Skip to content

Музыкальное произведение осень: Осень в произведениях русской поэзии, живописи, музыки

Содержание

Музыка осени в произведениях русских писателей и композиторов 1 класс | План-конспект урока по музыке (1 класс):

Класс: 1 «А»

Предмет: Музыка

Тема урока: «Музыка осени в произведениях русских писателей и композиторов «

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры.

Дидактическая цель: узнать, как изображают осень композиторы, поэты и писатели.

Задачи урока:
Образовательная: воспринимать произведения поэтов и композиторов, как отражение реальности.

Развивающая: развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, развивать творческое мышление, внимание, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к музыке, эмоциональное восприятие у детей.

Оборудование:

  • Презентация: «Музыка»;
  • Мультимедийная доска, компьютер.

Музыкальное произведение – Чудная пора – осень, Слова и музыка: Ю.Верижников

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогическийколледж»

Конспект (технологическая карта) пробного урока

По предмету «Музыка»

Класс 1 «А» МБОУ «НОШ №19» г. Астрахани

Тема: «Музыка осени в произведениях русских писателей и композиторов»

Студентки 4 «А» группы

Допуск к проведению урока:

____________________(Подпись)

Методист: Пашкова В.В.

________________(Подпись)

Учитель: Редванова Л.А.

____________________(Подпись)

Оценка за урок___________

Астрахань, 2018

Технологическая карта урока.

Класс: 1 «А»

Предмет: Музыка

Тема урока: «Музыка осени в произведениях русских писателей и композиторов «

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры.

Дидактическая цель: узнать, как изображают осень композиторы, поэты и писатели.

Задачи урока:
Образовательная: воспринимать произведения поэтов и композиторов, как отражение реальности.

Развивающая: развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, развивать творческое мышление, внимание, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к музыке, эмоциональное восприятие у детей.

Оборудование:

  • Презентация: «Музыка»;
  • Мультимедийная доска, компьютер.

Музыкальное произведение – Чудная пора – осень, Слова и музыка: Ю.Верижников


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

— Здравствуйте ребята. Меня зовут Евгения Павловна. Сегодня урок музыки буду проводить у вас я.

Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

Присаживайтесь.

Учащиеся готовятся к уроку садятся.

Личностные: положительное отношение и интерес к музыке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Подведение к теме урока

Какое сейчас время года? Что вы можете сказать об осени, нравится ли она вам? (ответы детей)

Действительно, осень многим кажется унылой и скучной. Ну да, солнышко уже не так греет, часто идут дожди…

И, всё- таки, невозможно не признать, что осень очень разнообразна и многогранна.

Как называют человека, который пишет (мелодию) песню?

Как можно выразить осеннее настроение в песне?

А который пишет стихотворения?

А как мы расскажем об осени в стихотворении?

А картины?

Как в картине мы можем понять, что нарисована осень?

 

Кто сможет сказать тему сегодняшнего урока?

Как вы думаете какая цель нашего урока?

Сегодня мы с вами попробуем взглянуть на осень глазами русских поэтов, художников и композиторов, которые воспевали в своих произведениях это время года.

Композитор

С помощью звуков

Поэт

Словами

Художник

Цвета

Осень в произведениях композиторов, писателей и художников.

Узнать, как рассказывали об осени композиторы, писатели и поэты. 

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Изучение нового материала    

П.И.Чайковский Времена года«Осень. сентябрь»

П.И.Чайковский Времена года«Осень. сентябрь»

Репродукции картин.

Осень, с её неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов, поэтов, писателей создавать прекрасные произведения.

Это время года в их произведениях многолико и очень многоцветно. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876г. написал музыкальный альбом «Времена года».

В альбоме Времена года есть и осенние мелодии. А кто сможет назвать все осенние месяцы по порядку?

Сейчас мы с вами послушаем отрывок из мелодии, которая называется «Сентябь».

Закройте глаза, послушайте мелодию и представьте себе осень.

Какую осень изобразил композитор?

Что вы представили?

Какой месяц идет следующим?

Закройте глаза, послушайте мелодию и представьте себе осень.

Какую осень здесь изобразил композитор?

Что вы представили?

Последний месяц осени какой?

Что отличает ноябрь от других месяцев?

