Лучшие подвижные музыкальные игры для детей. Музыкальные игры для младших школьников
В октябре 2012 года педагоги студии «Эстетические классы» выпустили учебное пособие «Музыкальные развивающие игры». Мигунова Н.В.педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦКубракова С.И.педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦВаргасова Е.А.концертмейстер МБОУДОД ДЮЦ Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития человека. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому, что нельзя уничтожить живую потребность в игре.Изменяются условия игры, но неизменной остается тяга людей к игре. Игра - одно из универсальных средств в деле становления личности. Одна и та же игра может выполнять несколько функций:1. Развлекательная2. Коммуникативная3. Релаксационная4. Развивающая5. Воспитательная Игра - сфера активного обогащения личности, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты.Игра - самая свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества.Игра - активное средство воспитания и самовоспитания детей.Игра - источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, моторного настроения.Таким образом, игра - это развивающая деятельность, это поведение ребенка, обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий и, значит, созидающего то, что, раньше не делал. Такая деятельность и есть творчество. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое воспитание окружающего мира, воображение и фантазия. Многообразие мира игры позволяет выделить игры, которые наиболее распространены в учебном процессе и во внеурочное время и которые, в конечном счете, помогают каждому их участнику становиться лучше:1. Сюжетно - ролевая игра2. Игра - драматизация3. Игра - труд4. Дидактические игры5. Подвижные игры6. Игры - забавы и развлечения7. Музыкальные развивающие игры. Большую роль на занятиях хор – вокала и ритмики играют музыкальные развивающие игры. Они помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т.д.Сюжеты, образы музыкальных игр конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать.Движения, связанные с музыкой, ее характером, способствует целостному се восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи. Музыкально - развивающие игры помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи:1. Улучшать качество ритмичных движений детей;2. Придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры;3. Формировать умение ориентироваться в пространстве, организационно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения.4. Способствовать формированию и развитию эмоциональности, как в целом, так и при вокально-исполнительной деятельности. Сборник содержит разно уровневые игры, которые распределены по разделам. Каждый раздел включает в себя задачи, описание игр и нотный материал. Сборник «Музыкальные развивающие игры» рекомендован в помощь музыкальным руководителям, учителям музыки, педагогам – хореографам, которые работают с дошкольным и младшим школьным возрастом. В предлагаемом сборнике представлены разнообразные игры: подвижные, музыкально – ритмические, игры – танцы, игры – песенки. Представленный материал внесет разнообразие в учебные занятия наполнит их положительными эмоциями, поможет развитию творческого потенциала и мотивации учащихся.Предлагаем некоторые игры по разделам: I. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ. Задачи: учить детей слышать и передавать в движении начало и окончание музыкальных фраз; выполнять движения в соответствии с характером музыки. «Бери флажок»Описание:Разделиться на 4 шеренги.В середине обруч, в нем флажок.Из каждой шеренги выходят по одному человеку и встают у обруча, лицом к своей шеренге.Звучит плясовая музыка - дети танцуют.С заключительным аккордом быстро наклоняются и берут флажок. Победитель несет флажок в свою команду.Игра повторяется с новым флажком. Выигрывает тот отряд, кто получил больше флажков.(любая плясовая музыка) «Бесконечный танец»Описание: Дети встают по кругу парами, образуя из поднятых рук «воротца».С началом музыкальной фразы выбранная учителем пара начинает движение по кругу галопом. Дети проходят через «воротца», направляясь к своему месту.С началом следующей музыкальной фразы начинает движение вторая пара, затем третья и так далее.(Полька «Добрый жук»). II. ИГРА - ТАНЕЦ. Задачи: учить детей различать разнохарактерные части музыкального произведения и передавать характер музыки в движении, выразительно двигаться в соответствии с музыкой. «Польская игра - танец»Описание:Дети стоят в кругу. Со словами, под музыку выполняют движения.Вопрос: Ау - ца - ца? - ведущийОтвет Ау - ца - ца - Гоп! - дети.• Гони на пшедо (руки на плечи).• Локти на тэо (к телу).• Коленки о кетч (согнуть).• Ноги як у чушки (согнуть и развернуть внутрь).• Оперки от тэо (прогнуться в пояснице).• Глава на пшедо (голова на плечи).• Язык на броду (язык в сторону). В конце побежали.(песня «Ковыляй потихонечку»). «Весело танцуем»Описание: Звучит музыка, дети идут парами по кругу. Музыка останавливается. Ведущий называет определенную часть тела, которой дети должны прикоснуться друг к другу. Звучит следующий музыкальный фрагмент. Участники ритмично танцуют в паре, касаясь друг друга заданной частью тела. Например: правым плечом, левым плечом, правым локтем, коленками и т.д.(любая танцевальная музыка). III. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕКИЕ ИГРЫ. ИГРЫ - ПЕСЕНКИ. Задачи: развивать чувство ритма, памяти, внимания, умение слышать сильную долю; учить детей передавать несложный ритмический рисунок в движении, выразительно выполнять движения в соответствии с музыкой, текстом. «Если нравится тебе»Описание:Все участники свободно располагаются на площадке. Руководитель в центре, запевает песню и показывает движения.1 куплет - 2 щелчка пальцами над головой2 куплет - 2 хлопка в ладоши3 куплет - 2 хлопка по коленям4 куплет - 2 притопа ногами5 куплет — перечислить все движения6 куплет - вместо движений «хорошо»! «Танец сидя»Описание:Дети сидят на стульях.Под веселую мелодию начинают выполнять музыкальные движения. Начинают с медленного темпа - постепенно ускоряя - затем совсем быстро. Задача - не ошибаться в исполнении движений. Быть внимательным.4 - щелчка4 - хлопка4 - удара по коленям4 - притопа2 - левой рукой2 - правой рукой2 - на плечо левое2 - на правое плечо4 - вращение плечами4 - зазываем на танец.(музыка «Летка - Енька»). IV. МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ. Задачи: учить детей выразительно передавать игровые образы, двигаться под музыку разного характера. «Расскажи-ка, воробей»Описание:Дети стоят по кругу. Выбирается ведущий «воробей». Поется песенка, обращение: Расскажи – ка, воробей (2 раза).Как медведи ходят? ( 2 раза). (зайчата, лягушата и т.д.)А медведи ходят так, а медведи ходят так.Так медведи ходят. Так медведи ходят.« Воробей» двигается в центре круга шагом названного животного. А затем дети идут по кругу и повторяют за « воробьем» движение, которое он показал. Кто лучше передаст образ животного в движении, того «воробей» ставит вместо себя, а сам встает в круг. V. ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ. Задачи: развивать творческое воображении, эмоциональную отзывчивость, умение детей фантазировать, соединять движения в комбинации. «Пойми меня»Описание: Дети делятся на две группы. Каждой группе дается задание показать какое-то действие с помощью танцевальных движений. Например: «копаем картошку», «собираем ягоды», «играем в мяч» и т.д. Команды должны отгадать друг у друга, что они делали. Выигрывает та группа, которая больше отгадала действий. (любая танцевальная мелодия) Список рекомендуемой литературы:1. Алпарова И.Н., Николаев В.А., Суситко И.П. На лугу: музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 1999.2. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритимические движения. – М.: Владос, 2001.3. Лифиц И.В. Ритмика: учебное пособие. - М.: Академия, 1999. 4. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 1985.5. Поплянова Е. Мы на уроке играем. – М.: Новая школа, 1994.6. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: Просвещение, 1972.7. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1992.8. Праздники в детском саду. – Ярославль.: Академия развития, 1998. |
sevskduc.ru
Музыкальные игры для детей младшего школьного возраста.
