Содержание
Конспект занятия «Звук «у», Буква У» | План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему:
Департамент образования города Москвы
Юго– Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение «школа № 1460»
Конспект подгруппового занятия в старшей группе. Тема: «Звук «У», Буква У».
Логопед: Порошкова Елена Леонидовна
Москва 2016г.
Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука «У». Познакомить с буквой У
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять звук из ряда гласных, формировать умение образовывать множественное число имен существительных, развивать слуховое внимание; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова;
Коррекционно – развивающие:
- Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Развитие ВПФ
4. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: предметные картинки со звуком «у» в разных позициях, рабочая тетрадь, карандаши простой и красный. Картинка с изображением девочки, звуковички.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди), [С], [Т]…
Дети: Алина, Алеша…
Саша, Света…
Таня… и т. д.
II. Беседа по пройденному материалу.
— Что такое звук?
– Что можно составить из звуков? (слоги, слова)
– Что можно составить из слогов?(слова) из слов? (предложения)
из предложений? ( текст)
Гласные звуки это —
Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
Как обозначаем гласные звуки?
III. Новая тема
1 Знакомство со звуком «у»
Логопед показывает картинку с изображением девочки
— Это Уля
Повторяют хором.
— В этом слове на первом месте стоит звук «У»
Логопед размещает предметные картинки: утюг, удочка, утка
2 Артикуляция звука
— вытягиваем губы вперед трубочкой (воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает маленький круг.)
3 Характеристика звука
4 Выделение звука на слух
Логопед произносит гласные звуки. Услышав звук «У» дети поднимают звуковички.
5 Дидактическая игра «Один- много»
Логопед – Я буду говорить про один предмет, а вы про много:
Улитка – улитки,
Утюг, утка, ухо, уж, ус, улыбка, улица.
Физкультминутка (имитация движений)
Медвежонок – топ-топ, А зайчонок – скок-скок,
А ежонок – хлоп-хлоп, А лисенок- шмыг- шмыг,
А волчонок – щелк-щелк, А бельчонок – прыг – прыг.
6 Знакомство с буквой У
- Дети находят букву в кассе
- Отвечают на вопрос, из скольких элементов состоит буква
- Выкладывают букву из палочек
- Прорисовывают в воздухе
7 Работа в тетрадях.
6. Деление слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)
Дети делят на слоги предложенные логопедом слова
Логопед. Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).
— Сколько гласных звуков в этих словах?
Это знает каждый из учеников –
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
IV. Итог.
— Что такое звук?
– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.)
– Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове?(сколько в слове гласных, столько и слогов).
— Что такое буква?
звук «И» и буква «И»
Тема. Звук «И» и буква «И».
Цель:
1. Чёткое произнесение звука «И».
2. Развитие фонематического слуха.
3. Звуковой анализ слов: ива, липа, мишка, лиса.
4. Знакомство с буквой «И».
5. Развитие ручной и речевой моторики.
6. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сядет тот ученик, кто отгадает загадку и выделит гласный звук, стоящий в конце слова.
— Мягкая, а не вата;
Белая, а не снег,
Подуешь – разлетится;
Воды нальёшь – блинов испечёшь. (Мука)
— Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать. (Часы)
— Избушка нова – жильца нет.
Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)
— Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко)
— Белая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)
2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Барабанщики».
3. Знакомство со звуком.
1. Ишак поднимался в горы и кричал: «Иа…Иа…Иа…!»
— Какой первый звук вы слышите? (И).
2. Отгадайте загадку:
Мороз трескучий на дворе –
Укутаны деревья в серебре.
Что за серебро такое –
Оно тает на ладонях? (иней)
— Какой первый звук в слове «иней»? ( И)
4. Сообщение темы и цели урока.
1. Рассмотрим в зеркало артикуляцию гласного звука «И».
Губы растянуты в улыбке.
Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.
Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.
Горло дрожит, голос есть.
— Произнесите звук «И».
— Есть ли преграда, когда мы произносим звук «И»?
— Значит, какой звук «И» – гласный или согласный?
— Дрожит ли горло при произношении звука «И»?
Запомните: звук «И» — гласный.
2. Назовите предметы, где находится звук «И» в названии картинки:
индюк, муравьи, иволга, лиса, сапоги и т.д.
3. Игра «Сломался телевизор». Произносите звук «И», а я буду договаривать слово. Какое слово получится?
(и)грушка (и)голка (и)збушка (и)риска (и)кра (и)ней
(и)юнь (и)юль (и)зюминка (и)волга (и)гра
4. Я назову один предмет, а вы – множество таких предметов.
