Содержание
Методика закаливания в детском саду | Консультация:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
Методика закаливания в детском саду
Инструктор физической культуры:
Моисеева Юлия Дмитриевна
г. Нижневартовск
Система закаливающих мероприятий
В основе закаливания лежит тренировка организма к переносимости. Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.
При правильно проводимом закаливании:
- Повышается устойчивость организма ребенка к меняющимся условиям внешней среды, контрастным изменениям отдельных ее факторов.
- Возрастает сопротивляемость организма болезням.
- Стимулируется общее физическое и нервно — психическое развитие.
- Повышается выносливость ребенка к физическим и умственным нагрузкам.
Основные принципы и средства закаливания
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.
Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.
При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.
Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, — он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.
Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.
Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.
Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.
«ВОДА»
Вода — общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.
Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.
При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:
1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.
2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем «до красноты».
3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее «соприкосновения с телом».
Существует несколько отдельных способов закаливания водой:
1. Обтирание — самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
2. Обливание — бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания — растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время — является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 — 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 — 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.
Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.
В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.
«ВОЗДУХ»
Воздух — это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей — непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.
«СОЛНЦЕ»
Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:
— в младших группах до 20-25 мин.
— в старших группах до 30-40 мин.
Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.
В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:
а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;
б) рациональная одежда;
в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;
г) воспитание привычки к холодной воде.
Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.
Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.
Закаливание детей раннего и младшего дошкольного возраста
Водные процедуры вводятся постепенно. В первой младшей группе учат полоскать рот, мыть прохладной водой руки по локоть, шею, верхнюю часть груди, ходить по мокрым дорожкам.
Используется следующая схема:
1 младшая группа:
1 квартал: постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий.
2 квартал: ходьба по мокрым дорожкам от 15 до 20 секунд, обширное умывание.
3 квартал: ходьба по мокрым дорожкам до 1 минуты, обширное умывание.
4 квартал: солнечные и воздушные ванны, обширное умывание.
2 младшая группа:
1 полугодие: ходьба по мокрым дорожкам до 1,5 до минуты во время гимнастики после сна, обучение элементам обширного умывания.
2 полугодие: игры на мокрых дорожках до 2 — 2,5 минут, обширное умывание после дневной гимнастики.
Закаливание детей среднего и старшего дошкольного возраста
Средняя группа:
1. Сон на свежем воздухе.
2. Воздушно — контрастное закаливание.
3. Обширное умывание после дневного сна.
4. Обливание ног прохладной водой (+18 градусов С) — 4 квартал.
5. Полоскание рта прохладной водой после дневного сна.
6. Ходьба босиком.
Старшая и подготовительная к школе группы:
1. Сон на свежем воздухе.
2. Воздушно — контрастное закаливание.
3. Обширное умывание после утренней гимнастики и дневного сна.
4. Обливание ног прохладной водой (+18 градусов С) — 4 квартал.
5. Полоскание рта прохладной водой после дневного сна, после еды.
6. Ходьба босиком.
Методика закаливающих мероприятий
Обширное умывание
Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:
на счет «1» — растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
на счет «2» — кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;
на счет «3» — растираем ноги в направлении от стопы до колена;
на счет «4» — одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;
на счет «5» — обтираем лицо и уши.
По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.
В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые(воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.
Данный метод закаливания можно не проводить в дни занятий в бассейне.
Ходьба по мокрым дорожкам
Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: «соленая» дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.
Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по «Дорожке Здоровья».
«Дорожка Здоровья» представляет собой полсу из легко стирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа «травка». Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
Хождение босиком
Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при температуре пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы проводим её с раннего возраста.
Полоскание полости рта
Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3-4 лет.
Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.
На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а!».
Сон на свежем воздухе
Оздоровительно действие воздуха необходимо также использовать при дневном сне.
Во время сна ребенку необходим тепловой комфорт, который достигается путем подбора одежды соответственной температуре воздуха в помещении. Температура в спальне постепенно снижается от +18 до +15 градусов С. Вид одежды: байковая рубашка с длинным рукавом или пижама, теплое одеяло.
Во время сна, для поддержания нужной температуры воздуха, открывают с одной стороны фрамуги, окна. Закрывают их за 20 -30 минут до подъема детей.
В теплое время года, во время сна, надевают легкое белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни дети могут спать в трусах. Помещение, в котором спят дети должно быт проветренным.
В спальне должен находиться градусник измерения температуры воздуха.
Обливание ног
В ногомойку ставят стул, два ведра с водой и ковшом. Пол застилается ковриком или одеялом. Ребенок садится на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает одну стопу, затем другую, насухо вытирает ноги полотенцем (3квартал).
