Содержание
Логопедическое занятие «Звук и буква [Ж]»
Подгрупповое логопедическое занятие /1 класс/
Тема: «Звук и буква [Ж]. Слоги с буквой [Ж]»
Цель занятия:
1. Закрепление звука и буквы Ж. выделение звука в разных позициях, соотношение звука и буквы, чтение слогов.
2. Развитее фонематического восприятия, анализа, синтеза, зрительного целостного восприятия.
3. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.
Оборудование:
наборное полотно, карточка с буквой Ж, кассы букв, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, фишки.
1. Организационный момент.
Давайте проверим, все ли готово у нас на столах к нашему занятию.
2. Артикуляционная гимнастика.
а) «Непослушный язычок» /»пя – пя – пя», «та – та – та»/
б) «Вкусное варенье»
в) «Гармошка»
3. Работа со звуком / сообщение темы занятия/.
Послушайте и скажите, какой звук мы чаще слышим:
Жик – жи, жик – жи,
Режут острые ножи!
Жик – жи, жик – жи,
Осторожно их держи!
Давайте все дружно повторим это стихотворение, выделяя звук Ж.
Немного пожужжим ж-ж-ж, и вспомним в каких словах мы можем услышать этот звук /жук, жаба, живот, жадина, пижама, жало, кожа, нож, еж,…/
4. Артикулирование звука .
Описание артикуляции звука с использованием схемы.
- Язык « чашечкой» наверху у неба.
- Зубы «заборчиком».
- Губы «бубликом»
- Струя воздуха теплая.
- Звук звонкий /тактильно проверить/, работает «моторчик».
5. Выделение звука в слогах.
а) выберите картинки, где в названии предметов слышим звук Ж
/бабочка, жук. дом, жираф. желудь, яблоко/
б) выделите хлопком звук в слове /кот, рыба. лыжи, журнал, кубики, пирожок, жаба, лиса, журавль/
в) самостоятельно выбрать предметные картинки со словами со звуком Ж.
6. Работа с буквой Ж
Чем отличается звук и буква? /звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем /лепим, выкладываем, вырезаем/.
Посмотрите внимательно на букву Ж, и скажите на что она похожа
/используется пособие по коррекции дисграфии/
«Эта буква широка и похожа на жука, и к тому же как и жук издает жужжащий звук»
Давайте назовем из каких элементов состоит буква Ж, и составим из «волшебных» палочек, Найдите эту букву в индивидуальной кассе, на наборном полотне.
7. Речь с движением.
Жа – жа – жа
Мы увидели жука.
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет?
Жа – жа – жа
Поднимаем мы жука.
8. Чтение слогов.
жа, жо, жу. жи,
аж, ож, уж, иж.
ажа, ожо, ужа, ижо, ажу, ожу.
Выделение позиции звука Ж в слоге /в начале слога, в середине, в конце слога\
9. Слуховой диктант.
Запись в тетрадках изученных звуков на слух.
Итог.
Какой замечательный звук был с нами все занятие?
На что похожа буква Ж?
Каждый назовите слово со звуком Ж, старайтесь не повторять слова за ребятами, а вспомнить свое слово.
Подгрупповое логопедическое занятие /1 класс/
Тема: «Звук и буква [Ж]. Слова и предложения с буквой [Ж]»
Цель занятия:
1. Закрепление звука и буквы Ж, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.
2. Формирование оптических дифференцировок, представлений о связи звука и буквы.
3. Развитие зрительно – моторных координаций.
4. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.
Оборудование:
наборное полотно, карточка с буквой Ж, кассы букв, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, слоговое лото, серия предметных картинок «Насекомые», дидактическая игра.
1. Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Я на ветке сижу и звук Ж Ж Ж твержу,
И жужжу, жужжу, жужжу.
Ж Ж Ж Ж Ж.
Какой звук первый в слове жук. /Ж/
2. Артикуляционная гимнастика.
а) «Чашечка»
б) «Заборчик»
в) «Маляр»
г) «Бублик»
2. Повторение и закрепление пройденного материала.
