Skip to content

Методика работы с детьми раннего возраста: Методики раннего развития — популярные методики развития детей раннего возраста

Методика проведения и особенности приемов обучения в раннем возрасте | Методическая разработка:

Методика проведения и особенности

приемов обучения в раннем возрасте

 Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, воспитатель также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Поэтому занятия с малышами должны быть основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

2. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Следовательно, элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

3. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Таким образом, чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

4. Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.

Используются знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому нужно показать ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного рассказать об этих домашних птицах, а потом начинать играть.

Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

Таким образом, содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора.

5. Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Таким образом, материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

6. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут.

При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Следовательно, на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

7.Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец.

При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывать о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.

Итак, игра должна иметь начало, продолжение и конец.

8. Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями.

Таким образом, каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

9. Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

Таким образом, чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

10. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка их деятельности, достижений необходимы малышам.

Поэтому нужно стараться отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентировать на ней внимание. Лучше сказать, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!».

Следовательно, чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, нужно хвалить их почаще.

Речевые  занятия с детьми раннего возраста также имеют ряд особенностей:

— Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком

— Необходимость подготовительного этапа. Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить ребенка. Прежде всего – игры на развитие подражания.

— Особенности речевого сопровождения занятия. Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.

— Организация специальных игр. Ребенок 2–3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опыте ребенка, в логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы в речи педагога, использование жестов, договаривание ребенком слов и фраз и др.

— Кроме вышесказанного следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: возможны повышенная утомляемость, невнимательность и др.

Приемы по развитию речи

 1. Показывать и называть предметы, находящиеся в комнате, задавать вопросы: Где собачка? Где часики? Собака лает: «Ав-гав», корова мычит «Му».

2. Прятать игрушки на глазах у детей и спрашивать: Где игрушки? Вот заяц! Белка!

3. Ладушки, пестушки, разные формы пальчиковых игр.

4. Можно играть в прятки. На головку набросить платок. Где Вова? Вот он! Сам с собой играет.

5. Должен понимать слово «нельзя» с 10 месяцев. Но лишь в случае: забрать папины часы, но дать что-либо интересное взамен.

7. Значение словарной работы. Особенности формирования словаря у детей разного возраста.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Словарная работа– это планомерное расширение активного словаря для детей за счет незнакомых или трудных для них слов через расширение окружающего.

Например, ручей: чистый, голубой, разговорчивый, серебристый, быстрый, лучистый, звонкий, прозрачный, освежающий, бурлящий, журчащий, холодный.

Осень: золотая, поздняя, ранняя, пестрая, теплая, хмурая, холодная, радостная, багряная, солнечная, дождливая, ситцевая.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря — освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Формы словарной работы:

1. Экскурсии

2. Наблюдения

3. Прогулка

4. Рассматривание картин, игрушек, предметов:

— первичное знакомство

— ознакомление со свойствами и качествами

— формирование понятий

5. Дидактические игры

6. Отгадывание и загадывание загадок

Принципы словарной работы

1. Ознакомление с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности

2. Развитие психических процессов и умственных способностей

3. Задачи словарной работы решаются в единстве и определённой последовательности

Значение словарной работы:

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться, понимать литературу, радио, телепередачи. Следовательно, дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря, как одну из важных задач по развитию речи.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.

Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Проводя словарную работу, одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

Методики раннего развития детей от 1 до 3 лет

Среди педагогов и психологов появляется все больше сторонников раннего развития детей. В этом деле очень полезны становятся методики раннего развития. Японские специалисты полагают, что начинать занятия с ребенком после трех лет уже поздно. Система врача Г. Домана основана на том, мозг человека с рождения настроен на обучение и развитие, что дети не нуждаются в мотивации к познанию, пока активно растут.

Теоретические предположения Гленн Доман подтвердил практическими экспериментами. Из них следует, что постепенно наращивая сложность развивающих занятий, из каждого ребенка можно вырастить интеллектуала.

