Skip to content

Математика 5 класс первый урок конспект: Первый урок математики в 5 классе. | План-конспект урока по математике (5 класс) на тему:

Первый урок математики в 5 классе. | План-конспект урока по математике (5 класс) на тему:

Первый урок математики в 5 классе.

Цели:

  • восстановление основных навыков действия с натуральными числами, полученными в начальной школе; 
  • развитие интереса к предмету.

Задачи: 

  • вторично осмыслить правила чтения и записи натуральных чисел, сложения и вычитания натуральных чисел; 
  • развивать навык чтения и записи натуральных чисел; 
  • воспитывать чувство товарищества через работу в парах; 
  • воспитывать умение работать самостоятельно.

Ход урока:

Учитель: (слайд №1):

Здравствуйте, ребята. Я поздравляю Вас с началом нового учебного года. С сегодняшнего мы с вами продолжим изучение самой древней науки – математики (слайд №2).

(слайд №3): Историческая справка – рассказ учителя:

Прапрадедушкой вашего учебника был первый отечественный учебник по математике, который был издан в 1703 год. Автор этого учебника Леонтий Филиппович Магницкий, а назывался он просто —  «Арифметика».

Труд Леонтия Филипповича не был переводным, аналогов учебника в то время не существовало. Это была уникальная книга.

Учебник в России вышел при огромном участии Петра I, который сам вносил правки в учебник. Учебник содержит более 600 страниц и включает в себя как самые начала — таблицу сложения и умножения десятичных чисел, так и приложения математики к навигационным наукам.

Магницкий учит Россию десятичному исчислению. Что интересно, он приводит таблицу сложения и умножения не в том виде, как ее принято было издавать на последней страничке 12-листовой тетради, а только ее половину, без повторений, то есть с применением переместительных законов.

После тройки первых задач на сложение следующие примеры содержат уже больше десятка слагаемых.

В учебнике рассматривается и геометрия. Все задачи, используемые в книге жизненные. Ну а заканчивается «Арифметика» конечно же приложениями изученного материала к жизни.

Несколько экземпляров «Арифметики» бережно сохранили в Отделе редких книг и рукописей библиотеки Московского Университета.

Знакомство с новым учебником математики: 

Ученики рассматривают, как составлен учебник, как изложен материал в учебнике, пронумерованы главы, темы, рисунки. Находят, что после каждой темы есть задания для самопроверки и главы для тех, кому интересно.  Знакомятся со справочным материалом форзаца, справочным материалов в конце учебника, изучают принцип предметного указателя.

(Слайд№4): Но прежде чем изучать новый материал, давайте вспомним, чему же вы научились в начальной школе. Не случайно говорят, что «повторение – мать учения».

А помогут нам вспомнить изученный ранее материал герои всем известного мультфильма «Простоквашино». Они пришли к нам в гости на урок, да не у «пустыми» руками, а с  —  заданиями.

(Слайд №5): Вычислите устно.

(Слайд №6): Прочитайте натуральные числа.                          Устная работа.

(Слайд №7): Укажите порядок выполнения действий.

(Слайд №8 и №9): Решите устно задачу.

(Слайд №10): Запишите числа.

Учащиеся под диктовку записывают числа, после этого меняются тетрадями с соседом по парте и проверяют записи, потом сверяют записи с правильным вариантом, который открывается на слайде презентации.

(Слайд №11): Вычислите.

 Учащиеся списывают задание со слайда презентации, выполняют вычисления в столбик и сравнивают с правильным ответом. Один ученик работает на переносной доске.

(Слайд №12): Решите уравнения.

Сначала учащиеся вспоминают название компонентов в уравнении, рассказывают правило нахождения неизвестного и решают уравнение. Каждое новое уравнение решает у доски ученик.

(Слайд №13): Задача на движение.

Вызванный к доске ученик записывает краткое условие задачи; обговаривает ход её решения, а решает на переносной доске.

(Слайд №14): Задача на движение.

