Тема: Архитектура. Изделие: дом. урок по технологии 3 класс. Технология 3 класс макет дома из бумаги. Макет дома из бумаги технология 3 класс


Как сделать домик из бумаги своими руками, идеи, раскладки

Бумага — самый простой и подходящий для разнообразного творчества материал. Уже месяцев с трех ребенок проявляет внимание к шуршащим листочкам и занимается ими подолгу и с увлечением. Став постарше, дети не теряют интереса к бумаге и любят делать из нее разные предметы. Они безумно радуются, когда с ними мастерят взрослые.

А если поинтересоваться у чада, что же он хочет сделать, чаще всего окажется, что это домик. Причем создавать своими руками именно домики любят как мальчики, так и девочки. Видимо, дети, пусть и неосознанно, уже воспринимают дом как главный атрибут жизни. Как быстро и просто сделать домик из бумаги?

Инструменты и материалы для создания бумажного домика

Когда вы решите скрасить семейный вечер или ребенок в школе получит задание изготовить такую поделку, вам понадобится немного фантазии, бумага, клей и всего несколько инструментов. Бумага же может быть любая: тоненькая из цветных наборов, листки тетрадей или альбомов, чертежная (которая, кстати, отлично склеивается) или кусочки обоев. Понадобятся ножницы, линейка и карандаш, а иногда и кисточка для клея.

Если есть канцелярский нож, он поможет быстро и аккуратно проделать прорези окошек и двери. Клей подойдет самый разный: в тюбиках, клей ПВА, обойный, клей-карандаш, клейстер собственного приготовления или бумажный в бутылочках, скотч. От размаха вашей с ребенком фантазии зависит подбор предметов для украшения будущего домика. Подойдут краски, гуашь, цветные карандаши, бусы, вата, кружево и другие предметы для аппликации.

Заняться волшебным действом можно за столиком, на широком подоконнике или расположившись на полу. Лишь бы поверхность была гладкой и устойчивой к клею и царапинам (можно подложить дощечку или фанеру).

Подготовка эскиза бумажного домика

Конструируя домик, маленький или объемный, простой или сложный, сначала создают эскиз. Работу начинают с чертежа. При наличии только небольших листов для изготовления домика побольше можно разрезать чертёж по пунктиру и выполнять каждую часть отдельно.

Разрезая чертеж, помните, что правая часть останется без загиба для нанесения клея и его нужно дочертить. К эскизу домика можно добавить пол. Но надо ли? Без него ребенку удобнее поместить игрушки: посудку, мебель, «жильцов» различного размера, а через дверь не все может пролезть.

Домик из бумаги: шаблоны для распечатки

Соединение частей,  декорирование и сборка

  1. Разметив места окон и двери, делают прорези (удобно с помощью канцелярского ножа) и удаляют из них бумагу. Одну сторону двери оставляют не прорезанной, и она пока будет слегка приоткрытой.
  2. Теперь лучше приступить к декорированию изделия, после склеивания делать это будет сложнее. Ребенок с удовольствием раскрасит домик или оклеит подходящей цветной бумагой. Можно помочь ему приделать к дверце щеколду. Для этого к краю дверцы приклейте картонный прямоугольничек, а косяк снабдите прорезью — дом сразу станет выглядеть более уютным и надежным. Крышу можно декорировать под черепицу, нарезав «черепички» из подходящей бумаги.

Затем вырезают части домика и начинают «строительство», промазывая и склеивая специальные загибы.Некоторое время займет просушка изделия.Новому зданию недостает устойчивости — лучше установить и приклеить его на картонную рамочку.

Дальше ваша помощь уже не понадобится — благодарные дети и сами могут устроить настоящее игрушечное новоселье.

Конструкцию домика можно усложнить, добавив пристрой, крылечко, мансарду, второй этаж, балкончик и другие элементы. Этапы работы остаются те же: создание эскиза — вырезание деталей — декор — склеивание — просушка.

Другие варианты бумажных домиков

Очень интересными получаются из бумаги домики круглой формы.При создании эскиза корпус такой конструкции выглядит как сплошной длинный прямоугольник. Склеивается поделка по одному сгибу. А крыша чаще вычерчивается отдельно в виде круга, затем подкраивается и соединяется с корпусом клеем.