3 типа детского развития

Раннее развитие – это развитие детей от 1 года и даже раньше. Специалисты разделяют психологическое развитие ребёнка на 3 вида:

  1. Преждевременное. Невозможно научить младенца тому, что он априори не может. Например, говорить или ходить. Всему своё время.
  2. Своевременное. Наиболее верный вариант развития детей. При нём маленькому человечку выдаётся такой набор информации и навыков, которые соответствуют его физическим и умственным особенностям.
  3. Позднее. В детстве у малыша присутствуют сенситивное время развития. Это такой период, когда его мозг и организм в целом наиболее приспособлен для восприятия нового. Если этот рок пропустить, то наступает позднее развитие. Конечно, научить человека кататься на коньках можно в любое время, но если вы хотели вырастить профессионального спортсмена, то упущенного времени не вернуть.

Суть раннего развития ребёнка

Для раннего развития ребенка до 2 лет нужно соблюсти ряд правил, которые бы помогли максимально верно донести до малыша новую информацию.

  • Организация интеллектуального пространства. Заполните комнату ребёнка развивающими книжками. Поставьте на полки игрушки, которые способствуют раннему развитию памяти детей.
  • Формирование художественного вкуса. Прививайте малышу с раннего детства любовь к чтению, приучайте слушать классическую музыку, ходите месте с ним в музеи и на выставки.
  • Усиление коммуникации. Чем больше ребенок будет общаться, тем сильнее разовьется его словесные навыки, увеличится словарный запас, улучшатся отношения между членами семьи. Это способствует раннему развитию речи детей.
  • Обучение по специальным методикам, упражнениям, пособиям.

Популярные методики раннего развития детей

Раннее развитие детей очень важно. Отличные результаты в развитии речи и обучении чтению демонстрирует методика Зайцева. Ребенку нужно предлагать складывать из кубиков с буквами уже известные ему слова. Каждое новое слово автор методики советует записывать в специальную тетрадь и включать в игру с кубиками. Далее в альбом вместе с ребенком крупными буквами записываются короткие рассказы.

Авторы многих разработок связывают должный уровень физического развития с ростом нижних отделов головного мозга. В теории Домана есть специальный раздел, посвященный физическому развитию. Автор полагал, что стоит укреплять врожденный инстинкт ползания, и этого будет достаточно для активного развития.

Все авторские разработки включают в систему раннего развития занятия математикой. В системе Зайцева обучение счету основано на образном представлении числа, а не на его цифровой записи. Отличные результаты дают занятия ментальной арифметикой. После прохождения курса дети очень быстро считают в уме, а благодаря нагрузке на правое полушарие развивают личностные качества, остающиеся в тени при классическом образовании.

Огромную роль в развитии детей играет накопление различной полезной информации, приобретение энциклопедических знаний. Источники их получения – сказки, детские спектакли, экскурсии, творческие занятия, – все, что расширяет кругозор малыша.

За и против раннего развития

Как и всё важное, развитие ребёнка до 3 лет имеет свои плюсы и минусы. Многие мамы и папы спорят друг с другом, размышляя, когда начать обучение ребёнка различным навыкам и умениям.

«За» раннее развитие:

  1. В современном мире существует огромный поток информации, в котором с самого детства нужно уметь отобрать важное и отбросить ненужное. Таким образом, с самого младенчества нужно готовить малыша к нашим реалиям.
  2. Дети, которые занимаются по особым методикам развития интеллекта, имеют большое преимущество перед сверстниками. Они лучше читают, считают, запоминают.
  3. Дополнительные образовательные курсы помогают выявить, что у ребенка получается лучше всего. То есть способствуют профориентации детей.
  4. Различные секции и занятия даже для самых маленьких иногда проводятся в группе. Таким образом, ваш ребенок будет быстрее социализироваться.