По мере привыкания (4 квартал), ребенок обливает уже голень и стопу. На каждую ногу расходуется 2 ковша воды.
Примечание: обливание ног (стоп) не проводится, пока ребенок не научится правильно вытирать, а затем энергично растирать ноги.
Литература
- В.Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка», Москва, 1993г.
- Современный методы закаливания детей в дошкольных учреждениях. Информационное письмо. Иваново, 1991г.
- Н.Н.Усов «Здоровый ребенок», Минск, 1994г.
Карта сайта
|
|
Учения по самоизоляции вредны для детей.
Они также создают ложное чувство безопасности Учащиеся 4-го класса ютятся в туалете во время учений по изоляции в школе Сенбернар в Нью-Вашингтоне, штат Огайо, через месяц после резни в начальной школе Сэнди-Хук в Ньютауне, штат Коннектикут. (Craig Ruttle/AP) 2 года.
Поколение детей растет с всепроникающим страхом перед массовыми стрельбами в школах, в то же время выдерживая обязательные учения по чрезвычайным ситуациям, которые начинаются еще в дошкольном возрасте и длятся до старшего года средней школы. Почти 95% школ в настоящее время проводят учения по самоизоляции и активной стрельбе, включая очень реалистичные симуляции.
Как детский и подростковый психиатр с многолетним опытом работы в школах я убежден, что они приносят больше вреда, чем пользы.
Аварийные учения стали необходимым компонентом школьного опыта ребенка. Молодые люди начинают учиться в детском саду, как эвакуироваться из здания в случае пожара, но школы не поджигают коридоры, чтобы подготовить детей к худшему. Так зачем нам нанимать полицейских, чтобы они стреляли холостыми в школьных коридорах или показывали им видеозаписи прошлых школьных перестрелок? Школы по понятным причинам отчаянно пытаются обеспечить безопасность своих учеников и сотрудников, но между подготовкой и симуляцией существует жесткая грань.
Недавний отчет в Slate показал, что ученики на самом деле терпят во время самоизоляции и активных стрелковых тренировок (на этой неделе также опубликовано новое исследование на эту тему от Every Town for Gun Safety). Большинство процедур начинается с того, что учитель запирает дверь и выключает свет, а ученики прячутся в углу или прячутся в шкафу. В более сложных симуляциях школьные чиновники «стреляют» в других школьных чиновников и даже учат детей, как бороться с активным стрелком, используя карандаши, книги, парты и другие предметы.
«Мы добрались до своих мест и взяли тяжелые вещи… там есть сферы, прямоугольники и треугольники. Я получил сферу, потому что это самая тяжелая вещь», — сказал Slate Колин, первоклассник из Таусона, штат Мэриленд.
На этой фотографии, сделанной 6 мая 2016 года, директор начальной школы Форест-Дейл Дина Питман (справа) и полицейский Кармел (штат Индиана) Грег ДеВальд приветствуют учеников, возвращающихся в школу после учений в школе в Кармеле, штат Индиана. (Майкл Конрой/AP)
Но маленькие дети еще не на той стадии развития, когда они могут отделить реальность от вымысла. Для их юного мозга чем чаще будут проводиться эти симуляции и тренировки, тем больше они будут рассматривать учения как подтверждение вероятности стрельбы в школе.
Я разговаривал с доктором Тарой Стивенс, профессором педагогической психологии Техасского технологического университета, которая рекомендует школам учитывать свои уникальные условия, а также фундаментальную разницу между карантином и другими типами учений.
«В течение многих лет дети регулярно участвовали в учениях по пожарной безопасности и эвакуации. Хотя все эти методы касаются потенциально смертельных ситуаций, учения по изоляции связаны с особенно вопиющим поведением», — сказала она мне. «Объяснение необходимости подготовки к потенциальной угрозе пожара или механической поломки детям — это одно, а объяснение необходимости подготовки к вооруженному нападению — другое».
Школы в большинстве своем не признают того, что молодые люди уже находятся в эпицентре кризиса психического здоровья. Академическое давление в сочетании с новыми факторами стресса, такими как социальные сети, увеличило уровень депрессии и тревоги у молодых людей. Многие дети уже испытывают тревогу, депрессию и травматические реакции, когда приходят в класс. Заставляя детей чувствовать себя небезопасными, посылая сообщение о том, что может произойти немыслимое — в одном из мест, где они проводят большую часть своего бодрствующего времени, — это может еще больше усугубить основное психическое расстройство ребенка.
Ущерб, наносимый молодым людям такими упражнениями… способствует формированию культуры страха и подозрительности.
