Skip to content

Лексические упражнения по развитию речи в старшей группе: Игры и упражнения по развитию речи в старшей группе | Картотека по развитию речи (старшая группа) на тему:

Содержание

Игры и упражнения по развитию речи в старшей группе | Картотека по развитию речи (старшая группа) на тему:

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподра­жанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям до­машних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Ход: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, за­тем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизи­ровать вопросами всех детей.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различно­му звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте вниматель­но, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит иг­ру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

«Кто как разговаривает?»

Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова  мычит
Тигр  рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
— Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
— Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
— Сова летает, а кролик?
— Корова ест сено, а лиса?
— Крот роет норки, а сорока?
— Петух кукарекает, а курица?
— Лягушка квакает, а лошадь?
— У коровы телёнок, а у овцы?
— У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.
Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
Снег – что делает?-Темнеет, тает.
Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

 «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
педагог:-Дети:
Горячий-холодный
Хороший-плохой
Умный-глупый
Весёлый-грустный
Острый-тупой
Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.
Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
Снег – что делает?-Темнеет, тает.
Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог:- Дети:
Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом                                               Хлеб –мукой
Лошадь – жеребёнком                                        Шкаф -доской
Корова – телёнком                                               Велосипед – железом
Дуб – жёлудем                                                      Рубашка – тканью
Рыба – икринкой                                                  Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичом
Лягушка – головастиком                                      Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей                                            Взрослый –ребёнком

«Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход игры: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и  основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ.   «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог:-Дети:
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

 « Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

 «Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
— что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
— что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
— что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
— что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель:  развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный,  пчеловод, пчёлы и т.д

Игра «Угадай, кто идет»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Ход: Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 — 5 раз.

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Ход:  Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Угадай, что делают»

Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Ход: Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным мо­лоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

Игра «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Описание: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

 

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.

Игра «Идите с нами играть»

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Игра «Дует ветер»

Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой — сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у…» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Игра «Кот и мыши»

Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.

Краткое описание:  Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

«Тише, мыши. Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.            

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!»

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

 Упражнение «Гудок»

Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.

Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза.

Краткое описание:

Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем мед­ленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Методические указания. Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа.

Игра «Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Краткое описание:

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сиг­нал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

 Игра «Угадай, на чем играю»

Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.

Краткое описание:

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, до­стает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

Игра «Идите с нами играть»

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Описание:

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и ли­сичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

 Игра « Не разбуди Катю»

Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание:

Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

 

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Рассказ «Песня-песенка»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

— Теперь ты, петушок, пой!

— Ку-ка-ре-ку! — пропел петушок.

— Ты спой, Мурка!

— Мяу, мяу, — спела кошка.

— Твоя очередь, уточка!

— Кря-кря-кря, — затянула утка.

— И ты. Мишка!

— Ряв-ряв-р-я-яв! — зарычал медведь.

— Ты, лягушка, спой!

— Ква-ква-квак-к-к! — проквакала квакушка.

— А ты, кукла, что споешь?

— Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!  Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!  Снеслась в кустах.

Мур-муррр!  Пугаю кур.

Ам-ам!  Кто там?

Кря-кря-кря!  Завтра дождь с утра!

Му-му-у!  Молока кому?

Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.

Сказка «Поспешили — насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает мед­ведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква — к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи — пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко — корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го — горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му — мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Птицеферма»

Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Краткое описание:

Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 — 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам… (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.

Методические указания.   Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 — 4.

 Игра «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произно­сить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Краткое описание:

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.

Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» — дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту. )

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать дли­тельный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Краткое описание: На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз — с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Лексические упражнения » | План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа):

1. «ЖАДИНА»

(согласование существительных с личным местоимением):

МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка

МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик

МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

2. «ОДИН – МНОГО»

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

мяч – мячи – много мячей

мячик – мячики – много мячиков

кукла – куклы – много кукол

кубик – кубики – много кубиков

мишка – мишки – много мишек

машина – машины – много машин

машинка – машинки – много машинок

собачка – собачки – много собачек

пирамида – пирамиды – много пирамид

пирамидка – пирамидки – много пирамидок

матрешка – матрешки – много матрешек

неваляшка – неваляшки – много неваляшек

робот – роботы – много роботов

самолет – самолеты – много самолетов

3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом)

машинка стоит – машинки стоят

машина едет – машины едут

кукла спит – куклы спят

кукла танцует – куклы танцуют

собачка лает – собачки лают

зайчик поет – зайчики поют

мяч лежит – мячи лежат

мишка плачет – мишки плачут

самолетик летит – самолетики летя

4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

В коробке лежат что? … (игрушки).

