Содержание
Урок 1. Самые распространенные методики обучения детей счету
Умение считать делает жизнь даже взрослого человека намного легче, ведь оно позволяет быть более эффективным в работе, экономить время, достигать более высоких результатов. Что же касается детей, то навыки устного счета нужны, чтобы они могли более успешно овладевать точными науками, когда будут учиться в школе, а также грамотно оперировали объектами окружающего мира.
Как уже стало ясно, думать о том, как же научить свое драгоценное чадо считать, нужно еще задолго до того момента, когда придет пора идти в первый класс. Именно из-за потребности в соответствующих обучающих методиках и актуальности этого вопроса вообще не только специалисты по дошкольному образованию, но и сами родители на протяжении многих лет, учась на своих ошибках, придумывали различные способы научить детей считать.
Какие-то способы со временем канули в Лету, а какими-то люди продолжают пользоваться и сегодня. Давайте поговорим о тех, которые применяются современным родителями и педагогами.
Содержание:
- Самые распространенные методики обучения детей счету
- Методика Сергея Полякова для обучения детей счету
- Другие методики обучения детей счету
- Несколько вспомогательных хитростей
Самые распространенные методики обучения детей счету
Для начала заметим, что одной из самых распространенных методик во все времена считался и продолжает считаться счет на пальцах. Он считается классическим, но, конечно же, уже устаревает.
К этому же разряду относятся и счетные палочки. Используя специальные наборы с такими палочками, мамы и папы начинают давать своим детям простейшие задания, такие как, например, положить перед собой одну, две или три палочки, убрать четыре палочки и т.п.
Особого внимания (по причине своего широкого распространения и популярности) достойны следующие:
- Метод Николая Зайцева, где используются кубики всевозможных цветов, весов и размеров, а также таблицы и клетки, соответствующие этим кубикам
- Метод Глена Домана с применением карточек с точками
- Метод Сергея Полякова, в котором используют разноцветные кубики (интересно, что эти кубики можно самостоятельно склеить из цветной бумаги, а затем наполнить крупой)
О методах Зайцева и Домана (а также о некоторых других) и их преимуществах и недостатках мы подробно поговорим в третьем уроке, а сейчас, беря во внимание простоту и возможность самостоятельной подготовки дидактического материала, детальнее разберем метод Полякова.
Методика Сергея Полякова для обучения детей счету
Начинать занятия педагог советует в тот момент, когда ребенок впервые увидел и проявил интерес к цифрам, кубикам и книгам, т.к. в этот период познавательные способности находятся на своем пике.
Для начала вам понадобятся всего пять одинаковых кубиков и небольшая коробка, разделенная на пять отсеков. Также нужно написать на альбомных листах цифры от 1 до 5. По мере освоения игры количество кубиков будет увеличиваться (до 100), вследствие чего и коробку нужно будет смастерить большую.
Итак, все занятия носят форму игры. Первое занятие проходит с двумя кубиками. Один вы кладете в коробку и говорите малышу, что это один кубик. В это же время кладете перед ребенком лист с цифрой «1». Теперь прибавляете к первому кубику еще один, а лист с цифрой «1» заменяете на лист с цифрой «2». После этого просите свое чадо повторить эту же последовательность действий, но будьте готовы, что повторений будет немало.
На следующем этапе игру нужно усложнить. Скажете малышу, чтобы он представил, что коробка – это маленький домик, а кубики – это его жильцы – гномики. Покажите, что дома один гномик, но к нему в гости пришел второй. Попросите ребенка сказать, сколько теперь в домике гномиков.
Как только второй гномик несколько раз придет и уйдет, сделайте для домика крышу, накрыв коробку картоном или тканью. Проделайте те же самые манипуляции с кубиками, а ребенок пусть считает, сколько в домике гномиков, не смотря на них. В процессе кроху нужно всячески подбадривать, хвалить и говорить ему, что он все делает правильно. Это позволит подогреть интерес к игре.
Следующие занятия проводятся по такому же принципу с той лишь разницей, что увеличивается количество кубиков – сначала до трех, потом – до четырех, и так до десяти. После этого допускается начинать складывать и вычитать двухразрядные числа.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Сделайте несколько коробок для десяти кубиков, чтобы ваш ребетенок познакомился с понятием разряда числа. А наглядность выполняемых действий будет способствовать тому, что он научится считать даже достаточно большие по его меркам числа. Но имейте в виду, что сразу же сложные примеры давать не стоит – начните со сложения трех и восьми, двух и девяти, семи и пяти и т.д.
Помимо описанного выше метода Полякова есть и несколько других методик раннего развития, которые настолько же эффективны, просты и популярны.
Другие методики обучения детей счету
Методики, с которыми вы сейчас познакомитесь, не имеют авторских названий, но это нисколько не умаляет их достоинств. Напротив, все они по-своему интересны и оригинальны. Применять же им можно к детям от 1,5 до 3-4 лет.
1
Считать все подряд
Включите воображение и начинайте считать со своим ребеночком все подряд. За чаем посчитайте печеньки, у окна посчитайте цветы в вазе, во дворе – машины и подъезды, в маршрутке – людей и т.д. А для более лучшего запоминания чисел просто записывайте получившийся результат на отдельный листочек.
2
Пальчики
К категории игр с пальчиками относятся всевозможные фокусы. Например, один пальчик появляется, а другой исчезает; несколько пальчиков танцуют; два пальчика встречаются и т. п. В большинстве случаев детишки с большим энтузиазмом и радостью реагируют на такие пальчиковые манипуляции.
