Содержание
Крым — моя малая родина.
Крым – моя малая Родина.
Крым – моя малая Родина. Для меня это самое чудесное место в мире! Здесь почти всегда светит солнце, дети и взрослые восхищаются Чёрным морем. Крымские горы, звенящие водопады, экзотические растения, таинственность пещер … Справедлива фраза из легенды «Создатель Вселенной был в прекрасном расположении духа, когда создавал Крым». Но даже у такого райского уголка есть много грустных страниц в истории.
Крым как магнит притягивал к себе многие племена и народы. В разное время полуостров обживали: тавры, греки, гунны, скифы, сарматы, половцы, хазары – это не полный перечень народов населявших Крым. Крым они считали своей Родиной с озёрами, воды которых напоминали горько-солёные слёзы. Одни приходили с миром, а другие с огнём и мечом. Одни строили, а другие разрушали. Звон оружия и взрывы снарядов сотрясали полуостров и в годы Крымской и Великой Отечественной войн. Земли нашего благословенного края вырастили героев войны и труда. Мы – подрастающее поколение с интересом изучаем историю Крыма. Гордимся и помним защитников нашей земли. Учимся ценить то, что щедро подарила нам природа.
Я счастливый человек! Я люблю Крым, люблю родной город Саки. Город Саки небольшой, с населением около 24тыс. человек. Однако широко известен как старейший бальнеологический или говоря другими словами – грязевый курорт. Только представьте, моему маленькому городку принесли всемирную славу не роскошные дворцы и парки, а бесценное сокровище Сакского озера – лечебная грязь! Точная дата возникновения населённого пункта не установлена, но тесно связана с Сакским лечебным озером. С глубокой древности ходило много слухов о чудодейственной грязи, где быль переплеталась с небылицами. Легенды повествуют о «земле исцеляющей всякие раны». Даже название города, по одной из версий, переводится как «крепкий», «здравый», «здоровый» ведь озеро дарило здоровье. Но природа городу сделала ещё один природный дар. Это источники минеральной воды. Такая вода полезна людям с заболеваниями желудочно – кишечного тракта. Маленький город, но в нём: лечебная грязь, минеральная вода, солнце и море!
Наш город активно растёт и развивается. Недавно началось строительство набережной вблизи солёного озера. Это будет современная прогулочная зона для горожан и наших гостей. Количество гостей, которые приезжают сюда за здоровьем, постоянно растёт. И озеро помогает всем, кто приходит к нему за помощью. А помощь оказывают подготовленные специалисты медицинских центров. Санатории города имеют мировую известность. Это современные корпуса, новейшая медицинская аппаратура. Созданы условия для лечения больных с ограниченными возможностями. Такие люди в нашем городе чувствуют себя на равне со всеми.
Наша школа расположена, можно сказать, рядом с озером. Экскурсии к водоёму всегда оставляют яркие впечатления: повествование учителя, голубая гладь озера, почти воздушная пена на берегу. Камни, пропитанные солью. Розовые облака крымского кустарника тамарикс. Словно в сказке сама природа колдует в своей гигантской лаборатории – Сакском солёном озере. Порой с гордостью шагаем с составе экологического патруля. Мы – школьники учимся ценить, любить и беречь богатство, подаренное людям природой, чтобы запасы лечебной грязи несли здоровье людям ещё многие столетия. Я живу на замечательной земле!
Проект в подготовительной группе «Родина моя – Крым, Россия!»
Актуальность данного проекта
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребенка дошкольного возраста с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш и что вызывает отклик в его душе. Именно эти впечатления играют огромную роль в становлении личности гражданина и патриота нашей страны.
Базовым этапом формирования у детей нравственно-патриотических чувств является накопление ими социального опыта жизни в своей семье, своем городе, усвоение норм поведения, приобщение к культурному наследию своей малой Родины. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным своеобразием Крыма.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, улицами и площадями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить наших детей с нашей малой Родиной в соответствии с возрастом: моя семья, мой дом, мой детский сад, мой родной город, мой Крым, моя Россия.
Цель:
Формирование у детей любви к семье, к дому, детскому саду, городу, стране в целом; воспитание толерантности к национальным традициям Крыма и России в целом.
Задачи проекта:
1. Создавать условия не только для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике семьи, родного города, родного края, но и для совместной творческой деятельности (ребенок, родитель, педагог).
2. Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому к своему городу, своей стране.
3. Побуждать детей к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимания к родным и близким, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различный национальностей и религий, к тем, кто о них заботится в детском саду, дома или сам нуждается в его участии.
4. Расширять представление детей о Симферополе и Крыме, их истории и достопримечательностях.
5. Формировать умение видеть красоту родного края, бережно относится к природе и всему живому.
6. Привлечь родителей к реализации данного проекта (проинформировать по теме, музея, способствовать повышению познавательной активности родителей).
Вид проекты:
по количеству участников – коллективный,
по приоритету метода – познавательный,
по направлению – информационный,
по контингенту участников – дети старшего возраста,
по продолжительности – среднесрочный (3 месяца)
Участники проекта: педагоги и специалисты, дети подготовительной группы, родители.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей – познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, настольные игры, подвижные игры.
словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок, разговоров, беседы, рассматривание картинок, рассматривание книг.
практические: упражнения, совместные действия воспитателя и ребенка, родителя и ребенка.
наглядные: показ презентаций, посещение экспозиций мини-музея в детском саду, тематические выставки.
Предполагаемый результат:
Обогащенные и систематизированные знание детей о своей семье, своем детском саде, об истории, достопримечательностях, культурных ценностях Симферополя, Крыма и России в целом.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Сформированное позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе как гражданину своей страны.
Проявление уважительного отношения к людям разных национальностей, их культуре.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
Определение темы и проблемы проекта, постановка цели и задач. Подбор и разработка необходимых материалов: разработка конспектов НОД, подготовка презентаций, тематических бесед и выставок, подготовка экспозиций и организация экскурсий в мини-музей «Содружество народов Крыма».
II этап. Основной (практический).
Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов деятельности.
Январь
- Беседа «Мы живем в России», беседа о родном Крыме, как части России, о народах населяющих Крым, беседа о Симферополе.
- Просмотр презентаций: «Негосударственные символы России», «Мой Симферополь», «Народы Крыма».
- Тематическая неделя: «Народная культура. Народные игрушки. Народные промыслы» (беседа на тему «Традиции и культура людей, живущих в Крыму», экскурсии в мини-музей «Содружество народов Крыма», мастер-класс по изготовлению народных игрушек (на выбор педагога: кукла-мотанка и др.).
- Тематический НОД в группе («Моя малая родина.
Крым», лепка «Птичка-свистулька»).
Февраль
- Фото вернисаж «Симферопольских улиц имена» (дети на улицах Симферополя).
- Организация волонтерского движения детей старшего дошкольного возраста «Подари счастье ближнему» (передача в дар народной игрушки, изготовленной своими руками детям младшего дошкольного возраста (ко «Дню доброты»).
- Подготовка и организация художественных выставок в старшей и подготовительной группах «Мой родной город» (совместно с родителями организованная мини галерея детских рисунков, олицетворяющих достопримечательности городов России).
- Тематическое мероприятие, посвященное празднованию «Дня защитника Отечества».
- Тематические НОД в группе («Города герои Крыма», НОД по развитию речи «Симферополь – мой город»).
Март
- Фото вернисаж «Мое Отечество – великая Россия» (фото детей в различный городах России, кто где родился, живёт).
- Тематическое мероприятие, посвященное «Международному женскому дню 8 марта».
- Итоговое мероприятие, посвященное «Дню присоединения Крыма к России».
- Тематические НОД, беседа в группе («Праздники России», «Красота родной природы», рисование декоративное «Русские матрешки» («Семеновская матрешка»), НОД по ознакомлению с окружающим «Крым – Россия едины».)
III этап. Обобщающий (заключительный).
Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний. Проведение итогового мероприятия (викторина «Моя родина – Крым. Россия»).
Приложения к проекту можно скачать здесь.
Реальные цели России в Крыму
Ввод российских военных в Крым, наряду с продолжающейся напряженностью в нескольких крупных городах восточных и южных областей Украины, свидетельствует о том, что украинская драма далека от завершения. В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что правительство, созданное в Киеве после народных протестов, отстранивших тогдашнего президента Виктора Януковича от власти в феврале 2014 года, утратило эффективный контроль над крымским регионом, населенным преимущественно этническими русскими. Территория находится под фактической оккупацией России.
Неожиданное вторжение России на Крымский полуостров во многом является частью отчаянной попытки укрепить свое влияние на новое правительство в Киеве. Очевидный план Москвы по аннексии Крыма не является самоцелью. Скорее, Россия действует более изощренно, и важно правильно понимать ситуацию.
Москва стремится влиять на события в Украине, используя Крым и вызванную ею дестабилизацию в восточных и южных регионах, чтобы заставить Киев принять совершенно новую модель управления. Предпочтительным сценарием России является федерализация (или даже создание конфедеративной республики), которая предоставит регионам Украины — особенно тем, в которых доминируют русскоязычные украинцы и этнические русские, — далеко идущую политическую и экономическую автономию. Россия, вероятно, рассчитывает, что благодаря своему в значительной степени неоспоримому влиянию в Крыму и, возможно, в других регионах, она сможет получить эффективные и долгосрочные рычаги воздействия на основные стратегические решения Украины, включая будущие шаги по европейской интеграции.
Российский акт агрессии
Несмотря на то, что президент России Владимир Путин заявил на недавней пресс-конференции, Крым был захвачен не местными военизированными формированиями «самообороны», а несколькими тысячами хорошо оснащенных и хорошо вооруженных российских военнослужащих. Силы исходили в основном из Южного военного округа, граничащего с Украиной и Северным Кавказом, и их широко поддерживали 15 000 солдат Черноморского флота России.
Агрессия началась 23 февраля в Севастополе, самом крупном и пророссийском городе полуострова, который называют самой священной из святынь русского империализма. Митинг нескольких тысяч человек, организованный радикальной крымской организацией «Русский фронт», уволил мэра города и избрал нового, который, как сообщается, является гражданином России. Демонстранты требовали, чтобы автономная республика вышла из состава Украины и вошла в состав России.