носок – носки чулок – чулки клинок – клинки
гудок – гудки замок – замки комок — комки
песок – пески белок – белки мелок — мелки
— Какие из этих слов вам непонятны?
5. Назови слово, соединив по порядку звуки: и,в,а; л,и,п,а; л,и,с,а; м,и,ш,к,а.
6. Знакомство с буквой.
1. Звук «И» обозначается вот такой буквой «И».
Две палочки прямые,
Меж ними ремешок.
Он снизу вверх направо
Идёт наискосок.
2. Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
7. Запись печатной буквы «И» в тетради.
— По строчке пробежался ластик и стёр элементы буквы «И». Допишите их.
8. Физминутка.
Мимо маленькой Марины, ( Каждый палец «здоровается»
Пробежал медведь с малиной. с большим последовательно)
9. Ребус. (ДИ кобра З)
10. Чтение слов с буквой «И».
— Прочитайте слова с буквой «И».
И – ВА И – РА
ИГ – ЛА ЛИ – ПА ПИ – ЛА ВИ – КА ЛИ – ЗА
ИК – РА СИ – ЛА ЛИ – СА НИ – НА МИ — ША
— Прочитайте предложения.
Ми – ша и Ни – на ма – лы – ши. У них ма-ши-на и ку – клы.
11. Запись письменной буквы «И» заглавной и строчной.
— Рассмотрим букву «И» письменную. Из каких элементов состоит буква?
Заглавная (петелька, 2 прямых наклонных, 2 крючка).
Ставим ручку на 1/3 снизу в верхней дополнительной строке, в средней третьей части выписываем петельку, опускаемся по прямой наклонной, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, выписываем «секрет», по «секрету» вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Строчная (2 прямых наклонных, 2 крючка).
Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
— Обведите по точкам написанные буквы (написание букв сопровождать комментированием).
12. Итог.
— С каким звуком вы познакомились на занятии? ( «И» )
— Звук «И» гласный или согласный?
— Какой буквой обозначается звук «И»?
— Что нового узнали на занятии?
Автор материала: Сафронова Надежда Ивановна
Обучение звукам в изоляции детей с задержкой речи – Speech And Language Kids
Перейти к содержимому
youtube.com/embed/z_qdTJJDbIw?wmode=transparent&autoplay=0″ allowfullscreen=»» allow=»autoplay; fullscreen»>
Самое сложное в обучении звукам и повышении разборчивости вашего ребенка — помочь ему произнести звук, который он вообще не может произнести. Этот пост даст вам некоторые идеи о том, как извлечь каждый звук американо-английской речи.
Первое, что вам нужно сделать, обучая ребенка звукам, — это научить его произносить звук изолированно. Это означает, что вы хотите, чтобы ваш ребенок произносил звук сам по себе, а не словом или слогом. Выбирайте по одному звуку для работы и выбирайте звук, который обычно осваивается в возрасте вашего ребенка (например, не учите /r/ 4-летнего ребенка, это слишком сложно!). Вот таблица звуков и возрастов, в которых они обычно осваиваются.
Полный комплект артикуляционных материалов
Карточки, рабочие листы, домашнее задание | 39,99 долларов США на TPT
Купить сейчас
После того, как вы выбрали звук, вы захотите научить ее произносить его отдельно. Используйте приведенные ниже подсказки, чтобы помочь вашему ребенку научиться издавать звук самостоятельно:
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатную электронную книгу, в которой показаны все шаги по обучению вашего ребенка новому звуку!
/b/
Чтобы воспроизвести звук /b/, используйте с ребенком следующие реплики.
- Следи за моим ртом (это поможет ему увидеть, что делают твои губы)
- Соедини губы
- Сделайте губы ярче
- Сделайте свой голос гудящим/Включите свой голос
Помогите ребенку сжать губы пальцами, если он не может их закрыть
/p/
Если у вашего ребенка проблемы с /p/, используйте те же сигналы, что и для /b/, но вы не скажи ей включить голос. Вы можете попросить ее прошептать этот звук, если он произносит звук как /b/ вместо /p/.
/w/
Чтобы произнести звук /w/, попросите ребенка начать с «оо», как в «бу», а затем медленно раздвинуть губы, чтобы сказать «у». Это должно звучать как «оооооооо».
/m/
Звук /m/ получается при сжатии губ и мычании. Попросите ребенка сомкнуть губы, а затем попросите его напевать или включить голос. Во время этого звука рот вообще не должен открываться, весь воздух должен выйти из носа.
/f/
Используйте эти подсказки, чтобы заставить ребенка произносить звук /f/:
- Прикусите нижнюю губу (используйте зеркало, чтобы помочь ребенку увидеть, что он делает)
- Зажми губу и подуй
Возможно, вам придется попросить ребенка использовать палец, чтобы удерживать губу в нужном месте.