3
Игры с картинками, книгами, карточками
Яркие красивые картинки – страсть маленьких детей, а потому из этого нужно извлекать пользу. Если заметили, что ребенок увлеченно рассматривает какие-то картинки, посчитайте количество изображенных на них предметов и нарисуйте рядом соответствующую цифру. Начать можно с цифр «1», «2» и «3», а продолжить цифрами от «4» до «10» и даже больше.
4
Просмотр мультфильмов
Естественно, здесь годятся не все мультфильмы, которые сегодня выходят на экран, а только развивающие. В таких мультиках главный герой обычно учит маленьких телезрителей основам счета. Не стоит включать видео на 1,5 часа – вполне хватит 15-20 минут ежедневного просмотра. К тому же, испытывая интерес к мультикам, ребенок будет заниматься с еще большим энтузиазмом.
5
«Магазин»
Игра «Магазин» очень нравится малышам после двух лет. Для игры понадобится лишь договориться с ребенком, кто продавец, а кто покупатель, и придумать символическую валюту (подойдут бумажные деньги из игры «Монополия» или «Миллионер»). Продавая и покупая какие-то игровые товары (игрушки, сладости, карандаши и т.п.) малыш будет быстро осваивать счет до 10, а если числа даются легко, то и до 20 и больше.
6
Мамин помощник
Играть в эту игру можно на кухне, в комнате или на улице. Например, вы собираетесь накрыть на стол к обеду. Спросите ребенка, кто будет кушать, и попросите подсчитать количество человек, а затем подготовить соответствующее количество предметов. Аналогичные просьбы о «помощи» можно давать во время просмотра кино всей семьей, домашней уборки, игры в песочнице, похода по магазину и т.д.
7
Игра на счет
Вот один из вариантов такой игры: положите в коробку 15-20 (можно больше) конфет, шариков, карточек, кубиков или каких-то иных одинаковых предметов. Возьмите игральный кубик и начните по очереди бросать его с малышом. В зависимости от количества выпавших точек на кубике, нужно вытянуть соответствующее количество предметов. Побеждает в игре тот, кто соберет наибольшее количество объектов. Для усиления мотивации можно подобрать символический приз.
8
Знакомство с нулем
Очень часто родители допускают одно упущение – знакомя малыша с многообразием чисел, они совершенно забывают о нуле. А ведь это тоже цифра и ребенок должен знать ее. Исходя из этого, можно поиграть в такую игру: положите перед крохой два кубика и попросите его сосчитать их. Затем один кубик уберите и попросите сосчитать снова. Теперь уберите последний и посмотрите, что будет. Наверняка ребенок растеряется и не найдет, что ответить. Здесь-то вы и говорите ему, что когда кубиков нет, получается ноль.
И в заключение еще несколько интересных хитростей, которые помогут вам сделать обучение своего дитятки более эффективным.
Несколько вспомогательных хитростей
Вы, наверное, и сами прекрасно понимаете, что наилучшим образом информация усваивается, когда задействуется максимальное количество органов чувств. Вот и обучение счету будет намного проще и результативнее, если ваше чадо будет учиться считать не только одними глазами.
Чтобы активизировать незадействованные органы чувств, можно прибегнуть к следующим уловкам:
- Пусть малыш сам перекладывает предметы счета
- Пусть малыш всегда произносит числа на каждом этапе счета вслух
- Сделайте карточки, таблички и кубики для обучения счету в разных цветах, формах, размерах и весах (можно увеличивать пропорции объектов вместе с возрастанием чисел)
- Подключайте ассоциативное мышление: просите ребенка сравнивать предметы счета со сказочными персонажами, героями мультфильмов, любимыми киногероями и т.д.
- Подключайте к процессу вкус и обоняние ребенка: выкладывайте цифры овощами и фруктами, считайте цветы и наслаждайтесь их ароматом, считайте печенье и конфеты и съедайте их и т.д.
Знайте, что научить ребенка считать не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Основное здесь – это не торопиться, сохранять спокойствие и терпение, учитывать индивидуальные особенности малыша, не бояться неудач и верить в спех.
В третьем уроке мы расскажем о методиках обучения Домана и Зайцева, поговорим об устном счете, счете на пальцах и работе со счетным материалом, а также укажем на основные преимущества и недостатки этих методов.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Кирилл
← Как научить ребенка считать2 Преимущества и недостатки →
Обучение детей счету
Наряду с такими навыками как чтение и письмо, умение считать является очень важным. Несмотря на это, многие родители предпочитают концентрировать свои усилия на обучении ребенка другим навыкам. Однако мы не советуем вам с этим затягивать, ибо раннее обучение счету сослужит вашему чаду отличную службу в будущем.
В пользу этого мы приведем несколько аргументов, и заодно ответим на вопрос: зачем вообще ребенку нужно уметь считать?
Содержание:
- Почему важно учить ребенка считать
- Особенности обучения детей счету
- Этапы обучения детей счету по А. М. Леушиной
- Когда приступать к обучению детей счету. Начальные методы обучения
- Как объяснить малышу понятие числа
- Цитаты известных людей об умении считать
Почему важно учить ребенка считать
О пользе чтения можно говорить бесконечно много, но мы укажем лишь на основные причины и преимущества обучения ребенка счету:
- Математические вычисления считаются одной из высших функций человеческого мозга. Считать способен только человек. Освоение навыков счета благотворно воздействует на развитие мозга.
- Освоение навыков счета развивает математическое мышление и мышление в целом.
- Обучение счету прививает интерес к математике, а это значит, что уже с малых лет можно готовить ребенка к обучению в математическом классе и участию в арифметических олимпиадах (если, конечно, со временем интерес будет поддерживаться и не пропадет).
- Освоение навыков счета способствует развитию памяти, логики и внимания.