Песня через хлопки
Этот игровой прием прекрасно развивает внутренний слух, ладовое и ритмическое чувство, музыкальную память. Его можно применять на этапе впевания любой разучиваемой песни.
Песня поется a capella. По первому хлопку ведущего пение продолжается, но только «про себя». По следующему хлопку – снова вслух. И так несколько раз, до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.
Ведущим может быть как учитель, так и любой из учеников. При этом учитель может дирижировать (тогда справиться с заданием будет легче) или занять позицию рефери и предоставить классу максимум самостоятельности.
ТРИ МЕДВЕДЯ
Дидактическая игра на развитие чувства ритма.
Цель: формирование чувства ритма детей.
Игровой материал:
Фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле, - Михайла Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.
Ход игры
Учитель: Вы помните, ребята, сказку "Три медведя" ? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают) Послушайте, кто первый зашёл в избушку?
Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришёл.
Учитель: Как мишка идёт? ( выводит фигурку ) Медленно, тяжело. Прохлопаем ритм, как он идёт. Который из трёх медведей пришёл? (Дети отвечают, игра продолжается ).
ТЕРЕМОК
Дидактическая игра на закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз.
Цель: развитие мелодического слуха детей.
Игровой материал
Игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.
Ход игры
Учитель:
Стоит в поле теремок, теремок.
Как красив он и высок, и высок.
По ступенькам мы идём, все идём.
Свою песенку поём, да поём.
Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение вниз, в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПТЕНЧИКИ
Дидактическая игра на закрепление знаний о высоте звука.
Цель: закрепление понятия о высоких и низких звуках, развитие звуковысотного слуха, творчества детей.
Игровой материал
Картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 шт.; набор шапочек для «птичек». Дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты.
Ход игры
1 вариант.
Учитель: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенцы, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песни петь.
Учитель выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенцов и даёт им в руки изображения птиц.
Дети поют попевку
Мы птенчики весёлые,
Умеем мы летать
И с веточки на веточку
Нам весело порхать.
Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом.
А мамочка волнуется:
Лети-ка, птенчик, вниз!
Спою я колыбельную,
И ты уснёшь, малыш!
Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами.
Не хочу к тебе лететь,
Буду здесь я песни петь.
2 вариант.
Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Ми и т.д.
ВЕСЁЛЫЕ ПОДРУЖКИ
Дидактическая игра на развитие чувства ритма.
Цель: развитие чувства ритма детей.
Игровой материал
Плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.
Ход игры
Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Учитель: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые.
Подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!
Учитель берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНА
Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков.
Цель: знакомство с музыкальными длительностями; развитие чувства ритма детей.
Игровой материал
Фланелеграф. Составить игровое поле: в верхний угол прикрепить солнышко, а внизу небольшие цветочки, фигуру девочки. Три больших василька и пять маленьких для фланелеграфа.
Ход игры
Учитель: Как весело летом! Мы ходили по мягкой траве, загорали, купались. Посмотрите на поляну: девочка собирает цветы и поёт.
Василёк, василёк,
Мой любимый цветок.
Вызванный ребёнок выкладывает цветочками на фланелеграфе попевку.
Все дети отхлопывают её и пропевают. Можно сделать на всех детей карточки и большие и маленькие цветочки, чтобы в игре участвовал каждый ребёнок.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОКОШКО
Дидактическая игра на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента.
Цель: развитие звуковысотного и тембрового слуха детей.
Игровой материал
Домик из настольного театра (картонный или деревянный), установленный на столе. Фигурки животных.
Ход игры
Учитель:
На окне сидела кошка
И мяукала немножко.
А потом прыг на дорожку,
И не стало в доме кошки.
Ну а кто остался дома
И стучит сейчас в окошко?
Вызванный ребёнок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания "озвучивает" своего персонажа. Дети отгадывают, кто это, и в окошке показывается персонаж.
Дальше окошко закрывается и игра продолжается.
Игру можно варьировать: животные - мама-птичка, птенчик; мама-кошка, котёнок и т.д. В этом случае дети определяют высоту голоса персонажа.
Дети также могут озвучить своего персонажа при помощи музыкальных инструментов: мишка - бубен, заяц - металлофон, петушок - дудочка, мышка- колокольчик и т.п.
Сложи песенку
Цель. Развивать у учащихся умение различать форму музыкального произведения (запев и припев), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Описание. Три – четыре кружка (красный, синий, зеленый, желтый) и такое количество прямоугольников (белого или темно – коричневого цвета ).
Методика применения. Учитель исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев и припев, сколько куплетов, сколько раз повторялся припев. После этого предлагается одному из учеников «сложить песенку» с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначить кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ученик выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни – чередованию запева и припева. Остальные учащиеся проверяют, правильно ли выложены формы.
Использование загадок на уроках музыки
Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. В некоторых из них музыкальное начало (признаки, особенности, характер музыки) скрыто в самом загадываемом слове. Такие загадки - ещё и источник новых знаний.
Например,
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это...
(барабан).
Сидит петух на воротах:
Косы до полу, голос до неба
(колокол).
Другие загадки основаны на поэтической метафоре, сравнении различных предметов и явлений. Как и все, они развивают сообразительность, внимание, но ещё и учат вслушиваться в окружающие звуки, слышать звучание голоса и инструмента там, где с точки зрения обыденного сознания их и нет.
Например,
И в избе, и на дворе
соловей поёт
(петля и дверь)
У этого инструмента
Есть струны и педаль,
Несомненно, это звонкий,
Это чёрный наш...
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки...
Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану.
Что же это?..
Я-ваша подруга, я-ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, всегда интересно.
Узнали кто я? Ну, конечно, же…
Мы пришли на именины
Нашей тёти Мандолины.