Вызванный к доске ученик записывает краткое условие задачи; обговаривает ход её решения, а решает на переносной доске.

(Слайд №15): Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение «Математика в профессии моих родителей».

Конспект урока по математике «Повторение ключевых тем курса математики начальной школы» 5 класс

План-конспект конкурсного урока

Организационная информация

Учитель: Гудько Юлия Сергеевна

Образовательное учреждение – МАОУ СОШ № 3

Предмет – математика

Класс – 5а

Методическая информация

Тема урока: «Повторение ключевых тем курса математики начальной школы» (в форме путешествия по математическим станциям страны знаний)

Автор учебника, по которому ведется обучение: Зубарева И. И. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2010.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий: урок комплексного применения знаний, умений и навыков (урок повторения курса начальной школы)

Цель урока: создать условия для:

  1. обобщения и систематизации знаний по основным темам курса начальной школы, используя активные методы обучения.

  2. формирования умений логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) и свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства

Задачи обучающегося на уроке:

• повторить понятия: «многозначные числа», «числовые и буквенные выражения», «величины и действия над ними», «единицы измерения», «законы сложения и умножения», «уравнения», «задачи»;

• овладеть умением:

– обобщать и систематизировать знания по основным темам курса «математика» начальной школы;

– выполнять задания по выбранному способу действия;

– выбирать наиболее рациональный способ решения задач

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

Личностные: осознание цели деятельности (ожидаемый результат), осознание или выбор способа деятельности (Как я это сделаю? С помощью чего получу результат?), анализ и оценивание полученного результата; оценка своих возможностей.

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; преобразование информации из одного вида в другой, из одной формы в другую (текст – в таблицу или схему).

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Фазы урока:

Фаза 1. Начало урока

Этапы:

  • инициация (приветствие, деление на группы) -2 мин.

  • погружение в тему (определение целей урока)-2 мин.

  • определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока) — 3 мин.

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

Фаза 3. Завершение урока

Этапы:

Этапы:

  1. Инициация (приветствие, деление на группы) – Метод «Счастливый билет».

  2. Погружение в тему (определение целей урока), определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока) – Метод «Знаю-не помню-хочу узнать»

  3. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока) – Метод «Поезд знаний»

  4. Эмоциональная разрядка (разминка) – математическая зарядка

  5. Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;

  • повышение познавательной активности обучающихся;

  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

  • стимулирование самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательных процессов — речи, памяти, мышления;

  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;

  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого обучающегося и определение условий для их проявления и развития;

  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;

  • развитие универсальных навыков.

Приложение

«ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ».

Группа № 1

С

Группа № 2

Вычислите и запишите ответ

Р

Группа № 3

Е

Группа № 4

Р

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Группа № 1

  1. Площадь земельного участка 30 га. Найдите ширину этого участка, если длина его 300 м.

  2. Площадь земельного участка прямоугольной формы равна 12 а. Ширина участка 30 м. Найдите длину участка.

ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Группа № 1

  1. Упростите выражение

а) ( 125 + т ) + 75

б) ( 16 – п ) +24

  1. Упростите выражение и найдите его значение

а) 59 + п + 141, если п = 64

б) 62 – х + 28, если х = 55

Группа № 1

  1. Запишите в виде числового выражения сумму двух выражений 47 – 24 и 37 + 28 и найдите значение этого выражения.

  2. Составьте выражение для решения задачи «В первой книге 92 страницы, во второй 56, а в третьей в 2 раза больше, чем в первой и второй вместе. Сколько страниц в третьей книге» Найдите значение выражения.

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И ЗАДАЧ

Когда уравненье решаешь дружок,
Ты должен найти у него корешок.
Значение буквы проверить не сложно,
Поставь в уравненье его осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас,
То корнем значенье зовите тот час.