«Против» раннего развития:

  1. Здоровый и умный ребенок способен самостоятельно освоить нужные навыки и умения в своё время.
  2. Дополнительные занятия могут привести к чрезвычайной нагрузке, стрессам и переутомлению ребенка.
  3. Иногда какие-то навыки прививаются детям не в то время, которое нужно. Например, младенца учат ходить или 3-летнего малыша обучают скорочтению. Нужно помнить, что всему своё время.
  4. Повышенные требования к сыну или дочери могут негативно отразиться на психике ребенка. Не нужно заставлять малыша всегда и во всём быть лучшим. В конце концов, это просто нереально. Также не стоит свои детские мечты переносить на ребенка. Если вы хотели стать великим фигуристом, а у вас не вышло, не стоит отправлять отпрыска на каток. Может быть, ему больше интересны шахматы.

Раннее развитие памяти для детей

Память ребёнку нужно развивать с самого раннего детства. Чем больше малыш будет запоминать, тем бОльших успехов он достигнет в будущем. Хорошая память облегчит его обучение в школе и даст возможность поступить в престижный вуз, а потом найти хорошую работу.

Раннее развитие речи у детей

Коммуникационные навыки также очень важны. Мы живём в обществе, поэтому нужно уметь подчиняться его законам, договариваться со своими близкими и коллегами, уметь находить общий язык. Необходимо с раннего возраста развить ребенку речь, поставить голос, пополнить словарный запас и улучшить эрудицию.

Когда начинать?

Методики развития детей дошкольного возраста также необходимы. Психологи и педагоги чаще всего отвечают на этот вопрос так: «Вы уже опоздали». Заниматься с ребенком нужно с самого рождения, подбирая программы, игры, соответствующие его возрасту.

Время и усилия, потраченные на занятия физической культурой, развитием речи, чтением, математикой с лихвой оправдываются. Дети вырастают умными, интересующимися учебой, способными, любознательными.

методик изучения детей | Encyclopedia.com

Когда исследователь решает изучить детей, задача обычно начинается с выбора темы или поведения для изучения, а затем сосредоточения внимания на основном методе, который позволит собрать информацию наиболее эффективным и действенным образом. У исследователей детского развития есть множество методов исследования, из которых они могут выбирать. Эти методы существенно различаются. Например, в тематическом исследовании исследование, как правило, не слишком сильно вторгается в жизнь субъектов исследования, и экспериментальный контроль не является главной заботой исследователя. И наоборот, в экспериментальном или квазиэкспериментальном исследовании исследование, как правило, более интрузивно, и исследователи желают иметь определенный экспериментальный контроль. Понимание сильных и слабых сторон каждого метода играет важную роль при принятии решения о том, какой из них использовать в конкретном исследовании.

Тип метода, который выбирает исследователь, зависит от нескольких факторов: проверяемой гипотезы или поставленного исследовательского вопроса, типа собираемой информации, плана исследования, количества участников, и любые этические соображения, касающиеся участников. Независимо от того, какой метод используется, крайне важно, чтобы исследование проводилось в соответствии с научно принятыми процедурами.

Одной из первых задач исследователя детского развития является выбор основного метода сбора информации. Научные исследования обычно делятся на две большие категории: исследования, проводимые с использованием качественных методов, и исследования, проводимые с использованием количественных методов. Как следует из слова «качественный», качественные методы используют нечисловые схемы и пытаются изучать явления индуктивно, как процесс и в том месте, где эти явления происходят. И наоборот, количественный подход пытается измерять явления численно и делать выводы дедуктивно и в отношении результатов или продуктов. Оба подхода широко представлены в исследованиях детей.