Закройте глаза, послушайте мелодию и представьте себе осень.

Эта мелодия веселая или грустная?

Почему грустит композитор?

А давайте с вами перемотаем мелодию на середину.

Какая тут мелодия?

Почему она стала веселой?

Я вам дам подсказку- Называется эта мелодия Ноябрь. На тройке.

А когда катались на тройках лошадей?

Почему же мелодия стала веселой?

 

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.

(Дети читают стихотворения)

ОСЕНЬ

Алексей Плещеев

Что изображено в этом стихотворении?

Какое настроение у этого стихотворения?

Как вы думаете какой месяц хотел изобразить автор?

Почему?

Похоже ли настроение этого стихотворения с настроением Октября у П.И.Чайковского?

Осенний клад
(И. Пивоварова)

А какая тут осень?

Настроение тут веселое или грустное?

Какой месяц изображается в этом стихотворении?

По каким признакам мы это определили?

Совпадает ли настроение с тем что было в мелодии?

В. Степанов

ВОРОБЕЙ

Какое тут настроение?

Какой это месяц?

Почему?

А вот мелодия П.И.Чайковского передает эти же чувства? (1 часть)

Одним из самых известных художников, который очень любил писать осень, является Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.)

Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни своих картин.

Картина «Золотая осень» — одно из лучший творений художника. Скромная речушка, больше похожая на ручей, бежит под невысоким холмом. А на нем расположилась группа берез, отливающих золотом в нежарких лучах солнца. Эта задумчивая простота удивительно мила для русского человека. Яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы.

Какие краски использовал художник?

Как вы думаете это начало, середина или конец осени?

Пейзаж осени с таким же названием подарил поклонникам живописи и другой выдающийся мастер кисти — Поленов. Его «Золотая осень» тоже запечатлела реку и рощицу из зеленых, оранжевых и желтых деревьев. Золотом покрыты белоствольные березы. На небе – легкие облака. На переднем плане вьется узкая дорожка, она повторяет линию изгиба реки. Осенний пейзаж Поленова наполнен воздухом, необъятным пространством, открывающимся перед нашим взглядом. Вот другие полотна этого мастера, отражающие осень.

Иван Иванович Шишкин написал много картин осеннего леса, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас.  

Посмотрите картины русских художников «Золотая осень»

Как вы думаете, почему так много картин с названием «Золотая осень»?

Осень у каждого своя. Каждый осенний пейзаж — живописный, поэтический или музыкальный — это, прежде всего, душа человека, его восприятие окружающего мира. Художник раскрывает свои ощущения и впечатления от осенней природы. Но, благодаря своему таланту, он умеет найти созвучие своим чувствам в сердцах зрителей, читателей или слушателей. И обычная осень становится для нас явлением художественным. Стихи, живопись и музыка нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир искусства — великое чудо. Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Веселой, озорной, игривой

Листопад

Октябрь

Грустную, печальную

Дождь, слякоть

Ноябрь

Лисья уже опали, холодно.

Грустная

Что погода тусклая и унылая

Веселая

Зимой, когда выпадал снег

Он обрадовался, что выпал снег.

Осень, плохая погода

Грустное

Октябрь

Все лисья опали, птицы улетели, холодно, но еще нет снега

Да

Золотая

Веселое

Сентябрь

Золотые листья

Да, такое же веселое

Грустное

Ноябрь

Первый лед.

Да

Яркие, желтый, красный, зеленый

Начало

Хотели изображать красивую яркую осень.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-обобщение информации

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Вокально – хоровая работа 

-Чтобы развивать дикцию, давайте проговорим скороговорку.

-А сейчас, повторяйте за мной:

Проворонила ворона вороненка

Скороговорку нужно произносить четко, так чтобы все звуки были понятны и разборчивы.

Повторим все вместе! 2 раза, потом по рядам, потом еще раз по рядам, но в более быстром темпе

— Нравится ли вам песня Чудная пора осень?

— Какой темп этой песни? (быстрый или медленный? )

— Какой характер у этой песни? (веселый или грустный?)

— Какое настроение у этой песни? (Такая песня поднимет вам настроение или вы начнете грустить?)