а) Повторение правильной артикуляции звука Ж по схеме
б) Чтение слогов
жа, жо, жу. жи,
аж, ож, уж, иж.
ажа, ожо, ужа, ижо, ажу, ожу.
в) Дидактическая игра «Слоговое лото» /ведущий ребенок читает слоги на отдельных карточках, не показывая их окружающим. кто нашел соответствующую карточку у себя, закрывает ее фишкой.
3. Чтение слов.
Посмотрите пожалуйста, на доску. На ней три домика: в первом домике будут «жить» слова с буквой Ж в начале слова. во втором домике – с Ж в середине слова, в третьем домике слова с буквой Ж в конце слова.
У вас на столе карточки со словами, давайте распределим их по домикам. обязательно прочитав./ журнал, лучок, жуки, рожок, нож, еж, жало, жара, уж, пирожок, чиж/
Давайте, разделим эти слова на слоги и запишем в тетрадках. Какое слова самое длинное, какие слова самые короткие.
4. Пальчиковая гимнастика.
Изобразим кистью рук жука, ползущего по траве /поочередно правой, левой рукой, одновременно.
5. Чтение словосочетаний.
/Свежий лужок, жужжащий жук, жадный Жора, жирная жаба, желтый рожок, живой жучок./
Выделение голосом звука Ж.
6. Работа с предложением. Игра «Насекомые»
Ребята, а какие насекомые, кроме жука жужжат? Давайте, выберем предметные картинки с изображением этих насекомых / оса, муха, шмель, пчела, овод/
Внимательно посмотрим на них, вспомним, где мы их видели и составим предложения про этих насекомых.
У осы острое жало.
Муха жужжит и мешает спать.
Толстый шмель кружит над цветком.
Пчела собирает пыльцу.
Овод жалит животных.
В каких словах вы услышали звук Ж.
Посмотрите, на доске карточки с предложениями. Давайте их прочитаем и запишем в тетрадях.
7. Итог.
С каким звуком продолжили работать на занятии?
В каких словах встречается звук Ж?
Какие насекомые издают жужжащий звук?
Подгрупповое логопедическое занятие /1 класс/
Тема: «Дифференциация звуков, букв [Ж]- [Ш]»
Цель занятия:
1. Закрепить образ букв Ж, Ш. Характеристика звуков по схемам.
2. Формирование оптических дифференцировок, представлений о связи звука и буквы.
3. Развитие пространственных представлений, совершенствование памяти, внимания.
4. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.
Оборудование:
наборное полотно, карточки с буквами Ш, Ж, предметные картинки, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, предметные картинки, плакаты, схемы по работе с дисграфией на буквы Ж, Ш, «звонкие и глухие» колокольчики.
1. Организационный момент.
Выложите из «волшебных» палочек букву Ш, а затем букву Ж. Сколько понадобилось палочек на букву Ш, Ж?
2. Артикуляционная гимнастика.
а) «Чашечка»
б) «Заборчик»
в) «Маляр»
г) «Бублик»
3. Дифференциация звуков Ш, Ж по схемам: /схемы на доске/
| |
1.Язык « чашечкой» наверху у неба. 2. Зубы «заборчиком». 3. Губы «бубликом» 4. Струя воздуха теплая. 5. Звук глухой /тактильно проверить/, «моторчик» не работает | 1. Язык « чашечкой» наверху у неба. 2. Зубы «заборчиком». 3. Губы «бубликом» 4. Струя воздуха теплая. 5. Звук звонкий /тактильно проверить/, работает «моторчик». |
4. Дифференциация звуков в слогах, словах.
У вас на столе, у каждого «звонкий и глухой колокольчики». Я буду называть сначала слоги, потом слова, а вы должны мне показать колокольчиками, в каком слоге звук Ш /»глухой» колокольчик/, а в каком звук Ж /»звонкий» колокольчик/.
ша. жу, аж, иж, шо, уш, ижу, шу, шиш, аж.