Но возможно и построение чертежа в единстве с крышей. Тогда для крыши делается много разрезов, которые потом можно склеить внахлест, создавая коническую форму.

С большим энтузиазмом дети делают сказочные «бревенчатые» избушки.Материалы для работы берутся те же, но технология построения такого дома совершенно другая. Здесь сначала заготавливают строительный материал. Из одинаковых длинненьких бумажных прямоугольников с помощью карандаша делают трубочки — «бревнышки».

Будет ли это маленький домишко или объемный домище, зависит от размеров и количества скатанных трубочек. Обычно ребята соревнуются со взрослыми или между собой, кто накатает или склеит больше.

Затем из готового материала аккуратно складываются стены. Здесь есть варианты: стены клеятся с просветами, где в ряду два бревнышка, или клеится сплошная кладка по четыре трубки со смещением их к краям в очередном ряду. Крыша домика может быть «бревенчатой» или гладкой.

А в видео более сложный вариант дома из газетных трубочек:

Еще идеи на фото:

Выкройки и раскладки домиков

Сохраните себе на компьютер схему и распечатайте.

Домик из бумаги в технике оригами

Создание фигурок оригами, среди них и домиков, по готовым схемам служит развитию логического и пространственного мышления ребенка, активации его мыслительных процессов. Заниматься оригами можно в любом месте, например, в очереди к врачу.

А еще у нас есть отличные мастер-классы из картона или бумаги: зимние домики.

Создав собственноручно первые простые домики из бумаги, вы сможете придумать и много других необычайно интересных поделок и почаще мастерить их вместе с вашим любимым ребенком.

Рекомендуем

 

Сохрани к себе

www.toysew.ru

Тема: Архитектура. Изделие: дом. урок по технологии 3 класс. Технология 3 класс макет дома из бумаги. Макет дома из бумаги технология 3 класс

Презентация по технологии на тему "Моделируем из бумаги замок (проектирование, конструирование)" (3класс)

Технология «Школа 2100» 3 класс 28урок

 

I.Актуализация знаний. Постановка проблемы

Вступительная беседа.

Беседа о воинственных временах Средневековья и необходимости защищать жилища. Особенности замков и других больших жилых сооружений того времени: характерный архитектурный стиль; основной строительный материал – камень; соединительный материал – глина с соломой, иногда с добавлением яичных белков для большей

прочности сцепления камней. Функции замка – жилище и крепость для защиты от набегов врагов. Демонстрация изображений замков и крепостей.

II.Формулирование темы. Планирование деятельности

Открытие новых знаний и умений.

Изготовление конуса и пирамиды.

– Вспомните алгоритм построения развёрток призм и развёртки призмы с треугольным основанием. Можно ли с помощью циркуля построить треугольные грани пирамиды? (Да.) Рассмотрите ещё один способ построения пирамиды.

Анализ образца: пирамида и конус.

(Учебник, с. 49)

Демонстрируется одно или несколько готовых изделий, изучаются рисунки и схемы в учебнике.

– Рассмотрите рисунок развёртки пирамиды. С помощью каких инструментов она построена? (Циркуль, линейка.) Расскажите о последовательности её построения.

Конструкторско-технологические задачи (проблемные ситуации).

– Что произойдёт с размерами пирамиды, если увеличить или уменьшить радиус окружности? (Пирамида будет выше или ниже.)

– Что изменится в пирамиде, если увеличить или уменьшить шаг по дуге? (Будет увеличиваться или уменьшаться размер основания пирамиды.)

– Рассмотрите рисунок развёртки конуса. Сравните развёртки конуса и пирамиды: чем они похожи и чем отличаются?

– Что меняется в конусе при изменении радиуса окружности?

(Высота.)

– Что изменится в конусе, если изменить размер части круга (сектор круга), например, взять половину или четверть круга?

При изготовлении конуса трудно рассчитать размер основания.

Поэтому можно предложить ученикам использовать в своём проекте конусы без основания.

 

Тренировочные упражнения.

Ученикам раздаются листы писчей или более плотной бумаги.

Ученикам предлагается потренироваться в построении пирамид и конусов, опираясь на рисунки в учебнике.

 

Анализ образца: замок.

Изучаются рисунки в учебнике. Возможно проведение анализа без готового изделия для развития пространственного воображения.

– Как называется изделие? Каково его назначение?

– Каковы конструктивные особенности изделия?