- Умение считать всегда пригодится в жизни, ведь многие профессии, да и жизненные ситуации нередко требуют, чтобы человек умел считать.
Это список можно продолжать, но суть в том, что развитие умения считать представляет собой часть полноценного и гармоничного развития личности ребенка. Крайне важно, чтобы при воспитании родители развивали свое дитя в разных направлениях, и счет – одно из таковых.
Но как начать формировать у своего малыша первые умения считать? Существуют ли какие-то правила, которых нужно придерживаться? Ответы на эти вопросы мы представим в следующем блоке.
Особенности обучения детей счету
К сожалению, единого мнения по поводу обучения детей науке счета не существует. Например, известный педагог, доктор педагогических наук и признанный специалист по дошкольному обучению Анна Михайловна Леушина считала, что с обучением счету вообще не нужно сильно торопиться, и учить считать следует лишь после того как освоены простейшие операции над множествами.
Дело в том, что счет является такой деятельностью, которой присущи свои конкретные признаки, а именно: цель, средства, методы реализации и результаты, выражающиеся в форме итогового числа как показателя мощности множества.
Смысл счета как деятельности заключается в установлении взаимно-однозначного воздействия между элементами определенной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, где все эти числа отражают определенный класс множеств.
Огромное количество психологических и педагогических изысканий, проведенных в свое время такими специалистами как В. В. Данилова, Г. С. Костюк, А. М. Леушина и другие, показали, что дети начинают овладевать счетом постепенно, а сам этот процесс проходит ряд этапов.
Этапы обучения детей счету по А. М. Леушиной
Обучать детей считать всегда нужно с практических операций с множествами, их дробления на составляющие и сравнения смежных множеств. Деятельность по счету можно условно разделить на стадию счета и стадию итога. Исходя из этого, есть счет соотнесенный и счет итоговый. Соотнесенным счетом, т.е. процессом счета, выражающимся в назывании числа, детям овладеть значительно проще, а итогом счета овладеть сложнее.
Таким образом, А. М. Леушиной были определены шесть базовых этапов развития у детей навыков счета. Два первых этапа считаются подготовительными. Проходя их, дети осуществляют операции с множествами еще без использования чисел. Количество же оценивается посредством слов «ни одного» «один», «много», а также «больше», «меньше» и «поровну». Другими словами, первые два этапа – это дочисловые этапы, а остальные четыре – числовые. Давайте более подробно побеседуем о каждом из этапов.
Первый этап
Как правило, первый этап соотносится со вторым и третьим годами жизни ребенка.
Цель этапа состоит в ознакомлении со структурой множества.
Главными способами обучения являются выделение составляющих во множестве, а также составление множества из элементов. На этом этапе малыши сравнивают один и много.
Второй этап
Второй этап относится к тому же возрастному периоду. Но разница с первым в том, что малыши учатся счету, проходя специальные математические занятия.
Целью этапа является научить ребенка поэлементному сравнению смежных множеств – множеств, которые отличаются по количеству составляющих на одну единицу.
К основным способам обучения относятся сравнение, прикладывание и накладывание. Благодаря им ребенок овладевает навыком установления равенства из неравенства путем добавления или исключения одного элемента.
Третий этап
Трети этап соотносят с пятым годом жизни.
Цель выражается в ознакомлении ребенка с образованием числа.
На этом этапе дети учатся сравнивать смежные множества и устанавливать равенства, в результате чего овладевают итогом счета, обозначенным числом. Получается, что сначала малыш учится счету, а потом понимает его итог – число.
Четвертый этап
Четвертый этап реализуется на шестом году жизни.
Цель состоит в знакомстве ребенка с соотношением смежных чисел натурального ряда. В результате он приходит к пониманию основного принципа, согласно которому каждое число имеет свое место, каждое следующее число больше предыдущего на одну единицу, а каждое предыдущее – на единицу меньше следующего.
Пятый этап
Пятому этапу соответствует седьмой год жизни.
Целью является объяснение ребенку группового счета (счета группами по 2, 3 или 5). В итоге ребенок начинает осваивать десятичную систему исчисления.
В большинстве случаев на пятом этапе дошкольники заканчивают обучаться счету.
Шестой этап
Шестой этап также соответствует седьмому году жизни.
Направлен на улучшение у детей навыка владения десятичной системой исчисления. Ребенок узнает, как образуются числа второго десятка, начинает понимать, как образуется любое число, что в одном десятке десять единиц, что при прибавлении к одному десятку десяти единиц получается два десятка и т.д.
Таковы установленные А. М. Летушиной основные этапы обучения детей счету. Если вы возьмете эту информацию во внимание и будете выстраивать процесс обучения своего ребенка счету, руководствуясь ей, материал будет усваиваться намного эффективнее, а результаты будут радовать вас и ваше чадо.
Теперь же стоит поговорить о том, когда можно непосредственно приступать к практическим действиям, и какие методы наиболее эффективны в каждом возрасте.
Когда приступать к обучению детей счету. Начальные методы обучения
Как уже стало ясно, с обучением счету как таковому лучше не торопиться, однако понемногу готовить малыша к овладению счетом все-таки нужно. Вот такой системы можно придерживаться:
- Пока малышу нет года. Мозг ребенка еще не готов к полноценному восприятию информации, поэтому обучать счету нет никакого смысла. Однако можно начать его подготавливать.
- Период от 1 до 3 лет. Знакомьте малютку с тем, что такое мало и много. К примеру, одна игрушка – в ручке, а в коробе игрушек много. Используйте куклы, матрешки, машинки и другие игрушки, которые легко помещаются в детскую руку. Долго проводить занятия не нужно, иначе ребенок быстро утомится. Как только увидели, что интерес пропал, займитесь другим занятием.
