чтобы не смешать цвета.
• Используя зубочистку для каждого цвета, плавно и равномерно «нарисуйте» немного каждого раствора на полоске бумажного полотенца по линии, которую вы нарисовали карандашом. Поскольку некоторые растительные пигменты могут оставлять пятна, вы должны делать это на тарелке, чтобы цвет не испачкал вашу рабочую поверхность. Для каждого цвета сделайте это, используя в общей сложности три-четыре полоски.
• Дайте полоскам высохнуть.
• Пока полоски сохнут, налейте в каждую стеклянную банку медицинский спирт в количестве, достаточном, чтобы только покрыть дно. Подготовьте по одной баночке для каждого цветового раствора.
• Аккуратно поместите окрашенный конец полоски в банку, пока полоска не коснется спирта. Накиньте верхнюю часть полоски на горлышко банки и закрепите ее прищепкой. Убедитесь, что каждая полоска не касается стенок банки, а только соприкасается с банкой в том месте, где она закреплена. Поместите и закрепите полоски из одного и того же раствора в одну и ту же банку, но следите, чтобы они не соприкасались друг с другом.
• Оставьте очки на 30 минут и наблюдайте за бумажными полосками. Что происходит с цветом бумажных полосок?
• Когда один из цветов достигнет верха полоски, снимите все полоски и дайте им высохнуть.
• Посмотрите на разные высушенные полоски. Чем отличаются цвета полосок? Имеют ли полоски из разных цветовых решений уникальные цвета, общие цвета или и то, и другое?
• Посмотрите, в каком порядке отображаются цвета на разных полосках. Один и тот же цвет находится в одном и том же месте на разных полосах или в другом месте? Цвета появляются в одном и том же порядке разделения или в разных порядках на каждой полосе?
• Совет: Если результат хроматографии бледный, попробуйте использовать больше листьев, разрезав их на более мелкие кусочки и/или «нанеся» больше раствора на карандашную линию на бумажном полотенце.
• Дополнительно: Эту же процедуру можно использовать для сравнения цветных молекул в различных растительных источниках. Например, вы можете попробовать краснокочанную капусту, чернику, морковь, свеклу, шпинат, цветы или другие ярко окрашенные растения. Как соотносятся их смеси цветных молекул?
• Дополнительно: Если вы найдете дерево с широким диапазоном цветов, вы можете повторить эту процедуру, используя листья на более промежуточных стадиях изменения. Особенно хорошим источником разнообразной окраски листьев являются осины.
Наблюдения и результаты
Удалось ли вам увидеть несколько цветных полосок на тест-полосках? Вы видели, что некоторые из присутствующих полос отличались от используемых цветовых решений?
Несмотря на то, что лист растения выглядит в основном одноцветным, на самом деле он состоит из смеси молекул пигмента. В этой процедуре бумажная хроматография разделяла пигменты по размеру их молекул. Следовательно, вы должны видеть разные цвета в разных местах, когда вы проходите вдоль одной из полосок бумажных полотенец, и порядок, в котором появляются цвета, должен быть примерно одинаковым среди различных цветовых решений, которые вы тестировали.
Какого цвета полосы на тест-полосках? Это разные пигменты в листьях. На полосках бумажных полотенец вы можете увидеть: зеленые хлорофиллы, желтые ксантофиллы, оранжевые каротиноиды и красные антоцианы. Пигменты с более крупными молекулами обычно остаются в нижней части полоски, где раствор был впервые «нанесен» на карандашную линию, потому что им труднее пройти через тканое волокно бумажного полотенца. Пигменты меньшего размера могут легче проходить через бумажное полотенце и, следовательно, они обычно перемещаются дальше по полосе.
Поскольку цвет листа зависит от смеси пигментов внутри него, листья разных цветов будут отображаться разными цветами на полосках бумажных полотенец. Например, на очень зеленых листьях могут отсутствовать красные пятна (антоцианы) на полосках.
Очистка
Поскольку некоторые растительные пигменты могут оставлять пятна, будьте осторожны, чтобы не пролить цветные растворы, когда выбрасываете их.
Еще для изучения
«Почему листья на деревьях меняют цвет осенью?» от Научный американец
«Почему листья меняют цвет» от S.U.N.Y. Колледж экологических наук и лесного хозяйства E-Center
«Цвет осенней листвы» из Музея Фишера, Гарвардский лес, факультет искусств и наук Гарвардского университета; и Международный университет Флориды, факультет биологических наук
.
«Ресурсы по бумажной хроматографии» от Science Buddies
.