В магазине много чего? … (игрушек).

Петя рад чему? … (игрушкам).

Мама купила что? … (игрушки).

На столе коробка с чем? … (с игрушками).

Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

5. «БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

Большой мяч, а маленький … мячик.

Большой самолет, а маленький … самолетик.

Большой корабль, а маленький … кораблик.

Большой солдат, а маленький … солдатик.

Большой мишка, а маленький … мишутка.

Большой слон, а маленький … слоник.

Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.

Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.

Большая машина, а маленькая … машинка.

Большая лошадь, а маленькая … лошадка.

Большая кукла, а маленькая … куколка.

Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.

Большая голова, а маленькая … головка, головушка.

Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.

Большое лицо, а маленькое … личико.

Большая щека, а маленькая … щечка.

Большие брови, а маленькие … бровки.

Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.

Большой хвост, а маленький … хвостик.

Большие уши, а маленькие … ушки.

6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

Корабль синий, а кораблик … синенький.

Мяч круглый, а мячик … кругленький.

Шар желтый, а шарик … желтенький.

Машина быстрая, а машинка … быстренькая.

Кукла веселая, а куколка … веселенькая.

Слон грустный, а слоник … грустненький.

Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.

Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

7. «ИЗ ЧЕГО?»

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)

Картонный домик из чего? (из картона)

Железный робот из чего? (из железа)

Деревянная лошадка из чего? (из дерева)

Плюшевый мишка из чего? (из плюша)

Меховая собачка из чего? (из меха)

Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)

Резиновая лягушка из чего? (из резины)

Оловянный солдатик из чего? (из олова)

Глиняная курочка из чего? (из глины)

Соломенный бычок из чего? (из соломы)

Металлическая машинка из чего? (из металла)

8. «ИЗ ЧЕГО — КАКОЙ?»

(образование относительных прилагательных):

Самолетик из бумаги какой? (бумажный)

Домик из картона какой? (картонный)

Робот из железа какой? (железный)

Лошадка из дерева какая? (деревянная)

Мишка из плюша какой? (плюшевый)

Собачка из меха какая? (меховая)

Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)

Лягушка из резины какая? (резиновая)

Солдатик из олова какой? (оловянный)

Курочка из глины какая? (глиняная)

Бычок из соломы какой? (соломенный)

Машинка из металла какая? ( металлическая)

9. «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно:

Игрушки лежат … коробке. (В)

Кукла спит … кроватке. (В)

Зайка катается … машинке. (НА)

Мозаика упала … стола. (СО)

Машинка отъехала … гаража. (ОТ)

Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)

Воздушный шарик летает … столом. (НАД)

Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)

Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)

Машинка катится … полу. (ПО)

10. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

(упражнение в подборе антонимов):

Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая).

Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).

Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).

У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).

Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).

Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).

Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).

Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).

Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).

Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).

Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

Физминутка «Мы хлопаем в ладоши».

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп.

(хлопки над головой)

Мы топаем ногами, топ, топ.

(высоко поднимаем колени)

Качаем головой

(головой вперед – назад подвигать)

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

(руки поднять, опустить)

Мы низко приседаем и прямо мы встаем

(присесть и подпрыгнуть)

Руки вниз, на бочок.

Зажимаем в кулачок,

Руки вверх и в кулачок

Разжимаем на бочок

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

11. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

Резиновый мячик из дерева.

Меховой зайчик твердый.

Деревянная пирамидка мягкая.

У слоника короткий хобот.

У зайчика длинный хвостик.

Воздушный шарик катится вверх.

У Буратино короткий нос.

У Мальвины красные волосы.

Елочные игрушки висят на березе.

Воздушный шарик тяжелее мячика.

По воде плывет самолетик.

Петя катает кубик.

Глиняную уточку слепили из пластилина.