/v/
Чтобы воспроизвести звук /v/, используйте те же сигналы, что и /f/, за исключением того, что вам нужно, чтобы ваш ребенок напевал или включил свой голос. Если ваш ребенок борется с этим, попробуйте заставить его напевать мелодию, прикусывая нижнюю губу верхними зубами. Если ваш ребенок изо всех сил пытается удержать губу зубами, попросите его удерживать ее пальцем.
«й»
Чтобы произнести звук «й», пусть ваш ребенок поместит язык между зубами и подует. На самом деле есть две версии этого звука: одна с включенным голосом (например, «the») и одна с выключенным голосом (например, «thumb»). Пусть ваш ребенок напевает, если это звонкий звук.
/t/
Чтобы произнести звук /t/, пусть ваш ребенок постукивает языком прямо за верхними передними зубами. Если вашему ребенку трудно понять, куда положить язык, используйте следующие приемы, чтобы показать ему правильное место:
- Коснитесь места прямо за верхушкой передних зубов палочкой от эскимо или присоской. Затем скажите ей, чтобы она положила язык на то же место.
- Положите липкую пищу, например, арахисовое масло или крем из зефира, прямо за верхними передними зубами. Затем попросите ее слизать его. Когда будете снова описывать это пятно, назовите его липким пятном.
/d/
Чтобы воспроизвести звук /d/, вы можете использовать те же сигналы, что и звук /t/, но вашему ребенку нужно будет включить свой голос. Скажи ему, что это громко.
/n/
Для звука /n/ вашему ребенку нужно будет положить язык на то же место, что и звук /t/ (см. сигналы, упомянутые для /t/). Однако на этот раз ваш ребенок будет держать язык в этом месте, пока он напевает или включает свой голос. Если у нее проблемы с включением голоса, пусть она напевает мелодию, удерживая язык в этом положении.
/s/
Чтобы произнести звук /s/, попросите ребенка положить язык на то же место, что и звук /t/ (используйте подсказки размещения из /t/), но затем выдохните воздух. Мы называем это звуком змеи! Если ваш ребенок слишком сильно высовывает язык, посмотрите в зеркало и скажите ему, чтобы он держал язык за зубами. Можно потренироваться улыбаться так, чтобы его зубы соприкасались, а языку некуда было высовываться.
/z/
Для звука /z/ используйте те же реплики, что и /s/, но на этот раз вашему ребенку нужно будет напеть или включить свой голос. Вы можете попросить ее попрактиковаться в включении голоса, напевая мелодию, произнося звук /s/.
/l/
Чтобы произнести звук /l/, пусть ваш ребенок медленно переместит язык вверх к точке /t/ и снова опустит его. Пока он это делает, попросите его напеть или включить свой голос.
«у»
Чтобы произнести звук «у», попросите ребенка начать с «и», как в слове «пчела», а затем медленно открыть рот, чтобы произнести «э». Это должно звучать как «ээээээээээээ».
«ш»
Я называю это тихим звуком. Чтобы произнести этот звук, пусть ваш ребенок сомкнет губы в маленький кружок и подует. Если ваш ребенок произносит /с/ вместо «ш», попросите его подтянуть язык к задней части рта.
«ж»
Это звук, слышимый в конце слова «бежевый». Это не очень распространено в нашем языке, но оно произносится так же, как «ш», за исключением того, что голос гудит или включается.
«ч»
Этот звук получается при одновременном произнесении «т» и «ш». Это довольно сложно, так что не расстраивайтесь, если он не может этого сказать!
«j»
Звук «j» получается путем произнесения звука «d» и звука «zh» очень быстро вместе. Это может быть еще один звук, над которым лучше всего работать логопеду. На самом деле есть два разных способа произнести этот звук: один с зачерпнутым языком, как чаша, и другой, с изогнутым, как гора. Для каждого человека один из этих способов будет чувствоваться лучше, чем другой, но вы не можете заставить кого-то сказать /r/ так, как это неестественно для них. Вместо этого вам нужно выяснить, как они делают это лучше всего. Самый простой способ сделать это — прислушиваться к словам с /r/, которые ваш ребенок произносит хорошо. У большинства детей есть несколько слов, которые они уже могут произнести с хорошим звуком /р/, вам просто нужно их слушать. Как только вы найдете это слово, попросите ребенка протянуть руку /r/ в слове, чтобы он мог почувствовать, как звучит хорошее слово. Затем попытайтесь найти другие слова, в которых /r/ используется таким же образом. Например, если ваш ребенок может хорошо сказать «машина», попробуйте сначала подобрать другие слова, оканчивающиеся на «ар», такие как «бар» и «далеко». Как только ваш ребенок научится это делать, переходите к похожим словам, например «трубкозуб» или «зефир» 9.0005
/k/
Чтобы произнести звук /k/, вашему ребенку нужно будет дотянуться языком до самой задней части рта. Если вашему ребенку трудно найти правильное место для языка, используйте некоторые из следующих подсказок:
- Возьмите маленькую присоску (например, сосульку) или палочку для эскимо. Аккуратно надавите на переднюю часть языка вашего ребенка, чтобы он не мог подняться, чтобы произнести звук «т». Вы также можете слегка отодвинуть его язык назад с помощью присоски или палочки, чтобы переместить язык назад. Сначала покажи ему это на себе, чтобы он не испугался.