Сосчитай-ка, сколько нас?
Балалайка, контрабас,
Скрипка, флейта и гобой,
Барабан с большой трубой,
Две гитары, ксилофон. –
Сосчитай, и выйди вон!..
Барабан с большой трубой,
Две гитары, ксилофон. –
Сосчитай, и выйди вон!..
Низким голосом медведь
может громко зареветь.
Слышно льва, хоть он не близко.
Его голос тоже низкий.
Назовите мне сейчас
Самый низкий голос...
В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет!
Тихо, нежно зазвенит,
Будто всё посеребрит.
А затем умолкнет скоро
По сигналу дирижёра.
Знает ли то каждый школьник,
Что такое...
Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают…
Это что за инструмент
Высотою в целый дом?
В трубы, в дерево одет,
украшения на нём.
Голосов имеет много
Этот звучный великан.
Он то ласковый, то строгий,
А зовут его...
Форте — громко,
Пиано — тихо.
Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна
Ну, конечно…
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё: играет…
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт…
Этот медный духовой
То короче, то длиннее.
Ведь кулису он имеет!
Громче всех в оркестре он.
Как зовут его?..
Бычий пузырь,
Деревянные трубочки,
Дудочкой это не назовёшь.
Но, если историю музыки знаешь,
Взглянув на рисунок,
Ты всё поймёшь.
На этой картинке мы видим…
А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на неё глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Её достоинств нам не счесть.
Всем под неё легко поётся,
Скажите, как она зовётся?
В кассе мы билет купили
И вчера в театр ходили.
Мы во все глаза глядели!
Весь спектакль артисты пели.
Слаженно оркестр играл,
От певцов не отставал.
Мы в ладоши хлопали,
Все мы любим...
Оркестр молчит,
Только скрипка звучит,
Одной только скрипке слово!
Оркестр молчит,
Только скрипка звучит,
Ведь скрипка играет...
Весь состав играет вместе!
Чудо-слово не забудьте!
Если весь оркестр играет,
То зовётся это…
Веселятся музыканты,
Улыбнулся дирижёр,
Лад, в котором мы играем,
Называется…
Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льёт во весь опор,
Это лад ужасно грустный,
Называется…
Ярко зал весь засверкал,
Приглашает всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот?
Чуть побольше скрипочки,
А поёт пониже,
Деревянный бочок,
Четыре струнки и смычок…
Звенят серебряные струны
Как будто струйки водяные,
И на волнах, качая шхуны,
Резвятся ветры удалые!
И ветер, и волну морскую —
Всё струны нам изображают,
Все звуки музыки рисуют.
Какой же это инструмент играет?
Зовут его красиво, звонко,
Но не Татьяна и не Марфа.
А звуки нежны, струны тонки.
Наш инструмент зовётся…
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это...
Три медных подруги —
Три лучших подруги
В оркестре они помогают
Друг другу
Играют подруги
То громко, то тихо.
Их медные платья
Закручены лихо...
infourok.ru
Музыкально-двигательные игры для 1-4 классов
Музыкальные игры имеют определенный сюжет, правила и обучающие задачи - закрепление умений восприятия музыки, развитие двигательных способностей, воображения и творчества. Тематика игр обычно связана с народными или сказочными персонажами, а также с подвижными играми, используемыми на уроках физического воспитания.
В начальных классах ученики выполняют несложные гимнастические и танцевальные движения под музыкальное сопровождение учителя (например, легкий бег, спортивную ходьбу, поскоки, прямой и боковой шаг, шаг с притопом на месте) разучивают пляски и хороводы. Особое значение придается выразительности и эмоциональности исполнения. Дети овладевают также простейшими построениями (например, в колонну, шеренгу, круг, свободное размещение в классе). На уроках используются игры под музыку (например, «Не опоздай», «Кот и мыши»). Школьники учатся передавать выразительными движениями под музыку повадки животных, их характер. Начиная с первого класса и на протяжении всего обучения учащиеся побуждаются к импровизации движений под музыку.
Замри
Дети танцуют под веселую плясовую музыку, выбирая движения произвольно или по заданию учителя. С прекращением музыки они замирают в разных позах, а водящий пытается их рассмешить. Тот, кто пошевелится, уходит с водящим. Игра продолжается до тех пор, пока останется один ученик, который и становится водящим.
Колобок
Водящий — Колобок, остальные дети - герои сказки. Водящий сидит на корточках в центре, остальные исполняют под музыку соответствующие движения. С окончанием музыки один из учеников обращается к Колобку, передавая интонации своего персонажа: «Колобок, Колобок, я тебя съем!», и пытается догнать его (бегают по внешнему кругу). Если он не догнал Колобка, говорит грустно: «Не догнал!» или радостно: «Ой, поймал!» Пойманный Колобок становится в круг и исполняет роль того, который его догнал. Звучит другая музыкальная пьеса, и игра продолжается.
Найди предмет
Учащиеся свободно располагаются в помещении. Один из них прячет игрушку или другой предмет (в руках за спиной). Водящий, ориентируясь на смену динамики звучания музыки, пытается найти игрушку: тихая музыка - водящий идет не в том направлении, громкая — идет к игрушке правильно, музыки нет — игрушка спрятана у данного ученика.
Один лишний
Учащиеся становятся парами в круг (их должно быть нечетное число), один ученик - в центре его. Под медленную музыку русского лирического танца они движутся парами, исполняя переменный шаг.
С изменением музыкального сопровождения (на быструю музыку) дети, стоящие ближе к центру, образуют круг и, взявшись за руки, двигаются вправо по кругу мелкими, быстрыми шагами, задевая пятками пол; остальные тем же ходом двигаются в противоположном направлении, поставив руки на пояс. Один лишний танцует в центре, произвольно подбирая движения. С прекращением музыки внутренний круг разрывается, все дети, в том числе и лишний, быстро выбирают себе новую пару. Один играющий становится лишним. Игра повторяется.
Пляска
Дети пляшут под музыку, используя знакомые плясовые движения. С окончанием музыки они бегут на свои места и строятся в две колонны. Выигрывает колонна, которая построилась быстрее. Кроме того, следует учитывать правильность, выразительность, вариативность и ритмичность исполняемых движений. При повторении игры продолжительность музыкального фрагмента обязательно меняется.
Слушай звуки
Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмет определенную клавишу (произнесет определенное слово высоким ли низким тоном), они примут соответствующую позу. Когда ведущий будет исполнять музыку (хлопнет в ладоши), дети свободно двигаются в пространстве комнаты (можно предложить им ходить по кругу).
1) Звук - клавиша нижнего регистра или произнести низким тоном слово «до». Поза - «плакучей вы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).
