Skip to content

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает: Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

27. Этап дифференциации звуков речи

Работа по дифференциации звуков
осуществляется в следующих направлениях:
развитие слуховой дифференциации,
закрепление произносительной
дифференциации, формирование
фонематического анализа и синтеза.
Особенно
важно проводить дифференциацию
фонетически близких звуков: твердых и
мягких, звонких и глухих, свистящих и
шипящих, аффрикат и звуков, входящих в
их состав, которые чаще всего нарушаются
у умственно отсталых детей. Определена
следующая последовательность
дифференциации звуков: б — п, д —
т
, г — к, з — с, ж – ш, с
– ш
, з – ж, ц – с, ч – т,
ч – щ.
В процессе развития
дифференциации звуков предлагаются
задания на имитацию слогов, например
при дифференциации с – з: са-за-са,
за-са-са и т.д. Эффективным методом
работы является определение фонетической
правильности слова. Детям предлагаются
слова, отличающиеся фонетически сходными
звуками (кольцо – кольсо, ласточка –
ластощка и т. д.).
Логопедическая работа
по дифференциации смешиваемых звуков
включает два этапа: 1) предварительный
этап работы над каждым из смешиваемых
звуков, 2) этап слуховой и произносительной
дифференциации смешиваемых звуков.
На
первом этапе последовательно уточняется
произносительный и слуховой образ
каждого из смешиваемых звуков. Работа
проводится по следующему плану:
1.
Уточнение артикуляции звука с опорой
на зрительное, слуховое, тактильное
восприятие, кинестетические ощущения.
Например, при уточнении правильной
артикуляции звука с необходимо
обратить внимание на его произнесение:
губы растянуты как бы в улыбке, кончик
языка находится за нижними зубами. С
помощью тактильного ощущения уточняется,
что при  произнесении этого звука
образуется узкая холодная струя воздуха,
голосовые складки не дрожат. Сравнивается
звучание звука со свистом ветра.
2.
Выделение звука на фоне слога. Дети
учатся выделять звук из слога на слух
и в произношении, различать слоги с
заданным звуком и без него. Например,
логопед называет слоги, включающие
заданный звук и не имеющие его. Дети
должны поднять кружок или букву, хлопнуть
в ладоши, если в слоге слышится заданный
звук.
3. Формирование умения определять
наличие звука в слове. Логопед предлагает
слова, включающие данный звук и не
имеющие его. Исключаются слова со
звуками, сходными акустически и
смешиваемыми в произношении. Изучаемый
звук необходимо связать с соответствующей
буквой. Впервые буква вводится только
после узнавания звука в различном
звуковом окружении. В этом случае буква
связывается не только с изолированно
произнесенным звуком, но и с фонемой,
которая обобщает различные варианты
данного звука, зависящей от положения
его в слове. Таким образом, исключается
механическая связь буквы и изолированно
произнесенного звука, что может служить
дополнительной трудностью при овладении
слитным чтением слогов и слов, а также
правильным воспроизведением структуры
слова на письме.
Для определения звука
в слове можно предложить детям следующие
задания: поднять букву на заданный звук;
отобрать картинки, в названии которых
имеется заданный звук; подобрать  к
заданной букве картинки, в названии
которых имеется соответствующий звук;
придумать слова на заданный звук.
4.
Определение места звука в слове: в
начале, в середине, в конце слова, после
какого звука, перед каким звуком.
5.
Выделение слова с данным звуком из
предложения
По данному плану
отрабатывается каждый из смешиваемых
звуков.
На втором этапе проводится
сопоставление конкретных смешиваемых
звуков в произносительном и слуховом
плане. Дифференциация звуков проводится
в той же последовательности, что и работа
по уточнению слуховой и произносительной
характеристики каждого звука, но в силу
того, что основная цель этого этапа –
различение звуков, речевой материал
должен включать слова со смешиваемыми
звуками. На этапе дифференциации звуков
большое место отводится развитию
фонематического анализа и синтеза.

28.

29.
Дизартрия —
нарушение
произносительной стороны речи,
обусловленное недостаточностью
иннервации речевого аппарата.
Ведущим
дефектом при дизартрии является нарушение
звукопроизносительной и просодической
стороны речи, связанное с органическим
поражением центральной и периферической
нервной систем.