— Какая интонация? (Торжественная, печальная, спокойная, взволнованная, радостная)

— Кто исполняет ее – взрослый, ребенок или хор?

— Давайте с вами повторим 1 куплет этой песни.

— Не забываем, что мы сидим ровно, руки кладем на колени и ноги стоят на полу.

(Текст на слайде)

— Давайте повторим первые 3 строчки вместе…

 

Стали дни давно короче, но зато длиннее ночи.

Пахнет желтою травою. Яблони давно созрели,

Ветви яблонь поредели, и усыпан сад листвою.

А теперь припев:

Чудная пора – осень.

Ветер листья носит, носит.

Снова птицы улетают.

Тают в небе, тают в небе, в небе тают.

-С каким настроением мы должны петь?

— Начинаем петь по взмаху моей руки.

-Молодцы!

— Все ли запомнили слова?

(если нет, то проговариваем слова песни еще раз)

-Теперь, первые 2 строчки поет первый ряд, следующие 2 строчки, поет второй ряд, следующие 2 строчки третий ряд, и последние 2 строчки все вместе (проговорю слова для каждого ряда)

Так же 2ой и 3й куплет

Быстрый

Веселый

Поднимет, радостная, задорная

ребенок

 

Радостным

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-обобщение информации

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Итог урока

— Какая тема нашего урока была?

Какие цели мы поставили?

Осень в произведениях композиторов, поэтов и художников.

Узнать как изображали осень композиторы, поэты и художники.

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета;

Домашнее задание

— А можем ли мы выразить мелодию в рисунке?

Дома послушайте вашу любимую песню и с помощью рисунка выразите настроение подходящим цветом

Да, когда послушаем музыку

Рефлексия

Ребята у вас есть тучки и солнышки. Тучка означает что вы не справились и вам урок не понравился, многое было трудно. Солнышко же означает что у вас многое получилось и урок понравился.

Поднимите тучку или солнышко .


Текст песни «Чудная пора»

1 Стали дни давно короче,

Но зато длиннее ночи.

Пахнет желтою травою.

Яблоки давно созрели,

Ветви яблонь поредели,

И усыпан сад листвою.

Припев:

Чудная пора – осень.

Ветер листья носит, носит.

Снова птицы улетают.

Тают в небе, тают в небе, в небе тают.

2. Я одна брожу у дома.

Мне все здесь давно знакомо,

Но в волненье замираю.

Словно птицы в поднебесье,

Мне вокруг все интересно,

От чего — пока не знаю.

Припев.

3. Куст рябины веткой машет.

Дождь на крыше тихо пляшет.

Я свое окно раскрою.

Здравствуй, осень золотая!

Скоро, скоро я узнаю

Тайны, что несешь с собою.

Припев


ОСЕНЬ

Алексей Плещеев

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

В. Степанов

ВОРОБЕЙ

Заглянула осень в сад –
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.

Осенний клад
(И. Пивоварова)

Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

история, интересные факты, содержание, видео, слушать

Пётр Ильич Чайковский «Осень»

 

«Времена года». Эта излюбленная творческими людьми тематика во все времена привлекала не только художников и поэтов, но и композиторов разных стилей и направлений. Произведения с таким названием мы встречаем у многих великих музыкальных сочинителей, среди которых Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Александр Глазунов, Джон Кейдж, Астор Пьяццолла и, несомненно, всем хорошо известны «Времена года», созданные вдохновенным гением Чайковского. Двенадцать незамысловатых, но трогательных музыкальных картинок, покоряющих искренностью и очаровывающим лиризмом, в которых в соответствии с каждым месяцем красочно иллюстрируется то или иное время года. Сегодня наш разговор пойдёт об осеннем периоде, который в цикле Петра Ильича представлен тремя композициями: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке».

Историю создания фортепианных пьес, живописно отображающих осень в цикле П.И. Чайковского «Времена года», а также интересные факты и содержание этих произведений читайте на нашей странице.

 

 

История

Различные обстоятельства, а помимо того загруженность педагогической работой в консерватории обязывала Чайковского осень 1875 года провести в Москве. Композиторское внимание Петра Ильича в то время было обращено на создание балета «Лебединое озеро», заказ на который он получил минувшей весной. Однако, как нередко бывает у получивших признание композиторов, не успел маэстро закончить одно произведение, но уже принял предложение на создание следующего.