– Из какого материала изготовлено изделие? Можно ли использовать другие материалы?

– Какими известными способами можно изготовить детали?

– Нужно ли придать деталям форму? Как это сделать?

– Как можно соединить детали?

– Нужна ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?

– Что вы умеете? Чего не знаете, не умеете? Чему надо научиться?

III.Применение знаний

1. Самостоятельная работа.

Ученики делятся на группы по 4 человека. Каждая группа распределяет роли, продумывает свой проект с опорой на памятку «Как работать над проектом» и изготавливает макет.

 

Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировали при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

2. Уборка рабочих мест.

3. Оценка работы.

Устраивается выставка готовых изделий, совместно обсуждается их качество (точность, аккуратность, прочность, элементы творчества).

 

IV.Итог урока

– Что нового вы узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно и красиво выполнить работу?

 

 

www.metod-kopilka.ru

Конспект урока по технологии на тему "Масштаб. Макет многоэтажного дома". (3 класс)

УМК «Перспектива»

Предмет: Технология

Авторы: Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова.

Класс: 3

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Масштаб. Макет многоэтажного дома».

Основные цели:

1) сформировать представление о процессе построения зда

gepur-shop.ru

Макет дома из бумаги своими руками со схемами и фото

Ошибочным будет считать, что макеты домов из бумаги своими руками делают только маленькие девочки. Разумеется, ваша принцесса тоже будет рада такому подарку, но они могут пригодиться и в архитектурной задумке. Прежде чем приниматься за строительство, всегда делают уменьшенную копию. При этом используют ПВХ (поливинилхлорид), из которого фрезерным станком вырезают тончайшие детали. Затем они соединяются растворителем.

Но повторить шедевры архитекторов можно и без специального оборудования. Такой домик может быть не только полезным макетом, но и украшением дома. Самым распространенным материалом для этого является бумага, поэтому процесс обойдется вам не слишком дорого.

Покупаем материалы

Для работы вам понадобится цветная бумага или картон. Последний предпочтительней для сложных моделей, так как там требуется повышенная прочность. Для развертки лучше взять бумагу.

Все окна, двери и прочие мелкие части будут прорезаться ножом. Следите, чтобы он был достаточно острым, покупать лучше в строительном магазине.

Соединять детали можно как супер-клеем – он позволяет ускорить процесс, – так и ПВА (но его высыхание лучше ускорить с помощью фена). Кроме того, пригодятся ножницы, карандаш и линейка. Для декорирования можно использовать краски.

Выбираем развертку

Если это ваш первый опыт в воспроизведении макетов домов, лучше конечно взять готовую развертку. Их можно не только найти в Интернете, но и сделать самостоятельно. Это очень увлекательный процесс.

Выбрать можно практически любую программу. Желательно, чтобы она работала с векторными изображениями. Одна из самых удобных в этом плане – CorelDRAW. Построения в ней производятся очень легко, можно менять толщину линий и загружать собственные текстуры. Но встроенная библиотека также радует предложенными фото.

Первым шагом нужно нарисовать продолговатый прямоугольник. Теперь его нужно разбить на две пары одинаковых стен, расположенных через одно. По нижним краям нужно построить пол, он прикрепляется за одну из граней к общему макету. Крышу разбиваем на сегменты и также прикрепляем. После этого можно добавить архитектурных элементов и визуальных эффектов. И не забудьте про полосы-крепления.

Этапы сборки

Распечатываем и вырезаем ранее полученную нами схему.

Если у вас нет цветного принтера или вы не использовали текстуры, можно перевести заготовку на картон.

С помощью иголки и шила обозначьте места окон, дверей и элементов декора. Вырезать нужно все сразу, целиком. И желательно канцелярским ножом – ножницы будут оставлять засечки. Предварительно подложите лист фанеры.

Дополнительно сделайте ставни, двери, навесы и тому подобное. Приклеивать их будем в самом конце. С помощью линейки проработайте все сгибы – так легче будет собирать.