шар, жар, ужи, уши, шарить, жарить, лужа, Луша, жить, шить, жила, шило.
Давайте, запишем в тетрадке эти слова и прочитаем, выделяя шипящие звуки.
5. Речь с движением.
Над Сашей толстый жук кружит,
От страха Саша весь дрожит.
Руками мы помашем,
Спасем жука от Саши.
6. Дифференциация звуков в тексте.
Давайте прочитаем текст, выделяя звуки Ш, Ж. Один из вас у доски будет читать, а остальные внимательно следить глазками.
Вот лужок. Там Шура и Жора.
У них шалаш. Шура и Жора пасут корову. Жарко.
Корова Рыжуха ушла за шалаш.
Выпишем слова с буквой Ш, затем с буквой Ж в разные столбики.
7. Итог .
В чем отличие звука и буквы?
Чем отличаются звуки Ш и Ж?
Сколько элементов в написании печатной буквы Ш, Ж?
Конспект логопедического занятия «Звук и буква О»
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
— познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
— развивать голос и дыхание;
— развивать фонематические процессы;
— закреплять понятия: «звук», «слово»;
— развивать умение выделять гласный звук в начале слов.
Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать речевое внимание детей.
Оборудование: интерактивная доска; презентация с картинками: сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, картинка буквы О, картинка пальчиковой азбуки «Буква О», картинки с изображениями предметов похожими на букву О; карточки для артикуляционной гимнастики; зеркала по количеству детей; предметные картинки со звуком О в начале, середине и конце слова в ударной позиции; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем; пустые таблицы для составления схем слога и слова.
Ход занятия
- Организационный момент:
Игра «Слушай, повторяй!»
Логопед просит детей повторить слова:
Мак – бак – так
Ток – тук – так
Бык – бак – бок
Дам – дом – дым.
- Развитие общей моторики: «Туфелька»
Туфельки нарядные, (правая нога вперёд, на носок)
Туфельки парадные, (левая нога вперёд, на носок)
Лаковые, с ремешком, (правая нога вперёд, на пятку)
И подошва с каблучком. (левая нога вперёд, на пятку)
Туфли Маше в самый раз
Можно выходить на пляс. (руки на пояс, «пляшут»)
- Развитие мелкой моторики: «Обувь»
В магазине много есть (показывают «домик»)
Обуви хорошей. (идут пальчиками по столу)
Есть сапожки и ботинки,
Босоножки, валенки, галоши. (соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца)
- Массаж лица:
Солнышко проснулось,
Лобика коснулась,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило. (Поглаживающие движения)
Ходит пальчик по дорожке:
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Будут розовыми щёчки:
Вверх – вниз, вверх – вниз. (Зигзагообразные движения)
Солнышко проснулось,
Лобика коснулась,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило. (Поглаживающие движения)
- Развитие мимических мышц:
Ножки, ножки
Бежали по дорожке, (радостное выражение лица)
Лугом, лесочком
Прыгали по кочкам, (удивление)
Прибежали на лужок,
Потеряли сапожок. (разочарование)
- Развитие артикуляционной гимнастики:
Логопед рассказывает сказку про весёлого Язычка и показывает карточки. Дети контролируют выполнения гимнастики, смотря в зеркала.
«Наш весёлый Язычок пошёл гулять. На улице он встретил Лягушку (улыбнулись широко, зубы прикрыты) и Слоника (вытянули губы трубочкой вперёд). Вместе они стали играть в футбол (языком толкаем щёчки). После футбола волосы у Язычка растрепались и он взял расчёску и расчесался («расчёсываем» язык зубками). А потом он почистил зубы («почистить зубы языком)»
Логопед обязательно следит за правильностью выполнения артикуляционной гимнастики.
- Работа над развитием дыхания и голоса:
Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: «Оооо». Резко опустить руки вниз и произнести коротко: «О». Логопед следит за правильностью выполнения этого задания: при выдохе щёки не надуваются.