2) Звук - клавиша верхнего регистра или произнести высоким тоном слово «си». Поза — «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).
Подвижные игры на уроках музыки
Во многих странах мира широкое признание получила система воспитания Ж. Далькроза, которая направлена на развитие музыкальных способностей детей посредством движений. Связь музыки и движений выражается как в согласованности их характера, так и в возможности моделирования движениями различных средств музыкальной выразительности (темпа, ритма, метрической пульсации, акцентов, динамики звучания и др.). Движения помогают полнее воспринимать музыкальное произведение, а музыка придает движениям особую выразительность. Учитывая особенности ведущего вида деятельности шести (семи) летних школьников, вчерашних дошкольников, на уроках музыки эффективно использование музыкальных игр, подвижных игр с дидактической направленностью, что создает условия для оптимизации процесса обучения учащихся первого класса.
Где звучит?
Все ученики становятся в круг. Ведущий выбирает одного игрока, выводит его в центр круга, завязывает глаза, всем, стоящим в кругу, раздает звучащие предметы (погремушка, бубен, дудочка, резиновая игрушка - пищалка, свисток, барабан и др.), и затем указывает по очереди каждого с целью воспроизведения звука одним из предметов, а стоящий в центре, называет инструмент, определяя сторону или направление звучания. Например: «Справа звучит дудка. Слева — гармошка. Спереди — барабан» и т. д.
Усложнение: Выбирается один звучащий предмет, который прозвучав, меняет место нахождения, а игрок с завязаными глазами должен найти его наощупь.
Доэкдик, лей веселей!
Играющие свободно размещаются на площадке. У каждого на руке ленточка одного из четырех цветов. На строки 1 —6 все играющие встряхивают кистями рук в соответствии с размером стихотворения. На строки 7—11 двигаются поскоком врассыпную, продолжая встряхивать кистями рук. В это время ведущий раскладывает в разных местах площадки четыре обруча разного цвета. По сигналу ведущего играющие собираются у обруча своего цвета.
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап
Кап-кап! Кап-кап!
Будет, будет лето
В радугу одето.
Жаркое солнце яркого цвета,
Яркого, красивого,
Желтого и синего,
Зеленого, красного
И любого, разного
(П. Синявский)
Если нравится тебе
Учащиеся свободно располагаются на площадке. Учитель становится так, чтобы все его хорошо видели, запевает песнь и показывает движения. Ученики подхватывают песню (мелодия проста и запоминается сразу) и вслед за учителем проделывают все движения. Если нравится тебе, то делай так... (Два щелчка пальцами над головой.) '
Если нравится тебе, то делай так... (Два щелчка пальцами над головой.) Если нравится тебе, То и другим ты покажи. Если нравится тебе, То делай так... (Два щелчка пальцами над головой.)
Дальше все строки куплетов повторяются еще три раза, но движения заменяются другими: сначала - два хлопка в ладоши, потом - два хлопка по коленям, потом — два притопа ногами. Затем ученики поют:
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
Если нравится тебе, то и другим ты покажи. Если нравится тебе, Хорошо, хорошо! В заключение игры поют: Есл и нравится тебе, То делай все... (Повторяются подряд одно за другим все движения: два щелчка, два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям, два притопа ногами.) Хорошо!
Если нравится тебе, То делай всё! (Все двиокения повторяются снова.) Хорошо!
Если нравится тебе, То и другим ты покажи. Если нравится тебе, Хорошо!
Музыкальные змейки
Играющие делятся на три команды и выстраиваются в колонны по одному. Каждая колонна (змейка) имеет свою мелодию (марш, вальс, полька). Мелодия перед игрой повторяется один-два раза. Затем по сигналу учителя исполняется одна из мелодий. Змейка, к которой относится эта мелодия, идет под музыку в разных направлениях, делая различные движения. После прекращения музыки останавливается в том положении, в котором ее застала последняя музыкальная фраза.
То же происходит и с другой, и с третьей змейками. Игра может повторяться. По сигналу учителя змейки быстро выстраиваются на своих первоначальных местах. Выигрывает команда, построившаяся первой.
Варианты: змейка движется заданным способом; змейка по второму сигналу выстраивается в колонну по росту; змейка выстраивается в шеренгу по росту.
Музыкальное объятие
Дети двигаются, прыгают по комнате под веселую музыку. Когда музыка замолкает, каждый ребенок должен крепко обнять кого-либо. Затем музыка продолжается, дети прыгают по комнате парами. В следующий раз, когда музыка прекращается, дети обнимаются парами. По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока все дети не объединятся в одном музыкальном объятии.
Узнай по голосу
Дети становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завязывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за учителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и поют:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай,
www.testsoch.com
Музыкальная игра "Угадай-ка!" для 1-4 классов
Составил: Зуева Наталья Андреевна
МАОУ СОШ № 22
им. Героя Советского Союза В.С. Маркова
г. Серов Свердловской области
Музыкальная игра «Угадай-ка!»
Цели:
- развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся;
- развивать умение работать в группах;
- воспитывать интерес, уважение друг к другу;
- расширять музыкальный кругозор.
Данную игру можно применять на уроках музыки, на внеклассных занятиях, на летней оздоровительной площадке для детей 1-4 классов. Класс делится на 2-3 команды, которые по очереди выбирают номер тура (в игре шесть туров). За каждый правильный ответ вручается жетон (нотка). В конце игры, подсчитав жетоны, определяется группа «победителей».
1 конкурс «Мульти-пульти».
Назовите название песни, которая изображена на рисунке.
«Антошка»
«Два веселых гуся»
«Расскажи, Снегурочка, где была?»
«Песня кота Леопольда»
«Песенка львенка и черепахи»
«В лесу родилась елочка»
2 конкурс «Музыкальные загадки»
1. В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут её? (гармонь)
2. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит! (барабан)
3. А всего – то 3 струны
Ей для музыки нужны!
Всех игрою веселит
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (балалайка)
4.Я стою на трёх ногах,
Ноги в черных сапогах
Зубы белые, педаль,
А зовут меня? (рояль)
5. Он на солнце заблестит,
Нежным звуком загудит,
В джазе самый первый он-
Серебристый … (саксафон)
6. Треугольной формы корпус,
3 струны и звонкий голос.
Ну, попробуй, отгадай-ка
Это наша … (балалайка)
3 конкурс «Из песни слов не выкинешь»
При выполнении задания нужно не просто вспомнить правильный ответ, а обязательно пропеть строки из известных песен.