Видео по теме статьи

В нашей подборке видео-уроков вы сможете узнать, как создаются более сложные дома, и почерпнете много интересных идей:

dekormyhome.ru

Тема: Архитектура. Изделие: дом. урок по технологии 3 класс. Технология 3 класс макет дома из бумаги

"Качалка и песочница" технология 3 класс

Учебник технологии по "Перспективе" полон интересных мастер-классов. Но дело в том, что авторы учебника их благополучно откуда-то отсканировали, не вдаваясь в подробности, правильно они там все нарисовали или нет. Без учебника, а учебники технологии в большинстве школ не выдают, разобраться, тем паче, очень сложно. Вот к примеру тема за 3 класс "Качалка и песочница". От качалки только прямоугольничек и сказано, что это и вовсе только 1/2, то есть половинка. Как ребенок без учебника должен узнать, что за такая диковенная качалка? Мы идем к вам на помощь, будет вам и качалка и песочница с грибком.

Нам понадобятся: шаблон качалки и песочницы из тетради по технологии за 3 класс, ножницы, карандаш, клей, цветная бумага и цветной картон, зубочистка и самое оригинальное - палочка от эскимо! Где взять палочку от эскимо, когда ребенок приступил делать поделку в 21 нуль нуль или и того позже?? Будем искать ей замену. Заменим на картонную полосочку.

Инструкции по изготовлению качалки и песочницы

Вот так выглядят шаблоны деталей в рабочей тетради:

Сказано, что нужно перевести шаблон через копирку на цветную бумагу. У кого нет копирки, можно распечатать нашу картинку, вырезать и наложить детали на цветную бумагу и картон, обвести.

Песочница с грибочком в итоге должна выглядеть следующим образом:

А таинственная качалка так:

Пошаговый мастер-класс

Вырезаем детали по шаблону из цветного картона или бумаги. Деталька 7 на 7 см - бортик песочницы. Таких квадратиков нам нужно 4 штуки.  Только вот встает вопрос, зачем квадрат разделен на 6 полос, когда нам нужно 5? 1 полоса будет некрасиво загибаться внутри, и лично мы ее отрезали за ненадобностью. Сгибаем детали по линиям сгиба, склеиваем "брусочки".

Далее в учебнике написано приклеить их на лист картона, а потом вырезать. Можно сделать и так, но мы поступим проще - сначала вырежем из картона дно песочницы - квадрат 8 на 8 см, а по его краю уже приклеим бортики, чтобы получилось ровно.

Полукруг тоже склеиваем - получается конусообразная крыша грибка.

Деталь "ножка грибка" накручиваем на карандаш, край по всей высоте мажем клеем и приклеиваем, чтобы трубка держала форму.

Прикрепить ножку к шляпке проще, если сделать на конце ножки несколько надрезов, как мы делали на уроке про телебашню. Но тут крепление другое. Вырезаем 3 тонких полоски. Одним концом вклеиваем каждую в серединку конуса, другой приклеим к трубочке-ножке.

Крепление низа ножки: приклеиваем полосочки крест накрест друг к другу.

Далее можно середину этого креста вклеить в центр песочницы и потом вставить и приклеить грибок. Но круглая ножка клеится с трудом, и поэтому легче сначала приклеить этот крестик к ножке.

И уже потом приклеить все это к основанию песочницы.

Собственно, грибок готов, остается его украсить и вы это сделаете сами на свое усмотрение. Переходим к изготовлению качалки.

Вырезаем полоски шаблона с учетом, что в рабочей тетради нарисована только половина шаблона и на самом деле полоски у вас будут вдвое длиннее. Нужно 2 таких полоски из цветного картона. Сгибаем их по линиям сгиба, склеиваем, получаются треугольники. Это основания качалки.

Вместо палочки от мороженого мы взяли полоску из картона, закруглили ее и посередине с двух сторон сделали небольшие выемки, чтобы крепче привязать ее к зубочистке. Привязывать можно ниточкой, можно резиночкой.

gepur-shop.ru

Как сделать дом из бумажных трубочек

Вот такой деревенский домик я сделала — идея пришла, когда я увидела в учебнике моего сына по ИЗО, домик из бумаги и решила сделать подробный мастер класс

Бумагу скручиваем в трубочки

Сначала по бокам — потом в центре — и затем всю трубочку целиком

Нужно много таких палочек — сколько не считала просто делала их по мере надобности

Берем за основу картон и вот так приклеиваем палочки — две длинной такой как сделали — другие две короче, замеряем отрезаем концы по длинне нужной и тоже клеим

Через 3 ряда намечаем дверной проем — а еще через 3 оконный проем который шире дверного