- Игра-эксперимент: «Воздушный шар»
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
Логопед просит детей встать в круг, затем лечь на ковёр ногами к центру.
Методика проведения: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движение пупка: на нем лежат обе ладони.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночнику, пупок как бы опускается.
Медленный, плавный вдох, без каких – либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4 -10 раз. Логопед обращает внимание детей на то, что при вдохе живот надувается, как воздушный шарик, а при выдохе – сдувается. После выполнения логопед просит сесть детей на стульчики.
- Объявление темы:
Логопед показывает на интерактивной доске сюжетную картинку, на которой девочка охает от боли.
Логопед: Ребята, посмотрите, это девочка Оля. Она заболела и охает: «О – о – о». Какой звук она произносит? (О) Сегодня мы с вами познакомимся со звуком О.
- Акустико-артикуляционный образ звука:
Логопед: Давайте возьмём зеркало и понаблюдаем, как произносится звук О. Все вместе произнесём звук О. Губы как расположены? Губы похожи на овал. А язык и зубы? Язык спокойно лежит, зубы открыты. Воздух проходит свободно и не встречает преграду, воздуху ничего не мешает. Поэтому звук О какой? Звук О – гласный, обозначать его будем красным цветом.
Не всем детям легко определить, какой это звук. Обязательно надо напомнить, какой звук называется гласный (звук можно пропеть, при произнесении звука язык, зубы и губы не мешают воздушной струе выйти из ротика)
- Связь буквы и звука:
Логопед: Посмотрите: это буква О. (логопед показывает на интерактивной доске букву О). Она похожа на наши губки, когда мы произносим звук О. Пальчиками проведите по губкам. А на что ещё похожа буква О? (Дети высказывают свои мысли: на овал, на бублик, на колесо. Затем логопед показывает картинки с изображением предметов похожих на букву О)
- Пальчиковая азбука:
Логопед показывает на интерактивной доске рисунок с изображением, как с помощью пальцев изобразить букву О. логопед объясняет, как показать пальчиками букву О. Дети повторяют. У некоторых детей возможно не получится сразу повторить за логопедом. Логопед подходит к таким детишкам и в индивидуальном порядке помогает им.
- Развитие фонематического слуха:
Дети называют все картинки, которые показаны на интерактивной доске (картинки, в названии которых звук О – ударный)
Логопед: Теперь назовите только те картинки, в названии которых звук О находится в начале слова.
Если у детей возникли трудности, то логопед утрированно произносит каждое слово, выделяя звук О.
- Физминутка: выполнение движений по тексту
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
и бегаем кругом.
- Закрепление звука в слогах.
Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ.
Логопед: Сколько звуков я произнесла? Давайте посчитаем. Назовите первый звук. (О) Назовите второй звук. (П) О – это какой звук? Гласный или согласный? (Гласный, фишка красного цвета). Звук П? (Согласный, фишка синего цвета)
Выложите из фишек слог ОП. Покажите звук О на схеме. Покажите звук П на схеме. Сколько в этой схеме гласных звуков? Сколько согласных звуков?
Таким же образом проводится анализ слогов ОУ, ОА.
- Закрепление звука в словах:
Анализировать с детьми слова со звуком О в начале.
Дети: В слове «окунь» звук О находится в начале (окна, обруч, осень).
Если ребёнок ответил неполным ответом, обязательно просим его ответить полным ответом, при необходимости подсказать как правильно.
Логопед: Давайте теперь выложим на схеме красной фишкой звук О. Звук О в начале, значит красную фишку на какую клетку надо выложить: на первую, посередине или на последнюю?
Дети: На первую клетку.
Если дети затрудняются с ответом, то напомнить, что если звук в начале слова, то фишку выкладываем на первую клетку.