- Период от 3 до 4 лет. Переходите к сравнению. В процессе можно использовать абсолютно все, что поддается сравнению. Предлагайте малышу объекты разного размера и в разных количествах.
- Период от 4 до 5 лет. Начинайте понемногу считать. Начинать удобно с карточек с картинками, чтобы ребенок научился соотношению понятия числа и количества предметов. Предоставляйте как можно больше визуальной информации – показывайте карточки с количеством объектов и называйте их число. Кроме того, знакомьте ребенка с цифрами, опять же показывая карточки. Загибая и разгибая пальцы, учите считать до десяти. Применяйте в работе «Стосчет Зайцевва». Объясняйте цифры образно: цифра «1» похожа на худого человечка, цифра «2» похожа на лебедя и т.д.
- Период от 5 до 6 лет. На этом этапе переходите к решению простых задач. Стремитесь донести до ребенка информацию о количественном значении числа, т.е. три – это три единички, четыре – это четыре единички и т.д. Приобретите в книжном магазине числовой ряд и показывайте, какие числа больше, какие – меньше, какие стоят впереди, какие – дальше и т.д. Обязательно уделяйте время решению задач наподобие «Сколько мишек?», «Чего больше: кубиков или шариков?» и т.д.
Помните, что обучать счету нужно исключительно поэтапно и планомерно. В дальнейших уроках мы поговорим о методиках обучения счету более подробно. Пока же наша задача – понять принцип будущих действий.
И подводя итог вступительному уроку, мы хотим рассказать вам о том, как можно объяснить ребенку, что такое число.
Как объяснить малышу понятие числа
Понятие числа можно смело назвать основой счета и математики. Но оно, как и любое понятие из области математики вообще, есть некая абстрактная категория. По этой причине часто возникают затруднения при объяснении ребенку сути числа.
Чтобы сделать это было проще, можно взять на вооружение несколько хороших приемов:
- Читайте детские стихи (некоторые можно заучивать). Более всего эффективны считалочки – они могут стать базой для понимания понятия числа. Считалочки предельно просты: «Один, два, три – на маму посмотри», «Раз, два – идем по дрова» и т.п. Еще до того момента, когда ребенок оповестит вас, что у него есть четыре кубика, он уже сможет проговаривать считалочки, тем самым изучая произношение чисел и узнавая их особенности.
- Сравнивайте картинки, где есть сходства и отличия в плане количества изображенных на них объектов. Интересуйтесь у ребенка, в чем разница между картинами, а также давайте ему задание самостоятельно рисовать на бумаге разное количество объектов – домов, животных, деревьев, людей и т. д.
- Используйте счетные палочки. Попросите малютку положить на стол три палочки, а затем спросите, сколько перед ним палочек. Можете разложить палочки по разным сторонам стола и поинтересоваться, сколько на какой стороне палочек. Проделывайте с этими палочками как можно большее количество манипуляций.
- Везде и всегда считайте: поднимаясь по ступенькам, кушая кашку ложками, собирая пирамидку из кубиков, сгибая и разгибая пальцы на ручках и ножках и т.д. Старайтесь обращать внимание своего чада на происходящее вокруг, где бы вы ни находились и что бы ни делали. И всегда интересуйтесь о том, сколько того или иного он видит рядом с собой.
- Даже в самом маленьком возрасте можно не просто называть числа, но внедрять элементы математических операций. К примеру, так: «Во дворе пять скамеек, мы с тобой посидели уже на трех. На скольких лавочках мы еще не сидели?», или «Смотри, всего десять ступенек, вот одну мы прошли. Сколько осталось ступенек» и т.п. Пусть малыш еще не понимает, чего вы от него хотите, зато он подсознательно будет воспринимать поступающую информацию, что непременно проявится в будущем.
Уясните для себя самое важное: обучение счету должно быть ребенку в радость, и он должен получать от него удовольствие. Поэтому ни в коем случае не заставляйте ребенка изучать счет и цифры. Лучше превращайте все занятия в игру. Также очень важно показать растущему человечку, почему считать нужно уметь и какая от этого польза. Впрочем, обо всем этом мы еще поговорим.
Во втором уроке вы познакомитесь с наиболее распространенными подходами к обучению счету, несколькими упражнениями и секретами успешного обучения.
Урок 1. Самые распространенные методики обучения детей счету
Умение считать делает жизнь даже взрослого человека намного легче, ведь оно позволяет быть более эффективным в работе, экономить время, достигать более высоких результатов. Что же касается детей, то навыки устного счета нужны, чтобы они могли более успешно овладевать точными науками, когда будут учиться в школе, а также грамотно оперировали объектами окружающего мира.
Как уже стало ясно, думать о том, как же научить свое драгоценное чадо считать, нужно еще задолго до того момента, когда придет пора идти в первый класс. Именно из-за потребности в соответствующих обучающих методиках и актуальности этого вопроса вообще не только специалисты по дошкольному образованию, но и сами родители на протяжении многих лет, учась на своих ошибках, придумывали различные способы научить детей считать.
Урок 2. Преимущества и недостатки основных методик обучения детей счету
Во втором уроке мы говорили о самых распространенных методиках обучения детей счету. В этом же уроке мы более подробно разберем упомянутые нами ранее методы Николая Зайцева и Глена Домана, конкретнее побеседуем о счете на пальцах и устном счете, а также укажем на плюсы и минусы всех этих способов.
Мы уже поняли, что умение считать, вместе с умением читать и писать, относится к первой ступени в домашнем обучении. Вполне вероятно, вы уже попробовали свои силы в обучении счету ребенка, и, скорее всего, заметили, что успеха можно достичь, даже не имея специальных дидактических средств и педагогических навыков.