В ноябре в письме к Чайковскому обратился владелец петербургского музыкального нотного ежемесячного журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард.   Издатель просил композитора сочинить двенадцать пьес для фортепиано по придуманным им заглавиям, которые опубликовались бы в журнале ежемесячно и составляли цикл полного годичного круга.

Из этого следовало, что Петру Ильичу по уже уготованной программе, которая пришлась ему по душе, оставалось лишь сочинить музыку. Отказать Бернарду композитор не мог. Во-первых, взаимоотношения Чайковского с семьёй издателя журнала, в котором с 1973 года неоднократно печатались его романсы, были весьма дружескими. А во-вторых, гонорар, предложенный Петру Ильичу за эту работу, превзошёл все ожидания.

К сочинению фортепианных пьес композитор приступил незамедлительно и уже в середине декабря отправил Николаю Матвеевичу первые два произведения с сопроводительным письмом, в котором проявлял беспокойство о том, что композиции могут показаться негодными и скучными. Однако произведения заказчику понравились, так как через несколько дней в очередном номере подписчиков журнала оповестили о том, что в грядущем году в каждом выпуске будет печататься новая фортепианная пьеса композитора Чайковского, которая по названию и содержанию будет соответствовать месяцу выхода периодического издания. И как было обещано редакцией, первое произведение увидело свет в январском выпуске.

1876 год был у Чайковского предельно насыщенным. В январе он побывал в Париже, где весьма впечатлился оперой Жоржа Бизе «Кармен». В августе посетил Байрёйт и там познакомился с Рихардом Вагнером и Ференцом Листом. Однако, несмотря на плотный творческий график, Пётр Ильич строго выполнял свои обязанности перед журналом «Нувеллист» и где бы не находился, без задержки отправлял в Петербург заказное новое сочинение. Месяц за месяцем в издании печаталась очередная композиция, сюжет-программа которой соответствовала текущему временному периоду. Так, в соответствии с графиком композитор сочинил три осенних произведения: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке». Необходимо также отметить, что в сентябрьском выпуске музыкального журнала появился анонс о том, что подписчики по окончанию года в качестве поощрения получат сборник всех двенадцати произведений. Обещание редакции журнала было исполнено, и в конце 1876 года был напечатан цикл фортепианных пьес, который Бернард сам озаглавил как «Времена года».

Помимо того, по инициативе Николая Матвеевича обложка сборника была украшена двенадцатью картинками – медальонами, а каждая композиция сопровождалась поэтическими эпиграфами из произведений русских поэтов. По видимому эта идея редактора Петру Ильичу Чайковскому понравилась, так как все последующие издания выпускались в таком изначальном виде.

 

 

Интересные факты

  • Музыкально-издательская фирма «Нувеллист», которая сделала заказ Петру Ильичу Чайковскому на создание цикла «Времена года», была основана в 1829 году Матвеем Ивановичем Бернардом и специализировалась на фортепианной нотной литературе. Своей добросовестностью она заслужила широкое признание как в России, так и за её пределами. В издательстве печаталось весьма много педагогического репертуара для детей младшего возраста, что способствовало изживанию преобладающих в то время рутинных, скучных приёмов при обучении игре на фортепиано.
  • В 1876 году все номера журнала «Нувеллист» открывались новыми фортепианными пьесами П.И. Чайковского, которые впоследствии составили цикл «Времена года», исключение составило только сентябрьское издание. На первой странице данного выпуска была опубликована «Сербская походная песня», переложенная для фортепиано композитором В.И. Главачом. Это был отклик на поддержку антитурецкого восстания в Герцеговине.
  • Н.М. Бернард предложил Чайковскому за цикл из двенадцати фортепианных произведений настолько высокий гонорар, что в сопровождающем первые две пьесы письме Пётр Ильич просил издателя откровенно высказать своё мнение о новых сочинениях, и если они не понравятся, то композитор обязуется их пересочинить.
  • Переложения произведений из фортепианного цикла «Времена года», в том числе «Охоты», «Осенней песни» и «На тройке» сегодня сделаны для многих инструментов и ансамблей разных составов. Кроме того они завораживающе звучат в исполнении симфонического и народного оркестров.
  • Музыкальный фестиваль «Кружева», проходивший в Вологде в 2016 году, особенно запомнился участникам и гостям мероприятия тем, что на нём одно из самых популярных произведений русской музыкальной классики «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» было исполнено в шести вариантах.
  • П.И. Чайковский «Времена года» 12 характерных картин для фортепиано.