- Какие слова «приписал в уголке» мальчик на своем рисунке? (Пусть всегда будет солнце…)
- Что можно делать в сказке? ( В сказке можно покачаться на луне и по радуге промчаться на коне…)
- Кто пасется на лугу далеко-далеко? (Правильно, коровы)
- Что делали гуси в луже у канавки? (Мыли гуси лапки в луже у канавки)
- Что случилось с медведем, когда он шел к своей берлоге по проселочной дороге? ( Наступил лисе на хвост)
- С кем дружил кузнечик? (Не трогал и козявку и с мухами дружил)
- За что полюбили жука, старика-добряка? ( Очень уж душа легка у него, весельчака)
- Что в голове у Вини-Пуха? ( В голове моей опилки, да, да, да!)
- Из чего сделаны наши девчонки? ( Из цветочков и звоночков)
- С чего начинается дружба? ( Ну, а дружба начинается с улыбки)
- Висит на заборе, колышется ветром бумажный листок. Что на нем написано? ( Пропала собака по кличке Дружок)
- Папа может все, что угодно! А чего не может папа? ( Только мамой не может быть)
- От чего собака бывает кусачей? (Только от жизни собачей)
- Из какого оружия бьет по воробьям королевская охрана? (Если близко воробей- мы готовим пушку)
- Бременские музыканты считают, что ничего на свете лучше нету, чем…? ( Чем бродить друзьям по белу свету)
- Что делает кандидат наук, когда первокласснику задают в школе задачу? ( Кандидат наук и тот над задачей плачет)
- Что получилось у волшебника – недоучки, когда он захотел сделать грозу? ( А получил козу, розовую козу с желтою полосой)
- Раз иголка, два иголка – что будет? (Будет елочка)
- Скорый поезд набирает ход. Какие у него вагончики? ( Голубой вагон бежит, качается)
- Если долго топать, ехать и бежать по дорожке, то куда можно прийти? ( Можно в Африку прийти)
- Какую песенку напевал и в беде, и в бою отважный капитан? ( Капитан, капитан, улыбнитесь…)
4 конкурс «Вопросик» (в картинках)
- На каких рисунках изображен хор и солист? (ответ 1 и 3)
- Кто из этих людей имеет отношение к музыке? Назовите профессию музыканта. (ответ 4 – дирижер)
- Кто играет на рояле и на скрипке? (ответ 4 и 2)
- Определите музыкальные жанры (песня, танец, марш). (ответ 1 – песня, 2 – танец, 3 – марш, 4 – марш, 5 – танец)
5 конкурс «Угадай мелодию»
Каждая звездочка – отдельное музыкальное произведение по выбору педагога.
6 конкурс «Составь музыкальную картинку»
Каждой группе раздаются «музыкальные» пазлы-картинки. Необходимо собрать картинку на скорость. (см. Приложение)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Приложение.
infourok.ru
Игры для школьников на уроке ритмики.
Василенко Ольга Михайловна,
Учитель-ритмики,
МАОУ «Гимназия №8», г Ангарск
Музыкально-ритмические игры для школьников
Данные музыкально-ритмические игры будут полезны учителям ритмики, музыки, хореографам, работающим с детским коллективом начального образования.
Эмиль Жак-Далькроз (основоположник ритмики) доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики – подвести её последователей к тому, что они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения».
Музыкальную грамоту нужно объяснять доступно, так чтобы и одарённым детям было интересно и тем, кто не занимается музыкой понятно. Музыкальный размер дети познают, прыгая через канат, который двигается согласно заданному музыкальному размеру. Длительность пауз я предлагаю усвоить через музыкальную игру «морозко», после чего, применить и закрепить полученные знания в танцевальном этюде. Такую тему как: «Вступительные и заключительные аккорды» мы изучаем в играх: «вокзал», и «снежки». Очень доходчиво воспринимается «музыкальная фраза» через такие игры как: «передай мяч» или «магазин игрушек», облегчённый вариант этих игр помогает усвоить сильные и слабые доли такта. Очень любят дети играть в музыкальную игру «пауки-бабочки», «паровоз», а учитель, тем временем, объясняет динамические оттенки в музыке и музыкальный темп.
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФРАЗА
Цель: через игру, дать почувствовать обучающимся «музыкальную фразу», её начало и конец.
«Мяч» 1класс
Дети стоят по кругу, один по середине с мячом.
На «раз» - мяч бросает любому из детей
На «два»- мяч возвращается ведущему
На «три»- мяч бросает по часовой стрелки следующему
На «четыре»- ребёнок передаёт мяч своему соседу слева
На «пять»- ребёнок с мячом вытягивает руки с мячом (дразнит того кто в центре)
На «шесть»- прижимает мяч к себе
На «семь, восемь»- они меняются местами. Конец фразы.
Игра продолжается сначала. Если в центр выходят одни и те же дети, нужно добавить одного человека, тогда в центре побывают все. Игру можно усложнять, включая два, три мяча. Главное познакомить детей с синхронностью.
«Магазин игрушек» 1-2класс.
Детям предлагается придумать любые фигуры (игрушки, животные). Позы должны быть устойчивые, не лежачие, так-как на начало фразы (на «раз») нужно сделать первый шаг. Педагог назначает «покупателя» (если в классе много детей, то несколько). Задача для «покупателя»: по «магазину игрушек» можно сделать только шесть шагов, на счёт «семь»- задевает выбранную им фигуру, на счёт «восемь»- встаёт рядом с выбранной фигурой, точно повторяя её. Ребёнок которого задели (купили) становится «покупателем» и на счёт «раз» начинает свои шаги по «магазину игрушек».
Музыкальный темп может быть умеренный, для шагов, либо быстрый для подскоков. Учитель может усложнить задачу, предложив двигаться по разному (пингвины, лисички, медведи, старички и.т.д)
«Дирижёр» 3класс
Для начала игры нужно разучить ритмический рисунок на четыре четверти.
«раз два три пауза» -четыре раза. - Хлопки или по три прыжка на месте.
«раз два три четыре» - четыре шага вперёд
«раз»-«два»- (половинные) - два длинных хлопка
«раз два три четыре» - четыре шага назад
«раз» - (целая) - один длинный хлопок.
После того как дети запомнят ритм, делим их на четыре команды. В роли дирижёра выступает педагог, затем любой желающий. Суть упражнения в том, чтобы команды внимательно следили за руками дирижёра и выполняли разученный ритм только та команда, на которую, показывает ведущий. Вариантов у «дирижёра» очень много, можно каждую фразу менять исполнителей, либо по несколько фраз на команду.
Тема: Импровизация на заданную тему.
Цель: сочинить отрывок «польки», и станцевать его в уже готовом танцевальном этюде.
«Тройки» 3 класс
Дети строятся тройками по кругу. Педагог объясняет, как нужно двигаться по кругу сохраняя «тройки» (те, кто по внутреннему кругу- шаг короче, по внешнему - длиннее). Хорошо для этого упражнения полька умеренного темпа.