Группа № 1

  1. Решите уравнения

а) х + 605 = 700

б) k – 169 = 321

  1. Решите задачу с помощью уравнения «Макар задумал число. Если его вычесть из 72, то получится 45. Какое число задумал Макар»

Группа № 2

  1. Решите уравнения

а) 511 – а = 208

б) 474 + т = 500

2. Решите задачу с помощью уравнения «Петя задумал число. Если вычесть его из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя»

Группа № 3

  1. Решите уравнения

а) х + 223 = 308

б) с – 127 = 353

  1. Решите задачу с помощью уравнения «Если из задуманного числа вычесть 242, то получится 120. Каково задуманное число»

Группа № 4

  1. Решите уравнения

а) у + 374 = 500

б) т – 89 = 145

  1. Решите задачу с помощью уравнения «Если задуманное число вычесть из 337, то получится 176. Каково задуманное число»

ДЕЙСТВИЯ С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ

Группа № 1

а) Какое число на 28 763 больше числа 9 338

б) На сколько число 59 345 больше числа 53 568

в) На сколько число 59 345 меньше числа 69 965

ЗАДАЧИ «Экологические проблемы Севера»

На Крайнем Севере полярная ночь длится около 150 суток, а в тундре – с декабря по февраль. На сколько суток дольше длится полярная ночь на Крайнем Севере, чем в тундре.

Миша собрал 15 кг брусники и в два раза больше черники. А Андрей – 18 кг брусники и 20 кг голубики. Сколько ягод собрали ребята. Ответ запишите в граммах.

На поляне росло 25 белых грибов и a подберезовиков. 23 гриба белочка унесла к себе в дупло. Сколько грибов осталось на поляне?

Участвуя в экологической экспедиции, учащиеся 5-х классов собрали 46 кг брусники, 6-е классы – в 2 раза больше, чем 5-е классы, а 7-е классы – на 18 кг больше, чем шестые. Сколько всего килограмм ягод собрали обучающиеся?

7

В

Д

Т

Е

И

Й

Я

199

100

115

380

200

76

2

6

Е

Ж

В

И

Ы

А

Н

Я

50

6

48

30

54

19

100

40

49

Ц

Д

Н

Ы

И

32

262

130

191

111

59

Ш

Е

Н

И

82

32

170

1

140

Группа № 2

  1. Площадь земельного участка 72 га. Найдите ширину этого участка, если его длина 900 м.

  2. Площадь садового участка прямоугольной формы равна 6 а. Ширина участка 20 м. Чему равна длина участка

Группа № 3

  1. Площадь земельного участка 40 га. Найдите ширину этого участка, если длина его 200 м.

  2. Площадь садового участка прямоугольной формы равна 8 а. Найдите длину этого участка, если его ширина равна 20 м.

Группа № 4

  1. Площадь асфальтированной части дороги 36 га. Длина этой части дороги 300 м. Найдите ширину дороги.

  2. Площадь участка земли прямоугольной формы 24 а. Длина участка 120 м. Найдите ширину участка.

Группа № 2

  1. Упростите выражение

а) 135 + х + 65;

б) ( 24 – у ) + 37

  1. Упростите выражение и найдите его значение

а) т + 87 + 23, если т = 39

б) 147 + х – 47, если х = 87

Группа № 3

  1. Упростите выражение

а) 56 – ( 28 + х )

б) 92 + п – 24

  1. Упростите выражение и найдите его значение

а) 81 – а + 29, если а = 35

б) 147 + х + 153, если х = 129

Группа № 4

  1. Упростите выражение

а) х – 128 – 43

б) ( 47 – у ) – 39

  1. Упростите выражение и найдите его значение

а) 477 – х + 223, если х = 188

б) у + 136 – 16, если у = 75

Группа № 2

  1. Запишите в виде числового выражения сумму двух выражений 43 – 18 и 34 + 29 и найдите значение этого выражения.

  2. Составьте выражение для решения задачи «В парке растет 120 лип, 60 елей, а кустарников в 2 раза больше, чем лип и елей вместе. Сколько в парке кустарников» Найдите значение выражения.

Группа № 3

  1. Запишите в виде числового выражения разность двух выражений 125 + 78 и 236 – 118 и найдите значение этого выражения.