Дизартрия — термин латинский, в переводе
означает расстройство членораздельной
речи — произношения (дис — нарушение
признака или функции, артрон
сочленение). При определении дизартрии
большинство авторов не исходят из
точного значения этого термина, а
трактуют его более широко, относя к
дизартрии расстройства артикуляции,
голосообразования, темпа, ритма и
интонации речи.

Основными признаками (симптоматика)
дизартрии являются дефекты
звукопроизношения и голоса
,
сочетающиеся с нарушениями речевой,
прежде всего артикуляционной моторики
и речевого дыхания. При дизартрии, в
отличие от дислалии, может нарушаться
произношение как согласных, так и гласных
звуков. Нарушения гласных классифицируются
по рядам и подъемам, нарушения согласных
по их четырем основным признакам: наличию
и отсутствию вибрации голосовых складок,
способу и месту артикуляции, наличию
или отсутствию дополнительного подъема
спинки языка к твердому нёбу.

Для всех форм дизартрии характерны
нарушения артикуляционной моторики,
которые проявляются рядом признаков.
Нарушения мышечного тонуса, характер
которых зависит прежде всего от
локализации поражения мозга. Выделяют
следующие его формы в артикуляционной
мускулатуре: спастичность
артикуляционных мышц
— постоянное
повышение тонуса в мускулатуре языка,
губ, в лицевой и шейной мускулатуре.
Повышение мышечного тонуса может быть
более локальным и распространяться
только на отдельные мышцы языка.

Следующим видом нарушения мышечного
тонуса является гипотония.
При гипотонии язык тонкий, распластанный
в полости рта, губы вялые, отсутствует
возможность их полного смыкания. В силу
этого рот обычно полуоткрыт, выражена
гиперсаливация.

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной
мускулатуре при дизартрии могут
проявляться также в виде дистонии
(меняющегося характера мышечного
тонуса): в покое отмечается низкий
мышечный тонус в артикуляционном
аппарате, при попытках речи — тонус
резко нарастает. Характерной особенностью
этих нарушений является их динамичность,
непостоянство искажений, замен и
пропусков звуков.

Нарушение артикуляционной моторики
при дизартрии является результатом
ограничения подвижности артикуляционных
мышц, которое усиливается нарушениями
мышечного тонуса, наличием непроизвольных
движений (гиперкинезов, тремора)
и дискоординационными расстройствами.

При недостаточной подвижности
артикуляционных мышц нарушается
звукопроизношение. При поражении мышц
губ страдает произношение как гласных,
так и согласных звуков Особенно нарушается
произношение лабиализованных звуков
(о, у), при их произнесении требуются
активные движения губ округление,
вытягивание.

Парезы мышц лицевой мускулатуры,
часто наблюдаемые при дизартрии, также
влияют на звукопроизношение. Парезы
височных мышц, жевательной мускулатуры
ограничивают движения нижней челюсти,
в результате чего нарушается модуляция
голоса, его тембр. Эти нарушения становятся
особенно выраженными, если имеется
неправильное положение языка в полости
рта, недостаточная подвижность нёбной
занавески, нарушения тонуса мышц дна
полости рта, языка, губ, мягкого нёба,
задней стенки глотки.

Характерным признаком нарушений
артикуляционной моторики при дизартрии
являются дискоординационные
расстройства.
Они проявляются в
нарушении точности и соразмерности
артикуляционных движений. Особенно
нарушено выполнение тонких дифференцированных
движений. Так, при отсутствии выраженных
парезов в артикуляционной мускулатуре
произвольные движения выполняются
неточно и несоразмерно, часто с
гиперметрией (чрезмерной
двигательной амплитудой). Например,
ребенок может выполнить движение языком
вверх, касаясь им почти кончика носа, и
одновременно не может поместить язык
над верхней губой в место, точно
обозначенное логопедом.