 

Содержание «Осени» Чайковского

Осень. Эта особенная пора времени года постоянно привлекает поэтов, художников и композиторов своей необычайной красотой искрящихся золотых красок. Как было сказано выше, в цикле Чайковского она представлена тремя пьесами: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке». В данных музыкальных зарисовках Пётр Ильич во всей красе ярко изобразил не только изменения в природе, но и душевное состояние и чувства человека, испытываемые им в данное время года.

Первая пьеса, открывающая осенний период и иллюстрирующая месяц сентябрь называется «Охота». Её предваряет эпиграф из произведения А.С. Пушкина «Граф Нулин». Эта яркая жанровая сценка, отображающая азартную барскую забаву, столь популярную в дворянских усадьбах в девятнадцатом веке. Охота была любимым занятием владельцев поместий, так как проходила шумно, с радостной суетой, с призывной перекличкой рогов, звонким лаем своры собак, а самое главное требовала от участников ловкости и силы. Вот такую осеннюю потеху господ и рисует Чайковский в музыке «Сентября».

«Охота» написана в четырёхдольном размере, тональности Соль мажор, и как другие композиции, входящие в цикл «Времена года» имеет трёхчастную форму. Выразительная и живописная, насыщенная звукоизобразительными приёмами, она начинается с призывного сигнала охотничьего рога, а затем, имитируя чеканный топот копыт резвых лошадей, рисует стремительную скачку. Чайковский применяет здесь язык, наработанный европейскими композиторами, присущий так называемой охотничьей музыке. Он насыщает произведение обилием пунктирных ритмических фигур, а также своеобразными гармоническими составляющими, демонстрирующими удивительное мастерство и фантазию композитора.

В крайних частях произведения Пётр Ильич рисует оживлённую подготовку и выезд на охоту. В среднем разделе характер музыки немного меняется, так как отображает процесс выслеживания и погоню за диким зверем.

«Охота» (слушать)

 

Вторым произведением, воспевающим красоту природы, переливающуюся роскошным многоцветием осенней поры, является «Октябрь. Осенняя песнь». Эта композиция в фортепианном цикле Чайковского занимает особенное место, так как своеобразным образом подводит итог жизни природы, которая поначалу увядает, а затем будто-то бы умирает. К тому же заунывный дождик вынуждает печалиться по прошедшему лету, как символу активной жизни. В это время грустное настроение царит и в душах людей, поэтому музыка пьесы окрашена колоритом меланхолии и светлой тоски.

Данная композиция, написанная Чайковским в тональности ре минор, четырёхдольном размере и трёхчастной форме, является ярким примером характерной для композитора мелодизации, которой он весьма искусно наделяет фортепианную фактуру. В результате музыкальный материал произведения, представляет собой красивое кружевное сплетение самостоятельных голосов.

Открывающее «Осеннюю песнь» музыкальное предложение пропитано грустью и интонациями вздохов. Затем в следующем построении к первоначальной теме, которая теперь проходит на октаву ниже, прибавляется второй голос, звучащий гораздо уверенней, чем основная мелодия: он как будто утешает и успокаивает. Музыка среднего раздела вносит в тоскливый характер композиции некоторое просветление, вызывающее трепетное чувство, а также напоминающее о согревающих душу тёплых лучах солнца. Вскоре начинается третья часть, которая по тематическому материалу повторяет первую, то есть вновь возвращаются печальные «вздохи, а в заключении композиции уже всё окончательно замирает.

«Осенняя песнь» (слушать)

 

Третьим и последним осенним месяцем является ноябрь. В фортепианном цикле «Времена года» Чайковский представил его композиций под названием «На тройке». Природа в России в этот период необычайно восхитительна. Выпадает первый снег, который укрывает белоснежным, искрящимся на солнце покрывалом дороги, поля и луга. Деревья разукрашиваются белой ледяной изморозью. Реки затягиваются тонким льдом. Красота такая, что не описать словами.

