Skip to content

Музыкальное творчество детей дошкольного возраста: Детское музыкальное творчество | Учебно-методический материал по теме:

Содержание

Детское музыкальное творчество | Учебно-методический материал по теме:

План

Содержание

Введение

Глава I

1.1. Общая характеристика детского музыкального творчества

1.2. Песенное творчество детей дошкольного возраста

1.3. Творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности

   дошкольников

Глава II

2.1. Анализ опыта работы музыкального руководителя

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I………………………………………………………………………….4

1.1. Общая характеристика детского музыкального творчества……………4

1.2. Песенное творчество детей дошкольного возраста……………………..7

1.3. Творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности

   дошкольников…………………………………………………………………9

Глава II………………………………………………………………………….12

2.1. Анализ опыта работы музыкального руководителя…………………….12

Заключение……………………………………………………………. …………..17

Список используемой литературы……………………………………………..20

Приложение

Введение

Дошкольное детство — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

                Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)

              Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Один из ярких эмоциональных видов искусства. Она  обладает   большой   силой   эмоционального   воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

              Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,   совершенствуется   мышление, воспитывается чуткость к красоте  в  искусстве  и  жизни.  Только  развивая эмоции,  интересы,  вкусы  ребенка,  можно  приобщить  его   к   музыкальной культуре, заложить ее  основы.  

              Дошкольный  возраст чрезвычайно  важен  для дальнейшего овладения музыкальной культурой.  Если  в  процессе  музыкальной  деятельности будет сформировано  музыкально-эстетическое  сознание,  это  не пройдет бесследно для последующего развития человека, его  общего духовного становления.

Глава I

1.1. Общая характеристика детского музыкального творчества

               Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой [3].

             Музыка развивает ребенка умственно, оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка, отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях [1].

             Детское музыкальное творчество — важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст. Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах [6].

             Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б. В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями [4].

                Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы [5].

               Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка[2].

По мнению Гогоберидзе А.Г.  особенности детского творчества заключаются в следующем:

  • во-первых, в относительной новизне продукта творчества. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества;
  • во-вторых, в рассмотрении результатов сочинительства как результатов выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и в какой-то степени самому себе [4].

Именно эти характеристики отличают творчество детей от творчества взрослых, и именно поэтому творчество детей определяется как «детское».

              Н.А.Ветлугиной  было  установлено,  что необходимое  условие  возникновения   детского   творчества   –   накопление впечатлений  от  восприятия  искусства,  которое   является   образцом   для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального  творчества – накопление опыта исполнительства. В  импровизациях  ребенок  эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в  процессе  обучения.  В  свою очередь обучение обогащается  творческими  проявлениями  детей,  приобретает развивающий характер [8].

             Детское музыкальное творчество, как и детское  исполнительство,  обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для  самого ребенка. Критериями  его  успешности  является  не  художественная  ценность музыкального  образа,  созданного   ребенком,   а   наличие   эмоционального содержания, выразительности самого образа и его  воплощения,  вариативности, оригинальности [9].

              Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо  развить основные музыкальные способности.  Кроме  того,  для  проявления  творчества требуется  воображение,  фантазия,  свободное  ориентировка  в   непривычных ситуациях (Ветлугина).

              Детское  музыкальное  творчество   по   своей   природе   синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной  деятельности: в  пении,  ритмике,  игре  на  детских  музыкальных  инструментах [7].

              Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Оно имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых [11].

1.2. Песенное творчество детей дошкольного возраста

            Голос ребенка — естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие сюжетные игры [13].

           Детское песенное творчество – характерный вид самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Продукт песенного творчества ребенка включает несколько небольших интонационных оборотов, мотивов и складывающуюся из них простейшую мелодию. Как всякое художественное детское творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно на первых этапах. Ребенок вначале включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни. По мере усвоения творческого опыта он выполняет уже необходимое для создания целостной и завершенной композиции, хотя и в самой простой форме [10].

            Источник детского творчества – окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее ее. Особенное внимание в развитии песенного творчества следует обращать на использование песен-образцов. Они служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения. Музыкальные темы песен-образцов должны быть точными, ясными и яркими, текст – кратким, запоминающимся. Ритм песни должен способствовать созданию ребенком ритма собственной мелодии [12].

             Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляем эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания [15].

         Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память [13].

             Педагогами специально разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; 2) импровизация музыкальных вопросов и ответов; 3) сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре [4].

           В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован, певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Воспитательно-образовательная работа должна включать организацию различных видов певческой деятельности детей, таких как исполнение и слушание песен, пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков, анализ песен, импровизацию, сочинение мелодий к заданным текстам, сочинение хороводов [14].

         Музыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями [15].

         Успешное выполнение детьми творческих заданий, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития их музыкальности. Для получения у детей лучших результатов в пении нужно, чтобы каждая последующая песня представляла собой некоторое усложнение по сравнению с предыдущей.

          Кроме того, обучение детей пению должно строиться при создании следующих условий: взаимосвязи пения с другими видами музыкальной деятельности, систематическом проведении художественных событий, влияющих на мотивацию детей, тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей, широком использовании русской народной песни [6].

         Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.

1.3. Творческие проявления в основных видах музыкальной деятельности  дошкольников

        Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других [3].

       Деятельность – это  активный  процесс  овладения  общественным  опытом, достижениями  культуры. В  деятельности  совершенствуется  восприятие,  памяти, мышление, воображение, ощущения [9].

           Музыкальная деятельность дошкольников — это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие [4].

           В музыкальном воспитании детей выделяются  следующие  виды  музыкальной деятельности:   восприятие,   исполнительство,    творчество,    музыкально-образовательная  деятельность [8].

  • Слушание – восприятие. Слушание складывается из следующих действий: слушания произведений; слушания в процессе разучивания песен,  хороводов, танцев; слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.
  • Пение (исполнительство) является массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство  нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста.  
  • Музыкально – ритмическая деятельность (творчество) условно делиться на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений.
  • Детское музыкальное творчество. В пении это импровизация простейших мотивов, придумывание своих мелодий на заданный текст. Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец.

            Все  они  имеют  свои  разновидности. Каждый  вид  музыкальной деятельности, имея свои  особенности,  предполагает  овладение  детьми  теми способами  деятельности,  без  которых  она  не  осуществима,  и   оказывает специфическое влияние на музыкальное  развитие  дошкольников.  Поэтому  так важно использовать все виды музыкальной деятельности [1].

           «Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно» О. П. Радынова.

Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.).

         Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность [6].

       Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях — сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей. Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы [3].

      Таким образом, музыкальная деятельность имеет огромное значение для нравственно-эстетического воспитания дошкольников, содействует развитию творческих способностей, которое возможно лишь в процессе усвоения детьми и практического применения ими знаний, умений и навыков. Каждый вид музыкальной деятельности, имеет свое, специфическое воздействие на ребенка. Слушание музыки влияет на развитие чувств, учит видеть красоту.

Глава II

2.1. Анализ опыта работы музыкального руководителя

                    В данной работе  представлен опыт работа музыкального руководителя О.Г. в детском саду №84 «Радуга» по теме «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» период с 2009 (со второй младшей группы) по 2013 год (до подготовительной к школе группы). На протяжении этого периода отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.

                 Основанием для выбора направления работы: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» послужили результаты диагностики развития певческих навыков по методике О.П.Радыновой в начале 2009 – 2010 учебного года, где было выявлено, что 60% детей 3-4 лет имеют низкий уровень развития вокальных навыков: большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп.        

        Целью ее работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

        Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

          Для реализации цели были поставлены задачи:

  • воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
  • развитие эмоциональной отзывчивости у детей;
  • формирование певческих навыков;
  • развитие исполнительского мастерства;
  • расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;
  • усвоение навыков хорового пения;
  • развитие детского песенного творчества.

В работе с детьми педагог руководствовалась следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

3. Принцип доброжелательности и открытости.

         Для каждой возрастной группы был подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков.

После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.

       В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение. Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

         На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники(дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, ансамбль), а в последующие периоды они углубляются. Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»).В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

      Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации (см. приложение 1).

       Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В.Емельянова, которые делятся на статические и динамические (см. приложение 2).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

      В отличие от статических, динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе.

      Для эффективности использую пособия «живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Домик на горе», «Пой со мной» и другие). Также для налаживания чистоты интонации в пении, О.Г.  использует систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»

    Работу над песней условно можно разделить на несколько этапов:

1 этап – ознакомление с новым музыкальным произведением.

2 этап – разучивание песни.

3 этап – исполнение песни.

        О.Г. считает, что в обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказывают о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

           Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

       Результаты работы

Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:

дети любят петь,

научились владеть своим голосом,

понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,

научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,

научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,

научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики (см. приложение 3).

      Сочетание музыки и слова помогают детям выразить свои чувства, переживания. На занятиях по развитию певческих навыков дошкольники участвовали в исполнительской деятельности, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не понизило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.

     О.Г. и в будущем  планирует продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.