Урок 3. Подготовка к счету для самых маленьких: советы, занятия, игры, книги
Научить считать можно любого ребенка. Вопрос лишь в том, как это сделать. Несмотря на то, что счет (в том числе и быстрые вычисления) не представляет собой серьезной сложности, одним детям он дается чуть ли не в мгновение ока, а другие понимают информацию с трудом. Не зная, как донести до малыша, казалось бы, элементарных вещей, некоторые родители прибегают к всевозможным ухищрениям, а другие и вовсе опускают руки. В вопросе полноценного воспитания и развития личности ни то, ни другое совершенно не годится, и выход из положения есть один – знать, как, когда и что нужно делать. Об этом мы и поговорим.
Урок 4. Изучение чисел
Любое обучение счету и числам всегда должно начинаться с усвоения элементарных количественных понятий, таких как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну» и т.п. И дети легко уясняют их еще в ясельном возрасте. Ваша основная родительская задача – просто помочь им в этом. Формировать же навыки количественного сравнения можно в процессе каждодневной жизни. Так, вместе с малышом можно сравнивать количество конфет или бутербродов, квартир на площадках и ступенек на лесенках, косичек и бантиков у девчушек и т.д. Однако приниматься сразу за большие группы предметов не нужно, ведь все должно начинаться с малого.
После освоения количественных понятий наступает пора знакомства малыша с миром чисел. Как вам уже известно, происходить это должно в интересной и увлекательной для ребенка форме, для чего и следует применять методы, рассмотренные нами в первых уроках.
Урок 5. Принципы обучения счету. Счет до 10, до 20 и до 100. Счет столбиком
Как только дети достигают возраста 2-3 лет, приходит время заниматься с ними счетом более серьезно, нежели просто рассказывать, что такое «мало» и «много», и сколько будет «2 + 2». Этот возрастной период характеризуется максимальной познавательной активностью, а когнитивные способности достигают своего пика. Поэтому-то и сами ребятишки отличаются любознательностью и желанием научиться чему-то, чего не умели раньше. В итоге поступающая информация ложится на благодатную почву, а затем начинает активно применяться детьми в их взаимодействии с окружающими предметами и людьми.
Но при обучении ребенка счету всегда следует иметь в виду, что некоторые данные могут усваиваться несколько проблематично. Ребенок может, например, упустить какие-то числа из числового ряда или вовсе изменить их очередность. Причиной этому служит избирательность детской памяти – по большей части в ней задерживается то, что вызвало в сознании эмоциональный отклик, в частности – интерес. Поэтому и обучение следует строить с основой на нескольких основополагающих принципах, с которыми вам обязательно нужно познакомиться.
Урок 6. Изучение таблицы умножения
Цифры изучены, основные математические понятия усвоены, ребенок свободно считает до сотни, складывает и вычитает – все это говорит о том, что пора приступать к изучению таблицы умножения.
Таблица умножения может даваться будущему школьнику сложнее, чем основы математики, и как родитель, заинтересованный в развитии своего чада, вы обязаны оказать ему в этом деле поддержку. Как и раньше, вам потребуется солидная доля терпения и настойчивости.
Урок 7. Устранение проблем с математикой
В этом уроке мы постараемся рассмотреть не столько проблемы с технической стороной усвоения математических знаний, сколько проблемы более глобального, можно сказать, психологического характера.
И причин тому несколько. О них вы узнаете в этом уроке.
Урок 8. Как влюбить ребенка в математику
Можно бесконечно заниматься с ребенком математикой, учить таблицу умножения, решать сотни примеров, но все равно так и не добиться того, чтобы он начал испытывать к этому предмету теплые чувства. Для множества детей математика представляет собой не только сложный, но и очень скучный предмет. В итоге числа, примеры и задачи и неинтересны детям, и даются им с большими трудностями. Многие родители в таких случаях приходят к выводу, что у их детей гуманитарный склад ума, однако далеко не всегда причина кроется в отсутствии способностей к техническим наукам и проведению всевозможных вычислений.
Как известно, отношение к чему-либо автоматически воздействует на желание иметь с этим дело. Вспомните себя: как часто бывает, что вам что-то не нравится, вследствие чего, даже если приходится с этим взаимодействовать (выполнять какие-то дела, решать какие-то задачи, общаться с конкретными людьми), вы не проявляется совершенно никакого энтузиазма. Точно так же обстоит ситуация и в контексте нашей темы. Вполне вероятно, неудачи ребенка в математике связаны с тем, что он просто не любит ее. И чтобы исправить ситуацию, нужно знать способы, посредством которых можно привить своему чаду любовь к математике. Помните, что в первую очередь ваша задача, как родителя-педагога – это донести до сознания дитя, что математика может быть и интересной, и полезной, да и вообще от нее можно получать удовольствие.
Урок 9. Простейшие математические приемы
Рассмотрев самые важные вопросы и наиболее трудоемкие моменты в процессе обучения детей счету, теперь мы можем позволить себе немного расслабиться. Сегодня мы познакомимся с десятью простейшими математическими приемами, которые, во-первых, помогут осознать вашему ребенку, что математика – это просто и интересно, а во-вторых, научат его получать удовольствие от вычислений. Впрочем, и вам самим, как родителям, будет полезно освежить в памяти арифметические знания и, быть может, открыть для себя нечто новое.
Представленные ниже математические приемы улучшат навыки вашего драгоценного чада и ускорят его выполнение математических приемов в уме.
- Во-первых, представленный раздел нашего курса посвящен обучению счету детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста.
- Во-вторых, о многих технических проблемах уже шла речь в первых уроках данного раздела, и мы дали предостаточно информации на тему того, как избежать самых распространенных ошибок, из-за которых и возникают технические проблемы.