Оконные проемы и дверной закрываем наравне — края дверного обклеиваем по бокам — потом берем трубочки тонкие, которые я скручивала деревянной шпажкой, которую можно приобрести в любом швейном магазине — трубочки по высоте проема отрезаем — склеиваем между собой приклеиваем к дверному проему и чтоб не вваливались внутрь, внутри проклеила скотчем

Оконный проем обклеиваем тоже — отрезаем тонкие трубочки и вклеиваем в проем вот так — я пользовалась двусторонним скотчем — а окошки и шторки можно сделать кто как хочет — я сделала вот так и внутри тоже проклеила скотчем

Делаем крышу вот так — внутри фиксируем трубочками чтоб не гнулись для прочности

Кладем крышу

Оформляем окошко самоклейкой

Оформляем дверку

Делаем черепицу — я делала из полос картона

Обклеиваем углы над окошком

Делаем ступеньки крылечка — трубочки склеиваем и оборачиваем самоклейкой — три ступеньки

Вот они три ступеньки в сборе

Перила

Подоконники с мини-цветочком в горшочке

cpykami.ru

"Качалка и песочница" технология 3 класс

Учебник технологии по "Перспективе" полон интересных мастер-классов. Но дело в том, что авторы учебника их благополучно откуда-то отсканировали, не вдаваясь в подробности, правильно они там все нарисовали или нет. Без учебника, а учебники технологии в большинстве школ не выдают, разобраться, тем паче, очень сложно. Вот к примеру тема за 3 класс "Качалка и песочница". От качалки только прямоугольничек и сказано, что это и вовсе только 1/2, то есть половинка. Как ребенок без учебника должен узнать, что за такая диковенная качалка? Мы идем к вам на помощь, будет вам и качалка и песочница с грибком.

Нам понадобятся: шаблон качалки и песочницы из тетради по технологии за 3 класс, ножницы, карандаш, клей, цветная бумага и цветной картон, зубочистка и самое оригинальное - палочка от эскимо! Где взять палочку от эскимо, когда ребенок приступил делать поделку в 21 нуль нуль или и того позже?? Будем искать ей замену. Заменим на картонную полосочку.

Инструкции по изготовлению качалки и песочницы

Вот так выглядят шаблоны деталей в рабочей тетради:

Сказано, что нужно перевести шаблон через копирку на цветную бумагу. У кого нет копирки, можно распечатать нашу картинку, вырезать и наложить детали на цветную бумагу и картон, обвести.

Песочница с грибочком в итоге должна выглядеть следующим образом:

А таинственная качалка так:

Пошаговый мастер-класс

Вырезаем детали по шаблону из цветного картона или бумаги. Деталька 7 на 7 см - бортик песочницы. Таких квадратиков нам нужно 4 штуки.  Только вот встает вопрос, зачем квадрат разделен на 6 полос, когда нам нужно 5? 1 полоса будет некрасиво загибаться внутри, и лично мы ее отрезали за ненадобностью. Сгибаем детали по линиям сгиба, склеиваем "брусочки".

Далее в учебнике написано приклеить их на лист картона, а потом вырезать. Можно сделать и так, но мы поступим проще - сначала вырежем из картона дно песочницы - квадрат 8 на 8 см, а по его краю уже приклеим бортики, чтобы получилось ровно.

Полукруг тоже склеиваем - получается конусообразная крыша грибка.

Деталь "ножка грибка" накручиваем на карандаш, край по всей высоте мажем клеем и приклеиваем, чтобы трубка держала форму.

Прикрепить ножку к шляпке проще, если сделать на конце ножки несколько надрезов, как мы делали на уроке про телебашню. Но тут крепление другое. Вырезаем 3 тонких полоски. Одним концом вклеиваем каждую в серединку конуса, другой приклеим к трубочке-ножке.

Крепление низа ножки: приклеиваем полосочки крест накрест друг к другу.

Далее можно середину этого креста вклеить в центр песочницы и потом вставить и приклеить грибок. Но круглая ножка клеится с трудом, и поэтому легче сначала приклеить этот крестик к ножке.

И уже потом приклеить все это к основанию песочницы.

Собственно, грибок готов, остается его украсить и вы это сделаете сами на свое усмотрение. Переходим к изготовлению качалки.