27 февраля неизвестные вооруженные люди ворвались в парламент Крыма, требуя созыва внеочередной сессии для определения будущего региона. При сомнительных обстоятельствах и, по сообщениям украинской прессы, без кворума часть депутатов проголосовала за проведение общекрымского референдума, направленного на «улучшение статуса автономии и расширение ее полномочий». Они также уволили прокиевского премьер-министра региона и проголосовали за нового, который является членом радикальной пророссийской политической партии «Русское единство».
Когда в последующие дни несколько сотен неустановленных вооруженных людей взяли под контроль аэропорты Крыма, главные дороги, здания органов местного самоуправления и другие стратегические объекты, стало ясно, что эти действия не были организованы местными пророссийскими отрядами самообороны. Существующие крымские военизированные формирования просто слишком слабы и малочисленны для проведения подобных акций. Хотя Путин и другие высокопоставленные российские чиновники долгое время утверждали, что вооруженные и одетые в форму люди без знаков различия на полуострове не являются российскими войсками, теперь точно установлено, что Крым был целью хорошо проведенной военной операции под руководством России.
Самый уязвимый регион Украины
Вопреки сообщениям СМИ и непрекращающимся попыткам России дестабилизировать ситуацию, восточные и южные регионы Украины имеют небольшой внутренний сепаратистский потенциал и уже давно политически и экономически интегрированы с остальной частью страны. Крым другой. В силу своих особых этнических, исторических и социальных обстоятельств Крым по праву считается ахиллесовой пятой Украины, местом, где Россия уже давно имеет возможность разыграть карту сепаратизма.
Из 2-миллионного населения многие местные жители являются отставными военнослужащими или служащими Черноморского флота России, особенно в Севастополе. Треть всех жителей Крыма родились в различных частях бывшего Советского Союза и поселились на полуострове после 1944 года, когда все татары, коренной тюркский этнос Крыма, были насильственно депортированы в Среднюю Азию Иосифом Сталиным.
В конце 1980-х годов началось возвращение и расселение крымских татар в регионе. Их возвращение создало межэтническую напряженность, но не привело к серьезному конфликту. В настоящее время в Крыму проживает 260 000 татар, которые являются самой бедной и наиболее социально изолированной группой в регионе.
Малочисленность крымских татар сыграла весьма заметную и во многом конструктивную роль в продолжающемся кризисе. Татары исторически яростно настроены против России и представляют собой региональную силу, наиболее лояльную Украине. Следовательно, они являются сильнейшими противниками сепаратизма. Несмотря на спонсируемые Россией попытки разделить татарскую общину путем создания пророссийской фракции (в основном собранной вокруг организации «Милии Фирка»), она остается единой и возглавляется Меджлисом, представительным органом крымскотатарского народа.
В результате миграции, разнообразия местного населения и географической удаленности от континентальной части Украины регион оказался изолированным от основных политических и социальных процессов, происходящих в остальной части страны с момента провозглашения Украиной независимости в 1991. Так было, несмотря на то, что 54 процента населения Крыма поддержали независимость Украины на референдуме в декабре 1991 года.
Опросы общественного мнения показывают, что около 15 процентов крымчан считают себя «советскими людьми» и только 40 процентов считают Украину своей родиной. По сути, на русском говорит все население области, включая татар и местных украинцев, подавляющее большинство которых глубоко обрусело. Украинский язык является родным лишь для 18 процентов жителей Крыма.
Правовой статус Крыма
После формального распада Советского Союза в Крыму возникло сильное сепаратистское движение, отказавшееся от связей с Украиной и склонившееся к России. Его лидером был Юрий Мешков, самопровозглашенный крымский президент, который стремился наладить тесные политические связи с Москвой и вернуть регион в состав России.
Тогдашний президент Украины Леонид Кучма сумел решить проблему с помощью политики сдержанности. Кучма тщательно избегал применения силы против сепаратистов, в то же время предлагая крымским элитам привлекательные экономические стимулы в обмен на их лояльность Киеву.
В пользу Киева также работал тот факт, что у кремлевских руководителей не было консенсуса, начиная с тогдашнего президента Бориса Ельцина, который резко выступал против сепаратизма в Крыму. А начало первой чеченской войны в 1994 году помогло укрепить поддержку Россией территориальной целостности ее соседей. В двустороннем Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве 1997 года Россия окончательно и официально признала нынешние границы Украины.
По Украине 1996 Конституции Крыму был предоставлен автономный статус, включая собственный парламент из 100 членов и местных глав правительств, действующих под руководством крымского премьер-министра. Формально область называется Автономной Республикой Крым, хотя прерогативы ее институтов весьма ограничены и касаются в основном экономической, социальной и административной сфер. Парламент лишен права законодательной инициативы. Более того, центральное правительство Украины сохранило мощные инструменты воздействия на политическую ситуацию в Крыму, в том числе президентское право абсолютного вето на любое решение, принятое крымским парламентом.