Говорящая кукла громко молчит.

Кукла моргает ушками.

У зайчика четыре ножки.

12. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

Игрушки покупают Ваню.

Мозаика складывает детей.

Пирамидка собирает Таню.

Гараж подъехал к машинке.

Стол лежит под мячиком.

Диван закатился под мячик.

Стол упал с пирамидки.

Машинка катает Петю по полу.

Коробка лежит в игрушках.

У колеса сломалась машинка.

Лошадка едет на мишке.

Коляска едет на куколке.

Стол летает над шариком.

Робот сломал мальчика.

Машинка починила папу.

У кузова большая машина.

У носа длинный Буратино.

У волос кудрявая Мальвина.

У хобота длинный слоник.

У хвоста пушистый зайка.

13. «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

(понимание смысловых отношений):

Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.

Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?

За диваном кукла, под диваном машинка.

Какую игрушку достанут из-под дивана?

Какую игрушку достанут из-за дивана?

Из-под стола достали мяч.

Куда он закатился: под стол или за стол?

На столе лото. Над столом воздушный шар.

Что выше: лото или воздушный шар?

Что ниже: лото или воздушный шар?

У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.

У кого в руках игрушка?

Мяч тяжелее воздушного шарика.

Что легче?

Что тяжелее?

Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.

Какая игрушка выше?

Какая игрушка ниже?

Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.

Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?

Мяч больше кубика.

Что больше?

Что меньше?

Слоник сделан из меха. Матрешка сделана из дерева.

Какая игрушка мягкая?

Какая игрушка твердая?

Плюшевый мишка мягче деревянной пирамидки.

Какая игрушка мягче?

Игрушки были разбросаны детьми.

Кто разбросал игрушки?

Робот был куплен папой.

Кто купил робота?

Саша купил кубики. Саша купила мяч.

Что купил мальчик?

Что купила девочка?

Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.

Какая игрушка у мальчика?

Какая игрушка у девочки?

У мальчика пять кубиков. У девочки два кубика.

У кого кубиков меньше?

У кого кубиков больше?

У Вани одна машинка. У Тани две куклы.

У кого игрушек больше?

У кого игрушек меньше?

14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(подумай и ответь полным предложением):

Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.

Грузовая машинка перевозит что? … грузы.

Настольная игра лежит где? … на столе.

Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.

Музыкальная игрушка играет что? … музыку.

Елочные игрушки повесили куда? … на елку.

У зайчика длинные что? … ушки.

У мишки четыре чего? … лапы.

У Мальвины голубые что? … волосы.

У Буратино длинный что? … нос.

У пирамидки много чего? … колец.

Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .

Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.

Куклу уложили спать куда? … в кроватку.

Куклу накрыли чем? … одеяльцем.

Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .

Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.

Уронили мишку куда? … на пол.

Оторвали мишке что? … лапу.

Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.

Зайку бросила кто? … хозяйка.

15. «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(работа с деформированным предложением):

Кукла, спать, кроватка, в.

Игрушки, полка, на, лежать.

Мяч, стол, лежать, под.

Сын, мама, игрушка, купить.

Петя, катать, машинка, пол, по.

Машинка, чинить, папа.

Пирамидка, стол, упасть, со

16. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

(развитие логического мышления):

Игрушка, игра, груша, игрушечный.

Икра, игра, играть, игрушки.

Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.

Мишка, мешок, мишутка, мишенька.

Пирамидка, кубик, робот, книга.

Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.

кукла, мяч, береза, машинка

барабан, матрешка, лук, самолетик

юла, неваляшка, тетрадь, робот

мяч, ромашка, кубик, мишка

Стратегии обучения словарному запасу верхнего уровня

Готовы к 100 не требующих предварительной подготовки, пригодных для печати рабочих листов по словарному запасу , содержащих словарные слова, ориентированные на различные соответствующие возрасту, функциональные, академически значимые слова? Ознакомьтесь с моими стратегиями развития словарного запаса верхнего уровня: рабочие листы + оценка для логопедии! (Или для всех возрастов, мои рабочие листы словарного запаса для логопедии: один лист, цифровой, использует реальные изображения).