Наличие насильственных движений и
оральных синкинезий в
артикуляционной мускулатуре — частый
признак дизартрии. Они искажают
звукопроизношение, делая речь малопонятной,
а в тяжелых случаях — почти невозможной;
обычно усиливаются при волнении,
эмоциональном напряжении, поэтому
нарушения звукопроизношения различны
в зависимости от ситуации речевого
общения. При этом отмечаются подергивания
языка, губ иногда в сочетании с гримасами
лица, мелкое дрожание (тремор) языка, в
тяжелых случаях — непроизвольное
открывание рта, выбрасывание языка
вперед, насильственная улыбка.
Насильственные движения наблюдаются
и в покое, и в статических артикуляционных
позах, например при удержании языка по
средней линии, усиливаясь при произвольных
движениях или попытках к ним. Этим они
отличаются от синкинезий — непроизвольных
сопутствующих движений, которые возникают
только при произвольных движениях,
например при движении языка вверх часто
сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю
челюсть, а иногда напрягается вся шейная
мускулатура и ребенок выполняет это
движение одновременно разгибанием
головы. Синкинезий могут наблюдаться
не только в речевой мускулатуре, но и в
скелетной, особенно в тех ее отделах,
которые анатомически и функционально
наиболее тесно связаны с речевой
функцией. При движении языка у детей с
дизартрией нередко возникают сопутствующие
движения пальцев правой руки (особенно
часто большого пальца).

Характерным признаком дизартрии является
нарушение проприоцептивной
афферентной импульсации
от мышц
артикуляционного аппарата. Дети слабо
ощущают положение языка, губ, направление
их движений, они затрудняются по
подражанию воспроизвести и сохранить
артикуляционный уклад, что задерживает
развитие артикуляционного праксиса.

Частым признаком дизартрии является
недостаточность артикуляционного
праксиса (диспраксия), которая
может быть как вторичной за счет нарушений
проприоцептивной афферентной импульсации
от мышц артикуляционного аппарата, так
и первичной в связи с локализацией
поражения мозга. На основе работ А. Р.
Лурия выделяют два типа диспраксических
расстройств: кинестетический и
кинетический
, при кинестетическом
отмечаются трудности и недостаточность
в развитии обобщений артикуляционных
укладов, главным образом согласных
звуков. Нарушения непостоянны, замены
звуков неоднозначны.

При кинетическом типе диспраксических
расстройств отмечается недостаточность
временной организации артикуляционных
укладов. При этом нарушается произношение
как гласных, так и согласных звуков.
Гласные нередко удлиняются, их артикуляция
приближается к нейтральному звуку а.
Начальные или конечные согласные
произносятся с напряжением или удлинением,
отмечаются специфические их замены:
щелевых звуков на смычке д),
имеют место вставки звуков или
призвуков, упрощения аффрикат и пропуски
звуков при стечениях согласных.

При дизартрии могут выявляться рефлексы
орального автоматизма
в виде
сохранившихся сосательного, хоботкового,
поискового, ладонно-головного и других
рефлексов, характерных в норме для детей
раннего возраста. Их наличие затрудняет
произвольные ротовые движения.

Нарушения артикуляционной моторики,
сочетаясь между собой, составляют первый
важный синдром дизартрии — синдром
артикуляционных расстройств
,
который видоизменяется в зависимости
от тяжести и локализации поражения
мозга и имеет свои специфические
особенности при различных формах
дизартрии.

При дизартрии за счет нарушения иннервации
дыхательной мускулатуры нарушается
речевое дыхание
. Ритм дыхания не
регулируется смысловым содержанием
речи, в момент речи оно обычно учащенное,
после произнесения отдельных слогов
или слов ребенок делает поверхностные
судорожные вдохи, активный выдох укорочен
и происходит обычно через нос, несмотря
на постоянно полуоткрытый рот.
Рассогласованность в работе мышц,
осуществляющих вдох и выдох, приводит
к тому, что у ребенка появляется тенденция
говорить на вдохе. Это еще больше нарушает
произвольный контроль над дыхательными
движениями, а также координацию между
дыханием, фонацией и артикуляцией.

Б. Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем) — КиберПедия


Навигация:



Главная
Случайная страница
Обратная связь
ТОП
Интересно знать
Избранные



Топ:

Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие. ..

Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы…

Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства…


Интересное:

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все…

Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными…

Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом…



Дисциплины:


Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция




⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 30Следующая ⇒

Логопедическая работа по дифференциации фонем проводится при устранении фонематической дислексии, обусловленной нарушением фонемного распознавания, аку­стической дифференциации звуков речи.

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении.

Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются характером наруше­ния дифференцировок.

В большинстве случаев при фонематической дислек­сии замены букв при чтении обусловлены нечеткостью слу­хового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ве­дущим нарушением при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на бо­лее сохранное зрительное восприятие, тактильные и кине­стетические ощущения, получаемые от органов артикуля­ции во время произношения звуков речи.

Использование кинестезии при дифференциации зву­ков довольно часто требует предварительной работы по уточ­нению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Способность кинестетического различения отрабаты­вается в упражнениях по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произ­ношения звуков речи.