В это самое время в России быстрая езда на санях, запряжённых тройкой лошадей, считалось лучшей забавой. Светит солнце, бодрит мороз, колючий ветер овевает щёки, из-под лошадиных копыт, стремительно бегущих лошадей, вылетает блестящий снег, настроение задорное.  Вот такой сюжет, который считается исконно русским, Пётр Ильич и проиллюстрировал в выразительной композиции, посвящённой последнему месяцу осени.

Пьеса, написанная композитором в тональности Ми мажор, четырёхдольном размере и обычной для данного фортепианного цикла трёхчастной форме, начинается красивой воодушевлённой мелодией, которая, звуча в октавном изложении, явственно отображает широкие просторы и раздолье русских земель. Лирическое и воодушевлённое настроение присущее первой части в среднем разделе меняется, музыка становится радостной и задорной: в ней отчетливо слышится весёлый перезвон бубенцов и бег резвых коней. В третьей части вновь возвращается лирическая тема, однако теперь она изящно украшена заливистыми переливами колокольчиков, которые заглушают присущий в начале произведения грустный настрой. Постепенно музыка становиться тише. Тройка резво проскакала и скрылась вдали. 

«На тройке» (слушать)

 

 

Все три пьесы Петра Ильича Чайковского, которые в цикле «Времена года» представляют осень, пользуются особой популярностью, так как, обладая глубокой поэтичностью и проникновенной лирической теплотой, с первых звуков пленяют сердца слушателей своей искренностью и мелодической выразительностью. Они настолько понятны и просты, что непрестанно звучат как в учебных классах, так и на сценах больших концертных залов в исполнении выдающихся музыкантов и заслуженных коллективов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Осень»

Какую классическую музыку лучше всего слушать осенью?

Это самое соблазнительное время осеннего сезона: листья только начинают меняться, латте с тыквенными специями и пиво Octoberfest выходят на рынок, а дни свежи и ясны, но на самом деле не холодно. «Это мой любимый сезон!» вроде все говорят.

Скоро погода станет немного более экстремальной, но пока мы находимся в этом радостном моменте, давайте воспользуемся вдохновением, чтобы загрузить плейлист с подходящей для осени классической музыкой. Вот несколько моих идей (за исключением жуткой хэллоуинской музыки, которая на самом деле является отдельным жанром).

Вот эта музыка в виде плейлиста Spotify.

Лео Соуэрби,

Время осени

Эта искрящаяся увертюра 1916 года — первоначально для органа, позже оркестрованная — была вдохновлена ​​стихотворением Блисс Кармен под названием «Осень».

Антонио Вивальди,

Осенний концерт Концерт для скрипки из Времена года

Типичная осенняя композиция, эта музыка стала знакома мне в юном возрасте, потому что мои родители любили фильм Алана Алды 1981 года Времена года , озвученный музыкой Вивальди. В фильме этот концерт в стиле барокко играется, пока персонажи болтаются в живописном кампусе колледжа, который изображен как находящийся в Новой Англии, но который, как я только что обнаружил, на самом деле находился в Джорджии! Ясно, что северная половина США не имеет монополии на осеннее великолепие.

Йозеф Гайдн, Осенняя часть

Времена года

Вторая по известности часть классической музыки, посвященная сезону, эта оратория воспевает осень в несколько большем масштабе, чем концерт Вивальди. В то время как весенняя и летняя части в основном посвящены чудесам природы, осень и зима посвящены вещам, которые люди делают в это время года, например сбору урожая, охоте, пьянству и, конечно же, выпивке («радостно, радостно, ликер течет»).

Петр Ильич Чайковский, Сентябрь — Ноябрь части

Времена года

Удивительно редко слышно, учитывая известность его композитора и то, как приятно его слушать, Времена года публиковались серийно в течение 1876 года в журнале Nouvellist : одна сольная пьеса для фортепиано в месяц. Сентябрьское произведение называется Охота , октябрьское Осенняя песня , а ноябрьское Тройка .