Согласно Конституции Крыма, парламент имеет право организовывать местные референдумы, но это касается исключительно вопросов, входящих в его компетенцию. Недавно предложенный 16 марта референдум об изменении правового статуса региона решительно выходит за рамки прерогатив крымского парламента, а это означает, что решение о голосовании о присоединении Крыма к России по сути является незаконным.
Правовой статус Севастополя также примечателен, так как город формально не входит в состав Автономной Республики Крым, но считается одной из 27 областей Украины в соответствии с Конституцией Украины. Подобный особый статус имеет только столица Киев, что позволяет ему формировать собственный административный совет. Севастополь сохраняет свое привилегированное положение с советских времен, когда в качестве штаба Черноморского флота он был закрытым городом. Даже сейчас более 15 процентов из 380 000 жителей города работают на флот.
Самоуправление Севастополя ограничено правом президента Украины назначать главу городской администрации. Российские политики и СМИ регулярно подрывают легитимность суверенитета Украины над Севастополем, справедливо заявляя, что в 1948 году город был административно отделен от остальной части Крыма и подчинялся непосредственно советскому центральному правительству. Однако это изменение не было утверждено в Конституции СССР, и Севастополь юридически оставался частью Крымского края (области).
Инструменты России
После подписания договора о дружбе и во время президентства Кучмы (1994–2004 гг.) Крым добился успехов в политической, экономической и социальной интеграции в независимую Украину. Этот позитивный процесс был остановлен после Оранжевой революции 2004–2005 гг. на Украине, когда Россия решила усилить свое влияние в регионе.
Действия Москвы в то время свидетельствовали о том, что она рассматривала внутреннее разнообразие Крыма и нерешенные проблемы как эффективные инструменты влияния на стратегические решения Киева. Следовательно, Москва начала поддерживать или создавать новые пророссийские организации, политические партии, СМИ и тому подобное. Проведение Россией этой более активной политики сопровождалось растущей слабостью украинского государства, которое было парализовано открытым конфликтом между тогдашним президентом Виктором Ющенко и тогдашним премьер-министром Юлией Тимошенко.
Планы России были весьма эффективными. Это стало особенно очевидным в 2006 году, когда несколько тысяч разгневанных россиян из Крыма заблокировали военные учения НАТО и Украины в этом регионе.
После президентских выборов 2010 года в Украине новый президент Виктор Янукович смог установить контроль над политической сценой в Крыму. Его первый внутренний визит был в столицу региона Симферополь, что было признаком того, что он понимает деликатный характер крымского вопроса.
Ситуацию в регионе стабилизировали далеко идущие перемены на крымской политической сцене. Янукович назначил на ключевые должности выходцев из родного Донецка, а пропрезидентская Партия регионов одержала убедительную победу на выборах в местный парламент в середине 2010 года, получив 80 процентов всех мест. Но ключевым событием стало подписанное в апреле 2010 года в Харькове российско-украинское соглашение, согласно которому Черноморский флот России мог находиться в Крыму до 2042 года в обмен на существенное снижение цены, которую Украина платит России за природный газ (предыдущее соглашение об аренде флота было истекает в 2017 году).
Черноморский флот занимает особое место среди различных инструментов российской политики для Крыма. Традиционно автопарк помогает дотировать городской бюджет Севастополя, покрывая до 15 процентов всех доходов. Он также помогает организовывать культурные и пропагандистские мероприятия в городе.
Несмотря на стабилизацию после 2010 года, Крым оставался регионом, в котором преобладали очень сильные пророссийские настроения на протяжении всего этого периода. По сей день территория по сути принадлежит культурному и медийному пространству России. Российские телеканалы являются основным источником информации для двух третей местных жителей. В Крыму 555 русскоязычных школ и всего шесть украиноязычных. А в Крыму есть филиалы десяти российских вузов, в том числе большой кампус МГУ в Севастополе.
За что сражается Россия?
Революция Майдана на Украине, отстранившая Януковича от власти, стала очень серьезным и неожиданным провалом российской политики в отношении страны и личным ударом по престижу Владимира Путина. В ответ на крах правительства Януковича в феврале 2014 года Россия решила вмешаться в дела Крыма. Этот регион предоставил Москве самый легкий источник рычагов воздействия на Киев и укрепил позиции России в планировании геополитического будущего Украины. Хотя Крым, похоже, находится на пути к полной аннексии Россией, общие цели Москвы могут быть более сложными и изощренными.
Как и во время Оранжевой революции, когда вспыхнули беспорядки на Майдане, Путин решил вмешаться самым заметным образом и непреднамеренно способствовал поляризации ситуации внутри Украины. В очередной раз конечный результат оказался прямо противоположным тому, к чему стремилась Москва.
Большинство населения Крыма воспринимает новую украинскую власть как контролируемую радикалами и спонсируемую Западом. Однако до революции было мало признаков организованной антимайданной и проянуковичской деятельности. Если бы не вмешательство России в Крым, вряд ли удалось бы устроить такой конфликт между про- и антироссийскими силами. Согласно опросам общественного мнения, проведенным в середине февраля 2014 г., 41% жителей Крыма высказались за интеграцию с Россией. Зависимость Крыма от поставок воды и электричества из остальной части Украины, а также от доходов туристов в последние годы помогли ослабить ориентацию региона на Россию и улучшить отношение крымчан к Украине в целом.