Заключение

            Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры — т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

          Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.

         Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

        Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в  музыкальном воспитании детей в целом.

        Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

[1]. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

       [2]. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;

           [3]. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 1981;

       [4]. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;

     [5]. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2 [Текст] / ред. — сост. В.И.Руденко – М.: 1980;

     [6]. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;

     [7].Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;

     [8]. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;

     [9]. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;

    [10]. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;

   [11]. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;

   [12]. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;

   [13]. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994;

  [14]. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;

  [15]. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

        

 

Список используемой литературы

  1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;
  2. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984;
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 1981;
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;
  5. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2 [Текст] / ред. — сост. В.И.Руденко – М.: 1980;
  6. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М.:1993;
  7. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов [Текст] / под. Ред. В.И.Логиновой – М.:Просвещение, 1983;
  8. Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.:1977;
  9. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982;
  10. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985;
  11. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972;
  12. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997;
  13. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 1994;
  14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977;
  15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 1996;

        

Музыкально-творческая деятельность детей | Творческие проекты и работы учащихся

ДОУ является первым местом, где ребенок приобретает свой первый опыт в музыкально-творческой деятельности, в дальнейшем уже в школе происходит более полное развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности, они получают опыт социализации, воспитания и обучения. Для реализации своего потенциала дети дошкольного возраста испытывают потребность в творческой деятельности.

Также, смотрят:

  • творческая деятельность ребенка;
  • проектная деятельность в школе.

Творчество позволяет ребенку выразить себя, в детском творчестве важен не результат, а процесс, во время которого ребенок приобретает опыт общения, развивает наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать информацию, улучшает эмоциональный фон ребенка.

Что такое музыкальное творчество? Музыкальная деятельность ребенка предполагает разное восприятие музыки: слушание, исполнение, сочинение, музицирование. Проектирование по музыке развивает эстетический вкус и прививает любовь к искусству.

Направлений музыкально-творческой деятельности множество. Рассмотрим те из них, которые можно использовать при организации творческого музыкального проекта и в детском саду, и в школе.

Слушание музыки – один из видов музыкального творчества ребенка. Воспринимая музыку на слух, ребенок создает в воображении художественные образы, фантазирует, проводит ассоциативные параллели, что способствует развитию. Художественного потенциала.

Музыкально-театрализованная творческая деятельность считается одним из вариантов музыкального воспитания, формирует творческую личность ребенка, способствует развитию у него коммуникативных качеств и интереса к музыке. Такой вид музыкального творчества близок ребенку и позволяет ему легко взаимодействовать с коллективом, получать больше информации об окружающем мире, развивает память и воображение,

Задействование учащихся в музыкально-театрализованную деятельность прививает детям интерес к литературе и театру, формирует артистические навыки, мотивирует к творчеству.

Музыкально-творческая деятельность направлена на всестороннее развитие дошкольников и школьников в музыкальном направлении. Это могут быть пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, инсценировки. Импровизация, исполнение музыкальных произведений, самостоятельное сочинение песен или мелодий развивают широту мышления и помогают детям самовыражаться.

Музыкальное проектирование должно быть интересным ребенку и ни в коем случае не навязанным. Ребенок должен испытывать искреннее желание заниматься музыкальным творчеством, в котором выражаются его собственные впечатления, накопленные в процессе изучения искусства.

Музыкально-творческие проекты детей могут быть двух направлений: исполнительские и композиционные.

Исполнительское музыкальное творчество подразумевает творческий подход детей к подаче музыкального материала, индивидуальные особенности пения или игры на музыкальном инструменте.

Композиционное музыкальное творчество предполагает создание новых музыкальных и музыкально-поэтических композиций, танцевальных постановок и образов.

Занятие музыкально-творческой деятельностью с раннего детства формируют устойчивые формы поведения ребенка, благотворно влияют на становление его характера и эмоциональное здоровье, обеспечивают положительное самоощущение человека в обществе.

Примеры творческих музыкальных проектов:
готовые музыкально-творческие проекты

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Как развивать творческие способности вашего ребенка с помощью музыкальной игры

Здоровье + Развитие/От 3 до 5 лет

«Дети получают больше от музыки, когда активно участвуют в ней».

Ребекка Марлоу

|

Опубликовано: 20 апреля 2020 г.

Творчество доступно не только художникам — творческим может быть каждый. Творчество обычно ассоциируется с такими формами искусства, как изобразительное искусство, танцы и написание песен. Говорят, что люди творческие, когда они могут выразить себя уникальным образом и найти новаторские решения проблем. Также говорят, что они обладают богатым воображением и способны видеть дальше того, что уже есть.