  2. Составьте выражение для решения задачи «Путешественники проплыли на теплоходе 180 км, на автобусе проехали на 130 км больше, чем проплыли, а на самолете они пролетели в 8 раз больше, чем проехали на автобусе. Сколько километров пролетели путешественники на самолете» Найдите значение выражения.

Группа № 4

  1. Запишите в виде числового выражения разность двух выражений 37 + 28 и 47 – 24 и найдите значение этого выражения.

  2. Составьте выражение для решения задачи «В первой школе 970 учащихся, во второй 1 210, а в третьей в 2 раза меньше, чем в первых двух вместе. Сколько учащихся в третьей школе» Найдите значение выражения.

Группа № 2

а) Какое число на 37 874 больше числа 8 137

б) На сколько число 38 954 больше числа 22 359

в) На сколько число 38 954 меньше числа 48 234

Группа № 3

а) Какое число на 27 843 больше числа 11 245

б) На сколько число 27 843 больше числа 18 926

в) На сколько число 27 843 меньше числа 37 123

Группа № 4

а) Какое число на 11 245 больше числа 28 137

б) На сколько число 48 234 больше числа 42 459

в) На сколько число 48 234 меньше числа 58 954

19 способов научить учащихся понимать абстрактные математические идеи

Распространяйте любовь

Вы ищете способы научить учащихся понимать абстрактные математические идеи? Если это так, продолжайте читать.

1. Обучайте учащегося понятиям «квадрат» и «куб» отдельно. Одновременное введение обеих идей может сбивать с толку.

2. Представьте абстрактные символы и термины после того, как учащийся поработает с конкретными манипуляциями и усвоит понятие (например, унция, унция; чашка, c.; пинта, pt.).

3. Используйте физические объекты для обучения математике (например, дайте учащемуся критерий, когда речь идет о дворе и т. д.).

4. Проведите повторную физическую демонстрацию абстрактных идей (например, найдите предметы вдали и рядом с учащимся, маленькую коробочку в большой комнате и т. д.).

5. Дайте учащемуся отметку часов, чтобы он использовал ее при отработке концепции определения времени.

6. Дайте учащимся приложения, в которых используется графика, связанная с математическими задачами.

7. Используйте весы, линейку, мерные чашки и т. д., чтобы обучать математике с помощью измерений.

8. Выполните первую или две задачи, а учащийся объяснит, как связать конкретные примеры с каждой проблемой (например, 9 минус 7 становится 9 яблок минус 7 яблок).

9. Изучить введенные ранее абстрактные идеи. Представляйте новые абстрактные идеи только после того, как учащийся освоит уже представленные идеи.

10. Обучать формам, используя обычные предметы в их окружении (например, круглые часы, прямоугольные столы, квадратные плитки на полу и т. д.).

11. Обучайте учащегося абстрактным идеям (например, размерности, размеру, пространству, форме и т. д.) по одной, прежде чем объединять идеи в пары.

12. Использовать настоящие монеты и долларовые купюры, часы и т. д. для обучения понятиям денег, определения времени и т. д.

13. Использовать конкретные примеры при обучении абстрактным идеям (например, , меньше; линейки и мерки для выражения высоты, ширины и т. д.).

14. Попросите учащегося приготовить угощение для класса с помощью мерных чашек, чайных ложек и т. д. по рецепту. , • потренироваться — использовать чашки для решения задач, • реферировать — словесные задачи с чашками, • потренироваться — подготовить рецепт, • просмотреть, • проверить.

16. Дайте учащемуся денежные марки для решения денежных проблем (например, пенни, никель, десять центов и т. д.).

17. Рассмотрите возможность использования Alexa для Math Classroom.

18. Попробуйте превратить уроки математики в игру.