Самоизоляция и активные стрелковые тренировки еще более опасны, поскольку создают ложное чувство безопасности. Они также позволяют школам прятаться за этими учениями и другими модными (и вредными) методами, отказываясь при этом от ответственности предпринимать действия, которые могут помочь предотвратить трагедию. Это может включать разработку более строгих протоколов, тренингов и процессов для оценки угроз и инвестирования в критически важные услуги в области психического здоровья для учащихся.
Есть причины, по которым сотрудники и студенты проходят аварийные учения. Но они должны выполняться под наблюдением и в сотрудничестве со специалистами в области психического здоровья. Это не текущий стандарт.
Четырнадцать миллионов учащихся ходят в школы, в которых работают полицейские и зачастую нет специалистов по психическому здоровью, чтобы предложить поддержку. Врачи-психиатры играют решающую роль в работе со школами над тем, как проводить тренировки безопасно и в соответствии с развитием. Эти клиницисты являются лучшим ресурсом для оказания помощи школам в предотвращении школьного насилия, подготовке к кризису и выявлении учащихся, которые могут представлять угрозу, а также в обеспечении этим учащимся доступа к критически важным ресурсам для изменения их траектории и решения основных проблем.
На этом снимке, сделанном 29 июня 2019 года, Синди Буллок, секретарь Академии Тимпаногос, участвует в стрельбе на стрельбище Управления шерифа округа Юта во время обучения учителей в академии в каньоне Спэниш-Форк, штат Юта. (Rick Bowmer/AP)
В то время как некоторые школьные округа сосредоточили свои усилия по обеспечению безопасности школ на укреплении школ с помощью металлодетекторов, увеличении присутствия школьных инспекторов по ресурсам и обучении ALICE, Бостонские государственные школы (BPS) делают что-то лучше. BPS сосредоточена на улучшении доступа к качественным услугам по охране психического здоровья. Округ разработал Комплексную модель поведенческого здоровья с целью создания безопасных и поддерживающих школ, которые обеспечивают непрерывную поддержку психического здоровья от профилактики и продвижения положительного поведенческого здоровья до интенсивной поддержки поведенческого здоровья.
Представьте себе, что вы съеживаетесь в своем офисе на работе во время 45-минутной тренировки, предписанной вашим работодателем. Или участвуйте в активных учениях по стрельбе каждый раз, когда вы посещаете кинотеатр. Ущерб, наносимый молодым людям через такого рода учения или поощрение их к противодействию вооруженным боевикам, способствует формированию культуры страха и подозрительности. И это учит их тому, что взрослые в школе не могут обеспечить их безопасность.
Учтите, что учащиеся часто знают об учащемся (учениках), которые спланировали стрельбу. Создание культуры доверия, которая побуждает этих учащихся рассказывать взрослому то, что они знают, в дополнение к справедливому и безопасному процессу оценки угроз, является более эффективным использованием школьных ресурсов. Этот процесс был тщательно протестирован.
Многие из нас без особого труда могут перечислить недавние школьные трагедии со стрельбой. Это факт, который говорит о страхе и душераздирающей утрате, а также о нашем желании найти быстрое и эффективное решение. Но мы также должны признать, что частота этих насильственных действий — в контексте общей статистики учащихся и школ — очень мала. Так почему же мы позволили самоизоляции в школах жить своей собственной жизнью и в процессе травмировать нашу молодежь?
Давайте сосредоточимся на изменении школьного климата и процедур, которые, как мы знаем, могут изменить ситуацию.
Следите за новостями Cognoscenti на Facebook и Twitter.
Закаливание детей дошкольного возраста 1 2 3 4 5 лет
В статье описаны порядок и этапы закаливания детей.
Закаливание детей является основным профилактическим мероприятием, способствующим воспитанию здоровых детей. Дети очень чувствительны к недостатку свежего воздуха. Находясь длительное время в плохо проветриваемых помещениях, они становятся вялыми, раздражительными. Нарушается сон, пропадает аппетит, появляются головные боли, подтачивание, развивается анемия. Новорожденному ребенку рекомендуется первое время совершить прогулку в течение 15-20 минут при температуре ниже -10-15 градусов и в защищенном от ветра месте. Прогулки постепенно удлиняют к концу месяца до 4,5 часов (по 1-1,5 часа 2-3 раза в день). Справа кожное дыхание, хороший обмен веществ, систематический контакт кожи с воздухом. Младенцы получают воздушную ванну во время пеленания. Он может длиться 10-15 минут при температуре не ниже 22-24 градусов. У детей старше года температура может быть ниже. Воздушные ванны для детей дошкольного возраста в полной наготе продолжаются до 1,5 часов при условии обязательного движения.