Работая в средней школе, многие ученики, которых я вижу, демонстрируют более низкий словарный запас по сравнению со своими сверстниками. Я провел прошлый год, разрабатывая тщательный пакет, чтобы нацелить эти навыки осмысленным, основанным на фактических данных и эффективным способом. Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, как я улучшаю словарный запас своих учеников!

Выбор цели:

Подавляющее большинство моих учеников демонстрируют некоторые основные трудности, связанные со словарным запасом. Поэтому в прошлом году я ориентировался на словарный запас в большинстве своих групп. Самым большим препятствием при создании материалов или принятии решения о том, как работать над словарными стратегиями, является выбор цели. Да, мы хотим ориентироваться на слова уровня 2, но мы все знаем, что выбор слов должен быть чем-то большим. Я хотел, чтобы слова, на которые я ориентировался, соответствовали их учебной программе и часто встречались. Я нашел этот удивительный ресурс под названием «Академический словарь для учащихся средних школ — основанные на исследованиях списки и стратегии для ключевых областей содержания».

Между этим ресурсом и словарными словами, которые я составил, продвигаясь в класс, я собрал список из 100 слов. Шестьдесят из этих словарных слов являются общими, то есть их можно использовать в разных настройках и областях контента. Затем я выбрал 10 часто встречающихся слов из каждой основной области контента (английская словесность, наука, социальные науки, математика) для таргетинга.

100 выбранных словарных терминов

Используемые мной ресурсы содержали сотни, если не тысячи словарных слов. Я сократил его до 100, выбрав слова, которые…

1. Способствует лучшему пониманию других слов. Например, слово «роскошь» было включено, потому что оно помогает понять другие похожие слова, такие как «роскошный» и «роскошный». Вы можете использовать эти слова, чтобы помочь учащимся понять, как часть речи может меняться при использовании разных окончаний.

2. Легко спутать. Такие слова, как «проблема», на удивление сбивают с толку. Посмотрите на таблицу ниже (прямо из рабочего листа в моем пакете) и подумайте о том, как «проблема» может означать так много разных вещей в зависимости от контекста. Иногда это глагол, иногда существительное.

3. Учащиеся слышат как в школе, так и за ее пределами. Например, слово предсказание часто используется в спорте, на уроках естествознания и при чтении книг. Это невероятно важное слово для понимания.

4. На первый взгляд могут показаться простыми, но они связаны с гораздо более сложными учебными словами. Мне нравится, когда мои ученики начинают связывать слова, которые они воспринимают как «легкие», и слова, которые они не понимают в своих учебниках. Это произошло с одним из моих студентов после того, как мы обсудили слово «мигрировать» и то, что мигрировать — это корневое слово, означающее «перемещаться». Они установили связь между «мигрировать» и «иммигрировать», когда эта тема поднялась во время обсуждения в классе. Потрясающий.

Вокруг нас есть наборы слов, которые мы используем, чтобы понимать новые, незнакомые слова. Обучение ваших студентов словарным стратегиям, например, как работают слова, — отличный способ помочь им научиться сравнивать, разбирать и понимать слова, с которыми они столкнутся в будущем.

Эффективное обучение словарному запасу:

На основании прочитанного мной исследования, обучение словарному запасу должно…

1. Включать многократное повторение одного и того же целевого слова. Мы не можем просто попросить учащихся услышать слово один раз, соединить его с определением или синонимом и ожидать, что оно закрепится. Нам нужно дать нашим ученикам много практики слушания и с использованием слова.

2. Включать различные языковые навыки и модальности. Наши студенты должны практиковать слово, произнося его, читая и записывая.

3. Повысить уровень осознания учащимся слов, что означает, что учащиеся демонстрируют расширенные метакогнитивные и металингвистические знания о словах. Студентам нужна способность думать о языке и о том, что они знают.

4. Разрешить учащимся читать, видеть и использовать слова в различных контекстах. Вот почему я включил в пакет так много многозначных слов. Большое внимание уделяется пониманию того, как слова могут означать разные вещи в разных контекстах и ​​как значения могут меняться в зависимости от начала или окончания слова.