Вступление: руки на поясе, ноги 6 позиции.
(1-2 восьмёрки) Выполняем шесть подскоков по кругу и три притопа на месте- 2 раза. На конец 2 «восьмёрки», крайние из тройки поворачиваются лицом к своему центральному.
(3-4 восьмёрки) крайние дети выполняют шесть хлопков и три притопа – 2 раза, а центральный ребёнок выполняет любые движения «польки» согласно музыкальной фразе и темпу. На конец 4 «восьмёрки», центральный меняется по своему желанию либо с тем, кто справа, либо с тем, кто слева от него. После того как смена произошла центральным становится другой ребёнок и игра повторяется.
«Повтори за мной»
Делим детей на две равные команды. Выстраиваем в линии по краям зала.
Вступление – дети стоят руки на поясе, ноги по 6 позиции.
1 «восьмёрка» - с двух сторон выходят первые дети на середину зала (подскоки, шаг польки)
2 «восьмёрка» – тот, кто справа показывает движения на одну музыкальную фразу
3 «восьмёрка» – тот, кто слева повторяет эти же движения
4 «восьмёрка» – они поворачиваются к своим командам, которые должны повторить эти же движения по взмаху их руки.
Дальше упражнение повторяется, на 1 «восьмёрку» на центр выходят те, кто стояли вторыми, а первые уходят к своей команде и встают последними. Когда вся правая колонна побывала на месте того, кто придумывает движения, пришла очередь сочинять движения тем, кто слева. Можно разделить на девочек и мальчиков и придать упражнению соревновательный момент, учитывать качество выполняемых движений и на синхронность выполнения.
Тема: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. 4 класс.
Цель: Дать обучающимся понятия о музыкальных размерах, и прочувствовать их различие.
На подготовительном этапе, педагог предлагает продирижировать, а затем прохлопать две четверти, три четверти, четыре четверти. Обсуждаем их схожесть и различие. В ходе обсуждение выясняем, что начало «раз», всегда сильная доля, а затем дольки соответственно прибавляются. Предлагаем самостоятельно придумать свой ритмический рисунок. Если ритмический рисунок придуман правильно, класс повторяет его несколько раз.
После этого переходим к практической части. С использованием двух скакалок. Скакалки натянуты на полу параллельно друг другу, на расстоянии плеч. Всегда на первую долю(раз), скакалки будут соединяться, а остальные дольки оставаться открытыми. Таким образом, обучающиеся должен рассчитать прыжки, чтобы не наступить на скакалки.
Пример «две четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.
«раз»- прыжок ноги врозь, «два»- прыжок на одну ногу, либо две вместе.
Пример «три четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.
«раз»- прыжок ноги врозь, «два»-прыжок на одну ногу, «три» на другую.
Пример «четыре четверти»: начинает внутри скакалок, ноги вместе.
«раз»- прыжок ноги врозь, «два»-прыжок на одну ногу, «три» на другую, «четыре» прыжок ноги вместе, можно добавить пол оборота или полный оборот внутри скакалок.
На заданный ритм, можно придумать очень много комбинаций, даже с включение элементом гимнастики.
infourok.ru
ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 1-4 КЛАССЫ
Интересные игры для уроков музыки в начальных классах
Составитель Иванова А.В.,
учитель музыки
Староказинского филиала
МБОУ Новоникольская СОШ
Интервалы в звукоподражательных и музыкально-речевых интонациях
Развиваем интервальный слух и ассоциативное мышление при восприятии интервалов, обучаем элементарной импровизации.
Объясните детям, что расстояние между звуками по высоте называют интервалом. Все интервалы обозначаются порядковыми числительными и называются по-латински: 1 — прима (оба звука на одной высоте), 2 — секунда (звуки на смежных ступенях), 3 — терция (звуки охватывают три ступени), 4 — кварта (четыре ступени), далее идут квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8). По составу тонов интервалы различаются на большие и малые.
Прима (чистая) и секунда (большая и малая)
Танцуй и пой вместе со мной
Выучите песню-танец «Интервалы» . Встаньте вместе с детьми в круг, — пусть дети повторяют за вами слова и танцевальные движения: «Примой потопали», — все топают на месте в ритме музыки; «Секундой зашагали», — шагают по кругу друг за другом по кругу; «Терцией попрыгали», — перепрыгивают с одной ноги на другую, из стороны в сторону; «Квартой поскакали», — поскакали прямым галопом друг за другом по кругу.
Игры из серии: Угадай ка
Что услышал я в лесу?
Спойте песню-загадку, в которой дети должны отгадать образ и интервал. Отгадку спойте хором.
Пой вместе со мной
Осваивайте интервалы примы и секунды в песнях: народные прибаутки «Андрей-воробей», «Тетка богатка», «Сорока-сорока», «Дон-дон».
Дирижируй хором
Тот же репертуар исполните в музыкально-ролевой игре «Дирижер и хор».
Дирижируй оркестром
Спойте тот же репертуар в сопровождении детских музыкальных инструментов (деревянных ложек, трещоток, треугольника или колокольчиков). Дирижер — один из детей.
Игры из серии: Загадай ка
Что услышал ты в лесу?
Спойте вопрос «Что услышал ты в лесу?» и жестом предложите одному из детей ответить вокальной импровизацией-звукоподражанием на любом интервале, например «кап-кап» или «чирик».
На что похожа музыка?
Сыграйте детям «Быстрый ручеек» Ф. Бейера . Обсудите с ними, на что похожа музыка, какими средствами композитор создал образ ручейка?
Сочини свою музыку
Предложите детям сочинить музыку на любом из музыкальных инструментов с фиксированной высотой звука, используя интервалы примы и секунды.
Сочини песенку
Помогите детям сочинить мелодию к стихам А. Барто, используя интервалы:
прима - стихотворение «Самолет»,
секунда большая -«Флажок», «Бычок»),
секунда малая («Мишка», «Зайка», «Мячик»).
Играем с песнями.
Музыкальные конкурсы к празднику.
К любому празднику всегда необходимы музыкальные конкурсы, музыкальные загадки.Мы поем на всех праздниках мелодичные, веселые, заводные песни.Песни - обязательный номер любого праздника. А как же можно использовать песни в конкурсах? Здесь предлагаются варианты музыкальных конкурсов с использованием песни. Можно провести игру по образцу известных музыкальных телепередач: «Два рояля», «Угадай мелодию», «Песни со звёздами»
Можно просто предложить весёлые задания - конкурсы, где детям нужно будет продемонстрировать знания песен и заработать приз или очки для команды.