Вырезаем полоски шаблона с учетом, что в рабочей тетради нарисована только половина шаблона и на самом деле полоски у вас будут вдвое длиннее. Нужно 2 таких полоски из цветного картона. Сгибаем их по линиям сгиба, склеиваем, получаются треугольники. Это основания качалки.

Вместо палочки от мороженого мы взяли полоску из картона, закруглили ее и посередине с двух сторон сделали небольшие выемки, чтобы крепче привязать ее к зубочистке. Привязывать можно ниточкой, можно резиночкой.

Вкладываем зубочистку в центр, обвязываем крест накрест веревочкой (резиночкой), внизу завязываем. 

В основаниях качели в обозначенных на шаблоне точках делаем отверстия толстой иголкой или шилом. В принципе, их можно сделать сразу на шаблоне, но если забыли, ничего страшного.

Вставляем в отверстия концы зубочистки. Уже можно покачаться, но нет сидений.

Вырезаем квадратики или прямоугольнички из чего-нибудь мягкого - фетра, поролона или бархатной бумаги, приклеиваем на края качалки.

Поделка почти готова. 

Можно украсить, наклеив пятнышки и цветочки. А дальше в учебнике предполагается сделать качели и другие аттракционы, так что не выбрасывайте поделку и у вас получится целая детская игровая площадка :)

7gy.ru

дом. урок по технологии 3 класс

Тема: Архитектура.

Изделие: дом.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Фигура в масштабе», «Чтение чертежа», «Дом».

Цели урока:1.Познакомить учащихся с основами черчения: с понятиями «чертёж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развёртка», «прочитать чертёж», с основами масштабирования, выполнения чертежа раз-вёртки, с основными линиями чертежа; закрепить правила безопасности при работе ножом, ножницами;

2. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам и инструментам.

3.Формировать умение анализировать готовое изделие, составлять план работы; научить различать форматы бумаги: А4 и А3; на практическом уровне показать значение клапанов при склеивании развёртки.

Планируемые результаты: научиться выполнять чертёж фигуры в масштабе, читать чертёж, выполнять чертёж развёртки; сконструировать макет дома из бумаги.

УУД: Личностные: Проявлять: интерес к изучению темы; бережное отношение к природе города; ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; желание участвовать в проекте «Дом моей мечты».

Познавательные: объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять различия архитектурных особенностей и обосновывать своё мнение;

определять инструменты при работе с проволокой и обосновывать свой выбор;

использовать различные виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор;

использовать приобретённые знания при создании проекта «Двор моей мечты».

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; формулировать собственное мнение; приходить к согласованному мнению в совместной деятельности.

Регулятивные: выполнять учебное задание, используя план; выполнять учебное действие, используя условные знаки; выполнять учебное задание по чертежу; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Новые термины и понятия: архитектура, каркас, инженер-строитель, прораб, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, прочитать чертёж.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации разных стилей архитектуры, таблица «Стили архитектуры» (на усмотрение учителя) на доске, готовое изделие «Дом».

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, линейка, простой карандаш, ластик, клей, цветная бумага, полиэтилен, лист формата А3, резак, ножницы, фломастеры.

Ход урока

Урок целесообразно начать с проверки домашнего задания. Важно обсудить с учащимися заполненную дома таблицу в рабочей тетради. Они могут рассказать о том, как вычисляли стоимость, какие трудности возникли в процессе работы.

Учимся новому. Учитель: «На прошлом уроке мы с вами познакомились с учебником и тетрадью для 3 класса и узнали, что мы отправимся в путешествие по городу. Первая наша остановка — это дом. (Учитель передвигает фиш-ку-автобус по карте.) Знаете ли вы, как строятся дома? Прочитайте диалог Ани и Вани об архитектуре». Учащиеся читают диалог на с. 12—13 в учебнике, затем вместе с учителем обсуждают прочитанный материал и учатся самостоятельно делать выводы: для строительства зданий необходима разработка проекта, существует множество стилей архитектуры, которые имеют различные особенности, в том числе специфическую форму, декоративные элементы; современная архитектура основывается на внутреннем обустройстве зданий.

Для изучения стилей архитектуры на практическом уровне возможно выполнение коллективного дополнительного задания (на усмотрение учителя) на сравнение различных стилей архитектуры. В соответствии с таблицей уча-щимся нужно определить стиль зданий на иллюстрациях, заранее подготовленных учителем.