Москва использует Крым как разменную монету с новым украинским правительством, чтобы добиться уступок для пророссийских кругов в правящем политическом устройстве страны. Москва также стремится повлиять на работу над новой конституцией, которая должна быть принята в ближайшие месяцы, с прицелом на федерализацию страны. Федерализация даст некоторым пророссийским регионам Украины де-факто право блокировать важные решения, в том числе будущие шаги по интеграции с ЕС. Если подход к федерализации наберет обороты, Москве, скорее всего, станет легче управлять Украиной и усилится зависимость Киева от своего восточного соседа.
В этом смысле ситуация аналогична затянувшемуся конфликту из-за подконтрольной России молдавской территории Приднестровья. Стоит напомнить, что наиболее благоприятным для России сценарием решения приднестровской проблемы является федерализация Молдавии. Такая модель управления дала бы Приднестровью право накладывать вето на важные решения национального уровня и помогла бы сохранить всю страну в сфере влияния России. Создается впечатление, что Россия пытается применить приднестровскую модель к своим отношениям с Украиной.
Принятие федеративной модели правления для Украины — идея не новая. Последнее выдвинулось на первый план во время политического кризиса между тогдашним президентом Януковичем и оппозицией. Эту идею поддержала группа депутатов от Партии регионов и Коммунистической партии Украины, а также Виктор Медведчук, влиятельный политический деятель Украины, имеющий тесные личные связи с Путиным и правящими кругами Москвы. Превращение Украины в федеративное государство также поддержали российские политики, в том числе Алексей Пушков, глава думского комитета по иностранным делам, и Сергей Глазьев, один из главных помощников президента России по Украине. В начале февраля 2014 года в интервью украинской ежедневной газете «Коммерсантъ» Глазьев сказал, что федерализация Украины «является не просто идеей, а очевидной необходимостью» и что «украинские регионы должны получить возможность самоопределения во внешней политике».
Федерализированная Украина не имеет шансов на интеграцию с ЕС, а также окажет разрушительное влияние на будущие структурные реформы, в которых страна отчаянно нуждается. Согласно опросам общественного мнения, только 15,8% украинцев поддерживают идею федерализации, а 61,4% выступают против.
Россия Солдаты На
Для достижения своих целей Москва фактически взяла Крым в заложники и теперь натравливает Украину против Запада, вынуждая обе стороны соглашаться с предложениями России. Кремль открыто прибегал к шантажу и угрожает начать вторую фазу военных действий на востоке и юге Украины. Вот почему Путин обратился в Совет Федерации с просьбой о разрешении использовать вооруженные силы страны в Украине и почему на недавней пресс-конференции он не исключил возможности того, что Москва может в конечном итоге счесть необходимым ввести свои войска.
Продолжающиеся инспирированные Россией беспорядки в украинских городах Луганске, Донецке, Харькове и Одессе позволяют предположить, что Москва надеется создать альтернативные центры силы за пределами Крыма, чтобы усилить свое влияние как на Киев, так и на Запад. Наиболее перспективной целью является Одесса и Одесская область в целом, где пророссийские группы могут попытаться организовать референдум по типу Крыма. Русские составляют 29% населения Одессы и 21% населения Одесской области.
В то же время Москва посылает сигналы, которые могут привести к деэскалации конфликта, но дорогой ценой. Это ясно выразилось в недавней самоуверенной речи министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в которой он сказал, что Россия открыта для дальнейшего диалога с Западом, но «без попыток… . . [Москва] выглядит стороной конфликта», потому что Россия «не создавала этот кризис». Москва считает Запад разделенным и не желающим противостоять России и, следовательно, достаточно прагматичным, чтобы в конечном итоге принять российское решение украинского кризиса.
Успешная кампания Москвы в Крыму и слабая реакция Запада заставили Путина почувствовать себя сильным. Теперь у него очень мало места для компромисса. Путин уже однажды потерял Украину, довольно болезненно, и он сделает все возможное, чтобы не потерять ее снова. Ради стабильности европейского порядка после 1991 года самое первое, что сейчас должен сделать Запад, — это осознать, что крымский кризис гораздо важнее, чем его региональное значение.
Войцех Конончук — руководитель отдела Украины, Беларуси и Молдовы Центра восточных исследований (ЦВО) в Варшаве.
Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.
Почему шестьдесят лет назад Россия отдала Крым?
Электронное досье CWIHP № 47
Передача Крыма из состава Советской России в состав Советской Украины, 1954 г. Козлуджа, до 1954 года, когда советское правительство передало Крым из Российской Советской Федерации Социалистических Республик (РСФСР) в Украинскую Советскую Социалистическую Республику (УкрССР). О переводе было объявлено в советской прессе в конце февраля 1954 года, через восемь дней после того, как 19 февраля Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о переводе. Вместе с очень кратким объявлением были опубликованы текст постановления и некоторые анекдотические выдержки из материалов заседания Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля[1]. В то время больше ничего о передаче не сообщалось, и никакой дополнительной информации не было до конца советской эпохи.