К основным типам качественных методов относятся наблюдение, самоотчеты и тематическое исследование. Исследователи часто предпочитают смотреть на поведение напрямую через своего рода систематическое наблюдение. Существует ряд вариантов в зависимости от желаемого уровня вторжения и типа среды, в которой должно происходить наблюдение. Наименее навязчивая форма наблюдения называется натуралистической. При проведении натуралистического наблюдения исследователь наблюдает за поведением в естественной среде, например дома, в детском саду или в школе. Это может быть отличным способом наблюдать за тем, что происходит в повседневной жизни. Недостатком, однако, является то, что исследователь мало контролирует окружающую среду и, следовательно, любые посторонние переменные (факторы, отличные от исследуемого поведения). Кроме того, поведение может не проявляться очень часто или вообще не проявляться во время наблюдения. Чтобы решить эту проблему, исследователь может организовать наблюдение в месте, где условия одинаковы для всех участников. Например, для этой цели можно устроить лабораторную обстановку или искусственный класс. К сожалению, в такой обстановке участники могут вести себя не так, как в обычной обстановке. Независимо от того, как организовано наблюдение, данные наблюдений, иногда называемые полевыми заметками, должны быть тщательно изучены на предмет тем и основных идей.

Использование самоотчетов — еще один способ качественного сбора информации. Существуют две формы самоотчетов. Первый — это метод интервью, при котором исследователь задает вопросы участникам либо в неформальной, либо в формальной обстановке и записывает ответы. Вторая форма — это инструмент самоотчета, в котором участники отвечают на вопросник или какой-либо другой тип структурированного инструмента. Обе формы имеют преимущества и недостатки. Структурированные инструменты обеспечивают контроль над внешними и посторонними раздражителями, позволяют сравнивать ответы и помогают в эффективном сборе данных. Интервью могут предоставить более богатую информацию и выявить аспекты участников, которые не могут быть измерены в структурированных инструментах, например, как участники думают и действуют в естественной среде. К сожалению, результаты открытого интервью трудно использовать для целей сравнения отдельных лиц или групп лиц. Богатые данные, полученные в ходе интервью, могут быть получены за счет стандартизации, что исключает возможность сравнения ответов участников.

Третий качественный метод исследования — это клинический метод, или тематическое исследование. Тематическое исследование позволяет исследователю получить подробную информацию о развитии одного человека. Богатые данные дают обширную картину процесса развития человека. В свою очередь, это означает, что в исследовании участвует только один человек и любые выводы, которые
нарисованное нельзя легко обобщить на других людей.

Количественные методы исследования детей

Существует три типа количественных методов исследования: корреляционные, экспериментальные и квазиэкспериментальные. В какой-то степени каждый из этих планов позволяет исследователю установить взаимосвязь между различными факторами, а затем указать причины этих взаимосвязей. Первоначальная ответственность исследователя состоит в том, чтобы найти общий план, который проверяет гипотезу с максимальной ясностью.

Корреляционный план используется для определения наличия отношений между двумя или более переменными. В конечном итоге исследователь хочет определить, совпадает ли изменение одной переменной с изменением второй переменной. В корреляционном плане не происходит никаких манипуляций с переменными. Например, поведение ребенка измеряется в том виде, в каком оно происходит естественным образом, а затем вычисляется числовой индекс, отражающий взаимосвязь между результатами измерения. Обычно коэффициент корреляции используется для расчета силы и типа (положительного или отрицательного) существующей связи. Хотя корреляционный план чрезвычайно полезен, его нельзя использовать для определения причинно-следственных связей между переменными. Основная причина этого заключается в том, что переменные, отличные от изучаемых, нельзя контролировать, измерять или иным образом учитывать в корреляционном плане; такие переменные могут влиять на взаимосвязь между изучаемыми переменными. Такой вид контроля предоставляется только в планах, в которых переменными можно манипулировать, а участников можно распределять по группам случайным образом.

План эксперимента позволяет делать выводы о причинно-следственных связях, поскольку переменными можно манипулировать, а участников можно назначать случайным образом. Что касается манипулирования переменными, исследователь должен назначить эксперименту независимые и зависимые переменные. Независимые переменные — это различные методы лечения, которые получают участники (и которыми манипулирует исследователь), в то время как зависимая переменная представляет собой ответы участников. Например, независимая переменная может представлять собой количество прямых инструкций по чтению, которые получают учащиеся, а зависимая переменная может представлять собой оценки успеваемости по чтению. По сути, исследователь хочет, чтобы зависимая переменная отражала эффект обработки независимой переменной. Контроль экспериментатора над независимой переменной (например, количеством, продолжительностью и типом лечения) частично дает необходимую уверенность, чтобы прийти к выводам о причинно-следственных связях. Другими словами, различия в зависимой переменной могут быть отнесены к разным методам лечения, которые получили участники (в примере, различия в баллах успеваемости по чтению могут быть отнесены к различному количеству прямых инструкций по чтению).