Словарное обучение НЕ ЯВЛЯЕТСЯ тренировкой и уничтожением. Обучение словарному запасу НЕ ЗАУЧИВАЕТ большие списки определений слов. Обучение словарному запасу — это НЕ опрос ваших учеников, когда они называют синонимы для списка из 10 слов.

Массачусетская ассоциация чтения:

Я хочу поделиться длинной цитатой из газеты Массачусетской ассоциации чтения. Вы можете прочитать все резюме исследования здесь.

«Обучение словарному запасу должно поддерживать студентов как самостоятельных учеников, помогая им разработать стратегии изучения слов, которые можно применять в любом контексте и по мере продвижения по образовательной карьере. Обучение должно включать следующие аспекты использования слов и языка:

1. Семейства слов
2. Аффиксы (префиксы, суффиксы), словообразовательные аффиксы (аффикс изменяет часть речи, например, радостный-радостный), флективные аффиксы (-s существительное во множественном числе, -притяжательное s, -s глагол настоящего времени 3-е лицо единственного числа , -ing глагол настоящее причастие/герундий, -ed глагол простое прошедшее время, -en глагол прошедшее совершенное причастие, -er прилагательное в сравнительной степени, -est прилагательное в превосходной степени)
3. Синонимы и антонимы
4. Родственные слова (слова, имеющие сходное происхождение) включая греческие и латинские корни
5. Многозначность
6. Идиомы и образный язык»

Мы оказываем себе ОГРОМНУЮ медвежью услугу, сосредотачиваясь исключительно на синонимах, антонимах и, возможно, определениях слов в нашей практике. Нам нужно учить НАМНОГО большему, чтобы начать видеть увеличение прогресса и переноса знаний.

Из исследований, которые я читал, было сделано так много выводов. Ниже приведены три из моих любимых исследовательских статей/ресурсов, связанных со словарным запасом, которые касаются стратегий вмешательства и словарного запаса.

Исследование:

Шмитт, Н. (2000). Лексика в обучении языкам . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Марцано, Р. (2004). Формирование базовых знаний для академической успеваемости . Александрия, Вирджиния: Ассоциация надзора и разработки учебных программ.

Обзор текущих исследований словарного запаса Инструкция

Примеры:

Итак, вы, вероятно, хотите сейчас увидеть примеры из моего пакета, верно? Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть некоторые примеры визуальных материалов, вопросов и разделов рабочих листов. Часто я использую рабочие листы в качестве руководства, а мои ученики рисуют графические органайзеры на доске для дополнительной практики самостоятельной настройки.

PS: Извините за внезапный конец! Мой телефон решил прекратить запись 🙂

Другие цели:

Еще одна причина, по которой я одержим этим пакетом, заключается в том, что он может легко нацеливаться на другие цели, такие как…

Артикуляция — Просмотрите включенный список слов. Сколько из выбранных слов содержат /r/ или /s/ или /l/? Ответ: Так много. Эти слова также являются невероятно важными артикуляционными целями! Один из моих учеников сказал, что ему нравится практиковать сложные слова, потому что он часто спотыкался на них, читая вслух в классе. Успех!

Грамматика . На каждом рабочем листе ваши ученики должны составлять связные предложения, определения и объяснения, содержащие все более сложные словарные слова. Какой осмысленный способ ориентироваться на времена глаголов и другие грамматические цели! Если вы просмотрите страницы с примерами, вы увидите массу работы, направленной на достижение грамматических целей, в том числе на то, чтобы ваши ученики лучше понимали части речи и то, как слова часто могут использоваться как существительные или глаголы в зависимости от контекста.

Поиск слов . Я видел огромные (и я имею в виду огромные) успехи у своих учеников, которые демонстрировали трудности с поиском слов, используя этот пакет. Многие рабочие листы заставляют ваших учеников думать о синонимах для данных слов. Некоторые рабочие листы содержат предложение, содержащее целевое слово, и просят учащегося заменить его синонимом. Это удивительная практика для некоторых наших студентов, которые часто не могут получить доступ к определенному слову, когда они этого хотят! Многие из моих учеников на верхнем уровне не умеют описывать слова по категориям, цветам и функциям и нуждаются в практике вспоминания слов, используя корневые слова, префиксы, суффиксы, спряжения глаголов и многое другое.