Только в 1992 году, сразу после распада Советского Союза, появились дополнительные материалы об этом эпизоде. Историко-архивный журнал Исторический архив (Исторический архив), издававшийся в СССР с 1955 по 1962 год, снова начал выходить в 1992 году с расшифровками рассекреченных документов из бывших советских архивов. В первом выпуске возрожденного Исторического архива за 1992 г. был раздел о передаче Крыма, в котором были представлены документы из Архива Президента Российской Федерации и некоторых других архивов, коллекции которых сейчас находятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). . К сожалению, эти документы не добавляют ничего существенного к тому, что было опубликовано в советской печати 38 лет назад; действительно, они в основном идентичны тому, что было опубликовано в 1954. (По-видимому, редакция Исторического архива не знала, что протокол заседания Президиума Верховного Совета СССР уже был опубликован в 1954 г. ) Документы подтверждают, что этот ход был первоначально одобрен Президиумом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) 25 января 1954 г., что подготовило почву для разрешительного постановления Президиума Верховного Совета СССР три недели спустя. Но рассекреченные файлы больше ничего не говорят о мотивах перевода, оставляя нам только два официальных обоснования, опубликованных в 1919 году.54:
(1) уступка Крыма была «благородным поступком со стороны русского народа» в ознаменование -й -й годовщины «воссоединения Украины с Россией» (отсылка к Переяславскому договору, подписанному в 1654 г. представителями Украинской казацкой Гетманщины и царем Московским Алексеем I) и «выразить безграничное доверие и любовь русского народа к украинскому народу»; и
(2) передача была естественным следствием «территориальной близости Крыма к Украине, общности их экономики и тесных сельскохозяйственных и культурных связей между Крымской областью и УССР».
Ни одно из этих кажущихся оправданий не выдерживает критики. Несмотря на то, что в 1954 году исполнилось 300 901 22 90 123 годовщины Переяславского договора, никакой связи между этим договором и Крымским полуостровом нет. Переяслав, расположенный в центральной Украине недалеко от Киева, находится далеко от Крыма, и договор не имел ничего общего с полуостровом, который перешел под контроль России лишь 130 лет спустя. Более того, описание договора как «объединения России и Украины» является гиперболическим. Договор действительно стал важным шагом в этом направлении, но должны были пройти годы дальнейшей борьбы и войн, прежде чем произошло полное объединение. Оглядываясь назад, Переяславский договор часто (ошибочно) ассоциируется с русско-украинским единством, но трудно понять, почему кто-то в СССР предложил отпраздновать 300-летие 9-го века.0122-й -й годовщины документа о передаче Крыма из состава РСФСР в состав УССР.
Представление о том, что передача была оправдана исключительно культурной и экономической близостью Крыма с Украиной, также надумано. В 1950-х годах население Крыма — примерно 1,1 миллиона человек — примерно на 75 процентов составляли этнические русские и на 25 процентов — украинцы. Значительная часть татар проживала в Крыму на протяжении столетий до мая 1944 года, когда они были массово депортированы сталинским режимом в бесплодные места в Среднюю Азию, где они были вынуждены жить более четырех десятилетий и им было запрещено возвращаться на родину. Родина. Сталин также насильственно депортировал небольшое количество армян, болгар и греков из Крыма, завершив этническую чистку полуострова. Следовательно, в 1954, Крым стал более «русским», чем это было на протяжении столетий. Хотя Крым ненадолго граничит с югом Украины через Перекопский перешеек, большая восточная Керченская область Крыма очень близка к России. Полуостров действительно имел важные экономические и инфраструктурные связи с Украиной, но в целом культурные связи с Россией были гораздо сильнее, чем с Украиной, а Крым был местом расположения крупных военных баз с царских времен, став символом имперской российской военной мощи против Османские турки.
Несмотря на то, что публично провозглашенные обоснования передачи Крыма УССР вызывали мало доверия, некоторые комментарии, опубликованные в 1954 г., и другая информация, появившаяся с тех пор, позволяют оценить, почему советские власти пошли на этот шаг. действие. Особое значение имели роль Никиты Хрущева, недавние травмы, нанесенные Украине, и непрекращающаяся борьба за власть в СССР.