Стиль

Здания

Декоративные элементы

Форма здания

Готический

Храмы, соборы, церкви, монастыри

Арки с заострённым верхом, уз-кие и высокие башни и колонны, многоцветные витражные окна

Подчёркнутая вертикальность, вытянутость

Классический

Адмиралтейство, собор Св. Павла, дом Пашкова

Сдержанность декоративного убранства

Симметричная, строгая

Барокко

Собор

Св. Петра

в Риме, Зимний дворец

Изобилие скульптуры на фасадах

Сложные, текучие, криволинейные формы

Для закрепления знаний, полученных в результате данной работы, целесообразно провести опрос учащихся по основным особенностям изученных архитектурных стилей.

Урок можно продолжить знакомством с профессиями людей, которые связаны со строительством, и попросить учащихся выполнить задание на с. 14 учебника. (Профессии на рисунках слева направо: каменщик, маляр, электрик, столяр.) Учитель: «Для продолжения нашего путешествия по современному городу нам необходимо познакомиться с основными понятиями языка архитекторов. Прочитайте определения понятий „чертёж“ и „масштаб“ на странице 15 учебника. Рассмотрите рисунок под определениями. Какой из квадратов начерчен в реальную величину? А что вы можете сказать о двух других квадратах. Какие инструменты нужны, чтобы выполнить такой чертёж?»

Учитель может рассказать о широком применении масштаба в различных областях деятельности человека — картографии, фотографии, черчении, моделизме.

Чтобы школьники научились самостоятельно работать с понятием «масштаб», необходимо выполнить задание «Фигура в масштабе» в рабочей тетради (с. 6).

Рабочая тетрадь. Целесообразно заранее подготовить на доске копию чертежа из рабочей тетради (на усмотрение учителя). Один из учащихся может работать на доске.

Учитель: «Вам необходимо выполнить чертёж фигуры в масштабе 2 : 1. Что это значит? (Необходимо построить чертёж, размеры отрезков на котором будут в два раза больше, чем на чертеже в масштабе 1 : 1.) Прежде чем приступить к построению чертежа, составьте план работы в рабочей тетради. Для этого используйте слова для справок». Каждый пункт плана необходимо проговорить вслух, чтобы в тетрадях учащихся был отражён правильный алгоритм работы. Слова в план работы необходимо вписать в такой последовательности: длину, 1 : 1, отрезков, 2, отложить, масштабе, чертёж. Также надо обсудить с детьми необходимые для работы инструменты. Важно обратить внимание учащихся на то, что длина некоторых отрезков на чертеже совпадает, поэтому надо измерить только длину отрезков, отмеченных буквами. Начинать построение чертежа в масштабе нужно от точки А, последовательно откладывая от неё отрезки нужных величин в направлениях, соответствующих направлениям отрезков на чертеже в масштабе 1 : 1. Во время выполнения чертежа учитель должен контролировать работу учащихся. Когда работа закончена, учащимся предлагается сделать вывод и рассказать, какие действия необходимо произвести, чтобы построить тот же чертёж в масштабе 1 : 2.

Учимся новому. Изучение материала можно продолжить чтением текста учебника на с. 16. После можно предложить выполнить следующее задание: определить, на ка-ком из заранее подготовленных учителем рисунков эскиз, на каком — технический рисунок, а на каком — развёртка, объяснив свой выбор.

Учитель: «Важную роль в работе архитектора играет умение прочитать чертёж, эскиз, технический рисунок. Как вы думаете, что значит „прочитать чертёж“? Прочитайте правильное определение на странице 16 учебника». Далее необходимо познакомить учащихся с основными линиями чертежа. Можно сначала предложить им вспомнить, с какими линиями они уже познакомились в 1— 2 классах, какие из них использовали. Далее следует предложить учащимся внимательно рассмотреть чертёж на с. 17 учебника и выполнить задание «Чтение чертежа» в рабочей тетради (с. 7).