ЗАДАНИЯ
1. Вспомни песню: спеть из любой новогодней песни куплет, начинающийся на загаданную ведущим букву.
2. Допой песню: предложить строку из песни, а ребята поют куплет.
3. Угадай песню: описать в нескольких словах в юмористическом тоне содержание песни, а соревнующиеся называют песню.
4. Загадай песню: ребёнок загадывает песню, а отгадывающие задают ему вопросы , учитывая, что ответ будет только «да» или «нет», называют или поют «неизвестную» песню.
5. Сложи песню: участники получают листочки со строчками текстов нескольких песен и отбирают указанную ведущим песню.
6. Узнай песню: предложите смешные рисунки - загадки, на которых будет отражено общее содержание песни, возможен вариант с ребусом, в котором зашифрована строка из песни.
7. Нарисуй песню: один из ребят должен нарисовать содержание заданной песни так, чтобы члены его команды смогли её отгадать.
8. Восстанови песню: детям вручается лист, на котором написана песня с пропуском некоторых слов. Восстановить песню можно по памяти, можно выбрать нужные слова из написанных на листочках, а можно предложить выбрать картинку с подходящим изображением.
9. Исправь песню: на листе написана песня с ошибками: переставлены или заменены слова, поменяны местами строчки или куплеты. Кто быстрее исправит?
10. Покажи песню: в этом конкурсе потребуется актёрское мастерство, чтобы при помощи жестов, мимики и подручных материалов исполнить заданную песню молча. Возможно командное исполнение.
11. Расскажи песню: передай содержание песни своими словами. Наиболее удачный ответ -тот, который всех рассмешил.
12. Назови строчку из песни: используется «перевёрнутая» фраза, а именно: подбираются слова - антонимы к строчке из известной песни, чтобы отгадать, нужно ребятам тоже подобрать нужные антонимы (в поле умер дуб - в лесу родилась ёлочка).
13. Спой песню: при помощи жеребьёвки определяются песни и участники, которые должны спеть под фонограмму или караоке выбранную песню.
14. Перепой соперников : команда поёт хором один куплет выбранной по желанию песни, потом считает хором до трёх и соперники должны начать петь один куплет другой песни, а затем передать эстафету. Кто после счёта не сможет начать пение или повторит уже звучавшую песню - проиграл.
15. Напой песню: по очереди вытаскивать предметы из черного ящика или мешка и напевать куплет, где «попадался» этот предмет (игрушка или картинка волка, зайца, мыши, лошадки, старичка и т.д.)
Кошки-мышки
Развивайте у детей реакцию на смену музыкального темпа путем перевоплощения в разные образы в соответствии с темповыми изменениями. Репертуар: «Васька-кот» Г. Лобачева — Н. Френкель и «Хватай-держи» Р. Паулса — В. Степанова
Ход игры под песню «Васька-кот»: дети ходят по кругу, имитируя движениями кошачий шаг, а под быструю музыку — бегают как мышки.
Танцуем под музыку
В танцевальной импровизации приучайте детей отражать смену темпа музыки. Репертуар: русские народные песни «Калинка», «Как под яблонькой».
Поезд
Поиграйте с детьми в «Поезд» с целью научить их в шаге отражать ускорение и замедление темпа музыки. Репертуар: «Ускоряя и замедляя» Т. Ломовой
К теме: Темп
Простейшие ритмы в речи и в музыке
Спой свое имя
Покажите детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими ритмическими формулами, например:
Ка-тя, Ка-тенька, Катень-ка.
Варьируйте имя каждого ребенка — пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.
Угадай имя
Учите детей находить слова к ритмам. Прохлопайте в ладоши один из знакомых вариантов ритмизации имен — дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант, например:
Аня, А-нечка, Анеч-ка, Анюта
Повтори ритм
Развивайте ритмическую память детей: воспроизводите на ударном инструменте простейшие ритмы, пусть дети отхлопывают их в ладоши.
Хор часов
Попробуйте изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого детей разделите на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая — высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).
Пример:
Игры к теме: " Длительности"
ПРОГУЛКА
1, Нарисуйте одну дорожку с четвертными длительностями, другую — с восьмыми.
2. Ребенок делает равномерные шаги и произносит слоги: «та», «та»; один — на каждый шаг. Можно одновременно хлопать в ладоши. Родители в этот момент хлопают ритм восьмыми и произносят короткие слоги «ти», по два на каждый шаг ребенка.
3. Попробуйте поочередно вместе варьировать сочетание длительностей.
4. Если ребенок освоил счет, можно то же задание выполнить со счетом.
ПЕТУШОК
Напомните ребенку, что звуки бывают высокие и низкие, но они при этом бывают также долгими и короткими. Сигнал автомобиля может быть протяжным:
Но автомобиль может давать и короткие сигналы:
И в песнях бывают короткие и долгие звуки. Спойте ребенку знакомую песенку «Петушок».
Во время пения покажите жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти более длинным движением тоже вправо.
тихи к урокам музыки
Какого цвета ноты
Какого цвета нота до?
Ей больше всех идет бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.
У нотки Ре наряд речной,
Он синевато-голубой.
Журчит она, как ручеек,
То низок тон, а то высок.
У ноты ми вуаль полей,
Зеленый цвет сверкает в ней.
Ми как волшебная волна,
Несет всем людям мир она.
Фа обожает фиолет,
Заката солнечного цвет.
Жаль только, фа слегка грустна,
Но любит погрустить она.
Соль словно солнца яркий луч,
Который светит из-за туч.
В наряде желто-золотом
Приносит нотка радость в дом.
А нотка ласковая ля
Как разноцветная земля.
В ней красочный букет полей,
Нет нотки этой красивей.
• Нарисуйте нотки в нарядах, описанных в стихотворении.
• С какими цветами у вас ассоциируется звучание разных нот?
• Знаете ли вы художников, которые рисовали музыкальные картины?
• Включаем музыку. Дети должны нарисовать эту музыку
теми красками, с которыми эта музыка у них ассоциируется.
Си — неба синего краса,
В ее наряде небеса,
В ее звучании полет,
В высь нотка эта нас зовет.
Все нотки — жители страны,
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света.
Песня нотки позвала
Песня над землей звучала
Без конца и без начала.
«Принимайтесь за дела!» —
Нотки песня позвала.
Принялись послушно ноты
За волшебную работу.
Стали песенку писать
Быстро в нотную тетрадь.
Песня в ноты превратилась,
Рассмеялась, оживилась,
И пропела звонко нотам:
«Всем спасибо за работу!»
Вопросы и задания
• Где живут нотки? Нарисуйте домик для ноток.
• Нарисуйте нотки в виде забавных человечков, которые карандашами записывают песню в нотную тетрадь.