Хрущев был возведен в должность Первого секретаря КПСС 19 сентября53, но все еще укреплял свои руководящие позиции в начале 1954 года. Ранее он возглавлял Коммунистическую партию Украины с конца 1930-х до конца 1949 года (за исключением полутора лет во время Второй мировой войны, когда он был назначен политруком на фронт). В течение последних нескольких лет пребывания Хрущева в УССР он руководил стороной советского правительства в ожесточенной гражданской войне в недавно аннексированных западных областях Украины, особенно на Волыни и Галиции. Гражданская война была отмечена большим количеством жертв и ужасными зверствами с обеих сторон. Несмотря на более позднюю роль Хрущева в осуждении сталинизма и проведении реформ в СССР, он полагался на безжалостное, безжалостное насилие, чтобы установить и укрепить советский контроль над Западной Украиной. В середине 19-го века еще происходили эпизодические вооруженные столкновения.50-е годы, но к моменту передачи Крыма в феврале 1954 года война закончилась. Неоднократные упоминания на заседании Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля о «единстве русских и украинцев» и о «великой и неразрывной дружбе» между двумя народами и утверждение о том, что передача продемонстрирует, насколько мудро было иметь Украину «под руководством коммунистической партии и советского правительства», указывают на то, что Хрущев рассматривал передачу как способ укрепить и увековечить советский контроль над Украина теперь, когда гражданская война наконец выиграна. Около 860 000 этнических русских присоединятся к уже многочисленному русскому меньшинству в Украине.
Несколько похожий подход использовался в трех недавно присоединенных прибалтийских республиках, особенно в Латвии и Эстонии, в которых до 1940-х годов проживало очень мало русских. Сталинский режим поощрял селиться в этих республиках этнических русских с конца 1940-х годов, и эта политика продолжалась при Хрущеве и Леониде Брежневе. Пропорционально переселение русских в прибалтийские республики было больше, чем в Украину, но в абсолютном выражении передача Крыма привела к тому, что в Украину прибыло гораздо большее количество русских и регион, тесно связанный с Россией, что укрепило советский контроль.
Передача Крыма УССР также была политически полезной для Хрущева, поскольку он стремился укрепить необходимую ему поддержку в продолжающейся борьбе за власть с советским премьер-министром Георгием Маленковым, который изначально стал выдающимся лидером в СССР в 1953 году. после смерти Иосифа Сталина. Попав в невыгодное положение сразу после смерти Сталина, Хрущев неуклонно сводил на нет позиции Маленкова и добился значительного преимущества с его назначением на пост Первого секретаря КПСС в сентябре 19 сентября.53. Тем не менее постсталинская борьба за власть в начале 1954 г. отнюдь не была завершена, и Хрущев пытался заручиться максимальной поддержкой Президиума КПСС для попытки смещения Маленкова с поста премьер-министра (подвиг он совершил в январе 1955 г.). Среди тех, чью поддержку Хрущев надеялся заручиться, был Алексей Кириченко, ставший первым секретарем Коммунистической партии Украины в начале июня 1953 г. (сместив Леонида Мельникова, сменившего Хрущева на этом посту в декабре 1953 г.).49) и вскоре после этого был назначен действительным членом Президиума КПСС. В 1944 году, когда сам Хрущев еще был лидером Коммунистической партии Украины, он, как сообщается, предложил Сталину, что передача Крыма в состав УССР будет полезным способом заручиться поддержкой местных украинских элит.[2] Независимо от того, действительно ли Хрущев поднимал этот вопрос перед Сталиным (правдивость ретроспективного отчета из вторых рук сомнительна), он, скорее всего, отражает собственное мнение Хрущева еще в 1919 г.44, что расширение территории Украины было способом заручиться поддержкой элиты в республике.
В частности, Хрущев почти наверняка рассматривал передачу Крыма как средство заручиться поддержкой Кириченко. Хрущев знал, что он не может автоматически рассчитывать на поддержку Кириченко, потому что между ними были острые разногласия совсем недавно, в июне 1953 года, когда Кириченко поддержал резкую критику Лаврентием Берией ситуации на Западной Украине — критику, которая косвенно нападала на многое из того, что Хрущев, когда он был руководителем республики в 1940с. Хрущев надеялся, что передача Крыма Украине рассеет напряженность, оставшуюся после этого эпизода, и тем самым поможет укрепить поддержку Кириченко в предстоящем противостоянии с Маленковым.
Из ранее опубликованных документов и материалов, появившихся в последнее время, видно, что передача Крыма из состава РСФСР в состав УССР осуществлялась в соответствии с конституцией СССР 1936 г., которая в статье 18 предусматривала, что «территория Союзная республика не может быть изменена без ее согласия». Материалы заседания Президиума Верховного Совета СССР показывают, что и РСФСР, и УССР дали свое согласие через свои республиканские парламенты. Один из официальных лиц, присутствовавших на 19На февральской сессии Отто Куусинен даже хвастался, что «только в нашей стране [СССР] возможно без всяких затруднений решать такие важнейшие вопросы, как территориальная передача отдельных областей той или иной республике». Можно было бы возразить, что процесс в 1954 году был бы намного лучше, если бы он был сложным и трудным, но как бы ни судили об оперативности территориальной реконфигурации, главное здесь подчеркнуть, что некорректно говорить (как недавно заявили некоторые российские обозреватели и правительственные чиновники), что Крым был передан неконституционно или незаконно. Правовая система в Советском Союзе была в основном фикцией, но передача происходила в соответствии с действующими в то время правилами. Более того, независимо от того, как осуществлялась передача, Российская Федерация однозначно приняла 19-ю Украину.91 граничит как с Беловежскими соглашениями от декабря 1991 года (соглашения, которые ускорили и закрепили распад Советского Союза), так и с Будапештским меморандумом от декабря 1994 года, который окончательно закрепил статус Украины как государства, не обладающего ядерным оружием.