Полезные книги:

Ниже приведены некоторые книги, которые я купил, на которые ссылался и использовал, связанные с изучением словарного запаса и словарными стратегиями.

Это была тонна информации. Спасибо, что остаётесь со мной!

Пакет, который я создал на основе всей этой замечательной информации, можно найти, нажав здесь. Он состоит из 237 страниц и рассчитан на 100 словарных слов, поэтому его точно хватит на очень долгое время.

Весь пакет предназначен для обучения словарным стратегиям, которые увеличат метакогнитивное понимание словарного запаса и слов вашего ученика, чтобы увеличить реальный прогресс и перенос. Он идеально подходит для того, чтобы начать удивительный разговор со своими учениками о словах. Умы моего ученика были серьезно взорвали , когда поняли, сколько определений может иметь такое простое слово, как «проблема».

Пакет также включает несколько оценочных страниц и мониторинг прогресса. И он включает в себя редактируемые слайды PowerPoint, так что вы можете создавать свои собственные рабочие листы и настраивать их в соответствии с вашими собственными словарными задачами! Ура!

Если этот пакет похож на то, что вы могли бы использовать в своей терапии, или если вы просто хотите узнать больше и посмотреть несколько примеров страниц, щелкните здесь, чтобы проверить его в моем магазине TpT.

{спасибо за прочтение}

20 упражнений на развитие словарного запаса для каждого класса

Изучение новых слов похоже на дополнение к вашему письменному гардеробу. Ваше письмо становится намного интереснее и увлекательнее, когда у вас есть больше возможностей. Эти словарные задания подходят для всех возрастов, от K-12, и предоставляют детям различные варианты обучения, которые помогут им создать свой собственный банк слов.

1. Составьте карту слов

Карты слов помогают углубить понимание словесного слова, связывая его с другими словами и понятиями, которые учащиеся уже знают.

Дополнительные сведения: Word Map/Upper Elementary Snapshots

2. Использование модели Frayer

Модели Frayer — популярный способ изучения новых слов и понятий. Дети определяют слово своими словами, затем перечисляют факты и характеристики, примеры и не примеры.

Узнать больше: Southern Fried Teachin’

3. Рисовать словарные заметки

Дети и учителя любят заметки! Вместо того, чтобы выписывать определения, попросите учащихся нарисовать набросок, в котором резюмируется каждое слово. Это намного веселее и дает детям образ для визуальной ассоциации и помогает запомнить значения.

РЕКЛАМА

Подробнее: Now Spark Creativity

4. Сопоставьте слова вместе

Сгруппируйте словарные слова вместе с несколькими другими словами с похожим значением и одним антонимом. Учащиеся определяют антоним и «перебрасывают» его в следующую ячейку, заполняя следующую группу слов. Они продолжаются до тех пор, пока рабочий лист не будет заполнен.

Узнайте больше: Reading and Writing Haven

5. Разместите стену граффити

Думайте о стене словесного граффити как о совместной стене слов. В классе разместите слова на стене и попросите детей добавить стикеры, чтобы проиллюстрировать термин (они могут использовать слова или картинки). В Интернете попробуйте такой инструмент, как Padlet или Google Slides.

Узнать больше: Digging Deeper

6. Сопоставьте слова, чтобы описать персонажа

Это отличный способ практиковать словарный запас, взятый из книг, которые вы читаете. Попросите учащихся использовать разные слова для описания различных персонажей книги, их чувств, мыслей и действий.

Узнать больше: The Sassy Apple

7. Впиши слова от А до Я

Эта словесная игра веселая и сложная, и в нее можно играть в любом возрасте. Выберите слово, а затем попросите детей придумать родственные слова для как можно большего количества букв. Это могут быть синонимы, антонимы, примеры и многое другое. Более сложные буквы приносят больше очков!

Узнайте больше: от А до Я/Lit in Focus

8. Попробуйте Flipgrid для словарной работы

Forever a Heart Heart/Twitter

Вы уже пользуетесь Flipgrid? Это идеально подходит для словарной деятельности! Попросите детей записать короткое видео для каждого слова, используя свое воображение, чтобы сделать его интересным и содержательным.