Для того чтобы сказать, что лечение оказало некоторый эффект (на зависимую переменную), важно, чтобы все черты участников были примерно одинаковыми, особенно те, которые могут исказить исследование. Один из способов добиться такого группового равенства — случайным образом распределить участников по группам. По сути, когда «случайность» является движущей силой того, кто получает различные виды лечения, предполагается, что группы состоят из участников, которые были более или менее похожи до прохождения лечения.

Возможность получения необходимого контроля, позволяющего сделать вывод о причине и следствии, также является важным недостатком экспериментального плана. Проведение исследований в контролируемых условиях может изменить естественные модели поведения участников и, следовательно, снизить «экологическую достоверность» результатов. Исследователь также должен оставаться в этических рамках, а это означает, что лечение, оказывающее неблагоприятное физическое или психологическое воздействие на участников, не может быть использовано. Наконец, требование случайного распределения может оказаться невозможным по этическим или практическим причинам.

Чтобы противостоять последнему недостатку плана эксперимента, исследователь может обратиться к квази-экспериментальному плану. Квазиэкспериментальный метод позволяет исследователю сравнивать группы, которые подверглись манипулированию, но не были распределены случайным образом. Например, в приведенном выше примере изучения влияния прямого обучения чтению на успеваемость по чтению предположим, что классные комнаты уже назначены в школе, где исследователь намеревается проводить исследование. Возможно, все еще можно рассматривать разные классы, но исследователь должен учитывать, что участники не были распределены по классам случайным образом. В таком случае можно использовать квазиэкспериментальный план, но исследователь должен умерить любые причинно-следственные выводы из-за возможности того, что неконтролируемые переменные «вызвали» результаты.

Наконец, может быть невозможно манипулировать переменными или случайным образом распределять участников по группам. В этом случае можно использовать каузальный сравнительный дизайн. В методе причинно-следственного сравнения изучаются уже существующие группы (после того, как «независимая переменная» уже возникла), а групповые различия изучаются по некоторой интересующей зависимой переменной. Например, исследователь может выбрать для изучения интеллектуальное развитие детей в детских домах по сравнению с детьми, выросшими в домашних условиях со своими биологическими родителями. Причинно-сравнительный дизайн часто используется для изучения методов лечения, которые было бы неэтично навязывать участникам. Очевидно,
каузально-сравнительный дизайн предлагает мало контроля, необходимого для выводов о причинно-следственных связях.

Сравнение лонгитудинальных и поперечных исследований

По самой природе своей области исследования исследователи детского развития озабочены изменениями, которые происходят с течением времени. Этот факт выявляет еще один выбор дизайна исследования, который необходимо учитывать: лонгитюдное исследование в сравнении с перекрестным исследованием. Продольные исследования включают изучение одной и той же группы участников в течение определенного периода времени. Кросс-секционные исследования включали изучение групп участников разных возрастных групп в один и тот же момент времени. Казалось бы, лонгитюдное исследование было бы первым выбором исследователя развития, но из-за некоторых недостатков этого метода исследователи развития должны иногда использовать метод поперечного сечения.