Когда вы позволяете детям практиковать самовыражение и использовать свое воображение для поиска и анализа способов решения проблем, вы помогаете им развивать свои творческие способности.

Почему музыка важна для творчества?

По мнению специалистов по развитию детей, одним из способов развития творческих способностей детей является музыкальная деятельность. Развитие способности слышать и распознавать музыку у детей происходит в гармонии с развитием других функций организма, таких как двигательные навыки и когнитивное обучение.

Воздействие музыки является фактором, способствующим развитию детского мозга, особенно областей, связанных с овладением языком, речью, пространственным мышлением, памятью и вниманием, а также другими навыками.

Дети получают больше от музыки, когда активно участвуют в ней; например, когда они танцуют в такт или изучают различные звуки, издаваемые клавишами фортепиано. Эксперты сходятся во мнении, что с помощью музыкальных занятий, таких как пение, танцы и игра на музыкальных инструментах, дети могут расширить свой интеллектуальный кругозор, развить координацию и освоить психосоциальные навыки. Вот почему важно создать для детей стимулирующую музыкальную среду и позволить им играть как можно раньше.

Советы для родителей

Playtime предоставляет родителям прекрасную возможность развивать творческие способности своих детей. Занятия, которые включают в себя воспроизведение различных типов звуков с использованием различных предметов (и частей тела), пение, насвистывание, придумывание собственных песен и движение под музыку, полезны для развития детей. Следуйте этим советам, чтобы по-настоящему насладиться музыкой.

  1. Смешайте движение с пением детских песенок и песенными играми.
    Игры с пением, такие как «Сумасшедший паук», «Фермер в долине» и «Я маленький чайник», основаны на стихах из песен. В стихах есть действия или определенные движения, связанные с ними. Помимо песенных игр, вы можете научить своих детей хлопать в ладоши, считать стишки, прыгать через скакалку, распевать и народные песни. Дайте ребенку возможность придумывать свои собственные рифмы и движения, так как эта свобода самовыражения поощряет творчество.
  2. Пусть ваши дети импровизируют.
    Импровизация также способствует музыкальному творчеству и оригинальности. Пусть они придумают свои собственные песни для активного отдыха, например, песенку для купания или песенку перед сном. Они даже могут сочинить короткую мелодию на что угодно — свою любимую мягкую игрушку, бабушку и дедушку, семейного кота. В импровизации игра и участие важнее, чем представление — идея состоит в том, чтобы позволить детям исследовать, воображать и развивать чувство уверенности и творчества.
  3. Создавай музыку с помощью разных предметов.
    Соберите безопасные для детей предметы, которые вы можете найти дома, чтобы помочь вашему ребенку открыть для себя мир музыки и музыкальных инструментов. Вы можете создавать различные музыкальные инструменты из деревянных ложек, ящиков, колокольчиков, чашек — практически все, что производит звук, может стать инструментом. Вот еще несколько примеров: кусок резинки, натянутой на небольшую коробку, перевернутые миски разного размера, стакан с монетами, игрушка-сжиматель.
  4. Поощряйте ребенка издавать разные звуки.
    Экспериментируйте с различными ритмами и ритмическими паттернами, используя эти предметы и инструменты. «Можешь играть медленно (или быстрее)?» Используя эти самодельные инструменты, вы даже можете создать свой собственный семейный ансамбль, а дирижером будет ваш ребенок!

Мы надеемся, что эти советы помогут вам раскрыть творческие способности вашего ребенка с помощью музыкальных игр. Веселитесь с вашим малышом!
 

ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ!
Получите лучшее из ParentMap, доставленное прямо в ваш почтовый ящик.

Читать дальше

Неожиданный диагноз, поставленный детьми перед экраном

Хотите вылечить своего ребенка? Начните с исцеления себя

14 Поделки и занятия для детей ко Дню Благодарения

Поделитесь этой статьей с друзьями!

Об авторе

Ребекка Марлоу

Ребекка Марлоу, штатный автор журнала «Знай свой инструмент», регулярно пишет на темы, связанные с изучением музыки и музыкальных инструментов, особенно в детстве. Получив высшее образование несколько лет назад, Ребекка начала путешествовать по разным странам мира и продолжала преследовать свои две страсти: путешествовать и создавать музыку.