- Пусть ваш ребенок ляжет на спину, произнося этот звук. Гравитация может помочь ему откинуть язык назад.
- Слегка надавите большим пальцем вверх и назад на мягкое место в нижней части подбородка ребенка.
Это может вернуть язык в правильное положение.
/g/
Звук /g/ воспроизводится так же, как и /k/, но с включенным голосом.
Посмотрите видеоверсию производства /k/ и /g/!
/ч/
Звук /h/ производится за счет дуновения воздуха в задней части рта. Пусть ваш ребенок притворится, что тяжело дышит, как собака, чтобы издать этот звук.
Итак, ребята, это первый шаг к обучению вашего ребенка звукам.
Полный комплект артикуляционных материалов
Карточки, рабочие листы, домашние задания | $39,99 на TPT
Купить сейчас
Бесплатные терапевтические материалы для обучения звукам:
Ознакомьтесь с бесплатными материалами, которые есть в нашей библиотеке бесплатных терапевтических материалов!
Операция Лучше говорить!
Домашняя программа для обучения звукам
/f/ Программа Sound Home
CV, VC, CVC и CVCV
Карточки и рабочие листы
(для отработки звуков в более коротких словах)
SLPCarrie2022-12-15T13:01:40-06:00
Область скользящей панели переключения
Ссылка для загрузки страницы
Перейти к началу
Как научить звуку Y от Чикагской логопедии
Согласный звук /у/ образуется путем размещения кончика языка сразу за нижними передними зубами и поднятия середины языка к нёбу. Стороны языка фактически соприкасаются с верхней частью рта, но середина языка не касается нёба, создавая проход для воздуха из легких через рот. Звук /y/ звонкий, поэтому воздух, который проходит через него, несет звук от ваших вибрирующих голосовых связок.
Это немного сложный звук для малышей, и считается нормальным, что у детей до четырех лет возникают проблемы с ним. Если ваш ребенок по-прежнему испытывает затруднения со звуком /у/ в отдельности или в простых словах после четырехлетнего возраста, вам следует обратиться за помощью к обученному детскому логопеду, чтобы помочь вашему ребенку вернуться в нужное русло. Казалось бы, небольшие проблемы с артикуляцией могут стать гораздо более серьезными проблемами, которые гораздо сложнее исправить, если их не лечить.
Практика звуков речи с вашим ребенком — отличный способ провести время с вашим малышом и помочь ему на пути к эффективному общению. Вот несколько рекомендуемых логопедом отличных методов, которые можно использовать дома с ребенком, чтобы стимулировать его артикуляцию:
- Вербальные сигналы
Начните с медленного и четкого произнесения для вашего ребенка звука «/у/, /у/, /у/». Поощряйте ребенка повторять звук самостоятельно. Если у вашего малыша есть особые проблемы с произношением звука, попробуйте сначала заставить его сказать «и, и, и, и» и «э-э-э». Затем попросите ее объединить звуки «и-э-э». Чем быстрее и увереннее она произносит комбинацию звуков, тем больше она будет напоминать звук /у/. Как только она освоит звук /у/ отдельно, добавьте к нему гласные, чтобы создать простые слоги, такие как «я, я, я», «йо, йо, йо» и «йе, йе, йе». Постепенно переходите к словам, словосочетаниям и предложениям.
- Визуальные подсказки
Вербальные подсказки — отличный способ напомнить детям о том, что нужно следить за тем, как двигается их рот, когда они произносят звуки. Помогите ребенку произнести звук /у/, поместив большой и средний пальцы на противоположные стороны щек рядом с верхними коренными зубами. Когда вы произносите звук /у/, опускайте пальцы вниз, показывая, что вы открываете рот или опускаете челюсть. Поощряйте ребенка делать то же самое своей рукой, когда он произносит звук.