19. Рассмотрите возможность использования одного из приложений и инструментов из множества наших списков математических приложений:

9 приложений и инструментов, обязательных для детей, которые ненавидят математику 20 математических приложений для учащихся всех возрастов

Расширенные математические приложения, инструменты и ресурсы для того, что мы любим

Приложения, инструменты и ресурсы для начальной школы, которые нам нравятся

Приложения, инструменты и ресурсы для дробей, которые нам нравятся

Приложения, инструменты и ресурсы по математике для старших классов, которые нам нравятся

3 Интерактивная математика для Google Classroom

Математические приложения, инструменты и ресурсы, которые я бы использовал, если бы все еще был в классе

Приложения, инструменты и ресурсы Math Manipulatives, которые нам нравятся

Приложения, инструменты и ресурсы для средних школ, которые нам нравятся

Приложения, инструменты и ресурсы для умножения, которые нам нравятся

Приложения, инструменты и ресурсы PreK по математике, которые нам нравятся

3 YouTube Каналы для класса математики

Как эффективно преподавать математику с помощью конкретной репрезентативной абстрактной модели

ЧТО ТАКОЕ КОНКРЕТНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ АБСТРАКТНАЯ МОДЕЛЬ?

Модель CRA представляет собой учебный подход к обучению математике. Он состоит из трех этапов:

  1. Конкретный
  2. Репрезентативный
  3. Реферативный

На конкретном этапе мы фокусируемся на использовании практических манипуляций. Учащиеся должны уметь перемещать трехмерные объекты и манипулировать ими, чтобы представить свое мышление. Примером этого могут быть блоки с основанием десять для представления выражения сложения.

На этапе представления мы рисуем представления. Например, мы могли бы представить десятичные числа с предыдущей картинки с помощью рисунка десятичных блоков.

На абстрактном этапе мы представляем наше мышление цифрами и символами. Например, базовые десять блоков теперь можно было представить в виде уравнения.

«ПРОБЕЛ»

Ни для кого не секрет, что у многих наших студентов есть огромный пробел в математическом понимании и беглости. Почему некоторые учащиеся просто «понимают» математику, а некоторые никогда?

Одной из причин такого разрыва является недостаточное внимание к конкретному обучению.

Я знаю, что был виновен в том, что спешил с конкретными действиями, чтобы быстрее перейти к абстрактным действиям. У вас есть? Легко рассматривать абстрактную фазу как ту конечную цель, к которой мы спешим, но действительно ли это наша конечная цель? Или цель состоит в том, чтобы помочь нашим ученикам построить свое понимание и стать гибкими мыслителями?

Если у вас есть учащиеся, у которых проблемы с математикой, подумайте, что причиной их слабости может быть просто то, что они не «видят» математику у себя в голове. Вместо того, чтобы рассматривать 25 как два десятка и пять единиц, они воспринимают его буквально как «2» и «5». Из-за этого им очень трудно устанавливать связи и видеть отношения.

Мы можем помочь восполнить этот пробел, предоставив нашим учащимся возможности с конкретными материалами, чтобы они выработали понимание, необходимое для их будущих успехов в математике.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИ CRA

Когда вы проводите урок математики, поставьте перед собой цель объединить в одном уроке конкретное, репрезентативное и абстрактное. Таким образом, вы можете быть уверены, что отличаете всех своих учеников, независимо от того, на каком уровне они находятся в своем понимании.

Модель CRA лучше рассматривать как диаграмму Венна, а не как последовательную серию шагов.

Вот несколько советов, как легко включить модель CRA в свои уроки:

  • Не храните свои манипуляторы в ящике стола и доставай их только в особых случаях! Это должно быть регулярной частью вашего обучения математике.
  • Сделайте манипуляторы доступными в столовых группах учащихся, чтобы они были легко доступны для тех, кто в них нуждается.
  • Во время разговора по математике во время класса представляйте мышление различными способами. Помните, что не все ученики думают одинаково.
  • Измените свое мышление – если цель гибкое мышление, то большую часть времени следует проводить с манипулятивным. Как только учащиеся смогут «видеть» математику у себя в голове, абстрактная фаза станет естественным и простым прогрессом.