9. Соревнуйтесь в словарном запасе Опасность

Хорошая словарный запас способствует не только запоминанию определений. Вот почему нам нравится эта идея игры Jeopardy. Он исследует синонимы и антонимы и то, как слова используются в реальных предложениях.

Узнайте больше: Not So Wimpy Teacher

10. Используйте RAFT для написания словарных историй

Написание рассказа с использованием словарных слов является многолетним фаворитом, но метод RAFT дает ему новый поворот. Учащимся назначается Роль (точка зрения, с которой они будут рассказывать историю), Аудитория, Формат и Тема. Например, это может быть астронавт (Роль), который пишет открытку (Формат) своим друзьям на родине (Аудитория) о том, что они видели на Марсе (Тема). RAFT особенно хорош для детей, которые утверждают, что не знают, о чем писать.

Узнайте больше: RAFT/Teaching Writing

11. Откройте для себя силу слов

Словарные слова приобретают большее значение, когда учащиеся используют их в своей повседневной жизни. Предложите детям использовать словарный запас в разговоре и письме за пределами класса словесности. Используйте бесплатную печатную таблицу здесь, чтобы помочь им отслеживать, как часто они их используют.

12. Создавайте графические органайзеры

Красочные органайзеры, подобные этим, отлично подходят для расширения словарного запаса. Хотите перейти на цифру? Попросите детей сделать слайд-шоу, по одному слайду на слово. Они могут включать ту же информацию, но вместо того, чтобы рисовать картинку, предложите им найти в Интернете картинку, иллюстрирующую концепцию.

Узнайте больше: Графические органайзеры/Снимки верхнего уровня

13. Сосредоточьтесь на слове недели

Уделите действительно важным терминам то внимание, которого они заслуживают. Выбирайте новое словарное слово каждую неделю, а затем углубляйтесь в него день за днем.

Узнайте больше: Lit In Focus

14. Присоединяйтесь к Клубу слов на миллион долларов

Разместите список целевых словарных слов. Если учащийся использует одно из слов в классе (вне словарной деятельности), он становится членом Клуба слов на миллион долларов! Вы можете попросить их подписать свое имя на стене в классе или наградить значком онлайн. Вы даже можете превратить это в систему поощрений за домашние задания или дополнительные баллы.

Подробнее: Million Dollar Words/The Sassy Apple

15. Исследуйте оттенки значения

Это отличная идея для изучения синонимов и небольших различий, которые делают слова уникальными. Попросите полоски с образцами краски в местном хозяйственном магазине или купите набор картинок. В классе используйте эти полоски для рисования, чтобы сделать поделки для доски объявлений. Работаете в виртуальной среде? Попросите детей распечатать полоски картинок дома или использовать изображения для создания слайдов или цифровых рабочих листов.

Подробнее: Вокруг костра

16. Олицетворите слово с помощью социальных сетей

Это одно из тех словесных упражнений, которые дети захотят выполнять снова и снова! Назначьте каждому ученику слово и попросите его создать для него фальшивую страницу в Facebook, Instagram или другой социальной сети. Они могут нарисовать их от руки или заполнить шаблон, подобный этому, от учителей, платящих учителям. Разместите изображения в общем слайд-шоу Google, чтобы другие учащиеся могли использовать их для просмотра.

Дополнительные сведения: Чтение и письмо Haven

17. Разыграть словарное слово «Табу»

Цель этой игры состоит в том, чтобы один учащийся заставил своего партнера угадать слово, описав его или приведя примеры. Хитрость? Есть список дополнительных слов, которые им не разрешено использовать! Пусть другие ученики увидят карточку заранее, чтобы игроки оставались честными. (Отметьте его на доске, чтобы отгадыватель отвернулся.)

Подробнее: Обучение разговорной речи

18. Бросьте кубик для словесной деятельности

Выберите словарное слово, затем попросите ученика бросить кубик (эти виртуальные кубики удобны), чтобы увидеть, какое задание он должен выполнить.

Дополнительные сведения: Roll a Word/Lucky Little Learners

19. Напишите акростих

Напишите акростих для каждого словарного слова, используя буквы для определения первого слова в каждой строке.