- В-третьих, психологический аспект важен потому, что уже в младшем возрасте можно проследить, возникают ли у ребенка трудности с усвоением материала, испытывает ли он тягу к математическим знаниям, к чему больше тяготеет – к гуманитарным или точным наукам.
Далее предлагаем немного передохнуть и получить заряд дополнительной мотивации для прохождения курса.
Цитаты известных людей об умении считать
В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей об умении считать:
Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него.
Пифагор
Ум сугубо математический будет правильно работать, только если ему заранее известны все определения и начала, в противном случае он сбивается с толку и становится невыносимым, ибо правильно работает лишь на основе четко сформулированных начал.
Блез Паскаль
Математика заключает в себе не только истину, но и высочайшую красоту – красоту холодную и строгую, подобную красоте скульптуры.
Бертран Рассел
Господь сотворил целые числа, остальное – дело рук человека.
Леопольд Кронекер
Математика – царица наук.
Карл Фридрих Гаусс
Книга природы написана на языке математики.
Галилео Галилей
Математика – это доказательство самых очевидных вещей наименее очевидным способом.
Джордж Пойа
Устройство нашего мира нeпостижимо без знания математики.
Роджер Бэкон
Всякий, кто не может разобраться в математике, – не вполне человек. В лучшем случае – безвредный недочеловек, научившийся носить обувь, мыться и не мусорить в доме.
Роберт Хайнлайн
Эта жизнь хороша лишь для двух вещей: узнать о математике и изучать математику.
Симон Пуассон
И теперь самое время перейти к первому занятию.
Кирилл
1 Методики обучения →
способов научить считать — PreKinders
Карен Кокс | Партнерское раскрытие информации | Filed Under: Numbers and Count
Вот 15 способов научить навыкам счета в Pre-K.
Наборы для изготовления
Используйте каталожные карточки для небольших счетных ковриков. Дети отсчитывают наборы на каждой каталожной карточке. (На этом фото дети считали наборы из 2 штук.)
Коробка для мусора Счет
Я использовала доски для сухого стирания в качестве счетного «коврика», на который дети могли класть свои жетоны. Я написал цифру на доске для сухого стирания каждого ребенка, затем попросил их определить цифру и отсчитать это количество фишек на своей доске. После того, как я проверил их работу, они смогли стереть номер, и я написал новый номер на их доске. Каждый ребенок мог работать в своем темпе и на своем уровне способностей. Одни дети работали с цифрами от 1 до 5, а другие считали больше 10.
Для математических счетчиков можно собирать множество интересных материалов. Некоторые идеи — пластиковые ящерицы или жуки из долларового магазина, пластиковые драгоценности, маленькие фигурки из пенопласта, ключи, морские ракушки.
Карточки с точками
Карточки с точками изготавливаются из учетных карточек и цветных наклеек с точками. Я сделал карточку для каждого числа от 1 до 10, написав числа рядом с точками. Дети считают вслух, помещая каждый математический счетчик на каждую точку. Они используют их, когда начинают учиться считать, чтобы помочь им разместить правильное количество математических жетонов на карточке. Загрузите распечатанные карточки с точками.
Подсчет фруктов
Я наклеил точки на одноразовые пластиковые тарелки и закрыл середину прозрачной контактной бумагой. Каждая пластина имеет разное количество точек. Дети считают точки на тарелке, называют число, затем отсчитывают количество фруктов, которое нужно положить на тарелку. Можно использовать любой тип прилавков, если прилавки для фруктов недоступны. Они похожи на карты с точками выше, за исключением того, что я не писал числа рядом с точками, потому что в этой игре целью был только подсчет и взаимное соответствие, а не определение числа.
Path Games
Дети бросают игровой кубик и подсчитывают количество ячеек, на которые нужно переместить свою игровую фишку. Игры с дорожками могут быть разработаны так, чтобы соответствовать разным уровням навыков, так же, как и игры с сеткой.
Игры «Считай и угадывай»
Я сделал этот набор из картона, автомобильных наклеек и прозрачной контактной бумаги. Есть две карты, представляющие каждое число. Дети считают автомобили на каждой карточке и сопоставляют карточки с одинаковым количеством машин. Я позаботился о том, чтобы разместить наклейки в разных местах, чтобы они не казались одинаковыми на первый взгляд (на самом деле их нужно считать).
Домино
Дети считают и сопоставляют количество точек на костяшках домино.
Штампы для пластилина
Дети нажимают штамп с числом на пластилин и отсчитывают количество шариков, которое нужно вдавить в пластилин. (Эти штампы из пластилина поступили из Лейкшор.)
Пронумерованные наборы для рисования
Дети рисуют простые картинки (радуги, цветы, солнца, воздушные шары, человечки из палочек и т. д.), чтобы представить число. Например, для числа 3 они могут нарисовать 3 солнца.
Fish Tumble
Дети используют навыки распознавания чисел и навыки счета, чтобы расположить рыбки по порядку на синем войлоке (пруд). Я сделал их, написав цифры на пенопластовой рыбке из магазина для рукоделия (вы можете использовать любую пенопластовую форму).
Игра «Божья коровка»
В этой игре 2 уровня. На одной стороне палочек написано число с соответствующим количеством божьих коровок, отштампованным на палочках. Дети определяют число, затем помещают каждую фишку божьей коровки на божью коровку на палочке, считая вслух. На оборотной стороне клюшки написана цифра, но она не проштампована. Более продвинутые дети могут использовать немаркированную сторону, а затем самостоятельно проверить свой ответ, проверив обратную сторону.