Ральф Воан Уильямс, Осенняя секция

Народные песни четырех времен года

Впервые исполненная в 1950 году, но не записанная до 2009 года, «кантата народных песен» Воана Уильямса была написана для женского хорового фестиваля; композитор был рад возможности написать произведение, специально предназначенное для певцов-любителей. В осенней части кантаты представлена ​​элегическая «Беспокойная могила» (в которой, по выражению композитора, «юная дева встречает своего мертвого возлюбленного среди бурь и холодных ветров осени»), дополненная двумя песнями об урожае.

Йозеф Иоахим Рафф, Симфония № 10: «К осени»

Большое предложение от читателя Томаса Мареша, который пишет, что немецко-швейцарский Рафф (1822-1882) «является относительно неизвестным композитором, но в свое время он соперничал с Брамсом и теперь стал моим любимым композитором».

Чарльз Айвз,

Вопрос без ответа

Я говорил Стиву Старуху из American Public Media, что мне нравится слушать Айвза осенью, отчасти потому, что осень напоминает мне о Новой Англии, а Айвз был типичным композитором Новой Англии. Вопрос без ответа , — согласился Стив, — хорошо пойдет осенью. Ранние шедевры предназначены для представления практики Шейкеров сильно вибрировать во время религиозного богослужения, но звук также напоминает шелест листьев на осеннем ветру

Джордж Уайтфилд Чедвик, Струнный квартет № 4

Удачное предложение от читателя Тревора Воггона: очаровательная пьеса композитора, символизирующего «школу Новой Англии» американских композиторов.

Александр Глазунов, Осень из

Времена года

Вырвавшись из безудержно рефлексивной атмосферы многих других музыкальных осенних тем, балетная партитура Глазунова 1899 года открывает свою послелетнюю часть буйным всплеском осенних красок. Спасибо читателю Майклу Уили за предложение этого мюзикла Octoberfest.

Сэмюэл Барбер и Эдгар Мейер, Концерты для скрипки

Во всем виноваты маркетологи: с фотографией на обложке, на которой скрипачка Хилари Хан опирается на дерево на фоне желтых листьев, запись этих концертов, сделанная Ханом в 2000 году с Камерным оркестром Святого Павла, всегда была единственной. моих любимых осенних прослушиваний. Композиции дополняют сезон — и друг друга — яркие и ясные, но безошибочно меланхоличные.

Густав Холст,

Люкс Св. Павла

Другой Сент-Пол, этот в Западном Лондоне. Осень — это сезон возвращения в школу, и эта знаменитая струнная сюита, ​​написанная Холстом для его учениц в школе для девочек Святого Павла, делает поход в школу почти забавным.

Джордж Уинстон,

Осень

Итак, Джордж Уинстон не классический. Однако, если в ваших музыкальных вкусах есть нотки нью-эйджа — или «сельского фолка», как предпочитает говорить Уинстон, — этот сезонный альбом прекрасен.

Аарон Копленд,

Наш город

Эта музыка, написанная Коплендом для фильма 1940 года, созерцательна, но величественна, передает чувство, которое мы все хотели бы испытать в конце года, в котором (как и у них) были свои взлеты. и падения. Вы можете представить Гроверс-Корнерс в Нью-Гэмпшире, если хотите, но эта пьеса также работает — в большей степени, чем некоторые другие «Американы» Копленда, — как чистая музыка. Собственная запись Копленда с Лондонским симфоническим оркестром (люблю кавер Гранта Вуда) является золотым стандартом.

Einojuhani Rautavaara,

Осенние сады

Характерный плавный, духовный тон этого финского композитора отражает волшебное обещание сезона, в значительной степени отбрасывая темные тени.

Людвиг Ван Бетховен, струнный квартет № 15

Этот квартет обычно исполняется в ноябре, потому что его третья часть часто известна как Гимн благодарения «Священная песня благодарения в исполнении выздоравливающего к божественному в лидийском стиле».

Кристофер Симпсон, осенняя сюита из

The 4 Seasons

Этот композитор эпохи барокко запомнился своими гибкими композициями для виолы да гамба, а его сюита 4 Seasons ставит этот инструмент на первое место и в центр. Осенний раздел — тихая и величавая, но теплая ода, вызывающая ощущение уютной удовлетворенности. (Он также писал произведения, посвященные каждому месяцу года, но, к сожалению, эти произведения стали малоизвестны, а записи трудно найти.)