Вы также можете, как

, в возрасте 3 — 5

Психическое здоровье

Возраст 0 — 2

Семейная безопасность

Как вдохновленная музыка Бесплатная игра для творческой молодых улыбаюсь, когда слышу, как группа дошкольников хихикает, и чувствую волнение, когда вхожу в класс. Причиной оживления настроения является музыкальный концерт для детей младшего возраста, который учащиеся посетили накануне. Концерту предшествовала демонстрация и объяснение музыкальных инструментов, которые явно произвели впечатление на одного маленького мальчика. — Подойди и посмотри, — поманил он меня. Мы сели рядом с креативной конструкцией из разноцветных блоков разного размера, выложенных в аккуратный ряд на ковре. «Посмотрите на мою маримбу!» он гордо улыбнулся.

С энтузиазмом он подобрал две тонкие веточки и начал играть на своем самодельном музыкальном инструменте.

Виньетка описывает изучение из музыки с акцентом на из . В нем рассказывается о событии, которое произошло рано утром во время сбора данных для исследования нескольких случаев в дошкольном классе в Потчефструме, Северо-Западная провинция Южной Африки. Цель состояла в том, чтобы изучить педагогическую практику учителей класса R и выяснить, как они интегрируют музыку с тремя предметами класса R: домашним языком, математикой и жизненными навыками. Класс R — последний год раннего развития детей перед поступлением в школу.

Это был единственный пример обучения музыке в тематическом исследовании, результатом которого стала концептуальная основа для музыки в классе R.

Я пришел к выводу, что опыт, связанный с музыкой, в данном случае цвет тона, дизайн и , спровоцировал определенную модель мышления. Это вдохновило и побудило дошкольника применить свои новые знания для создания чего-то нового: музыкального инструмента.

Действие имело место во время неструктурированной свободной игры. В нем подчеркивается, что никогда нельзя недооценивать ценность обучения посредством самостоятельной игры. Этот аспект преподавания и обучения заключается в том, что музыка вдохновляет на другое занятие (создание инструмента из строительных блоков), которое отличается от первоначального занятия (музыкальный концерт для дошкольников). Его следует исследовать дальше в раннем детстве, предоставляя достаточные возможности для неструктурированной свободной игры.

Спонтанное обучение

Преподавание и обучение музыке не всегда может быть предопределено конкретным методом обучения или музыкальной деятельностью. Вместо этого преподавание и обучение музыке часто происходит спонтанно после того, как учащимся предоставляется возможность для свободной игры, где они могут изучать новые музыкальные знания в неформальной обстановке. Когда это проявляется, музыка имитирует эти действия и зажигается творчество.

Yolanda Huijsamer объясняет активную роль, которую дошкольники играют в своем развитии, взаимодействуя с окружающей средой во время игры. Она определяет этот тип игры как творческое выражение физического, когнитивного, социального и эмоционального «я» маленького ребенка. Именно здесь создаются возможности для приобретения детьми основных навыков и ценностей, которые придают смысл их существованию.

Поэтому я полагаю, что изучение музыки редко может быть предопределено учителем раннего детства с помощью определенного метода обучения или структурированной музыкальной деятельности. Это скорее реакция на преподавание и обучение, связанное с музыкой, которая может проявиться только тогда, когда есть осознание того, как учащиеся проводят свое время с адекватными возможностями для неструктурированной свободной игры.

Нерил Жаннере и Джордж ДеГраффенрейд отмечают, что воспитатели дошкольных учреждений получают знания о своих учениках в ходе повседневного общения. Эти знания следует применять для создания возможностей, при которых учителя могут наблюдать за беспорядочной и непрерывной игрой. Таким образом, педагог дошкольного образования не всегда должен быть посредником в интеграции музыки, а скорее должен быть восприимчив к неожиданным моментам, когда учащиеся интегрируют музыку в свое собственное обучение, особенно во время свободной игры.

Исследователи и практики в области музыкального образования однозначно доказали ценность музыки для маленького ребенка. Музыка способствует развитию внутренних и уникальных качеств юных учащихся, включая развитие творчества, социальных навыков, самовыражения, познания и координации. Значение музыки для дошкольников поддерживает, мотивирует и способствует интеграции музыки в их повседневные программы.

Доказано, что музыка создает позитивную среду и атмосферу обучения. Это также:

  • увеличивает ожидание;

  • активизирует учебную деятельность;

  • изменяет мозговые волны;

  • концентрация фокусов;

  • улучшает концентрацию внимания и память;

  • способствует мультисенсорному обучению;

  • снимает напряжение;

  • обогащает воображение; и

  • способствует групповой работе через развитие сотрудничества.

Музыка вдохновляет, мотивирует, добавляет элемент веселья в учебную ситуацию, выделяет разделы с определенной темой, влияет на настроение, связывает разрозненные элементы обучения и делает другие формы обучения грамоте доступными для всех.