• Почему у ноток волшебная работа?
• Нарисуйте песню в виде красивой девушки в одежде из ноток.
• Как вы думаете, что песня подарила ноткам в благодарность за работу?
• Придумайте сказку о том, как однажды нотки потерялись и не вышли на работу.
Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко.— Музыка, помоги мне поймать песню звезд, — попросил мальчик. Звезды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка. Ее платье, сотканное из хрустальных капель воды, журчало голосом ручьев и рек. При взмахе ее радужных воздушных крыльев звучала песня радуги.— Я фея Музыки, малыш. Я подарила тебе чудесный дар — слышать Музыку. Люди очень редко получают от меня этот небесный дар. Но вижу, тебе этого мало.— Спасибо за твой волшебный подарок, Музыка, —вежливо поблагодарил мальчик. — Мне жаль, что другие люди не получили от тебя такого подарка. Если я поймаю твоипесенки, все смогут услышать их.— Это достойная цель, — засмеялась фея Музыки. — На самом деле все просто. Что делают люди, чтобы сохранить свои слова?— Они их записывают, — ответил мальчик.— Правильно, нужно научиться записывать музыку. Тебе помогут в этом деле семь моих дочек ноток и нотная тетрадь.Фея Музыки взмахнула одним радужным крылом, и перед мальчиком появилась тетрадка, в которой все страницы были разлинованы пятью линеечками.— Это нотная тетрадь, а пять линеечек — это дом для ноток, нотный стан, — объяснила фея Музыки и взмахнула другим крылом. Оттуда вылетели семь ноток. Они кружилисьв воздухе, превращаясь то в золотые искорки, то в хрустальные капельки. Потом нотки превратились в овальчики, прыгнули в нотную тетрадь и уселись там на линеечках.
Как мальчик познакомился с нотками
— Меня зовут нотка До, — пропела самая нижняя нотка. — Я люблю дирижировать.
— Позвольте представиться, нотка Ре — Я обожаю петь романсы.
запела более тонким голосом нотка, сидящая повыше, чем нота До.
Пропела следующая нотка еще более высоким голосом и умолкла, удобнее устраиваясь на своей первой линеечке.
— Я,нотка Фа, люблю фантазировать.
— Я Соль, я хочу быть солисткой.
— А я Ля, я очень ласковая и люблю летать.
— Я нота Си, мечтаю играть симфонию.
Выглянула со своего уютного места между первой и второй линеечкой нотка ФА
Заявила нота Соль и устроилась в гордом одиночестве на второй ступеньке
— Ми — милая минорная нотка,
Чем выше на линеечках сидели нотки, тем тоньше звучали их голоса.
infourok.ru
Лучшие подвижные музыкальные игры для детей
У детей особенные взаимоотношения с музыкой. Они легко откликаются как на саму мелодию, так и на смысл текста, могут начать двигаться или даже танцевать. Вот почему дети очень любят музыкальные игры с движениями - во время таких игр можно вволю повеселиться и никогда не бывает скучно!
В свою очередь, музыкальные игры очень полезны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они развивают чувство ритма, артистичность и координацию движений, помогают развиться творческим способностям, учат ладить с людьми и устанавливать с ними контакт. Это замечательный способ интересно и полезно провести время на улице и в доме, однако следует отметить, что для большинства подвижных игр требуется свободное пространство.
Мы предлагаем вам подборку из пяти лучших детских музыкальных игр с движениями, которые подойдут для детей от 3 до 10 лет.
Игра "Стулья"
Эта старинная детская игра наверняка известна каждому. В середине комнаты в круг ставятся стулья, число которых на один меньше, чем детей. Взрослый-ведущий включает весёлую музыку, под которую все танцуют вокруг стульев. Как только музыка останавливается, играющие должны занять каждый свой стул. Тот, кому стула не досталось, выбывает, при этом он забирает один стул с собой. Таким образом, стульев всегда остаётся на один меньше, чем игроков.
Игра "Волк под горой"
Среди детей выбирается тот, кто будет играть волка, остальные считаются гусями. Волк прячется где-то в укромном месте – «под горой». Дети изображают гусей и гуляют под спокойную музыку. Как только музыка меняется на более громкую и быструю, выскакивает волк и пытается поймать себе гусей. Тот, кого поймали последним, сам становится волком.
Игра "Волшебная шляпа"
Перед началом этой подвижной музыкальной игры для детей нужно приготовить большую шляпу. Чем более необычно она будет выглядеть, тем более будет казаться «волшебной».
Дети и ведущий взрослый встают в круг, в руках у ведущего шляпа. Включается музыка, и шляпу начинают передавать по кругу, из рук в руки. Неожиданно музыка заканчивается. Тот, у кого на руках шляпа, должен надеть её на голову. Шляпа «творит волшебство» и превращает игрока в какого-нибудь персонажа. Нужно выйти в центр круга и изобразить кого-нибудь: сказочного героя, животного или предмет, при этом использовать слова нельзя, только звуки, движения и мимику. Остальные участники игры должны отгадать, кого изображает обладатель волшебной шляпы. Тот, кто правильно угадал, получает шляпу, все снова встают в круг и игра продолжается.
Музыкальная игра "Зеркало"
Выбирается ведущий, который встаёт лицом ко всем остальным. Он будет главным задающим, а остальные – его отражениями в зеркале. Под весёлую и озорную музыку ведущий начинает показывать различные движения, которые «отражения» должны в точности повторить. Это могут быть прыжки, приседания, махи руками или ногами, танцевальные па – всё, что угодно. По окончании мелодии (обычно 2-2,5 минут) выбирается новый ведущий.
Игра "Необычные танцы"
Выбирается 5 коротких музыкальных композиций. Под первую из них нужно станцевать только руками, под вторую – только ногами, затем только головой, потом – только лицом, и наконец, всем вместе.
Все эти подвижные музыкальные игры для детей станут отличным развлечением на любом детском празднике, мероприятии или просто во время прогулки с несколькими детьми одновременно. Если вы хотите использовать их на улице, то вместо записанной музыки можно просто исполнять короткие песенки или даже напевать мелодии безо всяких слов.
Читайте также:
Почему музыка важна для развития ребёнка?
Музыка является отличным средством для умственного развития ребёнка, особенно, если она исполняется на нескольких инструментах сразу. Она даёт возможность вольного толкования своих образов, что развивает фантазию, способность к пространственному мышлению и логике.
Музыкальное развитие дошкольников – это просто!
Удивительная сила музыкального воздействия похожа на волшебство, однако на самом деле, абсолютно логична и научно доказана. Предлагаем вам 3 главных правила музыкальных занятий с малышами и 6 простых и интересных музыкальных упражнений на каждый день.
dreamsong.ru