Умение различать положение губ отрабатывается пер­воначально на звуках И-У, поскольку различие в положе­нии губ при произнесении этих звуков значительно.

Упражнения могут быть следующими:

1. Произнести звук И перед зеркалом и сказать, в каком положении при этом находятся губы. При затрудне­ниях в ответе логопед может задать дополнительный воп­рос: «Скажи, при произнесении звука И губы растянуты в улыбке или вытянуты вперед?»

2. Произнести звук У перед зеркалом. Ответить, в каком положении при этом находятся губы.

3. Произнести звуки ИУ слитно. Определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.

4. После самостоятельного произнесения звука И оп­ределить, в каком положении находились губы (не глядя в зеркало).

5. Произнести звук У, определить положение губ при его произнесении (не глядя в зеркало).

6. Произнести последовательно звуки И-У и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.

7. Произнести звуки И-У и определить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед.

8. Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.

9. Определить первый и последний звук по беззвуч­ной артикуляции рядов ИУ, УИ.

Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков И-А, У-О, согласных М (губы сомкнуты) и Л (губы раскрыты) и др.

Умение кинестетически различать положение кончи­ка языка (приподнят или опущен) формируется на звуках: С-Т, А-Д, А-Л, А-Т.

Различия в способе образования звуков (смычка или щель) уточняются в процессе дифференциации звуков Ш-Т, Ж-Д. Обращается внимание на то, что при произнесе­нии звуков Ш и Ж кончик языка приподнят, но не касает­ся альвеол, а при произнесении Т и Д образуется смычка, кончик языка прижимается к верхним альвеолам (к бугор­кам верхних зубов).

Умение кинестетически различать узкий и широкий кончик языка вырабатывается на звуках Н-Л. При произ­несении этих звуков кончик языка приподнят и прижима­ется к альвеолам верхних зубов. Внимание учеников обра­щается на то, что при артикуляции звука Н кончик языка широкий, а при произнесении Л — узкий.

Различие в работе голосовых складок при произно­шении звонких и глухих отрабатывается вначале на звуках, не смешиваемых в произношении. Для этого можно ис­пользовать тактильные ощущения кисти руки, получаемые при вибрации гортани в момент произнесения звонких зву­ков. Логопед предлагает детям приложить к гортани боль­шой и указательный пальцы со стороны ладони или тыль­ную ее сторону. С помощью этих приемов они учатся опре­делять наличие дрожания голосовых складок при произне­сении звонких и отсутствие дрожания гортани — при произ­несении глухих согласных звуков. В последующем детям можно дать задание определить наличие или отсутствие дро­жания гортани при произнесении смешиваемых звонких и глухих звуков.

Такая предварительная работа по развитию кинесте­тических ощущений подготавливает детей к работе по раз­витию слухопроизносительных дифференцировок.

В логопедической работе по дифференциации зву­ков необходимо учитывать, что совершенствование слухопротносительных дифференцировок осуществляется бо­лее успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем точнее представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет он его характер, правильнее дифференцирует звуки речи. Разви­тие функции фонематического анализа способствует, та­ким образом, совершенствованию слухопроизносительной дифференциации.

Наиболее часто при фонематической дислексии у де­тей нарушается дифференциация следующих оппозицион­ных звуков: аффрикат и звуков, входящих в их состав (Ц-С, Ч-ТЬ, Ч-Щ), звонких и глухих, особенно смычных (Д-Т, Б-П, Г-К), свистящих 3-С, шипящих Ж-Ш, твердых и мягких, свистящих и шипящих (С-Ш, 3-Ж, Ц-Ч). С учетом постепенного усложнения можно рекомендовать сле­дующую последовательность в работе над звуками: Б-П, Д-Т, Г-К, 3-С, Ж-Ш, С-Ш, 3-Ж, Ц-С, Ч-ТЬ, Ч-Щ.

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый — предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй — этап слухо­вой и произносительной дифференциации смешиваемых зву­ков.

На первом этапе последовательно уточняется про­износительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану.

Уточнение артикуляции звука с опорой на зритель­ное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощу­щения.Например, при уточнении правильной артикуляции звука С необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка на­ходится за нижними зубами; с помощью тактильного ощу­щения уточняется, что при произнесении этого звука об разуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Слуховой образ звука сравнивается с нерече­вым звучанием (как будто течет вода из крана).