В лонгитюдном исследовании исследователь проводит повторные наблюдения или испытания в определенные моменты жизни участников, что позволяет наблюдать за развитием. Промежуток времени может быть от нескольких месяцев до всей жизни. Такой дизайн дает наилучшую информацию о непрерывности или прерывистости поведения во времени и позволяет индивидуально отслеживать модели поведения, а также тенденции развития в рамках аналогичной группы. Проблемы этого типа дизайна часто могут перевешивать преимущества. Изучать большую группу людей в течение длительного периода времени дорого. Поддержание связи с этими людьми может быть дорогостоящим и трудоемким. Участники могут уехать из дома и местных сообществ и, следовательно, выпасть из исследования. Иногда участники становятся мудрее в тестировании или наблюдениях и практикуются в повторных измерениях и загрязняют результаты. Когортные эффекты также могут быть фактором, влияющим на результаты лонгитюдных исследований. Когортные эффекты — это общие характеристики или тенденции развития одной когорты или группы, которые могут не совпадать с другими когортами. Чтобы попытаться решить некоторые из этих потенциальных проблем, исследователи часто изучают небольшие группы людей; но это может затруднить обобщение результатов на большую группу.

Поперечные исследования быстры по своей природе, поскольку исследователю не нужно следить за развитием каждого человека. В то же время исследователь не получает тех богатых данных об индивидуальном развитии, которые можно получить из лонгитюдных исследований, поскольку доказательства изменений выводятся из различий между возрастными группами. На дизайн поперечного сечения также влияет эффект когорты, когда возрастные различия могут отражать тенденции, характерные для конкретной группы, а не истинные изменения в развитии. Таким образом, в то время как кросс-секционный дизайн решает некоторые проблемы, связанные с лонгитюдным дизайном (например, отсев субъектов и стоимость), кросс-секционный дизайн все еще страдает некоторыми недостатками (например, возрастные различия не показывают возрастные изменения и когортные эффекты).

Резюме

Качественные и количественные методы исследования могут использоваться в исследованиях развития ребенка. Решение о том, какой метод использовать, обычно основывается на интересующем вопросе исследования и на том, как исследователи ранее пытались решить этот вопрос. Что касается качественных методов, то задача исследователя состоит в том, чтобы изучить тему в ее естественном контексте с минимальным вмешательством. В количественном методе задача исследователя после концептуализации исследования состоит в том, чтобы определить зависимые и независимые переменные или решить, возможен ли такой вид контроля. В случаях, когда переменные не могут контролироваться, исследователь должен использовать соответствующие методы для контроля различий или использовать корреляции, чтобы определить, как переменные могут быть связаны друг с другом. Использование репрезентативной выборки необходимо для того, чтобы можно было распространить исследование на другие группы населения и условия. При любом подходе к исследованию развития ребенка способность обнаруживать интересные данные и воспроизводить их помогает укрепить поле в целом.

См. также: ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ

Библиография

Грауэ, М. Элизабет и Дэниел Дж. Уолш. Изучение детей в контексте: теории, методы и этика. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998.

Исаксен, Джудит Грейвер. Наблюдая и удивляясь: наблюдение и запись развития ребенка. Пало-Альто, Калифорния: Mayfield, 1986.

Лэнси, Дэвид Ф. Изучение детей и школ: традиции качественных исследований. Проспект Хайтс, Иллинойс: Waveland Press, 2001.

Васта, Росс. Изучение детей: введение в методы исследования. Сан-Франциско: W. H. Freeman, 1979.

Terrill F. Saxon

Majka Woods Mitchell

Методологии для исследования детей

%PDF -1,5
%
1 0 объект
/МаркИнфо >
/Метаданные 2 0 R
/Контуры 3 0 R
/PageLayout /OneColumn
/Страницы 4 0 Р
/StructTreeRoot 5 0 R
/Тип /Каталог
>>
эндообъект
6 0 объект
>
эндообъект
2 0 объект
>
ручей
2015-02-10T12:00:38Z2015-02-10T12:00:35Z2015-02-10T12:00:38ZAcrobat PDFMaker 11 для Worduuid:c2b38126-adab-45e3-9eea-19b61fdeaf54uuid:81509972-7936-45ea-8aec-2b8d72f2a493

  • 2
  • заявление/pdf

  • МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
  • мфаргас
  • Библиотека Adobe PDF 11.