Хорошее закаливание средствами водные процедуры. Купание детей до 6-8 месяцев. ежедневно, до шести лет — через день, с полутора до 3 лет — 2 раза в неделю, старше — 1 раз в неделю. Для детей первого полугодия температура ванны должна быть 36-37°, со второго полугодия и старше — на 1 градус ниже. После бани полезно облить тело водой температуры на 2-3 температуры ниже. С первого года жизни необходимо мыть лицо, шею, руки прохладной водой не ниже 18 градусов. Стирку талии начинают с 1,5-2 лет при температуре воды 36° с постепенным снижением до комнатной. Мыть ноги прохладной водой рекомендуется детям с 2 лет. Исходную температуру воды (28 градусов) снижают каждые 2 дня на 1-2 градуса и доводят до комнатной. Протирание можно начинать через 6 месяцев при температуре воды 36° со снижением ее каждые 5-7 дней на 1 градус. Для детей первого года жизни допускается снижение до 30 градусов, для детей 2-3 лет до 25, для дошкольников до 17-18 градусов. Полив начинают при температуре воды не ниже 35 градусов и постепенно снижают ее детям 2 лет до 26, 3 года — 24, дошкольникам — 20 градусов, школьникам — 18 градусов. Продолжительность пребывания в холодной воде или душе не более 1-2 мин. После водных процедур рекомендуется растирание полотенцем до покраснения кожи. Купание в реке можно начинать с 2 лет.
Родителям следует помнить о таком мощном факторе воздействия внешней среды на организм, как закаливание, повышающее устойчивость организма к различным вредным воздействиям внешней среды.
Родители, которые закаляют своих детей, должны знать об этих процедурах. Первое условие – закаливание можно начинать только тогда, когда ребенок полностью здоров. Лучшее время для этого – лето. Но можно начинать закаливание и в другое время года. Помните, что если вы начали закаливать ребенка зимой или осенью, то необходимо действовать постепенно и осторожно, придерживаться системы процедур, проводить их непрерывно, изо дня в день и так в течение года. Сделанный по какой-либо причине перерыв приведет к снижению реактивности детского организма на неблагоприятные условия внешней среды.
Закалку лучше всего начинать с воздушных ванн. Это поможет повысить устойчивость организма к различным колебаниям температуры. Ребенок привыкает к постепенному охлаждению. Воздушные ванны можно проводить как в помещении, так и на открытом воздухе. Понятно, что в теплое время года их лучше держать на открытом воздухе. С какого возраста следует начинать закаливание? Ответ: из груди.
Начинать закаливание воздушными ваннами лучше в помещении с температурой окружающего воздуха не ниже 22 градусов С. Продолжительность процедуры 3-5 минут для детей от грудного возраста до 2 лет. Затем через 3-4 дня температуру в помещении можно снизить до 18-19С, предварительно проверив помещение. Продолжительность этой процедуры можно увеличить до 20-30 минут.
Детям в возрасте от 3 лет можно снизить температуру воздушных ванн до 12-13°С
При таком виде закаливания ребенка необходимо подвергать вначале до пояса, а через неделю можно полностью раздеться.
При закалке необходимо соблюдать режим питания. Хорошо сочетать суховоздушные ванны, гимнастику и массаж.
Хорошими средствами закаливания являются световые и воздушные ванны. Лечение грудных детей возможно в теплую погоду с температурой воздуха не ниже 22 градусов в тени. Эти процедуры нужно делать регулярно, обнажая ребенка постепенно. При загорании голову покрывают белым платком или платком. Ванны лучше проводить лежа, стоя, сидя. Важно, чтобы происходило облучение всех частей тела. Продолжительность этой процедуры для детей раннего возраста 2-3 минуты. Постепенно она увеличивается каждые 2-3 дня на 2 минуты, для старшего возраста — на 4 минуты. Максимальное время принятия солнечных ванн для детей до 2 лет не должно превышать 20-30 минут, в возрасте 4-7 лет — 40 минут, для школьников — 1,5 часа. При загорании нужно иногда прятаться в тени.
Положительно влияют на организм ребенка водные процедуры: купание, обливание водой и влажные растирания, которые хорошо делать после принятия солнечных ванн.
Водные процедуры помогают детскому организму хорошо адаптироваться к окружающей среде, особенно к холоду. Начинать лучше летом и снижать температуру воды постепенно. После водных процедур следует активно растирать кожу до покраснения.
К купанию в море, реке, озере допускаются дети с 2-3 лет при температуре воды не ниже 23 С, а воздуха — 24-25°С, для детей старшего возраста (4-7 лет) можно купаться при температуре 22 градусов С. При купании маленьких детей вначале достаточно окунуть их в воду (совершить 3-4 быстрых погружения), а через 3-4 недели продолжительность купания увеличить до 4-5 минут. Однако помните, что чрезмерное нахождение детей в воде снижает реактивность организма.