Выделение звука на фоне слога.Для этого необхо­димо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так, логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ,СЫ, ЛУ, СО, СУ). Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук С.

• Формирование умения определять наличие звука в слове.Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со сходными аку­стически и смешиваемыми в произношении звуками. Изу­чаемый звук необходимо связывать с соответствующей бук­вой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква свя­зывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, т.е. с обобщенным представлением о зву­ке. Таким образом, исключается механическая связь бук­вы и изолированно произнесенного звука, которая может служить дополнительной трудностью при формировании прежде всего слитного чтения слогов и слов.

Для формирования умения определять наличие звука в слове предлагаются следующие упражнения: 1. Поднять букву, соответствующую заданному зву­ку.

2. Назвать картинки; отобрать те, в названии кото­рых имеется заданный звук (картинки на смешиваемые зву­ки исключаются). При дифференциации звуков С и Ш, например, на первом этапе включаются только слова со звуком С и без него. Исключаются слова со звуком Ш и другими фонетически сходными звуками (свистящими и шипящими). Примерные картинки: сова, рыба, сумка, парта, лопата, лес, собака.

3. Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук (картинки при этом не называются). Не предлагаются картинки, в названии которых встречаются сходные фонетически и смешиваемые детьми звуки.

Это задание является более сложным, чем предыду­щее, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на пред­ставление о нем.

4. Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.

5. Разделить страницу на две части. Слева написать букву, справа сделать прочерк. Логопед произносит различные слова. Если ученик услышит слово с заданным зву­ком, он должен нарисовать кружок (или записать слово) под буквой, если слово не имеет в своем составе нужного звука, кружок ставится (или записывается слово) там, где сделан прочерк.

Определение места звука в слове:в начале, середи­не, конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

Выделение слова с данным звуком из предложения.Предлагается, например, выделить из предложения слова, включающие заданный звук.

По указанному плану отрабатывается каждый из сме­шиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конк­ретных смешиваемых звуков в произносительном и слухо­вом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слухо­вой и произносительной характеристики каждого звука. Од­нако основная цель этого этапа — различение звуков, по­этому речевой материал должен включать слова со смеши­ваемыми звуками.

В качестве примера предлагается последовательность логопедической работы по дифференциации звуков С и Ш.


⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…



Речевые проблемы – артикуляция и фонологические нарушения

Артикуляция и фонология ( fon-ol-oji ) относятся к способу воспроизведения звука. У ребенка с нарушением артикуляции есть проблемы с правильным формированием звуков речи. Ребенок с фонологическим расстройством может произносить звуки правильно, но может использовать их не в том месте.

Когда маленькие дети растут, звуки речи развиваются в предсказуемом порядке. Для маленьких детей нормально делать речевые ошибки по мере развития языка; однако детям с артикуляционными или фонологическими нарушениями будет трудно понять, когда другие дети их
возраст уже говорит ясно.

Квалифицированный логопед должен оценить вашего ребенка, если есть какие-либо опасения по поводу качества звуков, которые он издает, того, как он говорит, или его способности быть понятым.

Признаки и симптомы артикуляционных и фонологических нарушений

Нарушения артикуляции

Артикуляция относится к произнесению звуков. Производство звуков включает скоординированные движения губ, языка, зубов, неба (верхняя часть рта) и дыхательной системы (легкие). Есть также много различных нервов и мышц, используемых для речи.

Если у вашего ребенка нарушение артикуляции, он:

  • имеет проблемы с произношением звуков и правильным формированием определенных звуков речи (например, он может шепелявить, так что s звучит как th )
  • может быть не в состоянии воспроизвести определенный звук (например, они не могут издавать звук r и говорят «ваббит» вместо «кролик»).

Фонологические расстройства

Фонология относится к схеме, по которой звуки объединяются, чтобы составлять слова.

Если у вашего ребенка фонологическое расстройство, он:

  • может произносить звуки правильно, но может использовать его в неправильной позиции в слове или в неправильном слове, например. ребенок может использовать звук d вместо звука g , и поэтому он говорит «лань» вместо «иди»
  • делать ошибки с определенными звуками в словах, напр. они могут сказать k в слове «воздушный змей», но с определенными словами пропустят его, например. «солгать» вместо «нравится».

Фонологические расстройства и расстройства фонематического восприятия (понимание звуков и звуковых правил в словах) связаны с постоянными проблемами с языком и грамотностью. Поэтому важно убедиться, что ваш ребенок получает наиболее подходящее лечение.