- Итог занятия:
Логопед: Как охала Оля? (О-о-о)
Какой это звук? (Звук О – гласный звук) (если дети ответили неполным ответом: «Гласный», то логопед просит ответить полным ответом)
Назовите слова, которые начинаются со звука О. (осень, обруч, окунь)
- Оценка работы детей:
- Логопед: Ребята, как вы думаете, мы с вами сегодня справились со всеми заданиями? (Да) А что для вас было самое трудное? (Выложить схему, определить на каком месте звук О) Да, что-то было сложное и трудное, но мы с вами справились, вы – молодцы!
- Домашнее задание: в рабочей тетради урок «Звук и буква О»
- Задания для закрепления на индивидуальных занятиях:
Игра «Поймай звук». Ребёнок хлопает, когда услышит звук О.
Закреплять знания характеристики звука О: звук О – гласный (воздух выходит свободно, губы, язык, зубы не мешают, можно пропеть), обозначается красным цветом.
Учить выделять начальный звук в словах: окунь, обруч, осень.
- Во время занятия логопед отмечает детей, у которых есть трудности в освоении новых знаний. Для того, что дать задание на вечер воспитателям: позаниматься с этими детьми, закрепить полученные знания.
звуков речи: рекомендуемые действия | Reading Rockets
Задание 1: Хорошие вибрации
Потренируйтесь различать звонкие и глухие звуки речи со своими учениками. Попросите их положить руку на горло, чтобы они почувствовали разницу между фонемами, вызывающими вибрацию голосовых связок (звонкими), и фонемами, которые не вызывают вибрации (глухими).
Звонкие фонемы
- /b/
- /м/
- /с
- /в/
- /TH/
- / д /
- /л/
- /к/
- /г/
- /г/
- /н/
- /р/
- /г/
Невокализованные фонемы
- /p/
- /белый/
- /с/
- /л/
- /ч/
- /к/
- /ф/
- /й/
- /ч/
Задание 2: Человеческие фонемы
Составьте список простых рифмующихся слов и вторую колонку слов с другим средним (средним) звуком. Вот несколько примеров:
- летучая мышь
- шляпа
- сб
- Пат
- бит
- хит
- сидеть
- яма
Выберите учащихся, которые будут представлять звуки в выбранных вами словах. Вам понадобится один ученик для каждого звука. В нашем примере нам потребуется семь учеников, чтобы представить звуки /b/, /h/, /s/, /p/, /a/, /t/ и /i/.
Дайте каждому учащемуся карточку с буквой (буквами), обозначающими их звук. Они должны держать карточку лицом к классу.
Если у вас есть младшие ученики, вы должны помочь им, встав позади группы фонем и касаясь нужной фонемы, чтобы сделать шаг вперед, когда вы смешиваете их в слова.
Если у вас есть старшие ученики, то, как вы произносите слово, «фонемы» должны собираться в правильном порядке.
Задание 3: Алфавитный принцип
Учащиеся должны сесть на пол в круг или за столы. Дайте каждому ученику по пять кубиков, фишек или других подобных предметов.
Скажите учащимся: «Поставьте перед собой по одной фишке (блоку и т. д.) на каждый звук в слове».
Вот несколько примеров слов, которые можно использовать в этом упражнении, хотя было бы лучше использовать слова, которые вы представили учащимся в процессе обучения.
- большой: /b/-/i/-/g/
- дом: /ч/-оу/-/с/
- песчаный: /s/-/a/-/n/-/d/-/y/
- гребень: /c/-/o/-/m/
- готовить: /c/-/oo/-/k/
- сидеть: /с/-/и/-/т/
- выбрать: /p/-/i/-/c/
- выигрыш: /w/-/i/-/n/
- утра: /а/-/м/
- испечь: /b/-/a/-/k/
Задание 4: Изменение звуков
Попросите учащихся изменить звук в начале слова. Начните первый раунд, используя их имена, как в примерах ниже. Обойдите комнату, пока у каждого ученика не будет шанса. Помните, произносите звук, а не произносите название буквы!
- Джимми, ты можешь изменить звук /j/ в слове Jimmy на звук /t/?
- Лиза, ты можешь изменить звук /л/ в слове Лиза на звук /н/?