Подсчет самолетов
Каждый месяц мы отслеживали, сколько самолетов пролетало над нашей игровой площадкой, пока мы были на улице. Всякий раз, когда дети видели на улице самолеты, мы вели счет в уме (обычно пролетало не более 3-х). Затем, когда мы заходили внутрь, мы добавляли столько же самолетов на нашу карту. Дети часто были замечены на диаграмме, считая, сколько мы видели до сих пор.
Книга с числами
На фотографии показана сделанная нами книга для подсчета пауков. Дети определяли цифру, а затем отмечали это количество кружков на странице маркером бинго. Нарисовали ножки и глаза карандашом. Я всегда убеждаюсь, что детям удобно считать с помощью манипуляторов, прежде чем делать книгу с числами, чтобы они не расстраивались, пытаясь сделать книгу без ошибок.
Mystery Socks
Дети работают с партнером, чтобы играть в эту игру. Им понадобится один носок и 5 плоских цветочных шариков (плоские шарики отлично подходят для математических манипуляций, потому что они не укатятся). Один ребенок кладет в носок определенное количество шариков. Другой ребенок не глядя лезет в носок, считает шарики, ощупывая их, и называет число. Затем дети могут вынуть шарики из носка, чтобы проверить правильность ответа.
Нити с драгоценными камнями
Нити с драгоценными камнями представляют собой цепочки из цветных пластиковых драгоценных камней, которые разрезаны на сегменты: 1 драгоценный камень на цепочку, 2 драгоценных камня на нить, 3 драгоценных камня на нить и так далее (до 10). Каждому ребенку необходим один набор цепочек с камнями от 1 до 10 и набор карточек с цифрами от 1 до 10. Дети берут по одной цепочке драгоценностей из своего контейнера, пересчитывают драгоценности на цепочке и сопоставляют ее с правильной карточкой с цифрами.
Узнайте больше о способах обучения счету здесь.
О Карен Кокс
Карен является основателем PreKinders.com. Она также работает штатным учителем Pre-K в Джорджии. Подробнее…
ПОИСК
14 способов научить считать от заданного числа – Раннее обучение
Дети учатся считать, как роботы. Это, конечно, не плохо — так оно и есть. Вы считаете ими, когда поднимаетесь по лестнице, или считаете облака в небе, или проезжающие машины, и всегда начинаете с единицы.
Все это прекрасно, и в жизни функция счета обычно начинается с единицы.
Однако это означает, что они учатся считать наизусть. Вы программируете попугая на произнесение 1,2,3. Они не всегда визуализируют последовательность чисел. И если вы попросите их начать считать с любого другого числа, они найдут это совершенно невозможным.
Научите считать от заданного числа путем повторения в забавных контекстах. Игры и занятия используются, чтобы заставить детей сосредоточиться. Используйте куклы, реквизит и захватывающие ресурсы, чтобы заставить их петь с разных номеров. Требуется много моделирования от взрослого.
Читайте дальше, чтобы узнать о лучших играх для эффективного обучения счету от заданного числа…
Так почему бы просто не начать с одной?
В жизни бывает много ситуаций, когда нет необходимости начинать считать с единицы.
Например, у вас есть четыре конфеты, и вы получаете еще одну. Если вы можете начать считать с четырех, это легко – четыре, пять. Однако если вы запрограммированы всегда начинать с одного, это займет немного больше времени — один, два, три, четыре, пять.
Этот процесс значительно удлиняется, если у вас есть тридцать конфет для начала. Или тысяча!
Чтобы начать решать задачи в реальной жизни и использовать простое сложение в практическом контексте (например, в примере со сладостями), полезно иметь возможность начинать с разных чисел.
Важно для следующих вещей:
- Найти еще
- Добавление
- Оценка
Когда начинать считать с разных номеров?
Я думаю, вы должны начать делать это, когда дети будут уверенно считать от 1 до подросткового возраста и, возможно, до двадцати.
Существует множество способов поддержать и научить детей развивать этот простой механический счет от 1. (Если вы не знаете, что такое механический счет и какие игры лучше всего этому обучают, ознакомьтесь с этим).
Делать это раньше, может быть, слишком рано, и это только внесет путаницу. Им достаточно трудно запомнить эту длинную последовательность необычных слов и понятий, и лучше подождать, пока они не освоят ее.
Сейчас самое время для стратегий…
1.
Счет по кругу
Это отличный способ начать игру. Хотя не обязательно начинать с заданного числа, это хорошо для того, чтобы дети думали, что будет дальше.
Просто сядьте в круг и попросите их считать, начиная с одного и каждого ребенка, называя по одному числу за раз. Чтобы помочь им сосредоточиться, вы можете попросить их передать игрушку и назвать число только тогда, когда вы держите игрушку.
Как я уже сказал, вы начинаете с единицы, так что на самом деле это не расчет с заданного числа. Тем не менее, это закладывает основу для этого и размышлений о том, «что будет дальше».
2. Счет в парах или командах
Это следующий шаг. Самый простой способ — объединиться в две команды. Они сидят или стоят лицом друг к другу. Тогда это похоже на теннисный матч. Одна команда говорит «один», другая команда говорит «два»… и вы продолжаете в том же духе.
Опять же, не рассчитывая от заданного числа, а закладывая решающую основу.
Немного сложнее сделать это в парах.
Объединитесь и один ребенок скажет «раз», другой говорит «два» и продолжите…
3. Счетные палочки
Счетные палочки — один из лучших способов представить ряд математических понятий. Это отличное первое знакомство с числовой линией. Чтобы узнать 17 моих любимых игр со счетной палочкой, взгляните на это.
Простая игра со счетом — следовать за игрушкой. Игрушка стартует с одного конца счетной палочки и прыгает по секциям палочки. Дети произносят число каждый раз, когда оно попадает на секцию.