Иоганнес Брамс, Симфония № 4

Это еще одна пьеса, предложенная Стивом Старухом на осень. Он сказал мне, что в нем постоянно присутствует осенний оттенок, «но солнце все еще ярко светит». Я не слышу в этой симфонии столько солнца, сколько слышит Стив, но я согласен, что она подходит для осени — поздней осени, когда земля голая, листва с деревьев сорвана, а сумерки сгущаются все больше и больше. быстро каждый день.

Арнольд Бакс,

Ноябрь Вудс

Британский композитор написал это тональное стихотворение в 1917 лет, когда заканчивался его роман с пианисткой Гарриет Коэн. Это печальное событие, безусловно, повлияло на мрачный колорит произведения, но это также великолепно кинематографическая композиция с блестящим оркестровым колоритом, которая говорит о великолепии природы в один из ее самых драматических месяцев.

Классическая фортепианная музыка, вдохновленная осенью: Интерлюдия

На смене времени года одни композиторы фортепианной музыки пребывают в размышлениях, а другие изображают метеорологические условия – туманное утро и осенние ветры, которые сдувают с деревьев золотые и красные листья их вокруг в большой шквал деятельности. Осень — это также время подготовки к зиме, пылающих костров и домашнего тепла.

Вот шесть фортепианных пьес, которые контрастно отражают осень:

Затуманенная осень

Написанная в 1987 году американским композитором Джозефом Швантнером, эта атмосферная фортепианная миниатюра начинается с восходящего жеста, взволнованных трелей и драматической динамики, предполагающей изменчивость об осенней погоде, прежде чем перейти к более задумчивой части, с вздыхающей мелодией, оттенённой задумчивостью.

Les Soirs illuminés par l’ardeur du charbon (Вечера, освещенные горящими углями)

Отправляйтесь внутрь, к отблескам огня, с этой фортепианной пьесой Дебюсси, написанной во время Первой мировой войны и подаренной торговцу углем Дебюсси в качестве благодарности за то, что он нашел топливо для его. Произведение было неизвестно до его открытия в 2001 году. Менее чем за три минуты оно обладает сияющим, успокаивающим теплом, а его средняя часть окрашена мягкими мелодичными аккордами.

Клод Дебюсси: Les soirs illuminés par l’ardeur du charbon (Ален Планес, фортепиано)

Осень, Концертные этюды, соч. 35

Самая известная фортепианная пьеса Сесиль Шаминад во многом обязана романтическим этюдам Шопена и Листа, сочетая в себе как технические, так и художественные задачи для исполнителя. Его певучая основная мелодия сопровождается нежными текстурами, отражающими мир и меланхолию осеннего сезона, в то время как средняя часть con fuoco вызывает драматическую бурю, прежде чем снова погрузиться в спокойствие.

Осенняя песня

В этой миниатюре Чайковского из сюиты «Времена года» настроение отчетливо унылое в меланхолии ре минор. Помеченная как doloroso , вздыхающая мелодия предполагает самоанализ, но с оттенком надежды, когда музыка переходит в мажорную тональность.

Петр Ильич Чайковский: Les Saisons (Времена года), Op. 37b – X. Октябрь: Осенняя песня (Олли Мустонен, фортепиано)

Brouillards (Туман/Туманы)

В этой пьесе из своей второй книги Прелюдий для фортепиано Дебюсси изображает клубящиеся туманы через фигуры полумиквавера в правой руке, в основном на черных клавишах, которые создают дымку звука, сквозь которую левая рука аккорды едва различимы. Время от времени текстура проясняется, выделяя басовые аккорды или другие текстуры, как будто туман слегка рассеивается, открывая более четкие детали фигур или деревьев.

Клод Дебюсси: Прелюдии, том 2 – № 1: Бруйяр (Франсуа-Жоэль Тиолье, фортепиано)

Кровавый корень из «Книги листьев»

Хотя эта навязчиво красивая современная фортепианная пьеса американского композитора Рэйчел Граймс не совсем вдохновлена ​​​​Осенью, она обладает задумчивой осенней атмосферой, а ее вступительный жест — широкий импровизационный пассаж — предполагает листья кружатся на ветру.