Задание 5: Разделение звуков на части
Когда учащиеся выстроятся в очередь, назовите имя ребенка, но отделите первый звук от остальных. Например, для ребенка по имени Пэм скажите: «/P/ /am/, не могли бы вы выстроиться в очередь?» Учащимся будет очень весело пытаться угадать, чье имя называется. Как только они поймут этот тип сегментации, усложните его, разделив все звуки в своих именах, например, «/P/ /a/ /m/». Им понравится вызов.
Упражнение 6: Распознавание звуков
Скажите учащимся, чтобы они подготовились к словесной игре. Скажите: «Мы представим, что собираемся в путешествие. Когда вы отправляетесь в путешествие, вам нужно взять с собой много вещей. В этом путешествии мы собираемся на карнавал. Скажите «карнавал». Какой первый звук? Да, это звук /к/, поэтому каждый должен взять что-то, начинающееся со звука /к/, например: «Я иду на карнавал и беру пальто ». Скажи эти слова: карнавал, пальто. Что еще я мог взять?»
Попросите детей придумать предложение. Рассказ мог быть изменен в зависимости от конкретного звука или недавнего опыта студентов.
Упражнение 7. Читайте книги, играющие со звуками
Эти книги представляют собой отличные ресурсы, в которых можно играть со звуками речи посредством рифмовки, аллитерации и фонематических манипуляций.
Все об Артуре (абсолютно абсурдная обезьяна)
Альфамедведи
Анималия
Базз сказал пчеле
Поймай лисенка
Каждый Персик Груша Слива
Полтора жирафа
Голодная штука
Джамберри
Увидимся позже Аллигатор
Овца в джипе
Yours Till Banana Splits
Зоофаги
Речевые и языковые упражнения для 1-3 классов КАРТОЧКИ Кристин Беккер: Официальный веб-сайт PRO-ED Inc.
Home > Устная речь > Семантика (понятия, словарный запас и поиск слов) > Речевые и языковые упражнения для 1-3 классов
Описание
Описание
Возраст: 6-8
Классы: 1-3
Обучайте с помощью милых, любимых детских историй и развивайте разнообразные речевые и языковые навыки. Готовые к использованию планы уроков, карточки с картинками и карточки с определениями слов делают этот набор незаменимым. Каждый модуль, основанный на истории, включает 16 листов с заданиями, 10 карточек с картинками, 10 карточек с определениями, инструкции и рекомендации по обучению. (Вы предоставляете книги, которые легко найти.)
Ориентируйтесь на следующие области навыков:
- Восприимчивая и выразительная лексика: упражнения с рабочими листами рассчитаны примерно на двадцать существительных, глаголов и прилагательных из каждой книги
- Практические занятия: веселые, простые поделки и другие занятия идеально подходят для обогащения языка
- Понятия: понятия и их контекст в рекомендуемой книге перечислены для учебных целей
- Фонологическая осведомленность: развитие навыков ранней грамотности с помощью рабочих листов по рифмованию, идентификации слогов, смешению слогов или прослушиванию начальных звуков в словах
- Работа с артикуляцией и фонологическими моделями: используйте карточки с картинками и карточки с согласными для выявления артикуляционных и фонологических моделей; отрабатывать целевые слова и шаблоны сами по себе и в контексте рассказа
- Вопросы: вопросы к показанному рассказу построены по принципу развития от вопросов «да/нет» до вопросов «кто», «что», «когда», «где», «как» и «почему»; задавайте вопросы во время или после прочтения книги; включены вопросы, касающиеся повседневного опыта ребенка
- Дополнительные занятия: мультисенсорные, интерактивные обучающие идеи даны для каждой детской книги для дальнейшего закрепления речевых и языковых целей
Единицы основаны на этих книгах (книги не входят в комплект):
- Удивительно Грейс
- Кепки на продажу
- Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек
- Вельвет
- Эй, Эл
- Strega nona
- Hat
- Сюрприз в среду
- , где дикие вещи
- 0
- .
5 0009 Miss Rumphius