Понять детей с фонологическими нарушениями может быть намного сложнее, чем детей с нарушениями артикуляции. Дети с фонологическими нарушениями часто имеют проблемы со многими разными звуками, а не только с одним.

Когда обращаться к врачу

Если у вас (или у кого-либо, кто постоянно контактирует с вашим ребенком, например, у учителя) есть какие-либо опасения по поводу речи вашего ребенка, попросите своего врача общей практики или педиатра организовать осмотр у логопеда. Вы также можете договориться о непосредственном приеме у логопеда;
однако плата может быть выше.

Лечение

Квалифицированный логопед должен осмотреть вашего ребенка, если есть какие-либо опасения по поводу его речи. Логопед может определить причину и спланировать лечение вместе с вашим ребенком и семьей. Лечение может включать в себя регулярные встречи и упражнения, которые вы должны делать вместе с ребенком в
дом.

При соответствующей логопедической терапии у многих детей с артикуляционными или фонологическими нарушениями значительно улучшается речь.

Черепно-мозговые травмы

Артикуляционные или фонологические трудности, как правило, не являются прямым результатом черепно-мозговой травмы. У детей с приобретенной черепно-мозговой травмой могут быть разные трудности с речью. Обычно они вызваны диспраксией или дизартрией. У некоторых детей с приобретенными травмами головного мозга также могут быть трудности с грамотностью и речью. Смотрите наши информационные бюллетени

Дизартрия и
Диспраксия.

Ключевые моменты, которые следует помнить

  • Артикуляция и фонология относятся к произнесению звуков речи.
  • Дети с фонологическими нарушениями или нарушениями фонематического восприятия могут иметь постоянные проблемы с языком и грамотностью.
  • Если есть какие-либо опасения по поводу речи вашего ребенка, попросите своего врача организовать осмотр у квалифицированного логопеда.
  • При соответствующей логопедической терапии у многих детей с артикуляционными или фонологическими нарушениями значительно улучшается речь.

Для получения дополнительной информации

  • Информация о здоровье детей:
    Вербальная диспраксия
  • Информационный бюллетень

  • Kids Health Info:
    Трудности с подбором слов
  • Речевая патология Австралия:
    Ресурсы для общественности
  • Обратитесь к своему терапевту или логопеду.

Общие вопросы, которые задают нашим врачам

Может ли мой ребенок в конце концов наверстать упущенное и вырасти из
артикуляционное/фонологическое нарушение?

Некоторые нарушения речи могут сохраняться в подростковом и взрослом возрасте. Когда человек старше, исправить эти проблемы гораздо сложнее. Большинству детей с диагностированным артикуляционным/фонологическим расстройством потребуется логопед.

Что вызывает артикуляционные и фонологические нарушения?

У большинства детей причины артикуляционных и фонологических нарушений неизвестны. У некоторых расстройство может быть связано со структурной проблемой или с имитацией поведения и созданием вредных привычек. Независимо от причины, логопед вашего ребенка сможет помочь
с рекомендованным лечением.

Разработано детской реабилитационной службой и отделением патологии речи Королевской детской больницы. Адаптировано с разрешения информационного бюллетеня Службы травм головного мозга Детской больницы Вестмида. Мы признательны за вклад потребителей RCH и опекунов.

Пересмотрено в июле 2018 г.  

Информация о здоровье детей поддерживается Фондом Королевской детской больницы. Чтобы сделать пожертвование, посетите
www.rchfoundation.org.au.

Артикуляция для логопеда | Оцимо

Артикуляционная терапия — это метод, используемый для обучения людей с проблемами речи тому, как правильно произносить звуки речи. В отличие от фонологической терапии, которая состоит из методов лечения, которые в основном сосредоточены на лингвистических аспектах производства речи, артикуляционная терапия относится к методам лечения и подходам, которые сосредоточены на моторном производстве звуков речи.

Традиционная артикуляционная терапия

Традиционная артикуляционная терапия – это подход, который используется уже много лет. Используется для эффективного помогает детям говорить более четко и лучше всего подходит для детей с легкой задержкой речи содержит пару речевых ошибок. При таком подходе родители или опекуны работают вместе с ребенком над одним звуком, выбранным логопедом. В традиционной артикуляционной терапии за один раз воздействуют на один звук. Например, вы можете работать над звуком /с/ в начальной позиции.