Вы можете сказать им, например, что один конец палки равен 3. Затем попробуйте сосчитать от 3 до 4, 5, 6 и т. д. Следуйте за игрушкой и старайтесь идти дальше. Повторяй, повторяй, повторяй! В первый раз они не будут знать, что вы делаете, поэтому попробуйте несколько раз.
4. Используйте числовую строку
Эта стратегия работает, если дети могут распознавать числа. Если они не могут, это не так полезно.
Возьмите пальчиковую марионетку и начните с числа в строке. Затем просто прыгайте с марионеткой и заставляйте их говорить, на какое число она приземляется каждый раз.
Это также можно сделать с помощью счетной палочки с наклеенными на нее цифрами.
5. Считать разными голосами
Это отличное развлечение! Скажем, сегодня мы будем использовать разные голоса и все вместе будем петь числа. Некоторые классические голоса — это призраки, инопланетяне, ведьмы, львы и принцессы — но пусть дети творят. Они придумают какую-нибудь классику.
Возьмите пакет с числами от 1 до 5 и выберите один, например. 4. Попробуйте сосчитать, как призраки из 4. Затем повторите. Повторение действительно помогает.
6. Используйте кубики
У меня разные голоса в кубиках. Бросьте кости и посмотрите, какая картинка выпадет. Затем посчитайте этим голосом.
Можно заставить марионетку прошептать, каким голосом начать, а затем использовать голос из кубиков, чтобы начать с этого числа.
Это одна из моих любимых игр с механическим счетом (узнайте 17 моих лучших игр здесь).
7. Используйте два кубика
Я также использую два кубика для веселой игры. На одном кубике изображены символы, а на другом — цифры. Цифры могут подсказать вам, с какого числа начать отсчет.
Бросьте оба кубика и готово! Вы можете, например, получить четыре и призрак. С вашими лучшими призрачными голосами начните считать с четырех и убедитесь, что вы прошли десять. Всегда идти после десяти!
8. Используйте марионетку
Куклы — один из лучших способов обучения математике счету в целом. Вы наверняка замечали, что дети часто слушают кукол гораздо внимательнее, чем взрослые. Куклы – это палочка-выручалочка, которую действительно нельзя игнорировать!
Забавная игра: заставить марионетку вытащить число из мешочка. Затем все дети помогают марионетке считать от этого числа.
Если вы хотите узнать мои лучшие 22 игры по использованию кукол в обучении, взгляните на это.
9. Счет при ударе по инструменту
Инструмент просто вызывает у них интерес. Чтобы по-настоящему заинтересовать их, дайте каждому по инструменту. Попробуйте синхронно ударить по своим инструментам, начав считать с разных чисел.
10. Прыжки/хлопки/подпрыгивания и т. д.
Физические действия хорошо сочетаются со счетом. Это хороший процесс, чтобы объединить одно действие с одним номером. Это действительно закрепляет счет 1:1 в уме ребенка.
В этой игре выберите действие. Я также использую для этого кубик действия. У меня есть кубик с шестью действиями — прыжки со звездой, прыжки, хлопки в ладоши, прыжки и т. д.
Выберите действие, а затем выберите число, с которого нужно начать. Рассчитывайте на это число, когда прыгаете или прыгаете!
11. Прыжки по цифре на полу
Это отличное занятие на свежем воздухе. Также хорошо, если у вас есть какая-то гигантская числовая линия на полу внутри. Снаружи его можно было нарисовать на земле мелом или заклеить скотчем.
Простая игра в кости. Бросьте кости, и любое число, которое вы выбросите, будет числом, с которого вы начнете, например. 4. Начните с 4 и прыгайте по числовой строке, произнося каждую цифру, пока не дойдете до конца.
Это одно из 50 заданий, которые вы найдете в моем подробном посте о лучших математических играх на свежем воздухе.
12. Простые настольные игры до десяти
Вы можете создать свою собственную настольную игру «Ипподром». Имейте сетку с числами и несколько фишек для игроков.
Игроки бросают кости один за другим и перепрыгивают выпавшее число вперед.
13. Бросание предметов в коробку
Это хорошая игра на слух, смешанная с математикой. Имейте поднос и несколько блоков, а также простыню, чтобы скрыть то, что вы делаете.
Несколько блоков уже в лотке. Покажите детям и попросите их сосчитать их.
Затем скажите, что вы собираетесь бросить еще несколько блоков в лоток, и мы будем рассчитывать, сколько их там. Если вы начинаете с трех, вы говорите: «Три, (бросьте кубик)… четыре… (бросьте кубик)….пять…» Продолжайте считать, пока не перестанете их бросать. Сколько у нас есть?
Пересчитайте их еще раз, чтобы убедиться, что вы правы.
14. Старт после десяти
Это хороший навык, если вы всегда рассчитываете выйти за пределы десяти. Детям нужно «соединить» десять, и они знают, что это еще не конец.
Иногда полезно начать считать больше десяти. Это определенно сложнее, чем начинать с отдельных фигурок, но это полезный навык, и с ним стоит упорствовать. Любая из вышеперечисленных игр может быть адаптирована с отправной точкой больше десяти.
Заключение
Дети часто учатся считать, как роботы, но важно смешивать их опыт счета и числа как можно раньше, когда они к этому готовы. Чем больше гибкости математического мышления вы сможете привнести раньше, тем лучше.
Важно отметить, что считать с заданного числа может быть очень весело. Используйте марионеток, реквизит, дурацкие голоса и любые другие трюки, которые вы можете придумать, чтобы заставить их считать, и подготовьте их к вычислениям различными способами.