Крым первоначально был «автономной республикой» ( avtonomnaya respublika ) в составе РСФСР, но в 1945 году его статус был изменен на «область» (область) в РСФСР, якобы из-за насильственного удаления Крымские татары устранили необходимость в автономии. После присоединения Крымской области к УССР в 1919 г.54, она сохраняла статус области в составе Советской Украины в течение 37 лет. В начале 1991 года, после проведения референдума в УССР и принятия через месяц постановления парламентом УССР, статус Крыма был повышен до статуса «автономной республики». Крым сохранил это название в составе Украины после распада Советского Союза. Однако в Российской Федерации категории «автономная республика» не существует. В договоре об аннексии, подписанном правительствами России и Крыма 18 марта 2014 г., статус полуострова был изменен на просто «республика» (Республика Крым ), объединяющая 21 другую «республику» Российской Федерации, в настоящее время 85 федеральных «субъектов», с Крымом и городом Севастополем, добавленными как отдельные образования. [[3]
Одна из ироний передачи Крыма Украине в 1954 году заключается в том, что, выступая с заключительным словом на заседании 19 февраля 1954 года, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов заявил, что «враги России» «неоднократно пытались захватить Крымский полуостров от России и использовать его для кражи и разорения русских земель». Он высоко оценил «совместные бои», которые вели «русский и украинский народы», нанеся «жестокий отпор наглым узурпаторам». Ворошиловская характеристика бывших «врагов» России сегодня кажется устрашающе подходящей для описания собственных действий России в отношении Украины. Еще одна трагическая ирония крымской передачи заключается в том, что действие, предпринятое Москвой шестьдесят лет назад для усиления своего контроля над Украиной, вновь стало преследовать Украину сегодня.
Марк Крамер — директор программы изучения холодной войны Гарвардского университета и старший научный сотрудник Гарвардского центра российских и евразийских исследований им. Дэвиса
Документы
Документ 1
5 февраля 1954 г.
Постановление Совета Министров РСФСР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР»
ЦГАРФ РСФСР]. Ф.259. Op.1. Д.645. л.159. Опубликовано в «Историческом архиве» (1992). Переведено для CWIHP Гэри Голдбергом.
Док. 2
5 февраля 1954 г.
Протокол № 41 заседания Президиума Верховного Совета РСФСР
ТГАсРФ. Ф. 385, соч. 13. Д. 492. Л. 1-2. Опубликовано в «Историческом архиве» (1992). Переведено для CWIHP Гэри Голдбергом.
Документ 3
13 февраля 1954 г.
Указ Президиума Верховного Совета Украины «О представлении Президиума Верховного Совета РСФСР по вопросу о передаче Крымской области в состав Украинской ССР»
ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 85. Д. 94. Л. 8. Опубликовано в «Историческом архиве» (1992). Переведено для CWIHP Гэри Голдбергом.
Документ 4
15 февраля 1954 г.
Письмо Д.С. Коротченко и В.Е. Нижник К.Е. Ворошилов с докладом об Указе Президиума Верховного Совета Украинской ССР
ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 85. Д. 94. Л. 8. Опубликовано в «Историческом архиве» (1992). Переведено для CWIHP Гэри Голдбергом.
Документ 5
19 февраля 1954 г.
Заседание Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик
ГАРФ. Ф.7523. Соч.57. Д.963, Л1-10. Опубликовано в «Историческом архиве», вып. 1, вып. 1 (1992). Переведено для CWIHP Гэри Голдбергом.
Документ 6
Сергей Хрущев, Выдержка из
Никита Хрущев: Реформатор (Москва: Время, 2010)
Перевод Анны Меляковой для Архива национальной безопасности.
[1] «В Президиуме Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР», Известия (Москва), 27 февраля 1954 г. , с. 1; «В Президиуме Верховного Совета СССР», Известия (Москва), 27 февраля 1954 г., с. 2; «Речь товарища Тарасова М. П.», Известия (Москва), 27 февраля 1954 г., с. 2; «Речь товарища Коротченко Д. С.», Известия (Москва), 27 февраля 1954 г., с. 2; «Речь товарища Шверника Н. М.» Известия (Москва), 27 февраля 1954 г., с. 2; «Речь товарища Рашидова Ш.», Известия (Москва), 27 февраля 1954 г., с. 2; «Речь товарища Куусинена О. В.», Известия (Москва), 27 февраля 1954 г., с. 2; и «Речь товарища Ворошилова К. Е.», Известия (Москва), 27 февраля 1954, с. 2.
[2] Об этом сообщается в П. Кнышевский, «Штрихи к портрету кремлевской галереи», Новое время (Москва), № 9 (апрель 1994), с. 54. Кнышевский утверждает, что Хрущев сказал ему в 1944 году (пятьюдесятью годами ранее) о том, что поднимал этот вопрос со Сталиным, когда Хрущев был в Москве. Уильям Таубман принимает отчет Кнышевского за чистую монету в Хрущев: Человек и его Эр а (Нью-Йорк: У.