Рабочая тетрадь. Желательно проводить работу над заданием в рабочей тетради в группе, в процессе обсуждения. Это будет способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков. Учитель должен контролировать выполнение задания учащимися. Важно, чтобы у них в тетрадях осталась верная последовательность работы над чтением чертежа, так как это будет необходимо в дальнейшем. Особое внимание необходимо обратить на значение и роль кла-панов, на грамотное нанесение размеров на чертеже, на различие выносной и размерной линий и их значение. На месте пропусков в рабочей тетради надо написать следующее: развёртка коробочки, 1 : 1, основание, 1, стенка, 4, клапан, 4, основание, 40, стенка, 10, клапан, 5, основание, 40, стенка, 40, клапан, 10, картон, сплошная толстая линия, сплошная тонкая линия, штрихпунктирная линия, штрихпунктирная линия с двумя точками, намазывания клеем, вырезать, согнуть, склеить.

Делаем сами. Учитель: «Только что мы познакомились с элементами черчения, новые умения пригодятся нам в работе над нашим первым изделием — макетом дома. Давай-те сначала проанализируем готовое изделие. Какие материалы и инструменты необходимы для работы над ним? (Учитель должен обратить особое внимание на такой материал, как полиэтилен, на цели его использования. Можно попросить учащихся описать основные свойства материала. Для этого надо рассмотреть полиэтиленовые пакеты, принесённые детьми с собой на урок.) Какой способ соединения использован в работе над изделием? (С помощью клея. Важно вспомнить правила работы клеем.) Как можно оформить изделие? Каким способом?»

Перед работой над изделием необходимо составить план работы вместе с учителем: разметка, раскрой, сборка, отделка.

Разметка. Учитель: «Для выполнения разметки мы воспользуемся чертежом в рабочей тетради, нам нужно будет выполнить такой чертёж в масштабе 2 : 1. Выполнять чертёж будем на формате листа А3. Формат — это стандар-тизированный размер бумажного листа. Наш обычный альбомный лист — это лист формата А4. Лист формата А3 со-стоит из двух листов формата А4, он в 2 раза больше. На таком листе мы выполним чертёж. Для этого вам сначала нужно прочитать чертёж в рабочей тетради». Чертёж выполняется под чутким руководством учителя. Он должен помочь учащимся определить количество и название деталей, измерить длину и ширину деталей на чертеже и высчитать, какими будут величины на чертеже в масштабе 2 : 1.

Раскрой. Когда чертёж развёртки будет готов, необходимо его вырезать. Сначала надо повторить правила работы резаком и ножницами. Затем вырезать развёртку и провести по линиям сгиба пустым стержнем от ручки по линейке. Затем необходимо разметить и вырезать окна. Для этого учащиеся должны вырезать из бумаги небольшую прямоугольную деталь, которая, по их мнению, будет иметь раз-меры окна. Учителю необходимо контролировать эту работу. Затем учащиеся самостоятельно с помощью своей заготовки размечают окна и чертят дверь. Окна вырезаются по линейке с помощью резака. Необходимо обратить внимание детей на то, что дверь вырезать до конца не нужно, одна из сторон должна остаться не вырезанной.

Сборка. С внутренней стороны развёртки можно приклеить клеем куски полиэтилена так, чтобы они закрывали окна. Получатся стёкла. Учитель должен продемонстрировать работу с новым материалом. Чтобы поселить в доме жителей, нужно сделать дополнительные детали, используя заготовку для разметки окон. Нужно сделать детали такого же размера, но с клапаном для приклеивания. На деталях нужно выполнить рисунок. Затем вырезанные детали приклеиваются с помощью клапанов с внутренней стороны развёртки. Важно, чтобы учащиеся смогли определить, где будет верх и низ изделия, какой стороной нужно клеить окна. После такой подготовительной работы нужно согнуть развёртку по линиям сгиба, намазать клапаны клеем и склеить макет дома.

Отделка. В конце нужно оформить макет дома. Пусть учащиеся самостоятельно придумают дополнительные детали, например ручку на входную дверь, козырёк над дверью и т. д.

Подведём итоги. Итогом урока станет выставка работ учащихся. Изделия анализируются и оцениваются по следующим критериям: аккуратность, оригинальность, цветовое решение. Также полезно узнать у детей, какая часть урока оказалась наиболее сложной, что на уроке понравилось больше всего, как учащиеся могут сами оценить свою работу.

Домашнее задание. Сфотографируйте своё изделие для папки достижений. На следующий урок принесите плоскогубцы, кусачки, медную или алюминиевую проволоку диаметром 0,5 мм длиной 3 м.

infourok.ru