Традиционная артикуляционная терапия была разработана в 1978 Ван Рипера.

«Отличительной чертой традиционной терапии является последовательность действий, направленных на: (1) идентификацию стандартного звука, (2) различение его ошибок путем сканирования и сравнения, (3) изменение и исправление различных произведений до тех пор, пока они не будут воспроизведены правильно и, наконец, (4) укрепляя и стабилизируя его во всех контекстах и ​​разговорных ситуациях». Ван Рипер, 1978 (стр. 179).

При таком подходе логопед предложит ребенку работать над одним звуком за раз, как мы уже упоминали, а затем продолжит работать над звуком изолированно.

Приходите с более чем 200 тысячами семей!

Давайте лучше общаться!

Скачать бесплатно.

Сертифицированное логопедическое приложение
, разработанное с помощью SLP.

Логопедия Otsimo

Скачать бесплатно

В основе традиционной артикуляционной терапии лежит иерархический подход. Иерархический подход требует, чтобы выбранный звук воздействовал на одну позицию за раз, аналогично приведенному нами примеру. Затем ребенок будет продвигаться к концу терапии, где он будет практиковать звук в предложениях в различных позициях. Также в этом подходе основное внимание уделяется неправильному фонетическому размещению звука. Кроме того, логопед также обучает необходимым двигательным навыкам, которые помогут ребенку правильно произносить целевой звук.

Когда следует использовать традиционную терапию

Как упоминалось ранее, традиционная артикуляционная терапия рекомендуется для детей младшего возраста с несколькими звуковыми ошибками, поскольку они все еще развивают языковые навыки . Кроме того, этот подход также может быть использован для исправления артикуляционных ошибок, которые связаны с развитием.

Согласно Ван Риперу, традиционный метод терапии состоит из пяти этапов:

  • Обучение распознаванию , где SLP определяет, слышит ли ребенок правильное и неправильное воспроизведение звука
  • Стимулируемость , когда определяется, способен ли ребенок правильно воспроизвести целевой звук, когда ему даются подсказки о правильном размещении и способе воспроизведения звука
  • Стабилизация звука , где ребенок расширяет контексты, в которых он может правильно произнести звук
  • Обобщение , когда ребенок может правильно воспроизводить звук независимо от окружающей среды
  • Техническое обслуживание , когда речь ребенка отслеживается с течением времени, чтобы убедиться, что он продолжает правильно воспроизводить правильные звуки во всех контекстах

Иерархические стадии в традиционном терапевтическом подходе

Логопед выбирает по одному звуку за раз для работы ребенка. SLP должен следовать определенный поток этапов для использования традиционного терапевтического подхода. Первый шаг — это работа над изолированным звуком путем воспроизведения определенных звуковых действий или жестов руками. Затем ребенок будет работать над звуком на уровне слогов. Например, если вы работаете над звуком /s/, на этом этапе вы можете практиковать See, Saw, Ice и т. д.

Третий этап работает над звуком на уровне слова . Например, вы можете работать над Soap или Sun. Этот этап также будет включать звук в различных позициях, то есть в начальной, средней или конечной.

Четвертым этапом будет работа над звуком на уровне фразы , например, «твое мыло». К концу терапии, на пятом этапе, ребенок будет практиковать звук на уровне предложения, например. Я видел море и несколько чаек. Последний этап — работа над звуком в повседневных контекстах разговора. Ваш логопед поможет вашему ребенку озвучить речь, играя в упражнения на слух, используя зеркало или жесты.

Идеи артикуляционной терапии и артикуляционная деятельность

Вот несколько артикуляционных идей, игр и упражнений для логопеда , которые вы можете попробовать со своим ребенком на каждом уровне во время сеансов терапии.

  • Карточки в мешочке: Подготовьте несколько карточек с целевыми звуками . Положите карточки в мешочек, чтобы ребенок выбрал одну. Пусть ребенок назовет то, что написано на карточке!
  • Включите спорт: Выберите игру с мячом, например баскетбол, футбол или бейсбол. После каждого хода игры предложите ребенку выбрать карточку и назвать ее. Если они смогут правильно сформулировать это, они могут продолжить игру.
  • Город артикуляции : Подготовьте карточки со словами или фразами в зависимости от стадии, на которой вы находитесь, с целевым звуком на них. Создай дорогу из картона, как маленький городок! Разместите эти карты на разных участках дорог.